Поселение древних славян отметить на контурной карте. Происхождение и расселение восточно-славянских племен

March 24th, 2014

Хотела обойтись без вступления, но наболело. Итак, за последние несколько недель я услышала для себя столько нового об истории России, Украины и сопредельных государств, что решила все же собрать в одном месте классические взгляды по этому вопросу. Классические в том смысле, что вошедшие в учебники и справочную литературу. Никто не утверждает, что это именно так и было. История - это живая наука, открытия совершаются если не каждый день, то, по крайней мере, с завидной периодичностью. Я уже не говорю о пламенных спорах, ведущихся в профессиональном историческом сообществе по таким ясным для каждого, читавшего школьный учебник или Википедию вопросам, как «Начало Руси», «Возникновение централизованного Московского государства» и т.д. Однако, в любом случае, на данном этапе развития исторической науки был выработан некий информационный «базис», с которым можно спорить в деталях, но, тем не менее, он представляет собой определенный научный консенсус.


Кстати говоря, расхождения между историками, будь они белорусами, украинцами или русскими, гораздо меньше, чем обычно кажется. Во-первых, научные труды все же принято основывать на фактах, которые, безусловно, часто можно трактовать по-разному, но, все же в рамках некоего научного поля. Во-вторых, эти самые труды считается неуместным наполнять идеологией. Профессионалы, независимо от национальной принадлежности, не пишут про «протоукров» или «родину слонов». Да, автор человек, никуда от этого не денешься, его личная позиция нет-нет да «просветится» где-нибудь, но именно «просветится», а не будет выжжена на первой странице. Анти-русскую/украинскую/белорусскую позицию им обычно предают последующие трактователи, с «классической версией» истории плохо знакомые.

Приведу только пару примеров: вчера прочитала «разоблачающую» статью о том, что украинские историки утверждают, что определение «русский» в летописях относится к Украине. Жуть какая, только есть одна проблема: российские историки думают примерно то же самое. Определение «русский» в летописях относится либо ко всей Русской земле, либо к южным княжествам, располагавшимся по преимуществу на территории современной Украины. Тексты летописей все есть в интернете. И идеология здесь не причем. Или вот еще: знакомая из Литвы (русская по национальности) возмущается: у них в школах абсолютно извращенную историю преподают. Якобы, Литва была большая и сильная и конкурировала с Москвой за «собирание земель русских». Возмутительно. И главное в детской энциклопедии Аванта+ (в Москве, кстати, изданной), то же самое написано.

К чему я все это пишу? К тому, что может, кому-то будет интересно «проглядеть» классический вариант истории территорий, входящих в современную Украину, чтобы когда на фэйсбуке кто-нибудь запостит про «отрезанные в 1954 году от Украины и присоединенные к Смоленской области земли» (для справки: Смоленская область с Украиной не граничит) или про то, что власть Украины распространялась на территории современной России (для справки: если ставить знак равенства между Украиной и Гетманщиной, то действительно распространялась), знать, что публикует автор: малоизвестный, но признанный факт или свою новейшую теорию. Засим заканчиваю свою пламенную речь и перехожу к сути вопроса.

Часть 1. От Расселения восточных славян до Даниила Галицкого.

1. Расселение восточных славян.
Вопрос прародины славян остается крайне спорным, поэтому касаться его не буду. Начну с того, что в V—VII вв. славяне широко распространились в Европе. Их многочисленные племена разделились на южных, западных и восточных. Восточные славяне, в свою очередь, так же разделились на два потока. Одна группа племён расселилась в бассейне Днепра на территории современной Украины. Затем она распространилась на север к верховьям Волги, к востоку от современной Москвы, и на запад к долинам северного Днестра и Южного Буга по территориям современных Молдавии и южной Украины. Другая группа восточных славян переселилась на северо-восток, где столкнулась с варягами. Та же группа славян впоследствии населила территории современной Тверской области и Белоозера, достигнув ареала обитания народа меря.

Восточно-славянские племена в VII-IX вв.

2. Начало государственности.
В середине IX века "северная ветвь" восточно-славянских племен, а также племенные союзы кривичей, чуди и мери платили дань варягам. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы. Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. Эти князем стал Рюрик.

"Южная ветвь" славянских племен, тем временем, платила дань хазарам. От этой дани их избавили Аскольд и Дир, которые, по разным версиям, не то были дружинниками Рюрика, не то никак не были с ним связаны. В любом случае они были варягами. Таким образом, во второй половине IX века формируется два относительно независимых центра восточнославянской государственности: один в Киеве, другой - на Ладоге.

Древняя Русь в 862-912 году.

3. Объединение Древнерусского государства.
В 882 году по летописной хронологии (которая считается очень условной) Вещий Олег, по разным версиям не то "регент" при малолетнем Игоре (сыне Рюрика), не то воевода при Игоре взрослом, начинает расширять Новгородское государство. Он захватывает Смоленск и Любеч, а потом спускается по Днестру и, убив Аскольда и Дира, занимает Киев. Туда он переносит столицу государства.

Древнерусское государство в 882 году.

4. Походы Святослава.
Следующее значительное расширение границ Древнерусского государства связано с княжением Святослава Игоревича. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. Затем Святослав разгромил Волжскую Булгарию. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом основные города хазар: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. С этим походом связано и утверждение Руси в Причерноморье и Северном Кавказе, где Святослав победил ясов (аланов) и касогов (черкесов) и где центром русских владений стала расположенная на таманском полуострове Тмутаракань.

В 968 году, под влиянием Византийской дипломатии, Святослав идет войной на Болгарию. За короткое время болгарские войска были разбиты, русские дружины заняли до 80 болгарских городов. Своей ставкой Святослав выбрал Переяславец, город в низовьях Дуная. Святослав овладел почти всей Болгарией, занял ее столицу Преслав и вторгся в Византию. Однако Византия быстро пресекла претензии князя на мировое господство - в 971 году его войско было разбито, а еще через год он погиб.

5. Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый
После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица, закончившаяся вокняжением в Киеве Владимира Красное Солнышко (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь, которые оспаривала Польша. После победы Владимира его сын Святополк взял в жены дочь польского короля Болеслава Храброго и между двумя государства установились мирные отношения. Владимир окончательно присоединил к Руси вятичей и радимичей.

Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» - потом они станут богатырями, главными героями былин. Племенные границы начали стираться, важной стала государственная граница.

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица, в результате которой князем стал Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054). Ярослав усиливает присутствие Руси на северо-западе. Походы 30-х годов на эстонскую чудь приводят к строительству опорного пункта Юрьева, очерчивая границы государства на севере. На 40-е годы приходятся и первые походы на Литву.

Древнерусское государство в XI в.

7. Феодальная раздробленность
Во второй четверти XII века Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. Номинально Киевский князь все еще главенствовал над всеми русскими землями, поэтому этт титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.

Древняя Русь в XII веке.

8. Татаро-монгольское нашествие.
В 1237 году на южных рубежах Рязанского княжества появились татаро-монголы. После ожесточенного сопротивления Рязань была взята. За ней последовали Москва, Владимир, Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома, Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородские пригороды Вологда и Волок Ламский. На Новгород татаро-монгольское войско по невыясненным причинам не пошло, а вместо этого развернулось и возвратилось в степи.

Вернулись татаро-монголы в 1239 году. Тогда были разграблены земли, по-видимому, не пострадали во время зимней кампании 1237—1238 гг.: Муром, Городец, Нижний Новгород и Гороховец.Но основной удар был направлен на южные города. 3 марта 1239 года один из монгольских отрядов разорил Переяславль Южный. После осады был взят Чернигов. После падения Чернигова монголы занялись грабежом и разорением вдоль Десны и Сейма. Гомий, Путивль, Глухов, Вырь и Рыльск были разрушены и опустошены.

Следующей целью монголов стали русские земли на правом берегу Днепра. К 1240 г. большая их часть (Галицкое, Волынское, Киевское, а также, предположительно — Турово-Пинское княжества) была объединена под властью сыновей волынского князя Романа Мстиславовича: Даниила и Василька. Своё наступление монголы начали с покорения Поросья — области зависимых от киевских князей Чёрных Клобуков. После Поросья монгольские войска осадили Киев. Не считая себя в состоянии самостоятельно противостоять монголам, накануне вторжения (то есть примерно осенью 1240 г.) Даниил отправился в Венгрию, вероятно, пытаясь склонить короля Белу IV оказать ему помощь. Предприятие это успехом не увенчалось. Киев был разорен.

Падение Киева стало знаковым событием — среди правящих кругов Галича и Волыни началась паника. Сидевший в Луцке Михаил Всеволодович бежал со своим сыном в Польшу. Туда же бежала супруга князя Даниила и его брат Василько. Правители Болоховской земли изъявили завоевателям покорность. Были взяты Ладыжин, Каменец, Владимир Волынский. Даниил с братом вернулись на Русь только после ухода монголов из их земель.

Татаро-монгольское нашествие на Русь.

9. Даниил Галицкий.
Свою зависимость от Золотой Орды признали практически все русские князья, включая Александра Невского, княжившего в Новгороде, который никогда не брали татаро-монголы. Среди них был и Даниил, под властью которого в 1245 году объединилось Галицко-волынское княжество. Однако если по отношению к Орде князья заняли примерно сходную позицию, то их отношение к Западу было принципиально различным. Владимирские князья предпочли отказаться от сотрудничества с папой Римским и смириться с ордынским вассалитетом ради сохранения своей веры, Даниил же, напротив, обратился к Западу. Он принял предложение римского папы Иннокентия IV: королевская корона и помощь против Орды в обмен на католизацию русских земель.

В январе 1254 года Даниил был коронован. Уже в 1253 году Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нём сначала христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и католиков Прибалтики. Однако и призыв к крестовому походу, и воссоединение церквей остались лишь декларацией. В то же время именно с этого момента можно говорить о расхождении исторических путей великорусских и малорусских земель.

Галицко-Волынское княжество в середине XIII в.

Дислеймер: наложение карт получилось кривовато, кроме того, контроль причерноморских территорий Галицко-волынским княжеством достаточно сомнителен - там господтвовали кочевники.

Продолжение следует...

Широкое расселение славян в V-VII веках, взаимодействие с другими народами и их культурами, образование городских поселений и зарождение государственности привели к появлению культурных и диалектных различий внутри славянской общности. В силу исторических условий в развитии славян возобладали территориальные особенности, и на основе единой славянской общности стали складываться самостоятельные народности. К середине I тысячелетия происходит распад праславянского объединения, который вызвал распад праславянского языка.

На основе пражско-корчакской культурно-племенной группировки на современной территории Польши формируется польская народность. Источники сообщают о племенах вислян, полян, ленчицан, слензян и др. В Среднем Подунавье постепенно формируются чехи и словаки, которым предшествовали племенные образования седличан, лучан, пшован, дулебов, собственно чехов, морован и др. Славянское население, жившее между верхним течением Западного Буга и Киевским течением Днепра, принадлежа-ло к племенному формированию дулебов. На его основе в VII-IX вв. образовались известные по древнерусским летописям племена волынян, древлян, полян и дреговичей, которые позднее вошли в состав восточнославянской народности.

Славяне, известные как анты, во второй половине V и VI веке расселяются по всей левобережной части Среднего Поднепровья. Это даже отмечает Прокопий Кесарийский. На юго-западе они распространились до Дуная, а на востоке - соседствовали с племенами, жившими вдоль побережья Азовского моря.

Согласно Прокопию Кесарийскому, анты и склавены пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, общие обычаи и верования, внешностью они не отличались, "да и имя встарь у склавинов и антов было одно". Однако, различие между ними византийские историки проводили достаточно четко. Даже среди наемников в армии Византийской империи ант всегда отличался от склавенина. Очевидно, анты и склавены были отдельными племенными формированиями, имевшими собственных вождей, свое войско и ведущими самостоятельную политическую деятельность. Их языки отличались друг от друга как диалекты.

Анты, как и склавены, не сопоставимы с существующим сейчас разделением славян на три ветви: западную, восточную и южную. Последнее упоминание об антах относится к началу VII века. В VII и VIII веках их потомки расселились на обширнейших пространствах Юго-Восточной Европы от Среднедунайских земель на западе до Дона на востоке и приняли активнейшее участие в освоении территории, лежащей к югу от Дуная. Они участвовали в складывании племен восточных и южных, и отчасти западных славян.


Приобщение славян к одной из основных древних цивилизаций, средиземноморской, происходило во время их контактов с Византией. Она была величайшей державой, наследницей и хранительницей культуры средиземноморского региона. Западная часть огромной Римской империи, в рамках которой средиземноморская цивилизация достигла невиданного расцвета, во второй половине V в. пала под ударами варварских племен. Нерушимой осталась лишь восточная часть - Византия. "Варварами" визан-тийцы называли окружавшие их племена и народы, которые не знали греческого и латинского языка и были чужды римской культуры. Наиболее значительными этническими группами варваров, селившимися в непосредственной близости от Империи, были германцы и славяне.

Славянское общество в середине I тысячелетия н.э. вступило в новую стадию своего развития: в нем начался распад родоплеменных отношений. Формировался новый, переходный к первым государственным образованиям, строй, получивший название "военной демократии". Для общества такого типа характерна активная завоевательная внешняя политика. В набегах на соседние племена и государства добывались его богатства.

Появление славян на Балканском полуострове, входившем в Византийскую империю, относится к началу VI века. Они пришли на землю Византии как дикие "варварские" племена для захвата добычи во время военных набегов. Первые зафиксированные византийскими историками нападения славян относятся ко времени правления Юстина (518-527 гг.). Начиная с 527 года, набеги повторяются все чаще и чаще. Славян в их вторжениях поддерживают протоболгары (тюрки) и авары. Император Юстиниан (527-565 гг.) для защиты государственных границ был вынужден выстроить сложную оборонительную систему вдоль Дуная, с противоположной стороны которого происходили набеги. Она состояла из крепостей, в которых постоянно находились воинские гарнизоны. Но и она не могла остановить вторжение славян, болгар и аваров.

До середины VI века славяне ограничивались одними набегами и с добычей возвращались в свои земли, на территорию Среднего Подунавья. Затем они начинают постепенно расселяться на землях Империи, южнее Дуная. Византия оказалась бессильной помешать этому. В середине VI века славяне известны уже на территории Фракии, Иллирии, Италии. К 70-80 годам VI века относится проникновение славян в окрестности Фессалоник, одного из крупнейших городов Империи, и первая волна славянского переселения в Грецию. Сирийский хронист конца VI века пишет, что славяне "прошли... стремительно через всю Элладу, по пределам Фессалоники и Фракии всей. Они захватили много городов и крепостей: они опустошали, и жгли, и захватывали в плен, и стали властвовать на земле и живут на ней, властвуя, как на своей собственной, без страха... они растеклись по земле и теперь распространились по ней...".

В течение VII столетия славяне полностью освоили Балканский полуостров. Постепенно смешиваясь с местными жителями, славяне осваивали культурное наследие Византии. В результате славянского расселения часть коренного населения постепенно растворилась среди пришлых племен.

Во время первых контактов с Византией славяне находились примерно на одном уровне хозяйственного развития. Они вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, разводили скот. Деревни составляли большие земледельческие общины. Славяне находились на стадии перехода от родоплеменных отношений к ранним формам государственности. Мощным стимулом для их развития было соприкосновение с Византийской империей, на землях которой они селились.

Переходной к государству формой были устойчивые союзы племен во главе с князьями, власть которых становилась наследственной и опиралась на силу постоянных дружин. Византийские письменные источники сообщают о возникновении в конце VI -начале VII века военно-политических образований у славян, которые назывались "славиниями" или "славиями". Это были военные территориальные союзы создаваемые несколькими племенами с целью обороны своих и завоевания чужих земель. Такое название могло носить и одно большое племя. Славинии были переходными образованиями от племенных союзов к раннефеодальному государству. Они по-разному строили свои взаимоотношения с Византией: одни из них торговали, другие - воевали с Империей. По данным писателей VII века, на Балканском полуострове существовало около 25 славянских племен, пришедших из Подунавья.

VII-VIII века - это время, когда все миграционные процессы у славян затухают и наступает период стабилизации жизни. Уже в VIII веке начинают возникать ремесленно-торговые поселения славян - протогорода, развивается широкая торговая деятельность, начинается подъем ремесла. Это, в конечном итоге, привело к складыванию различных типов славянских культур, развивавшихся в это время бурными темпами.

Самое первое государственное объединение, держава Само, возникло у западных славян в результате их сплочения перед опасностью аварского вторжения. Оно получило свое название по имени князя Само (623-658 гг.) и объединило множество славянских племен. Центр его находился в Нитре и Моравии. Это объединение защитило славян от аварского и франкского вторжения, однако вскоре распалось.

По-другому сложилась судьба славянского племенного союза "Семь родов", находившегося на Балканах в Мисии. Процесс оформления государства был завершен с появлением там тюркоязычных протоболгар. В VI-VII веках протоболгары населяли Приазовье, составляя огромный союз, известный под названием "Великая Болгария". Они не раз вместе с другими племенами, в том числе и славянскими, совершали набеги на Византийскую империю. В середине VII века союз распался. Часть протоболгар ушла во главе с ханом Аспарухом в 70-е гг. VII века в Западное Причерноморье.


Пришедшее на территорию Мисии ок. 680 года протоболгарское войско, спаянное родовой организацией, было серьезной силой. Аристократия союза "Семи родов" предпочла вступить с ханом Аспарухом в соглашение и признала его власть. Поэтому новое государство стало называться Болгарией. Столицей его стала Плиска. Болгария вела достаточно агрессивную политику, в том числе и по отношению к Византии. Славянская и протоболгарс-кая знать была заинтересована в походах на богатые земли Византийской империи и расширении границ государства. Византия же стремилась восстановить свои границы по Дунаю. Поэтому на протяжении VIII и в первой половине IX века между Болгарией и Византией ведутся многочисленные войны.

«Славяне» - это формация, понятие только языковое, а не антропологическое. Его основой был именно готский этносубтракт. В Полябье , где окончили к VI веку свой поход готы и гепиды, появился праславянский язык. Расселение славян на все более обширные территории естественным образом вело к становлению славянских наций/народностей, развитию местных наречий и отказу от славянского-латинского языков как не народных для данной страны (до XVI-XVIII веков европейские страны использовали два языка в качестве государственных: латынь и церковнославянский-солунский, оба вымершие), часть из которых затем претерпела превращение в самостоятельные языки - создаются официальные национальные языки: польский, чешский, словацкий, литвинский-беларуский, русинский-украинский, и т.д.. Церковные книги были переведены на национальные языки.

Однако, применительно к древним славянам, нам хотелось бы знать, где находилась так называемая прародина славян.


Прародину (славян, и не только славян) не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина - это условная, с размытыми рубежами территория, на которой происходил как правило запутанный и трудноопределимый этногенический процесс.

В вопросах славянского этногенеза существует значительная разноголосица: процесс формирования народности настолько сложен и многообразен, что ожидать полной определенности, точности этнических границ, чёткости этнических признаков, разумеется, нельзя. Антропология, исследующая многообразие физических типов человека, показала, что полного совпадения с лингвистическими ареалами нет, что язык и физический тип могут совпадать, но могут и не совпадать.

Одних историко-лингвистических материалов, на которые опирались ученые XIX в., было недостаточно для решения проблемы этногенеза. Значительно более устойчивые данные были получены при сочетании лингвистических материалов с антропологическими и археологическими. Таким серьезным обобщением был труд Л.Нидерле. Прародина славян, по Нидерле (применительно к первым векам н.э.), выглядела так: на западе она охватывала верхнюю и среднюю Вислу, на севере граница шла по Припяти, на северо-востоке и востоке включала в себя низовья Березины, Ипути, Десны и по Днепру доходила до устья Сулы. Южный рубеж славянского мира шел от Днепра и Роси на запад по верховьям Южного Буга, Днестра, Прута и Сана. В последующее время другие исследователи предпочитали и западную половину - на запад от Буга и Вислы до Одера (т.е. на территории современной Польши). Степень убедительности аргументов висло-днепровской и висло-одерской гипотез примерно одинакова. Отсюда возникала мысль о возможности объединения обеих гипотез с тем, что прародиной славян можно считать все пространство от Днепра до Одера.


Древнеевропейццы и становление славян во II и начале I тыс. до н.э

Облако этногенеза славян в период зарождения и их соседей - ок. 1000 г. до н.э.


Старинная карта Европы → Увеличить .


Районы, населенные славянами в начале средневековья на немецком карте.


Славяне в высоком средневековье - около 800-950 годов → Увеличить .


Археологические культуры восточной части Европы в V-IV вв. н.э.

Расселение племён в V-IV вв. н.э. → Увеличить .


VI в.


Славянская формация и их соседи


Начало большого расселения славян . V - первая половина VI в. н.э.. На карте освещены события , к которым привело завоевание протогосударства остроготов гуннами . → Увеличить .


Киевская Русь в IХ в.


Великое Княжество Литовское ХII-ХV вв. н.э.. См. больше → .


ВКЛ при Гедымине, 1341 год. См. больше → .

Великое Княжество Литовское до 1462 года → Увеличить . См. больше → .


Речь Посполита, 1572 год. См. больше → .


Этнографическая карта русинского (украинского) племени, 1903 год → Увеличить .

Территория Украины до 1954 года → Увеличить . См. больше → .


Этнографическая карта беларуского племени, 1903 год → Увеличить . Читать больше → Беларусы - древнейшие жители Европы .

Имеющиеся историко-лингвистические, археологические, антропологические материалы и современные генетические исследования, на которые опираются ученые, не уменьшают дискуссии и споры касающиеся формации и этногенеза славян.

Перетягивание ордынской Московией/Россией на себя всего славянского и так называемого «русского» - возвеличивание придуманной «великорусской» нации, объясняется просто: с целью захвата территорий Европы, лишить национальной идентичности славянские народы Европы, для опеки их с высоты своего «высокородного» положения и ассимилировать их в метрополию « » на правах младших братьев - колониальных народов.

Доказано, что так называемые . Нельзя на основании некоторых славянских черт в так называемом "русском" языке - смешение финно-угорских, тюрских, и др. языков с болгарским (церковно-славянским) книжным (привнесённый религией извне, отнюдь не преобладающих в лексике и грамматике так называемого «русского» языка), относить его к «славянским».

Никакой единой славянской общности и(или) «древнерусской народности» никогда не существовало. Формирование славянских народов происходило на разных территориях и с участием разных этнических компонентов. Не было в прошлом и никаких «русичей». Идеологи ордынской Московии/России в XIX веке выдумали слово «русич», потому что в реальности принадлежность человека Руси определялась в средние века совсем другим словом: «русин». Оно означало вовсе не русских (тогда московитов), а только одних русинов (украинцев) - жителей Киевщины, Подолья, Волыни, Галиции. Этот научный факт не афишируется в России только потому, что он полностью опровергает миф о «Русском мире» и каком-то общем происхождении угро-финской и азиатской ордынской Московии/России с исторической формацией славянских народов Европы.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Начало многим современным народам дали индоевропейцы, племена которых издавна населяли огромные территории от Индии до Западной Европы (отсюда и происходит их название). Когда-то все индоевропейцы составляли единый народ с одним языком. Но в ходе многочисленных переселений они стали распадаться на отдельные группы племен, начали различаться их языки. Примерно 2 тыс. лет до н. э. из индоевропейских племен выделились балтские и славянские. Они заселили часть территории Центральной и Восточной Европы.

Славянский поселок. Реконструкция

К началу новой эры древние славяне освоили территорию в верховьях рек Вислы, Буга и Припяти. Во II-III вв. вследствие движения германских племен готов на юг славяне стали расселяться по Днепру, Десне и Днестру. В IV-VI вв. в ходе Великого переселения народов, а после падения в V в. придунайского государства гуннов особенно, славянские племена мощными потоками устремились на юг в районы Дуная и Северного Причерноморья, на запад - за реку Одер, на восток и север - в верховья Волги и Оки. Славяне заселили обширные пространства Европы от Эльбы на западе до Днепра и Оки на востоке. На юге

Полевое оборонительное сооружение славян

они заняли почти весь Балканский полуостров, а на севере дошли до берегов Балтийского моря.

Расселение славян на огромной территории стало одной из причин распада праславянской языковой общности. В VII-VIII вв. происходит формирование отдельных славянских языков. Некогда единое славянство разделилось на три ветви (группы): западные, южные и восточные славяне. С этого времени можно говорить об истории собственно восточных славян.

К началу IX в. восточные славяне заселили огромную территорию Восточной Европы, от озера Ильмень до Северного Причерноморья и от Восточных

Карпат до Волги, т. е. большую часть Восточно-Европейской равнины. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством, вели торговлю с соседними народами.

Верховная власть в племени принадлежала народному собранию (вече). В случае общей опасности или во время походов славяне собирали войско (ополчение) и выбирали его предводителя (князя).

В VI - начале VII в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род - группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, рыбными ловлями и бортями (ульями), вместе трудились и поровну делили результаты труда (родовая община). Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей. Три - пять близких по происхождению родов составляли племя.

Основным типом поселений являлись села из нескольких домов. Строили восточные славяне и укрепленные поселки - городища. Древнейшие городища были небольшими, но к IX в. они разрослись; за их рвами и забором из кольев стали укрываться десятки домов. На месте некоторых из них выросли города, ставшие центрами племен.

Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Сварог - бог вселенной (вроде древнегреческого Зевса), Велес - покровитель скотоводства, богиня Макоша олицетворяла плодородие, Стрибог - повелитель ветра. В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. С появлением у восточных славян князей, воевод, дружин, с началом военных походов на первый план выходит бог молнии и грома Перун. Со временем он становится главным языческим божеством восточных славян.