Памятки по истории (сборник). Учебно-методический материал по истории на тему: Памятки для учащихся на уроках истории

ПАМЯТКА: ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

    Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

    Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

    При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

    Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

    При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ГОСУДАРСТВА

    Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).

    Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

    Структура органов власти:

    Глав государства, его полномочия,

    Законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

    Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

    Судебные органы,

    Соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

    Местные органы власти.

    Прав граждан (подданных):

    Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. п.),

    Политические права и свободы,

    Личные права и свободы,

    Возможность использования провозглашенных законом прав.

    Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

ПАМЯТКА: КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

    Понимать, как построена книга.

    Отобрать важное, основное.

    Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.

    План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).

    Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.

    Простой план – выделение и наименование главных частей.

    В сложном плане главные части делятся на дополнительные.

    Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.

    Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.

    Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЙН

    Причина и характер войны:

    основные противоречия, приведшие к войне;

    подготовка к войне, соотношение сил;

    планы сторон.

    Ход войны (основные этапы):

    повод к войне и ее начало;

    основные этапы и главные сражения;

    окончание войны, условия мира, итоги.

    Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НАРОДНЫХ МАСС

    Время и место выступления.

    Связь с другими событиями.

  1. Социальный состав участников.

    Требования, лозунги, цели.

    Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т. д.).

    Масштабы выступления.

    Уровень организованности.

    Имена участников, руководителей.

    Развитие событий, основные этапы.

    Значение выступления, его результаты.

ПАМЯТКА: СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

    Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.

    Определи черты сходства и различия.

    Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.

    Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.

    Свои действия оформить в текстовую таблицу:

ПАМЯТКА: РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ И ДОКУМЕНТАМИ

    Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.

    Дайте ответ на вопрос: "О чем данный текст?" – и определите его основную идею.

    Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

    Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. Отвечайте точно на поставленные вопросы. Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

    Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

ПАМЯТКА: АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ

    Каковы причины события или явления?

    Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?

    Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?

    Какими способами участники событий добивались поставленных целей?

    Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?

    Как можно в целом оценить данное событие (явление)?

    Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии? Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

    Алгоритм комментирования политического высказывания

    Изложить высказывание своими словами.

    Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.

    Дополнить высказывание, если это необходимо.

    Оценить высказывание с моральной точки зрения.

    Сделать вывод.

ПАМЯТКА: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ

    Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.

    Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать

    Определи вывод, который будешь доказывать.

    Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

    Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

    Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

ПАМЯТКА: ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИЯМ

    Причины революции.

    Задачи революции («зеркально» причинам).

    Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

    Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

    Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

    Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).

    Итоги революции.

    Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

    Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

    Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

    Интересы какого класса выражает исторический деятель?

    Значение его личных качеств.

    Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА: ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ

    Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

    Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

    Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

    Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.

ПАМЯТКА: ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ПЕРСОНАЛИИ)

    Годы жизни или (и) правления.

    Этапы жизни и деятельности (краткая биография).

    Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

    Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.

    Историческое значение данной личности.

ПАМЯТКА: СОСТАВЛЕНИЕ СИНХРОНИСТИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ

    Разделите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

    По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

    Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.

    Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

    При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

личности.
решения.
Памятка – алгоритм характеристики исторической личности
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность
2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их
3. Интересы, какого класса (классов) выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
Памятка для оценки государственной деятеля.
1. Интересы, какого класса или социальной группы выражал? В чем
состояли цели и стремления этого класса или группы?
2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили
для достижения поставленных целей?
3. Какие средства и способы действия использовал для достижения
поставленных целей? Оцените их.
4. Каких результатов добился своей деятельностью? Оцени их.
Памятка для оценки исторического деятеля.
1. Определите, интересы и цели, какой общественной группы или класса
он
выражал (в целом или на разных этапах своей деятельности).
2. Оцените средства, применяемые им для достижения поставленных
целей.
3. Выразите свое личное отношение к нему.
4. Дайте общую оценку деятеля (прогрессивный, революционный,
республиканец и т.д.).
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля.
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой
общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы
были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные
качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его
характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось
претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах, каких общественных сил действовал герой
Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна;
способствовала ли прогрессу общества). Выскажите свое отношение к нему.
Характеристика исторического деятеля.
1. Представь и опиши историческую личность живой, с характерными
внешними чертами (одежда, черты лица, манера говорить, держаться и т.п.)

2. Обрати внимание и подчерни в характеристике специфические внутренние
признаки личности (ум, воля, отношение к окружающему миру и т.п.)
3. Запомни и изложи исторические наиболее важные факты общественной
(трудовой, научной, политической, военной и т.п.) деятельности личности.
4. Уясни при изучении и подчеркни в характеристике классовый характер
деятельности личности. (Какому классу была выгодна его деятельность.)
5. Подумай и скажи: какой новый по сравнению с предшественниками вклад
внесла данная личность в историю? Была
ли её деятельность
прогрессивной, реакционной? Может быть, в ней сочетались черты
прогрессивной и реакционной? В чем это выражалось, и каковы были
причины этого?
3 компонента к оценке человеческого поведения.
1. Общественно­политические условия (общественный строй, политическая
обстановка, в которых протекала интересующая нас деятельность).
2. Политическая оценка поступков, их объективные результаты независимо
от вызвавших ее мотивов.
3. Моральная оценка поведения – оценка целей, побудивших человека к
данным действиям, а также средств их достижения.
Характеристика и оценка исторического деятеля.
1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге),
когда и в какой стране жил действовал этот исторический деятель; к
какому социальному слою (общественной группе) принадлежал; какое
воспитание получил; каковы были его жизненные цели, какие средства он
использовал для их достижения.
2. Опишите его внешность, какие личные качества помогали ему идти к цели
(и какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (что ему удалось
осуществить).
4. Определите (по его делам, поступкам) значение его деятельности.
Выскажите ваше отношение к данной личности.

1. Раскройте основные сведения о жизненном пути. Определите исторические условия и общественную среду, которые повлияли на формирование взглядов, убеждений человека.

2. Вспомните иди установите по учебнику, документу и т.п., когда и в какой стране жил и действовал, к какому классу / общественной группе принадлежал,» какое воспитание получил.

3. Опишите внешность исторического героя.

4. Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания, общественной среды, ее целей.

5. Какие черты характера, свойства личности, мировоззренческие идеи отличали этого человека?

6. Охарактеризуйте цели и планы исторического деятеля. Какой класс был заинтересован в выполнении планов? Какими средствами этот человек добивался поставленной цели?

7. Соотнесите между собой цели и способы действия этой исторической личности.

8. Как личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые) способствовали достижению поставленных целей?

9. Перечислите, в каких крупных исторических событиях он участвовал, его решающие дела, поступки?

10. Выявите противоречия в личности и ее деятельности.

11. Установите (по его делам и поступкам), в интересах каких классов он действовал.

12. Раскройте значение и роль исторического деятеля.

15. Выясните, как к этому человеку относились его современники потомки.

16. Каково ваше отношение к этому историческому деятелю? Дайте нравственную оценку его деятельности.

17. Выскажите свое отношение к нему, какие поступки вызывают восхищение или неодобрение? Как вы относитесь к средствам, которыми он добивался цели? Каким чертам характера вы хотели бы подражать?

18. Выясните, какая художественная, публицистическая и научная литература содержит сведения о данном человеке.

План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:

1) Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели и каким образом?

2) Какие исторические знания и познавательные умения стали предметом данной проверки? Насколько содержание проверки исчерпывает / превышает содержание конкретной темы, определенного в обязательном минимуме? В какой мере оно опирается на содержание конкретного параграфа или вопросы к нему?

3) Насколько рационально выбраны формы, приемы и средства проверки знаний и умений школьников?

4) На каких уровнях познавательной деятельности была запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?

5) Какими приемами и познавательными заданиями учитель планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько учеников можно оценить в ходе такой проверки?

6) Как при организации проверки были учтены возрастные и индивидуальные познавательные возможности шестиклассников?

7) Какие функции выполняет проверка знаний и умений в представленном варианте?

В процессе проверки и оценки знаний учащихся на разных этапах обучения достаточно эффективны тестовые формы. Спектр тестовых заданий по истории достаточно широк, считаем возможным привлечение следующих видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся;

Тесты с выбором ответа:

Кто из них были современниками:

1. Хаммурапи и Тутмрс;

2. Эней и Ромул;

3. Соломон и Перикл?

Сколько лет назад произошло событие, датируемое 500 г. до н о?

1. 2500 лет назад

2. 1500 лет назад

Римское государство было-расположено:

1. в Северной Африке;

2. на Аппенинском полуострове;

3. на Балканском полуострове.

Шадуф - ото:

1. приспособление рля подачи воды на поля;

2. жертвоприношение богам;

3. оросительный канал.

I. война между племенами, разорявшие побежденных и обогащавшие победителей;

2. распад рода на семьи, каждая из которых вела собственное хозяйство;

3. разделение труда между земледельцами и ремесленниками?

Альтернативные задания

Знаками + и - отметьте суждения, с которыми вы согласны и не согласны;

Первая промышленная революция началась в Англии (...)

Германия и США в середине XIX века превзошли английскую индустрию (...)

Памятка - характеристика исторического деятеля

Вариант 1

Характеристика - представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.

  1. Назовите имя, даты жизни, происхождение.
  2. Опишите внешний облик личности.
  3. Определите главные черты характера.
  4. Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
  5. Определите значение деятельности личности.
  6. Выразите ваше отношение к личности.

Как давать оценку личности

  1. Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
  2. Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
  3. Объясните, почему.

Вариант 2

1.Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка-ким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка-кие - неодобрение?

Памятка по подготовке сообщения по теме

Сообщение - краткое выступление перед одноклассниками по небольшому учебному вопросу.

  1. Выберите (уясните) тему сообщения.
  2. Составьте план изучения темы.
  3. Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.
  4. При необходимости сделайте выписки из книг.
  5. Можете написать текст выступления.
  6. Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.
  7. Во время выступления перед одноклассниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.

    Памятка - как готовить домашнее задание по учебнику

    1. По названию параграфа определите его главную тему.
    2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
    3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:

    Выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;

    Самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом , на них обращайте особое внимание;

    -обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;

    Внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.

    4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
    5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
    6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.

    Памятка - как работать с иллюстрацией

    1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
    2. Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем - что находится на заднем плане, слева и справа.
    3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
    4. Предположите, правдиво ли это изображение?
    5. В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?

      Памятка - как доказывать свои суждения

      Доказательство - последовательное обоснование своих мыслей.

      1. Определите, что вам необходимо доказать - тезис. Тезис - это определенное утверждение.
      2. Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы - это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.
      3. Сделайте выводы - почему тезис верен.

        Как составлять план текста

        План текста - это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.

        План может быть простым или сложным.

        Простой план - это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.

        Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые раскрывают содержание главных вопросов.

        1. Внимательно прочитайте текст.
        2. Разделите текст на законченные по смыслу части.
        3. Выделите главную мысль каждой части.
        4. Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.
        5. Пункты плана формулируйте кратко и точно.

1. О пределение, предмет, объект исторической науки. Понятие формационного и цивилизационного подходов. Исторический источник. Методы изучения отечественной истории.

Историческая наука - комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Историческая наука - это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для ее проведения.

Историческая наука на основании фактов, зафиксированных в различных источниках информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс (процесс развития человечества), устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.

Объект исторической науки - это совокупность обществ, составляющих человечество.

Предмет исторической науки - это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.

Главная цель исторического познания - получение исторической истины - объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества

Цивилизационный подход к истории общества

Понятие цивилизации

тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой.

В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

1) локальных цивилизаций;

2) мировой, общечеловеческой цивилизации.

Теория локальных цивилизаций

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Теорией циклического развития локальных цивилизаций занимались в XX в. социолог П. А. Сорокин, историк А. Тойнби и др.

Так, А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения (рождения), роста (развития), расцвета, надлома (упадка), разложения (гибель). Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет.

К основным цивилизациям относятся:

западная;

православная христианская в России;

иранская и арабская (исламская);

индуистская;

дальневосточная.

Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя.

Теория общечеловеческой цивилизации

В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы).

1) доиндустриальную (аграрную);

2) индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;

3) постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

Формационный подход к историческим явлениям

Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку.

Одним из элементов надстройки выступает общественное сознание , т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни.

Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня. Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества, второй - теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями.

Состояние и развитие общественного сознания определяются состоянием общественного бытия, т. е. уровнем развития производительных сил общества и характером его экономического базиса.

Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции .

Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация - коммунистическая - с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе.

Недостатки формационного подхода:

предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса;

преувеличение роли экономического фактора общественной жизни;

недооценка роли духовных и других надстроечных факторов.

В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества.

Различные теории дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций - индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором он жил и действовал.

Методы изучения отечественной истории:

1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри их - по проблемам;

3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований.

2. Восточные славяне в древности: общественный строй, быт и обычаи.

Первые свидетельства о славянах. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине

П тысячелетия до н. э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке.

Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться

позднее, в середине I тысячелетия до н. э.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э.

Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э.

Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

В эпоху Великого переселения народов (Ш-VI вв. н. э.), совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они

жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство.

Славяне, осваивавшие Восточно- Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными

финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции

(смешивания) народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные

кольца и т. п.)„ характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне . К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне . Междуречье Прута и Днепра населяли уличи . Между

Днепром и Южным Бугом жили тиверцы . По рекам Оке и Москве располагались вятичи ; на запад от них жили кривичи ; по реке Сожь и ее притокам- радимичи . Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты . Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования- земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летго-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. В верховьях Вычегды, Печоры и Камы

жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи (Болгарское царство, Хазарский каганат и Тюркский каганат).

Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того

времени - Византии. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки

» связывал Северную и Южную Европу. Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и

Киев - контролировали северный и южный участки Великого торгового

пути. Это обстоятельство дало основание утверждать, что торговля мехом, воском и медом

была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг

в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом

и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных

культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.).

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян.

На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей

системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями

труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными

жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог.

Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т. е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство.

Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей.

Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить

только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала

община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность

территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности - личная и общественная.

Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная

земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении многих и многих столетий.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. {Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за

это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.)

Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью

без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла,

торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой

возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала

естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали

поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности,- слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась

также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании

восходит к концу V-VI в.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка- «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни

»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению

князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались

в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял

разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель

скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному:

Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Образование Древнерусского государства .

Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины- свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего

на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-

политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

3. Н орманская и антинорманская теории образования государства.

Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские

(скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости

от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка.- Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована

немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру.

В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико.

Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический

смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные

институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.

Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической

литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции).

Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также

точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно

встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

1. Норманская теория

Если говорить конкретней, то под норманнской теорией стоит понимать направление в историографии, которое склоняется к тому, что варяги и скандинавы (норманы) стали основателями Киевской Руси, то есть первого восточнославянского государства. Эта норманская теория происхождения древнерусского государства теория широкого распространения добилась в 18 веке, во времена так называемой "бироновщины". В тот период исторического развития большинство должностей при дворе занимали немецкие дворяне. Важно отметить тот факт, что состав Академии Наук также имел в своем составе значительную часть немецких ученых. Родоначальником такой теории о происхождении Руси можно назвать ученых И. Байера и Г. Миллера. Как выяснили позже, эта теория стала особо популярной под политическими явлениями. Также эту теорию позже развил ученый Шлетцер. Для того чтобы изложить свое утверждение, ученые взяли за основу сообщения из знаменитой летописи, названной "Повесть временных лет". Русский летописец еще в 12 веке включил в летопись некую историю-легенду, которая рассказывала о призвании князями братьев-варяг – Синеуса, Рюрика и Трувора. Ученые старались всячески доказать тот факт, что государственность восточных славян – это заслуга только норманн. Также такие ученые говорили об отсталости славянского народа. Итак, норманская теория происхождения древнерусского государства содержит в себе общеизвестные пункты. В первую очередь, норманисты считают, что варяги, пришедшие к власти – это и есть скандинавы, которые создали государство. Ученые говорят о том, что местный народ не в силах был сделать этот поступок. Также большое культурное влияние на славян оказали именно варяги. То есть, скандинавы – создатели русского народа, которые подарили ему не только государственность, но и культуру.

2. Антинорманская теория

Естественно, эта теория, как и многие другие, сразу нашла противников. Против такого утверждения выступили русские ученые. Один из самых ярких ученых, который рассказал о несогласии с норманнской теорией, стал М. Ломоносов. Именно его называют зачинателем полемики между норманистами и противниками этого течения - антинорманистами. Стоит отметить, что антинорманская теория происхождения древнерусского государства говорит о том, что государство возникло из-за того, что этому сопутствовали объективнее на то время причины. Многие источники твердят о том, что государственность восточных славян существовала еще задолго до появления на территории варяг. Норманны находились на более низком уровне политического и экономического развития, в отличие от славян. Также важный аргумент гласит о том, что новое государство не может возникнуть за один день. Это долгий процесс социального развития того или иного общества. Антинорманское утверждение некоторые называют как славянская теория происхождения древнерусского государства. Стоит отметить тот факт, что Ломоносов в варяжской теории происхождения древних славян заметил так называемый кощунственный намек на то, сто славянам приписывалась «ущербность», их неспособность организовать государство на своих же землях. По какой именно теории образовалось древнерусское государство – это вопрос, который волнует многих ученых, но в том, что каждое из утверждений имеет свое право на существование, сомнений не возникает.