Святые евангелисты икона. Святой апостол и евангелист лука (†84)

После знакомства и двухлетней переписки с бенедиктинским монахом и иконописцем из Падуи, священником Джузеппе Пегораро (Giuseppe Pegoraro), присылавшем вместе с краткими посланиями фото- и информационные материалы о гробнице и мощах св. Луки, находящихся в его родном аббатстве Св. Иустины, автор этих строк отправился (в 2015 г.) вместе с ним в Падую.

Аббат Джулио Паньони (P. Abate Don Giulio Pagnoni), осведомленный заранее о приезде гостя, благословил пребывание в течение нескольких дней в монастыре и позже любезно предоставлял необходимые материалы об истории изучения специальной группой ученых мощей (мощи без главы) св. Луки, хранящихся в каменном саркофаге базилики Св. Иустины.

Св. Лука, уроженец Антиохии Сирийской, является апостолом из 70-ти, автором Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов, сподвижником святого апостола Павла, а по роду своих занятий он был врачом. Церковное предание приписывает ему написание икон Божией Матери, поэтому его называют первым иконописцем и святым-покровителем живописцев.

Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, св. Лука, скончавшийся в преклонном возрасте в Ахаии, был похоронен в городе Фивы (Греция). В начале IV века его мощи, от которых проистекали исцеления глазных болезней, были перевезены в Константинополь, в Базилику Двенадцати Апостолов. Около 356 г. по приказу римского императора Констанция II (317-361) раку с мощами св. Луки перенесли в Константинополь, где были положены под престолом в базилике Святых Апостолов. О дальнейшей истории и местонахождении мощей св. Луки достоверных сведений не имеется. В некоторых источниках на русском языке сообщается, что крестоносцы в эпоху религиозных военных походов в XI—XV вв. перевезли мощи (главу) в Рим и положили их в базилике Святого Петра, однако в справочной литературе Ватикана подобная информация отсутствует.

Согласно изданным в 2002 г. аббатством Св. Иустины информационным материалам, основанным на древних житийных текстах и рукописях XIV - XV вв. (См.:2), на территории прилегающего к монастырю кладбища в XI - XII вв. были обнаружены многие мощи раннехристианских святых. В 1177 г. здесь раскопали дубовый саркофаг с предполагаемыми мощами св. Луки, о чем свидетельствовали написанное имя евангелиста и изображение на саркофаге символа трех быков - эмблемы, связываемой со святым евангелистом Лукой. Трактовка этого символа свидетельствует о том, что апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а бык (телец) часто использовался как жертвенное животное.

Ныне древний дубовый саркофаг, где находились костные останки, спрятан в специальном кованом длинном реликварии, выставленном в базилике.

Уникальная находка побудила аббата Доменико и падуанского епископа Джерардо Оффредучи да Маростика, правившего в 1165-1213 гг., обратиться к Папе Александру III (1105-1181) с прошением об установлении принадлежности этих мощей св. Луке. В 1177 г. Папа Александр III признал, что обнаруженные останки в Падуе принадлежат св. Луке (4). Падуанские монахи изучили многие рукописи, повествующие о двух основных версиях перенесения мощей св. Луки из Константинополя. Согласно одной из них, оно состоялось в период правления римского императора Флавия Клавдия Юлиана, известного также в истории христианства как Юлиан Отступник (331 или 332-363). По другой версии, это событие произошло во времена иконоборчества в VIII в.

Сохранились сведения, что уже в X-м в. монахи-бенедиктинцы из аббатства Св. Иустины особо почитали святые мощи апостола и евангелиста Луки. В 1313 г. для дальнейшего хранения свинцового саркофага с мощами венецианские мастера по поручению аббата, итальянского историка и поэта из Падуи - Альбертино Муссато (1261-1329) изготовили из цветного мрамора специальную гробницу, поддерживаемую пятью каменными столбами и установленную в одной из часовен. В год завершения строительства базилики в 1562 г. гробницу перенесли установили в левом нефе базилики, где она находится и поныне.

Часовня Святого Луки украшена фресковыми изображениями художника Джованни Сторлато, рассказывающими о житии св. Луки, перенесении его мощей и обнаружении их в Падуе. На центральной стене часовни высоко висит копия иконы «Пресвятой Богородицы Константинопольской» (XV в.), ошибочно приписываемой в некоторых публикациях на русском языке св. Луке. Бронзовую раму, которую с обеих сторон держат два больших парящих ангела, изготовил в 1960 г. падуанский скульптор Амлето Сартори (1915-1962). Он же является и автором восьми бронзовых светильников, освещающих часовню (1, с. 60).

В время особых богослужений в часовне выставляют слева от гробницы высокий деревянный крест, с укрепленной нем иконой «Распятие» работы (2008) монаха-иконописца Джузеппе Пегораро. В базилике находятся и другие его иконы, и одна из них посвящена св. Луке.

В той же базилике Св. Иустины находится копия (1457) «Алтаря евангелиста Луки» (1453-1454) кисти Андреа Мантенья, итальянского художника, представителя падуанской школы живописи. В центре этого алтаря, оригинал которого хранится в миланской Пинакотеке Брера, находится изображение св. Луки.

Архивные документы падуанской базилики свидетельствуют, что в 1354 г. по настоятельной просьбе Карла IV Люксембургского (1316-1378), короля Германии с 1346 г. и короля Чехии с 1346 г., позже - императора Священной Римской империи с 1355 г., честная глава св. Луки передана из Падуи в дар крепости Пражский Град - резиденции чешских королей и императоров Римской империи, где ее поместили в соборе Святого Вита в драгоценном реликварии. Однако верующим известно о существовании еще одной главы св. Луки. Она хранится на Афоне в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря, но информации о времени и истории ее появления на Святой Горе у русских монахов не имеется.

Спустя шесть столетий часть мощей св. Луки из Падуи передана в дар православным верующим. Известно, что в 1992 г. Падуанский епископ Антонио Маттиаццо (род. в 1940 г.) подарил Греческой Православной Церкви часть мощей святого евангелиста Луки по просьбе совершавшего тогда паломничество по Италии митрополита Фив и Ливадии Иеронима (Лиапис, род. в 1938 г.). Высокий гость из Греции пообещал поместить святые мощи в гробницу первоначального захоронения в Фивах (ныне - провинция Беотия), почитаемую верующими, несмотря на то, что со второй половины IV в. она была пустой.

Через восемь лет, 17 сентября 2000 г. делегация католиков во главе с Падуанским епископом Антонио Маттиаццо, в составе которой находился и один монах из аббатства Св. Иустины, вручило в дар митрополиту Иерониму еще одну часть мощей (ребро) св. Луки, что высоко было оценено всеми верующими Элладской Православной Церкви.

На протяжении нескольких столетий в аббатстве Св. Иустины создавали богослужебные тексты, писали научные работы и литературно-художественные произведения, подтверждающие подлинность великой святыни Падуи. Ныне все эти труды хранятся в расположенной на территории аббатства Государственной библиотеке Св. Иустины (Biblioteca Statale annessa al Monumento Nazionale dell"Abbazia di S. Giustina), открытой вскоре после окончания Второй мировой войны.

В монастырских документах рассказывается о том, что по настоянию епископа Падуи и с разрешения бенедиктинских монахов - хранителей христианской реликвии было решено провести серьезное научное исследование мощей св. Луки с привлечением ученых разных наук. Для сравнительного анализа костной ткани скелета и черепа на несколько дней из Праги привезли в Падую реликварий с честной главой св. Луки. 17 сентября 1998 г. гробница была вскрыта и из нее извлекли запечатанный сургучом свинцовый саркофаг весом 300 кг, доставленный в Италию из Константинополя в VIII веке. В установлении истины принимали участие десятки экспертов, которые провели 74 научных сессии.

18 октября 2000 г. в Падуе состоялся Международный конгресс, посвященный святому евангелисту Луке, с участием 70-ти видных католических, протестантских теологов, а также православных богословов. Здесь специальная комиссия под руководством профессора Вито Террибле Виел Марин (Vito Terribile Wiel Marin) огласила окончательные выводы научных исследований (2 и 3). Они сводились к следующему:

  1. Скелет цельный. Он принадлежит человеку ростом 163 см, умершему возрасте между 70-ю и 85-ю годами. Глава (череп), привезенная из Праги, анатомически совпадает с первичным мозговым позвонком и всем скелетом, что доказывает принадлежность двух частей одному и тому же человеку.
  2. Палеонтологические исследования установили остеопороз, артроз тяжелой формы, эмфизему легких по причине искривления ребер.
  3. Хорошая сохранность костей свидетельствует о неоднократной их консервации на протяжении столетий.

В саркофаге обнаружена также разнообразная утварь (раковины, змеиные кости, растения, ткани, жемчуг, монеты), относящаяся к древней эпохе. Исследование монет и цветочной пыльцы растений подтвердило их восточное происхождение.

Таким образом, давний спор между Падуей и Венецией, также объявлявшей себя хранительницей мощей св. Луки, завершился в пользу первой. С одной стороны, итоговые документы конгресса подтвердили принадлежность мощей св. Луке, а с другой, они предоставили церковным историкам дополнительный материал для последующего изучения. Теперь итальянским ученым предстоит выяснить причины и обстоятельства перенесения святых мощей из Константинополя в Италию и именно в Падую, где они уже несколько веков хранятся как великое достояние всего христианского мира. До настоящего времени история перенесения мощей св. Луки в Падую является загадкой для многих церковных исследователей.

Однако вернемся в базилику Св. Иустины. С правой ее стороны, напротив часовни Святого Луки, находится часовня Святого апостола Матфея, где на небольшом возвышении находится мемориальный мраморный саркофаг (1562) работы Джованни Франческо де Сурдиса. В закрытом саркофаге находится «реликвия» апостола (1, с.19), однако один из монахов в беседе с автором этих строк отрицал наличие в нем каких-либо мощей. Падуанским монахам известно предание, что мощи святого евангелиста и апостола Матфея в X-м веке оказались в Лукании и были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео.

Во внутреннем дворе базилики Св. Иустины находится небольшая иконописная мастерская монаха Джузеппе Пегораро (Laboratorio Iconografico Monastico di Padre don DON Giuseppe Pegaroro), уроженца Падуи.

В своем родном городе священник Джузеппе овладел и искусством иконописи и этот талант он решил обратить на служение Богу. Он верит древнему преданию, что св. Лука является зачинателем священной иконописи и что на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, святой апостол изобразил образ Божией Матери с Богомладенцем на руках. Монах-иконописец Джузеппе любит писать православные иконы и вслед за другими коллегами по мастерству называет иконы «окнами, отверстыми в Небесное Царство». По смысловому содержанию и исполнению он считает иконы неизмеримо выше живописных картин, ибо первые духоносны и вызывают в душе верующего высокие и светлые чувства.

В иконописной мастерской много книг и альбомов о церковной живописи, а также написанных икон. Одна из последних работ Джузеппе Пегораро - небольшая икона с изображением св. Анатолия (Жураковского; 1897-1937), причисленного в 1981 г. к лику новомучеников Русской Зарубежной Церковью. Иконописец заявил, что его глубоко впечатлили переведенный на итальянский язык некоторые материалы к житию этого страдальца за веру, похороненного после расстрела в общей безвестной могиле на территории Карелии. Джузеппе Пегораро вместе с другими братьями по вере показал и все другие христианские святыни, хранящиеся в ризнице базилики Св. Иустины, справедливо заметив при этом, что все паломники, поклоняющиеся общеизвестным святыням на его родине, должны обязательно изучать итальянский язык.

(Окончание следует)

Апостол и евангелист Лука. Икона.

Евангелист Лука. Молитва. Икона.

Евангелист Лука, апостол из семидесяти, уроженец Антиохии Сирийской, сподвижник святого апостола Павла. Он был врачом и считается покровителем врачей.

Апостол и евангелист Лука услышал о Христе и прибыл в Палестину, где воспринял учение от Самого Господа. Он был послан Господом, в числе семидесяти учеников (апостолов), на первую проповедь о Царствии Небесном, когда Спаситель еще жил на земле. Святой Лука и Клеоп шли в Еммаус и им явился Господь Иисус Христос после Воскресения.

Святой Лука вместе с апостолом Павлом участвовал и во втором миссионерском путешествии. С того момента они стали неразлучны. Даже тогда, когда от святого Павла отвернулись все сотрудники, евангелист Лука делил с ним все трудности. Апостол евангелист Лука покинул Рим только после кончины первоверховных апостолов и пошел с проповедью в Ахайю, Ливию, Египет, Фиваиду. В греческом городе Фивы он был повешен, мученически закончив свой 84-летний земной путь.

Считается, что евангелист Лука был первым иконописцем, он первый написал иконы Божией Матери. Русская православная церковь приписывает Луке около десяти икон Божией Матери. Так же апостол Лука написал иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. Под руководством Павла Святой Лука написал в Риме в 62-62гг. Евангелие, где с самого начала в полной хронологии описал все, что знают христиане об Иисусе Христе и Его учении, твердо исторически обосновал христианское упование. Он описал тщательно исследованные факты рассказов Пречистой Девы Марии и устное предание Церкви.

Святой Лука написал и книгу Деяний святых апостолов, в которой повествуется о подвигах и трудах святых апостолов после Вознесения Господа. Центром повествования является Апостольский собор, прошедший в 51 году, являющийся основополагающим церковным событием по отмежеванию христианства от иудейства, а так же распространению его как самостоятельного вероучения по всему миру.

Мощи святого Луки находятся в Италии в городе Падуя в базилике Святой Иустины.

Дни памяти святого апостола евангелиста Луки 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17) января (Собор 70-ти апостолов).


***

Считается, что Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских.
Согласно христианским преданиям, ему принадлежит авторство первых икон – образа Пресвятой Богородицы.
Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою общераспространнено в христианском мире.
В качестве несомненного факта религиозной жизни оно вошло в греческий Иконописный подлинник, устанавливающий изобразительный канон Иконы и самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.


ИСТОЧНИКИ

Впервые история о Луке – авторе Икон Божией Матери, восходит к VI веку, в греческих рукописях она зафиксирована вообще в X веке.
Самый ранний исторический документ, в котором упоминается икона, написанная апостолом и евангелистом Лукой, относится к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста), который жил во времена императоров Юстина и Юстиниана. Он рассказывает историю императрицы Евдокии – вдовы императора Феодосия Младшего, которая отправилась в Иерусалим на поклонение святым местам и обнаружила там образ Божией Матери, написанный ап. Лукой, который она прислала в Константинополь своей свояченице Пульхерии, жене императора Маркиана.

Следующее известие появляется уже только в VIII веке у святого Андрея Критского. Он сообщает о том, что существовали образы, написанные Ев. Лукой. Он говорит, что ап. Лука “собственноручно изобразил как самого воплотившегося Христа, так и Его непорочную Матерь” и что эти изображения, известны в Риме, находятся в Иерусалиме.

Есть упоминание на образ Девы Богородицы, написанный евангелистом Лукою и потом отправленный куда-то из Иерусалима в житии Стефана Нового. Оно относится ко второй половине VIII века.

В «Соборном послании трех восточных патриархов к императору Феофилу», относимом учеными к 845-846 году, передается, что боговдохновенный Лука еще при жизни пресвятой Богородицы, в то время как Она обитала на Сионе, живописными составами начертил на доске Ее честный образ.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.
Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Когда предание о Луке как об иконописце распространилась на Руси, сказать трудно, но в Московском летописном своде конца XV века под 1204 годом сказано о том, что икона Одигитрии была написана Лукою: «сию же икону списа Лука еуангелист [...]»; а под 1395 годом - что и икона Владимирской Богоматери написана евангелистом Лукой: «Слово о чудеси пресвятыя Богородица, егда принесена бысть икона честного образа ее, юже написал Лука еуангелист, от града Володимира в славный сей град Москву».В Евангелии 1507 года, хранящемся в Государственной Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, под миниатюрой евангелиста Луки указано: «Лука [...] иконописец». В макарьевских Минеях Четьих в главе о Луке сказано, что он был не только врачом и автором Деяний апостольских и Евангелия, но также и художником, написавшим изображения Богоматери.

Такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии».
Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы.

И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...

ПРЕДАНИЯ

Конечно, нет достоверных, в том числе, исторических фактов, каким образом Евангелист Лука писал первую и последуюшие иконы Пресвятой Богородицы.
Есть только легенды и предания.

Согласно одной из них, Дева Мария с младенцем Христом во сне явилась к Луке. Проснувшись, он зарисовал это видение, и эта картина считается первой иконой Богоматери.

Другое предание гласит, что Богородица явилась святому Луке в храме во время молитвы. Она была окутана облаками, два ангела держали над ней царскую корону, а на руках, прижавшись головой к левой щеке, сидел младенец Христос. И якобы, святой Лука опустился на колени, а затем, словно в забытьи, поднялся и стал писать портрет Мадонны на холсте, стоящем на маленьком мольберте.

Третье предание говорит о том, что вести о Нерукотворном образе Богородицы из города Лидды дошли и до Богоматери, рядом с которой был евангелист Лука. И однажды Лука почувствовал сильное желание написать Ее Пречистый образ и пришел попросить у Матери Божьей благословление на написание Ее икон. Она дала ему, что он просил.

После полученного благословения от Богоматери, пришел к нему Ангел Господень (скорее всего это был Архангел Гавриил – он всегда помогал Богородице) и вручил 3 доски, на которых апостол Лука впоследствии и написал свои первые иконы.
Взяв первую доску, он написал икону Богородицы красками. После завершения иконы он принес ее к Пречистой, чтобы узнать ее мнение. Ей понравилась икона, но она сказала, чтобы он писал ее с Младенцем Иисусом на руках. Так он и поступил.

Все следующие свои иконы он писал образ Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Взяв вторую доску, он написал икону воском и мастикой, и по завершении показал ее Матери Божией. Она одобрила икону, после чего он принялся за написание третьей иконы. Третью икону он расписал золотом и серебром и опять принес ее Богородице. Пренепорочная взяла все три иконы, написанные апостолом Лукой и произнесла: «Благoдать Ρождшегося от Μеня и Моя милοсть с сими иконами да будeт», т.е Милость Сына Ее всегда прибудет с этими иконами.

МНЕНИЕ

Искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея:
"Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, - говорит Ирина Языкова, - к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».



Якоб Байнхарт. Святой Лука, рисующий Мадонну Богоматерь.1506г. Национальный музей. Варшава

Таким образом, считается, что Апостол Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы еще при земной жизни Божией Матери, получив на то от нее благословение.

Вот что написано в книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году:
«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке.
(Её яркий пример в русской православной иконописи – Казанская икона Божией Матери.)

Две другие же называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского.

На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою.

На другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой – Милостивою-Киккской, от горы Кикос, находящейся на северо-западной стороне острова Кипр.
(Одна из известнейших икон этого типа – Владимирская икона Божией Матери).

Считается, что эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Две иконы: Киккская икона (Киккотиса, Милостивая) и Сумельская икона, сохранились до нашего времени.

Все три иконы находились в России и известны под именами: Владимирской – Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской (считается, что оригинал иконы не сохранился. При этом существуют чудотворные списки с этой иконы).
Предполагается, что они были принесены в XI-XII столетии из Царьграда.

Так же, по преданию, уже после Успения Пресвятой Богородицы, находясь в Греции, России, Грузии, Египте, Сербии, Болгарии и других странах, по памяти, евангелист Лука написал 70 (80, 150 в разных источниках по-разному) икон, изображающих Пресвятую Деву.

Образы эти известны всему христианскому миру, с них будут написаны многие иконы как в Греции, так и в России, Египте, Сербии, Болгарии, что является свидетельством большого почитания этих образов среди православных.


Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия 1-й половины XV в. Москва. 2-я половина XV в. РГБ. Москва.

В настоящее время на Афоне и Западе находятся 20- 21 икона, 8 из них находятся в Риме.

Перечислим иконы, которые, как считают, написаны апостолом Лукой и сохранились до нашего времени:

Владимирская икона (по преданию, написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство), Тихвинская, Иверская, Ченстоховская (находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова), Сумельская (находится в Греции, в деревне Кастанья. На ней Богородица держит Богомладенца с левой стороны, как бы направляя нас на верный путь, поэтому ее называют еще Одигитрией-Путеводительницей), Киккская (Милостивая)- находится на Кипре в Киккской обители (на ней Богомладенец изображен с правой стороны), Корсунская, Федоровская, Иерусалимская (по преданию, написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя), Никопея (Кириотисcа), Влахернская (Одигитрия, «Путеводительница»), Малевийская, Великопещерная (Спилиотисса), Хахульская (находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси), икона Богородицы Сант-Алессио («Заступница», «Покровительница»), Мадонна ди Санта-Мария-ин-Арачели («Жертвенник Небесный»), Santa Maria Maggiore, Santa Maria della Grazia, Santa Maria del Popolo, Santa Maria della Consolazione и др.

Также считается, что евангелист Лука написал Смоленскую икону (Одигитрия- Смоленская), местоположение ее с 1943 года не известно, Вилемскую и некоторые другие иконы, местоположение которых так же не известно.

Если внимательно посмотреть на все иконы, которые приписываются евангелисту Луке, обязательно заметим, что на трёх из них – Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской – изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

Впрочем, легенды о создании «первого портрета» Богоматери, к сожалению, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры.

Конечно же, стоит отметить,что существующие иконы, хоть и очень древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, поскольку не сохранилось ни одного изображения Богоматери, которое можно было бы датировать I веком нашей эры и полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки.
Скорее всего это даже не списки с оригиналов кисти Луки, а списки со списков.

Л.А.Успенский в книге «Бoгословие иконы Πравославной Церкви» вот что пишет об иконах, написанных евангелистом Лукой: «Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон, вероятно, до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом <…>

И ценность их велика еще и потому, что Лука был тем человеком, кто видел Богородицу воочию при ее жизни, как и самого Спасителя. Поэтому все иконы, являющиеся последующими списками и списками со списков его икон, так или иначе, несут подлинный божественный отпечаток прижизненного облика Божьей Матери <…>

Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих всем спискам этих икон, как воспроизводящим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.» Надеюсь, я удовлетворила Ваше любопытство. Теперь Вы знаете, о первой нерукотворной иконе Богородицы – Лиддской иконе и о первых и последующих рукотворных иконах, написанных апостолом и евангелистом Лукой.

Наиболее серьезным аргументом против возможности существования икон, написанных святым евангелистом, является отсутствие какого-либо упоминания об этом факте у отцов VII Вселенского собора, причина этого факта, не ясна, но рассмотрев все приведенные доводы, можно с уверенностью заключить, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери.

Апостол Лука - это один из главнейших звеньев некой длинной цепи, которая берёт своё начало ещё со времён жизни первого пришествия Иисуса. Будучи учеником самого Спасителя, он отдавал Ему всю свою любовь и служил ему с невероятной преданностью и самоотверженностью. Также он всегда считал, что лечить больных людей - это величайшее дело человечества, никак не относящееся к обогащению и славе.

Вы наверняка слышали многочисленные истории о том, что через свои лики Святые до сих пор исцеляют многих безнадёжно больных людей. Так и Святой Апостол Лука, который и по сей день, по рассказам многих излеченных, помогает отчаявшимся людям выздоравливать, являясь им во сне или посылая к ним тех врачей, которые реально смогут помочь. В это сложно поверить, не правда ли? Но, как известно, чудеса на земле, так или иначе, происходят. А верить в них или нет, право каждого. А мы в свою очередь постараемся разобраться, кем был Святейший Лука, почему же он выбрал именно профессию лекаря, какие чудеса он творил, а также чем занимался помимо всего прочего.

Апостол Лука. Биография Святейшего

Святой апостол и евангелист Лука родился в Сирийской Антиохии. Он являлся одним из 70 учеников Иисуса Спасителя, был сподвижником Святого Павла и истинным врачом с золотыми руками. Когда по городу прошёл слух о том, что Христос был послан на землю, Лука незамедлительно направился в Палестину, где со всей душой и любовью принял учение Христа Спасителя. Апостол Лука был послан Богом одним из самых первых из всех 70 учеников. Он, собственно, первым и проповедовал о Царствии Господнем.

С юных лет будущий Апостол Лука, житие которого было полностью посвящено Всемогущему, занимался наукой. Он полностью изучил иудейский закон, ознакомился с философией Греции, а также в совершенстве познал искусство врачевания и два языка.

Во время распятия Иисуса Христа Святой Апостол Лука стоял и, скорбя, наблюдал за этим страшным для всего христианского общества событием, в отличие от многих других учеников, которые предали и отреклись от него. За эту нескончаемую верность Лука был одним из первых, которому довелось наблюдать за Воскрешением Господним, о котором он узнал вместе с Клеопой, повстречав ожившего Иисуса по пути из Еммауса.

После того как Господь отправился в Своё Царство, Лука с прочими апостолами продолжили проповедовать Его Святое Имя, получив перед этим Божье благословение.

Но вскоре христиан и апостолов начали изгонять из Иерусалима, поэтому многие покинули город и отправились ведать о Боге в другие страны и города. Лука же решил посетить свой родной город Антиохию. По дороге он решил рассказать о Боге в городе Севастия, где неожиданно для себя увидел нетленные мощи Иоанна Предтечи. Апостол Лука пожелал забрать их с собой в свой родной город, но преданные христиане отказали ему, ссылаясь на вечную преданность и почитаемость Святого Иоанна. Тогда Лука забрал от мощей только руку, над которой когда-то молился сам Иисус, приняв от неё крещение, и с этим несметным богатством отправился на родину.

Совместные труды и дружба с Апостолом Павлом

В Антиохии Луку встретили с радостью. Там он вступил в число соратников Святого Проповедника Божьего Павла и стал помогать ему проповедовать имя Христово. Они рассказывали о Боге не только иудеям и римлянам, но и язычникам. Павел всем сердцем полюбил Луку. А тот, в свою очередь, считал его своим отцом и величайшим наставником. В то время, когда Павла заключили в темницу, Лука до последней минуты был с ним и облегчал его страдания. Как говорит предание, он лечил головные боли, слабое зрение и другие болезни, настигшие в то время Павла.

После долгих страданий Святой Апостол Павел умер, а Лука отправился в Италию, а после этого посетил Грецию, Далматию, Галию, Ливию, чтобы проповедовать слово Божие. Он принял много страданий за то, что рассказывал людям о Господе.

Смерть Луки

После того как Лука вернулся из Египта, он стал проповедовать в Фивах, под его началом была построена церковь, в которой он исцелял больных от душевных и телесных болезней. Здесь же Лука - Апостол и Евангелист - умер. Поклонники идолов повесили его на оливковом дереве.

Похоронили Святого в Фивах. Господь, ценивший своего ученика, во время его похорон послал на его могилу дождь из целительного каллурия (примочка от глазной болезни). Больные, которые долгое время приходили на могилу Святого Луки, в тот же миг получали исцеление.

В IV веке император Греции, узнав о целительной силе умершего Луки, послал своих служащих доставить мощи Святого в Константинополь. Через некоторое время произошло чудо. Анатолий (царский постельничий), который практически всю свою жизнь лежал в постели из-за неизлечимой болезни, услыхав, что мощи Апостола Луки несут в город, приказал отнести себя к ним. От души помолившись и дотронувшись до гроба, мужчина мгновенно исцелился. После этого мощи Луки были перенесены в церковь, построенную во имя Святых Апостолов Божьих.

Почему Святой Лука стал именно врачом?

Все ученики Божьи творили добро совсем не для получения славы и известности, как это делают многие колдуны, а во имя Господа и спасения людей. Мало того, Святые продолжают творить чудеса и по сей день через Церковь и свои лики, продолжая тем самым доброе дело Иисуса Христа.

В своих проповедях Святой Апостол и евангелист Лука всегда объяснял, почему он решил стать именно врачом. Ему не нужна была ни слава, ни деньги, он просто хотел помочь человеку своим даром и облегчить его страдания. Он говорил людям: «Вы когда-либо думали, почему Бог послал апостолов на землю не только проповедовать Евангелие, но и лечить больных людей? Господь всегда считал, что исцеление и проповедь являются самыми важными делами человека. Он сам лечил, изгонял демонов и воскрешал. А теперь это задача апостолов. Господь всегда считал, что болезнь - это самая серьёзная проблема человечества, которая приводит к отчаянию, самой страшной боли, разрушая тем самым жизнь. Взамен Спаситель просил только любовь и милость, а также сострадание к болеющему человеку. А тот врач, который будет заниматься медициной от души и с любовью, будет благословен самим Господом, ведь он продолжит дело всех Святых Апостолов».

Деяния Святого Луки в наше время. Сила молитвы

Лука Апостол и Евангелист был поистине Святым. Он пришёл в наш мир, чтобы творить добро и исцелять людей. Это дар предоставил ему сам Господь.

Несмотря на то, что Апостол Лука, житие которого проходило в любви и сострадании к болящему, давно уже отошёл в мир иной, многие источники сообщают о его подвигах и в наше время.

Первое чудо исцеления произошло в мае 2002 года. Женщина, русская эмигрантка, проживающая в Греции, рассказала о том, что Святой Лука исцелил её. Врачи поставили ей диагноз: сахарный диабет и серьёзное заболевание позвоночника, при котором одна из рук её атрофировалась. Несмотря на все докторские предписания и долгое, мучительное лечение, женщине ничего не помогало. Она решила больше не посещать врачей, в силу их беспомощности, и предпочла обратиться к Богу. Спасением её стала молитва Апостолу Луке и акафист, которые она с верой читала каждый вечер. Через некоторое время к ней во сне явился Святой и сказал, что исцелит её. Наутро женщина подошла к зеркалу и спокойно подняла руку. Доктора не верили своим глазам, ведь болезнь эта фактически считалась неизлечимой.

Следующий случай был зафиксирован в городе Ливадия. Некая госпожа рассказывала, что в то время, когда они с мужем находились в командировке, их сын попал в страшную аварию, после которой врачи стояли на том, чтобы ампутировать мальчику обе ноги. Но после появления одного врача, который взял на себя всю ответственность по проведению операции, мальчик лишился только пятки на одной из ног. Судьба ребёнка, как говорили врачи, была предрешена. Все в один голос утверждали, что он вскоре не сможет ходить и подготавливали родителей к тому, что всё-таки нужно дать согласие на ампутацию ног. Но мама и папа мальчика стояли на своём, веря в то, что Господь им поможет.

Через некоторое время ребёнок рассказал родителям о неком Луке, который являлся каждый день ему во сне и повторял одни и те же слова: «Встань и иди к маме с папой!». Родители, ничего не зная о Святом, стали расспрашивать врачей об этом человеке, но, как оказалось, никто под таким именем в больнице не работал. Тогда один из докторов достал из своего кармана икону с ликом Святого Луки и сказал: «Вот кто помогал вам всё это время».

С тех пор родители каждый день читали акафист Апостолу Луке и молились ему без перерыва. А мальчик, на счету которого было уже больше 30 операций, стал наконец ходить.

Следующее исцеление произошло в 2006 году. Одна женщина жаловалась на боли в ухе, но к врачам решила не обращаться. Вместо этого она пошла за помощью в церковь. Там ей посоветовали молиться и читать акафист Апостолу Луке. Женщина молилась постоянно, и наконец ей во сне явился сам Святой и сказал: «Сейчас я буду тебя оперировать». После этого женщина почувствовала лёгкий безболезненный прокол, а наутро обнаружила, что ухо её вовсе не беспокоит.

Все выше рассказанные истории - лишь малая часть того, что сотворил Святой Лука, икона и молитвы к которому по-настоящему чудотворны. Но самое главное - это не выдумки, это реальные истории излеченных больных. Эти рассказы в очередной раз демонстрируют божественную силу и любовь Луки к людям.

Иконы, которые написал Апостол Лука

Иконы Богородицы - это важнейшая работа Святого. Их на счету Луки больше 30. Одной из таких является икона Девы Марии с Младенцем на руках, на которую она в своё время послала милость.

Следующая икона, которую написал Апостол Лука, стала «Чёрная Мадонна» Ченстоховская, которая является главной польской святыней. Ей ежегодно поклоняются около 4,5 миллионов верующих. Написана икона, согласно преданию, в Иерусалиме на верхней доске обеденного стола, сделанной из кипариса. Она почитается как католиками, так и православными.

Фёдоровская икона также была написана Святым, она освящала образ Александра Невского. Ею в своё время был благословлен на царствование сам Она стала символом королевской семьи. Перед этой иконой все женщины молятся о благополучных родах.

Следующие иконы, написанные Апостолом Лукой, - Петра и Павла. Изобразив этих первостепенных Апостолов, Лука положил начало написанию картин во Славу Божью, лики всех Апостолов, Пресвятой девы Марии, для украшения церквей и для спасения больных верующих, которые будут почитать иконы и молиться с верой перед ними.

О чём молятся Святому Луке?

Молитва Апостолу Луке читается при различных недугах, особенно при каких-либо заболеваниях глаз. Помимо этого, Святой считается покровителем всех врачей, ведь не зря Апостол Павел называл его в своё время «возлюбленным врачом».

В делах духовного воспитания, перед прочтением Библии или любой другой литературы, связанной с просвещением ума и духа, поможет Апостол Лука, икона которого, как говорится в молитве к нему, «пробудит в человеке премудрость и страх».

Евангелие, написанное Лукой

Третья книга Нового Завета написана Святым Апостолом Лукой, примерно, в 62-63 годах во время пребывания его в Кесарии. Книга, как известно, создавалась под руководством Апостола Павла. Написана она красивым греческим языком, ведь не зря её считают самой лучшей книгой всех времён и народов. В отличие от двух прежних Евангелий, Лука повествовал в своей книге о рождении Иоанна Предтечи, о некоторых неизвестных деталях рождения Спасителя, и даже затронул римскую перепись населения. Апостол подробно описал отрочество Иисуса, видения, которые представлялись пастухам, чувства разбойника, распятого рядом со Спасителем, а также поведал о Еммауских путешественниках. Евангелие от Луки включает в себя множество различных поучительных притч, среди которых - «О блудном сыне», «О добром Самаритянине», «О несправедливом судье», «О Лазаре и богаче» и т. д. Также Лука описывает подвиги и поступки, которые совершал Христос, тем самым доказывая, что он является Истинным Человеком.

В своей книге Апостол Лука подробно описывает всю хронологию, исследует факты, а также хорошо применяет устное предание Церкви. Евангелие от Луки отличается учением о спасении, которое совершил Иисус Христос, а также о вселенском значении проповеди.

Также Святым Лукой в 60 годах была написана Книга Деяний Святых Апостолов, в которой он подробно описывает все труды и подвиги, совершённые учениками Божьими после Вознесения Иисуса Христа на небо.

Иконы Апостола Луки

Среди икон, изобразивших Апостола Луку, многие сохранились и по сей день. Написаны они были с XV-XVIII века, а хранятся в музеях и храмах. В каждом из образов отмечается бесконечная преданность к Господу, а сами иконы несут положительную энергетику и любовь. Именно поэтому большинство людей верят в мощь лика Святого Луки, а, как правило, кто верит, тот исцеляется.

Хранит две иконы, которые были написаны в XVI веке, одна из них изображает Луку, пишущего ту самую с Младенцем на руках.

В кирилло-Белозёрском музее есть изображение Луки XVI века, которая носит название «Лука Апостол и Евангелист».

В Храме Святого Великомученика Солунского на иконостасе находится чудотворная икона Святому Апостолу Луке.

В храме Святого также хранится Святое Изображение Апостола, а в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы на царских воротах расположена древнейшая икона Святого Луки в окладе.

Мощи Святого Луки. Где хранятся?

Одна из частиц мощей Святого хранится в Храме Николая Святителя. Ежедневно туда приходят молиться тысячи верующих.

Капелла Апостола Луки хранится в Храме Святой Истины в городе Падуи, которая украшена фресками известного художника. Дж. Сторлато.

Глава Святейшего покоится в соборе Святого Мученика Вита в Праге. Частицы мощей хранятся в трёх афонских монастырях: Святого Пантелеймона, Иверском, Диосиниате.

Если вы хотите приблизиться к Святому и ощутить всю мощь его облика, посетите храм Апостола Луки. Адреса и маршруты можно легко узнать.

Апостол Лука, икона которого несёт в себе целебную силу, был одним из самых любимых учеников самого Господа Бога, который один из немногих не предал Его и после Его вознесения на небеса продолжал проповедовать Его доброе имя, за что и обрёл мучительную смерть. Но подвиги его на этом не заканчиваются и по сей день, это доказывают реальные истории исцелившихся, которые порой не поддаются никакой логике. Но везде говорится о сильной вере и любви. Из этого можно сделать вывод, что верить нужно всегда, особенно в безвыходных ситуациях.

История образа Одигитрии – Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.

Апостол Лука – иконописец

Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются. Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.

Умножение образов

С самых первых шагов у неискушенного человека возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ, написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом, рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа. И ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая, историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую – чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию, восходящую к первоначальному прототипу.

Появление Одигитрии

Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.

Образ из Одигона

Чудеса Одигитрии начинаются с 453 г., когда ее вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху – поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей Константинополя. Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г., вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453 г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом, должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной пластине XII в., представляющей византийскую Одигитрию.

Влахернская икона

Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV в., Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 гг. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская. На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская. Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.

Иллюстрации:

1. Апостол Лука пишет икону Богоматери. Псковская школа, 16 век

2. Мозаика в Торчелло

3. Медная пластина из Торчелло

4. Психосострия

5. Перивлепта

6. Одигитрия, византйиская икона 15 века

Ольга Чумичева