Основные теоретические направления современной социальной психологии. Основные направления социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно моложе истории так называемого "социально-психологического мышления". Потребность осознать характер совместной деятельно­сти, форм общения, складывающихся в ней, так же стара, как и сама совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что уже на заре человечества люди, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, каким-то образом пытались объяснить и использовать их.

Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому “заражению”, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины - относительно молодая отрасль знания.

В развитии социальной психологии правомерным представляется выделение следующих основных этапов ее развития.

1. Описательный этап (VI век до н.э. - середина ХIX века).

На этом этапе происходит постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить движущие силы человеческого поведения и развития личности в обществе. Так, в древневосточном учении – даосизме – утверждалось, что человеческое поведение предопределяется законом "дао". Путь человека определен судьбой, поэтому главное для человека – сохранять спокойствие и достойно подчиняться судьбе, осуществляя личностный рост. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматриваются проблемы врожденности или приобретенности различных социально-психологических свойств.

В античной философии можно выделить две линии анализа соотношения человека и общества. Линию социоцентризма и линию эгоцентризма. Линия социоцентризма представлена, например, в произведениях Платона (диалоги "Государство" и "Законы"), где он высказал "коллективистское", общественно-центристское суждение: общество – это независимая переменная, а индивид – зависимая от него переменная величина. Социум, таким образом, стоит над индивидом. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении впоследствии стала достаточно распространенной в зарубежной социальной психологии.

Представителями линии эгоцентризма индивид рассматривался как источник всех социальных форм, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате «О политике» говорил о том, что человек по природе своей – животное политическое, а общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.

В средние века и эпоху Возрождения индивидуализм развивался в рамках христианства. При этом изучались следующие вопросы: что движет человеком, чему подчинено возникновение и образование внутренней структуры общества. Продолжение темы находит отражение во взглядах представителей науки эпохи Возрождения. Т. Гоббс ("Левиафан",1651) видит эту движущую силу в стремлении человека к власти и личной выгоде.

Адам Смит называл движущими силами хозяйственной и общественной жизни "симпатию" и стремление к удовлетворению собственных интересов. Подчеркивая одновременно роль социаль­ного окружения, он задолго до современных исследователей писал («Теория моральных чувств», 1752), что отношение индивида к себе, его самооценка зависят от зеркала, функцию которого выполняет общество.

Социоцентризм находит выражение в представлениях Н. Макиавелли, Дж. Вико, П.Ж. Прудона и других авторов. Так, согласно взглядам Н. Макиавелли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм ("организм"), регулирующий социальную активность индивида. Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеций. В своих работах «Об уме» и «О человеке» он подчеркивал роль общественной среды в воспитании человека, а также роль сознания и страстей, потребностей, желаний индивида в развитии общества.

В работах немецкого философа Гегеля можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассматривал смену характеров людей в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. В свою очередь, особенности таких устойчивых образований, как религия и государство оказываются следствием тех или иных изменений в особом психологическом образовании – «духе народа».

2. Этап становления социально-психологического знания (60-е годы XIX в. – 20-е годы XX века).

Данный этап характеризуется появлением первых социально-психологических теорий, таких как "психология народов" М. Лацаруса и Г. Штейнталя, "психология масс" Г. Лебона и С. Сигеле, теория "инстинктов социального поведения" У. Мак-Дауголла. К этому времени (середина XIX века) можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к общественной жизни общества. Большое развитие получило языкознание. Его необходимость была вызвана теми процессами, которые происходили в капиталистической Европе - бурное развитие капитализма, умножение экономических связей между государствами, что вызывало к жизни огромную миграцию населения. Остро встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и, соответственно, проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Своими силами языкознание не могло решить эту проблему.

К этому времени значительные факты были накоплены в области антропологии, этнографии и археологии, которые для своей интерпретации, объяснения и учета связи продуктов культуры с особенностями мышления людей того времени, их традиций нуждались в услугах социальной психологии. Успехи, а вместе с тем и затруднения характеризуют и состояние криминологии: развитие капиталистических отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Такая картина позволила американскому социальному психологу Т. Шибутани сделать вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.

В еще более определенной форме потребность в возникновении социальной психологии проявила себя в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии - социологии и психологии. В развитии психологии характерным было ее развитие преимущественно как психологии индивида. Однако требовался новый подход в объяс­нении человеческого поведения, не сводимый к детерминации его индивидуально-психологическими факторами. Социология сама выделилась в самостоятельную науку в середине XIX века. Ее родоначальником считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала стремилась строить объяснение социальных фактов, обращаясь к законам психологии, видя в специфике общественных явлений психологическое начало. В дальнейшем оформляется особое психологическое направление в социологии (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), сводящее законы социального к законам коллективной психики. Эти взаимные устремления реализовались в сере­дине XIX века и дали жизнь первым формам собственно социально-психологического знания.

Таким образом, можно выделить два фактора, способствующих возникновению первых социально-психологических учений:

а) развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер);

б) логика развития науки.

Из всего разнообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три наиболее важные: психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения.

Психология народов . Данная теория сформировалась в середине XIX века в Германии. Теоретическими источниками ее возникновения явились учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психология Гербарта.

Непосредственными создателями психологии народов явились философ Морис Лацарус (1824–1903) и языковед Гейман Штейнталь (1823–1893). Они утверждали, что существует некая сверхиндивидуальная душа, подчиненная сверхиндивидуальной целостности. Эту целостность представляет народ или нация. Душа индивида является ее несамостоятельной частью, то есть она причастна к народной душе. В качестве программы и задачи психологии народов в своей статье "Вводные рассуждения о психологии народов" (1859) авторы предлагали "познать психологически сущность духа народа и его деяния, открыть законы, по которым... протекает... духовная деятельность народа... а также основы возникновения, развития и исчезновения специфических черт, свойственных народу".

Обширные материалы («Психология народов» в 10-и томах) на тему психологии народов были собраны в течение следующих четырех десятилетий немецким ученым Вильгельмом Максом Вундтом (1832–1920), который считал, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Объектом психологического исследования, по его мнению, должны стать три большие области, которые своим содержанием «превышают объем индивидуального сознания», но в то же время охватывают три основные проблемы с психологии народов: язык, мифы, обычаи. Собранные воедино, они представляют собой духовные продукты исторического развития целого народа. Однако В. Вундт так же, как М. Лацарус и Г. Штейнталь, не смог объединить довольно расплывчатые положения в удовлетворительную психологическую теорию. Вместе с тем, им был поставлен принципиальный вопрос о том, что существует нечто надиндивидуальное, характеризующее психологию группы и определяющее индивидуальное сознание людей.

Психология масс . Данная теория решала вопрос о взаимоотношении личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX века. Ее истоки были заложены в концепции подражания Габриэля Тарда. Г. Тард, занимаясь исследо­ванием различных явлений, натолкнулся на следующую проблему: эти явления не могли быть удовлетворительно объяснены в рамках интеллектуалистических воззрений академической психологии. Поэтому он обратил внимание на аффективные (т.е. иррациональные) элементы социального поведения людей, которые до того времени не были предметом изучения. На создателей "психологии масс" оказали влияние два положения работы Г. Тарда "Законы подражания", 1890, а именно – мысль о роли подражания и внушения и иррационализм в объяснении социального поведения. Феномены, наблюдаемые Г. Тардом, касались в основном поведения человека в толпе, в массе. В психологии под толпой понимается бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Объясняя иррационализм толпы, Г. Тард обращается к следующему утверждению: индивид действует сознательно, масса – неосознанно. Люди, собираясь в группу, находятся в состоянии взаимного внушающего воздействия. В данных условиях процесс внушения приобретает характер заражения. Этому способствуют одинаковые для многих людей аффекты и настроения. Эти факторы служат своего рода объединяющей силой в рядах разнородной массы. В условиях массы начинает действовать механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся индивидов, объясняемый посредством внушения (идеи, нашедшей эмоциональный отклик у толпы) и распространения бессознательного эмоционального переживания волнующих событий. К способам психического воздействия добавляется подражание. Подражание, по мнению Г. Тарда, представляет собой самое раннее эмоциональное чувство привязанности, общности с тем, кому подражают (ребенок – родители). Система подражательных действий является основой формирования социальных отношений в обществе.

Непосредственными создателями "психологии масс" являются итальянский юрист С. Сигеле (1868–1913) и французский социолог Гюстав Лебон (1841–1931). Специалист в области уголовного права С. Сигеле видел источники преступлений в иррациональной динамике действий, которая проявляется в массовых ситуациях ("Преступление массы", 1895). С. Сигеле даже добился введения дополнительных статей в итальянское законодательство, смягчающих наказание, если преступление было совершено в массовых условиях. Основным аргументом было то, что, действуя в массе, человек теряет способность сознательно и разумно управлять своим поведением, следовательно, все деяния совершаются в состоянии аффекта.

В это же время Г. Лебон в работе "Психология народов и масс" (1895) изложил суть концепции, сводившейся к следующему. Всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведе­ния человека в массе являются:

1. Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает над натиском страстей, охвативших всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.

2. Резкое преобладание чувств над интеллектом, что приводит к легкой подверженности различным влияниям.

3. Утрата интеллекта и отказ от логической аргументации. Интеллект массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц.

4. Утрата личной ответственности, ведущая к отсутствию контроля над страстями.

Г. Лебон делает вывод: масса всегда хаотична, неупорядочена, поэтому ей всегда нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Эти идеи были приняты на вооружение официальной идеологией в ее противостоянии на рубеже XIX – XX веков набиравшему силу революционному движению масс. Не имея в дальнейшем прямого теоретического продолжения, психология масс, тем не менее, представляет большой интерес для современной социальной психологии.

Теория инстинктов социального поведения

Основатель теории - английский психолог Уияльям Мак-Дауголл (1871-1938). Работа Мак-Дауголла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г. и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном статусе. Следует отметить, что в этом же году в США вышла книга социолога Э. Росса "Социальная психология". Однако за одиннадцать лет до этого были опубликованы "Исследования по социальной психологии" (1897) Дж. Болдуина, которые также могли бы претендовать на «звание» первого систематического руководства по социальной психологии.

Мак-Дауголл в своем "Введении" ставил целью систематическое исследование движущих сил, которым должно подчиняться поведение человека, особенно его социальное поведение. По его мнению, общей причиной социального поведения выступает свойственность стремления человека к цели ("гормэ"), которая реализуется в качестве инстинктов, имеющих врожденный характер. Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения – наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (рецептивной, воспринимающей) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления, центральнойчасти (эмоциональная), благодаря которой мы испытываем эмоциональное возбуждение при восприятии, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы и явления.

Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Мак-Дауголл перечислил шесть пар связанных между собой инстинктов и эмоций:

Инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх;

Инстинкт бегства и чувство самосохранения;

Инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость;

Инстинкт приобретения и чувство собственности;

Инстинкт строительства и чувство созидания;

Стадный инстинкт и чувство принадлежности.

Из инстинктов, по его мнению, выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, общественные процессы (в первую очередь война).

Итоги второго этапа определяются тем, что в течение этого времени были выделены и четко поставлены такие вопросы, как вопрос о соотношении индивидуального и группового сознания, о движущих силах социального поведения. Выделению социальной психологии в особую и самостоятельную область научного знания и практики способствовало и то, что ни одна из существующих наук (прежде всего психология и социология) не могли самостоятельно дать исчерпывающий ответ на данные проблемы. Вместе с тем, известная слабость позиций социальной психологии объяснялась отсутствием на тот момент сколько-нибудь значительного эмпирического материала. Поэтому следующий период в ее развитии не мог быть никаким другим, кроме экспериментального.

3. Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии (с 20-х гг. ХХ века по настоящее время).

Данный этап характеризуется попытками выяснения отношения социально-психологических явлений к эксперименту, накоплением большого количества фактов, попытками объединить и объяснить их в рамках определенных теорий. В свою очередь, в нем можно выделить следующие периоды:

Период безраздельного господства эксперимента (20-е – 40-е гг.);

Период, характеризуемый попытками пропорционального развития теоретического и экспе­риментального знания (50-е гг. XX в. по настоящее время).

В качестве первых вех развития экспериментальной социальной психологии можно выделить:

Первый шаг социальной психологии в лаборатории - исследование Н. Трипплета о динамогенных факторах в кооперации (1897);

Первый шаг в "поле" - исследование Е. Старбака "Психология религии" (1899);

Первая работа прикладного характера - работа Г. Джейла о психологии рекламы (1900).

Серию блестящих экспериментальных исследований провел в 30-40-е гг. ХХ века со своими сотрудниками Курт Левин, эмигрировавший в 1933 году из Германии в основанном им Центре по изучению групповой динамики при Массачусетском университете.

В нашей стране в начале ХХ века социально-психологические идеи разрабатывали Г.И. Чел­панов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский (одним из первых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека), Л.С. Выготский и др.

С предложением создать особую науку рефлексологию выступал выдающийся физиолог Владимир Михайлович Бехтерев. Рефлексология – естественно-научное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в России, связанное с деятельностью В.М. Бехтерева и его сотрудников и близкое по своей сути к бихевиоризму. Решением социально-психологических проблем, по мнению В.М. Бехтерева, должна заниматься определенная отрасль рефлексологии. Эту отрасль он назвал «коллективной рефлексологией», а предметом ее изучения считал поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. В ряде своих экспериментальных исследований В.М. Бехтерев установил (совместно с М.В. Ланге и В.Н. Мясищевым), что группа способствует более продуктивной деятельности, влияя на индивидуальную психику ее членов.

В ходе дальнейшего развития отечественной психологии в качестве теоретических предпосылок формирования социально-психологической практики выступили идеи о культурно-исторической детерминации психики, опосредованности индивидуальной психики условиями пребывания в коллективе (Л.С. Выготский), единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

В настоящее время особенностями отечественной социальной психологии является рассмотрение проблем личности, группы, общения на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью, при условии, что указанная деятельность опосредует всю систему внутригрупповых процессов.

Второй период рассматриваемого этапа развития социальной психологии совпадает с периодом, наступившим после окончания Второй мировой войны. Общая тенденция характеризуется попытками социальных психологов нахождения оптимального соотношения теории и эксперимента. Возникают и развиваются следующие основные направления в современной социальной психологии : психоанализ, когнитивистская ориентация (объединяет теорию поля и гештальттеорию), необихевиоризм, интеракционизм. Усиливается различие между западной европейской и американской моделями социальной психологии. В предложенной ниже таблице 1 даны итоги сравнительного анализа западноевропейского и американского подходов в социальной психологии, сложившиеся к последней четверти ХХ века (М.С. Кассем).

Таблица 1

Сравнительный анализ западноевропейского и американского подходов в социальной психологии

Критерий для сравнения

Западная Европа

Микроанализ (поведенческий)

Макроанализ (структурный)

Сфера исследования

Психология организации; человек в организации

Социология организации; ор­ганизация в обществе; органи­зация в целом

Люди: их потребности и установки, события внутри системы (организация)

Взаимодействие системы (ор­ганизации) с окружающей сре­дой

Ориентация

Функциональная (ориентация на процесс)

Структурная

Лабораторный эксперимент, опросы, наблюдение, лонгитюдные исследова-ния, исследование отдельных (единич­ных) объектов

Сравнительный анализ исследо­ваний

Идеология

Представление об обществе как гармо­ничном, сохраняющем статус-кво (кон­серватизм)

Представление об обществе как конфликтной динамичной сис­теме

Основная ориентация ведущих исследователей

Практическая теория, связь со школами бизнеса, тесное взаимодействие с дело­выми кругами, технический подход

Абстрактная теория, связь с факультетами социологии, эпи­зодические контакты с де­ловыми кругами, стремление развивать теорию

Примеры приме-нения подходов:

а) организация труда

б) развитие

Обогащение труда; неофициальное уча­стие в управлении

Процессуальный, «человеческий» фактор

Совершенствование социотех­нической системы;

Демократия производственного управления; технологи­ческий структурный фактор

Отличительными чертами современного периода развития социальной психологии являются:

1. Двойственный характер статуса социальной психологии. Данное положение, отражающее особенности предмета социальной психологии как науки, закреплено в США, например, еще и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри американской психологической, так и внутри американской социологической ассоциаций.

2. "Смешение" школ и направлений как по используемой ими терминологии, отражающей теоретическое понимание природы человека, так и по преобладающей проблематике исследова­ний. Например, типичный термин бихевиоризма "научение" представлен и в других теориях, например, в когнитивизме. Термины психоанализа "агрессия" и "подражание" получили новое значение в работах Миллера и Долларда - представителей бихевиоризма.

3. Отказ от крупных (общих) теорий и переход к средним. Нечеткость решения основного вопроса, а именно – проблемы понимания природы человека, характера его взаимоотношения с социальным окружением, влечет за собой неясность в понимании места и значения получаемых экспериментальных данных. В итоге "конвертируемость" этих данных, получаемых представите­лями "средних" теорий, обеспечивается лишь в пределах узкого круга рассматриваемых проблем.

Таким образом, социальная психология, начиная с 20-х годов ХХ столетия, набрала силу как научная дисциплина, проведены многочисленные исследования малых групп, аттитюдов (30–40-е годы), проблемы социальной перцепции (60-е годы). Вместе с тем, проблема больших групп выпала из внимания социальных психологов и практически исключена из их исследований. Наметившиеся критические тенденции в социальной психологии направлены на поиск новых форм взаимоотношения теории и эксперимента, уточнение предметной сферы социально-психологической науки и практики. К социально-психологическим теориям, реализующим новый подход к пониманию образа социальной психологии, относятся культурологические концепции С. Московичи (концепция социальных представлений), Г. Тэджфела (концепция межгрупповых отношений и теория социальной идентичности), а также этогенетический подход Р. Харре.

К основным теоретическим ориентациям (или течениям), представляющим современное лицо зарубежной социальной психологии, относятся: необихевиоризм, когнитивная психология, психоаналитическое направление и интеракционизм (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика основных направлений в современной социальной психологии

Название направления

Основные взгляды и

круг рассматриваемых проблем

Теории и представители

направления

Когнитивная ориентация

Объяснение социального пове­дения через систему познава­тельных про­цессов и установле­ние баланса ког­нитивных струк­тур. Человеческое поведе­ние определяется характером проте­кания познавательных процес­сов

1. Теория структурного баланса
(Ф. Хайдер)

2. Теория коммуникативных актов (Т. Ньюком)

3. Теория когнитивного диссо­нанса (А. Фестингер)

4. Теория конгруэнтности
(Ч. Ос­гуд, П. Танненбаум)

Необихевиоризм

Основная проблема - научение. Через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Человек – совокупность вербальных и двигатель­ных реакций на внешние воз­действия (стимулами), в каче­стве кото­рых могут выступать другие люди

1. Теория агрессии и подража­ния (Н. Миллер, Доллард)

2. Теория диадического взаи­модейст­вия (Д. Тибо, Г. Келли)

3. Теория социального обмена
(Д. Хоманс)

Психоанализ

Все формы культуры и социаль­ной жиз-ни сводятся к проявле­ниям первичных вле­чений. Че­ловек – это "поле битвы" между животной природой и общест­вом, пред­ставленным прежде всего семьей. Бес­сознательные влечения с детства закла­дывают определенное социальное поведение и предпочтения человека, которые часто находятся в противоречии с обще­ственными нормами, что приводит к фор­мированию защитных механиз­мов лич­ности

1. Динамическая теория груп­пового функционирования
(В. Байон)

2. Теория группового развития
(В. Беннис, Г. Шепард)

3. Трехмерная теория интер­персональ­ного поведения
(В. Шутц)

Интеракционист-ская ориентация

Поведение людей по отношению друг к другу определятся значе­ниями, которые они придают предметам окружающего мира. Этими значениями люди обме­ни­ваются в ходе коммуника­ции. Формиро­вание личности происходит в ходе взаи­модейст­вия (интеракции), являющегося основной социальной детерми­нантой че­ловеческого поведе­ния

1. Символический интеракцио­низм (Д. Мид, Г. Блумер,
Н. Дензин, Т. Шибутани,
А. Роуз, А. Стросс, М. Кун)

2. Ролевые теории (Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон,
Р. Ромметвейт, Н. Гросс)

3. Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком,
М. Шериф, Г. Келли,
Р. Мертон)

Возникновению социальной психологии как науки предшествовали длительные наблюдения за поведением людей в обществе. У древнегреческих и древнекитайских философов, мыслителей эпохи Просвещения содержатся многочисленные разрозненные идеи, получившие позднее осмысление в социальной психологии. В трудах Аристотеля, Гераклита, Гиппократа, Демокрита, Платона, Конфуция, Суньцзы, Уцзы и других авторов описывались социально-психологические особенности характеров людей в зависимости от их социального происхождения, предназначения в обществе, а также выявлялись мотивы поведения в группах и т. д. Затем в Средние века и вплоть до середины XIX в. зарубежные и российские ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Н. Я. Данилевский, А. И. Герцен и др.) рассматривали общение и взаимодействие различных социальных общностей. Корни и истоки социально-психологического знания многообразны. Большое значение для оформления социальной психологии в науку имели теории не только социальных философов, но и представителей английского эволюционизма (Ч. Дарвина, Г. Спенсера), а также социологов (О. Конта, Э. Дюркгейма). Свой вклад внесли археологи, этнологи, антропологи (Э. Тейлор, Л. Морган, Л. ЛевиБрюль), правоведы (Ф. Гольцендорф, Л. И. Петражицкий), языковеды (А. А. Потебня) и, разумеется, представители общей психологии и психиатрии.

Таким образом, история социальной психологии гораздо короче ее предыстории.

Исследователи выделяют следующие основные этапы формирования социальной психологии как науки:

  • 1. Формирование социальной психологии как науки с конца XIX в. по 20-е гг. XX в. Описательный этап.
  • 2. Экспериментальное оформление социальной психологии с 20-х гг. до 40-х гг. XX в., появление новых школ.
  • 3. Период с середины 40-х гг. XX в. до настоящего времени, который отмечен решением практических задач и разработкой новых теорий.

Первые теоретические концепции описательного этапа связаны с выходом в Германии «Журнала психологии народов и языкознания». Сотрудники Берлинского университета Г. Штейнталь и М. Лазарус начали издавать его в 1859 г. Авторы журнала заявили о психологии народов, или народной психологии, как о науке. Целью исследований стало открытие законов человеческого духа там, где живет много людей. Опираясь на идеи Г. Гегеля о народном духе и труды, Г. Штейнталь и М. Лазарус понимали народный дух как психическое сходство индивидов и их самосознаний в языке. Дух народа заключен в религии, искусстве, культуре. Индивидуальное сознание - продукт народного духа. Задача теории - познать психологическую сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает его духовная деятельность. Однако заявленная программа исследования мифов, морали, культуры осталась невыполненной.

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие в работах В. Вундта: сначала в его работе «Лекции о душе человека и животных» (1836), а затем в десятитомном труде «Психология народов» (1900). В. Вундт считал язык народа, мифы и обычаи основополагающими явлениями, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания индивида. Эксперимент в психологии возможен, но не пригоден для изучения речи и мышления.

Психология народов у В. Вундта - описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. Исследователя волновала проблема влияния психологии народа на сознание конкретного индивида; следует отмстить, что исследования в этом направлении проводятся по настоящее время и во многом сохраняют описательный характер.

В. Вундт отказался от неопределенного понятия «дух целого», его вариант психологии народов был более реалистичен, им была предложена также программа эмпирических исследований. Психология народов В. Вундта закреплялась как относительная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идея психологии народов развивалась в учении известного философа и лингвиста А. А. Потебни.

Несмотря на различия в подходах М. Лазаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта и А. А. Потебни, основания их концепций сходны: психология сталкивается с такими феноменами, которые коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и для этого нужен особый, специальный раздел науки.

Психология масс представляет собой иную форму социальнопсихологических теорий этого времени. Она давала решение вопроса о взаимоотношениях личности и общества с индивидуалистических позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. В ее основе лежит концепция подражания Г. Тарда, которая была изложена им в работе «Законы подражания». Социальное поведение, по мнению этого автора, объясняется только способностью к подражанию. Эта идея учитывала иррациональные моменты социального поведения, что нс позволяло упрощать социальное поведение. Однако она часто являлась основой и для реакционных взглядов. Социальная жизнь понималась Г. Тар- дом как взаимодействие двух индивидов. Г. Тард изучал межличностные отношения, он обратился к исследованию общественного мнения психологии толпы, изучал механизмы психологического заражения и внушения. Г. Тард обратил внимание на личную инициативу в массе, на подражание массы героям.

Идеи иррациональности и подражания были восприняты основоположниками теории масс С. Сигеле и Г. Лебоном. Итальянский юрист С. Сигеле рассматривал проблемы социальности человека на материале уголовных дел. Французский социолог Г. Лсбон большое внимание уделял взаимодействию масс и элит. В 1895 г. появляется его основной труд «Психология народов и масс». По мнению Г. Лсбона, масса - это скопление людей, главной чертой которых является утрата способности к наблюдению, причем главными чертами поведения человека в массе являются:

  • 1. «Обезьяничанье», которое приводит к господству импульсных инстинктивных реакций.
  • 2. Резкое преобладание чувств над интеллектом. Это ведет к приверженности разным влияниям.
  • 3. Утрата интеллекта, что приводит к отсутствию контроля над страстями [см.: Лсбон, Тард, с. 32].

Масса, по мнению Г. Лсбона, неупорядочена, хаотична, безответственна. Она нуждается в вожде, роль которого часто выполняет элита.

Выводы Г. Лсбона были сделаны на основе наблюдений проявлений массы в ситуации паники. Так в академической теории отразились массовые выступления рабочих того времени. «Эра толпы» характеризовалась потерей человеческой индивидуальности, подчинением инстинктам. Теоретическое значение психологии масс двойственно. Продолжалось осмысление вопроса об отношениях личности и общества, для науки была открыта новая сфера исследований. Индивид имел приоритет над обществом, однако общество отождествлялось с толпой, что делало подход односторонним и необоснованным. Психология народов имела объективистский характер, так как отмечала наличие в культуре сверхиндивидуального характера. Неизбежно должно было появиться субъективистское направление, в качестве которого выступил инстинктивизм. В 1908 г. У. Макдугалл издает «Введение в социальную психологию», в этом же году выходит книга социолога

Э. Росса «Социальная психология». Этот год принято условно считать годом рождения социальной психологии. Условность даты связана с тем, что еще в 1897 г. Дж. Болдуин опубликовал свой труд «Исследования по социальной психологии». Таким образом, концентрация идей достигла оформления в целый ряд систематических руководств по социальной психологии.

Теория инстинктов социального поведения, или психоаналитическое направление в социальной психологии У. Макдугалла, объявляла причиной социального поведения врожденные инстинкты. Свою теорию У. Макдугалл называл «гормической» (от греч. горме , что означает «животный импульс» и переводится на многие языки как «инстинкт»). Стремление к цели отличает человека от животных. Горме реализуется в инстинктах (или «склонностях»). Инстинкты связаны с определенными эмоциями:

  • 1. Инстинктом борьбы (страх, гнев).
  • 2. Инстинктом бегства (чувство самосохранения).
  • 3. Инстинктом воспроизведения рода (ревность, женская робость).
  • 4. Инстинктом приобретения (чувство собственности).
  • 5. Инстинктом строительства (чувство созидания).
  • 6. Стадным инстинктом (чувство принадлежности).
  • 7. Инстинктом и чувством справедливости.

Из инстинктов выводятся все социальные учреждения: семья, торговля, войны.

Книга У. Макдугалла выдержала более двадцати изданий; он выделил психологию групп как раздел социальной психологии, указал на влияние группы на индивида, развил представление о сверхиндивидуальной национальной душе.

К достижениям первого периода можно отнести:

  • 1. Выделение социально-психологических явлений в качестве особых феноменов. Законы социального стали сводить к законам коллективной психики.
  • 2. Формирование первичного понятийного аппарата.
  • 3. Накопление эмпирического материала.
  • 4. Выделение специфических проблем социальной психологии (лидерство, проблемы групп и масс, движущие силы социальных явлений).

Важно также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии.

К недостаткам:

  • 1. Методы этого периода умозрительны. Описательные теории не опирались на исследовательскую практику, они были лишь «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем без проверки в эксперименте.
  • 2. Рассмотренные теории принадлежали либо к определенному типу психологического редукционизма (абсолютизация какого- либо одного признака в качестве главного мотива деятельности и поведения людей), либо представляли собой упрощенный анализ поведения массы, толпы и возвышающегося над нею героя.

Требованием времени стало подведение эмпирической и экспериментальной базы под здание социальной психологии.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Личность изучается в группе, социуме, обществе. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ.

Функционализм (или функциональная психология), главной социально-психологической проблемой которого является проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон,Б. Скиннер и др.). Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда.

Социально-психологические проблема направления – столкновение влечений человека с социальными запретами

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Мас-лоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности.

Когнитивизм делает акцент на процессе познания человеком мира посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком.

Интеракционизм (позднее символический интеракцио-низм), основная идея которого заключается в следующем: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Весь набор методов социально-психологического исследования подразделяется на методы исследования и методы воздействия.

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).


  • Направления , задачи и методология социальной психологии социальной психологии . Личность изучается в группе, социуме, обществе.


  • Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый... подробнее ». Направления , задачи и методология социальной психологии .


  • Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии .
    2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.


  • Направления , задачи и методология социальной психологии . Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования


  • Это требовало своего анализа с точки зрения социальной психологии .
    В-четвертых, развитие практических направлений психологи ставит в качестве одной из задач взаимодействие с мировой психологией .


  • влиянию. Основными задачами психологической экономики являются
    В современной науке акцент чаще делается на психологической составляющей экономической деятельности индивидов и социальных групп, и, следовательно, речь идет об экономической психологии .


  • Предмет, задачи и методы экономической психологии . Экономическая психология – это раздел психологии , предметом которого является изучение
    Она позволяет исследовать, как экономические процессы влияют на психологию отдельных индивидов и социальных групп.


  • В психологии управления метод интервью служит для получения информации об особенностях социальных процессов и явлений, при этом по частоте
    ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины и проверки тех или иных гипотез.


  • Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связа. Методы исследования amp; малых групп. Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо.


  • 1) связь науки с общей социально -культурной новой эпохи; 2} тесное взаимодействие науки с общими усл... подробнее ».
    Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии .
    Предмет, задачи и метод психологии .

Найдено похожих страниц:10


Шпаргалка по социальной психологии Челдышова Надежда Борисовна

7. Социальная психология в системе наук, её основные направления

Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.

В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.

Кроме социологии и психологии социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают

эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.

Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.

Основные направления социальной психологии. Социальная психология разделяется на теоретическую и прикладную социальную психологию.

Теоретическая психология включает:

1) социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;

2) социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;

3) социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.

Прикладная психология включает:

1) профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др.;

2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;

3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Из книги Криминальная психология автора Познышев Сергей Викторович

Профессор Международной Академии Наук в Тулузе Криминальная Психология Преступные типы Предисловие ВВЕДЕНИЕ. Криминально-психологическое изучение преступника, его задачи, необходимость и значение.Преступление всегда имеет два корня: один лежит в личности

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

ГЛАВА IV ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 4.1 Релятивизм, абсолютизм, универсализм В массе этнопсихологических исследований можно выделить три тенденции. Первая из них заключается в подчеркивании различий между культурами. Ее крайним полюсом

Из книги Воспитателю о сексологии автора Каган Виктор Ефимович

Принципы и основные направления полового воспитания Принципы полового воспитания представляют собой его методологическую основу. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач.Принцип идейности определяет решение

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Основные направления психологического развития и роста Как мы уже не раз говорили, психологическое развитие человека происходит в процессе его общения с другими, и особенно это касается женщин. Процесс общения предполагает взаимную эмпатию. Когда один человек находит в

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Основные направления проведения психологической диагностики Выделяют два подхода к построению диагностики: первый основан на количественном определении наиболее типичных ответов детей на те или иные задания (например, диагностика школьной зрелости А. Керна и Я.

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек - существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

7.2. Психология игры в системе оперативно-следственной деятельности Для большинства оперативно-следственных ситуаций весьма характерно противостояние преступника или преступной группы следователям и оперативным работникам, которые ведут работу по раскрытию

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Место психологии в системе наук Современная психология находится на стыке нескольких наук. Так, поведение и психику человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. В связи с этим психологическое знание базируется на сведениях о биологии

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

Место психологии в системе наук Современная психология находится на стыке нескольких наук. Психологическое знание базируется на сведениях о биологии человека и о строении и функционировании его центральной нервной системы.Психология тесно связана с историей общества

Из книги автора

Основные направления семейной психотерапии В настоящее время существуют три основных подхода в коррекции семейных проблем: экзистенциальный, стратегический и структурный.Экзистенциальный подход. Психотерапевты, работающие в данном направлении, рассматривают семью

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.

Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Социальная психология - это научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.



Предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

1. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение: изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения, такие специфические массовые явления, как мода и пр.; изучение коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии.

2. Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания: есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований. Подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Третий подход к вопросу заключается в том, что с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема, предложенная Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная психология изучает: 1) социальную психологию личности; 2) социальную психологию общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.

Также стоит вопрос о понимании соотношения социальной психологии с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции:

· социальная психология есть часть социологии;

· социальная психология есть часть психологии;

· социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.

Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему.

Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне первую интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, ибо в этом смысле вся психология, ориентирующаяся на культурно-историческую традицию, социальна, то специфическая проблематика социальной психологии, естественно, ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности и т.д. Остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах - вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, .установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует и т.д.

Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.