Как воюют военно-воздушные силы сирии. Кто воюет в небе сирии

Последнее обновление: 01.03.2016 в 02:45

Гражданская война в Сирии, продолжающаяся почти пять лет, еще ждет своего детального описания. Одним из самых интересных разделов будущей истории борьбы с радикальными исламистами и их союзниками, безусловно, станет анализ действий сирийских ВВС, во многом определивших ход этой войны.

Силы особого внимания

ВВС Сирии всегда считались одними из лучших в арабских странах - что неудивительно, учитывая летное прошлое Хафеза Асада, руководившего страной с 1971 по 2000 год, и его бессменного министра обороны Мустафы Тласа, с 1972 по 2002 год возглавлявшего военное ведомство. Качество арабских ВВС часто воспринимается через призму катастрофического разгрома в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, однако в последующих конфликтах, несмотря на очевидное техническое и оперативное превосходство израильских ВВС, сирийцы выделялись на фоне соседей и лучшей подготовкой пилотов, и высоким уровнем организации.

В конце 1980-х прогресс сирийских ВВС приостановился: после распада СССР страна перестала получать военную технику на льготных условиях (а зачастую и бесплатно), а экономика Сирии не позволяла покупать новые самолеты по коммерческим ценам. Впрочем, беспокойства по этому поводу в Дамаске не проявляли: отношения с Израилем, стабилизировавшиеся до состояния худого мира, устраивающего обе стороны, позволяли не думать о возможной войне, а для наиболее вероятных внутренних конфликтов хватило бы и ранее поставленного - тем более что полученные в 1980-х годах ударные самолеты Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 на тот момент считались вполне современными машинами.

Тем не менее в начале 2000-х годов Сирия рассматривала возможность обновления своих ВВС с помощью России - в частности, сирийские военные проявляли интерес к истребителям Су-27, но информация о поставках этих самолетов Дамаску осталась неподтвержденной. Насколько можно судить, реально возобновившееся сотрудничество в сфере авиатехники сводилось в основном к ремонту имеющихся самолетов и вертолетов. Сократились и возможности боевой подготовки, что впоследствии сказалось на потерях - при лучшей подготовке пилотов их было бы меньше.

В четвертом номере журнала Moscow Defense Brief за 2012 год была опубликована статья Михаила Барабанова Russian Interests in Syria: Myths and Reality, в которой сообщалось, что в 2007 году были подписаны два контракта: один из них предусматривал поставку 12 истребителей МиГ-29М/М2, другой - 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан контракт на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Предполагалось, что эти контракты станут первыми ласточками, и в 2010-е годы парк ВВС Сирии радикально обновится и не менее радикально сократится - как минимум за счет вывода устаревших истребителей МиГ-21 и ранних модификаций МиГ-23.

Реализовать эти планы, однако, не удалось: сначала финансовые проблемы Дамаска, а затем начавшиеся волнения, переросшие в гражданскую войну, сделали для сирийских ВВС куда более актуальными вопросы поддержания боеготовности имеющихся самолетов и вертолетов, независимо от их морального устаревания.

Война до последнего МиГа

Боевые действия, начавшиеся в 2011 году и охватившие большую часть территории страны в 2012-2013-м, заставили Дамаск использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая устаревшую технику. Десятки самолетов и вертолетов были потеряны на захваченных антиправительственными силами базах, однако в подавляющем большинстве это были выработавшие свой ресурс самолеты, числившиеся в строю лишь номинально. Практически все машины, способные летать, довольно быстро сосредоточились в центре и на западе Сирии, главным образом на авиабазах Мезе (Дамаск), Шайрат (Хомс), Аль-Тайяс (близ Пальмиры), Квейрис (в районе Алеппо), на аэродромах близ Латакии и Дейр-эз-Зора.

В ходе боевых действий использовались практически все типы самолетов, имеющиеся в распоряжении Дамаска, кроме разве что истребителей-перехватчиков МиГ-25П (в боеспособности которых к 2011 году уже были большие сомнения, а целей в этой войне для них не было точно). Сирийские ВВС несли значительные потери - по некоторыми источникам, было утрачено свыше 130 самолетов и вертолетов, однако достоверность этой оценки вызывает сомнения.

Фото: Mohammed Al-khatieb / AFP / East News

Некоторые офицеры ВВС России, уже в ходе боевых действий бывавшие в командировках в Сирии в рамках военно-технического сотрудничества, анализируя некоторые случаи потерь сирийской авиатехники, прежде всего вертолетов, утверждали, что выкладываемые террористами видеоролики демонстрировали поражение одних и тех же машин, уничтожение которых фиксировалось несколькими камерами с разной дистанции и направлений, а при последующей обработке видео «продавалось» по нескольку раз. «Продавалось» в буквальном смысле: основные группировки антиправительственных сил, будь то умеренная оппозиция или радикалы, установили свою систему премий за успехи в боях, и уничтоженные самолеты и вертолеты оценивались очень высоко.

Пытаясь свести все тематические материалы воедино, можно прийти к выводу, что боевые потери ВВС Сирии, то есть машины, не вернувшиеся с боевого задания по всем причинам, от поражения ПВО противника, до аварии, а также списанные из за боевых повреждений, без учета захваченной или расстрелянной на базах техники, составляют более 40 вертолетов, подавляющее большинство которых - транспортные и многоцелевые Ми-8/Ми-17 в различных вариантах, а также две единицы боевых Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24Д) и 25-30 боевых самолетов. В это число входят около десяти МиГ-21 различных серий, шесть или семь учебно-боевых самолетов L-39, в том числе L-39ZA, адаптированных для штурмовых задач, четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН (включая один сбитый ВВС Турции 23 марта 2014 года), один истребитель МиГ-23МЛ, пять истребителей-бомбардировщиков Су-22М и три фронтовых бомбардировщика Су-24МК (включая сбитый израильскими силами ПВО 23 сентября 2014 года).

В настоящее время нет достоверных сведений о потерях вертолетов SA-342 Gazelle, которые Сирия закупала в конце 1970-1980-х годах во Франции. Возможно, их использование ввиду отсутствия запчастей из-за введенных странами Запада санкций крайне ограничено, и, скорее всего, единичные «Газели» просто не успели налетать достаточно, чтобы попасть под результативный огонь противника.

Не понесли потерь и истребители МиГ-29 - скорее всего потому, что их использование для ударных задач было довольно ограниченным, а истребители, занимающиеся патрулированием воздушного пространства и сопровождением ударных машин близ границы с Турцией, боевики просто не могли достать.

Так или иначе, общие потери достаточно велики: Сирия потеряла примерно половину имевшегося до начала войны парка вертолетов Ми-8/17 и примерно 15 процентов пригодного к полетам парка боевых самолетов.

Незамеченный подвиг

Пресса последних лет стала стесняться громких слов, однако то, что сделали ВВС Сирии (не умаляя заслуг ряда подразделений армии и ополчения), можно без преувеличения назвать подвигом. Страдая от нехватки запчастей, современных боеприпасов, топлива, на самолетах, зачастую вылетавших назначенный ресурс, с пилотами, у которых не было нужных часов налета для отработки противодействия средствам ПВО, сирийская военная авиация продолжала выполнять свои задачи. Иногда - в немыслимых условиях, как в осажденном Дейр-эз-Зоре, где истребители МиГ-21 поднимались в воздух фактически под минометным огнем, атакуя противника, окопавшегося в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. При этом шансы остаться в живых «в случае чего» были минимальны: авиационно-спасательная служба в ВВС Сирии не слишком хорошо развита, а при попадании в руки террористов расстрел был самой легкой участью, грозившей пилоту.

Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости

Нехватка запчастей решалась «каннибализацией» ранее списанных машин, нехватка боеприпасов - изготовлением кустарных авиабомб, но до бесконечности так продолжаться не могло: современная авиация, даже с учетом неприхотливости и ремонтопригодности советских самолетов второго-третьего поколений, все же весьма чувствительна к поставкам необходимого оборудования, и без внешней помощи сирийские ВВС однажды перешли бы ту грань, за которой последовало бы обвальное крушение боеспособности и переход к эпизодическим вылетам единичных «оставшихся в живых».

Переход за эту грань откладывали несколько факторов. Во-первых, проблемы с оснащением и подготовкой у противника - террористические группировки, имея достаточное количество оружия, так и не получили современных переносных зенитных комплексов (видимо, спонсоры и радикалов, и умеренной оппозиции догадывались о возможных последствиях для самих себя). Основным средством ПВО боевиков оставалось стрелковое оружие и малокалиберная зенитная артиллерия с крайне ограниченным числом ПЗРК старых типов. Подготовка расчетов этой импровизированной ПВО также оставляла желать лучшего, что зачастую спасало сирийских пилотов, позволяя им компенсировать недостаток собственной подготовки многократными заходами на цель, которых не простил бы любой профессиональный расчет зенитной установки.

Вторым существенным фактором стала помощь извне, в первую очередь - из России. Начавшаяся в 2012 году и расширившаяся в следующие два года, она позволила замедлить темпы снижения боевого потенциала, а затем и остановить его. Ключевую роль сыграли поставки запчастей, позволившие поддерживать техническую готовность авиапарка, и организационная помощь в виде военных советников на месте и запущенной вновь подготовки летного, технического и командного состава ВВС в России.

В этих условиях сирийская авиация выполняла практически весь объем задач - от поддержки блокированных баз до точечных ударов. По некоторым сведениям, в марте 2014 года вылет бомбардировщика Су-24МК с полученной из России управляемой авиабомбой решил судьбу древней твердыни госпитальеров - Крак де Шевалье близ Хомса, которая в 2013 году была захвачена террористами. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские спецназовцы, ворвавшиеся в замок и уничтожившие боевиков. Этот шаг позволил сохранить историческую крепость: обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы ее в руины. ВВС Сирии оказались единственной силой в распоряжении Дамаска, способной эффективно поддерживать собственные войска и в обороне, и в наступлении, однако число боеготовных машин в силу потерь и физического износа неуклонно уменьшалось и заставляло задуматься о перспективах этой поддержки и войны в целом.

Главной проблемой сирийских ВВС была разведка и целеуказание. Там, где противника удавалось оперативно идентифицировать и «привязать к месту», удары с воздуха имели сокрушительный эффект, но нехватка современных разведывательных средств делала такие успехи нечастым явлением. Террористы, придерживающиеся тактики маневренной войны с активным использованием небольших мобильных подразделений, научились выходить из под ударов, и немногочисленная группировка сирийских БПЛА и самолетов-разведчиков не позволяла своевременно отслеживать их перемещения. Изменить эту ситуацию удалось только с появлением в регионе российской авиагруппы.

Война шла с переменным успехом, и, отражая атаки террористов в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других - к лету 2015 года ситуация стала критической. В этот момент, однако, уже началась подготовка российской операции, вскоре радикально изменившей обстановку.

Новые условия

Операция российских воздушно-космических сил в Сирии, начавшаяся официально 30 сентября 2015 года, позволила дать сирийским ВВС отдых - почти все современные машины были выведены на ремонт и модернизацию. По имеющейся информации, сирийские Су-24МК получили новый прицельно-навигационный комплекс СВП-24 и другое оборудование, что расширило номенклатуру используемых боеприпасов и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко повысило эффективность их действий - теперь в каждом вылете сирийские Су-24 благодаря новому оборудованию и прошедшим переподготовку летчикам могли поражать несколько целей, как и модернизированные российские бомбардировщики того же типа.

По некоторым данным, модернизация коснулась и как минимум части сирийских МиГ-29, однако некоторые специалисты полагают, что под модернизацию замаскировали все же состоявшиеся поставки МиГ-29М, которые были заказаны Дамаском еще в 2000-х.

Насколько можно судить, в настоящее время именно группировка Су-24 составляет боевое ядро сирийских ВВС, и самолеты этого типа совершают до 30 вылетов в сутки. В то же время используются и самолеты других типов: истребители-бомбардировщики Су-22М4, численность которых оценивается примерно в 25-30 исправных машин, МиГ-23БН, которых насчитывается примерно столько же, истребителей МиГ-23МЛ/МЛД и МиГ-21, которых, по разным оценкам, осталось примерно по 50-60 исправных машин для каждого типа. Число вылетов старых машин сложно оценить в виду недостатка информации, но в основном они используются для поддержки войск на поле боя.

Ввод российской авиагруппы и обновление парка ударных машин сирийских ВВС позволили резко сократить использование над полем боя учебно-боевых самолетов L-39. Нагрузка на сирийскую армейскую авиацию тоже снизилась - над полем боя появились российские вертолеты Ми-24П, которые были быстро опознаны на видео даже не столько по внешним отличиям от сирийских Ми-25, сколько по почерку: полеты на сверхмалых высотах и больших скоростях с интенсивным маневрированием до этого позволяли себе очень немногие сирийские вертолетчики.

Говорить о победе в сирийской войне рано, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, - равно как и предполагать, чем в принципе она может закончиться. Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться крушения сирийского государства и одержать победу над его армией. Подчиняющиеся Башару Асаду войска и отряды ополчения прекратили отступать, более того - начали зачистку от боевиков стратегически важных районов Латакии и Алеппо, выходя к границе с Турцией. Как пойдут боевые действия дальше, особенно с учетом объявленного перемирия, сказать пока сложно, но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.

Чем дольше длится неразбериха в Сирии, тем чаще новости о ее вооруженных силах появляются на широком экране. Всего за несколько лет страна прошла путь от незначительных стычек с отрядами «оппозиционеров» до кровавого хаоса гражданской войны. Как ни странно, но до недавних пор ВВС Сирии никакого внимания к себе не привлекали, хотя их роль в удержании воинствующих фанатиков и «долларовых исламистов» очень велика.

Немного истории

С тех пор как к власти в стране пришла партия «Баас», что случилось в 1963 году, играла в жизни этого государства далеко не последнюю роль. Именно офицеры ВВС под командованием приходящегося отцом Башару Асаду, нынешнему президенту страны, устроили тот вооруженный переворот. Неудивительно, что именно «летуны» играли и играют заметные роли как в военной, так и в сугубо мирной жизни. Хотя в три последних года на последнем поприще им проявлять себя не получается.

Почему Сирия обладала столь мощными ВВС?

Этому много объяснений. Во-первых, сирийцы традиционно не в ладах с соседним Израилем. Во-вторых, по ряду причин они были вынуждены вмешиваться в Ливанский конфликт. В-третьих, у них в свое время имелись весьма тяжелые противоречия с правительством Саддама Хусейна.

Особенно удачными для ВВС Сирии выдались 80-е годы: когда в стране наконец-то появились «туземные» летчики с высокой квалификацией, а не их коллеги из СССР, сирийцы смогли активнее вмешиваться в хронические конфликты на границе Израиля, не опасаясь политических последствий. Более того, они на практике убедились, что израильские самолеты - не всесокрушающий вал, а всего лишь цели. Это смогло несколько обелить сирийцев в глазах руководства Кремля.

После позорной для Сирии «Войны Судного дня», когда практически вся дорогостоящая советская техника была уничтожена израильтянами на аэродромах, а пилоты даже не делали попыток подняться в воздух, Москва весьма скептически стала относиться к идее восстановления ВВС Сирии как класса.

Откуда кадры?

Из небольшого ядра, которое было подготовлено еще английскими военными специалистами в 1948 году, выросла когорта талантливых специалистов. В составе ВВС на 1980 год числилось 650 самолетов и вертолетов, не менее ста тысяч кадровых военных и около 40 тысяч резервистов. На тот момент основной задачей руководства страны была коренная модернизация своих ВВС, ради чего в 1986 году правительством был сделан заказ на поставку некоторого количества МиГ-29 из СССР. Также планировалось, что воздушно-десантные войска ВВС Сирии подвергнутся коренной реформации, после которой их структура и подготовка станут аналогичными советской.

Но в 90-е годы по понятным причинам поставки были практически свернуты, и вскоре сирийские «летуны» уже практически не участвовали ни в одной боевой операции. Конечно, с Израилем война велась всегда, не прекращаясь ни на один день, но по причине ослабевания противников евреев в том регионе и роста мощи их армии за счет постоянных поставок техники из США, Сирия оказалась в патовой ситуации. В то время кадровых летчиков осталось не более 60 тысяч, резервистов стало еще меньше, состав ВВС Сирии вообще сократился до 555 единиц. Сравнительно много, но… Многие из самолетов существовали только на бумаге и в воздух подняться не могли даже теоретически.

Современное положение дел

Опять-таки на бумаге все выглядит вполне радужно, так как ВВС Сирии могут сравниться по численности со своими коллегами из Египта или Израиля. Но на самом деле все плохо. Основная проблема - катастрофическое устаревание всего парка боевой авиации. В ее составе числится не более 60 самолетов МиГ-29, около трех десятков МиГ-25 и двух десятков Су-24. Все остальное - очень старые МиГи, которые из-за полного отсутствия вменяемого ТО зачастую даже взлететь не могут. Разумеется, что с такими силами глупо думать о противодействии ВВС Израиля.

К примеру, евреи в последние годы стали эффективно использовать БПЛА собственной разработки, да и их авиационные ракеты очень хороши. У сирийцев же все это находится даже не в зачаточном состоянии, а попросту отсутствует как класс. Даже разведывательные эскадрильи толком не укомплектованы более-менее современной техникой. Да и прикрывать их нечем: практически все МиГ-21, которые хоть как-то могли противодействовать израильским Ф-16, были уничтожены задолго до известных событий, будучи перемолотыми в постоянных приграничных стычках.

Сообщается также, что значительная часть остававшихся у Сирии МиГ-23 была уничтожена так называемыми «оппозиционерами». Впрочем, высока вероятность того, что они взрывали и сжигали уже ни на что не годный металлолом, который не летал уже с конца 90-х годов. В общем и целом, состояние ВВС Сирии на сегодняшний день очень тяжелое.

Тяжелые времена

Как и во многих странах Ближнего Востока, ВВС страны подверглись значительному сокращению, а расходы на их содержание уменьшились в разы. На содержание всей армии даже в сравнительно благополучном 2009 году выделялось не более 3% от ВВП, и это при условии непрекращающейся войны на границах. Ситуация еще более усугублялась умелой «поддержкой» США, которые всячески урезали валютные транши и инвестиции в экономику страны, вводя против нее все новые ограничения.

Официально при этом сообщалось, что сирийцы, якобы, поддерживают «террористов» из Ирака. Террористами при этом называли бойцов правительственной иракской армии, которую в тот момент сами американцы вдохновленно истребляли. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», в ходе которой самолеты Ф-15 и Ф-16 Израиля полностью уничтожили строящийся реактор предполагаемой сирийской АЭС. Есть любопытные сведения о направленной кибератаке, которой подвергались все военные сети страны в этот момент. Из-за этого организованного сопротивления оказать не получилось.

Таким образом, ВВС и ПВО Сирии в настоящее время находятся в столь плачевном состоянии, что сложно говорить об их реальном существовании. Чисто гипотетически, самолеты у страны есть, но вот их реальная боеспособность вызывает глубочайшие сомнения.

ПВО

Особенно большую тревогу вызывает плачевное состояние системы радиоразведки. В отличие от Израиля, который имеет на вооружении немало самолетов ДРЛОиУ, сирийцы вынуждены довольствоваться только системами наземных радаров. Техника эта надежная, но весьма устаревшая. Именно по этой причине самолеты тех же израильтян или турок очень часто нарушают государственную границу страны. Своих же перехватчиков у Сирии практически не осталось, так что противодействовать такому поведению соседей попросту нечем.

Кроме того, не вызывает восторга и ситуация с ЗРК. Когда-то сирийцам было поставлено немалое количество вполне современных по тем временам машин, но из-за ужасающих условий их обслуживания и хранения, когда не соблюдались самые элементарные нормы, большая часть была уже утрачена. Оставшееся оборудование уже очень старое и несовершенное, оно не может гарантировать обнаружения вражеских самолетов во всех ситуациях, а расчеты, приставленные к машинам, далеко не всегда обладают высоким уровнем выучки. Во многом связано это с тем, что многие кадровые военные уже погибли за несколько лет непрерывной войны.

Российская поддержка

Еще со времен Холодной войны, когда основным поставщиком вооружения для Сирии был СССР, аналогичное положение дел сохраняется и в отношении России. В настоящее время проводятся также операции ВВС РФ в Сирии, а также имеются сведения о контрактах с сирийской стороной, которые предусматривают, в частности, поставку боевых вертолетов Ми-25 (это экспортная модификация Ми-24).

Еще в начале 2000-х годов проскальзывала информация о началах поставок МиГ-31Э. Предполагалось, что эти самолеты станут заменой устаревших МиГ-25. На страницах СМИ проскакивали сообщения о заказе восьми машин, поставка которых, якобы, была приторможена из-за финансовых затруднений у сирийской стороны. Но в 2010 году было официально объявлено, что никаких контрактов на самом деле не заключалось.

Поставка МиГ-29 в настоящее время находится в «подвешенном» состоянии. Кроме того, предполагается, что отечественные оружейники намереваются продать Сирии не менее 36 Як-130. По состоянию на конец 2012 года было официально заявлено о заключении контракта. Пока что можно говорить о том, что этой техники в стране еще нет.

Лояльность России

По понятным причинам все эти договоры вызывают ярко выраженную негативную реакцию США и их сателлитов. Но Россия, скорее всего, все свои договоренности выполнит. Многие отечественные экономисты в свое время говорили, что препятствием для поставок может стать разве что низкая платежеспособность сирийцев, так как Москва не собирается повторять ошибок СССР, бесплатно поставляя дорогую технику, но тут дело не только в деньгах.

Еще в 1971 году между нашими странами был заключен договор, по условиям которого Россия имеет право располагаться на базе, расположенной в Тартусе. Во многом это обуславливает и успехи ВВС РФ в Сирии, так как наша группировка имеет хорошие тылы и не испытывает проблем со снабжением.

Война с «оппозицией»

Пока нет достоверных данных о поставках самолетов и вертолетов в Сирию. Во многом этому способствуют и зарубежные «партнеры»: так, корабль, перевозивший отремонтированные Ми-25, вообще был вынужден оставаться в порту, так как страховка судна, находящегося под британской юрисдикцией, была отозвана Великобританией. Только благодаря эскорту боевых российских кораблей, в окружении которых он вышел из порта Калининграда, удалось доставить 30 или 45 вертолетов сирийцам.

Как уже было сказано в самом начале статьи, хорошо себя показали ВВС Сирии в В первые годы войны особенно уважаем был тот самый Ми-25. В составе его вооружения имеются крупнокалиберные пулеметы, ракеты, есть возможность навешивания широкого спектра бомб. Кроме того, был востребован и штурмовик Су-25, некоторое количество которых у сирийцев все же сохранилось. К сожалению, из-за невысокой подготовки многих пилотов и большого количества ПЗРК, практически вся эта техника была потеряна.

Прямая поддержка России

Если бы не российские ВВС в Сирии, правительству Асада было бы совсем туго. Примечательно, что первые сообщения в зарубежных СМИ, касающиеся присутствия нашей авиации на территории этого государства, появились задолго до первых официальных подтверждений. Во многом это обусловлено широким распространением сервисов видеохостинга: еще года полтора назад, когда нашей техники в Сирии не было, по просторам сети гулял ролик, в котором несколько Су-34 и транспортник Ил-86 пролетают над сирийской территорией.

Учитывая, что схема окраски ВВС Сирии чрезвычайно схожа с российской (фактически нами используется тот же самый пустынный камуфляж), можно все же предположить, что это поставленные сирийцам истребители прикрывают российский транспортник, везущий припасы. Но вскоре Правительство Российской Федерации все же сделало официальное заявление. В нем говорилось, что российские ВВС в Сирии действительно присутствуют.

Кстати, а как вообще окрашены сирийские военные самолеты? В отличие от наших ВВС, в которых используется сразу несколько вариантов камуфляжа, которые зависят от непосредственных условий использования, техника этого государства окрашена намного «скромнее». Возможна желто-зеленая окраска или болотный, зеленоватый вариант.

Превалирует обычная песочная окраска с опознавательными знаками ВВС Сирии. Фото этих самолетов, если на них нет каких-то особых отметок, очень легко спутать с аналогичными машинами других государств в этом регионе, которые в свое время получали вооружение у СССР.

Сколько наших самолетов там есть?

Сперва хоть сколько-нибудь достоверных данных о составе нашей группировки в этом регионе не предоставлялось, но сегодня такая информация есть. Итак, в сирийском небе сегодня летают:

  • Су-27СМ - 4 единицы.
  • Су-30СМ - 16 единиц.
  • Су-34 - 12 единиц.
  • Су-24М - предполагается, что этих самолетов там чуть более 30 штук.
  • Наконец, штурмовиков Су-25СМ там есть 12 экземпляров.

Вылеты с территории России

Помимо самолетов, на помощь сирийцам было отправлено по 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Наконец, сравнительно недавно вылеты на территорию Сирии стали совершать российские ВВС, базированные в Моздоке и Махачкале. Среди «гастролеров», которые представляют ВВС России в Сирии, имеется следующая техника:

  • Легендарные «Белые лебеди», они же Ту-160 - 6 единиц.
  • Не менее известные «Медведи», они же Ту-95 - 5 единиц.
  • Ту22М3 - вылеты совершают от 12 до 14 самолетов.
  • Су-34 - 8 штук.
  • Су-27СМ - еще 4 единицы.

Таким образом, состав нашей группировки достаточно многочисленный, но весьма разнородный. Во многом это объясняется традиционной узкоспециализированной направленностью отечественных боевых самолетов, которые четко делятся на штурмовиков, истребителей, перехватчиков и бомбардировщиков. Учитывая, что в Сирии летают только «сушки», особых проблем с их снабжением не возникает, так как эта техника максимально меж собой унифицирована. То же самое касается и вертолетов семейства «Ми». Вот чем представлены ВВС России в Сирии.

Новые дополнения по прошлому полугодию:

30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).

18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.

8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.

О потери Ми-8 от "Корнет" 08.09.14 написано и здесь:
http://imp-navigator.livejournal.com/287124.html

Боевики исламистской группировки "Файлак аль-Шам" действующей в сирийских провинциях Идлиб и Хама распространили видео поражения из ПТРК "Корнет-Э" вертолета Ми-8 ВВС Сирии, осуществлявшего посадку на военный аэродром Абу-эд-Духур на востоке провинции Идлиб. Это один из редких случаев удачного пуска ПТУРа по самолетам и вертолетам на авибазах по ходу войны в Сирии, я навскидку всего 2 подобных эпизода вспоминаю. Интересно, что первый подобный случай был весною 2012 г. на той же авиабазе Абу-эд-Духур, когда боевики из ПТРК Метис-М поразили открыто стоявший МиГ-23МС (скорее всего нелетный). Второй случай был осенью 2013 г, когда из ПТРК "Хунцзянь-8" были атакованы два Ми-8\17 в аэропорту Алеппо . Однако, в отличие от предыдущих случаев, в этот раз впервые был подбит только что приземлившийся вертолет.

Тогда список выглядит так:

Самолёты:
1) МиГ-21бис и др. - 10 (в т.ч. 4 МиГ-21бис, 1 МиГ-21УМ, 1 возможно списанный МиГ-21У и 2 списанных МиГ-21МФ)
2) МиГ-23 - 5 (4 МиГ-23БН: 13.08.12, 23.03.14 (турки), 21.06.14, 18.08.14; один МиГ-23МС на земле 07.03.12 на аэродроме Abu-Dhahur)
3) L-39 - 11 (в т.ч. 10 L-39ZA; плюс ещё несколько L-39 растреляны на земле на другом аэродроме - не Кшеш/аль-Джерах)
4) Су-24МК - 2 (28.11.12 и сбитый Израилем 23.09.14)
5) Су-22М - 4 (Су-22М4 11.02.13, Су-22М2 20.02.13, Су-22М3 25.07.13, Су-22М2 28.11.13)
Итого: 33+

Вертолёты:
1) Ми-8 и Ми-17 - 68 - в основном Ми-8Т и Ми-17, один Ми-8ПС.
2) Ми-25 - 3
Итого: 71

На сегодняшний день армия Сирии является одной из мощнейших армий арабского мира на Ближнем Востоке. Вооруженные силы это страны обладают традиционной структурой из 3 видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы и войска ПВО, военно-морские силы. Общая численность вооруженных сил оценивается в 320 тыс. человек (16-е в мире), в резерве находится 354 тыс. человек, мобилизационный ресурс оценивается в 4 млн. человек, из которых 2,3 млн. годны к прохождению воинской службы. Помимо вооруженных сил в Сирии существуют формирования жандармерии – около 8 000 человек и Народная армия (ополчение).

Современная военная доктрина страны была заложена в начале 90-х годов прошлого века и строится на принципе оборонительной достаточности, которая и определяет развитие ВС. В качестве главного противника выступает Израиль, также не исключается угроза военных конфликтов с Ираком и Турцией. Доктрина предусматривает использование армии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это уже было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 году, а также в Ливане с 1976 года до вывода войск в 2005 году. Военно-политическое руководство страны считает, что наличие сильных вооруженных сил позволяет Сирии выступать равноправным партнером Израиля в проведении мирных переговоров.


Сухопутные войска Сирии

Высшим соединением сухопутных войск, существующим в мирное время, выступает армейский корпус. Он же является высшим оперативно-тактическим объединением. Основным тактическим соединением сухопутных войск является дивизия. Всего в составе сухопутных войск насчитывается 215 000 человек (еще 300 000 находятся в резерве). В мирное время ими укомплектовано 3 армейских корпуса, 12 дивизий, 12 отдельных бригад, 10 полков спецназа (коммандос), 1 отдельный танковый полк и 1 ракетная бригада береговой обороны, оперативно подчиняющаяся ВМС.

Из 12 сирийских дивизий 7 являются танковыми, 3 механизированными, 1 дивизия Республиканской гвардии (по сути танковая), 1 дивизия спецназа. Также имеется 4 отдельных пехотных бригады, 3 бригады оперативно-тактических ракет (типа «Луна-М», «Скад», «Точка»), 2 противотанковых бригады, 2 артиллерийских бригады и бригада пограничной охраны.

Наиболее подготовленным и боеспособным соединением сирийской армии является дивизия республиканской гвардии. Дивизия состоит из 2 танковых и 2 механизированных бригад. На вооружении дивизии находится до 350 танков Т-72 (модернизированные), до 350 БМП-2/3, 30 152-мм САУ 2С3 «Акация», 20 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика», 30 РСЗО БМ-21 «Град», 50 ЗСУ «Шилка» и другая боевая и вспомогательная техника.

Обычные сирийские танковые дивизии состоят из 2 танковых и 1 механизированной бригад, но имеют меньше количество танков до 300 Т72/62, а их мотострелки передвигаются на БТРах и БМП-1. Помимо этого большая часть артиллерии в таких частях является буксируемой.

Механизированные дивизии имеют в своем составе 1 танковую бригаду и 2 механизированных, вооружаются 200 танками Т-62/55, их мотострелки передвигаются на БТРах. Артиллерийские полки таких дивизий оснащаются буксируемыми 130-мм пушками М-46 и 122-мм гаубицами Д-30.

Пехотные бригады сирийской армии предназначены для прикрытия фронта на второстепенных участках боевых действий, противотанковые и артиллерийские бригады предназначены для поддержки в бою механизированных соединений. Ракетные бригады, имеющие на вооружении оперативно-тактические ракеты, предназначены для нанесения по противнику ударов с использованием массового поражения.

ПТРК "Корнет-И"


Всего на вооружении сухопутных сил находится около 4800 танков, среди них 1500-1700 Т-72 разных модификаций, около 1000 Т-62, 2000-2250 Т-54 и Т-55, из которых примерно 1000 находится на консервации. В силу того, что последние танки были поставлены в страну еще во времена СССР, армейский танковый парк нельзя считать современным. Однако, по информации ряда источников, Сирия предпринимает значительные усилия по модернизации имеющейся бронетехники.

За последние десятилетия известно лишь о двух крупных контрактах Сирии в интересах сухопутных войск. В 1995 году на Украине была заказана модернизация 200 танков Т-55 до версии Т-55MB. Данные танки получили усиленное бронирование, динамическую защиту фронтальной части и частично бортов, а также комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». В свое время модернизации с усилением лобового бронирования и оснащения динамической защитой подвергалась и часть имеющихся Т-72. Ряд экспертов считает, что танки Т-72 из состава дивизии Республиканской гвардии могут использовать комплекс управляемого вооружения 9К118 «Рефлекс». В 1998 году Дамаск заключил с Москвой соглашение о поставке 1000 ПТУР «Корнет-И» на сумму 65 млн. долларов, а также комплексов «Местис-М» на сумму в 73 млн. долларов.

Основным транспортным средством для перевозки мотострелков является БМП-1 (имеется до 2450 машин), также на вооружении находится до 100 БМП-2 и несколько десятков БМП-3. Помимо этого в войсках имеется около 1000 БРДМ-2, включая самоходные установки для пуска ПТУР и свыше 1500 БТРов, в том числе 1000 БТР 50/60/70 и около 500 БТР-152.

Огневую поддержку механизированным подразделениям призваны обеспечить свыше 500 САУ. Среди которых 50 152-мм САУ 2С3 «Акация», 400 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» и более 50 122-мм САУ SP122 местного производства. Данная САУ представляет собой гаубицу Д-30, смонтированную на открытой установке на базе шасси танка Т-34-85.

САУ 2С1 "Гвоздика"


Помимо самоходной сирийская армия обладает значительным количеством буксируемой артиллерии (около 1500 стволов). Среди них 10 180-мм дальнобойных орудий С-23, 70 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20 и гаубиц Д-20, около 800 130-мм пушек М-46, около 500 122-мм гаубиц Д-30 и 150 122-мм гаубиц М-30. Помимо этого около 500 122-мм гаубиц находится на хранении.

Также Сирия располагает значительным количеством минометов. Имеется около 100 минометов калибра 160 мм, около 10 240-мм минометов, примерно 400 120-мм минометов и внушительное количество батальонных минометов калибра 82 мм.

Помимо традиционной артиллерии на вооружении сухопутных войск находится до 300 РСЗО БМ-21 «Град» и до 200 РСЗО «Тип 63» китайского производства, имеющих калибр 107 мм.

ВВС и ПВО Сирии

ВВС и ПВО страны насчитывают в своих рядах 100 000 человек, из них 60 000 в ПВО и 40 000 в ВВС. Военно-воздушные силы состоят из истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

МиГ-23МЛД ВВС Сирии


Стоит отметить, что ВВС страны располагают достаточным количеством боевых машин, которые в большинстве своем являются устаревшими. Наиболее боеспособными истребителями из состава ВВС являются 48 МиГ-29, которые в конце 90-х начале 2000-х годов были модернизированы при помощи российских специалистов. Определенную ценность могут представлять и 20-25 тяжелых истребителей-перехватчиков МиГ-25, а также до 50 истребителей МиГ-23МЛД. Помимо них в составе ВВС Сирии насчитывается до 150 истребителей МиГ-21, боевая ценность которых в сравнении с истребителями Израиля стремится к нулю.

Ударная авиация Сирии насчитывает около 40 фронтовых бомбардировщиков Су-24, аналогичное число истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН и столько же истребителей-бомбардировщиков Су-22. Бомбардировщики Су-24 способны совершать полеты на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности, развивать сверхзвуковую скорость, а также использовать управляемое вооружение. Именно они являются наиболее эффективным ударным средством ВВС страны и способны работать даже в условиях неприятельского господства в воздухе.

ВВС страны, несмотря на наличие небольшого числа относительно современных машин, значительно уступают ВВС Израиля, как по качеству авиапарка, так и по его численности. Помимо всего прочего Израиль располагает лучшим летным составом и внушительной системой обеспечения действий своих ВВС, в том числе самолетами ДРЛОиУ, в то время как Сирия вынуждена обходиться лишь системой наземных радаров.

Су-22 ВВС Сирии


Армейская авиация Сирии насчитывает около сотни боевых вертолетов: 55 французских SA-342 «Газель» и 36 советских Ми-24, помимо этого в ее составе находится около 100 транспортных вертолетов Ми-17 и до 10 вертолетов Ми-2.

Соседство Сирии с Израилем, который обладает значительными и хорошо подготовленными ВВС, всегда заставляло руководство этой арабской страны уделять пристальное внимание ПВО. В настоящее время Сирия располагает значительным количеством зенитно-ракетных комплексов, а также внушительным парком ствольной зенитной артиллерии.

Части ПВО страны представлены 2 дивизиями, 25 зенитными ракетными бригадами (в составе дивизий ПВО и отдельными, всего около 150 батарей), частями радиотехнических войск. В настоящее время на вооружении находится 908 ПУ ЗУР (около 600 С-75 и С-125, до 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего радиуса действия С-200М, 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 артиллерийских орудий ПВО). Территория страны поделена на 2 зоны ПВО: Южную и Северную. Для управления противовоздушной обороной страны имеется 3 полностью компьютеризированных КП.

По большей части на вооружении находятся устаревшие ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат» (последние прошли модернизацию, улучшена возможность перехвата воздушных целей в условиях сильного радиоэлектронного подавлении со стороны противника). Данные средства ПВО не в состоянии эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения, наряду с этим эксперты отмечают проблемы и с подготовкой личного состава соединений.

ЗРК "Квадрат"


Наиболее дальнобойными и современными средствами ПВО являются ЗРК С-200М (Вега-М), развернутые в 2 бригады общим количеством 48 штук. Дальность их стрельбы превышает 250 км, в отличие от своих ранних аналогов, данная модификация позволяет бороться и с низколетящими целями. Для прикрытия районов развертывания данных комплексов ПВО Сирии располагает 14 батареями (60 ПУ) мобильных ЗРК «Оса».

Сухопутные войска в бою и на марше от атак с воздуха прикрываются ЗРК «Стрела-1» (до 20 ПУ на базе БРДМ), «Стрела-10» (30 ПУ на базе МТ-ЛБ), а также более чем 4000 расчетов вооруженных ПЗРК «Игла», «Стрела-2», «Стрела-2М». Основным мобильным средством ПВО для сухопутных войск является ЗСУ-23-4 «Шилка», имеющая на вооружении счетверенную 23-мм артиллерийскую установку. Помимо этого войска имеют около 1200 буксируемых установок, из которых 600 приходится на ЗУ-23-2, а еще около 600 на 57-мм зенитные орудия С-60.

Подводя итоги можно сказать, что ПВО Сирии, хотя и не располагает новейшими ЗРК, наподобие Бук-М1 или С-300, при грамотном применении в состоянии обеспечить должный уровень прикрытия гражданских объектов и войск с воздуха, вынудив ВВС противника переключиться с атак наземных объектов на борьбу со средствами ПВО.

Военно-морские силы Сирии

ВМС Сирии самый малочисленный вид вооружённых сил – около 4 000 человек. Основные задачи – защита морских коммуникаций, оборона морского побережья страны и территориальных вод от ударов корабельных группировок противника. Штаб ВМС находится в Латакии, корабли расположены в 3 базах: в Латакии (главная база флота), Тартусе, и Мина-эль-Бейде. В состав флота также входят артиллерийские и ракетные части береговой обороны, эскадрилья вертолетов ПЛО, батальон наблюдения и отряд боевых пловцов.

Ракетный катер пр. 205


В состав флота входит 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, 1 гидрографическое и 1 учебное. Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские противолодочные корабли проекта 159Э, переданы стране в 1975 году), 3 десантными кораблями проекта 770 (переданы в 1981-84 годах) и 5 тральщиками, также советского производства (получены в 70-80-е годы). Из боевых катеров 10 являются ракетными проекта 205 различных модификации (были поставлены в период с 1979 по 1982 год), 8 патрульных проекта 1400 с пулеметным вооружением (поставлены из СССР в 1984-1986 годах).

На вооружении морской авиации находится 24 противолодочных вертолета (Ка-28 – 4 единицы, Ми-14 – 20 единиц). Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ мобильных комплексов береговой обороны (6 ПУ «Рубеж» и 4 ПУ «Редут», а также около 100 ракет обоих типов), 36 артиллерийских орудий калибра 130 мм и 12 артиллерийских орудий калибра 100 мм.

Стоит отметить, что корабли и катера ВМС Сирии морально устарели и сильно изношены, нуждаются в капитальном ремонте и замене на новые суда.

Сирийский самолет «Сухой» был сбит 24 июля противоракетным комплексом «Пэтриот» под командованием капитана Ор Нааман, сообщили в Армии обороны Израиля. В переводе с иврита «Ор» – имя израильтянки – означает «Свет». Нааман руководит батареей «Пэтриот»…

25.07.2018

Представители России выразили протест в связи с тем, что Израиль сбил самолет Су-22 ВВС Сирии, однако после того как им представили доказательства вторжения истребителя на израильскую территорию, протест был отозван, сообщили израильские СМИ. Россия сразу…

17.04.2018

Одно из главных событий дня – нападение на сирийскую авиабазу Шайрат, которого на самом деле не было. Истерику раздули три страны – Сирия, Ливан и Израиль, причем последний хочет казаться случайной жертвой информационной войны. Но…

09.04.2018

Террористы из группировки «Исламское государство» атаковали позиции правительственных сил в Сирийской пустыне после ракетного удара, который был нанесен по военному аэродрому Т-4 на востоке провинции Хомс, сообщил ливанский телеканал Al Mayadeen. По его данным, сирийская…

20.06.2017

Минобороны РФ распространило заявление, в котором вчерашнее уничтожение сирийского истребителя-бомбардировщика Су-22 названо «фактически военной агрессией по отношению к Сирийской Арабской Республике». Военные заявили, что в небе над Сирией к западу от Евфрата «самолеты и беспилотники…

19.06.2017

Ведущие западные СМИ интерпретировали как угрозу заявление российского Минобороны об атаке США на самолет ВВС Сирии. В сообщении ведомства говорилось, что российские средства ПВО будут «принимать на сопровождение в качестве воздушных целей» любые воздушные объекты, включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции, обнаруженные…

19.06.2017

Сирийская армия обнаружила и спасла пилота, самолет которого был сбит в воскресенье силами коалиции неподалеку от города Ракка. Об этом сообщил в понедельник телеканал Al Mayadeen со ссылкой на свои источники. Какие-либо подробности пока не приводятся. 18…

19.06.2017

19 июня Минобороны РФ заявило о прекращении взаимодействия с США в рамках Меморандума между США и РФ о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. Меморандум был заключен 20 октября…

19.06.2017

Минобороны России на фоне инцидента со сбитым американской авиацией самолетом сирийских ВВС объявляет о прекращении с понедельника, 19 июня, взаимодействия с Вашингтоном в рамках меморандума о предотвращении инцидентов в небе Сирии. В ведомстве добавили, что…

19.06.2017

Международная коалиция, возглавляемая Соединенными Штатами Америки, в минувшее воскресенье, 18 июня, сбила самолет сирийских военно-воздушных сил. Инцидент, согласно сообщению министерства обороны Сирийской Арабской Республики, произошёл в районе Ракки. Официальный Дамаск отмечает, что их борт участвовал в операции против…

18.06.2017

ВВС международной контртеррористической коалиции во главе с США сбили сирийский истребитель в районе города Ракка на севере республики. Об этом говорится в опубликованном в воскресенье заявлении командования ВС Сирии, передает агентство SANA. По его информации, инцидент…

06.06.2017

Террористы в Сирии бросили все оставшиеся резервы на захват Дейр-эз-Зора Судьба осажденного террористами сирийского города Дейр-эз-Зор и его населения под угрозой. В выходные боевики частично прорвали оборону и под угрозой захвата оказалась северная часть окруженного…

01.06.2017

В настоящее время в Сирийских Арабских ВВС служат примерно 40 тысяч солдат и офицеров. Эти войска по праву считаются армейской элитой. Достаточно сказать, что покойный президент Хафез Аль-Асад был одним из создателей национальной боевой авиации и даже служил в первой группе летчиков….