Подростковая наркомания. Трудный возраст: признаки наркомании у подростков

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

Аннотация
В данной статье речь идет о подростковой наркомании, о ее причинах употребления и профилактики. На сегодняшний день подростковая наркомания затрагивает более десятков семей. Она сказывается на здоровье, на отношениях в семье. К сожалению, многие подростки, употребляющие наркотики, не обращаются за помощью, которая в этот момент им необходима. Вместо того чтобы получить помощь, они остаются изолированными, погружаясь глубже и глубже в порочный круг наркозависимости.

PROBLEMS OF TEENAGE DRUG ADDICTION

Islamova Aysylu Aydarovna
Bashkir State University
4th year student


Abstract
In this article we are talking about teenage drug addiction, its causes and prevention of use. Today, teenage drug abuse affects more than dozen families. It affects health, family relationships. Unfortunately, many young people who use drugs, do not seek help, which at this point they need. Rather than get help, they remain isolated, sinking deeper and deeper into the vicious cycle of addiction.

На сегодняшний день все более актуальной становится проблема подростковой наркомании. Это заболевание или зависимость от психотропных веществ так называемыми наркотиками.

В настоящее время все больше и больше количества людей, страдающих наркоманией, особенно среди подростков и молодежи.

Подростковая наркомания начинается с простого прикуривания сигареты, принятия алкоголя, приема каких-либо лекарств, содержащих наркотики. Зачастую подростковая наркомания начинается с употребления так называемых наркотиков как спайс, марихуана, которые способствуют поднятию настроения. Именно последние – это наиболее опасные наркотические средства, которые вызывают сильную наркотическую зависимость и наносят непоправимый вред. Подростковая наркомания – это особый вид наркомании, человек еще не сформировался как личность, еще не понял, что собой представляет жизнь, не наметил цели и в этот момент его психику начинают атаковать наркотики, мотивация к жизни практически отсутствует .

Я считаю, что причины подростковой наркомании множество, основными из них являются:

  • Воспитание в семье. От воспитания зависит многое, если родители постоянно будут критиковать своего ребенка, ругать его, бить, то ребенок начнет искать утешения на стороне и зачастую утешителем может стать именно наркотики.
  • Заниженная самооценка. Подростки, которые имеют проблему самоуважения в школе: унижения, различные издевательства со стороны сверстников или других учащихся, чаще всего прибегают к наркотикам, в избегании от действительности в мир иллюзий.
  • Тесное общение с наркоманами. Друзья, члены семьи, которые употребляют наркотики, могут спровоцировать подростка к принятию наркотиков.
  • Любопытство, в поиске новых ощущений, другие считают, что это модно, употребляя наркотики, они становятся крутыми и т.д.

Также причинами наркомании могут быть незнания у подростков о вреде наркотиков, бытовые проблемы, хотение казаться независимыми и взрослыми. Молодые люди думают, что избавив себя ненадолго от печали, они наберутся сил, и могут справиться со всеми трудностями, но, к сожалению, приняв наркотики один раз, человек не сможет отказаться от них, и каждый раз, когда у него появится новая проблема, он будет прибегать к наркотикам. Видя в них своего спасителя, которая есть в его жизни. Наркомания среди подростков имеет тенденцию к быстрому распространению, дети делятся новыми ощущениями, даже не подозревая, что этим втягивают других в наркоманию, а когда сами осознают, что наркотики их убивают, то к этому времени уже дюжина сверстников втянута в наркотики.

Наркомания и преступность так же имеют общий характер. Ведь мало того, что сами по себе наркотики нелегальны, наркоманы пойдут на любые поступки, лишь бы их достать – крадут, могут пойти и на более радикальные меры.

Чаще всего это подростки, которые находятся в зависимости от родителей. Инциденты кражи обычно происходят в семье, и потому не разглашаются до тех пор, пока ситуация не станет совсем критичной. Для людей с зависимостью самая неприятная сторона наркомании – ломка. И потому они пойдут на всё, чтобы достать «дозу».

Для того чтобы предупредить наркоманию, нужно разработать технологии по профилактике наркомании.

ставит цель раскрыть тот страшный вред, который способны нанести наркотики.

Профилактика наркомании, по- моему, мнению, должна начинаться с родителей, именно им следует говорить своим детям о вреде наркотиков. Доверительные отношения, открытое общение между детьми и родителями – залог профилактики наркомании. Равнодушие, грубая и диктаторская практика в семейных отношениях делают ребенка незащищенным от плохих соблазнов, в том числе и от наркотиков. Если у подростка назревают проблемы в общении, замкнутость, действенную помощь ему могут оказать психологические тренинги. Не имеют права оставаться в стороне и учебные заведения, где профилактика наркомании должна проводиться в доступной форме, формировать у подростков твердую позицию отказа от наркотиков.

В школах и в других учебных заведениях должны проводиться классные часы, беседы, лекции, анкетирование, различные мероприятия, ролевые игры, чтобы у подростков и молодежи сформировался защитный барьер от наркотиков.

Однако не всегда учитывается свойственное подросткам легкомыслие по отношению своему здоровью. Более интересная и наглядная подача информации для подростка – это фильмы, показываемые по телевидению, специальные молодежные передачи о вреде наркотиков. Однако даже самая продуманная и действенная профилактика подростковой наркомании будет безрезультатна, если подростка будут окружать употребляющие наркотики взрослые (пьянство – это один из видов наркомании), особенно близкие или друзья. У подростка создается впечатление, что все передачи о вреде наркотиков сильно преувеличивают вред от наркотиков, создается ложное представление, будто если он захочет, то всегда может бросить и т.п.

Основными компонентами профилактической работы можно отнести: специальное обучение и воспитание детей и подростков; взаимодействие с правоохранительными органами, которые могут обеспечить молодым людям антинаркотическую безопасность; создание позитивных жизненных альтернатив применению несовершеннолетними наркогенных препаратов (во многом ориентируется молодежной политикой определенного государства).
Профилактика подростковой наркомании должна проводиться опытными специалистами, которые способны выявить подростков из группы риска. Необходимо учитывать, что рассказы о вреде наркотиков могут спровоцировать (у недостаточно устойчивых подростков) интерес к наркотикам. Профилактикой наркомании среди подростков должен заниматься врач нарколог с большим опытом работы в подростковой наркологии.

Таким образом, подростковая наркомания приобретает все более масштабный характер. Она считается важнейшей задачей, которую надо решать во всех этапах ее формирования, начиная с уничтожения нелегального оборота наркотических препаратов и заканчивая работой профилактической направленности во всех учебных заведениях и семьях. К огорчению, профилактика наркомании среди подростков на практике малоэффективна, поскольку на конкретной стадии подросткового становления среда сверстников оказывает большее влияние, чем зрелое окружение. Обстановка с наркоманией в стране и в мире не поменяется до тех пор, пока для детей прием наркотиков будет выражать проявление собственной самостоятельности и личной «крутости». Следовательно, государству, организациям по профилактике наркомании, педагогам следует создавать более эффективный комплекс мероприятий политического, экономическо-правовой направленности, социального, культурного, медико-педагогического, физкультурно-оздоровительного характера, которые целенаправленны на предупреждения возникновения и развития такого страшного явления, как наркомания.

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества . «Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть» .

Наркоторговцы выработали и широко применяют своеобразную тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали непременным атрибутом молодежных вечеров, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться. . Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и в студенческой среде (в 6-8 раз) в последние годы.

Вопрос о заболевании наркоманиями подростков в настоящее время чрезвычайно злободневен, во-первых, в связи с тем, что большинство случаев первой пробы наркотиков приходится именно на этот возраст (около 70 % случаев заболеваний наркоманиями), а во-вторых, потому, что действие наркотических средств (длительное отравление наркотиками) особенно пагубно влияет на развивающийся организм .

В изучении болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, основную роль играют относительно молодые науки - подростковая психиатрия и подростковая наркология. Создателем этих научных направлений в нашей стране, так же как и организатором первого психиатрического отделения для подростков, был профессор А.Е. Личко, работавший в Институте имени В.М. Бехтерева. Основные сведения, изложенные в этом параграфе, почерпнуты из его трудов и работ его учеников.

Бурный рост организма и серьезные гормональные сдвиги (половое созревание) в подростковом возрасте не играют основной роли в формировании болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Однако большое значение имеют некоторые общие психологические черты, свойственные подросткам: стремление к получению удовольствий, легкое возникновение реакций протеста, склонность к групповой деятельности, некоторая неустойчивость настроения. Подчеркнутое стремление подростков к независимости, постоянное желание освободиться из-под опеки взрослых нередко приводят к возникновению серьезных противоречий со взрослыми, вызывают реакции протеста. Присоединение к этим реакциям стремления группироваться со сверстниками создает еще большие проблемы и открывает ворота для «проб» наркотиков в подростковой группе. Этому способствуют также классическая ситуация «сладости запретного плода», да и просто любопытство. Стремление показать себя в максимально выгодном свете перед представительницами (или представителями) противоположного пола тоже может толкать подростков на «геройские» поступки, проявляющиеся в «испытании» себя наркотиками. В группах, складывающихся часто по территориальному признаку (в пределах двора, переулка, улицы), где сильно влияние «вожака», часто возникают противоправные тенденции, которые включают и употребление психоактивных веществ. Нередко возникают и чисто криминальные, и чисто наркоманические группы, в зависимости от того, кто «возглавляет» группу и какой «контингент» в нее входит .

Чувство группы бывает до того сильно у подростков, что при встрече с группой (это наблюдается у подростков с зависимостью от наркотиков) у них появляются ощущения, характерные для опьянения, еще до приема наркотика. А.Е. Личко и В.С. Битенский назвали это явление «контактным кайфом» (на языке наркоманов, а есть и такой, кайф - это приподнятое настроение с оттенком блаженства) .

Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери.

В подростковой среде иногда возникают настоящие «наркоманические эпидемии». При этом не только отдельные школы, дворы, улицы, но и значительные территории оказываются охваченными злоупотреблением подростками какого-либо наркотического вещества. Обычно в таких случаях используются относительно простые способы введения наркотика: курят, нюхают. Довольно часто такие эпидемии возникали в начале перестройки, после введения ограничений на торговлю спиртным, правда, это касалось в большей степени токсикоманических средств.

Кроме перечисленных моментов, отражающих особенности организма подростков и влияния на них семьи и группы, у них, как и у взрослых, имеют значение личностные характеристики, характер, степень отклонений от общепринятых норм. А. Е. Личко детально изучил особенности характера подростков и описал причины формирования у них различных вариантов зависимости от психоактивных веществ .

Посмотрим, каковы же причины злоупотребления наркотиками подростков с различными характерами.

Подростки с неустойчивыми и зависящими от внешних влияний интересами, легко попадающие под чужое влияние, в то же время ленивые, предпочитающие отдых и развлечения любой полезной деятельности, приобщаются к наркотикам как к средству, от которого «можно получить удовольствие». Те, у которых активность «брызжет через край», деятельные, предприимчивые, легко сходящиеся с людьми и ориентирующиеся в новой ситуации, начинают употреблять наркотики из любопытства и для получения удовольствия, делая это часто для того, «чтобы не нарушить компанию». Подростки со склонностью к изменениям настроения (то эйфории, то подавленности) принимают наркотики «для успокоения», «чтобы не переживать». Подростки со склонностью к отчетливым колебаниям настроения, выраженной раздражительностью, периодами «внутреннего напряжения» легче других привыкают к наркотикам, так как считают эти вещества средством, снимающим тревогу и улучшающим настроение. Подросткам, склонным к демонстративному поведению, наркотики помогают, по выражению К. Ясперса, «казаться больше, чем они есть на самом деле» .

М. Цукерман описал особый тип поведения - «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение - индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения .

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется - то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро .

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» - подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников .

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» .

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков - остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком .

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, - физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон .

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье .

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям .

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника .

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) .

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни .

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители - оба или один из них - алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков .

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации - с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить .

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина .

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» .

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией .

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи - даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.


Заключение

В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.


Список литературы

1. Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3. Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7. Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9. Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12. Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16. Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17. Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19. Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22. Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23. Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24. Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26. Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

30. Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32. Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34. Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36. Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37. Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38. Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


Всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную, прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно...

Узнать, что ваш ребенок наркоман – это ли не одна из самых больших трагедий для родителей. Возможно, именно поэтому многие из них стараются всячески обманываться и убеждать себя, что в их семье такое невозможно, что это всё совпадения и так далее. Итогом такого аутотренинга обычно является наркотическая зависимость в поздних стадиях, лечить которую невероятно трудно.

Поэтому обсудим основные признаки наркомании у подростков в зависимости от употребляемых наркотических веществ. Сразу оговоримся, что наиболее надежным способом выявить факт употребления наркотиков – это провести экспресс анализ мочи. Подобные тест продаются в аптеках, они максимально просты в эксплуатации и позволяют определить употребление алкалоидов, опиантов и амфетаминов, а также будут мотивировать подростка не начинать употреблять наркотики, поскольку он будет понимать наличие родительского контроля. Но если по каким-то причинам вы не хотите или не можете проводить тест, то полагаться стоит на другие признаки. Ведь если присмотреться, то всегда можно заметить изменения в поведении и внешнем виде вашего ребенка.

Также сайт "Защитница Багира" вам рекомендует прочесть об еще одной подростковой сложности в статье "Проблема детского алкоголизма ". И ознакомиться со списком существующих наркотических веществ, методах их обнаружения у подростка и соответсвующим им симптомам в обзоре "Основные признаки наркомании по используемым наркотикам".

Выявление признаков наркомании у подростков

Общие признаки наркомании

К явным признакам относятся:

  • Следы инъекций или порезов на венах. Обычно на руках и ногах, но иногда наркоманы колют себе в горло или паховые области.
  • Найденные шприцы, ложки, иглы и полые трубочки.
  • Найденные фольга, самокрутки или папиросы (возможно, пустые «патроны»), причем они могу лежать в любых коробочках, в том числе и в пачке из-под обычных сигарет.
  • Найденные плотно спрессованные комочки коричневого цвета, а также ломкие куски коричневой марли или коричневые лепешки.
  • Найденная подозрительного вида трава, порошок или остатки грибов, либо же какие-то таблетки (возможно разноцветных с выдавленными изображениями), капсулы, ампулы, пузырьки из-под химических веществ или лекарственных препаратов, аэрозолей.

По косвенным признакам состояния далеко не так просто выявить употребление наркотиков подростком, поскольку наркоманы научились их более-менее скрывать. Приведем основные признаки:

  • Блестящие глаза, расширенные или суженные зрачки почти не реагирующие на свет. Учтите, что некоторые наркоманы научились скрывать этот признак, используя специальные глазные капли.
  • Поведение подростка в некоторые моменты может напоминать состояние алкогольного опьянения, хотя запаха алкоголя не будет или же он будет очень слабый.
  • У подростка наблюдается неадекватное поведение: странная двигательная активность (возбуждение или апатия), нарушение координации при ходьбе или сидении (покачивание корпуса, которое усиливается при закрытых глазах), резкая смена настроения не соответствующая обстановке (смех, агрессия или болтливость).
  • Речь нарушена или сбит её темп.
  • Обильное слюноотделение или сухость с осиплостью голоса.
  • Возможен беспричинный кашель.

Поведенческие признаки наркомании у подростков:

  • Из дома пропадают ценные вещи и деньги. Возможны вымогательство или кражи денег на улице или в школе.
  • Подросток потерял интерес к прежним увлечениям, успеваемость в школе резко упала.
  • Подросток гуляет с подозрительной компанией неблагополучных детей.
  • Подросток лжив и изворотлив в общении, прячет глаза и запинается.
  • Поведение скрытное и при этом часты длительные отлучки из дома.
  • Частые телефонные разговоры в «секретном» режиме.
  • Засыпает подросток поздно, а встает утром с большим усилием.
  • Внешний вид становится неопрятным, хотя это и необязательно.

Признаки наркомании – факт подтвержден. Что же теперь делать?

Во-первых, не паниковать и не закатывать истерики, этим вы вряд ли поможете. Наркоманию возможно излечить это не приговор. Во-вторых, незамедлительно обращаться к наркологу. Только своевременная помощь врача сможет сохранить здоровье ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

Если же вы только подозреваете подростка в употреблении наркотиков, то понаблюдайте за ним и его окружением некоторое время, затем проведите спокойный и откровенный разговор, выясните его жизненную позицию по отношению к наркотикам, убедите подростка в необходимости пройти анонимное обследование. Приводите разумные аргументы против наркотиков, их кратковременного эффекта и испорченной за счет этого жизни.

Наркотики приводят:

  • К импотенции.
  • Умственной деградации.
  • Заражению серьезными заболеваниями, в том числе и СПИДом.
  • Разрушению внутренних органов и нервной системы.
  • Потере друзей, невозможности построить карьеру и достичь успеха.
  • К полной социальной изоляции и постоянным проблемам с правоохранительными органами.
  • Серьезной зависимостью и связанной с этим «ломкой».

Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

Причины подростковой наркомании

Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

Проблема подростковой наркомании

Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

Профилактика наркомании в подростковой среде

За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

Лечение подростковой наркомании должно быть:

— индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

— продолжительным и непрерывным;

— комплексным;

— ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.