Версальско-вашингтонская система международных отношений. Распад версальско-вашингтонской системы

Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс Шубин Александр Владленович

§ 4. Версальско-Вашингтонская система

Планы послевоенного устройства мира

В 1917–1918 гг. руководителями разных государств было сделано несколько заявлений о целях войны. Россия с апреля 1917 г. придерживалась социалистического принципа «мира без аннексий и контрибуций». Это означало, что она не претендует на выплату ей денежных компенсаций со стороны противника и не собирается аннексировать какие-либо территории. В заявлении стран Антанты предлагалось изменить границы Европы по национальному принципу – этническое большинство должно было жить в «своём» государстве.

Вудро Вильсон

Антанта требовала возвращения Эльзаса и Лотарингии Франции, а также денежной компенсации за разрушения на территории Франции и Бельгии. В январе 1918 г. президент США Вудро Вильсон выступил со свои ми предложениями, известными как «14 пунктов». Они предусматривали свободу торговли и судоходства, сокращение вооружений, возвращение России в мировое сообщество независимо от её общественного строя, изменение европейских границ в соответствии с национальным принципом, за демократическое самоопределение народов, в том числе создание независимой Польши. Вильсон также предложил создать союз наций для обеспечения «политической независимости и территориальной целостности равно большим и малым государствам».

Условия перемирия, по которым Германия и её союзники оставили все оккупированные территории, сдали тяжёлое вооружение и передали пленных, привели к выполнению части требований Антанты. Волна революций покончила с Австро-Венгрией. Осталось завершить раздел Европы за счёт проигравших стран.

Парижская мирная конференция

В январе 1919 г. представители стран Антанты (кроме России, которая вышла из войны в марте 1918 г.) собрались в Париже на мирную конференцию. Проигравшим предстояло согласиться с решениями победителей, поэтому в столицу Франции их не пригласили. Конференцией руководили премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Жорж Клемансо и президент США Вудро Вильсон. Они были привержены политическим принципам, сформировавшимся ещё в XIX в.

Д. Ллойд Джордж, Ж. Клемансо и В. Вильсон. Париж. 1919 г.

Страны Антанты враждебно относились к большевистскому режиму, не признавали его. Англия, Франция, США, Япония и другие государства направили в 1919–1922 гг. свои войска в Россию, но интервенция провалилась.

Американская и британская делегации настаивали на принципах самоопределения наций в Европе, выступали за создание Лиги Наций – союза независимых государств для урегулирования споров мирным правовым путём. Вместе с тем Великобритания не собиралась распространять принцип самоопределения на свои колонии. Более того, англичане и французы рассчитывали расширить колониальные владения.

Вспомните, когда, при каких обстоятельствах и на каких условиях был создан Священный союз. Почему он распался?

Союзник англичан арабский принц Фейсал надеялся создать единое арабское государство. Но страны Антанты не намеревались предоставлять арабам независимость. Другой союзник Антанты – Китай, участвовавший в войне формально, надеялся вернуть себе территории, которые ранее были захвачены Германией.

Наиболее агрессивно в отношении Германии был настроен Клемансо. Северная Франция была разорена войной, Россия отказалась платить по долгам. Единственным источником средств для восстановления экономики могла быть контрибуция, уплаченная Германией. К тому же Франция опасалась восстановления немецкой военной мощи, которая могла бы вновь угрожать французским границам. Поэтому Клемансо выступал за максимальное разоружение Германии. Ллойд Джордж был настроен более умеренно, так как Великобритания пострадала от войны меньше, чем Франция. По традиционным принципам британской дипломатии Германия должна была сохраняться как противовес Франции. Вильсон требовал соблюдения выдвинутых им принципов самоопределения. После острых споров текст договора был согласован и в торжественной обстановке подписан в Версале 28 июня 1919 г. Германии ничего не оставалось, как подписать предложенные победителями условия.

Вспомните, когда Германия захватила китайские территории. Какие ещё страны сделали это? Почему Китай не мог противостоять колониальным захватам?

Версальская система

Версальский договор определял новые границы Европы и содержал устав Лиги Наций. От Германии в пользу Франции отторгались Эльзас и Лотарингия, небольшая часть территорий отходила к Бельгии, Чехословакии и Дании. Часть земель на востоке Германии передавалась Польше, которой, таким образом, возвращался выход к Балтийскому морю. Все германские колонии отходили к Великобритании, Франции и Японии. Наряду с бывшими османскими провинциями они объявлялись подмандатными территориями. Лига Наций как бы передавала их на время в управление европейцам и японцам.

Временный характер приобретений был введён по настоянию США, которые выступали против колониальной системы, ограничивавшей их торговлю. Германские колонии в Китае, который считался союзником Антанты, получала Япония. Это вызвало возмущение в Китае, и китайская делегация отказалась подписывать договор.

Гнёт репараций. Немецкий плакат

В результате дополнительных переговоров были согласованы размеры репараций (контрибуции). Германия обязывалась заплатить 132 млрд золотых марок, более половины которых доставались Франции. Германия не должна была иметь армию свыше 100 тыс. человек, военно-морской флот, танки и авиацию.

В 1919–1923 гг. были подписаны договоры с союзниками Германии. Вместе с Версальским договором эти соглашения привели к переделу Восточной Европы. Территория Венгрии сокращалась до региона компактного проживания венгров. Трансильвания отходила к Румынии, Словакия входила в Чехословакию, Галиция – в Польшу. Австрия уступила часть своей территории Италии, но дальнейшие аппетиты Рима натолкнулись на претензии Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. – Югославия). Болгария сохранила независимость, но уступила Греции выход к Эгейскому морю. Этот передел породил большое количество территориальных претензий народов Европы друг к другу.

Король Югославии Александр

Все независимые государства постепенно вошли в Лигу Наций. Её устав был основан на нормах международного права, предусматривал отказ от войны и наказание агрессора. Ежегодно созывалась Ассамблея Лиги Наций, которая обсуждала все международные вопросы, постоянно работал Совет Лиги. Но большинство народов в Лигу не входили, так как находились в колониальной зависимости. В самих США идеи Вильсона не получили поддержки. Согласно «доктрине Монро», американцы тогда не хотели заниматься европейскими делами, и США не вошли в Лигу Наций.

Рапалльское соглашение и признание СССР

Версальский договор регулировал послевоенные отношения в Европе и на подмандатных территориях. Вне Версальской системы остались Тихоокеанский регион и Россия. В 1922 г. страны Запада, заинтересованные в торговле с Россией, были вынуждены допустить представителей непризнанного ими большевистского правительства на международную конференцию в Генуе. Там они предложили коммунистам заплатить царские долги. В ответ советская делегация во главе с Г. В. Чичериным выдвинула встречные претензии, указывая на ущерб, нанесённый России странами Антанты в ходе интервенции. Договориться не удалось. Зато во время конференции начались переговоры России с Германией. Обе страны были заинтересованы в преодолении своего неравноправного положения.

Территориальные изменения и новые государства в Европе после Первой мировой войны

В апреле 1922 г. в Рапалло под Генуей был заключён советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений. Оба государства отказались от взаимных претензий и договорились о взаимовыгодных торговых отношениях. Предусматривалось и секретное сотрудничество. В обмен за поставку своих технологий Германия испытывала на территории СССР те виды вооружений, которые она не имела права иметь по Версальскому договору.

Водоизмещение военных флотов крупнейших держав по решениям Вашингтонской конференции, т

Рапалльский договор прорвал кольцо дипломатической блокады вокруг советских республик. В 1924–1933 гг. СССР признали все ведущие страны Запада. Последними из них этот шаг сделали США.

Сравните границы, образованные по условиям Версальского договора, с современными (см.карты * и **). Какие границы сохранились, а какие были затем изменены? Как вы думаете, почему?

Вашингтонская конференция

Сенат США, большинство которого составляли противники президента из республиканской партии, не ратифицировал Версальский договор. Республиканцы выступали с позиций изоляционизма – они высказывались против участия США в европейских делах и в Лиге Наций. Это был тяжёлый удар по престижу «отца» Лиги Наций Вильсона. Но уже в 1921 г. в Вашингтоне собралась конференция, посвященная урегулированию международных отношений в бассейне Тихого океана, которая превратилась в мировую конференцию по ограничению морских вооружений. По Вашингтонскому морскому договору, подписанному в феврале 1922 г., был установлен предельный тоннаж линейных кораблей и только что появившихся авианосцев. Право на наибольшие флоты получили США и Великобритания. Несколько меньшие квоты (допустимые размеры) предоставлялись Японии, Франции и Италии. Великобритания и США, таким образом, официально были признаны крупнейшими морскими державами. Это была первая попытка ограничить гонку вооружений в мировом масштабе.

Вашингтонская конференция урегулировала также отношения с Китаем. Под давлением стран Запада и антиимпериалистических выступлений китайского народа Япония пошла на уступки и вернула Китаю бывшие германские колонии, находившиеся на его территории, однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. За своё участие в войне Япония получила часть островов в Тихом океане. Эти приобретения считались её правительством недостаточными, Япония стала готовиться к новой войне за передел мира.

Изменение Версальской системы

Версальский и Вашингтонский договоры создали так называемую Версальско-Вашингтонскую систему, которая регулировала отношения между сильнейшими державами мира вплоть до середины 30-х гг. Эта система основывалась как на передовых достижениях международного права (стремление к отказу от войны, решению всех вопросов путём многосторонних переговоров, право народов на самоопределение), так и на праве грубой силы победителей в Первой мировой войне. Это закладывало под систему «мину замедленного действия». Германия была унижена и разорена, что создавало в стране благоприятные условия для прихода к власти политиков, стремящихся к реваншу. С Германией сближались другие проигравшие страны, в частности Австрия, Венгрия и Болгария. Недовольны были также и некоторые победители. Италия и Япония чувствовали себя обделёнными, так как они получили меньше, чем им было обещано. Новые государства, границы которых ещё не устоялись, тоже планировали передел Восточной Европы. Советская Россия, а затем и СССР не признавали Версальско-Вашингтонскую систему, так как она создавалась без участия большевиков. Всё это делало обстановку в Европе крайне нестабильной.

Колониальные народы, сражавшиеся в рядах армий Антанты, ничего не получили от войны. Принцип самоопределения на них не распространялся. Лидирующие позиции в Лиге Наций занимали колониальные державы, и поэтому «подмандатные территории» Лиги, переданные Великобритании, Франции и Японии, ничем не отличались от колоний. Антиимпериалистическое движение после войны усилилось.

«Пусть Германия платит». Рисунок из французского журнала

Когда националистические настроения в странах-победительницах стали утихать, их правительства осознали, что потребовали от побеждённых слишком многого. Поняв опасность реваншизма, политики надеялись ослабить протест побеждённых небольшими уступками. В 1923 г. Германии был передан оккупированный французами Рурский угольный бассейн. В 1924 г. был принят план, разработанный американским финансистом Чарльзом Дауэсом, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии. Согласно этому плану, размеры ежегодных выплат со стороны Германии были снижены. Ей предоставлялся крупный кредит. В 1929 г. выплаты репараций уменьшились. В 1925 г. представители ведущих европейских государств заключили Локарнские соглашения, которые гарантировали неприкосновенность западных границ Германии и провозглашали демилитаризованный статус (запрет на введение войск) зоны вдоль реки Рейн, разделяющей Германию и Францию. После этого в 1926 г. Германия была принята в Лигу Наций как постоянный член её Совета, то есть как великая держава. И всё-таки эти уступки были явно недостаточными, чтобы преодолеть у немцев чувство национального унижения.

Подведём итоги

Победители в Первой мировой войне определили новое устройство мира на Версальской конференции, за которой последовала серия международных соглашений. Это устройство было неустойчивым, так как слишком сильно унижало страны, проигравшие войну, а также не учитывало роль Советской России в международных делах. В то же время, несмотря на многочисленные недостатки, Версальская, а затем Вашингтонская конференции заложили основы новой системы предотвращения войн, ограничения вооружений и решения международных противоречий путём переговоров.

Аннексия – отторжение в свою пользу чужих территорий.

Реванш – победа над бывшим победителем.

1919 – подписание Версальского договора.

1922 – подписание Вашингтонского морского договора.

1922 – Генуэзская конференция и Рапалльский договор.

«США становятся в силу обстоятельств нацией – арбитром мира», – утверждал Вудро Вильсон. Президент смотрел на себя как на мессию, чьей задачей было спасти бедных европейцев от их стародавнего поклонения фальшивым и злым богам».

(Ллойд Джордж о Вудро Вильсоне)

1. В чём заключались «14 пунктов» Вильсона?

2. Почему Россия не приняла участия в Версальской конференции?

3. В чём заключались противоречия между странами Антанты на Парижской конференции?

4. Почему именно Германия первой из европейских стран признала Советскую Россию и начала с ней сотрудничать?

5. Используя знания по географии, укажите, какие государственные границы, установленные в 1918–1923 гг., существуют до сих пор.

1. Один из участников Версальских переговоров вспоминал: «В обставленном громоздкой мебелью кабинете на полу, на ковре, лежит географическая карта. Склонившиеся над ней Вильсон, Ллойд Джордж и Клемансо подтащили свои кресла к ковру и нагнулись низко-низко над картой. Затем американский президент растянулся на ковре перед камином, Клемансо на четвереньках позади него. Президент Вильсон, расстелив карту на ковре, склоняется над ней на коленях. Мы все становимся вокруг него. Похоже, будто мы занялись детской игрой „Каравай мой, каравай“». Как вы думаете, в какой мере народы Европы могли повлиять на раздел этого «каравая»?

2. В Уставе Лиги Наций говорилось: «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. Если член Лиги прибегает к войне, то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Против агрессора должна была быть применена блокада всех членов Лиги. В каких случаях, по вашему мнению, эти меры не могли бы остановить войну?

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

Из книги Великий антракт автора

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений 12 ноября 1922 г. в Вашингтоне торжественно открылась конференция по ограничению морских вооружений. Организаторы конференции были намерены использовать всплеск послевоенных пацифистских

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако, все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Из книги Инквизиция автора Григулевич Иосиф Ромуальдович

Из книги «Моссад» - первые полвека автора Кунц И

«Система» Борьба с ООП перерастала в особую войну. Тысячи арабов задерживались для допросов, чуть ли не ежедневно проводились специальные операции, - а в то же время на улицах израильских городов взрывались заминированные автомобили. Отели в самой стране и за её

Из книги Военно-морское соперничество и конфликты 1919 - 1939 автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921?1922 гг 10 июля 1921 года государственный секретарь США (т. е. министр иностранных дел) Чарльз Эванс Хьюз (Charles Evans Hughes) предложил созвать конференцию девяти государств. Во-первых, в ней должны были участвовать страны, имеющие выход

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Версальско-Вашингтонская система была окончательно оформлена в ходе конференции, проходившей в столице Соединенных Штатов с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922 г. Она зафиксировала соотношение сил между державами на Дальнем Востоке, сложившееся после

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

Из книги Полная гибель всерьез автора Пивоваров Юрий Сергеевич

Русская мысль, Система русской мысли и Русская Система (опыт критической методологии) Философия - отыскивание сомнительных причин в обоснование того, во что веришь инстинктивно. Олдос Хаксли Философия - это усилие, связанное с проверкой всех очевидностей. Лешек

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

4.1. Политическая система Укрепление политической власти коммунистической партии осуществлялось во всем государстве по единому сценарию. Аналогично пражскому парламенту была проведена «чистка» и Словацкого национального совета. Часть неугодных депутатов была

автора

Формирование Версальско-Вашингтонской системы Мирная конференция, на которой предстояло выработать условия послевоенного мирного урегулирования, открылась в Париже 18 января 1919 г. Ключевая роль в этом процессе принадлежала великим державам. Однако у каждой из них были

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы После того как в ходе целой серии международных конференций, посвященных проблемам послевоенного урегулирования в 1919–1922 гг., были заложены основы новой модели организации мирового сообщества, система международных

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Версальско-Вашингтонская система: от кризиса к распаду Экономический кризис 1929–1933 гг. и порожденное им желание всех пострадавших от него стран как можно быстрее, любой ценой преодолеть его хотя бы самые негативные последствия породили массу проблем. Кризис обострил до

Из книги Соединенные Штаты Америки. Противостояние и сдерживание автора Широкорад Александр Борисович

Глава 2. ВЕРСАЛЬСКАЯ И ВАШИНГТОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ В начале Первой мировой войны подавляющее большинство населения выступило против участия США в войне. Однако финансовые воротилы и контролируемые ими СМИ прилагали все усилия, дабы внушить американцам ненависть к

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922.

Европейская (Версальская ) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании,Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система , распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развитияКитая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей.

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т.. «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая.


Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919-1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну. В 1919-1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Особенности

Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери.

Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

II раздел

Страны Европы и Америки в 1918-1945 гг.

Подведение итогов первой мировой войны.

Версальско-Вашингтонская система.

Парижская мирная конференция. 18 яннваря 1919 года в Париже начала работу конференция, в которой основное участие принимали страны – победительницы. Всего в работе Парижской конференции принимало участие 72 страны. Россия и страны, потерпевшие поражение, в работе конференции участия не принимали. Главным вопросом переговоров стало подведение итогов войны и заключение мира с Германией и ее союзниками. Решающую роль в работе конференции играли лидеры трех стран – премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Ж. Клемансо и президент США В. Вильсон.

Каждый из лидеров имел свои интересы и цели на этой конференции. США со времени своего создания вели политику изоляционизма и невмешательства в европейские дела. Америка объявила войну Германии только после начала «неограниченной подводной войны», в которой было уничтожено большое число американских торговых и пассажирских судов.

Еще в конце войны, президент США В. Вильсон предложил программу, устанавливающую новые принципы международных отношений. Документ, представленный конгрессу США в январе 1918 года, получил название «14 пунктов Вильсона». В качестве основных принципов регулирующих международные отношения после войны предлагались отказ от тайной дипломатии, свобода торговли и мореплавания, сокращение вооружения, предоставление народам права на самоопределение, создание международной организации в целях сохранения мира и защиты безопасности. В «14 пунктах» также высказывалась мысль о том, чтобы этнический и национальный состав населения учитывался при определении границ государства, наряду с его историей. Идеи Вильсона обрели огромную популярность. Люди мечтали об установлении справедливого и демократического мира. Одна­ко, когда были опубликованы документы, содержащие сек­ретные соглашения России со странами Антанты, заключенные в период войны, члены Конгресса США пришли в негодование. Они отказались от поддержки предложенных Вильсоном мероприятий, обвинив его в том, что он не знал о соглашениях между странами Антанты о переделах сфер влияния.

Великобритания и Франция ставили целью захват колоний, ранее принадлежавших странам Тройственного Союза. Франция хотела ослабить Германию и заставить ее выплатить все военные расходы. Кроме того, французское правительство решило использовать любые возможности для раздела Германии. Англия выступала против раздела, так как в ходе войны достигла своей главной цели - разгрома германского флота. Именно Великобритания поддержала большую часть предложений В. Вильсона. Все великие державы согласились с требованием Франции о возвращении захваченных Германией в 1871 году Эльзаса и Лотарингии. Италия надеялась получить часть австрийских владений, а Япония тихоокеанские колонии Германии.

Версальский мирный договор. После долгих дискуссий в ходе конференции был составлен текст мирного договора с Германией. Представители Германии были приглашены для ознакомления с этим документом, при условии, что изменения и исправления в текст договора они не вносят. 28 июня 1919 года в Версальском дворце был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией, получивший название Версальский мирный договор. Этот документ состоит из 400 статей, которые можно сгруппировать по трем основным проблемам:

1. Были определены государственные границы Германии. Отныне она лишалась всех своих колоний и владений. Территория Германии сократилась на 1/8 часть. Франция получила Эльзас и Лотарингию, Бельгия - Эйпен, Мальмеди, Морене; часть Силезии отошла к Чехословакии, Данцигский коридор (Гданьск) - Польше, Северный Шлезвиг - Дании. Германия отказалась от Мемеля (Клайпеда), который был передан Литве в 1923 году. Германия была обязана признать независимость земель, которые до 1 августа 1914 года принадлежали России. В связи с этим она отказывалась от условий Брестского мира, заключенного в 1918 году. Версальский мирный договор утвердил нейтралитет Бельгии, а также полный суверенитет и выход Люксембурга из таможенного союза с Германией. Было решено, что угольные копи Саара перейдут во владение Франции, сама эта земля в течение 15 лет будет находиться под опекой Лиги Наций, а ее дальнейшую судьбу определит местное население путем плебисцита. Германия была обязана отказаться от всех своих колоний.

2. Германии были предъявлены требования по сокращению и ограничению ее вооруженных сил. Она могла комплектовать
армию численностью до 100 тыс. человек путем добровольного найма; в стране отменялась всеобщая воинская повинность; запрещалось содержать военный флот, военно-морские и военно-воздушные силы; запрещалось размещать воинские части на Рейне.

3. Германия должна была оплатить все военные расходы. Размер репараций составил 132 миллиарда золотых франков. Франция получала 52 процента от этой суммы, Великобритания 22 процента, а Италии предоставлялось 10 процентов. Остальная часть распределялась между остальными государствами, воевавшими на стороне Антанты.

Версальский договор и соглашения в Сен-Жермене, Нейи, Трианоне и Севре составили единую систему Версальского мира. Официально закрепивший распад австро-венгерской империи, Сен-Жерменский договор был заключен между Антантой и Австрией. Численность вооруженных сил Австрии была ограничена. Триест отошел к Италии. Австрии было запрещено в будущем присоединяться к Германии. Нейиский мир предусматривал сокращение численности армии Болгарии, по этому же договору были определены размеры репараций, выплачиваемых Болгарией. Фракия отошла к Греции. По Трианонскому соглашению сокращалась венгерская армия. Словакия и земли южных славян вышли из состава Венгрии. Трансильвания отошла к Румынии. А по Севрскому договору Турция лишалась всех своих владений на Ближнем Востоке.

Лига Наций. Создание Лиги Наций стало важным итогом работы Парижской конференции. Устав Лиги Наций был разработан комиссией во главе с В. Вильсоном. Лига Наций была призвана содействовать сотрудничеству между народами, сохранению мира и обеспечению безопасности в мире. Создание Лиги Наций заложило основы формирования новых принципов в международных отношениях. Согласно Уставу все спорные вопросы между странами должны были решаться мирным путем, посредством переговоров. Лига Наций не имела своих воору­женных сил, поэтому в случае военных конфликтов применялись лишь дипломатические и экономические санкции. Верховными органами Лиги были Ассамблея и Совет. Членами Лиги Наций могли быть все государства.

Появление статьи о мандатной системе в Уставе Лиги связано с переделом колоний, принадлежавших Германии и Османской империи. Отныне, чтобы управлять вновь приобретенными колониями, страны Антанты должны были получить особый мандат на определенный срок. Согласно положению при достижении подмандатной страной определенного уровня в своем развитии, мандат теряет силу, а колония получает независимость.

После окончания первой мировой войны в Европе появились новые государства. Независимость получила Польша. Ей была возвращена часть земель, которой она лишилась в результате предыдущих трех разделов. Вследствие распада империи Габсбургов Чехия и Словакия стали суверенными государствами, они создали Республику Чехословакия. Южные славяне в 1918 году объединились в королевство сербов, славян и хорватов (с 1929 года оно стало называться Югославией). Отделившись от России в 1917-1920 гг., Финляндия, Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами.

Вашингтонская конференция. На конференции в Париже не рассматривались вопросы, связанные с международными отношениями на Дальнем Востоке и Тихоокеанском регионе. По Версальскому миру полуостров Шаньдун, ранее принадлежавший Германии, был передан Японии. Это вызвало гнев китайского народа и явилось причиной событий, известных как «движение 4 Мая». Китай отказался подписывать Версальский мир. Поэтому в целях урегулирования китайской проблемы и определения соотношения военно-морских сил крупных держав 12 ноября 1921 г. в Ва­шингтоне начала работу конференция, посвященная этим проблемам. Участие в работе конференции приняли 9 государств.

Вашингтонская конференция работала до начала 1922 года, и по ее итогам был подписан ряд договоров. По договору пяти держав было определено соотношение общего тоннажа линкоров США, Великобритании, Японии, Франции и Италии в следующей пропорции 5:5:3: 1,75: 1,75. Это было первое в мировой истории соглашение, ограничивающее безудержную гонку вооружения. В результате количественно были уравнены флоты США и Великобритании. Великобритания перестала быть единовластной владычицей морей. Также аннулировался англо-японский союз, созданный в 1902 году. США, Велико­британия, Франция и Япония договорились о совместной защите своих тихоокеанских владений.

Участники конференции долго обсуждали китайскую проблему. Япония была вынуждена вернуть полуостров Шаньдун, согласившись с предложениями великих держав. По соглашению, которое подписали девять стран, Китай был признан независимым государством. В договоре также оговаривалось единство и неприкосновенность территории Китая. В документе подчер­кивалось, что все государства имеют равные права в торговых и экономических отношениях с Китаем. Вашингтонская конференция запретила создание специальных зон влияния на территории Китая.

Значение и итоги Версальско-Вашингтонской системы. Решения, принятые на конференциях в Париже и Вашингтоне, составили новую систему международных отношений. Эти соглашения обеспечили устойчивое и плодотворное развитие международных отношений в 20-е годы, они узаконили право народов на самоопределение; была создана Лига Наций - организация, призванная служить сохранению мира и международной безопасности; впервые были установлены ограничения вооружения. Однако Версальско-Вашингтонская система не могла долго просуществовать, поскольку отражала интересы лишь стран-победительниц. Основные последствия первой мировой войны, все расходы тяжелым бременем легли на побежденные государства. Великие державы не принимали во внимание тот факт, что правительства, развязавшие войну, ушли с политической арены, а Германия и Австрия стали демократическими рес­публиками. При этом Германия была обязана выплатить огромные репарации, которые усиливали чувство национального унижения немецкого народа.

Советская Россия не была приглашена на работу этих конференций, так как она подписала сепаратный Брестский мир со странами Тройственного Союза. Гражданская война, длившаяся два года, завершилась окончательной победой Советской власти. Однако международная изоляция России 1918-1920 гг., которая стала следствием сепаратного мира с Германией, вынуждала большевиков искать себе новых союзников. Именно эти причины привели к быстрому сближению Советской России и Германии в 1920-е гг.

Был подписан 28 июня 1919 года между представителями стран-победительниц: США, Великобритании, Италии, Франции и Японии, а также их союзников и капитулировавшей Германии. Он официально завершил Первую мировую . Этот договор стал основой европейской части Версальско-Вашингтонской системы. Также в состав Версальской части системы вошли Сен-Жерменский мирный договор, Нёйиский мирный договор, Трианонский мирный договор, Севрский мирный договор. Россия на тот момент была погружена в хаос гражданской и в создании новой системы участия не принимала, несмотря на то, что была приглашена на подписание Версальского мирного договора.

Наибольшую выгоду от Версальской системы получили державы, под влиянием которых политические и военно-стратегические заключаемых соглашений – Франция, Великобритания, США, Япония. Интересы Советской России, побежденных и вновь образованных государств были проигнорированы . После вступления Версальского мирного договора в действие сенат США, не желавший брать на себя обязательства перед Лигой Наций, отказался ратифицировать его, заключив с Германией летом 1921 года особый договор. Абсолютная антигерманская направленность, изоляция Советской России, дискриминация положений побежденных государств и отказ США от участия в работе Версальской системы делали ее нестабильной, несбалансированной и уязвимой.

Вашингтонская система

Американские дипломаты, не сумевшие добиться успеха и усилении влияния США на международной арене при заключении договоров Версальской системы, стремясь взять реванш, инициировали созыв конференции в Вашингтоне. Главной целью мероприятия стало рассмотрение вопросов касающихся послевоенного соотношения сил в Тихоокеанском бассейне. В результате проведенных заседаний был заключен ряд договоров.

«Договор четырех государств», подписанный между США, Францией, Великобританией, Японией, оговаривавший гарантии неприкосновенности островных владений и условия .

«Договор пяти государств» между США, Францией, Великобританией, Японией и Италией, запрещавший строительство военных судов тоннажем выше 35 тыc. т.

«Договор девяти государств» между США, Британией, Францией, Японией, Италией, Бельгией, Голландией, Португалией и Китаем, провозглашавший принцип уважения суверенитета Китая.

Заключенные в Вашингтоне соглашения дополнили Версальскую систему договоров 1919-1920 г. После конференции Версальско-Вашингтонская система международных отношений, формально закрепившая итоги Первой войны, сформировалась полностью.

Класс: 9.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Общедидактическая цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  • обучающие: способствовать осознанию учащимися существенных признаков понятий "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения", выявлению причин и последствий появления государств - агрессоров, установлению причин Второй мировой войны;
  • развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся;
  • воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Основные компоненты содержания:

  • понятия "эра пацифизма", "Антикоминтерновский пакт", "политика умиротворения";
  • причинно-следственные связи исторических явлений: между двумя господствующими в общественном сознании стран. Проигравших Первую мировую войну, установками - чувством национального унижения и желанием доказать свое превосходство;
  • между мировым экономическим кризисом и ухудшением международных отношений; между неспособностью ведущих государств мира объединиться и проявлениями агрессии со стороны ряда государств; закономерность того факта, что появление государств-агрессоров ведет к военному конфликту.

Умения и навыки: выделять главное, делать выводы, проводить аналогии; работать с текстами учебника и исторического источника (общеучебные); работать с исторической картой (предметные).

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная (осуществляется при фронтальной беседе); парная (при выполнении задания с пропусками).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: карта "Вторая мировая война", учебник А.А.Кредера "Новейшая история зарубежных стран" для 9 класса, листы с тестовыми заданиями (6 шт.), ксерокопии текста исторического источника "Пакт Бриана-Келлога"(9 шт.), видеофильм "Последние дни Гитлера", ленты (9 шт.).

План урока:

I. Организационный этап.

П. Актуализация знаний по теме " Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

III. Изучение нового темы.

1. Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.

2. Усвоение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

Мировой экономический кризис обострил международные отношения и привел к появлению очагов новой войны.

Сегодня мы на уроке попробуем осветить расстановки сил в Европе и охарактеризовать систему международных отношений, сложившихся в 1920-1930 гг.

Цель нашего занятия - на основе чтения исторического документа того периода, текста учебника, работы с картой и просмотра видеофильма определить причину кризиса системы международных отношений.

П. Актуализация знаний по теме "Страны Азии и Африки между мировыми войнами".

1. Работа с классом.

Обсуждение вопросов:

1. Какие силы доминировали в политической жизни Китая?

2. Какова связь между внешней политикой Японии и изменениями во внутренней жизни страны?

2. Выполнение тестового задания (6 чел-к). (приложение № 1)

III. Переход к изучению новой темы.

1. (Учащиеся записывают тему урока, в это время на каждую парту положить ленту, которая делит парту на две неравные части (одна - больше, другая - меньше)).

1. Фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

1) Что, на ваш взгляд, символизирует лента на парте?

(Различие в положении победителей и побежденных в Первой мировой войне.)

2) Как чувствуют себя те, у кого мало места?

(Некомфортно, как- будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты.)

3) Как чувствуют себя те, у кого места много? (Желание сохранить преимущество за собой.)

Постановка цели урока:

Учитель: Смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 1930-е гг., и главная цель урока станет поиск ответа на вопрос: что привело ко Второй мировой войне?

2. Изучение новой темы.

План:

  1. Попытка выхода из кризиса.

Система международных отношений.

Слово учителя.

1920-е годы вошли в историю международных отношений как "эра пацифизма".

_____________________________________________

Запись на доске и в тетради:

1920 гг. - "эра пацифизма".

Пацифизм - политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. ________________________________

Проблемное задание.

Как вы думаете, почему в 1928 гг. наступила "эра пацифизма"?

(На это повлияли усталость от войны, огромные жертвы, разрушения.)

Комментарий учителя.

В 1925 г. удалось подписать Женевскую конвенцию о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Инициатором подписания специального международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием которого вы сейчас ознакомитесь). США вместе с более чем десяти государствами присоединились к этой декларации, вступившего в силу в июне 1929 г.

________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

июнь 1929 г. - подписание пакта Бриана - Келлога__________________________________

(на доске)

1) Как вы думаете, на чем основывалась вера в торжество "эры пацифизма"?

2) Какую концепцию миропорядка предложили авторы пакта Бриана - Келлога?

Кризис международных отношений.

Проблемные задания:

  • Между какими группами стран,тем не менее, сохранились противоречия? (Между победителями и побежденными, между самими победителями.)
  • Какая система международных отношений оказалась уязвимой и несправедливой? (Версалъско-Вашингтонская система. Она не удовлетворяла проигравших. Но, она, при этом, не устраивала и некоторые победившие страны (например, Италию и Японию).)

4) Какое государство оказалось в самом униженном положении? (Германия.)

5) Как международное сообщество пыталось облегчить положение побежденных стран?

(На это был нацелен "план Дауэса", предполагавший выдачу кредитов для облегчения ей выплаты репараций союзникам.)

Слово учителя.

В 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят "План Юнга". Согласно этому плану, размер ежегодных выплат Германией репараций был сокращен до 2 млрд. марок. Общий размер репараций был существенно сокращен. В 1931 г. обязательство - выплачивать репарации союзникам - было снято с Германии.

Как вы думаете, почему? (В связи с мировой депрессией.)

Учитель: А теперь, давайте вернемся к нашим лентам на партах. Те, кому досталась меньшая часть парты, опишите испытываемые в подобной ситуации чувства.

(Несправедливость, уязвимость, унижение.)

Учитель: Подобные настроения оказали влияние на появление в 1930-е гг. государств - агрессоров.

Как вы думаете, что ускорило распад Версальско - Вашингтонской системы?

(Мировая депрессия и возникновение тоталитарных режимов, склонных к агрессивной внешней политике.)

Работа с учебником на стр. 144-145 (пункты: "Последствия оккупации Маньчжурии.", "Захват Эфиопии Италией.", "Политика Гитлера и сближение агрессоров").

Выполнение задания в парах. (Приложение №3)

Проверка выполненного задания.

Попытка выхода из кризиса.

Слово учителя.

В 1934 г. шли переговоры между СССР и Францией о создании Восточного пакта, который обеспечил бы коллективную безопасность странам Восточной Европы. К серьезным результатам это обсуждение не привело. Однако, в 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи между Францией и СССР. Подобный договор был заключен между СССР и Чехословакией, международного соглашения был А.Бриан - министр иностранных дел Франции, который обратился к государственному секретарю США Ф. Келлогу с предложением заключить пакт (с содержанием Чехословакией и Францией. Тем не менее, это не спасло Чехословакию, где проживали судетские немцы, от нацистской агрессии.

Англия и Франция не желали идти на конфликт с Германией и считали, что Чехословакии следовало пойти на уступки.

Запись на доске и в тетради:

29 сентября 1938 г. - Мюнхенское соглашение между Англией, Францией, Италией и Германией, согласно которому территория Чехословакии, занимаемая судетскими немцами, должна отойти Германии._______________________

Работа с картой.

Задание: Найти и показать на карте территории Чехословакии, отошедшие Германии.

Слово учителя:

Таким образом, Англия и Франция решили проводить "политику умиротворения" агрессора. Однако, остановить Гитлера было уже невозможно.

Просмотр видеофильма "Последние дни Гитлера" (с 8.15 мин. до 10.35 мин.)

Слово учителя:

В поисках нового миропорядка шли интенсивные переговоры между великими державами: Англией, Францией и СССР; Англией и Германией; СССР и Германией.

Как вы думаете, почему переговоры между Англией, Францией и СССР закончились неудачей?

(Стороны не доверяли друг другу; союзники Англия и Франция, Польша и Румыния больше боялись СССР, чем Германии; Гитлер мог обещать Сталину дольше, чем западные демократии.)

В итоге, (показ того же видеофильма, с эпизода "Подписание пакта." с 10.35 мин.)

____________________________________________________

Запись на доске и в тетради:

Заключение.

Обобщающий вопрос:

Какие особенности международных отношений в рассматриваемый период способствовали развязыванию новой мировой войны?

(несправедливость Версальско - Вашингтонской системы; борьба за сферы влияния; униженное положение Германии; государства не смогли объединиться в борьбе против агрессоров.)

IV. Постановка и разъяснение домашнего задания.

Параграфы 13-14, задание №6 на стр.157 или продолжить фразу: "Международные отношения в 30 гг., возможно, не завершились бы мировым военным противоборством, если бы...".

V. Подведение итогов и рефлексия.

Предлагаю сформулировать вывод по материалам урока.

Литература

1. А.А. Кредер "Новейшая история зарубежных стран", учебник для 9 класса

2.Е.В. Посысаева, школа № 61, г. Киров. Урок по теме "Международные отношения в 1920-1930-е гг." (Ж/л "Преподавание истории и обществознания в школе" №1, 2007г., с.51-53)

3.К.А. Соловьев "Поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран (ХХ-ХХI века)"

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России. Москва "Простор" 2001

Интернет-ресурсы

1.http://www.znanie-sila/online/issue_430.html - "Версаль и его последствия": Материалы круглого стола на тему "Версальский мир и создание Версальской системы"

2.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/FOREIGN/entente.htm - Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира