Проект по развитию связной речи детей среднего возраста. Проект по развитию речи (средняя группа) на тему: проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности «учимся играя

Паспорт педагогического проекта

Леонович Надежда Викторовна

Антоновская Елена Владимировна

Развитие речи детей средней группы в игровой деятельности

Название проекта

«Вместе весело играть»

Тип проекта

Обучающий, игровой

Участники проекта

Дети средней группы (6 группа)

Воспитатели

Продолжительность проекта

Проблема

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Актуальность

проблемы

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Развитие связной речи.

Гипотеза проекта

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемый результат

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы проекта

Наглядные, словесные, практические, игровые

Мероприятия

Сентябрь

Дидактические игры:

«Что делает?»

«Подбери пару»

«Назови одним словом»

«Собери урожай»

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Ловишки»

«По ровненькой дорожке»

«Мой весёлый звонкий мяч»

Театрализованные игры:

Игра –драматизация «Репка»

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская»

«Магазин»

Октябрь

Дидактические игры:

«Угадай»

«Какое небо»

«Горячо – холодно»

«Вчера, сегодня, завтра»

Подвижные игры

«Воробушки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Листопад»

«День – ночь»

Театрализованные игры:

Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов»

Сюжетно-ролевые игры:

«Строители»

«Больница»

Ноябрь

Дидактические игры:

«Из чего сделана посуда»

«Узнай по описанию»

Подвижные игры:

«Море волнуется»

«Гуси –лебеди»

«Подбрось – поймай»

Театрализованные игры:

Сюжетно-ролевые игры:

Декабрь

Дидактические игры:

«Найди свой цвет»

«Раздели на группы»

«Какое время года?»

«Закончи предложение»

Подвижные игры:

«Ловишки с ленточками»

«Вертушки»

«Метель»

«Попади в мишень»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация сказки «Колосок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Айболит»

Январь

Дидактические игры:

«Слушай внимательно»

«Чего не хватает»

«Кто в домике живёт»

«Что лишнее»

Подвижные игры:

«Жмурки»

«Найди своё место»

«Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Теремок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»

Февраль

Дидактические игры:

«Кто что делает»

«Кто больше»

«Раздели поровну»

«Что изменилось»

Подвижные игры:

«Лохматый пёс»

«Перехватчики»

«Хитрая лиса»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Шофёры»

«Автобус»

Март

Дидактические игры:

«Магазин»

«Выбери картинку»

«Кто первый»

«Хорошо-плохо»

Подвижные игры:

«Мышеловка»

«Пустое место»

«Куропатки и охотники»

«Серый волк»

Театрализованные игры:

Игра –драматизация «Колобок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье»

Апрель

Дидактические игры:

«Найди лишний предмет»

«На кого похож»

«Как называется»

Подвижные игры:

«Мяч в кругу»

«Бездомный заяц»

«Догони меня»

«Охотники и зайцы»

Театрализованные игры:

Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

Дидактические игры:

«Найди на рисунке»

«Один – много»

«Столько-сколько»

«Сравни»

Подвижные игры:

«Уголки»

«Сделай фигуру»

«Затейники»

«Птички на ветках»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пожарные»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

Дидактические игры,

Подвижные игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые игры.

Актуальность проекта

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи проекта :

Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Формирование грамматического строя речи.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи

Этапы реализации проекта

1. Предварительный :

Выдвижение гипотезы;

Определение цели и задач проекта;

Изучение необходимой литературы;

Подбор методической литературы;

Разработка тематического плана для реализации проекта;

Диагностика детей.

2. Основной .

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

3. Заключительный .

Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Литература:

  1. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  2. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
  3. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
  4. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
  5. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
  6. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
  7. Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
  8. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
  9. М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
  10. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  11. М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
  12. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
  13. «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;
  14. А.П.Усова «Роль игры в воспитании детей»;
  15. А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».

Актуальность проекта:

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?, а почему?, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.

Проблема:

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины:

  1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.
  2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Цель проекта:

Повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи проекта:

  • Развивать активный словарь детей.
  • Развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (январь – февраль)

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, принтер, картотека речевых игр, игрушки, краски, кисточки, ватман, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.

Идея проекта:

Все занятия и игры по проекту «Маленькие фантазёры» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Активный словарный запас составил 70% по высокому уровню.
  • Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
  • У родителей повысился уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Результаты:

  1. Создание картотеки игр для развития словаря детей.
  2. Консультация для родителей «Речевые игры дома» .
  3. Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения» .
  4. Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети» .
  5. Создание альбома «Красивые слова» .
  6. Стенгазеты «Мы – фантазёры» , «Сочинялки» , «Наш детский сад» .

Презентация проекта:

Выставка стенгазет и альбомов по словотворчеству детей.

Этапы реализации проекта:

Критерии результата:

  1. Доступность
  2. Эстетичность.
  3. Мобильность.
  4. Содержательность.

Ключевые компетенции:

  • Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации
  • Умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач
  • Умение задавать вопросы
  • Умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок» , «ребёнок взрослый» .
  • Умение получать необходимую информацию в общении
  • Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками

Литература:

  1. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»
  2. Дошкольная педагогика №7/2012 стр19.
  3. Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. Ростов- на- Дону 2006
  4. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 3 – 7 лет М.2012
  5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск 2005
  6. ФесюковаЛ. Б. Воспитание сказкой М.2000
  7. Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011
  8. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. С-П «Детство - пресс» . 2003
  9. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 4 – 7 лет Волгоград 2011

Актуальность:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи детей средней группы в игровой

Деятелности «УЧИМСЯ ИГРАЯ»

Актуальность: В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Цель проекта:

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Задачи проекта :

Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Формирование грамматического строя речи.

Расширение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Руководитель проекта : Карева Ольга Борисовна

Участники проекта:

Дети средней группы;

Воспитатель;

Родители.

Тип проекта: Обучающий, игровой.

Длительность проекта :1 год.

Материально-технические ресурсы:

Методическая и художественная литература;

Атрибуты к играм;

Иллюстрационный материал;

ТСО

Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые

Предполагаемые итоги :

При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Создание проблемы:

Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности

Мотивация:

При проведении сюжетно-ролевых игр я обратила внимание, что детям не хватает словарного запаса, они не умеют активно сопровождать свою деятельность речью. Это послужило поводом для разработки и реализации данного проекта.

Определение цели и задач проекта;

Изучение необходимой литературы;

Подбор методической литературы;

Разработка тематического плана для реализации проекта;

Диагностика детей.

2 ЭТАП . ОСНОВНОЙ

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

Дидактические игры,

Подвижные игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые игры.

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Методы проекта:

Наглядные, словесные, практические, игровые

Сентябрь

Дидактические игры:

«Что делает?»

«Подбери пару»

«Назови одним словом»

«Собери урожай»

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Ловишки»

«По ровненькой дорожке»

«Мой весёлый звонкий мяч»

Театрализованные игры:

Игра –драматизация «Репка»

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская»

«Магазин»

Октябрь

Дидактические игры:

«Угадай»

«Какое небо»

«Горячо – холодно»

«Вчера, сегодня, завтра»

Подвижные игры

«Воробушки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Листопад»

«День – ночь»

Театрализованные игры:

Игра – инсценировка по русской народной сказке «Война грибов»

Сюжетно-ролевые игры:

«Строители»

«Больница»

Ноябрь

Дидактические игры:

«Из чего сделана посуда»

«Узнай по описанию»

«Найди такой же»

Подвижные игры:

«Серсо»

«Море волнуется»

«Гуси –лебеди»

«Подбрось – поймай»

Театрализованные игры:

Сюжетно-ролевые игры:

«Почта»

Декабрь

Дидактические игры:

«Найди свой цвет»

«Раздели на группы»

«Какое время года?»

«Закончи предложение»

Подвижные игры:

«Ловишки с ленточками»

«Вертушки»

«Метель»

«Попади в мишень»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация сказки «Колосок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Айболит»

Январь

Дидактические игры:

«Слушай внимательно»

«Чего не хватает»

«Кто в домике живёт»

«Что лишнее»

Подвижные игры:

«Жмурки»

«Найди своё место»

«Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Теремок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»

Февраль

Дидактические игры:

«Кто что делает»

«Кто больше»

«Раздели поровну»

«Что изменилось»

Подвижные игры:

«Лохматый пёс»

«Поезд»

«Перехватчики»

«Хитрая лиса»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Шофёры»

«Автобус»

Март

Дидактические игры:

«Магазин»

«Выбери картинку»

«Кто первый»

«Хорошо-плохо»

Подвижные игры:

«Мышеловка»

«Пустое место»

«Куропатки и охотники»

«Серый волк»

Театрализованные игры:

Игра –драматизация «Колобок»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье»

Апрель

Дидактические игры:

«Найди лишний предмет»

«Какой»

«На кого похож»

«Как называется»

Подвижные игры:

«Мяч в кругу»

«Бездомный заяц»

«Догони меня»

«Охотники и зайцы»

Театрализованные игры:

Игра инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

Май

Дидактические игры:

«Найди на рисунке»

«Один – много»

«Столько-сколько»

«Сравни»

Подвижные игры:

«Уголки»

«Сделай фигуру»

«Затейники»

«Птички на ветках»

Театрализованные игры:

Игра – драматизация «Кошкин дом»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пожарные»

3 Этап.заключительный.

Период осмысления собственных результатов.

Диагностика детей.

Презентация проекта.

Литература:

  1. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
  2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
  3. Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
  4. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи»;
  5. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
  6. Е.А.Тимофеева «Подвижные игры»;
  7. А.Е.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
  8. М.Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
  9. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  10. М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
  11. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
  12. «Игра дошкольника» под ред. С.Л.Новосёловой;

Паспорт педагогического проекта

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель курса: развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

Задачи курса:

  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
  • развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
  • расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
  • развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
  • формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с нашими героями. «Игрушки»

Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных.

«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса)

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Заучивание наизусть: «Мяч» С.Я.Маршак

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.

«Пересказ сказки «Репка»

Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Октябрь

«Осень»

Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.

Рассказывание по картине «Осенний день»

Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию;

«Овощи»

Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.

Фрукты»

познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь

«Фрукты-овощи

Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.

«Изменение в природе в октябре»

Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.

«Лес осенью»
Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении»

Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.

Заучивание наизусть: А.Плещеев «Осенью»

Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.

Ноябрь

«Загадка-описание»

Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи.

«Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря.

«Поздняя осень»

Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что

«Дом»

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Мебель»

Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель

«Семья»

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посуда»

Расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет

Сказка «Руковичка»
Пересказ

Повторить знакомую уже детям сказку, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; рассказывать сказку по ролям.

Декабрь

«Головные уборы»

Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь.

«Одежда»

Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем

«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Заучивание наизусть: И.Суриков «Зима

Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.

«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу».

Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.

«Зима»

Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения

Рассказывание по картине «Зимние развлечения»

Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.

«Новый год»

Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

Январь

«Елка» К.Чуковский

Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.

«Звери»

Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;

Сказка «Колосок»
Пересказ (отрывок)

Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка.

«Домашние животные»

Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

«Животные жарких стран»

Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.

Птицы»

Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым

Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая»

Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь.

Февраль

«Рыбы»

Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Хлебные продукты»

Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь

«Молочные продукты»

Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Пересказ сказки «Теремок»

Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

«Наземный транспорт»

Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами.

«Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины).

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.
Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

«Водный транспорт»

Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.

«Воздушный транспорт»

Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.

Март

«Город»

Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город

«Мой город – Казань»

Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Правила дорожного движения. Светофор»

Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.

«Театр, музыкальные инструменты»

Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

«Спорт»

Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.

«Весна»

Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посидим в тишине»
Заучивание наизусть

Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения.

«Профессии»

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

Апрель

Детский сад»

Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь

«Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке.

Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.

«Лес. Деревья»

Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей.

«Плоды, семена»

учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;

«Грибы»

Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание, логику; учить классифицировать на съедобные и несъедобные.

«Комнатные растения»
«Фиалка»

Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения

«Описание деревьев»

Учить сравнивать деревья, описывая их, передавая характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; активизировать словарь детей.

«Любимый сказочный герой»

Развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя.

Май

«Черепаха»

Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей.

«День Победы. Военная техника»

Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.

«Садовые цветы»

Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе.

«Полевые цветы»

Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы

«Насекомые»

Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.

«Лето»

Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.

«Ягоды»

Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Письмо друзьям»
Составление рассказов.

Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.


ольга туркина
Проект в средней группе №1 по «Речевому развитию». Тема: «Маленькие фантазеры»

Проект в средней группе №1 по «Речевому развитию » . Тема : «Маленькие фантазеры »

Актуальность проекта :

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы : а как, а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы . А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.

Проблема :

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины :

1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.

2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

Гипотеза :

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Цель проекта :

Повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству .

Задачи проекта :

Развивать активный словарь детей.

Развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы.

Поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

Тип проекта : творческий, групповой .

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь – февраль)

Участники проекта : воспитанники средней группы , воспитатель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта : ноутбук, принтер, картотека речевых игр , игрушки, краски, кисточки, ватман, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.

Идея проекта :

Все занятия и игры по проекту «Маленькие фантазёры » взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта .

Ожидаемые результаты :

Активный словарный запас составил 70% по высокому уровню.

Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.

У родителей повысился уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Результаты :

1. Создание картотеки игр для развития словаря детей .

2. Консультация для родителей «Речевые игры дома » .

3. Консультация для родителей .

4. Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети» .

5. Создание альбома «Красивые слова» .

6. Стенгазеты «Мы – фантазёры » , «Сочинялки» , «Наш детский сад» .

Презентация проекта :

Выставка стенгазет и альбомов по словотворчеству детей.

Этапы реализации проекта :

Задачи Мероприятия по реализации

1 этап организационно-подготовительный

Подборка программно методического обеспечения для реализации проекта .

Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников. Разработка содержания консультаций с родителями Составление информационного банка технологий по развитию у дошкольников речевого творчества .

Разработка картотеки по . Разработка текстов консультаций.

2 – й этап оценочно - диагностический

Определение уровня активного словарного запаса детей 4-5 лет на начальном этапе. Диагностика.

3 -й этап - практический

Определение содержания работы по развитию детского сочинительства Составление плана по развитию творчества .

Активное внедрение развивающих форм работы с детьми Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми.

Определение промежуточного результата уровня активного словарного запаса детей. Диагностика.

Взаимодействие с родителями воспитанников Привлечение родителей к совместному с детьми сочинительству

Организация участия родителей в сборе интересных детских высказываний, словотворчества.

4 –й этап - обобщающий

Определение итогового результата активного словарного запаса детей. Диагностика.

Анализ достижения целей и полученных результатов Стенгазеты, альбомы, картотека игр по развитию словаря детей , консультации для родителей.

Подготовка информационной справки по реализации проекта .

План реализации задач :

реализации Содержание деятельности Ответственные Сроки проведения Выход

Подготовительный Подборка программно методического обеспечения для реализации проекта .

воспитатель I неделя января картотека по развитию речевого творчества детей .

Изучение опыта по развитию речевого творчества у дошкольников. воспитатель II неделя января

Определение уровня активного словарного запаса детей 4-5 лет на начальном этапе. воспитатель IIнеделя января Тексты консультаций

Разработка содержания консультаций с родителями Воспитатель III неделя января Диагностика

Практический Консультации для родителей «Речевые игры дома » , «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения» . воспитатель IV неделя января Текст

Создание стенгазета «Наш детский сад» Воспитательдети IV неделя января стенгазета

Создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети» . Воспитатель

родители

I – II неделя февраля альбом

Изобразительная деятельность “Путешествие в страну Вообразилию». Воспитатель

дети II неделя февраля Рисунки, рассказы детей.

Определение промежуточного результата уровня активного словарного запаса детей. Воспитатель II неделя февраля Диагностика

Создание стенгазета «Мы - фантазеры » Воспитатель

III неделя февраля стенгазета

Создание альбома «Красивые слова» Воспитатель

дети III неделя февраля альбом

Создание стенгазеты «Сочинялки» Воспитатель

дети IVнеделя февраля стенгазета

Обобщающий Систематизация материала для родителей по речетворчеству детей . воспитатель консультации

Определение итогового результата активного словарного запаса детей. воспитатель IVнеделя февраля Диагностика

Анализ достижения целей и полученных результатов Воспитатель

родители Альбомы, стенгазеты, справка по реализации проекта .

Критерии результата :

1. Доступность

2. Эстетичность.

3. Мобильность.

Ключевые компетенции :

Умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

Умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;

Умение задавать вопросы;

Умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок» , «ребёнок взрослый» .

Умение получать необходимую информацию в общении;

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

Литература :

1. Стрельцова Л. Е. «Литература и фантазия »

2. Дошкольная педагогика №7/2012 стр19.

3. Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками : хорошая книга по развитию речи . Ростов- на- Дону 2006

4. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей 3 – 7 лет М. 2012

5. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников. Ульяновск 2005

6. ФесюковаЛ. Б. Воспитание сказкой М. 2000

7. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011

8. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. С-П «Детство - пресс» . 2003

9. Меремьянина О. Р. Развитие социальных навыков детей 4 – 7 лет Волгоград 2011

Елена Заяц
Проект по развитию связной речи детей средней группы «Составление описательных рассказов на тему «Домашние животные»

Вид проекта : педагогический.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети средней группы № 3 , воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии , философии и педагогике как «узел» , в котором сходятся различные линии психического развития - мышление , воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической , лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития .

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи , обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи , обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью , которая представляет собой развернутое высказывание , состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание , повествование, рассуждение . Формирование связности речи , развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой , непосредственной , выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи - это связность мыслей . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи . По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития .

Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.

Задачи проекта :

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, опорные схемы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных .

Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животного с опорой на схему .

Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ .

Учить детей составлять рассказ , сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.

Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать животных .

Учить детей подбирать к животному слова – эпитеты , характеризующие его и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.

Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет

(иллюстрацию) .

Предполагаемый результат : проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей .

Сведения об участниках :

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом .

Этапы проведения проекта :

Понедельник

1. Беседа » .

3. Рассматривание предметных картинок с изображением домашних животных .

4. Произношение чистоговорки :

«Са-са-са - прилетела к нам оса.

Су-су-су - кот прогнал осу»

5. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка» .

6. П/и. «Лошадки» .

1. Беседа «Домашние животные и я » .

2. Д/и. «Путаница» («Кто где живет?» ).

3. Игры на звукоподражание.

4. Чтение сказки В. Сутеева «Про козленка, который умел считать» .

5. П/и. «Кролики» .

6. Просмотр мультфильма «Котенок по имени «Гав» .

Среда

1. Беседа «Служебные собаки» .

2. Д/и. «У кого пропал детеныш .

3. Игр. сит. «Потерявшийся котенок»

5. Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом» .

6. П/и. «Кот и мыши» .

1. Беседа «Чем питаются домашние животные » .

3. Р. О. С. «Как правильно вести себя с бродячими животными »

4. Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» .

5. П/и. «Лохматый пес» .

6. Просмотр мультфильма «Кошкин дом» .

1. Беседа «Мой питомец»

2. Д/и. «Назови ласково» .

3. Составление описательного рассказа по теме »

4. Чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка» .

5. П/и. «Пастух и стадо» .

Работа с родителями :

1. Анкетирование родителей «Речевое поведение родителей с ребенком» .

2. Консультация «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста».

3. Детско-родительский досуг «Мы и наши друзья - домашние животные » .

Литература

1. Попова Л. Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» стр. 65

2. Данилина Т. А. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом» стр. 62

3. Доронова Т. Н. «Вместе с семьей» стр. 84

4. Давыдова О. И. «Работа с родителями в ДОУ» стр. 121

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательных рассказов об игрушках» Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов об игрушках. Цель: учить детей в составлении описательных рассказов.

Конспект НОД по развитию речи (старшая группа). Составление творческих рассказов «Невиданные космические животные» Конспект НОД по развитию речи (старшая группа)Тема: Составление творческих рассказов: «Невиданные космические животные» Муниципальное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Составление описательных рассказов о диких животных» Тема: «Составление описательных рассказов о диких животных». Воспитатель: Ключка Лариса Ивановна ЦЕЛЬ: 1. Развивать связную речь детей,.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №79 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию речи для.

Конспект занятия по развитию речи «Кто, кто в теремочке живет? Составление описательных рассказов об овощах» Коррекционно-образовательные цели. Закрепление знаний детей об овощах (цвет, форма, место произрастания, какой на вкус, какой на ощупь,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательных рассказов о диких животных. Программные задачи: 1. Активировать словарь детей за счет названий диких животных и их детенышей. 2. Упражнять в употреблении существо тельнике.

Цель: -активизация, закрепление, лексического (слова, словарь) материала, обогащение словарного запаса; -развивать умение дифференцировать.

НОД Тема: «Домашние животные». Составление рассказов по картине «Козы». Задачи. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать.

"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить" В настоящее время проблемы, связанные с процессом.

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательных рассказов о петушке, мышке и хлебе» Цель: Формировать.

Библиотека изображений: