Дайте определение просвещенный абсолютизм. Что такое просвещенный абсолютизм

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Продолжательницей дела Петра Первого выступила Екатерина Вторая. Период её правления государством связан с расширением территориальных границ и важными административными реформами. Главной целью её деятельности было законно оформить права всех сословий. Именно при Екатерине Второй сложилась так называемая система просвещённого абсолютизма. То есть, система общества при которой сословия признают свою ответственность перед монархом, который в свою очередь, осознаёт себя в роли попечителя империи. Таким образом, Екатерина хотела достигнуть союза между обществом и монархом не на принуждении (абсолютная монархия), но на добровольном признании собственных обязанностей и прав.

Императрица полностью поощряла развитие науки и образования, способствовала закладыванию фундамента журналистики, а также восстановления торгово-промышленной деятельности государства, руководствуясь трудами французских просветителей Дидро и Вольтера.

Вся внутренняя политика просвещённого абсолютизма делится на три периода:

· 1762 год – середина 70-х годов. Получив в руки власть в результате дворцового переворота, основной задачей Екатерины стало оправдание своего пребывание в роли держателя власти. Для этого была созвана Уложенная комиссия, целью которой было составление законов, а также замена некоторых законов в Соборном Уложении 1649 года. Комиссия просуществовала недолго, однако, плоды её четырёхлетней работы стали основой деятельности императрицы.

В 1763 году она проводит реформу Сената, который был разделён на шесть департаментов и лишён законодательной инициативы.

· Середина 70-х – начало 90-х гг. второй период правления ознаменовался крупными государственными реформами. Их причиной стало восстание Пугачёва, а их цель заключалась в закреплении власти монарха. Среди важных событий: роспуск Запорожской Сечи, распространение крепостничества на Украину, формирование системы сословных судов и пр.

· С начала 90-х годов по 1796 год. В результате событий Французской революции 1789 года императрица взяла курс на остановку политики просвещенного абсолютизма. Всё чаще цензурируются книги и газеты.

В общем, за период царствования Екатерины Второй Россия становится авторитетным мировым государством. Формируются благоприятные условия развития экономики державы, расширяются права дворянства и пр.

Тем не менее, недостатком данной политики стало продолжение политики протекционизма и меркантилизма, что привело к развитию промышленного застоя.

В течение длительного времени ведется дискуссия об условиях и времени появления на Западе абсолютной монархии, отношении ее к общественным классам, в частности к буржуазии, о разных этапах ее развития, о сходстве и различии российского самодержавия и западного абсолютизма, а также о его историческом значении.

Абсолютизм (от латинского слова "absolutus" - "неограниченный", "независимый"), или - последняя возникшая в период зарождения капитализма и разложения феодальных отношений форма феодального государства.

Черты абсолютизма можно выделить следующие. Глава государства считается основным источником законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется аппаратом, подчиненным ему). Монарх распоряжается государственной казной, устанавливает налоги.

Другие основные черты политики абсолютизма - наибольшая степень централизации государства в условиях феодализма, развитый бюрократический аппарат (налоговый, судебный и т.д.). В последний входят также полиция и большая действующая армия. Характерная черта абсолютизма заключается в следующем: деятельность свойственных органов в ее условиях теряет свое значение и прекращается.

Абсолютные монархи в противовес феодальным землевладельцам своей главной социальной опорой считали служилое дворянство. Однако в целях обеспечения независимости от этого класса в целом они не пренебрегали поддержкой еще только появлявшейся в то время буржуазии, не претендовавшей на власть, но экономически сильной и способной противопоставить интересам феодалов свои собственные.

Значение абсолютизма

Роль абсолютизма в истории оценить непросто. На определенном этапе короли начали бороться с сепаратизмом феодальной знати, уничтожали остатки былой политической раздробленности, подчиняли государству церковь, содействовали развитию капиталистических отношений и единству страны в экономической сфере, процессу формирования национальных государств и наций. Осуществлялась политика меркантилизма, велись торговые войны, поддерживался новый класс - буржуазия.

Однако, по мнению некоторых исследователей, абсолютизм действовал во благо буржуазии лишь до тех пор, пока это было в интересах дворянства, которое получало от экономического развития государства доходы в виде налогов сильно возросших, а также от оживления экономической жизни в целом. Но увеличение ресурсов и экономических возможностей в основном использовалось для укрепления военной мощи стран. Это было необходимо, чтобы подавлять возникшие в тот период масштабные а также для внешней военной экспансии.

Черты абсолютизма во Франции

Характерные для большинства европейских стран (с различными модификациями) черты абсолютизма наиболее ярко воплотились во Франции. Здесь в конце XV - начале XVI вв. появились первые элементы этой формы государства. Во времена Ришелье (в период с 1624 по 1642 гг.), бывшего первым министром короля и особенно Людовика XIV (1643-1715 гг.), абсолютная монархия достигла своего расцвета. Король Людовик XIV выразил суть этой формы правления следующим простым определением: "Государство - это я!".

Абсолютизм в других странах

Специфические черты абсолютизма в Англии (в его классический период, то есть во времена правления Елизаветы Тюдор, 1558-1603 гг.) - сохранение действующего парламента, отсутствие постоянной армии и слабость бюрократического аппарата на местах.

В Испании, где в 16 веке не смогли получить развитие элементы буржуазных отношений, основные черты постепенно выродились в деспотию.

В Германии, которая была в то время раздробленной, он складывался не в масштабах государства, а в пределах конкретных территорий различных княжеств (княжеский абсолютизм).

Основные черты просвещенного абсолютизма, характерные для некоторых европейских стран во второй половине 18 века, рассмотрены ниже. Эта форма правления в целом не была однородной. Особенности и черты абсолютизма в Европе зависели во многом от соотношения сил буржуазии и дворянства, от степени влияния на политику буржуазных элементов. Так, в России, Австрийской монархии, Германии положение буржуазных элементов было существенно ниже, чем во Франции и в Англии.

Абсолютизм в нашей стране

Формирование абсолютизма в России происходило весьма интересно. Некоторые исследователи считают, что принятая в 1993 году конституция наделила президента полномочиями, которые можно сравнить с властью абсолютного монарха, и называют сложившуюся форму правления демократическим самодержавием. Назовите основные черты абсолютизма, и вы убедитесь, что подобные мысли небезосновательны. Хотя, возможно, здесь имеет место некоторое преувеличение.

Российский абсолютизм возник не на такой социальной основе, как в Западной Европе. Поскольку на рубеже 17-18 веков (когда окончательно укрепились признаки абсолютной монархии) в России буржуазные отношения были неразвиты, не существовало равновесия между дворянством и буржуазией.

Формирование абсолютизма в России началось во многом благодаря внешнеполитическому фактору, и опорой ему поэтому являлось лишь одно дворянство. Это важная характерная черта абсолютизма в нашей стране. Внешняя опасность, постоянно нависающая над Россией, требовала наличия сильной централизованной власти и быстрого принятия важных решений. Однако вместе с тем действовала и ограничительная тенденция. Боярство (земельная аристократия), обладая сильными экономическими позициями, стремилась оказывать свое влияние на принятие тех или иных политических решений, а также по возможности участвовать в самом этом процессе.

Необходимо отметить еще одну особенность абсолютизма в России. В стране продолжали действовать сохранявшиеся вечевые традиции (то есть народовластие), корни которых можно найти еще во времени существования Новгородской республики и Древнерусского государства. Они нашли свое выражение в деятельности Земских Соборов (с 1549 по 1653 годы).

Период со второй половины 16-го по первую половину 17-го века прошел под знаком борьбы этих двух существовавших в нашей стране тенденций. Длительное время результат этого противостояния был неясен, поскольку победу поочередно одерживала то одна сторона, то другая. При царе Иване Грозном, а также в период правления Бориса Годунова, казалось бы, ее одержала абсолютистская тенденция, по которой в руках монарха оказывались максимальные властные прерогативы. Но во времена Смуты и царствования Михаила Романова (1613-1645 гг.) ограничительная тенденция возобладала, усилилось влияние Земских Соборов и Боярской Думы, без поддержки которых Михаил Романов не издал ни одного закона.

Крепостное право и абсолютизм

Установление крепостного права, окончательно оформившегося в 1649 году, стало переломным моментом, благодаря которому победила абсолютистская тенденция. После того как оно окончательно юридически закрепилось, дворянство оказалось целиком зависимым от центральной власти, которую представлял монарх. Ей одной было по силам обеспечить господство дворян над крестьянами, удержать в повиновении последних.

Но в обмен на это дворянство вынуждено было отказаться от претензий на личное участие в управлении государством и признало себя слугой монарха. Такова была плата за услуги со стороны власти. Дворяне получили постоянные доходы и власть над крестьянами в обмен на отказ от притязаний в государственном управлении. Поэтому неудивительно, что практически сразу вслед за юридическим оформлением крепостного права прекратились созывы Земских Соборов. В полном составе последний из них состоялся в 1653 году.

Таким образом, выбор был сделан, и ради экономических интересов дворяне пожертвовали политическими. Победила абсолютистская тенденция. Оформление крепостного права привело еще к одному важному последствию: поскольку отсутствовали условия для развития (например, исчез рынок свободной рабочей силы), формирование буржуазных отношений резко затормозилось. Буржуазия в стране длительное время поэтому не складывалась в отдельный общественный класс, а, следовательно, социальная опора у абсолютизма могла быть лишь дворянской.

Отношение к закону и праву в России

Другой яркой особенностью абсолютной монархии в государстве было отношение к закону и праву. Выбор в соотношении неправовых и правовых средств был сделан однозначно в пользу первых. Личный произвол монарха и его близкого окружения стал главным методом управления. Это началось еще со времен царствования Ивана Грозного, и в 17 веке, после того как произошел окончательный переход к абсолютной монархии, мало что изменилось.

Можно, конечно, возразить, что существовал свод законов - Соборное уложение. Однако на практике монарх (Петр I, Алексей Михайлович и другие) и высшие государственные чиновники не руководствовались в своих действиях требованиями законов, не считали себя связанными ими.

Основной метод управления страной - военная сила и грубое принуждение. Нельзя отрицать тот факт, что в период царствования Петра I принималось довольно много законов, касающихся почти всех сфер управления страной (Табель о рангах, Воинский Артикул, регламенты коллегий, Генеральный регламент). Но предназначены они были все же исключительно для подданных, сам государь не считал себя связанным этими законами. По сути, практика принятия решений при этом царе мало чем отличалась от таковой при правлении Ивана Грозного. Единственным источником власти по-прежнему была воля монарха.

Отношение к закону и праву в других странах

Нельзя сказать, что в этом Россия так уж сильно отличалась от западных стран (назовите черты абсолютизма, и вы в этом убедитесь). Людовик XIV во Франции (его считают классическим абсолютным монархом) также применял волюнтаризм и произвол.

Но при всех противоречиях абсолютизм в Западной Европе все же пошел по пути активного вовлечения правовых средств при регулировании различных общественных отношений. Между законом и личным произволом постепенно стало смещаться соотношение в пользу первого. Этому способствовал ряд факторов, важнейшим из которых было осознание царями того, что управлять страной намного легче, когда правовыми нормами регулируется как можно больше сфер.

Кроме того, применение при управлении государством волюнтаризма подразумевает наличие у монарха высоких личностных качеств: интеллектуального уровня, энергичности, силы воли, целеустремленности. Однако большинство правителей того времени мало чем по своим качествам напоминало Петра I, Фридриха II или Людовика XIV. То есть они не могли успешно применять личный произвол в управлении страной.

Пройдя по пути все большего применения закона в качестве основного инструмента управления государством, абсолютизм Западной Европы вступил на путь затяжного кризиса, а затем и вовсе прекратил свое существование. Ведь по своей сути он предполагал неограниченную юридически власть государя, а применение юридических средств управления вело к возникновению идеи (которую сформулировали деятели Просвещения) о верховенстве закона и права, а не воли царя.

Просвещенный абсолютизм

Черты в нашей стране воплотились в политике Екатерины II. Во многих странах Европы во второй половине 18 века становится популярной идея о "союзе государей и философов", высказанная французскими философами-просветителями. В это время в сферу конкретной политики переносятся абстрактные категории. Предполагалось правление "мудреца на троне", благодетеля нации, покровителя искусств. В роли просвещенных монархов выступили прусский король Фридрих II и шведский Густав III, австрийский император Иосиф II, а также русская императрица Екатерина II.

Основные черты просвещенного абсолютизма

Главные признаки просвещенного абсолютизма в политике этих правителей выражались в осуществлении реформ в духе различных идей Просвещения. Глава государства, монарх, должен быть способен на новых, разумных началах преобразовать общественную жизнь в стране.

Основные черты просвещенного абсолютизма в различных государствах были общими. В рассматриваемую пору проводились реформы, не затрагивающие основ существующего феодально-абсолютистского строя, это было время, когда правительства либерально заигрывали с литераторами и философами. во Франции уничтожила эту форму государства и черты французского абсолютизма, положила конец ему во всей Европе.

Нелегкий путь абсолютной монархии

Различной была судьба абсолютизма. Поскольку основная задача этой формы государства - сохранить существовавшие устои феодального строя, она неизбежно утрачивала прогрессивные черты абсолютизма и являлась тормозом для развития капиталистических отношений.

В ходе первых буржуазных революций 17-18 веков абсолютная монархия была сметена во Франции и Англии. В странах с более медленным капиталистическим развитием наблюдалась трансформация феодально-абсолютистской в буржуазно-помещичью монархию. Полуабсолютистский строй в Германии, например, просуществовал до Ноябрьской буржуазно-демократической революции 1918 г. Абсолютизму в России положила конец Февральская революция 1917 г.

Просвещенный абсолютизм - это когда политики в государстве стараются достичь «общего блага». Расцвет этого явления в Европе наблюдался в XVIII веке.

Екатерина II взошла на престол

Русская императрица Екатерина II попала на трон, хотя на это у нее не было никакого права. Ключевской писал про это, что она захватила власть дважды: первый раз, когда свергла собственного мужа, а второй - не дав возможности сыну взойти на престол.

Те люди, которые были далеки от интриг в императорском дворце, восприняли свержение Петра Третьего крайне неожиданно. Был даже случай, когда после провозглашения Екатерины императрицей России здравицу в ее честь не поддержали простой народ и солдаты. Еще слишком сильны были воспоминания о правителях-самозванцах, поэтому многие таковой считали и Екатерину Вторую.

Она была очень умной женщиной и отлично понимала, как расположить к себе людей. Это позволило Екатерине Второй быстро заручиться народной поддержкой. Свои действия она обосновывала тем, что Империи требовалась защита от политики Петра Третьего, которая была изменнической.

Первые реформы

После ее прихода на трон была остановлена секуляризация имуществ церкви, был расторгнут мирный договор с Пруссией, а дворяне с 11 февраля 1763 года снова должны были проходить обязательную рекрутскую службу. Но главные задачи остались неизменными: могущество государства нужно было повышать, позиции дворянства следовало укреплять.

Но правление Екатерины Второй принесло множество новшеств - это и есть политика просвещенного абсолютизма.

Новшества в правлении Екатерины II

Просвещённый абсолютизм Екатерины 2 не является чем-то, что относится только к России. Самыми яркими из таких монархов, которые в своем государстве проводили «просветительские» реформы, являются Густав III, Иосиф и Фридрих II.

Усиление абсолютизма в Российской Империи должно было успокоить общественность по поводу того, что трон находится в руках одного человека. При этом следовало добиться того, чтобы представители всех слоев общества, в том числе и крестьяне, поддержали императора. Вера народа в то, что действия монарха направлены на достижение блага для всех, в данном случае была очень важна. В этом и заключается политика просвещенного абсолютизма.

Новые порядки

Абсолютизм в России заключался в том, что император сознательно спрашивал совета у крупнейших мыслителей того времени, заручался их поддержкой с целью приспособления порядков в государстве к новым социально-экономическим отношениям.

В молодые годы Екатерина 2 проштудировала много книг, написанных французскими просветителями: Вольтером, Монтескье, Дидро и других. Их идеи увлекали будущую императрицу. По ее мнению, абсолютизм в России должен был помочь государству и его подданным стать богаче. Такие мысли она высказывала еще задолго до того, как взошла на престол.

"Наказ" императрицы

Два года подряд Екатерина 2 писала программу царствования, которая вышла в 1767 году и была названа «Наказом». В нем все напоминало про абсолютизм. Это потому что «Наказ» пропагандировал идею всеобщего блага. В этом документе было сказано, что людей нужно было лишить вольности, однако их действия должны быть направлены только на добрые дела. Неограниченная власть императрицы объяснялась тем, что государство имело огромные размеры.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 - это своего рода декларация того, что равенство всех граждан перед законом оградит монархию от перехода в деспотию. Императрица также высказывалась против крепостного права, однако отменить его окончательно никаких требований не было.

Абсолютизм Екатерины 2 был очень противоречив: вроде бы просветительская философия пропагандировалась в государстве, а с другой стороны, провозглашалось господство дворянского сословья, сохранились крепостное право и самодержавная власть.

Созыв Уложенной комиссии, который прошел в 1767 году, не что иное, как проявление абсолютизма. В его работе должны были принять участие представители всех слоев населения страны. Однако комиссия не смогла справиться с возложенной на нее миссией - созданием нового свода законов.

Новые "просвещенные" законы

Политика просвещённого абсолютизма воплотилась и в законах, принятых Екатериной Второй. Одним из наиболее значимых является указ, согласно которому любой, у кого есть возможность, может создавать заводы и фабрики. А в 1767 году гражданам разрешалось зарабатывать своим ремеслом.

Но все же политика абсолютизма не могла принести настоящей свободы, так как крепостное право никто не отменял. Противоречия, которые имели место в «Наказе» Екатерины Второй, еще больше проявились, когда она начала решать крестьянские вопросы. В 1766 году императрица провозгласила задачу, смысл которой заключался в том, что нужно наделить крестьян правом на собственность. Екатерина не стала проводить разделение всех заселенных земель среди помещиков, хотя аристократия настойчиво требовала именно этого. Она приказала представителям Лифляндского дворянства не взимать с крестьян поборов.

Успехи дворянства

Но все же дворяне во время царствования Екатерины II смогли добиться того, что были установлены почти безграничные полномочия в отношении принадлежащих им крепостных. 1763 год запомнился тем, что издали указ, согласно которому крестьяне, позволившие себе всяческие дерзости и вольности, кроме сурового наказания, должны будут возместить все расходы по содержанию отряда солдат, отправленных за ними.

В 1765 году помещики получили право на самостоятельную ссылку крепостных в сибирские земли, для работы на каторгах. В 1767 году появился еще один закон, согласно которому любая жалоба крестьянина на своего фактического хозяина приравнивалась к государственному преступлению. За него назначалось очень суровое наказание, которое часто переходило грань жестокости. По сути, для крестьянина помещик являлся судьей с неограниченной властью. При этом действия последнего не контролировались органами власти.

Реформа в Сенате

Центральные органы власти подверглись серьезному реформированию, чтобы усилить абсолютизм. Это объяснялось тем, что, по мнению императрицы, Сенат откусил от пирога власти слишком большой кусок. В 1764 году Сенат разделили на 6 представительств, два из которых располагалось в Москве, а остальные - в Санкт-Петербурге. Каждый департамент назначался самостоятельным органом власти: у него был четко обозначенный круг дел и имелась собственная канцелярия. Это позволило существенно ослабить Сенат. В это же время личная канцелярия Екатерины Второй стала намного влиятельнее, чем раньше. Отныне законодательные акты готовились только под контролем самой императрицы. Это еще одно доказательство того, как ярко проявлялось единство власти монарха, чем характеризуется российская эпоха абсолютизма.

Реформа местного управления

Реформы местного управления в первую очередь были направлены именно на укрепление власти императора. В 1775 году в силу вступает проект «Учреждения об управлении губерниями», который был разработан Екатериной Второй самостоятельно. Было увеличено число губерний и уездов, власть наместника становилась единоличной (однако все же подчинялась власти монарха). В этом законе также можно было обнаружить абсолютизм. Это проявлялось в том, что в государстве отныне действовал принцип выборности судебных органов. Они отделились от административных органов и стали сословными. Судебные учреждения отныне состояли из трех уровней:

  • Уездный и верхний земский суд - для решения дел представителей дворянства.
  • Губернский магистрат и городовой суд - для обычных горожан.
  • Нижняя и верхняя расправа - для крестьянского сословия.

Кроме него, в каждой губернии был создан совестный суд, который принимал жалобы от тех, кто пробыл в заключении более трех дней, но причину ареста не сообщили и не провели ни одного допроса. Если за гражданином не было замечено тяжелых преступлений, то его освобождали (в этом явно проявляется попытка использовать гарантию на неприкосновенность прав личности, которая появилась в Англии).

Губернский Приказ общественного призрения также пропитан просветительскими идеями. Его цель - помощь гражданам в создании больниц, домов сирот, школ и др.

Жалованные грамоты

Екатерина также начинает разработку жалованных грамот для дворянства, городов и государственных крестьян. Действовать они начинают в 1785 году. Благодаря грамоте каждый потомственный дворянин освобождался от податей, обязательной службы, телесных наказаний. Ему давалось право на любое имущество, в суд на него мог подать только такой же дворянин. К тому же дворянин мог открывать фабрики и заводы, торговать. Дворянские сообщества из каждой губернии получили возможность собираться, выбирать своего лидера и вести казну. Но императрица и тут напоминала о единой власти: деятельность подобных собраний была под контролем наместника губернии.

Согласно грамотам, мещане (так называемый «средний люд») также получили право на наследство и собственность. Торговцы сильно выделялись на фоне других горожан, так как были записаны в гильдии, дающие множество привилегий: от рекрутской повинности можно было откупиться деньгами и давалось освобождение от казенных нарядов. К купцам первой и второй гильдий, а также к именитым жителям (среди них банкиры, ученые и художники), отныне было запрещено применять телесные наказания.

Центром городского самоуправления назначалась «общая дума», в которую входили представители всех городских сословий.

Проект "Сельское положение"

Императрица не успела закончить проект «Сельское положение», потому что после революции во Франции отношение Екатерины к просветительским идеям очень сильно изменилось. В 1794 году в одном письме она даже обмолвилась, что философские идеи не приводят ни к чему, кроме как к разрушению. По ее мнению, миру всегда будет нужен повелитель, так как идея о всеобщей свободе приводит к одному безумию.

Изменения во внешней политике

Внешняя политика мгновенно изменилась. Когда Екатерина 2 верила в идеи «просвещения», на мировой арене у государства были успехи: одержана победа в двух турецких войнах, в результате чего весь север Черного моря отошел к российской империи; отвоеваны новороссийские степи и Крым. В 1773 и 1793 годах состоялись разделы Польши, в результате чего в состав России вошли восточная часть Белоруссии и правобережная Украина. Но после того как курс Екатерины Второй изменился, она решила отдать Гданьск, большую долю Великой Польши и Торунь. Поляки начинают мятежи и восстания. В 1795 году они были разгромлены и состоялся третий раздел Польши, в результате чего перестала существовать Речь Посполитая. Россия получила Литву, Курляндию и множество других земель.

Эпоха просвещенного абсолютизма

/193/ Когда в 1740 г. умер император Карл VI, его дочери Марии Терезии достались в наследство совершенно неясные политические отношения. Хотя Прагматическая санкция формально урегулировала вопрос о престолонаследии в ее пользу, слова принца Евгения о том, что сильная армия куда более полезна, чем этот договор, оказались пророческими. Король Пруссии Фридрих II вторгся в Силезию. Конфликт тянулся восемь лет, и Мария Терезия отделалась еще сравнительно легко. Она потеряла Силезию (что было для нее весьма болезненно) и некоторые небольшие области в Италии, однако в целом Дунайская монархия была сохранена неделимой, а ее муж Франц Стефан Лотарингский сумел – после короткого виттельсбахского интермеццо – стать императором под именем Франца I (1745–1765). Попытка вернуть утраченную Силезию в ходе Семилетней войны, в которой Мария Терезия, смело сменив союзников (renversement des alliances) , воевала на стороне Франции против Пруссии и Англии, – оказалась тщетной. Война завершилась подтверждением статус-кво. Однако вскоре были приобретены новые обширные территории: полученные после раздела Польши, в котором Мария Терезия, вопреки

«моральным соображениям», все-таки приняла участие, – Галиция и Лодомерия /194/ (1772) и присоединенная несколько позже (благодаря посредничеству при заключении Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей) Буковина (1775), уже занятая к тому времени австрийскими войсками. Когда сын Марии Терезии Иосиф II, бывший с 1765 г. главой Священной Римской империи и соправителем земель своей матери, вмешался в войну за баварское наследство, уставшая от войн правительница заключила за его спиной мирный договор и получила Иннфиртель, ставший с этого времени частью Верхней Австрии.

Однако не территориальное расширение монархии было важнейшим изменением этих пятидесяти двух лет (1740–1792). В правление Марии Терезии и ее сыновей Иосифа II и Леопольда II произошло изменение курса, давшее серьезные импульсы модернизации и централизации монархии Габсбургов. Традиционное обозначение этого периода как эпохи «просвещенного абсолютизма» верно отражает две его основные черты. Во второй половине XVIII столетия в стиле управления воцарился новый дух. Деяния правителей, казалось, стали более прогрессивными и рациональными, чем поколением прежде. Одним из важнейших обоснований для любых нововведений теперь считалась их полезность для государства и населения. Однако немалую роль играли и соображения, более свойственные абсолютизму, чем Просвещению. Правители пытались упростить систему управления и провести его централизацию. В этом смысле эпоха Марии Терезии и ее сыновей никоим образом не была противоположностью абсолютизму, являя собой, скорее, его развитие и апогей. Это наглядно проявилось в стремлении установить как можно более полный контроль над подданными. Все, что было заложено в XVII и начале XVIII столетия в процессе социального дисциплинирования, теперь получало законченный вид. Городское сословие государства окончательно превратилось в подданных, пусть даже новый стиль управления обеспечивал им /195/ некоторые права – например, религиозную терпимость. Так или иначе, определение «просвещенный» не должно скрывать от нас определяемого слова – «абсолютизм».

Перестройка государства вовсе не означала его полного обновления в духе Просвещения. Тот, кто рассматривает Марию Тере- /196/ зию как «просвещенную» правительницу, довольно быстро заподозрит, что многое в ее политике никак не соответствовало просветительским идеалам. Постоянно упоминаемый факт отмены Марией Терезией пыток отражает реальное положение дел, однако редко кто вспоминает, что в ее раннем законодательстве,

Nemesis Theresiana от 1768 г., еще подробно излагались точные правила применения пыток и лишь позднее, под влиянием советника Йозефа фон Зонненфельса и собственного сына, Иосифа II, Мария Терезия действительно пошла на отмену истязаний.

Сходные наблюдения можно сделать и в других областях, в особенности в сфере отношений между государством и церковью, игравших столь важную роль в реформах просвещенного абсолютизма. Мария Терезия еще пребывала под сильным воздействием барочного католицизма, чтение ее сыном Иосифом произведений просветителей казалось ей подозрительным, если не греховным, и в своих письмах она все время предостерегала его от знакомства с такими опасными идеями.

Тем не менее, правление Марии Терезии, несомненно, стало начальным периодом реформ и преобразования Габсбургской монархии. Первые попытки можно отметить уже в период войны за австрийское наследство. Так, в 1742 г. в качестве центрального учреждения была основана личная, придворная и государственная канцелярия (Haus-, Hof- und Staats- kanzlei), занимавшаяся внешнеполитическими вопросами. Несколько позднее были упразднены раздельные органы военной администрации для Внутренней и Передней Австрии, создававшие помехи работе придворного военного совета (Hofkriegsrat), и, таким образом, предприняты первые шаги к централизации военного управления. Однако собственно реформаторская деятельность началась лишь по окончании войны за австрийское наследство.

Видный специалист по истории государства и права Фридрих Вальтер метко охарактеризовал эту первую фазу реформ в 1745–1746 гг. как «внешнее упорядочение», которому не хватало объединяющей сквозной идеи. Лишь в 1749 г. началась большая государственная реформа.

Когда война окончилась, Мария Терезия, по ее собственным словам, обратила все свои «мысли… на одно лишь внутреннее /197/ устройство земель» – так начался период реформ. Новый просветительский дух отчетливо ощущается, когда Мария Терезия пишет: «И потому правитель страны обязан использовать все средства для облегчения участи своих земель и подданных, а также бедняков, а не расточать полученные деньги ради роскоши, тщеславия и великолепия». Насколько отличается эта точка зрения от расточительства эпохи барокко, пусть даже при Марии Терезии отход от барочного стиля жизни никогда не был столь очевиден, как при ее сыне Иосифе. Свою «материнскую опеку» Мария Терезия перенесла и на своих подданных, не только заботясь об эксплуатируемых крестьянах, но и пытаясь улучшить отношения в других областях, не будучи, разумеется, в состоянии перейти границ, установленных существующей системой и ее собственными воззрениями.

Мария Терезия разделяла возникший в эпоху Просвещения новый взгляд на власть, согласно которому государь правил не ради собственного удовольствия, а выполняя обязанности перед государством. Она формулировала это не в столь резкой форме, как ее противник Фридрих Прусский, называвший себя «первым слугой государства», однако ее переписка с детьми дает хороший материал для подобного вывода. Так, она поучала свою дочь Марию Антуанетту: «Мы живем в этом мире, чтобы делать добро нашим ближним. Ваша задача исполнена высочайшей ответственности, потому что мы существуем не для себя самих и не только для нашего развлечения».

Реформы Марии Терезии отчасти были ответом – впрочем, еще далеко не достаточным – на противоречия общества эпохи барокко. Уже ее отношение к войне, которую она называла «опустошением наших земель и наших кошельков», лишний раз недвусмысленно указывает, что хотя на протяжении большей части своего правления Мария Терезия вела войны, она была озабочена внутренним состоянием подвластных ей областей и в многочисленных предписаниях лично пеклась о больших и малых делах государства.

Для дальнейшего развития Австрии были особен-

Но важны государственная реформа и проведенное по прусскому образцу реформирование администрации, нацеленное на увеличение доходов государства. В рамках государственной реформы Мария Терезия попыталась добиться еще большего удаления дворянства от рычагов власти, ограничив его влияние сферой землевладения. Было проведено всеобщее

Налогообложение, распростра- /198/ ненное также на дворянство и духовенство, прежде свободные от налогов; основой для этого налогообложения послужили данные о собственности, собранные при составлении земельной описи (Терезианского кадастра).

Административные преобразования были проведены и на самом высшем уровне. Основанное в 1749 г. учреждение с названием Directorium in publicis et cameralibus обладало как политическими, так и финансовыми полномочиями, которые были изъяты из ведения придворной палаты (Hofkammer). Появилась и высшая судебно-правовая инстанция. Эта система была применена, за исключением Венгрии и Нидерландов, и к отдельным землям монархии, в каждой из которых в качестве высшего учреждения создавались «представительство и палата» и подчиненные им окружные ведомства.

Если эта первая фаза реформ была осуществлена, прежде всего, под руководством графа Фридриха Вильгельма фон Гаугвица, то с 1760 г. более заметным стало влияние графа Венцеля Антона фон Кауница. Было основано находящееся под его председательством центральное учреждение – государственный совет. Этот высший совещательный орган способствовал дальнейшему усилению централизма.

Для становящегося все более централизованным управления монархией была необходима единообразная правовая система, к созданию которой, однако, пока удалось только приступить. Подвластные Габсбургам земли сохраняли собственную правовую структуру, разумеется, весьма различную на отдельных территориях. Чтобы покончить с этим, сначала были собраны законодательства отдельных земель, а затем в Codex Theresianus 1769 г. дано изложение действующих законов, призванных служить основой правовой унификации. В изданной все в том же, 1769 г. Constitutio criminalis Maria Theresiana была кодифицирована существовавшая со средних веков правовая система, в том числе рассматривались такие способы следствия, как пытки, и такие злодеяния, как ведовство, чародейство и различные религиозные преступления. Все это стало общим законодательством для всей монархии, кроме Венгрии. Эта Constitutio criminalis, еще не /199/ несшая отпечатка идей Просвещения и естественного права, весьма характерна для довольно традиционного стиля правления Марии Терезии.

Впрочем, вполне в духе Просвещения правительница позаботилась о крестьянах, для которых создала в виде окружных ведомств инстанцию, защищавшую их от произвола светских и духовных землевладельцев, обладавших судебной властью над крепостными. Смягчение крепостного права, отмененного, однако, лишь ее сыном Иосифом, и ограничение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев также пошли крестьянам на пользу.

Огромное значение для этой воинственной эпохи имела военная реформа. Реорганизация военного дела в целом была доверена фельдмаршалу графу Леопольду Йозефу Дауну, а артиллерии – князю Йозефу Венцелю Лихтенштейну. Императорская армия превратилась в австрийскую, причем огромную роль в этом сыграл прусский образец.

Одной из главных реформ Марии Терезии, безусловно, была школьная. В своей образовательной политике государство XVIII в., осознавшее благодаря идеям Просвещения значение всеобщего образования, стремилось вывести эту сферу из-под традиционно сильного влияния церкви. Одной из основополагающих просветительских идей была мысль о решении всех проблем и о преобразовании мира посредством просвещения народа, долженствующего вытеснить «темные суеверия». В габсбургских землях в начале правления Марии Терезии положение в образовательной сфере было особенно плохим. Главными внешними признаками изменений стали огосударствление и секуляризация школьного дела, однако на первом плане стояли также соображения полезности и целесообразности. Так, основание в 1757 г. Военной академии в Винер-Нойштадте следует рассматривать в связи с намеченной военной реформой.

В 1760 г. появилось еще одно центральное государственное учреждение – Придворная комиссия образовательной и книжной цензуры, которая занялась коренной реорганизацией светского образования и создала с этой целью систему «нормальных», «главных» и «тривиальных» школ. Мария Терезия пригласила /200/ из Пруссии специалиста – исповедовавшего просветительские идеи августинского аббата из Заганя (ныне в Польше) Иоганна Игнаца фон Фельбигера. В 1763 г. Фельбигер разработал для католических школ прусской Силезии Генеральный земский школьный регламент, оказавшийся весьма удачным. Поэтому Мария /201/ Терезия официально обратилась к Фридриху II с просьбой отпустить к ней Фельбигера, и тот в 1774 г. переселился в Австрию. В том же году он разработал школьный регламент, который с изданием «Всеобщего школьного порядка» приобрел силу закона. Новый закон предусматривал обязательное обучение всех детей от шести до двенадцати лет, преподавание должно было осуществляться в соответствии с методическим пособием Фельбигера. Это было не обязательное посещение школ, а именно обязательное обучение – традиция, которая, кстати, сохраняется в законодательстве и поныне. В сельской местности открывались так называемые тривиальные школы – одноклассные школы для народа, где учеников обучали письму, чтению, счету и основам религии. Уже несколько лет спустя, к моменту смерти Марии Терезии, существовало пятьсот подобных школ.

В более крупных городах были открыты трехклассные «главные школы». В их учебный план входили такие предметы, как немецкий язык, история, география и рисование. В столицах земель были устроены так называемые нормальные школы для подготовки учителей. Новым средством обучения стали школьные учебники, выпускавшиеся основанным в 1772 г. Издательством немецкого школьного ведомства (Verlag der deutschen Schulanstalt), которое под названием Австрийского федерального издательства (?sterreichisches Bundesverlag) существует и сейчас. Создание в монархии стройной и всеобъемлющей системы «народного образования» не было, разумеется, легким делом, на что указывают высокие – несмотря на обязательное обучение! – показатели неграмотности в XIX столетии.

Реформированию подверглось и образование высшей ступени, с 1775 г. эту сферу регулировал Проект учреждения гимназий в королевских и императорских наследных землях. Главное внимание уделялось при этом таким обязательным предметам, как латынь, физика, геометрия, естественная история, риторика и поэтика.

Значительное место в реорганизации образования в правление Марии Терезии занимала университетская реформа, духовным отцом которой стал нидерландец Герхард ван Свитен. Важным моментом в истории образования стал роспуск ордена иезуитов в 1773 г., после которого университеты также оказались под опекой государства.

Приглашение в Вену Герхарда ван Свитена стало прелюдией к преобразованию университета и концентрации в австрийской /202/ столице видных ученых. Ван Свитен пригласил другого нидерландца – Антона де Хэна, ставшего основателем Венской медицинской школы. Еще один нидерландец, уроженец Лейдена, барон Николаус фон Жакен, был приглашен в Вену, чтобы составить в духе линнеевской классификации систематическое описание произрастающих в Шёнбрунне растений. В 1754 г. по распоряжению Марии Терезии Жакен разбил ботанический сад на приобретенном с этой целью земельном участке в Реннвеге.

Для отдельных государственных нужд Мария Терезия создавала особые учебные заведения, например, уже упоминавшуюся Военную академию в Винер-Нойштадте. Несколькими годами ранее она основала Рыцарскую академию, Collegium nobilium Theresianum , размещенную в Фаворите – роскошном дворце Карла VI в окрестностях Вены; в 1754 г. из нее выделилась Восточная академия изу- /203/ чения языков. Воспитанники этого учреждения изучали персидский, турецкий и арабский, готовясь таким образом к дипломатической карьере. Так было положено начало блестящей традиции венского востоковедения, пережившего своей расцвет в XIX в., при Йозефе фон Хаммер-Пургшталле. Выросшая из этого учреждения Дипломатическая академия существует и сегодня.

Соображения общественной пользы сыграли главную роль и при основании других образовательных учреждений, таких, как Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми (предшественница высших ветеринарных учебных заведений) или специализированные школы горного дела.

Новые образовательные учреждения появились и в области искусства, в особенности прикладного. В 1766 г. была открыта Венская академия гравюры на меди; она возникла после объединения трех уже существовавших академий искусства и в определенной /204/ степени явилась предшественницей сегодняшних университетов изящных искусств.

Все эти новшества прямо или косвенно наносили удар по влиянию католической церкви. Преобразованиям Марии Терезии, однако, было еще далеко до остроты церковных реформ ее сына Иосифа, тем более что многие из ее попыток реформирования церковной сферы были предприняты уже довольно поздно и под воздействием юного императора, ставшего соправителем матери.

Реформы Иосифа II во многом продолжили преобразования Марии Терезии, однако перемены стали более радикальными и зачастую более практическими. Своими социальными мероприятиями (открытие богоугодных заведений, больниц, приютов для глухонемых) и улучшением положения крестьян (отмена барщины и крепостного права) он внес значительный вклад в модернизацию Габсбургской монархии. Его стиль правления существенно отличался от стиля его предшественников. Во время долгих путешествий (совершаемых большей частью под именем графа Фалькенштейна) он знакомился со своей страной, ее потребностями и возможностями, а в других странах посещал учреждения, могущие послужить образцом для его владений. Центральным мотивом его реформаторской деятельности стало отношение государства к религии (или религиям). Неслучайно термин «йозефинизм», укоренившийся в историографии, может быть отнесен как ко всем реформам императора, так и только к проведенному им реформированию австрийской католической церкви. Истоки йозефинизма, о которых так часто спорят историки, можно отыскать в антипапских устремлениях части клира (янсенизм или фебронианство) или в идее церкви на службе государства (французское галликанство).

При этом следует четко различать две области: реформирование католической церкви и меры, касавшиеся религий и вероисповеданий, представители которых были поставлены вне рамок австрийского общества и подвергались преследованиям. Иосиф II выступил против барочного католицизма и стремился провести в католической церкви трезвые и рационалистические преобразования. К ним относилось ограничение паломничеств, ликвидация возникших в эпоху барокко церковных братств, меры против роскоши и излишеств в церковной обрядности. Был /205/ введен новый, более простой и скромный церковный церемониал. Сопротивление вызвали установления Иосифа о захоронениях: многократно используемый гроб с откидывающейся книзу крышкой должен был сменить дорогие деревянные гробы, обреченные сгнить в могиле. Таким образом, тело покойника могло быть опущено в землю в одном лишь мешке, тогда как гроб сохранялся. Серьезным вторжением в распределение рабочего времени множества людей, в особенности ремесленников и прислуги, стало сокращение или частичная отмена многих католических праздников и дней различных святых.

Другими своими реформами Иосиф II пытался добиться обновления в рационалистическом духе жизни монашеских орденов и монашеского мира XVIII столетия в целом. Были закрыты различные монастыри, служившие исключительно созерцательным целям и уже не выполнявшие былых социальных или образовательных функций. Из их имуществ были созданы специальные религиозные фонды, средства которых шли на содержание церкви.

Этим двум комплексам реформ, направленным против отношений, сложившихся в римской церкви, сопутствовали преобразования, давшие огромные преимущества и церкви, и государству, – усовершен-

Ствование территориальной структуры церкви и увеличение количества приходов позволили каждому подданному находить духовную опеку в непосредственной близости от своего жилища. Были упорядочены границы епархий и ликвидированы епархиальные права епископств, центры которых находились за пределами Австрии (например, в Пассау), а также создано несколько новых диоцезов, главы которых имели резиденции в наследных землях императора.

В 1785 г. были основаны новые епархии в Линце и Санкт-Пёльтене, границы прочих диоцезов были изменены таким образом, что они стали совпадать с границами коронных земель. К этой централизации и реорганизации католической церкви относилось также создание центральных учреждений по подготовке католических священнослужителей, так называемых генеральных семинарий, которые наряду с преподаванием – под контролем государства – теологии должны были осуществлять подготовку «чиновников в черных рясах».

Исследователи не едины в вопросе, можно ли определять термином «йозефинизм» те реформы Иосифа II в религиозной сфе- /206/ ре, которые не были связаны с католической церковью. Проведенные им преобразования, касавшиеся других религиозных общин, также несли на себе печать просветительских идей и пошли на пользу, прежде всего, трем религиям. Патентом Иосифа II о веротерпимости за протестантами, которые после победы контрреформации долгое время могли лишь тайно исповедовать свою веру, было впервые признано законное место в государстве, хотя окончательное уравнение в правах протестантов обеих конфессий с их католическими согражданами было осуществлено лишь в XIX столетии. Религиозную свободу получила и греческая православная церковь. Евреи при императоре Иосифе II были освобождены от прозябания в гетто, пройдя первый отрезок пути к превращению в полноправных граждан.

Уже одно перечисление явлений, связанных с термином «йозефинизм» и самой атмосферой этого времени, отчетливо указывает на корни религиозной политики Иосифа II. Реформы католической церкви были порождены духом Просвещения, выступившего против излишеств барочного католицизма. Но не менее заметны здесь и централистские тенденции, направленные на создание государственной церкви. Третий импульс религиозной политики Иосифа имел национально-экономический характер, особенно повлиявший на отношение монарха к подданным-некатоликам, или, как их называли в то время, «акатоликам». Предприниматели протестантского исповедания, прибывшие из западных областей империи, стали впервые играть заметную роль в экономике в эпоху Марии Терезии. Многие мануфактуры были основаны предпринимателями, происходившими из Рейнской области и Нидерландов. Они приносили с собой капитал, профессиональные знания, предпринимательский дух, целеустремленность; зачастую вместе с ними в страну прибывали и работники-протестанты. Даже Мария Терезия, боровшаяся с тайным исповеданием протестантизма и переселявшая протестантов из Верхней Австрии в Трансильванию, была вынуждена проявлять терпимость к этим предпринимателям, необходимым трону. В Вене им даже дозволялось принимать участие в протестантских богослужениях в часовнях шведского, датского или нидерландского посольства. Иосиф был гораздо последовательнее в этом вопросе. Он понимал, что покровительство этим людям и их привлечение к службе на благо государства должны сопровождаться признанием за ними определенных прав. То же можно сказать и о право- /207/-/208/ славных, игравших важную роль в венской торговле, и о иудеях, в финансовом капитале которых нуждался двор. Нет нужды подчеркивать, что подобные экономические соображения также коренились в просветительских идеях.

Обеспокоенный закрытием монастырей и учреждением генеральных семинарий папа Пий IV устремился в Вену, однако так и не сумел заставить императора отказаться от реформ. Под конец своего правления Иосиф II, как казалось, даже мог потерять две из своих провинций. Централистская административная реформа, набор солдат и «германизация», запланированная из соображений «полезности», возмутили Венгрию, где Иосиф, испытывавший неприязнь ко всяческим церемониям, до сих пор не короновался короной св. Стефана. Против реформ императора бунтовали и Нидерланды.

После смерти Иосифа II императором на недолгое время сделался его брат Леопольд. Еще в 1765 г. он под именем Пьетро Леопольдо взошел на престол Великого герцогства Тосканского, в котором провел коренные преобразования. Его подход к политике оказался более прагматичным, он обладал чувством реальности и был к тому же настроен в конституционалистском духе. Если Иосиф II в конечном счете являлся пусть и просвещенным, но все же деспотом, Леопольд пытался сделать сословия органичным элементом системы управления. Это позволило ему умиротворить две мятежные провинции и спасти многие из реформ своего брата. Порой было достаточно лишь устранить некоторые крайности, чтобы сохранить суть нововведений. Воздействие реформ Иосифа II еще долго ощущалось в XIX веке. Сам он стал «героической фигурой», видеть его «своим» желали представители многих течений, возникших в новом столетии. Люди 1848 г. видели в нем освободителя крестьян и либерала, немецкие националисты – «Иосифа Немецкого», и даже социал-демокра-

Ты испытывали некоторую симпатию к этому монарху. Противоположностью этому являлось единодушное неприятие императора со стороны католической церкви, влияние которой ему столь успешно удалось ограничить.

После ранней и неожиданной смерти Леопольда II в 1792 г. к власти пришел его старший сын Франц II, воспитанный в Вене Иосифом II как «императорский ученик». Однако по масштабу личности он был далеко не равен дяде и отцу. Обстоятельства эпохи также не благоприятствовали просветительским или ранне- /209/ либеральным реформам. Французская революция повергла европейские династии и дворянскую элиту в ужас и вызвала ответную консервативную волну. Так окончилась эпоха великих реформ, однако произведенная ими перестройка государства в духе просвещенного абсолютизма сохраняла свое значение, пусть и с некоторыми ограничениями, до 1848 года. /210/-/211/

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Общество и власть при Екатерине II. Политика «просвещенного абсолютизма» Во второй половине XVIII в. в экономике России появляются черты кризиса и разложения феодального способа производства.Признаки разложения феодального строя в экономической сфере:– утрата

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1.Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II М. М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым Начнем с отношения к событиям общественно-политической и экономической жизни страны представителей родовитой дворянской знати и так называемого консервативного лагеря российского дворянства,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Упадок папства в эпоху Просвещения, просвещенного абсолютизма и буржуазных революций (1648–1815) С середины XVII века (со времени заключения Вестфальского мира) религии уже не оказывают всеохватывающего влияния на общество. Вера постепенно оттесняется в сферу личной жизни.

автора Коллектив авторов

Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах В 50-80-е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Дания и Швеция в период «просвещенного абсолютизма» и революционных войн После стабильного правления Фредерика IV, сумевшего сохранить внутреннее спокойствие в стране даже в период Великой Северной войны, датский престол наследовали монархи совершенно иного склада.

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления - Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии - это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. ПОНЯТИЕ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА. ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II Правление императрицы Екатерины II в истории России обычно характеризуют как эпоху «просвещенного абсолютизма». Чтобы понять ее сущность, остановимся на российских особенностях абсолютизма. Основной

автора

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Итоги политики просвещенного абсолютизма – Укрепилось и модернизировалось самодержавие.– Оживилась общественная жизнь.– Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.– Улучшилось положение городского

Из книги Россия и Запад. От Рюрика до Екатерины II автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и Французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Россия и Запад на качелях истории. Том 1 [От Рюрика до Александра I] автора Романов Петр Валентинович

Екатерина и французская революция. В лабиринте просвещенного абсолютизма Тема «Екатерина II и французская революция 1789 года» столь часто анализировалась и в России, и за рубежом, что говорить об этом было бы излишне, если бы в результате кропотливого труда появился

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

50. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО С обоснованием правомерности просвещенной абсолютной монархии выступил Самуил Петровский-Сит-нианович (Полоцкий)(1629–1680). Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Идеология "просвещенного абсолютизма" Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии, использующей для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения. Усвоение либеральной фразеологии и контакты с

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма . Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма . Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.