Последний правитель киевской руси. Великие князья древней руси

Рюрик……………………………………………………………………………..…3

Князь Олег……………………………………………………………………………..……..5

Князь Игорь……………………………………………………………………………..……7

Княгиня Ольга………………………………………………………………………………….9

Князь Святослав………………………………………………………………………..……13

Князь Ярополк………………………………………………………………………………16

Князь Владимир………………………………………………………………………..…..17

Литература…………………………………………………………………………..19

"История в некотором смысле есть священная книга народов:
главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;
скрижал откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение настоящего и пример будущего.»

Н. М. Карамзин

Рюрик

Образование Русского государства относится к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г) и других летописцев. Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В. Н. Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие-либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н. М. Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.

Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен - словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.

Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, недалеко от современного Белоозерска, в область финского народа веси, а Трувор - в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.

Следовательно, как повествует Н.М. Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».

Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.«Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге - до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» Н.М. Карамзин).

К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика - Аскольд и Дир, - возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.

Следовательно, как пишет Н.М. Карамзин, «...варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик - на севере, Аскольд и Дир - на юге».

В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так-то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.

Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.

Князь Олег

Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: «Вот сын Рюрика - ваш князь».

Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал:»Да будет Киев матерью городов Российских» (летопись).

Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.

На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем.

К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.

В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.

Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями («море крови»), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.

Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым.

Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.

Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.

Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат.

Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).

Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора «Повесть временных лет», говоря, в частности, о «приписывании» Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царьград, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г.

Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современникагорь уже в зрелом возрасте принял власть.

Князь Игорь

Смерть Олега ободрила побежденных древлян, и они в 913 г. попытались освободиться от Киева. Игорь усмирил их и прибавил дань. Но вскоре новые враги, сильные числом, страшные дерзостью и грабительством, явились на Русь. Это были печенеги. Они, как и другие народы, - гунны, угры, булгары, авары, - пришли с востока. Всех этих народов, кроме угров, больше нет в Европе.

Печенеги вели кочевой образ жизни, занимались грабежом. Они надеялись опустошить Киев, но встретились с сильным войском и вынуждены были удалиться в Бессарабию. Этот народ наводил ужас на соседей. Византийцы за золото и деньги использовали печенегов против угров, булгар и особенно славян. Почти два века в землях южнее Руси господствовали печенеги. Заключив мир с Игорем, они пять лет не тревожили русских, но с 920 г., как пишет Нестор, начали вторгаться в просторы Руси.

Княжение Игоря не ознаменовалось никакими великими событиями до 941 г., до войны русских с византийцами. Игорь, как и Олег, хотел прославить свое княжение воинскими подвигами. Если верить летописцам, то Игорь на десяти тысячах судов в 941 г. вошел в Русское (Черное) море. Он опустошил окраины Царьграда, обратил в пепел храмы, селения, монастыри. Но вскоре подошли византийские войска и флот. Они нанесли Игорю ощутимый урон и он с большими потерями покинул империю.

Игорь не унывал. Он хотел отомстить византийцам. В 943 - 944 гг. состоялся новый поход на Византию, но та откупилась богатыми дарами. Игорь возвратился в Киев. В 944 г. Русь и Византия заключили мир.

К старости Игорь действительно хотел мира. Но корыстолюбие дружины не позволило ему насладиться спокойствием. «Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобой, будем довольны». Ходить «в дань» значило собирать налоги.

Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился к древлянам. Там они изрядно пограбили местное население. Большая часть войска была отправлена в Киев, а Игорь еще хотел «побродить» по древлянской земле и пограбить народ. Но древляне, доведенные до крайности, напали на Игоря, привязали его к двум деревьям и разорвали надвое. Войско тоже было уничтожено. Во главе восставших древлян стоял князь Мал.

Так бесславно закончил свою жизнь Игорь. Он не имел в войне с византийцами тех успехов, какие добился Олег. Не было у Игоря и свойств его предшественника, но он сохранил целостность державы, основанной Рюриком и Олегом, отстоял честь и выгоды в договорах с Византией.

Однако народ укорял Игоря за то, что тот дал возможность опасным печенегам утвердиться по соседству с русскими и за то, что этот князь любил собирать со своих людей чрезмерную дань.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном однонациональным.

Княгиня Ольга

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда - воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря),и Свенельда - воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. Прежде всего она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.

На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. А вот в соседнем городе, более древнем, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.

Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград.Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

Умерла Ольга в 969 г. Народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы.

Князь Святослав

Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. Он пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу русского оружия, столь счастливого при Олеге. Святослав собрал войско. Среди своих воинов жил он, как и они, в суровых условиях: ел конину, сам жарил ее, пренебрегал холодом и ненастьем северного климата, не знал шатра, спал под открытым небом. Гордый Святослав всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести - никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (на врага).

В 964 г. Святослав покорил вятичей, которые платили дань Хазарскому каганату. Племя вятичей вошло в состав славянских народов Древней Руси, освободившись от гнета хазар. Прожив зиму на реке Итиль (Волга), весной 965 г. Святослав стремительно напал на столицу Хазарии город Итиль (Балангиар) и»одолел»его. Жители города разбежались. Столица хазар оказалась пуста.

В 965 г. воины Святослава вошли в земли ясов (осетин) и касогов (черкесов). Штурмом покорили хазарскую крепость Семикару и вышли к Сурожскому (Азовскому) морю. Несмотря на то, что здесь стояли мощные крепости Тмутаракань и Корчев (Керчь), их защитники не стали сражаться со Святославом. Они, прогнав хазарских наместников, перешли на сторону русичей. Святослав не стал пока беспокоить греческую Тавриду (Крым), так как не хотел ссориться с Византией.

Свои силы князь направил на неприступную крепость Саркел (Белая Вежа). Штурмом одолев крепость, Святослав покорил и этот хазарский город, тем самым значительно ослабил своих давних врагов - хазар и печенегов. Трофеи были большими, великой была слава древнерусского полководца.

В 967 г. с 60 тысячами воинов Святослав пошел войной на Болгарию. Перешли Дунай. Города сдались победителю. Болгарский царь Петр умер»от горести". Русский князь начал властвовать в древней Мизии. Там он жил, не думая, что его собственная столица находится в опасности. На Русь в 968 г. напали печенеги. Они подошли к Киеву, где находилась Ольга с детьми Святослава. В осажденном городе не хватало воды. Одному воину удалось пробраться из Киева к войску русичей и сообщить о бедствии. Святослав отомстил печенегам.

Вскоре Святослав снова устремился к берегам Дуная. Ольга просила сына немного подождать, не покидать ее, так как чувствовала себя плохо. Но он не послушал совета. Через четыре дня Ольга умерла. После смерти матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение - перенести столицу государства на берега Дуная. Он отдал Киев сыну Ярополку, другому сыну, Олегу - Древлянскую землю. У Святослава был еще третий сын - Владимир, родившийся от Ольгиной ключницы, прислуги Малуши. Новгородцы избрали его себе в князья.

Святослав вторично завоевал Болгарию, но вмешались византийцы, которые боялись грозного соседа. Византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец и дипломат, начал переговоры со Святославом. Но русский витязь отклонил мирные условия и уходить из Болгарии не собирался. Тогда Цимисхий начал вооружаться. Навстречу Святославу выступили прославленные византийские полководцы Варда Склир и патриций Петр. Весной 970 г., не став дожидаться прихода неприятеля, Святослав сам вступил во Фракию - коренную византийскую землю. На стороне русичей воевали также болгары, печенеги. Всадники Святослава смяли конницу Склира.

Русичи и болгарские отряды взяли Адрианополь. Бой под стенами города магистр Склир проиграл начисто. Дорогу на столицу Византии Константинополь защищать практически было некому. Объединенные силы «варваров», как их называли византийцы, под руководством Святослава перешли Македонию, разгромили войско магистра Иоанна Куркуаса и разорили всю страну.

У Цимисхия оставался один шанс - дипломатия. И он его использовал. Прибывшие византийские послы «выкупили» мир богатыми дарами и расходами на военные нужды. Святослав дал слово не вмешиваться больше в болгарские дела.

Но не таков был Цимисхий. 12 апреля 971 г. императорские полки неожиданно окружили столицу Болгарии - город Преслав, который защищал небольшой гарнизон русичей. В ожесточенных сражениях все они погибли. 17 апреля Цимисхий быстрым маршем подошел к Доростолу, где находился князь Святослав. Немногочисленное его войско показало образцы мужества и стойкости. Настоящее воинское искусство защиты и нападения продемонстрировал Святослав. Непрекращающиеся сражения шли до 22 июля. Было потеряно почти все войско русов - 15 тысяч убитых, но воинское счастье было все-таки на стороне Святослава. Цимисхий сам запросил мира (видимо, против него зрел заговор, и он вынужден был спасать свой трон).

По сказаниям, Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.

Святослав возвращался в Киев с отрядом изнуренных воинов. По мнению Нестора, жители Переяславца дали знать печенегам, что русский князь возвращается в Киев с великим богатством и малочисленной дружиной.

Несмотря на небольшое число изнуренных воинов, гордый Святослав решил сразиться с печенегами у порогов Днепра. В этом бою он и погиб (972 г.). Князь печенегов Куря, отрубив голову Святославу, из черепа сделал чашу. Только немногие русские воины во главе с воеводой Свенельдом спаслись и принесли в Киев горестную весть о гибели князя.

Таким образом, скончался знаменитый ратоборец. Но он, образец великих полководцев, как пишет Н.М. Карамзин, не является великим государем, так как славу побед уважал больше государственного блага, и характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка.

Князь Ярополк

По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве. Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде. Ярополк не имел власти над уделами своих братьев. Вскоре открылись пагубные последствия такого раздела, и брат пошел на брата. Ярополк решил идти на земли древлян и присоединить их к Киеву. Олег собрал воинов и выступил навстречу брату (977 г.), но его войско было разбито, а сам он погиб. Ярополк искренне оплакивал смерть брата.

Собрав дружину, Владимир через два года возвратился в Новгород и сменил наперсников Ярополка, сказав им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!» (летопись).

У Ярополка в Полоцке была прелестная невеста Рогнеда. Владимир, готовясь отнять у брата державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки. Рогнеда, верная Ярополку, ответила, что не может соединиться браком с сыном рабыни. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил отца Рогнеды - Рогволода, двух его сыновей и женился на Рогнеде. Затем он пошел к Киеву. Ярополк закрылся в городе, а потом покинул его, уйдя в город Родню (где Рось впадает в Днепр).

Через некоторое время Ярополк, слабый духом, при содействии своего воеводы Блуда, вошедшего в сговор с Владимиром, пришел к нему. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника племени Варяжского пронзили мечами грудь Ярополкову...» Н.М. Карамзин).

Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв четыре года киевским владетелем и три года главой всей Руси, «оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека».

Ярополк был женатым еще при своем отце, но сватался и за Рогнеду: многоженство не считалось беззаконием в языческой Руси.

Князь Владимир

Владимир скоро доказал, что родился быть государем великим. Он изъявил отменное усердие к языческим богам, соорудив нового Перуна с серебряной головой. На берегу Волхова был поставлен вновь отстроенный богатый город Перунов.

Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 - 983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов - мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.

Владимир уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить - убить мужа, но ей это сделать не удалось: Владимир отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город, построенный для них и названный Изяславлем.

Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.

В 988 г., собрав многочисленное войско, Владимир пошел на судах к греческому Херсону (на месте Севастополя), чтобы принять христианскую веру, но своеобразным путем - используя силу оружия. Осадили город, - изнуренные жаждой (после порчи Владимиром начинавшегося за городскими стенами водопровода) горожане сдались. Затем Владимир объявил византийским императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны. В случае отказа обещал взять Константинополь. Брак состоялся.

В том же 988 г. на Руси было принято христианство - важная веха в истории нашего государства. В Киеве возвели первую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.

Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.

В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами. Война с печенегами окончилась единоборством русского юноши небольшого роста, но большой силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил о землю...» (из летописи). Радостный Владимир в память этого случая заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша «переял» у врагов «славу» (возможно, легенда).

В течение трех лет (994 - 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.

Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгород). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.

Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости.

Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.

Слава Владимира осталась в былинах и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.

Литература

1. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

2..Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»

3. Карамзин Н.М. «Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», М.: изд. "Правда", 1989 год.

4. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», М.: изд. «Рассвет»,1992 год.

В современной историографии титулом «киевские князья» принято обозначать ряд правителей Киевского княжества и Древнерусского государства. Классический период их правления начался в 912 году правлением Игоря Рюриковича, первым носившего титул «великого князя киевского», и длился примерно до середины XII века, когда начался распад Древнерусского государства. Кратко рассмотрим наиболее выдающихся правителей за этот период.

Олег Вещий (882-912)

Игорь Рюрикович (912-945) – первый правитель Киева, называвшийся «великим князем киевским». За время своего правления провел ряд военных походов, как против соседних племен (печенеги и древляне), так и против Византийского царства. Печенеги и древляне признали верховенство Игоря, но византийцы, в военном смысле оснащенные лучше, оказали упорное сопротивление. В 944 году Игорь был вынужден подписать мирный договор с Византией. В то же время, условия договора были выгодны для Игоря, поскольку Византия выплачивала значительную дань. Спустя год решил вновь напасть на древлян, несмотря на то, что они уже признали его власть и платили ему дань. Дружинники Игоря в свою очередь, получили возможность нажиться за счет грабежей местного населения. Древляне устроили засаду в 945 году и, захватив Игоря, казнили его.

Ольга (945-964) – Вдова князя Рюрика, убитого в 945 году племенем древлян. Возглавляла государство, пока сын, Святослав Игоревич, не стал совершеннолетним. Неизвестно, когда именно передала власть сыну. Ольга приняла христианство первой из правителей Руси, в то время как вся страна, войско и даже ее сын все еще оставались язычниками. Важными фактами ее правления было приведение к покорности древлян, убивших ее мужа Игоря Рюриковича. Ольга установила точные размеры податей, которые должны были платить подвластные Киеву земли, систематизировала периодичность их уплаты и сроки. Была проведена административная реформа, разделившая земли, подчиняющиеся Киеву, на четко установленные единицы, во главе каждой из которых был установлен княжеский чиновник «тиун». При Ольге появились первые каменные здания в Киеве, терем Ольги и городской дворец.

Святослав (964-972) – сын Игоря Рюриковичаи княгини Ольги. Характерной особенностью правления было то, что большую часть его времени фактически правила Ольга, сначала по причине несовершеннолетия Святослава, а потом из-за его постоянных военных походов и отсутствия в Киеве. Принял власть около 950 года. Не последовал примеру матери, и не принял христианство, непопулярное тогда в среде светской и воинской знати. Правление Святослава Игоревича отмечено чередой непрерывных завоевательных походов, которые он проводил против соседних племен и государственных образований. Нападениям подвергались хазары, вятичи, Болгарское царство (968-969) и Византия (970-971). Война с Византией принесла тяжелые потери обеим сторонам, и закончилась, фактически, вничью. Возвращаясь из этого похода, Святослав попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит.

Ярополк (972-978)

Владимир Святой (978-1015) киевский князь, наиболее известный крещением Руси. Был новгородским князем с 970 до 978 года, когда захватил киевский престол. За время правления непрерывно проводил походы против соседних племен и государств. Покорил и присоединил к своей державе племена вятичей, ятвягов, радимичей и печенегов. Провел ряд государственных реформ, направленных на укрепление власти князя. В частности, начал чеканку единой государственной монеты, заменившей использовавшиеся ранее арабские и византийские деньги. С помощью приглашенных болгарских и византийских учителей начал распространять грамотность на Руси, насильно отправляя на учебу детей. Основал города Переяславль и Белгород. Основным достижением считается крещение Руси, проведенное в 988 году. Введение христианства в качестве государственной религии также способствовало централизации Древнерусского государства. Сопротивление разнообразных языческих культов, распространенных тогда на Руси, ослабляло власть Киевского престола и было жестоко подавлено. Князь Владимир скончался в 1015 году во время очередного военного похода против печенегов.

Святополк Окаянный (1015-1016)

Ярослав Мудрый (1016-1054) – сын Владимира. Враждовал со своим отцом и захватил власть в Киеве в 1016 году, прогнав своего брата Святополка. Время правления Ярослава представлено в истории традиционными набегами на соседние государства и междоусобными войнами с многочисленными родственниками, претендовавшими на престол. По этой причине Ярослав был вынужден временно оставить киевский престол. Построил в Новгороде и Киеве храмы Святой Софии. Именно ей посвящен главный храм в Константинополе, поэтому факт такой постройки говорил о равенстве русской церкви с византийской. В рамках противостояния с византийской церковью, самостоятельно назначил первого русского митрополита Илариона в 1051 году. Также Ярослав основал первые русские монастыри: Киево-Печерский монастырь в Киеве и Юрьев монастырь в Новгороде. Впервые кодифицировал феодальное право, издав свод законов «Русская правда» и церковный устав. Провел большую работу по переводу греческих и византийских книг на древнерусский и церковнославянский языки, постоянно тратил большие суммы на переписку новых книг. Основал в Новгороде большую школу, в которой грамоте учились дети старост и священников. Укрепил дипломатические и военные связи с варягами, обезопасив таким образом северные границы государства. Скончался в Вышгороде, в феврале 1054 года.

Святополк Окаянный (1018-1019) – вторичное временное правление

Изяслав (1054-1068) – сын Ярослава Мудрого. Согласно завещанию отца, сел на престол Киева в 1054 году. На протяжении практически всего правления враждовал с младшими братьями Святославом и Всеволодом, стремившимися захватить престижный Киевский престол. В 1068 году войска Изяслав были разбиты половцами в сражении на реке Альте. Это привело к Киевскому восстанию 1068 года. На вечевом собрании остатки разбитого ополчения потребовали выдать им оружие, чтобы продолжить борьбу с половцами, однако Изяслав отказался сделать это, что заставило киевлян восстать. Изяслав был вынужден бежать к польскому королю, своему племяннику. С военной помощью поляков, Изяслав вернул себе престол на период 1069-1073 года, вновь был свергнут, и в последний раз правил с 1077 по 1078 год.

Всеслав Чародей (1068-1069)

Святослав (1073-1076)

Всеволод (1076-1077)

Святополк (1093-1113) – сын Изяслава Ярославича, до занятия киевского престола периодически возглавлял Новгородское и Туровские княжества. Начало киевского княжества Святополка ознаменовалось вторжением половцев, которые нанесли войскам Святополка серьезное поражение в битве у реки Стугны. После этого последовало еще несколько сражений, исход которых достоверно неизвестен, но в конечном итоге с половцами был заключен мир, а Святополк взял себе в жены дочь хана Тугоркана. Последующее правление Святополка было омрачено непрерывной борьбой Владимира Мономаха с Олегом Святославичем, в которой Святополк обычно поддерживал Мономаха. Также Святополк отражал постоянные набеги половцев под предводительством ханов Тугоркана и Боняка. Внезапно скончался весной 1113 года, возможно, был отравлен.

Владимир Мономах (1113-1125) был черниговским князем, когда скончался его отец. Имел право на киевский престол, но уступил его двоюродному брату Святополку, поскольку не желал войны на тот момент. В 1113 году киевляне подняли восстание, и, сбросив Святополка, пригласили на царство Владимира. По этой причине был вынужден принять так называемый «устав Владимира Мономаха», облегчающий положение городских низов. Закон не затрагивал основ феодального строя, однако регламентировал условия закабаления и ограничивал прибыли ростовщиков. При Мономахе Русь достигла пика своего могущества. Было завоевано минское княжество, а половцы были вынуждены откочевать на восток от русских границ. С помощью самозванца, выдавшего себя за сына убитого ранее византийского императора, Мономах организовал авантюру, имеющую целью посадить его на византийский престол. Было завоевано несколько дунайских городов, однако далее развить успех не удалось. Поход завершился в 1123 году подписанием мира. Мономах организовал издание улучшенных редакций «Повести временных лет», которые именно в таком виде дошли до наших дней. Также Мономах самостоятельно создал несколько произведений: автобиографические «Пути и ловы», свод законов «устав Владимира Всеволодовича» и «Поучение Владимира Мономаха».

Мстислав Великий (1125-1132) – сын Мономаха, ранее бывший князем Белгорода. Взошел на престол Киева в 1125 году без сопротивления со стороны остальных братьев. В числе наиболее выдающихся деяний Мстислава, можно назвать поход на половцев в 1127 году и разграбление городов Изяслава, Стрежева и Лагожска. После аналогичного похода в 1129 году, Полоцкое княжество окончательно было присоединено к владениям Мстислава. С целью сбора дани было совершено несколько походов в Прибалтику, против племени чудь, но они закончились неудачей. В апреле 1132 года Мстислав внезапно умер, успев однако передать престол Ярополку, своему брату.

Ярополк (1132-1139) – будучи сыном Мономаха, унаследовал престол, когда скончался его брат Мстислав. В момент прихода к власти находился в возрасте 49 лет. Фактически контролировал только Киев и его окрестности. По своим природным наклонностям был хорошим воином, но дипломатическими и политическими способностями не обладал. Сразу после принятия престола началась традиционная междоусобица, связанная с наследованием престола в Переяславском княжестве. Юрий и Андрей Владимировичи выгнали из Переяславля Всеволода Мстиславича, посаженного туда Ярополком. Также ситуация в стране осложнялась участившимися набегами половцев, которые вместе с союзными черниговцами грабили окрестности Киева. Нерешительная политика Ярополка привела к военному поражению в битве на р.Супое с войсками Всеволода Ольговича. Города Курск и Посемье также были потеряны во время правления Ярополка. Такое развитие событий дополнительно ослабило его авторитет, чем воспользовались новгородцы, объявившие о своем отделении в 1136 году. Итогом правления Ярополка стал фактический распад Древнерусского государства. Формально подчинение Киеву сохранило только княжество Ростово-Суздальское.

Вячеслав (1139, 1150, 1151-1154)

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Донорманнские князья

Полюдье не вводилось, а сложилось исторически

Первое упоминание о Руси

Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.

Рюрик (862-879)

Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске

Олег (879-912)

Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь

Игорь (912-945)

  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря

Ольга (945 — 964)

Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:

  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество.

Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.

Святослав (962-972)

Владимир Святославич (980-1015)

Последствия крещения:

1) культура Руси превратилась в «осевую»

2) укрепилась государственность

Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого

Триумвират Ярославичей. (1060)

  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)

Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.

Владимир Мономах (1113-1125)

Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в Любече 1093-1096.

Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

Политика

  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.

К началу X века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.

  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» — размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья.
  • Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.

Святослав

  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.

Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.

Владимир Красно Солнышко

  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси.
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.

Ярослав Мудрый

  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав

Владимир Мономах

  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении».
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Система управления древнерусскими землями

Территория Киевской Руси претерпевала неоднократные изменения за более чем 3-вековую историю существования государства. Согласно Нестору восточные славяне насчитывали 10-15 племён (поляне, древляне, словене ильменские и т.д.), расселившихся на значительной площади. Однако вряд ли землю вятичей, с которыми киевские князья регулярно воевали вплоть до конца XI века, можно относить к Киевской Руси. А в XII-XIII веках феодальная раздробленность привела к тому, что часть русских княжеств были захвачены литовцами и поляками (Полоцкое, Минское и др.).

В течение 3-х веков менялась не только территория, но и региональное управление, как сейчас сказали бы. Изначально племена управляли собой сами. В IX веке Олег, регент при новгородском князе, завоевал Киев, установив тем самым централизованную власть. Впоследствии он и его последователи на киевском княжеском престоле обложили данью несколько соседних племён. Управление территориями в IX-X веках состояло в сборе дани и осуществлялось в виде полюдья – князь с дружиной ездили по городам и весям и собирали дань. Кроме того, князь руководил защитой земли от общих внешних врагов, а также мог организовать военный поход (чаще всего, в направлении Византии).

Поскольку земли в Киевской Руси было достаточно, да и одному князю было бы сложно руководить такой обширной территорией, то великие князья практиковали раздачу уделов своим дружинникам. Сперва с возвратом в качестве оплаты ратных дел, а затем и в наследное владение. К тому же, и детей у великих князей было немало. В итоге в XI-XII веках киевская династия вытеснила племенных князей из их родовых княжеств.

При этом земля в княжествах стала принадлежать самому князю, боярам, монастырям. Исключение составляла Псковско-Новгородская земля, в которой в это время ещё была феодальная республика.
Чтобы управлять своими наделами, князья и бояре - крупные землевладельцы делили территорию на сотни, пятины, ряды, уезды. Однако однозначного определения этих территориальных единиц не существовало.

Зачастую не существовало и однозначно определённых границ этих единиц. Управление городом осуществляли посадники и тысяцкие, на более низком уровне это были сотники, десятские, воеводы, старосты в зависимости от традиций той или иной земли. При этом, если кандидаты на высшие должности чаще назначались, то на низшие должности – избирались. Даже для сбора дани крестьяне выбирали «добрых людей».

Народное собрание у восточных славян именовалось как вече.

(19 оценок, среднее: 4,37 из 5)

  1. Олеся

    Очень подробная и верная с исторической точки зрения таблица. Данный период древнерусской истории обычно лучше всего запоминается и школьникам, и студентам. Все дело в том, что правление древнерусских князей непременно связывается с разнообразными мифами, летописными баснями и необычными историями. Моим излюбленным этапом развития древнерусского государства остается период правления Ярослава Мудрого. Будь в России побольше таких правителей, стране не приходилось бы регулярно переживать династические кризисы и народные бунты.

  2. Ирина

    Олеся, совершенно с Вами согласна по поводу Ярослава Мудрого. Кстати, интересно, что ведь изначально он не имел желания становиться во главе государства: на это его сподвигли обстоятельства. Однако период именного его правления стал для Руси временем стабильности и расцвета. Вот и говорите после этого, что личность не делает историю: делает, да еще как! Если бы не Ярослав, Русь не получила бы отдыха от усобиц и не имела бы в XI в. «Русской Правды». Он сумел наладить и международную обстановку. Талантливый государственный деятель! Побольше бы таких в наше время.

  3. Lana

    В таблице приведены только отдельные русские князья, потому полной ее считать никак нельзя, если рассматривать все подробно, то можно насчитать более 20 князей, состоявших в родственных связях и управлявших собственными уделами.

  4. Ирина

    Таблица полезная, но неполная. На мой взгляд, было бы лучше выделить особенности внешней и внутренней политики князей. Внимание обращено больше на изменения и новшества, а не на характерные черты периода правления.

  5. Angelina

    Информации о внутренней и внешней политике правителей очень мало! Намного информативнее было бы изложить главные достижения князей в форме единой таблицы – информация немного разбросана – можно запутаться. Смысла в первой таблице не вижу вообще. По некоторых правителей информации вообще мало. Например, Владимир Великий провел ряд важных реформ, которые вообще не упомянуты в таблицах.

  6. Игорь

    Владимиру Мономаху удалось на короткое время своего правления объединить больше половины земель Руси, которые распались после триумвирата Ярославичей. Владимир Мономах усовершенствовал законодательную систему. На короткое время удержать единство страны удалось его сыну Мстиславу.

  7. Ольга

    Ничего не сказано о важных реформах Владимира Великого. Кроме крещения Руси, он провел административную и военную реформы – это помогло укрепить границы и усилить единение территорий государства.

  8. Анна

    Стоит отметить особенности правителей периода становления и периода расцвета Руси. Если на этапе становления это были сильные воины, пример мужества, то на этапе расцвета – это политики и дипломаты, которые даже практически не участвовали в походах. Это касается, в первую очередь, Ярослава Мудрого.

  9. Вячеслав

    В комментариях многие одобряют и восхищаются личностью Ярослава Мудрого и утверждают, что Ярослав спас Русь от раздоров и распрей. Совершенно не согласен с такой позицией комментаторов по отношению к личности Ярослава Мудрого. Есть скандинавская сага об Эдмунде. В этой саге рассказывается, что дружина скандинавов была нанята Ярославом для войны со своим братом Борисом. По приказу Ярослава скандинавы подсылают убийц к его брату Борису и убивают его (князь Борис который был, потом со своим братом Глебом признан святым). Так же согласно повести временных лет в 1014 году Ярослав поднял восстание против своего отца Владимира Красно Солнышко (креститель Руси) и нанял варягов для войны с ним, желая править в Великом Новгороде самостоятельно. Варяги, находясь в Новгороде, грабили население и творили насилие над жителями, что привело к восстанию против Ярослава. После гибели своих братьев Бориса, Глеба и Святополка Ярослав занял Киевский престол и воевал со своим братом Мстиславом Тмутороканским по прозванию Храбрый. До 1036 года (год смерти Мстислава) Русское государство было разделено между Ярославом и Мстиславом на два не зависимых друг от друга политических объединения. До самой смерти Мстислава Ярослав предпочитал жить в Новгороде, а не в столице Киеве. Так же Ярослав начал платить дань варягам в размере 300 гривен. Ввел довольно тяжелый штраф в пользу епископа за несоблюдение христианских правил. Это при том, что 90% населения были язычниками или двоеверцами. Послал своего сына Владимира вместе с варягом Гарольдом в грабительский поход на православную Византию. Войско было разбито и большинство воинов погибло в сражениях от применения греческого огня. В его правление кочевые племена отрезали Тмутараканское княжество от Киева и в результате этого, оно попало под влияние соседних государств. Родственникам шведского конунга Олафа Шетконунга передал исконно Русские земли вокруг Ладоги в потомственное владение. Потом эти земли стали известны как Ингерманландия. Свод законов Русская правда отражает закабаление населения, которое активно происходило во времена правления Ярослава, а так же восстания и сопротивление его власти. В ходе последних исследований Русских летописей в описании правления Ярослава Мудрого имеется большое количество изменений и вставок в первоначальный текст летописи сделанных, скорее всего по его указанию. Ярослав исказил летописи, убивал братьев, начал междоусобицу с братьями и объявил войну отцу являясь по сути сепаратистом, а его в летописях хвалят и церковь признала благоверным. Может поэтому Ярослава, и прозвали Мудрым?







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить учащихся с правлением первых русских князей: Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава;
  • рассказать об их роли в складывании русского государства;
  • проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
  • развивать умение сопоставлять деятельность исторических личностей, анализировать и сравнивать их правление;
  • продолжать формировать умение самостоятельно выделять главную мысль, делать вывод;
  • продолжать формировать умения работать с проверочным материалом в форме теста.
  • пробудить у учащихся интерес к отечественной истории;
  • воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.

Тип урока: с лайдовая презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, материалы для индивидуальной работы учащихся (анкеты), карта.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя: (учитель знакомит с темой и целью урока и напоминает предыдущую тему).

II. Вопросы на повторение

– Когда у восточных славян сформировалось государство? (IX в.)

– Что такое государство? (Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов или традиций, присутствует общая экономика, культура, религия, единый язык, осуществляется охрана границ армией)

– Как формируется государство? (Это длительный процесс. Оно формируется как неизбежный и закономерный результат разложения родоплеменного строя).

– Назовите предпосылки создания государства на Руси.
(1. Экономическое развитие: общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от земледелия. Развитие торговли привело к формированию рыночных отношений и возникновению городов, кА центров торговли. Города – Новгород и Киев расположены на торговом пути «из варяг в греки».
2. Социальные процессы в период военной демократии:

  • родовую общину сменила соседская община(территориальная),
  • развитие частной собственности привело к имущественному неравенству и формированию классов
  • верхушка общины группируется вокруг князя, создает дружину и захватывает власть в племени.
  • родовой общинник становится хлебопашцем. Князь и его дружина занимаются ведением войны.

3. Следующими причинами формирования государства являются религиозная и культурная общность племенных союзов славян.
4. Необходимость защиты от внешних нападений.
5. Осуществление завоевательной политики).

– В 8-9 вв. у восточных славян складывается общественное устройство. Как оно называлось и что собой представляло? (Это «Военная демократия». Во главе племени или союза племен стоял князь. Управлять племенем ему помогали: воевода – предводитель племенного войска, дружина – группа воинов лично преданных князю, их профессия – война; вече – племенное собрание. Князь и воеводы еще выбираются народом, но уже видно стремление сделать их власть наследственной.)

– Таким образом в начале 9 века появилось Русское государство. Как это произошло, сам исторический факт? (В Киеве княжили варяги Аскольд и Дир, в Новгороде стал править Рюрик. Появились два государственных центра, через которые проходил торговый путь «из варяг в греки». В 882 г. князь Олег, который стал княжить после смерти Рюрика, убил Аскольда и Дира, занял киевский престол, объединил Русь, сделав столицей государства – Киев. Государство стало называться Киевская Русь.)

– Откуда русский народ узнал о своей истории? (Нестор «Повесть временных лет»)

– Существуют различные теории создания Древнерусского государства, назовите их. (1. Норманнская – призвание новгородцами в 862 году 3-х братьев-варягов (Рюрика, Синеуса, Трувора). Рюрику удалось объединить племена кривичей, меря, весь, мурома вокруг Новгорода. 2. Антинорманнская (Ломоносов) – складывание государственности у славян произошло до прихода варягов).

Вывод: В 9 в. Благодаря политическим, экономическим, социальным а также культурным предпосылкам сформировалось единое государство – Киевская Русь.

Еще один вывод – в стихах:

1 учащийся

Помним мы Отечества историю?
Почему так названа страна?
Много есть гипотез и теорий
Русь – Россия с древности одна.
Говорят от Рюриков. От шведов,
От сарматских Русь пошла племен,
Ну а вот я думаю, что предок
Рослым был, отважен и силен.
Именно от мужества и роста
Нам пришло название страны
Корень «Рос» тут выделить так просто,
Сразу все понятия видны.
Геродот известен был ученостью,
Видел предков в древние века,
Восхищался силой, непокорностью,
Говорил: «Рост, сила велика»,
Знали печенеги да и половцы
Русскую отвагу, доблесть, честь,
Разгромили их уж наши молодцы
Нам победных встреч не перечесть.
Пусть твердят, кому уж так угодно,
Что Россия – слово от чужих,
Я же верю в силу, рост народа,
Для меня теорий нет иных.

III. Объяснение нового материала

Слайд (тема урока и эпиграф)

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!

Н.П. Кончаловская .

Слайд (задачи урока)

  • Ознакомиться с деятельностью первых русских князей.
  • Оценить их вклад в развитие нашего государства.
  • Систематизировать знания.

План. (Слайд)

  1. Князь Рюрик.
  2. Деятельность Олега.
  3. Игорь Рюрикович.
  4. Княгиня Ольга.
  5. Святослав Игоревич.
  6. Особенности правления первых русских князей.

Вступительное слово учителя: знакомство с темой и задачами урока.

– Наш урок пройдет в виде слайдовых презентаций, которые подготовили ваши одноклассники.
Перед вами задача: внимательно слушая каждого докладчика, фиксируйте основные события и деятельность князей в следующую таблицу.
После доклада можете задавать докладчику вопросы по данной теме.
По ходу внимательно следите за их выступлениями и по окончании слайдовой презентации вы, ребята сделаете собственную оценку работ ваших одноклассников по «5» бальной системе. Но это чуть позже.

Таблица: «Деятельность первых князей»

Идут выступления докладчиков. По ходу выступления записываем в тетради термины:

Полюдье – объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.
Уроки – точный размер дани.
Погосты – места сбора дани.

Учитель раздает анкеты, комиссия из учащихся подсчитывает анкеты (оценка работ выступающих) собирает.

Пример анкеты:

– Перед вами таблица. Вы систематизировали новую тему. Скажите, в чем особенности правления князей?
– Что общего в их правлении?

Общее в деятельности князей: (записать)

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям:

1. Они стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена.
2. Поддерживать выгодные торговые связи с другими странами, особенно с Византией.

Вывод: Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания.

2 учащийся.

И снова память в прошлое зовет,
И вечностью кружится голова.
Тысячелетье – вот оно, живет
В металле, в камне, в мыслях и словах.
И оживает книга бытия,
Я с трепетом листать ее берусь.
Таинственная Родина моя,
Прадедовская Киевская Русь!
Открытая и светлая душой,
Добру и правде кровная сестра,
Уверенно шагала в мир большой
Друзьям на радость и врагам на страх.
Здесь наши боль и гнев плечу к плечем
Вставали на обидчиков мечем,
Здесь наша радость песней родилась
И птицей вольной в небо поднялась.
Священные славянские места,
Здесь и поныне дышится легко,
И тешит глаз земная красота,
И чуть слышна мелодия веков.
И фрески улыбаются со стен
Роднею нашей ласковой, большой.
И снова поднимают нас с колен…
Да, кто сказал, что все былое тлен?
Мы к прошлому припаяны душой!

IV. Домашнее задание: параграфы 5, 6. Эссе «Слава нашей стороне…»

Собрать тетради с таблицами.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании . Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.


Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

В Прибалтику;

В польско-литовские земли;

В Византию.

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда ", "Правда Ярослава").

ВЛАДИМИР ВТОРОЙ МОНОМАХ (1113 - 1125 г.г.)

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение ", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.