Княжение рюрика. Правление рюрика, полулегендарного древнерусского князя

Биография князя Рюрика.

Так как жил и правил Рюрик уже очень давно, то осталось мало информации о его рождении и семье. Дата его появления на свет точно не установлена. Годы его правления принято считать с 862 по 879 . Рюрик был выходцем из варяг. И когда в Новгороде начались междоусобицы местные жители позвали его их прекратить. Он стал родоначальником всемирно известной династии Рюриковичей. Сам великий русский Рюрик был язычником.

По летописям у Рюрика было еще два брата, одного звали Трувор, а другого Синеус. Когда Рюрик взял бразды правления в Новгороде, его братья начали княжить в других городах. В Белоозере – Синеус, а в Изборске – Трувор. В некоторых исторических источниках пишется о том, что у Рюрика братьев вообще не существовало. До 860 года Рюрик был предводителем варяжской дружины. До пришествия в Новгород Рюрик правил в Ладоге. Умер Рюрик в 879 году, после его смерти править начал князь Олег.

Правление князя Рюрика.

Внутренняя политика князя Рюрика.

Внутренняя политика Рюрика была направлена на то, чтобы укрепить границы государства и защитить их от врагов, а так же расширить эти границы. За период княжества Рюрика он сумел присоединить Ростов, Смоленск и Муром к своим землям.

Чтобы обезопасить свои южные границы Рюрик подписывает мирный договор с правителями Киева Аскольдом и Диром. С 866 по 870 год Аскольд нападает на северные земли, входящие в состав Новгорода, но в конечном итоге Рюрик разбивает их армию, но захватывать Киев он не стал. В последние годы своего правления все усилия Рюрика были направлены на заключение мира с западными странами, которые были воинственно настроены против Киева.

Внешняя политика князя Рюрика.

Рюрик был очень умелым руководителем, он огородил свои земли с юго-восточной и северной части от вражеских вторжений и поэтому его жители не знали войн. Постепенно он начал подчинять себе фино-угорские племена. Рюрик во времена своего правления в Восточной Европе, в северной ее части восстановил мир между племенами. На его попечительстве была часть торговли Балтийско-Волжского пути. Благодаря этому он наладил обмен товарами между Булгарией, Скандинавией и Арабским Халифатом.

Рюрик положил начало Российской Монархии, он был умелым руководителем и за времена своего правления укрепил государственность.

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом.

Призвание варягов
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей, покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
]Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Герб Рюриковичей некоторые исследователи трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век

Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)


Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киев.

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Рюрик и его братья

Рюрик и его братья

Конунг Рюрик и его братья (или более дальние родственники) согласились на условия славянских вождей, и вскоре Рюрик прибыл в Ладогу – первый известный город на Руси, и «сел» в ней «владеть». Синеус устроился на севере, в Белоозере, а Трувор – на западе, в Изборске, где до сих пор сохранился холм – «Труворово городище». После смерти младших братьев Рюрик стал «владеть» всеми землями один. Принято считать, что Рюрик (Рёрик) был мелким датским конунгом (князем) с берегов Северного моря, одним из многих викингов-завоевателей, которые на своих стремительных кораблях – дракарах совершали набеги на страны Европы. Целью их была добыча, но при случае викинги могли захватить и власть – так произошло в Англии, Нормандии. Славяне, торговавшие с викингами (варягами), знали, что Рюрик – опытный воин, но не очень богатый владетель и что его землям постоянно угрожают сильные скандинавские соседи. Неудивительно, что он охотно откликнулся на заманчивое предложение послов. Обосновавшись в Ладоге (ныне Старая Ладога), Рюрик затем поднялся по Волхову к озеру Ильмень и заложил новый город – Новгород, завладев всеми окрестными землями. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «русь», первое значение которого – воин-гребец на скандинавской ладье. Потом так стали называть дружинников-варягов, служивших у конунгов-князей. Затем имя варяжской «руси» было перенесено сначала на Нижнее Поднепровье (Киев, Чернигов, Переяславль), где обосновались варяги. Еще долго жители Новгорода, Смоленска или Ростова говорили, отправляясь в Киев: «Поиду на Русь». А затем, уже после того, как варяги «растворились» в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. Так, в договоре с греками в 945 г. владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей».

Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Рюрик Русская княжеская династия, согласно летописи («Повесть временных лет»), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам, а северные славянские и некоторые финские

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Рюрик Все знают, что новгородцы призвали Рюрика. В этом знании есть два темных места: наличие в то время Новгорода и личность Рюрика.В «Повести временных лет» призвание Рюрика относится к 862 году. Но в то время Новгорода как укрепленного поселения на месте детинца ещё не

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Скандальные «братья…» («Братья Карамазовы») Фильм «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому стал последним в карьере кинорежиссера Ивана Пырьева. Он приступил к работе над ним весной 1967 года, а осенью планировал закончить все работы. Однако в самом начале октября Пырьев

Из книги Хан Рюрик: начальная история Руси автора Пензев Константин Александрович

Рюрик Сообщение ПВЛ от 862 года является основный аргументом в куцем перечне норманнистских «доказательств». Посмотрим, что сообщают по этому поводу различные списки русских летописей. Можно было бы обойтись каким-либо одним сообщением, но увы, не все так просто, и об этом

Из книги От Византии до Орды. История Руси и русского Слова автора Кожинов Вадим Валерианович

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Рюрик С пышными торжествами, с крестным ходом и военным парадом, под пушечный салют, в присутствии всей императорской семьи 8 сентября 1862 года в Новгороде был открыт один из самых красивых и значимых памятников нашей страны. Он удивительно гармоничен и является, наверное,

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Рюрик (862–879) Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Рюрик - тезка Противоречия и несообразности летописи приводили даже крупных историков к неубедительным гипотезам. Действительно, вначале платили дань варягам, потом выгнали варягов, но тотчас же вслед за этим попросили их «владеть нами»? Несуразица явная. И потому В. О.

Из книги Русь богатырская. Героический век автора Кожинов Вадим Валерианович

Гостомысл и Рюрик Обратимся теперь к Северной Руси. Город Ладога (иначе - Невогород) в устье Волхова, вблизи озера Нево (Ладожского) возник раньше Киева, - вероятно, еще в середине VIII века, но начал играть «государствосозидающую» роль позднее; сначала он являлся узловым

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

РЮРИК Русская княжеская{1}династия, согласно летописи{2}(«Повесть временных лет»{3}), берёт свое начало в Новгороде. Из той же летописи мы узнаём, что приднепровские славяне были вынуждены начиная с VIII в. подчиняться хазарам{4}, а северные славянские и некоторые финские

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Рюрик - тезка Противоречия и несообразности летописи приводили даже крупных историков к неубедительным гипотезам. Действительно, вначале платили дань варягам, потом выгнали варягов, но тотчас же вслед за этим попросили их «владеть нами»? Несуразица явная. И потому

Из книги Тысячелетие России. Тайны Рюрикова Дома автора Подволоцкий Андрей Анатольевич

Глава 2. «…ТАК БЫЛ ЛИ РЮРИК?» Этот вопрос не праздный, ибо о происхождении Рюрика историкам практически ничего достоверно не известно, что позволяет некоторым из них объявить его не исторической, а легендарной личностью - по примеру князя Кия.Существует несколько версий

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Рюрик В год 6370 (862)Об основателе первой русской великокняжеской династии известно очень немногое. Некоторые ученые считают, что это знаменитый пират Рорик Ютландский, вассал императора Лотаря и правитель Южной Ютландии и Фрисланда (современные Дания и Голландия).

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.1. А был ли Рюрик? В небольшом уютном Приозерске, городе на берегу Ладожского озера в Ленинградской области, никто не сомневается в том, что первый российский самодержец нашел свое последнее пристанище где-то в окрестностях.В Старой Ладоге, в первой каменной крепости и

Из книги История руссов. Варяги и русская государственность автора Парамонов Сергей Яковлевич

III. Об имени Рюрик Имя Рюрик, ныне доминирующее во всех исторических источниках, имело, однако, и другие начертания, например, Рурик (в некоторых местах летописи), что может быть принято просто за описку или отражение фонетики переписчика.Однако в Хронографе б.

Из книги Русь Мiровеева (опыт «исправления имен») автора Карпец В И

ИТАК, РЮРИК… В «Книге Степенной Царского родословия», составленной в XVI веке митрополитом Афанасием по прямому «заказу» Грозного Царя, о происхождении Рюрика и его Дома рассказывается так:«Жезлом же прообрази в Руси Самодержавие Царское скифетроправление, иже начася от

Приход Рюрика на Русь

Достоверная информация об истории Руси до Рюрика крайне скудна. А те факты, что известны, часто не имеют однозначной интерпретации. На трактовку сведений серьезное влияние оказывает и то, приверженцами какой из теорий, норманнской или антинорманнской, является ученый, работающий с ними.

Норманисты предполагают, что возникновение у славян государства связано с приходом на их территории варягов. Приверженцы антинорманнской теории, напротив, полагают, что в тот период у славян уже существовало государство.

Споры историков, впрочем, могут продолжаться бесконечно. Скудность исторического материала, относящегося к тому времени не позволяет с большой долей вероятности даже установить, кем был Рюрик, к какому принадлежал этносу. Теорий о его происхождении не мало. И все они в большей или меньшей степени вероятны. Осложняют исследования ученых и проблемы, связанные с прочтением древнерусских летописей. К примеру, сегодня не представляется возможным установить, что же подразумевалось под словом русь? Род Рюрика или его племя?

Необходимо отметить и то, что у многих ученых сомнение вызывает и само существование легендарного князя, а не только происхождение Рюрика. Но и между теми, кто уверен в его существовании немало разногласий. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами – викингами и видят доказательство своей правоты в схожести имени Рюрик с латинским словом, обозначающим «король» - «rex» . Соответственно, антинорманисты полагают, что первый князь славян происходил из племени «ререгов» (соколов), известных сегодня и под названием ободриты.

Согласно легенде, Рюрик был призван на княжение не сумевшими договориться между собой племенами кривичей, чуди и ильменских словен. Призвание Рюрика имело определенную, вполне четкую, цель прекратить раздоры между знатью славянских племен. В «Повести временных лет» говорится о том, приход Рюрика на Русь состоялся в 862 г. Рюрик пришел в Новгород не один, а с Синеусом и Трувором. Но, и тут далеко не все просто. Некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось вовсе не в Новгороде, а в Старой Ладоге. А Новгород был построен князем немного позднее – через два года. Некоторые современные археологические находки способны подтвердить версию. Братья Рюрика, опять же, согласно версии летописи, тоже правили славянскими землями. У кривичей – Трувор, а Синеус – в Белоозере. Однако скоро Рюрик стал единоличным правителем всех земель – после гибели обоих братьев. Существует версия, что князь Рюрик пришел вовсе не с двумя братьями, а со своим родом (синеус) и верной дружиной (трувор).

Информации о том, каким было правление Рюрика у нас очень мало. Существуют только краткие летописные упоминания, из которых ясно, что политика Рюрика привела к некоторому укреплению границ, строительству новых городов. Так же, упоминают летописцы о мятеже Вадима Храброго в Новгороде и его подавлении воинами Рюрика. Даже из столь скудных фактов можно сделать некоторые выводы. Ученые уверены, что властвование Рюрика привело к централизации власти. Это - то немногое, что знают историки о Рюрике биография которого сегодня известна по летописям и легендам. После смерти Рюрика (предположительно 879 г.) его владения унаследовал сын. Позднее сын РюрикаИгорь станет князем киевским.

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов – событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов – Рюрик, Синеус и Трувор - пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор – в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим – в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.


Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз – с центром в Новгороде, а также Южный – со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».