Формой интерпретации положений корана и сунны является. Источники исламского права: суждение по аналогии (кияс)

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166).

Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.


Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели существенный характер.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями, был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - ханифитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.

Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов - фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы - кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.

Бизнес в законе

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Попова Ирина Алексеевна, помощник прокурора г. Пятигорска, юрист I класса.

Аннотация. Анализируется общая система источников мусульманского права Ключевые слова: Коран, сунна, иджма, кияс, адат.

SOURCES OF MOSLEM RIGHT

Popova Irina Alekseevna, assistant to public prosecutor of city Pyatigorsk lawyer of a I class.

Annotation. The general system of sources of the Muslim right is analyzed.

Keywords: the Koran, sunna, idzma, kias, an adapt.

Установки и постулаты мусульманского правосудия в той или иной степени нашли отражение в уголовном праве ряда государств. Однако роль и влияние позиций шариата в сфере уголовно-правового регулирования в каждой из мусульманских стран колеблется от неуклонного применения предписаний ислама к правонарушениям и до рецепции в национальное законодательство положений о преступности деяния из иных правовых систем мира. В этой связи особую актуальность приобрел анализ концептуальных моментов уголовно-правовой охраны правосудия от преступных посягательств посредством исследования понятия преступления в нормах мусульманского права, выявления особенностей источников ислама в мусульманской теории правонарушений, уяснения характеристики некоторых составов преступлений в контексте традиций, обычаев и религиозных убеждений мусульман, а также рассмотрения основных аспектов уголовной ответственности членов мусульманской общины и других лиц, находящихся под юрисдикцией исламского государства (немусульман).

В настоящее время в большинстве мусульманских стран мусульманское право составляет лишь часть правовой системы, регулируя, главным образом, вопросы «личного статута» граждан (правоспособность, брак, наследование и завещание). Отрасль уголовного права охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Вместе с тем в таких государствах, как Афганистан, Иран и Пакистан, исламизация уголовного права не искоренилась. Мусульманское право по-прежнему сохраняет свои позиции в Саудовской Аравии, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.

В целом это весьма гибкая правовая система, способная адаптироваться в самых различных типах общественного устройства. Так, попытки ввести нормы мусульманского права предпринимаются и в некоторых субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство населения. В российских средствах массовой информации оживленно обсуждается вопрос «исламского возрождения» и введения в мусульманских регионах страны норм мусульманского правосудия. Начало этих де-

батов относится к периоду 1996 - 1997 гг., когда на территории Чеченской Республики был введен в действие Уголовный кодекс, полностью скопированный с Уголовного кодекса Судана, а также начали работать первые официально учрежденные шариатские суды. В Дагестане мусульманское право приобрело статус «de facto» в жизни некоторых городских и сельских мечетных общин посредством создания шариатских судов и шариатских гвардий для борьбы с употреблением алкоголя, наркотиков, воровством, моральной распущенностью. Единичные шариатские суды появились в общинах северокавказских мигрантов в Ставропольском крае.1 Вместе с тем в повседневной жизни Российской Федерации мусульманское право занимает пока весьма скромную нишу, так и не получив государственного признания «de jure».Уголовный кодекс все же декриминализировал нормы мусульманского деликтного права, например, уклонение от примирения (ст. 231 УК РСФСР) и двоеженство или многоженство (ст. 235 УК РСФСР), составлявшие в контексте предыдущего Уголовного закона пережитки местных обычаев.3

Мусульманское право («ал-фикх» рассматривается как комплекс социальных установок, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы. В религии мусульман главное место принадлежит шариату,5 который и предопределяет основные постулаты фикха. Именно поэтому иногда определение «мусульманское право» отождествляется с понятиями «исламское право» и «шариат».

Общую систему источников мусульманского права составляют следующие основополагающие акты:

1. Коран (араб. куран, букв. - чтение) - главная Священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом (Магометом) в Мекке и Медине. В настоящее время в

1 Подробнее об этом см.: Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Вост. лит., 2002. С. 265, 270, 273, 275 - 276.

2 Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации. Однако вопросы законодательной регламентации семейных, земельных и административных правоотношений относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

3 В отличие от УК РФ, УК Республики Узбекистан 1994 г. в ст. 120 предусматривает ответственность за бесакалбазык (мужеложство), а в ст. 126 - за многоженство.

4 Фикх (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину -систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле «фикх» является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин «фикх» употребляется также в значении самих норм, регламентирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.

5 Шариат (от араб. шариа - прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Шариат, понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле шариат нередко отождествляют с мусульманским правом. В современный период шариат является непосредственно действующим правом в Иране, Судане, Пакистане и ряде других стран Азии.

Попова И.А.

ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

отдельных арабских странах, например, в Саудовской Аравии, Коран официально считается конституцией государства. В ряде мусульманских государств, стоящих на принципах исламского фундаментализма (Иран, Судан, Афганистан), Коран рассматривается как важнейший нормативноправовой акт, имеющий силу закона.

2. Сунна - зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. Вместе с положениями Корана сунна составляет содержание мусульманского религиозного закона - шариата. В сунне содержится значительная часть норм, положенных в основу выводов различных школ фикха. Шариатские суды, кади6 и муфтии7 при вынесении решений («фетв») по вопросам шариата и фикха ориентируются на Коран и сунну.

4. Кияс представляет собой толкование Корана и сунны. Он приобретает силу закона только в случае признания высшим мусульманским духовенством. Правом толкования определенных норм применительно к конкретному случаю обладает муфтий.

5. Адат (от араб. ада, мн. адат - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов. В противоположность шариату адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах общественных отношений.

Мусульманская форма правосудия и мусульманское деликтное право являются частью шариата и, соответственно, основываются на всех предписаниях ислама. Так, в качестве первоисточника мусульманского правосудия выступает непререкаемое «божественное откровение» - нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его пророку Магомету и обращений самого пророка. Ко второму источнику относится сунна - традиция, основанная на действиях и высказываниях Магомета (хадисах). Третьим источником мусульманского правосудия служит иджма - нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов,8 имеющих право на иджтихад.9 В современный период Коран и Сунна имеют, скорее, историческое значение, поскольку лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности. Четвертый, вспомогательный источник - кияс - представляет

6 Кади (араб., тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В современный период в мусульманских государствах «кади» именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.

7 Муфтий (араб.) - высшее духовное лицо у мусульман, наделенное правом выносить решения (фетвы) по религиозноюридическим вопросам.

8 Муджтахиды - общепризнанные знатоки шариата, юрисконсульты, ученые и судьи, достигшие наивысшей степени знания мусульманского права и получившие от государства и мечети право самостоятельно формулировать новые нормы на основе Корана и сунны с помощью рациональных логических приемов.

9 Иджтихад - создание правовых норм, вытекающих из Ко-

рана и Сунн. При этом иджтихад может различаться в различных мадхабах, то есть исторически сложившихся школах, или течениях мусульманского правоведения, в то время как иджма есть консенсус различных школ.

собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования.

Принимая во внимание религиозную основу мусульманского правосудия, одних лишь ссылок на целесообразность, разум, справедливость и обычай для привлечения к ответственности недостаточно. Решение суда о признании лица виновным - фетв - обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эх-ком» - узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства. В государствах со смешанной правовой системой преступные посягательства регламентируются Уголовным Кодексом.

С точки зрения религиозно-нравственных аспектов показательно знакомство с основными концепциями исламского правосудия. В мусульманской уголовно-правовой теории «преступление» и «грех» представляют собой тождественные понятия.10

религиозных заповедей, например, касающихся запрета на убийство, воровство и прелюбодеяние, рассматриваются в качестве недопустимых нарушений религиозных и уголовно-правовых предписаний одновременно. Данное

обстоятельство находит свое отражение и в приведенной выше системе источников исламского правосудия. Перечень преступных посягательств на основные ценности мусульман закрепляется:

1) в Коране - Священном писании, содержащем положения о должном непреступном поведении, а также об ответственности за нарушения установленного долга;

2) в толковании Священных текстов (иджме и киясе);

3) в принятых на основе религиозных норм светских законах с нравственно-правовым содержанием (эхкоме - ордонансе, низаме или Уголовном кодексе).

Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь. В частности, убийство является преступлением против души, вероотступничество от ислама («ридда»), подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство рассматривается как покушение на имущество, прелюбодеяние - это покушение на честь и продолжение рода.

10Малиновский А.А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. - М.: Международные отношения, 2002. С. 16 - 17.

Сунна является вторым после Корана аргументом для «заключений» относительно предписаний ислама. Сунна состоит из хадисов о поступках и высказывани ях Проро- ка Мухаммада (сгв). Главная задача сунны - разъяснение и дополнение Корана. С учетом исключительной значимости самого Корана, Пророк (сгв) не позволял записывать свои высказывания, следовательно, при его жизни хадисы не переписывались и не собирались. Эта работа не велась и при праведных халифах, ибо существовало опасение спутать хадисы с айатами Корана. Составление хадисов в виде отдельных книг было завершено позже. Важнейшими собраниями хадисов у суннитов считаются «ас-Сахих» (истинный, достоверный) имама ал-Бухари (810– 870), «ас-Сахих» Муслима (ум. в 875 г.), «ас-Сунан» (обычаи, множ. число от ас-сунна) Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), «ал-Джами ал-кабир» (большой сборник) имама ат-Тирмизи (ум. в 892 г.) и «ас-Сунан» ан-Насаи (ум. в 915 г.).

Иджма означает «единство мнений», в том числе и в вопросах фикха - мусульманского права. Один из виднейших ученых, имам Мухаммад ал-Газали (1058–1111) писал, что иджма означает единство мнений последователей Мухаммада (сгв) по какому-либо религиозному вопросу. При этом он поясняет, что под термином «последователи Мухаммада (сгв)» он подразумевает богословов (муджтахидов), способных выносить соответствующие вердикты. Таким образом, для достижения иджма необходимо единодушное мнение (вердикт) сведущих в религиозных вопросах лиц.

Кийас (суждение по аналогии). Под кийасом подразумевает ся метод сравнения способа решения двух схожих вопросов, с помощью которого из имеющегося предписания шариата выводится косвенное предписание для второго решаемого вопроса. Следовательно, при таком сопоставлении основное предписание остается в силе, и для второго вопроса аргументацией служит сходство между основными и косвенными предписаниями.

Аргументация относительно суждения по аналогии предполагает соответствующие условия. Так, согласно главному из них, кийас должен строиться на основе шариата. С другой стороны, основная установка должна быть аргументирована обращением к Корану и Сунне, а не методом сравнения. Кийас бывает двух видов: «явный» (аз-захир) и «скрытый» (ал-хафи). Под явным кийасом понимается такое сравнение, когда причина предписания определяется самим законодателем мусульманских законов. Например, на основании айата Корана, запрещающего употребление вина по причине его вредности, фикх признает недозволенными и другие виды алкогольных напитков.

Что касается скрытого кийаса, то он подразумевает тот случай, когда законодатель не может установить и понять причину какого-либо предписания. Такая причина постигается путем дедукции, т.е. выводом разума. Например, известно, что Пророк (сгв) запретил судьям (кадийам) выносить какой-либо приговор в состоянии гнева и возмущения. Отсюда дедуктив-ным способом можно прийти к выводу, что причиной данного запрета является душевный дискомфорт судьи. А в таком состоянии судья во избежание необъективных решений не должен выносить каких-либо приговоров.

Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"

Кыяс

религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, изложенными в Коране и принятыми пророком Мухаммадом. Такой правовой метод признан мусульманскими школами в связи с тем, что существуют отдельные проблемы, по которым нет прямых указаний в исламских первоисточниках. Обоснованием правомочности вынесения суждения на основе наблюдений, размышлений и аналогии являются некоторые аяты Корана:
- «Неужели они не странствовали по земле и не видели, каков был конец тех, кто жил до них? Аллах истребил их, и неверных ожидает то же самое» (47: 10).
- «Неужели те, которые вершили злые деяния, полагали, что Мы приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные дела, что их жизнь [на земле] и [после] смерти будет одинакова? Скверны же их суждения!» (45: 21).
- «[Это Коран] - благословенное Писание, Мы ниспослали его тебе, чтобы [люди] размышляли над его аятами, а умные запомнили бы [как наставление]» (38: 28).
Метод кыяса принят основными суннитскими правовыми школами Ислама в качестве четвертого источника иджтихада, после Корана, Сунны и Иджмы. Однако проводить аналогию между похожими обстоятельствами можно только в том случае, когда конкретные обстоятельства не рассмотрены в Коране или Сунне и когда авторитетные мусульманские богословы не имеют единого мнения по рассматриваемому вопросу. В отличии от первых трех источников иджтихада, решение, принятое на основании кыяса не является базовым, основополагающим, обязательным для исполнения, а носит лишь поясняющий, позволительный, рекомендательный характер.
По поводу приемлемости решений, выведенного на основании кыяса в качестве религиозного доказательства (худжа), в среде мусульманских улемов существовали различные мнения. Абу Ханифа, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и Малик ибн Анас полностью принимали их в качестве доказательства. Ахмад ибн Ханбаль в целом недоверчиво относился к кыясу, однако признавал решения, выведенные на его основе в самых исключительных случаях.
Иджма ближайших сподвижников (асхаб аль-кирам) пророка Мухаммада признавала кыяс в качестве религиозного доказательства. Например, когда речь шла о признании халифом Абу Бакра, одним из доводов было то, что пророк Мухаммад во время своей болезни назначил руководить Абу Бакра намазом. А раз он выдвинул его в делах Божественных, значит и в земных делах Абу Бакр также должен быть первым (т.е. халифом).
Полностью отвергли кыяс только шииты и захириты. В своих доводах они ссылались на следующие аяты Корана:
- «О вы, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - слышащий, знающий» (49: 1);
- «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество, - ведь Мы ничего не упустили в [этом] Писании, - а потом все они будут собраны перед своим Господом» (6: 38);
- «[Вспомни, Мухаммад,] тот день, когда Мы выставили против последователей каждой общины свидетеля из их среды - и тебя выставили свидетелем против [мекканских многобожников], как Мы ниспослали тебе Писание в разъяснение всего сущего как руководство к прямому пути, как милость и добрую весть для муслимов» (16: 89);
- «Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу. Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу» (17: 36).
Однако, как видно из содержания аятов, дословного запрета на возможность суждения по аналогии они не содержат. С другой стороны, призыв к следованию только за тем, что содержится в Коране и Сунне вовсе не означает запрета на проведение иджтихада на их основании по каким-то возникшим проблемам.
Противники кыяса также приводили один хадис пророка о том, что «…тот, кто поступает на основании мнения (См. Ра’й), тот сбивается с истинного пути и сбивает других». Однако иснад этого хадиса слабый и он не годится в качестве доказательства неприемлемости кыяса.
По причине полного отвержения кыяса, захириты издали несколько неоднозначных фетв, которые были осуждены большинством мусульман-суннитов (См. Захиритский мазхаб).
Пример кыяса: В сборнике Бухари приводится хадис от пророка Мухаммада: «Пусть не выносит решений судья, если он разгневался» (Ахкам, 13). В законодательстве Османской империи на основании этого хадиса был сделан следующий кыяс: «Если судья находится в состоянии депрессии, печали и других состояниях, отражающихся на его способности принимать объективные решения, пусть он их не выносит». Здесь аналогия была проведена между состоянием гнева, который фигурирует в хадисе и некоторыми другими состояниями (депрессия, печаль и т.д.), которые могут помешать судье выносить справедливые решения (Махмуд Асад. Тальхису Усули’ль-Фикх. Измир, 1313, с. 12).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Смотреть что такое "Кыяс" в других словарях:

    - (от араб. قياس‎‎ измерение) суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кыяс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне. Такой метод вынесения решений принят в среде авторитетов… … Википедия

    кыяс - К. КЫЛУ (ИТҮ) – иск. Чагыштыру, тиңләштерү … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    Кыяс, киыс - в мусульманском праве принцип решения дела в суде по аналогии права, т. е. применение нормы Корана, Сунны или иджмы к случаю, прямо не предусмотренному данными источниками … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    Правовая школа в Исламе. Представители этой школы считали, что все аяты Корана являются ясными и недвусмысленными (нассами). Они видели в Откровении только внешние, экзотерические (захир), буквальные смыслы и отрицали возможность наличия в нем… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Одним из источников исламского права считается кияс (суждение по аналогии).

Основные первоисточники фикха - Благородный Коран и Пречистая сунна сформировались около 14 столетий назад. За это время в мире появилось множество новых предметов и явлений. Для того чтобы установить дозволенность или запретность подобных новшеств и применяется суждение по аналогии.

В качестве наиболее наглядного примера можно привести спиртные напитки. В суре сказано:

«Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (5:90)

В VII столетии арабы в основном употребляли вино в качестве охмеляющего напитка, и в Книге Аллаха речь идёт именно о нём. Однако со временем стали появляться новые виды алкоголя (виски, коньяк, пиво, водка). Вино было запрещено мусульманам как опьяняющий напиток. Виски или пиво имеют схожие свойства. В данной ситуации и был применён кияс, в соответствии с которым прочие алкогольные продукты были признаны харамом по аналогии с вином.

Структура кияса

Суждение по аналогии включает в себя 4 элемента:

  • асль - то, с чем проводится аналогия;
  • фар - то, на что приводится аналогия;
  • хукм - норма асля, которая распространяется на фар;
  • илля - то, что связывает асль и фар.

Рассмотрим на конкретном примере с алкоголем: асль - вино, фар - водка, хукм - запретность, илля - опьяняющие свойства.

Кроме того, фактически верующими был предпринят кияс при выборе преемника Пророка (с.г.в.). Выбор пал именно на Абу Бакра (р.а.), так как Заключительный Божий посланник (с.г.в.) просил быть его имамом в молитве во всех тех случаях, когда он сам не мог этого делать. В данном случае и возникла аналогия между предводительством в молитве и главенством в умме.

Суждение по аналогии обязательно должно проводиться с шариатским постановлением, опирающимся на аяты Корана или достоверные хадисы. Нельзя осуществить кияс, опираясь на слабый хадис или мнение отдельного имама или муллы.

Роль кияса в исламском праве

В иерархии источников права кияс в большинстве мазхабов занимает пятое место, уступая по значимости Корану, сунне, и мнению сахаба. В ханбалитском мазхабе выше кияса также находятся и слабые хадисы. Исходя из этого, суждение по аналогии не должно противоречить вышестоящим источникам фикха. В противном случае кияс не имеет силы.

Некоторые течения в исламе выступают против практики кияса, считая ее не нужным нововведением. Такой позиции придерживаются и шииты-джафариты. Тем не менее, большинство учёных признают кияс источником исламского права и прибегают к суждениям по аналогии при решении вопросов религиозного характера.