Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе. Переход в новый класс

Даже взрослому человеку бывает боязно приходить в незнакомый коллектив, тем более — ребенку. Неизвестность всегда вызывает тревогу, малышу или подростку придется знакомиться с новыми людьми, атмосферой, правилами общения. Хорошо, если отношения с учителями и одноклассниками будут складываться удачно. А если нет? Очень важно обговорить с ребенком все возможные варианты развития ситуации, однако акцент стоит делать только на положительных моментах, позитивный настрой решает многое. Наверняка в прежней школе были нелюбимые учителя, задиристые одноклассники и конфликтные ситуации. Переход в новый класс — отличный шанс начать все с чистого листа.

«Кто владеет ситуацией, тот владеет миром», — сказал Ротшильд и был прав. Необходимо узнать как можно больше о новом месте учебы: о цвете формы, традициях, как отмечаются праздники, что в образовании и воспитании считает приоритетом руководство школы. Сейчас у каждого учебного заведения есть свой сайт или даже страничка в социальных сетях. Это дает шанс виртуально познакомиться с педагогическим составом, а может, и начать переписку с учениками. Виртуальные знакомства многим людям заводить легче.

Ольга Николаева

Детский психолог

«Смена школы или класса должна происходить в сентябре. Это время, когда всем детям приходится привыкать к школьному ритму. Новичку проще будет влиться в учебный процесс».

За несколько недель до занятий можно сходить с ребенком в новую школу, узнать расположение классов, столовой, туалета, познакомиться с учителями. В этом случае адаптация ребенка в новом классе будет происходить легче. Обязательно нужно обсуждать дома с детьми тему перехода в новый класс, это не рядовое, повседневное событие, а глобальное изменение в жизни ребенка. Лучше найти как можно больше плюсов перехода в новый класс, заинтересовать, увидеть перспективы. Очень важно выслушать малыша или подростка, узнать его страхи и переживания. Следует научить ребенка быть самим собой, а глупые шутки пропускать мимо ушей. Чувствуя уверенность и позитивный настрой родителей, ребенок легко справится со сложившимися обстоятельствами.

Первое впечатление

Первые недели в новом коллективе — самые сложные, дети с уже сложившимися отношениями в классе, как правило, враждебно настроены к новичку. Поэтому поддержка родителей ребенку в первые дни в новом классе необходима, как воздух.

Наталья Комарова

Школьный психолог

«Насколько легко ребенок вольется в новый коллектив, зависит от его характера. Одни дети легко идут на контакт, процесс знакомства вызывает у них интерес. В этом случае проблемы с общением в классе возникают редко. Стеснительные, робкие дети или дети с повышенной тревожностью будут привыкать к новой школе долго».

В этом случае нелишним будет доверительно поговорить с учителями или с классным руководителем, рассказать о трудностях, которые могут возникнуть у ребенка, о его чертах характера.

В первые же дни ребенку предстоит узнать и понять традиции нового класса, его иерархию и найти свое место. Это очень сложная задача, ребенок должен понимать, что первые шаги в знакомстве ему придется сделать самому. Главное, начать диалог: можно спросить, как пройти в столовую, или узнать, где находится кабинет истории. Ни в коем случае не стоит ходить с насупленным, настороженным лицом, ведь дружба начинается с улыбки. Очень важно оставить о себе в первые дни учебы приятное впечатление, ведь общительные люди с чувством юмора нравятся всем. Однако подшучивать над учителями или одноклассниками — это большая ошибка, спокойный, доброжелательный человек, заинтересованный в общении, в большинстве случаев вызывает только положительные эмоции.

Проблемы и способы их решения

Проблемы в новом классе все-таки возникают. Первое, с чем может столкнуться ребенок, — это стремление уже сложившегося коллектива придать новичку низкий статус, тогда как ребенку важно остаться той же личностью, какой он привык быть в прежнем классе. Лучший способ завоевать доверие окружающих — показать хорошее отношение к ним, однако не стоит никому навязывать свою дружбу.

Если ребенок учится в начальных классах, можно посоветовать ему подружиться с соседом по парте или найти родственную душу: общение по интересам часто переходит в дружбу на долгие годы. Родителям обязательно нужно посетить первое школьное собрание и познакомиться с несколькими мамами. Позитивное общение между взрослыми поможет ребенку лучше адаптироваться на новом месте. Мальчики должны понять, что кулаки — не решение проблемы. Отношения лучше строить на уважении, а не на страхе. Конечно, если речь не идет о самообороне. К сожалению, случается и так, что ребенка начинают «гнобить». Безусловно, это проблема учителя, он должен объединить детей и научить их играть друг с другом. Однако решать эту проблему приходится родителям.

Анна Хныкина

Семейный психолог

«Можно сходить ко всем учителям, познакомиться, объяснить ситуацию: вы не жаловаться, не контролировать пришли, а сотрудничать. Попросите понаблюдать за ситуацией на переменах. А через недельку зайдите еще. Против травли может сработать организация мероприятий для класса на вашей территории — дома или в кафе, не важно. Для этого надо обзвонить всех родителей, по-доброму объяснить ситуацию и попросить о поддержке».

3 6 766 0

Каждый третий ребенок становится жертвой травли одноклассников. Чаще всего насмешки и издевательства касаются новеньких.

Ситуация, когда приходиться переводить ребенка в другой класс или школу – не редкость. Причины перевода могут быть разные:

  1. Родители меняют место жительства.
  2. Серьезные конфликты ребенка с одноклассниками.
  3. Смена обычной школы на профильную.
  4. Неподходящая для уровня развития ребенка программа.

В новой школе ребенок часто сталкивается с непринятием в коллектив. Из-за этого нарушается процесс нормальной социализации школьника.

В конечном итоге ребенок не может найти друзей, ощущает психологический дискомфорт, который будет только расти.

Обязанностью родителей является поддержка ребенка в этот нелегкий период и предоставление помощи. Рекомендации нашей статьи помогут принимать посильное участие в школьной жизни чада, чтобы вовремя замечать все изменения в поведении и избежать конфликтов.

Сложности во время адаптации в новом коллективе

Одноклассники не принимают

Это не всегда так. Дети могут присматриваться к новичку прежде, чем вступить с ним в тесный контакт. Новенькие вначале находятся под протекцией учителя, что может сковывать одноклассников в желании как-то проявить себя по отношению к новому другу.

Настоящее неприятие ребенка может произойти лишь в том случае, если школьник проявит себя с нехорошей стороны, начнет задирать других, насмехаться.

Приучите ребенка к объективному восприятию окружающей действительности. Не только он приспосабливается к новому классу, но и класс тоже приспосабливается к нему.

Ребенок не умеет наладить контакт

Новички не знают, как наладить контакт со сверстниками и держатся в стороне. Это нормальное явление, поскольку лишняя навязчивость может отпугнуть друзей. Общение между детьми сводиться к уровню рабочих отношений: «Передай, пожалуйста, дневник», «Одолжи ручку». Весь коллектив или группы детей сами проявляют интерес к новичку. Они первыми идут на контакт и вовлекают ребенка в общеклассную жизнь.

Если же класс отторгает ребенка, нужно обратиться к школьному психологу для дальнейшего разбора причин, которые привели к данному исходу.

Борьба за лидерство

В устоявшемся коллективе уже есть свои лидеры и заводилы, которые составляют классное самоуправление.

Перейдя в новый класс, не стоит сразу заявлять свои намерения перетянуть на себя лавры первенства. Нужно пытаться органично смотреться в коллективе и предлагать свои услуги по мере возможности.

Также не стоит забывать, что всеми процессами в классе должен руководить учитель. Если у вашего ребенка есть лидерские качества, он обязательно их заметит и направит в нужное русло.

Не знаете, как ? Тогда читайте нашу статью.


Ребенок много душевных и физических сил тратит на то, чтобы успешно влиться в коллектив, привыканием к новому учителю. У него не остается энергии на учебу.

Все учителя по-разному преподают один и тот же предмет. Чтобы привыкнуть к новому педагогу и его манере, тоже нужно определенное время. Не судите ребенка слишком строго за его неудачи.

Адаптация длится до 2 месяцев. Если ситуация продолжается, это повод посетить педагога или классного руководителя для выяснения причин плохой успеваемости.

Пообщайтесь с учителем

Переход ребенка в другую школу несет колоссальный стресс и для родителей. Это связано с перестройкой привычного уклада жизни.

Чтобы снизить негативные последствия перехода в другую школу к минимуму, психологи советуют делать это в начале учебного года.

Обязательно перед этим нужно встретиться с классным руководителем, познакомиться, задать волнующие вопросы, узнать о правилах школы, дресс-коде, расписании уроков.

Чем больше информации вы сможете получить, тем больше вероятность, что вашего ребенка с порога не воспримут белой вороной.

Также важно как можно больше рассказать учителю о ребенке:

  • черты характера;
  • успеваемость в предыдущей школе;
  • какие предметы даются легко, а какие с трудом;
  • хобби и посещения секций и кружков.

Чем больше информации получит от вас учитель, тем легче ему будет ввести чадо в коллектив и сплотить его.

Подготовьте школьника

После разговора с учителем вы сможете объяснить ребенку все ключевые моменты в новой школе, какие предметы будут преподаваться, в какое время начинаются переменки, какую форму одежды носить.

Переход должен активно обсуждаться в семье. Ребенку следует понимать, что вы интересуетесь его жизнью и переживаете за него.

Нужно обязательно говорить с ним, оговаривать все возможные ситуации и устанавливать доверительные отношения настолько, насколько это возможно. От доверия школьника к родителям зависит успешность адаптации.

Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Дети, столкнувшиеся с необходимостью покинуть старую школу, чувствуют себя одинокими и брошенными.

Так происходит из-за отсутствия внимания со стороны родителей к сложившейся ситуации. Это приводит к таким проблемам:

  • Неспособность адаптироваться к новым правилам и требованиям;
  • падение успеваемости;
  • депрессивное состояние;
  • частые болезни.

Ваша поддержка важна для школьника. Необязательно постоянно выспрашивать у ребенка все, он должен сам хотеть делиться с вами. Также можно искать пути решения проблем за просмотром мультиков, чтением сказок, проводить параллели между сложившейся ситуацией и другими случаями из жизни. Это предоставит ребенку бесценный опыт и даст возможность увидеть результат при разных вариантах решения проблемы. Искренность вашего участия в школьной адаптации поможет облегчить переход в новый коллектив.

Поддерживайте и заботьтесь, но не кудахтайте над чадом

Относитесь к ребенку как к равному, уважать его предпочтения и взгляды, мягко их корректировать, направлять в правильное русло. Но не забывайте, что из-за отсутствия жизненного опыта ребенок может совершать ошибки и не критикуйте его строго.

Вы можете помочь малышу сделать поделку для школьного конкурса или выставки. Или устройте праздник для детей и пригласите одноклассников, подготовьте конкурсную программу с командными или коллективными играми.

Такие мероприятия помогают наладить общение между детьми в неформальной обстановке. Ребенок будет чувствовать себя не так скованно, поскольку остальные будут находиться на его территории. Дайте ребенку понять, что стремление нравиться всем никогда не увенчается успехом. Достаточно и уважение к другим.

Как ребенку произвести правильное впечатление на одноклассников

    Подготовьте одежду

    Она должна быть чистой и выглаженной. Лучше одеться нарядней.

    Сложите портфель заранее

    Не оставляйте этот процесс на утро, поскольку из-за переживаний вы можете что-то забыть.

    Откройтесь новым впечатлениям

    Заходите в школу с гордо поднятой головой и ровной спиной. Никто не должен заметить вашего переживания. Будьте спокойны и уверенны в том, что все получится.

    Вежливость

Случается, что ребенок вынужден по каким-либо причинам сменить школу в старших классах, а это всегда стресс для подростковой психики. «Летидор» обратился к психологу Дарьи Грирорьевой, чтобы выяснить, какие неприятности могут поджидать «новенького» в классе и как себя правильно вести в сложившихся условиях.

С чем может столкнуться старшеклассник

Вливаться в незнакомый коллектив всегда страшно: никогда не знаешь, что тебя ожидает. Даже мы, взрослые, порой сильно нервничаем при выстраивании отношений с коллегами на новой работе. А что уж говорить о переходном возрасте, когда успешность ассоциируется с признанием в кругу сверстников. И если ты стеснительный и не умеешь постоять за себя, а кругом не распростертые объятия, а косые взгляды, то это превращается в настоящее испытание.

Придя в новый класс, ребенок должен понимать: пристального «изучения» со стороны пока еще не знакомых одноклассников ему не избежать. Но не всегда это внимание оказывается враждебным, равно как и игнорирование не означает того, что «новобранца» не замечают. И пока механизм адаптации не запустился, ребенок может стать центром притяжения неприятностей:

  • Смену привычной обстановки и отсутствие старых друзей по школе далеко не любой ребенок воспримет с оптимизмом: отсюда напряженность и уныние.
  • Велика вероятность, что подростки-одноклассники грустного новичка примут за «слабака» и изобретут для него издевки. А тех, кто держит нос по ветру, захотят «проучить».
  • Проблемной стороной могут оказаться и отношения с учителями, что обычно плохо сказывается на посещаемости уроков и даже может стать причиной отказа от продолжения обучения в старших классах.
  • У ребенка заранее может сформироваться установка на неуспех. Если подросток думает «новый класс меня не примет», то он сам дает посыл одноклассникам «я останусь в стороне».
  • Или наоборот – школьник может столкнуться с обманутыми ожиданиями. Он надеется, что в новом классе его все ждут и каждый непременно подойдет и поинтересуется: «Как твои дела? Тебе у нас нравится?». Но на деле, как правило, все оказывается совсем иначе. Подростки уже определили для себя, с кем общаться, а с кем нет, и новичок в классе часто оказывается «лишним». Столкнувшись с жестокой правдой, старшеклассник может испытать разочарование и замкнуться в себе.

Неважно, какой у вас ребенок – в смущении прячущийся за ваше плечо или непосредственный и дерзкий, – нападкам подвергаются и те, и другие. Первые – за слабость, вторые – за наглость. Хотя надо признать, что «стесняшки» обычно страдают больше.

Есть общие правила, которые помогут любому старшекласснику максимально безболезненно обжиться в новом классе и стать полноправным его участником:

  • По возможности переходить в другую школу следует в сентябре: даже самый устоявшийся коллектив за лето успевает «расшататься», и стать в нем своим будет проще.
  • На период адаптации ребенку лучше всего выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса: первое не будет вызывать раздражение у потенциальных приятелей-одноклассников, а второе поможет быстро отреагировать на неожиданные повороты.
  • Отвечать на придирки одноклассников следует спокойно, с улыбкой, не повышая голос: любителям конфликтных ситуаций такая позиция вскоре наскучит, т. к. их цель – бурные эмоции.
  • В отношениях с учителями важно показать уважение, воспитанность и одновременно с этим – приемлемую дистанцию. Ни в коем случаи нельзя заискивать перед педагогами, как и демонстрировать одноклассникам свою силу дерзким поведением на уроках: это только испортит отношения как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Подростку следует ненавязчиво проявлять интерес к разным ученикам класса. Этот интерес может касаться чего угодно, главное, чтобы он был искренним.
  • Не стоит соглашаться на все поступающие предложения от одноклассников: у подростка могут быть и свои дела, и этот факт должен добавить уважения. Кроме того, эти заманчивые предложения могут поступать от двух враждующих кланов в классе – есть риск оказаться в роли перебрасываемого друг другу мяча.

Соблюдая эти простые рекомендации, старшеклассник покажет, что ни у кого не получится сделать из него предмет для манипуляций. И, конечно же, никто не отменял поддержку мамы и папы, но это не значит, что они должны прибежать в школу и наказать обидчиков своего ребенка – здесь должен быть другой подход.

Чем поможет родитель

Родителям следует особенно внимательно относиться к психологическому состоянию ребенка в такой период. Дети, которых обижают в школе, могут молчать о своих переживаниях, в результате велика вероятность наступления подростковой депрессии. Мама и папа должны оказывать старшекласснику посильную психологическую поддержку, создавать условия, в которых он может высказаться и открыться. А признать проблему – значит, наполовину ее решить.

Как вы можете помочь ребенку:

  • Находите позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных), более сильный учитель по любимому предмету и т. д.
  • Вместо привычного и абстрактного «Как дела в школе?» задавайте ребенку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?» - так вы сможете получить больше информации от подростка.
  • Если вы заметили, что ребенок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробуйте мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
  • Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Если уровень требований в новой школе выше, чем в предыдущей, этот пункт становится обязательным, особенно на начальном этапе адаптации. Это не значит, что придется выполнять домашние задания за подросшее чадо, но поискать нужную информацию для подготовки реферата или подобрать соответствующую литературу для написания сочинения вы вполне можете.
  • Не забывайте о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребенку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
  • Если переход в другую школу не связан с переездом, приглашайте в гости старых друзей сына или дочери. В любом случае, всегда найдется приятель или приятельница, живущая по соседству, или дети ваших друзей, которые могут составить компанию одинокому старшекласснику: подросткам важно ощущать, что у них есть единомышленники в лице ровесников.
  • Поддерживайте новые знакомства и контакты ребенка. Если есть возможность, устройте небольшую вечеринку для новых одноклассников вашего ребенка с целью их сближения: общение вне школьных стен дает намного больше поводов для дружбы.

С проблемой перехода в другую школу и другой класс дети сталкиваются часто. Как же помочь ребенку справиться с напряжением, которое возникает при смене коллектива?

Согласитесь, идти в новый коллектив всегда боязно. Неуверенность проявляют не только малыши, но и даже взрослые люди. При смене работы или глобальном переезде в другой город/страну, согласно статистике, больше всего боятся попасть в компанию, где не слишком хорошо принимают «чужаков». Что говорить о ребенке, который должен не только идти в новую компанию, но и пытаться подружиться с ровесниками-подростками, которые при уже сложившемся коллективе и давно сформированных приятельских группах часто настроены настороженно по отношению к новичку. Поддержка родителей и друзей в такое время крайне нужна ребенку. Важно так же правильно настроить школьника, рассказать, как лучше вести себя, чтобы подружиться с новыми одноклассниками.

То насколько легко ваш ребенок вольется в новый для него коллектив во многом зависит от характера, коммуникативных навыков. Дети, быстро идущие на контакт, с большей вероятностью без проблем находят новых друзей, сам процесс знакомства, завоевание доверия, узнавания может приносить им большое удовольствие. Дети же с повышенной тревожностью и мнительностью, скорее всего, будут долго привыкать к новым одноклассникам. Здесь очень легко провести параллели и аналогии с нашей взрослой жизнью. Также более чем очевидно, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем.

Педагоги и детские психологи обращают внимание родителей на то, что смена школы или класса должна происходить после каникул, когда всем детям приходится несколько адаптироваться к школьному ритму . Самому чаду будет проще привыкнуть к изменениям, свыкнуться с мыслью, что придется идти в новый класс и заново влиться в учебный процесс.

Вы лучше подготовите ребенка к переходу, если предварительно вместе приедете в школу, познакомитесь с учителями, покажете класс. Обратите особое внимание на то, как принято одеваться в новой школе. Не затягивайте с приобритением модной школьной формы 2017 в соответствии с той одеждой, которую носят другие ученики.

Тема «переход в новую школу» должна обсуждаться в вашей семье ! Нельзя избегать ее, замалчивать или относиться к этому как к чему-то обыденному. Рассказывайте сыну или дочери о плюсах перехода на новое место учебы, заинтересуйте его или ее, покажите перспективы. Постарайтесь прислушаться и к детскому мнению.

По возможности, приглашайте чаще в гости старых друзей, из предыдущего класса ребенка. Если чадо уже влилось в новый коллектив, зовите в гости и новых приятелей, слияние двух компаний – прежней и только что сформировавшейся также будет естественным и закрепительным процессом.

Научите ребенка постоять за себя и пропускать мимо ушей подколы одноклассников, которые зачастую испытывают на себе новички. Очень важно показать, что сами вы практически не волнуетесь по поводу адаптации, но не потому, что вам все равно, а потому что вы уверены в нем и в его успехе .

Поговорите предварительно с педагогическим составом и расскажите о трудностях, которые могут возникнуть у вашего ребенка, о его чертах характера, слабостях и сильных сторонах в учебе.

Если, например, класс ежемесячно посещает выставки или кинотеатры, дети собираются во время школьных каникул – давайте возможность ребенку участвовать в этих мероприятиях, так как именно в это неучебное время дети больше раскрепощаются и между ними завязываются дружеские отношения.

Иногда так складываются жизненные обстоятельства, что ребенку приходится переходить в другую школу: переехали на другое место жительства, перевелись в более сильную школу, конфликт с одноклассниками или учителями, не устраивают методы обучения и т.д. В любом случае для ребенка (да и для родителей) смена школы – это сильный стресс.

Чем могут помочь ребенку родители в этой ситуации?

Прежде всего, вопрос о переезде и переводе в другую школу с самого начала должен обсуждаться на равных всеми членами семьи. Рассказывайте, что послужило причиной этому, каких положительных результатов ожидаете. Ребенок должен принимать участие в принятии решения. В этом случае он будет чувствовать себя увереннее на новом месте, так как он сам выбрал этот путь, а не выполнил приказ родителей.

По возможности лучше перейти в другую школу в сентябре, когда в класс приходят и другие новенькие, да и старожилы не виделись целое лето.

Особенно тяжелое в плане адаптации первое время. В прежней школе и учителя, и одноклассники хорошо знали вашего ребенка. А теперь придется все начинать с нуля, завоевывать авторитет, доказывать на что способен.

Если ребенок общительный, легко контактирует со всеми людьми, то он быстро найдет общий язык с новыми одноклассниками. А вот если, наоборот, молчаливый, замкнутый, от вас потребуется постоянная поддержка. Спрашивайте у него, как прошел день, какие внешкольные мероприятия планируются и каким образом можно принять участие в них. Выслушайте его внимательно, дайте выговориться, затем, при необходимости, посоветуйте, посочувствуйте. Ведь он попал в класс, где уже выстроены отношения, есть свои лидеры и отверженные, и ему приходится вновь утверждаться как личность. А сделать это очень непросто.

Он потерял привычный коллектив, реже видится с друзьями, знакомыми. Объясните, что они же не исчезли, не забыли его. Он может с ними часто созваниваться, переписываться, посещать кружки, секции, курсы, проводить свободное время. Плюс появятся новые друзья.

Расскажите, как вы налаживали отношения в новом коллективе, что чувствовали, как действовали. Пусть ребенок видит, что не только для него это некомфортное, трудное время, но и для всех, меняющих место работы, учебы. Всем нужно время для акклиматизации в новом коллективе.

Не лишне будет напомнить и о ребятах, которые едут учиться по обмену вообще в другую страну. Каково им? Новая страна, язык, класс. Да еще и одни, без родителей.

Первое время не требуйте от ребенка хорошей успеваемости, возможно, что поначалу она и снизится. Убеждайте его, что все будут хорошо, все получится, и вы даже не сомневаетесь в этом.

Если ребенок замкнут, постоянно расстроен, не делайте вид, что не замечаете этого. Проблема сама собой не исчезнет, не решится. Расспросите о причине такого состояния, заверьте, что вы всегда на его стороне. И если отношения с ребятами, учителями в новой школе не сложатся, вы все вместе обязательно придумаете, как решить эту проблему, потому что для вас очень важно, чтобы ему было комфортно учиться и хотелось идти в школу.

А как себя вести ребенку? Ведь он оказался один среди чужих? Как стать своим?

Не стоит сразу всех новых одноклассников считать своими врагами и относится ко всем с недоверием, предвзято. Ведь в этом случае любое их слово или действие можно расценить как проявление недружелюбия. Но и ждать всеобщего признания, что примут как долгожданного друга в первое время не стоит. Ребята будут присматриваться к новичку, проверять, как он поступит в том или ином случае.

В каждом коллективе, естественно, имеются свои устоявшиеся правила и порядки. Нужно попытаться их понять и считаться с ними. И если начать сразу устанавливать свои правила игры, можно остаться в одиночестве.

Сначала, конечно, необходимо познакомиться с ребятами из класса, постараться запомнить их имена (людям всегда приятно, когда называют по имени).

Приходя утром в класс, обязательно поздороваться (вполне достаточно сказать «Привет!» всем).

Присмотреться, как принято одеваться, какая манера общения, как выстраиваются отношения.

Будь приветлив, улыбчив (но в нужный момент). Угрюмых, насупившихся, вечно сердитых обычно стараются обойти стороной.

Если кто-то забыл какой-нибудь школьный предмет (ручку, линейку и т.д.), а у тебя есть – одолжи. Но не торопливо, угодливо, а спокойно, с достоинством (но не заносчиво и высокомерно).

Спрашивай, если не знаешь чего-то, рассказывай о себе (но ненавязчиво), о том, как было в прежней школе (но без сравнений с этой), о своих увлечениях. Всегда найдутся ребята, увлекающиеся тем же (той же музыкой, искусством, видом спорта и т.д.). Наладьте с ними отношения. Но не делайте это слишком напористо.

Естественно, ни о ком не сплетничай, резко не высказывайся. Злословие – самый легкий способ нажить себе врагов.

Вообще первое время не стоит быть особенно активным, нужно посмотреть на жизнь класса как бы со стороны, понять, как расставлены силы, и кто есть кто. Надо быть самим собой, не заискивать, не стараться во всем услужить, предугадывать все желания. Таких ребят в школе обычно не любят.

От того, как ребенка примут в новом коллективе, зависит комфортность обучения. Вряд ли хочется учиться в напряженной обстановке.

Успешная адаптация в новом коллективе запомнится, и этот жизненный опыт пригодится в будущем при обучении в других учебных заведениях, при устройстве на новое место на работы.