История и время работы храма христа спасителя. Храм христа спасителя краткая информация

Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.

Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.

По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».

После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Храм Христа Спасителя краткая информация.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15-17). Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994-1997 годах.

Архитектура и убранство храма

Современное здание

Храм - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.
Купола Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста
Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания. 29 июля 1998 года.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

  • т. н. «верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
  • т. н. «нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Снесённое здание

По замыслу К. А. Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, а также и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах "заложенные" массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 сажень (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных сажень. Вместимость храма составляла до 7200 человек.

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя
(собор Рождества Христова)

Страна Россия
Город Москва, ул. Волхонка, 15
Конфессия Христианство (Православие)
Епархия Московская
Архитектурный стиль Русско-византийский
Автор проекта Константин Тон
Строительство 1994 год-1997 год
Основные даты:
1860 - Строительство по проекту К. А. Тона
1931 - Разрушение
2000 - Воссоздание по проекту А. М. Денисова, З. К. Церетели, М.М. Посохина
Статус Патриаршее подворье
Состояние Действующий
Сайт http://xxc.ru/

Исторический очерк

Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.



Купола Храма Христа Спасителя



Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста



Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания.
29 июля 1998 года.

Первый проект: Карл Витберг

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

- Александр I

В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.



Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).



Закладка храма на Воробьевых горах, 1817

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Второй проект: Константин Тон

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.



Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838

Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».

Сооружение храма

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма - Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора в сумме 66850 рублей в год. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари.


Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была проведена первая литургия.

Жизнь храма до 1931 года

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани) В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.


Интерьер храма, 1902 г.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма - Рождество Христово - до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. 5 (18) ноября 1917 в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России - старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий митрополита Тихона (Беллавина).

С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма, было организовано Братство Храма Христа Спасителя, которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И. Д. Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре Храма Христа Спасителя.

С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода - вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Разрушение

13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 2 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы.



Перед разрушением (1931)

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.



Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.



Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Воссоздание

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М. Посохиным, А.М. Денисовым и другими.

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.



Интерьер храма, 2009 г.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.



Скульптуры восстановленного храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», - сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы. Однако, бронзовые медальоны вместо белокаменных резных в сочетании с бронзовыми горельефами вместо мраморных совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона.

Современная жизнь храма

В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей.

24-25 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 году писатель Владимир Солоухин.

29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР, виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Литургию возглавил викарий (помощник) патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание известного хореографа и балетмейстера Игоря Моисеева.

9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

27 января 2009 года на Поместном соборе был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

19-28 ноября 2011 года - принесение Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря и массовое паломничество к нему.



Вид со смотровой площадки храма на улицу Волхонка и на Московский Кремль



Вид со смотровой площадки храма на Хамовники

Современный статус

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд Храма Христа Спасителя, который сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Образ храма в культуре

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Народный художник России Валерий Балабанов на картине «Пловец» (1976-1986) изобразил несуществующий в то время Храм Христа Спасителя в качестве отражения в бассейне «Москва». Позднее Русской православной церковью и искусствоведами эта работа стала восприниматься как пророчество о воскрешении Храма. 4 ноября 1997 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II картина была подарена художником музею воссозданного храма и включена в его экспозицию.

В современной литературе: Борис Акунин «Алтын-Толобас»

Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя (сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских - взрыв чудовищного творения) магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится - за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом.

В 2008 году Сергей Куракин написал икону «Новорусская Богоматерь», посвящённую истории храма Спасителя. В иконе отражается судьба храма в трёх исторических вехах: «Строительство» - XIX век, «Разрушение» - XX век, «Воссоздание» - вступление в XXI столетие.


Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.

Храм Христа Спасителя в Москве – из истории

Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I. 25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей - Воплощение, Преображение и Воскресение. А в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения. Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.

Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено. В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III. 12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля - придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым. С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини – храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов. Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958-1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы. В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.

Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура

Храм Христа Спасителя в Москве - самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства - 79 метров. Толщина стен - до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия. На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус. В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.

Храм Христа Спасителя в Москве – убранство

Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней - лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора. Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года. Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.

Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов

При посещении святыни женщинам лучше быть одетым в юбки и покрыть голову платками. Организованы 2 маршрута экскурсий для туристов с посещением музея, смотровой площадки и Зала Церковных Соборов, где проходят новогодние елки. Имеются экскурсии для детей. Экспозиции музея рассказывают об истории создания Святыни. Смотровые площадки (их всего четыре) доступны только группам и находятся на 4 этаже. На смотровые площадки туристы поднимаются на лифте. Отсюда открывается прекрасный вид на столицу. С одной из площадок можно посмотреть поближе на Кремль через бинокуляр. Чтобы воспользоваться этой услугой, надо приобрести жетон.
Храм Христа Спасителя в Москве больше похож на огромный музей, оформление которого рассказывает нам об истории целой эпохи российского государства и мужестве его народа. Он является мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 17. Станция метро: Кропоткинская. Время работы: - Храм открыт ежедневно с 08:00 до 17:00, кроме понедельника; - в понедельник - с 13:00 до 17:00; - музей Храма работает с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца - санитарный день. Вход в Храм и музей - бесплатный. Экскурсии проводятся только в составе экскурсионных групп, билеты можно приобрести через билетных операторов.

Храм Христа Спасителя в Москве сегодня является культурной ценностью России, ее главным достоянием и олицетворением единства, духовности, силы веры русского народа. Это не просто православный храм, это памятник павшим солдатам и мирным жителям в войне 1812 года, величественное сооружение, привлекающее туристов наравне с Кремлем.
Именно в Храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси проводит богослужения, проходят масштабные и не очень церковные форумы и осуществляются заседания Архиерейских соборов. Храм Христа Спасителя для россиян, это фактически тоже самое, что Ватикан для итальянцев.

История создания Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя в какой-то степени разрушил существовавшие ранее традиции возведения духовных сооружений. Обычно их возведение проводилось в ознаменование какого-то святого или церковного праздника, однако в данном случае было решено возвести собор в честь победы в войне 1812 года (по первоначальной задумке), но позже собор стал неким собирательным "образом", свидетельством сложнейших моментов в истории России в течение последних нескольких столетий.
Изначально по задумке архитекторов Храм должен был возводиться на Воробьевых горах. Но после тщательных исследований и оценки действующая власть в городе и специально созданная комиссия пришла к выводу, что сооружение слишком тяжелое, чтобы устанавливать его на неустойчивом почвенном слое. Все та же комиссия определила новое место возведения собора - недалеко от Кремля.
Начало строительства собора было в 1839 году. Проект был разработан известным на тот момент архитектором Константином Тоном. Завершили возведение только в 1881 году. При сталинском режиме здание было полностью разрушено, а на его месте планировалось возведение огромного Дворца Советов в центре которого должна была быть установлена скульптура Ленина. Однако данный план реализовать не удалось в связи с начавшейся Второй Мировой Войне. Окончание военных действий опустошило казну России, поэтому планам по возведению Дворца Советов реализоваться было не суждено. С точки зрения политики, строить такой грандиозный объект не имело смысла. С 1960 по 1994 года на месте бывшего собора был открытый бассейн с подогревом, работающий круглый год. К слову, вода в нем была не самого лучшего качества. Некоторые старожилы вспоминали, что в свое время, когда только начиналось строительство Храма Христа Спасителя, настоятельница женского монастыря прокляла стройку, негодуя по поводу сноса Алексеевского монастыря. По ее предсказаниям на месте собора в скором времени после его возведения должна появиться большая лужа, по которой, возможно, и подразумевался бассейн.
К строительству мемориала приступили лишь спустя двадцать семь лет после победы в Отечественной войне 1812 года.
Проект храма выбирался на конкурсной основе. Причем конкурс был международного характера. И выиграл столь оригинальное по тем меркам испытание молодой, но амбициозный архитектор Витберг. К слову, проект, предложенный им, разительно отличался от того собора, который известен сегодня нам. Конкурс проводил лично сам Александр Первый. По задумке Витберга храм, который он планировал возводить, должен был олицетворять мир, христианскую любовь, верность, разум, патриотизм, преданность родной земле и родине в целом. Архитектурный проект являлся поистине шедевральным, грандиозным. Одно только то, что Храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, говорило о многом! Какой бы чудесный вид на Москву мог открываться, если бы планам Витберга суждено было сбыться. К слову, закладка фундамента именно этого храма по проекту молодого архитектора уже началась и проходила буквально через пять лет после того, как Наполеон покинул территорию России после поражения в войне. Камнем преткновения стала смерть Александра Первого и восхождение на престол Николая Первого, который приказал стройку приостановить в связи с высокой подвижностью почв, колоссальной тяжестью здания. Как бы мог выглядеть именно тот первоначальный Храм Христа Спасителя? Во-первых, это стиль ампир, во-вторых, шикарная широкая лестница, буквально ниспадающая к берегу реки, в-третьих, грандиозные массивные колонны. Возможно, если бы Николай I не приостановил стройку, Храм-мемориал стал настоящим достоянием страны, символом России, ее визитной карточкой, как, к примеру, Собор Петра в Риме или не менее знаковые архитектурные сооружения во Франции, Италии или Испании, на которые съезжаются посмотреть миллионы туристов.
Возведение Собора длилось практически 45 лет. Закладка первого камня была проведена в 1839 году, а окончание строительства с освещением храма - в 1883 году. Храм вмещал одновременно около семи тысяч человек и отличался огромной высотой - около 104 метров, был виден практически из любого района Москвы а звон его колоколов разносился на десятки километров. Отличительной особенностью Собора являлась уникальная художественная роспись стен, выполнять которую доверили таким известным художникам, как Сурикову, Верещагину, Васнецову, Крамскому. Преимущественно это были картины на исторические и религиозные темы. В нижней части храма располагались мраморные плиты, на которые были нанесены имена героев, воевавших против Наполеона и его армии и спасших страну от французского полководца. Храм был по-настоящему грандиозен! Особой гордостью святого места была огромная библиотека с ценнейшими экземплярами книг.
После окончания строительства собор простоял сорок восемь лет, после чего в 1931 году сторонники сталинской власти приняли решение уничтожить мемориал и на его месте возвести административное здание.

Как уничтожали реликвию: горькая правда о разрушении Великого Символа России

Прежде, чем взорвать храм, у архитекторов и академиков были взяты разрешения и показания, согласно которым храм, по сути, не представлял никакой общественной значимости, ценности и не был достоянием страны. Хоть эти показания брались под реальным страхом смерти, каждый подписавшийся понимал - Храм Христа Спасителя - великая ценность России и всего русского народа, но против мнения власти идти было не принято, а кто шел - его беспощадно карали, отправляя в ссылку или расстреливая. Единственным, кто стал на защиту храма был художник Васнецов. Именно он фактически спас часть барельефов, росписей и колонн, которые отправлял в другие церкви, музеи и московские учреждения. Сложно уже сказать: правда или миф - крест, снятый с купола и скинутый на землю, не упал, а застрял на куполе в его арматуре. Работникам так и не удалось его снять, поэтому собор был взорван вместе с крестом. Есть еще один миф, а может и правда: часовня-алтарь была выкуплена у большевиков Элеонорой Рузвельт - женой действовавшего на тот момент президента США и подарена Ватикану.
Изначально храм было решено разобрать, работы в этом направлении проводились спешно на протяжении пяти месяцев. Мрамор, использованный в обрамлении собора, позже был применен для отделки станций метрополитен "Охотный ряд" и "Площадь Свердлова". Скамьи установили на станции метрополитена "Новокузнецкая". Разобрать собор до фундамента никак не получалось, слишком много времени требовала данная работа, поэтому верхушка власти приняла решение взорвать здание, что и было сделано 5 декабря 1931 года. Однако с первого раза разрушить храм не получилось. Мощный взрыв лишь содрогнул здание, что вызвало настоящий шок у наблюдавших людей, так как взрывная волна была очень большой силы, содрогнулись даже стоящие на удалении от Храма здания. Взорвать мемориал удалось только лишь со второго раза. Обломки пришлось убирать и вывозить в течение полутора последующих лет.
В те годы руководители СССР полностью отвергали религию и уничтожали по максимуму абсолютно все религиозные объекты, возводя на их месте здания, олицетворяющие коммунизм, партийность, единство народа. Вот и на месте Храма должен был появиться Дворец Советов, мощное по тем временам строение, высотой около 420 метров. По сути, это был бы самый большой и высокий Дворец Советов в СССР. Хотя некоторые даже считали, что это было бы самое высокое здание в мире на тот момент. Некоторые архитекторы уже успели прозвать Дворец "Вавилонской башне". Настоящим украшением его должна была стать гигантская статуя Ленину. Но планам по строительству дворца не суждено было исполниться - начавшаяся Вторая Мировая война внесла значительные коррективы в любое строительство в России. К моменту военных действий фундамент Дворца Советов уже был заложен, однако вскоре после начала войны его разобрали и использовали для создания сверхпрочной брони для танков Т-34.

Восстановление Храма Христа Спасителя в XX веке

Заново отстроить храм было принято в начале девяностых годов прошлого столетия. Доверить ответственную миссию решили реставратору Денисову, которым была проведена по-настоящему кропотливая, сложнейшая работа по восстановлению храма, 100% воссозданию его первоначального исторического облика. Восстанавливали буквально по крупицам, используя сохранившиеся чертежи, схемы, рисунки и обмеры. Однако между архитектором и другими ответственными лицами в ходе работы возникли разногласия, связанные с экстерьером храма, после чего Денисов был полностью отстранен от восстановления. На его место пришел Зураб Церетели, под руководством которого впоследствии и было завершено строительство. Идеи Церетели многим историкам и архитекторам показались странными. К примеру, им было решено использовать во внешней отделке стен бронзовые элементы, хотя в истории церкви не было ни одного объекта, в оформлении которого снаружи использовался бы металл. Несмотря на то, что храм был полностью достроен, это был уже абсолютно не тот храм, который построился во времена Александра I. Да, было внешнее сходство, но "внешность" - далеко не самое главное, что должно было быть в храме, возведенном вблизи Кремля сто лет назад.
Изначально храм позиционировался как мемориал павшим воинам в войне 1812 года, которую уже тогда называли Отечественной. Храм-мемориал стал продолжением стародавней традиции по возведению обетных храмов, стоящихся как символ благодарности Всевышнему за победу, а также как символ того, что в памяти будущих поколений эта победа сохранится на долгие годы.
Для восстановления Храма была создана в 1988 году инициативная группа. Основной целью и движущей мыслью группы являлась идея покаяния перед павшими в войне 1812 года. Информация о восстановлении храма распространялась публично, что в те годы было чревато наказанием сверху, так как СССР считался страной атеистичной. Однако празднование тысячелетия Крещения Руси внесло некую лояльность в политическую составляющую страны, привело к смягчению отношения государства к религии и верующим. Вообще в 1980-х годах религия отвергалась правящей партией СССР, обряды крещения были фактически под строгим запретом. Граждане шли на самые разные ухищрения, чтобы покрестить младенцев, названные крестные родители хранили в строжайшем секрете от окружающих свой новый "статус", так как распространение данной информации было чревато исключением из рядов партии и оргкомитетов предприятий, где работали крестные. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изначальная идея восстановить Храм Христа Спасителя была принята в штыки. Но сила духа народа, его сплоченность сделали свое дело и уже в 1989 году инициативная группа разрослась до большой православной общины, которая впоследствии организовала этакий "народный референдум", где фактически единогласно было принято окончательное решение о восстановлении храма, было собрано огромное по тем меркам количество подписей сторонников восстановления, с указанием адресов, контактных телефонов для связи и т.д.
Уже 5 декабря 1990 года в месте, где планировалось возведение Храма, установили гранитный камень, в 1992 году основали фонд для сбора финансовых средств и пожертвований на восстановление. Строительство началось в 1994 году, начальный этап возведения был организован за счет финансирования Военно-промышленного банка России.
Строительство храма поддержало большинство общественных групп, объединений и организаций, но несмотря на положительные стороны этой инициативы нашлись те, кто за счет выделенных средств умудрился нажиться, поэтому факты коррупции нередко всплывали в местной прессе.
Зураб Церетели значительно отошел от архитектурного проекта, созданного Денисовым. что также вызвало немало споров в дальнейшем. К примеру, белоснежные стены должны были украшать мраморные скульптурные композиции, однако Церетели заменил их бронзовыми, что уже вызвало нарекания со стороны общественности. Под сводами купола восстанавливать фрески доверили команде художника Василия Нестеренко.
Также Церетели пригласил для росписи стен внутри храма "своих" художников, рисунки которых вызвали также немало нареканий, так как не имели, по сути, какой-либо художественной ценности. Изначально должна была быть белокаменная облицовка фасада, но Церетели сделал ее мраморной, а золоченую кровлю заменил на достаточно спорное по тем временам покрытие, в основе которого был нитрид титана. Внесенные изменения существенно повлияли на изначально созданный Денисовым проект, который, к слову, полностью соответствовал Храму, возведенному сто лет назад.

Храм Христа Спасителя сегодня

Современное здание храма является самым крупным церковным объектом в России. Одновременно в нем может находиться до десяти тысяч человек. После окончания строительства храм стоял на балансе города, однако в скором времени был передан в пожизненное владение Русской православной церкви. С высоты птичьего полета храм выглядит в виде креста с равными сторонами, шириной около восьмидесяти метров. Собор достаточно высокий, его общая высота вместе с крестом и куполом равна 103 метра, что на полтора метра больше, чем Исаакиевский собор. Стены храма покрыты росписью. В общей сложности - это 22 тыс.метров. Храм Христа Спасителя - это комплекс, состоящий из нескольких зданий: Верхний храм, Нижний храм, Стилобатная часть.
В Верхнем Храме находится три престола - основной престол установлен в честь Христова Рождества, тот, что южнее - в честь Николая Чудотворца, севернее - в честь Александра Невского. Престол был освящен в двухтысячном году.
К Нижнему храму относится Преображенская церковь, построенная в связи с ранее разрушенным Алексеевским женским монастырем. В Преображенской церкви также три престола - Главный престол установлен во имя Преображения Господня, два поменьше в честь Алексия, а также Тихвинской иконы Божьей Матери. Освещение Преображенской церкви произошло в 1996 году.
Стилобатная часть включает в себя музейные помещения, залы, где проводятся церковные советы, церковные соборы. Также именно здесь предусмотрены места для трапезы обслуживающего персонала и высшего духовенства, технические и служебные помещения.

Что представляет собой внутренний дизайн Храма

В нижней части Храма отражены события войны 1812 года, если свернуть влево от западного входа, можно увидеть текстовку Высочайшего Манифеста от 13 июня 1812 года, где говорится о наступлении армии Наполеона на Россию. На мраморных досках в Нижнем коридоре Храма размещены описания семидесяти одного сражения, которые проводились на территории России в Отечественной войне 1812 года. На досках помимо описания сражений указаны: названия сражений, дата их проведения, войска, участвовавшие в них, имена раненых и убитых офицеров, общее число падших в каждом сражении. Памятные мраморные доски идут вдоль всего Нижнего коридора и завершаются на восточной стене здания Манифестом об изгнании с территории России войск Наполеона (датирован манифест 25 декабря 1812 года). Также на восточной стене Нижнего коридора можно ознакомиться с благодарственным Манифестом, адресованным народу русскому.
Южная и западные стороны Нижнего коридора украшены мраморными табличками, на которых описывается восемьдесят семь сражений за пределами России, в которых участвовали русские войска. В конце расположены доски с Манифестами о взятии столицы Франции - Парижа, свержении Наполеона и восстановлении мира в Европейских странах. Над каждой табличкой имеются сведения о святых, почитаемых в дни сражений.
В 1996 году в августе Патриарх Алексий Второй освещает Нижний Спасо-Преображенский Храм и проводит самую первую в нем литургию. Верхний Храм был открыт для посещения прихожанами 31 декабря 1999 года. Дата знаменательна тем, что уже на православное Рождество Христово была проведена самая первая торжественная литургия.
Под храмом сегодня размещена подземная парковка для автомобилей (рассчитана на 300 машиномест).

Духовные ценности, хранящиеся сегодня и привозящиеся в Храм

В 2004 году были перенесены в Храм мощи святителя Филарета - митрополита Московского. Первоначально его мощи покоились в Троице-Сергиевской Лавре. На сегодняшний день мощи покоятся в раке в южной стороне Царских врат в Верхнем храме.
Ежегодно в Храме выставляются для прихожан мощи великих православных святых и реликвии. В 2011 году в Храм хранился Пояс Пресвятой Богородицы, который на время перенесли из Ватопедского монастыря. В 2013 году был выставлен крест Апостола Андрея Первозванного. Дары Волхвов, привезенные из монастыря Святого Павла (Греция), хранились в Храме Христа Спасителя целую неделю после православного Рождества Христова в 2014 году. К слову, Дары Волхвов были впервые вывезены за пределы Греции для массового поклонения. В этот период Храм посетили сотни тысяч паломников со всей России и ближнего зарубежья.
Постоянно находятся в Храме Христа Спасителя такие церковные реликвии, как:
- частица Ризы Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы;
- глава святителя Иоанна Златоуста;
- частица мощей апостола Андрея Первозванного;
- частицы мощей святителей Ионы, Петра (митрополиты Московские);
- частицы Александра Невского, преподобной Марии Египетской;
- частицы мощей князя Михаила Тверского;
- полотна художника Верещагина;
- чудотворные образы Божией Матери Смоленской-Устюженской, Владимирской Божией Матери;
- привезенная из Вифлеема Патриархом Алексием Икона Рождества Христова;
- список с чудотворной иконы "Мадонна ди сан Лука", который был привезен из Италии (город Болонья), а также много других церковных православных реликвий, так ценящихся верующими и прихожанами.
Настоятель Храма Христа Спасителя - Партиарх Московский и всея Руси - Кирилл.

Закладка храма была произведена 12 декабря 1817 года на Воробьевых горах между Смоленской и Калужской дорогами. Но этот проект, задуманный в величественных классических формах, так и не был реализован – указом Сената от 11 мая 1827 года строительство было прекращено.

Проведенный в 1829 году второй конкурс не дал ожидаемого результата, и в 1830 году Николай II передал проектирование храма К.А. Тону, которому удалось гармонично соединить идею храма с его обликом и достойным местоположением – территорией Алексеевского монастыря. В 1837 году была назначена Комиссия по сооружению храма, через год начались строительные работы.

Сооружение храма Христа Спасителя стало для Москвы знаменательным событием: его архитектура провела четкую грань меж двух эпох в архитектуре Москвы – уходящего классицизма в варианте послепожарного московского ампира и зарождения русского стиля для обновления исторического центра Москвы.

Использовав в проекте тип традиционного пятикупольного храма с характерным позакомарным покрытием, восходившим к византийским образцам, Тон дополняет его рядом элементов, которые ассоциировались только с московскими прототипами XV-XVI веков. Это и килевидная форма закомар, и аркатурно-колончатый пояс на уровне окон второго яруса, и, наконец, опоясывающая основной объем храма, повторяющая форму равноконечного креста плана, обходная галерея, превращенная из традиционного гульбища в Музей войны 1812 года. И если символики форм в неосуществленном проекте Витберга опиралась на христианское вероучение, то в тоновском проекте программно и определенно заявлена тема национального храма-памятника, храма-музея и обетного храма, возведенного в освященном обычаем месте – в центре Москвы, рядом с древним Кремлем.

Массивный кубовидный объем храма, грандиозность которого обусловлена близостью Кремля, получил одинаковое оформление по четырем своим фасадам: их отличает лишь тематика скульптурного убранства. Фасады снаружи декорированы 48 рельефами, авторами которых были скульпторы А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, П.К. Клодт. Рельефы, украшающие двери порталов собора исполнены по моделям Ф.П. Толстого.

Внутренняя отделка храма производилась по новому проекту, работу над которым возглавили сменившие ушедшего в отставку Тона архитекторы А.И. Резанов и Л.В. Даль. Обратившись к традиционной, «поясной» схеме росписи древнерусских храмов, они подчинили ее соразмерности архитектурных членений, отказавшись от типичного для классицизма декора с использованием ордерных элементов. Сюжетные композиции вписывались в орнаментальные обрамления, подчиненные формам, линиям и абрисам предназначенных для живописи поверхностей стен. В орнаментальной разбивке стен храма были использованы разные породы мрамора и декоративная роспись. Сюжетные композиции, повествующие о земной жизни Христа, расположенные выше уровня хор, исполнили художники А.Т. Марков, И.Н. Крамской (главный купол), П.В. Басин и Н.А. Кошелев (центральный барабан, своды малых куполов), Ф.А. Бруни и П.С. Сорокин (паруса и клиросы), В.В. Верещагин (ниши в основании четырех пилонов), а также Г.И. Семирадский, В.Д. Фартусов, В.Е. Маковский и др.

Иконостас, представляющий собой уникальную композицию в виде мраморной восьмигранной часовни, увенчанной золоченым бронзовым шатром, располагался по оси главного входа в восточной части основного креста храма. Его высота вместе с шатром составляла 26,6 м. Иконы на Царских вратах и в четырех ярусах иконостаса были написаны, в основном, Т.А. Неффом. Часовня одновременно служила иконостасом и играла роль надпрестольной сени.

Основной объем храма опоясывала двухъярусная галерея, в первом этаже которой был устроен музей. На его стенах разместились 177 мраморных плит; на их поверхности были высечены сведения об основных событиях военных действий 1812 года, высочайшие приказы, рескрипты и увековечены имена воинов – защитников Отечества. Во втором ярусе, на хорах, разместились дополнительные престолы храма.

5 декабря 1931 года храм был взорван. Некоторое количество фресок было снято и передано в Третьяковскую галерею. Несколько горельефов с фасадов храма переданы в Музей архитектуры (вмонтированы в стены Донского монастыря). В 1990 году начато его восстановление, при строительстве были использованы хранящиеся в Музее архитектуры чертежи Тона и его помощников. Новый храм был воздвигнут на огромном стилобате, внутри которого разместился нижний храм во имя Св. Николая Мирликийского, Музей храма Христа Спасителя и зал церковных соборов. Вновь построенный храм был освящен в 2000 году.