Прошу помощи, желательно профессиональной. Испорченные бюллетени

17/01/2018

Политолог Екатерина Шульман разъяснила, могут ли использовать испорченные бюллетени при подсчете голосов во время выборов. Особенно, если это требуется, чтобы кандидат набрал более 50% и стал избранным президентом.


«Статья 76-я, третьей части закона О выборах президента Российской Федерации: Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирателей в бюллетенях установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования», - подводит теоретическую базу Шульман. «А вот тут начинается интересный вопрос: является ли бюллетень, который мы в быту называем испорченным, бюллетенем установленной формы? Испорченные бюллетени являются недействительными - это совершенно точно. Если мы предполагаем, что они при этом все же являются бюллетенями установленной формы, то смотрите…

Бюллетени установленный формы, предположим мы - я предполагаю, что это именно так - это бюллетень с печатью. Что на нем написано, это неважно. Итак, у нас есть 1100 бюллетеней. Из них, например, 100 будет испорчены, а все остальные не испорчены, а поданы за разных кандидатов. Получается, что для того, чтобы победить в первом туре, нашему с вами кандидату нужно набрать 50 плюс 1 от всех этих бюллетеней, включаю эти 100 испорченных, которые как бы не поданы ни за кого, но являются частью явки. То есть, если бы эти 100 бюллетеней не были испорчены, а были бы поданы за кого-нибудь еще, то они были бы распределились каким-либо образом между кандидатами.

Что из этого следует? Из этого следует, что большое количество испорченных бюллетеней, если я опять же правильно трактую закон, затрудняют для всех кандидатов получение нужных результатов, потому что это вычтено у них. Но если эти 100 бюллетеней не испорчены, а поданы за альтернативного оппозиционного кандидата С, или альтернативного оппозиционного кандидата Я, то они тоже не являются бюллетенями за основного кандидата и тоже не входят в эти 50%, которые, еще раз повторю, считаются от всего, что есть в корзине, если только на бюллетене есть печать.

Нижеследующий текст является строгим в точки зрения законодательства, логики и математический теории игр.

Итак, Вы испортили бюллетень - имеете право. Таков Ваш выбор. Таков Ваш подарок правящему режиму. Почему?

1. Портят бюллетени только противники правящего режима. Сторонники бюллетени не портят. Ни один их голос не будет потерян, т.к. правильно заполненный бюллетень за конкретную партию - это голос в копилку этой партии. Испорченный Вами бюллетень - это просто потерянный голос.

2. Если какая-то партия не набрала 7% голосов, то, по закону, все её голоса будут распределены между партиями, преодолевшими этот порог. Очевидно, что среди них будет и правящая. Значит, правящий режим только увеличит количество своих депутатов в парламенте за счёт тех партий, которые не дотянули до 7%. Возможно, именно Вашего голоса и не хватило какой-то партии для преодоления порога и испорченный Вами бюллетень просто увеличит долю правящей партии в парламенте.

3. Массовую порчу бюллетеней избиратели оправдывают тем, что это затрудняет фальсификацию результатов выборов. Но способов фальсификации много. Например, зачем вбрасывать бюллетени за правящую партию, если при подсчете голосов можно умышленно испортить правильно заполненные бюллетени за оппозиционные партии? Если было много призывов портить бюллетени, то большое количество испорченных можно объянить такой агитацией. За счет этого можно даже получить даже 100% голосов: «1 бюллетень за правящую партию, остальные — испорченные»

4. Идеальный результат стратегии порчи бюллетеней является абсурдным: согалсно п.3 ч.4 ст.82 ФЗ «О выборах депутатов ГосДумы» если будет испорчено не менее 40% бюллетеней выборы будут признаны несостоявшимися. Значит, если бы несколько десятков миллионов человек сделали одно и то же, то они бы пришли к состоянию, с которого начали — та же власть организует те же выборы… Вас привлекает стратегия бесконечного возврата к исходной точке? Бесперспективная стратегия не найдёт столько сторонников, нужны десятки миллилонов человек.
Люди по своей природе рациональны, поэтому стараются выбрать выигрышную стратегию, то есть приносящую положительный результат с минимальными рисками/затратами. Стратегия порчи бюллетеней не найдёт множества сторонников, просто потому. что есть другие стратегии, например, проголосовать пусть не за идеальную партию, но хоть в какой-то степени оппозиционную. Альтернативные стратегии более предпочтительны, так как вероятность пусть менее радикальных изменений более вероятна.

5. Тот, кто портит бюллетень, надеется только на демонстрационный эффект такого шага. Он ожидает, что его поддержат многие. Но такая бесперспективная (см. п.4) стратегия не найдёт большого количества сторонников. И не будет общественного резонанса, в том числе по причине тог, что испортившие бюллетень оказываются в группе с теми, кто не в состоянии правильно заполнить бюллетень в силу ограниченных умственных способностей.

Обсудил с экспертами самые важные вопросы о голосовании на выборах президента, намеченном на воскресенье.

Нужно принять участие хотя бы для того, чтобы сохранить традицию влияния на результаты выборов, - рассказал сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц . - Идеальных выборов, наверное, у нас еще долго не будет. Каждый раз можно будет находить отговорки, почему мы в них не участвуем. Меня, допустим, не устраивает ход избирательной кампании, информирование и то, что не все кандидаты были допущены. В то же время все это не является основанием, по которому я не приду и не проголосую. Я понимаю все проблемы, но не хочется, чтобы граждане полностью отстранялись от этих процессов.

2. На кого работает бойкот?

Идти или не идти - эти вопросы возникают всегда. Но конкретно к выборам 2018-го набирает обороты движение Алексея Навального за забастовку избирателей.

Бойкот просто бессмыслен, - заявляет депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский . - Да, власть заинтересована в повышении явки, но успешность выборов для победителя определяется в первую очередь набранным процентом голосов. Те, кто критически относится к власти и при этом не идет на выборы, тем самым просто повышают процент голосов за кандидата от власти. Сторонники идут, а противники остаются дома. Вот и весь результат.

- «Украсть» голос, то есть сфальсифицировать, можно и в отношении того, кто не пришел, - напоминает Мельконьянц. - Свою гражданскую позицию можно продемонстрировать по-разному. Можно прийти и проголосовать за любого оппозиционного кандидата. Да, не все они были допущены, но есть и те, кого допустили. В конце концов, можно просто прийти испортить бюллетень.

3. Зачем портить бюллетень?

Если человек делает бюллетень недействительным, он снижает процент у всех кандидатов. Это некий аналог голосования против всех, потому что человек включается в число участников голосования, - говорит Борис Вишневский. - Представьте, что пришли 10 человек. Пять проголосовали за одного кандидата, три - за другого, а два человека испортили бюллетень. В итоге первый кандидат получит 50%, второй - 30%. Но не от 8, а от 10 человек. Это следует из правил выборов. Но если бы двое испортивших бюллетени не пришли на выборы, фаворит получил бы 62,5%.

А как быть с теми, кто, не желая попадать в число участников голосования, придумал для себя такой вариант: вынести свой бюллетень с избирательного участка?

Формально ответственности за это не установлено, - объясняет Мельконьянц. - Однако в рабочем блокноте УИК указано: комиссия должна следить за тем, чтобы не выносили бюллетени. Дело в том, что есть такая технология - «карусель». Это когда избиратель выносит пустой бюллетень, ему за это платят деньги, потом злоумышленники ставят галочку в нужном месте, ловят другого избирателя, дают ему этот бюллетень - он должен его опустить в урну, а вынести пустой. Таким образом факт выноса может восприниматься как организация «карусели».

Сейчас много поступает жалоб по оказанию давления не столько по голосованию за конкретного кандидата, сколько за участие в выборах вообще, - отмечает Григорий Мельконьянц. - Особенно беспрецедентно вовлечение дошкольных и школьных образовательных учреждений в этот процесс. Через детей хотят подействовать на родителей. Сигналы об этом стали приходить достаточно рано. Обычно мобилизация начиналась ближе к дню голосования.

Если работодатель каким-то образом нарушает личные границы избирателя (особенно если это делается массово), первое, куда следует обращаться - это прокуратура , - объясняет электоральный юрист Елена Лушникова. - С принуждением идти голосовать люди сталкиваются достаточно часто, но оно бывает разной формы жесткости. Либо руководитель всех собрал и сказал: «Так, друзья, выборы - дело важное, в ближайшее воскресенье идем голосовать». А бывает, что бухгалтер пригласил индивидуально в кабинет и сказал: «Так, послезавтра предоставить мне фотографию заполненного бюллетеня с галочкой за Иванова». Второй случай достоин обращения в полицию. Правда, у нас еще не было прецедентов, чтобы кого-то судили после такого обращения. Это действует иначе. Стоит один раз написать заявление, и второй раз работодатель скорее всего такого уже не сделает. У меня как у юриста было много случаев, когда под угрозой обращения в прокуратуру такие люди отступали.

Существует множество вариантов, - рассказывает Мельконьянц. - Например, сфотографировать нитку вместо нарисованной галочки, или приложить пленку с уже готовой галочкой к бумаге. Это, конечно, лучше, чем голосовать под давлением, но такое поведение никогда не изменит ситуацию к лучшему.

Кроме прокуратуры, можно направить жалобу еще и в Рострудинспекцию. Давление по поводу выборов не предусмотрено трудовым договором, таких взаимоотношений с работодателем быть в принципе не может, - продолжает Мельконьянц. - Теоретически можно обратиться и в ЦИК . Но, думаю, это не очень эффективно: у ЦИКа нет возможностей проверить сообщение, и он спускает все в региональный избирком. А оттуда - в ту же прокуратуру. В результате все только затягивается и время уходит.

Эксперт советует обязательно «опубличить» информацию - в дополнение к официально поданным жалобам.

Для этого есть «Карта нарушений», - объясняет глава «Голоса». - Это очень действенный инструмент. По опыту скажу: публикация на этой карте в считаные часы пресекает те или иные нарушения.

5. Как повысить доверие к выборам?

«Неважно, как проголосуют. Важно, как подсчитают» - эта фраза известна еще со времен Наполеона III. Особую цитируемость в России она получила после 2011-го, когда состоялись очередные выборы в Госдуму и разразились скандалы…

Как дать выборам гарантию честности?

Если кому-то принципиально следить за всем самостоятельно, можно пойти в наблюдатели, - советует Елена Лушникова. - Как оператор, привлекающий наблюдателей, сейчас в первый раз выступит Общественная палата РФ . Любой гражданин может обратиться с заявлением в палату своего региона. Процедура законна и подробно расписана. Сейчас считают везде правильно. Что в урнах оказалось, то и считают. Другое дело, как это все попало в урны.

Больше претензий к существующей системе у Бориса Вишневского:

Нужно прекратить составлять избиркомы из бюджетников, которые подчинены воле начальства и по его команде готовы будут сфальсифицировать итоги голосования. Нужно вернуть право любой общественной организации направлять наблюдателей. Нужно снимать на видеокамеры не только процесс голосования, но и подсчет голосов. И помнить: несовершенство избирательной системы не исчерпывается одним подсчетом голосов. Это лишь вершина пирамиды. Выборы можно считать нормальными только тогда, когда есть политическая конкуренция, свобода СМИ и агитации, отсутствие админресурса…

Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2018 под заголовком «Тень выборов».

Друзья, разбирающиеся в тонкостях законодательства!

Помогите разобраться со следующим крайне насущным вопросом: испорченные бюллетени на президентских выборах - что с ними происходит при подсчете голосов?
Я честно проштудировала Закон «О выборах Президента РФ» в его новейшей редакции. Но на этот очень волнующий меня вопрос убедительного ответа там не нашла. Вроде бы, испорченные бюллетени идут отдельной строкой и никуда не плюсуются. Но в законе это прописано так нечетко, что полной уверенности в этом у меня нет.

«Статья 73. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией
п. 16. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, от позиции "За" или "Против" (в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 настоящего Федерального закона), или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 13 настоящей статьи) оглашается и вносится в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы».

Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации
1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из территориальных избирательных комиссий, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (если территориальные избирательные комиссии, указанные в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, не формировались, - и данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента Российской Федерации. Содержащиеся в протоколах избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации, в который вносятся следующие сведения:
1) число избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
2) число территориальных избирательных комиссий, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (если территориальные избирательные комиссии, указанные в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, не формировались, - число участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации);
3) число протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
4) число протоколов территориальных избирательных комиссий, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол (если территориальные избирательные комиссии, указанные в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, не формировались, - число протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, на основании которых составлен данный протокол);
5) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий, указанных в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (если территориальные избирательные комиссии, указанные в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, не формировались, - в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации);
6) фамилии, имена и отчества включенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов, а при их совпадении - иные сведения о них;
7) число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата;
8) в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 67 настоящего Федерального закона, число голосов избирателей, поданных по позиции "Против";
9) число открепительных удостоверений, полученных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, число открепительных удостоверений, выданных нижестоящим избирательным комиссиям, число неиспользованных открепительных удостоверений, оставшихся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (в случае проведения повторного голосования - число неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации), число утраченных в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации открепительных удостоверений.
2.1. На основании протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выборов Президента Российской Федерации.
3. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Так все-таки, что происходит с испорченными бюллетенями, приплюсовывают их к голосам за победителя или нет? Хотелось бы знать точно.

P.S.: Точно чего делать нельзя тем, кто не хочет видеть Путина еще 6 лет в кресле президента, это не идти на выборы и забирать бюллетень с собой.

Майкл Наки: Люди просят вас четко и ясно сказать: испорченный бюллетень учитывается ли при подсчете, и что происходит, если, учитывая испорченный бюллетень, кандидат не набирает 50%?

Екатерина Шульман , политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС: Статья 76-я, третьей части закона О выборах президента Российской Федерации: Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирателей в бюллетенях установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

М.Наки: Установленной формы. Поясните, пожалуйста.

Е.Шульман: А вот тут начинается интересный вопрос: является ли бюллетень, который мы в быту называем испорченным, бюллетенем установленной формы? Испорченные бюллетени являются недействительными – это совершенно точно. Если мы предполагаем, что они при этом все же являются бюллетенями установленной формы, то смотрите…

Бюллетени установленный формы, предположим мы – я предполагаю, что это именно так – это бюллетень с печатью. Что на нем написано, это неважно. Итак, у нас есть 1100 бюллетеней. Из них, например, 100 будет испорчены, а все остальные не испорчены, а поданы за разных кандидатов. Получается, что для того, чтобы победить в первом туре, нашему с вами кандидату нужно набрать 50 плюс 1 от всех этих бюллетеней, включаю эти 100 испорченных, которые как бы не поданы ни за кого, но являются частью явки. То есть, если бы эти 100 бюллетеней не были испорчены, а были бы поданы за кого-нибудь еще, то они были бы распределились каким-либо образом между кандидатами.

Что из этого следует? Из этого следует, что большое количество испорченных бюллетеней, если я опять же правильно трактую закон, затрудняют для всех кандидатов получение нужных результатов, потому что это вычтено у них. Но если эти 100 бюллетеней не испорчены, а поданы за альтернативного оппозиционного кандидата С, или альтернативного оппозиционного кандидата Я, то они тоже не являются бюллетенями за основного кандидата и тоже не входят в эти 50%, которые, еще раз повторю, считаются от всего, что есть в корзине, если только на бюллетене есть печать.

То есть бюллетень установленной формы делается не вами, он делается Избирательной комиссией. Вы не можете повлиять на установленность этой формы, если только там найдут резаную бумагу. Но вы можете испортить этот бюллетень, тогда он не будет отнесен ни к какому кандидату, но он будет отнесен к общему числу явки.