Неурегулированные территориальные споры в мире. Справка

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ - притязание какого-либо государства на какую-либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней и многосторонней, когда на одну и ту же территорию, точная которой не установлена, претендуют два или несколько государств. В этих случаях возникает . При односторонней Т.п. государство-претендент не сомневается в юридическом статусе или принадлежности данной территории определенному государству, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Такие претензии не образуют территориального спора, поскольку в их основе нет спора о юридических правах сторон (у кого они реальные, а у кого - мнимые), а есть просто желание одной стороны изменить территориальный статус-кво. Односторонняя Т.п. может выражаться в стремлении государства изменить в свою пользу сложившуюся в соответствии с международным правам границу без точного определения пределов той территории, на которую оно претендует. Односторонние Т.п. могут рассматриваться как противоречащие современному международному праву, поскольку, согласно его нормам, все изменения принадлежности государственной территории решаются либо на основе принципа самоопределения народов и наций, либо по соглашению соответствующих государств. Односторонняя Т.п. представляет собой угрозу территориальной целостности и неприкосновенности, суверенитету государства, границы которого оспариваются, значительно ухудшает отношения между соответствующими государствами, чревата возможностью возникновения серьезных вооруженных конфликтов. Односторонние претензии выдвинуты рядом государств в отношении Антарктики или ее частей. Они не признаются другими государствами, однако не отвергнуты, а заморожены по Договору об Антарктике 1959 г.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ" в других словарях:

    Юридический словарь

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ - притязание какого либо государства на какую либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней и многосторонней, когда на одну и ту же территорию, точная принадлежность которой не установлена,… … Юридическая энциклопедия

    территориальная претензия - при тязание какого либо государства на какую либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней (многосторонней), когда на одну и ту же территорию претендуют два (или более) государства. В этих случаях… … Большой юридический словарь

    См. Территориальная претензия … Юридический словарь

@ Анатолий Кошкин
Среди комментариев на одну из моих статей прочитал мнение девушки-студентки: «Конечно, Курилы отдавать не надо. Думаю, они и нам пригодятся. Но, раз японцы так упорно требуют острова, у них, наверное, есть для этого какие-то основания. Они, говорят, ссылаются на то, что у Москвы, дескать, нет юридических прав для владения островами». Полагаю, разъяснение этого вопроса теперь, когда японская сторона вновь муссирует так называемый «территориальный вопрос», особенно кстати.

О том, как принадлежавшие с 1786 года Российской Империи Курильские острова переходили из рук в руки, читатель может узнать из соответствующей исторической литературы. Поэтому начнем с 1945 года.

В 8-ом пункте Потсдамской декларации союзных держав об условиях безоговорочной капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».

В период острой дискуссии внутри высшего руководства милитаристской Японии о выработке отношения к Потсдамской декларации, а именно, споров, капитулировать на ее основании или нет, этот пункт практически не обсуждался. Не желавшую сложить оружие японскую «партию войны» беспокоила не территория побежденной страны, а собственная судьба. Генералитет соглашался капитулировать лишь при условии сохранения существующего государственного строя, наказания военных преступников самими японцами, самостоятельном разоружении и недопущения оккупации Японии союзниками.

Что касается территориальных владений, то они рассматривались как предмет торга при попытках выйти из войны, избежав капитуляции. Чем-то пожертвовать, что-то выторговать. При этом особую роль в дипломатических маневрах принадлежала отторгнутым Японией от России Южному Сахалину и Курильским островам. Эти земли предполагалось уступить СССР в обмен на его отказ вступить в войну против Японии на стороне США и Великобритании. Более того, летом 1945 года до советского руководства доводилась информация о возможности «добровольной» передачи Советскому Союзу одного из основных островов Японского архипелага - Хоккайдо, на который в отличие от Южного Сахалина и Курил Москва никогда не претендовала. Это допускалось в расчете на то, что советский руководитель Иосиф Сталин вместо объявления войны выступит посредником между воюющими сторонами на переговорах о перемирии на выгодных Японии условиях.

Однако история распорядилась по-иному. В результате вступления СССР в войну и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японской верхушки не осталось иного выхода, кроме безоговорочной капитуляции с принятием всех пунктов Потсдамской декларации, которые японское правительство обязалось неукоснительно соблюдать.

В 6-м пункте Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года записано: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось и с указанным в ней пунктом о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (подчеркнуто автором) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «не вхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название - Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации союзным командованием определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением её в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955−1956 гг. Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». После такой серьезной уступки сам Мацумото был уверен в окончании переговоров и скорейшем подписании мирного договора. Однако американцы грубо заблокировали такую возможность.

В последнее время в японских СМИ и научных исследованиях стал признаваться факт произвольного требования «возвращения северных территорий» - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи под давлением незаинтересованных в советско-японской нормализации США и антисоветски настроенной части японского истеблишмента. Они-то и придумали в марте 1956 года ранее не существовавший пропагандистский лозунг «борьбы за северные территории». Сделано это для того, чтобы избежать в лозунгах название Тисима (Курильские острова), от которых, как указано выше, Япония официально отказалась. Кстати, важно сознавать, что кроме требования четырех южных островов Курильской гряды, в Японии существует и расширительное толкование придуманного понятия «северные территории», а именно включение в него всей Курильской гряды, вплоть до Камчатки, а также Карафуто, то есть Сахалин.

Юридическая база двусторонних отношений была создана подписанием 19 октября 1956 года, а затем ратификацией Совместной декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство юридически признало принадлежность Южного Сахалина и всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

Как неоднократно указывали представители МИД РФ, занятая японским правительством позиция свидетельствует о его открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Отметим, что притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche - «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинения Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. Так, правительство Республики Корея выступает с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники. Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые, ссылаясь на исторические документы и факты, претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.

Территориальные претензии на Арктику

а. Российская Федерация

Начиная с 1926 года, Советский Союз, а затем и Российская Федерация предъявляли претензии на суверенитет по географическому треугольнику, который начинается в Архангельске, тянется к востоку до Берингова пролива и завершается на Северном Полюсе (так называемый Российский Арктический Сектор: 35°E до 170°W долготы). Особым стратегическим участком, на который распространяются притязания России, является земля Франца-Иосифа. Этот архипелаг, состоящий примерно из двухсот покрытых льдом островов, является самой северной группой островов Евразии. Эти почти необитаемые острова являются административной частью Архангельского региона, но недавно на земле Франца-Иосифа был установлен новый российский пограничный пост.

В 1997 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), и уже в 2001 году оказалась первой страной, подавшей в ООН заявку на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны (EEZ) в Северном Ледовитом Океане за пределы 200-мильной зоны, хотя и в пределах так называемого Российского Арктического Сектора. Российские претензии распространяются на большую часть Северного Ледовитого Океана вплоть до Северного Полюса, но опять таки в пределах так называемого Российского Арктического Сектора. Данная заявка не была ни принята, ни отклонена. Компетентная Комиссия Объединенных Наций потребовала проведения дополнительных исследований для поддержки Российских претензий. Учитывая тот факт, что Россия должна доказать обоснованность своих претензий не позднее 2009 года, Москве необходимо найти объективные факторы. В качестве основного аргумента Россия утверждает, что так называемый Ломоносовский хребет – подводная горная цепь Северного Ледовитого океана, которая одним концом упирается в Россию, а другим в Канаду и Гренландию, – является продолжением Евразийского континента, и следовательно продолжением Российской материковой зоны, что и объясняет несколько недавних полярных экспедиций, организованных Россией, целью которых был сбор геологических проб со дна Северного Ледовитого океана.

б. Дания

Дания, представляющая Гренландию, также предъявляет претензии на Северный Полюс, поскольку Гренландия является ближайшей континентальной береговой линией, видимой с Северного Полюса. Однако у Дании есть время до 2014 года для подачи в ООН своей заявки на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны. В 2004 году Копенгаген объявил о выделении 25 миллионов долларов с тем, чтобы доказать, помимо всего прочего, что Ломоносовский хребет является геологическим продолжением Гренландии.

В середине августа 2007 года датские исследователи снарядили экспедицию для сбора научных обоснований своих требований. Датское правительство утверждает, что время этой экспедиции было выбрано задолго до того, как российские исследователи коснулись дна Северного Полюса в начале августа этого же года.

Датское правительство ведет территориальные споры с Канадой по поводу безлюдного и бесплодного острова Ханс (площадь 1,3 км 2), расположенного между Канадой и Гренландией. Обе страны требуют признания своего суверенитета на остров Ханс, поскольку положительное решение может создать прецендент по контролю доступа к вышеупомянутому Северно-Западному проходу, который сможет сократить морской путь между Европой и Азией в том случае, если он станет доступным для торгового судоходства. В 1984 году датский министр водрузил датский флаг на острове Ханс и оставил там бутылку датского брэнди.

г. Канада

Датские походы на остров Ханс многократно опротестовывались канадским правительством, и в июле 2005 года канадский министр обороны посетил обдуваемый ветрами остров в ходе поездки в Арктику. Собственно говоря, Канада была первым государством, выдвинувшим территориальные претензии на Арктический сектор, протянувшийся к Северному Полюсу. Это произошло в 1925 году, когда Канада официально объявила существование канадского сектора, упирающегося в Северный Полюс (60°W и 141°W долготы). Более того, Канада считает, что морские пути Арктического архипелага – Северо-Западный проход – являются канадскими территориальными водами. Эту позицию оспаривают Соединенные Штаты, которые считают, что Северо-Западный проход, который в настоящее время блокирован льдами большую часть года, является международным проходом, где ни одна страна не может отказать в проходе ни одному судну из других стран. Суда Соединенных Штатов уже три раза проходили через этот проход, не испрашивая разрешения канадских властей.

Растущую активность Канады по отношению к Арктике недавно объяснил Премьер-министр Канады, который заявил, что «основной принцип суверенитета, которым руководствуется Канада в отношении Арктики, состоит в том, что либо вы воспользуетесь своим правом, либо утратите его». Еще в 2006 году канадское правительство объявило о своем намерении усилить свое присутствие в водах Арктики путем строительства глубоководных доков, оборудованных датчиками для обнаружения иностранных судов, и об усилении наблюдения с помощью патрульных судов и современных ледоколов. На эти цели Канада собирается выделить сумму в 5,3 миллиарда канадских долларов. В 2006 году канадские военные объявили о том, что отныне они будут пользоваться формулировкой «Канадские территориальные воды» вместо «Северо-Западный проход». Канада ратифицировала UNCLOS, но может ждать до 2013 года для внесения заявки на расширение своей Эксклюзивной Экономической Зоны.

д. Соединенные Штаты Америки

Соединенные Штаты заявили о своих притязаниях на морское дно между Северным Полюсом и побережьем Аляски еще в 1924 году, а в ноябре 2005 года военная подлодка США вышла на поверхность Северного Полюса сквозь ледовой покров. США не ратифицировали Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), поскольку до последнего времени американские политики считали, что это даст слишком большие полномочия ООН. Сейчас же многие американские политики выступают за ратификацию Конвенции, поскольку таким образом получат право слова, когда ООН должна будет высказаться по вопросу об использовании Арктического морского дна, которое в настоящее время не входит в Эксклюзивную Экономическую Зону ни одного государства. Но ситуация меняется очень быстро, и недавно президент США призвал сенат к ратификации Конвенции.

В июле 2007 года высокопоставленный чиновник подтвердил, что США хотели бы изучить потенциальную возможность расширения Эксклюзивной Экономической Зоны у побережья Аляски, и уже через несколько дней американский ледокол направился в Арктику для составления карты морского дна вокруг Аляски. Основной аргумент американских претензий на Арктику состоит в том, что как Северный морской путь, так и Северно-Западный проход должны быть международными морскими путями при условии права на проход, чему противятся Россия и Канада. Так в ответ на недавние заявления Канады на усиление своего военного присутствия в Северно-Западном проходе, военное министерство США объявило об увеличении своего флота в Арктике.

е. Норвегия

Остров Шпицберген, лежащий в Северном Ледовитом океане, принадлежит Норвегии, которая уже в 2006 году предъявила доказательства в подтверждение своих претензий на расширение Эксклюзивной Экономической зоны. Норвегия не предъявляет никаких претензий на сам полюс, но тем не менее считает, что часть этого региона принадлежит ей. Давние споры между Норвегией и Россией по поводу морских границ в Баренцевом море еще ждут своего разрешения.

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Генри Гудсон. Жизнь за Арктику Исключительно быстрый рост в конце XVI века экономической и политической силы Республики Соединенных провинций привел к тому, что на мировом рынке голландцы всюду начали вытеснять португальцев и испанцев. В

Из книги Глубина 4261 метр автора Лизун Владимир Николаевич

Возрождение территориальных притязаний на Арктику Несмотря на то, что многие страны притязают на территорию Арктики, эти притязания оставались под спудом в течение многих лет, что, скорее всего, объясняется тем, что эти страны не видели особых оснований для разрешения

Из книги Воспоминания о академике Е. К. Федорове. «Этапы большого пути» автора Барабанщиков Ю.

«Я люблю тебя!» – летело через Арктику Давно это было, в тридцатые годы. Но вспоминая о первой встрече со своей будущей женой – Анной Викторовной Гнедич, маститый академик Федоров разволновался так, словно случилась она лишь вчера… А.В. Гнедич и Женя Федоров (младший)А

Из книги Как убивают Россию (с иллюстрациями) автора Хинштейн Александр Евсеевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ РОССИИ · 864 - основаны первые поселения славянских племен: весь, мери и мурома. Белоозеро, Изборск· 882 - Киев, Южная Русь (от Новгорода до бассейна Припяти и до Днепра на юго-западе)· 883 - поселения племен древлян, северян и радимичей укрепляются

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

Территориальные штабы Центральный штаб партизанского движения осуществлял реальное управление фронтовыми штабами, в частности в вопросах, касающихся назначения и отстранения командных кадров, а также в вопросах проведения важных в политическом или стратегическом

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Императоры и территориальные князья Характерные особенности исторического развития Германии - слабые экономические связи между ее частями и то, что процесс централизации происходил здесь в масштабе отдельных провинций и территорий, - получили свое политическое

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Псевдогосударственные территориальные образования На протяжении периода оккупации в некоторых областях СССР возникали территориальные образования, так называемые республики, претендовавшие на экономическую, политическую, военную и даже, иногда, религиозную

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Псевдогосударственные территориальные образования На протяжении периода оккупации в некоторых областях СССР возникали территориальные образования, так называемые республики, претендовавшие на экономическую, политическую, военную и даже, иногда, религиозную

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Территориальные и демографические изменения Важнейшим территориальным приобретением для украинцев в итоге второй мировой войны стало включение Западной Украины в состав СССР. К величайшему огорчению поляков, Сталину удалось убедить Великобританию и США признать

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Глава 5. Территориальные споры Военно-политические кризисы на этой почве возникали, как правило, в том случае, когда оспариваемые территории имели для обоих претендентов важное военно-стратегическое или экономическое значение, а также вследствие споров сопредельных

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Заместитель начальника экспедиции И. Баевский. Познаем Арктику Северный морской путь - одна из величайших проблем второй пятилетки. Освоив эту гигантскую водную трассу, мы получим регулярную транспортную связь богатейших районов сибирского Севера с портами

Из книги Екатерина II без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Административно-территориальные реформы Екатерина II в секретной инструкции генерал-прокурору Александру Алексеевичу Вяземскому (1727–1793; князь, русский государственный деятель, один из ближайших сановников Екатерины II):В положении помещичьих крестьян таково

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Вильяльмур Стефансон покоряет Арктику В свое первое большое путешествие по Арктической Канаде Вильяльмур Стефансон отправился в 1906 г. В течение года он исследовал жизнь и быт эскимосских племен в окрестностях близ устья реки Маккензи. Ранней весной 1908 г.

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Территориальные споры Не успела отгреметь Гражданская война, а два победителя - УССР и РСФСР - уже сцепились между собой за право обладания восточной частью Донбасса.Поводом к конфликту стало включение в состав Донецкой губернии УССР части территорий Области Войска

Из книги Соединенные Штаты Америки. Противостояние и сдерживание автора Широкорад Александр Борисович

Всем известно, что Япония хочет получить от России часть территорий, которые считаются отобранными у страны незаконно. Территориальные претензии Японии высказываются с завидной периодичностью. Каждое новое правление России получает новые реверансы от японского правительства. Они убеждают высших представителей государства российского в том, что уж они наверняка примут верное решение и разрешат вопрос в пользу японцев, понимая, что то, что происходило ранее - не более чем недопонимание.

Но с каждым разом эти претензии отличаются и совершенно непонятно, чего на самом деле добиваются японские чиновники. Иногда территориальные претензии Японии распространяются на все Курилы и часть Сахалина, а иногда японцев устраивают всего четыре острова Курильской гряды. Бывает, что японцам оказывается достаточно двух островов - Шикотана и Хабомая. Возможно, эта тактика была разработана специально и Японцы очень надеются на то, что в свое время, она принесет определенные плоды. Но в этом году у Японцев появилась проблема в виде нового старого президента Владимира Путина, который до тонкостей знает все возможные варианты взаимоотношений с восточными соседями и не стремиться к удовлетворению их требований. Вся «восточная кухня» настолько приелась, что Японии не приходится рассчитывать на то, что уверения в том, что уж этот то президент поступит правильно и отдаст Курилы в пользу Японии, будут услышаны и претензии будут удовлетворены. Но и объективно, не понятно, почему Россия должна возвращать свои территории другой стране. Ведь история спорной территории настолько запутана, что разобраться в ней очень сложно и подготовленному человеку.

И исконно «японской» территорией они не были никогда. В первой половине 17 века эту местность населяли племена айнов. Японцы сами принимают тот факт, что айны никаким образом к их нации не относятся. Интересно, что история Японии, выпущенная в 18 веке, рассказывает и о Курилах и о самом острове Хоккайдо, как об иностранной территории, никакого отношения к Японии не имеющей. Если же опираться на картографические данные, которые пополнялись в эпоху великих открытий, то здесь тоже не может быть определенного ответа в пользу Японии. В эти времена любое государство могло считать своими те территории., которые первыми были занесены на подобную карту. Действительно,карта Курил у Японии появилась намного раньше,чем это сделали картографы России. Это произошло еще в тридцатые годы семнадцатого века.

Но рассмотрение образцов этой карты, заставляет придти к выводу, что данная карта никак не может считаться точной. На ней показано, что севернее Хоккайдо есть несколько небольших островов, но не их точных размеров, ни особенностей береговой линии не указано. Но в 1643 году этот пробел был закрыт голландскими мореплавателями, которые первыми нанесли точные данные об островах на мировую карту. Главным в этой экспедиции стал Мартин Фриз. А в начале следующего века уже ученые Российской Империи уточнили данные и нанесли архипелаг на карты. Они же провели переговоры с племенами, населявшими острова. Спустя несколько десятилетий они перешли под власть империи. Таким образом, если рассматривать территориальные претензии Японии, можно утверждать, что те слова о том, что Курилы изначально были японскими землями, мягко говоря - подмена фактов, имевших место быть в истории. Руководясь историей, можно утверждать, что гораздо больше возможностей для того, чтобы предъявлять свои права на эти территории, имеют те самые голландцы, которые первыми дали точное описание Курилам и нанесли их на карты.

Однако Голландцам эти острова не нужны, тогда как японцам внезапно захотелось взять их в свои руки. Японские власти проводят системную подготовку по возвращению территорий, постоянно затрагивая эту тему при общении с Российской стороной. Хотя после того, как Япония проиграла в войне 45 года, она могла и вовсе перестать быть суверенным государством. Те же территории, которые отошли союзу после войны, можно считать малой платой за этот проигрыш. Сама Япония, после того, как Российская Империя потерпела поражение в войне 1905 года, имела значительно большие аппетиты относительно территорий России. Тогда никто ничего не говорил о том, что Японцы забрали себе Сахалин. Интересные у них получаются стандарты. В случае выигрыша, требовать всё, что понравится в свою пользу сразу и без апелляций. А когда сама страна проиграла войне, тогда тоже нужно требовать возвращения территорий. Но в реальности такая политика не имеет права на существование. Есть и еще один исторический документ - Симодский контракт. По этому трактату, подписанному в 1855 году, России отходили Курильские острова, которые расположены на севере от Итурупа, а Сахалин должен был осваиваться совместно. Через двадцать лет условия контракта изменились, и Японцы получили в ведение Курилы, а Россия весь Сахалин.

Но после победы Японии в 1905 году, она сама разорвала договор. В результате Пртмундский договор сделал подвластной японцам южный Сахалин, полуостров Ляодунский. А рыбаки смогли ловить рыбу в Охотском, Японском и Беринговом морях у территорий России. Позже Япония еще и заставила Империю выплачивать огромные контрибуции и разоружить весь Дальний Восток. Победа СССР в 1945 году позволила Сталину вернуть всё на свои места, Сахалин, Ляодунский полуостров и Курилы опять вернулись к советской власти. Кроме того, союзники отговорили Сталина от того, чтобы предъявлять претензии на северную часть Хоккайдо, но победителей судить нельзя.

Так почему же соседи с востока хотят вернут ь себе южные Курилы, ведь проигрыш в войне все расставил на места. Японцы могли бы попробовать вернуть свои территории из Китая - Порт-Артур, да и Марианские острова можно отобрать у США, вот южные территории, которых так не хватает японцам А уже после того, как им с радостью вернут все эти территории, можно обратиться и к северным соседям. Лучше сейчас обратить внимание на сейсмическую активность и последствия цунами.

Территориальные претензии испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику, хотя чем дальше мы уходим от времен Средневековья, тем менее разумными кажутся споры о мелких островах, заливах и клочках земли.

Однако время от времени вопрос территориальных претензий привлекает к себе внимание.


В современном мире значение территориальных споров все-таки падает: все больше государств сегодня понимают, что большая территория v вовсе не повод для гордости, но если говорить о прошлом (иногда совсем близком), то -

Из глубин

Ученые-историки обычно делят территориальные споры на несколько категорий. Это споры из-за районов, имеющих военно-стратегическое значение, экономическое значение и политическое значение.

Деление это достаточно условное, поскольку в каждом спорном случае есть свои особенности и нюансы.

Военное значение имеют территории, которые могут стать "перевалочными пунктами" для нападения в случае войны. Особенно дороги государствам районы, которые могут быть использованы для разведывательной деятельности, сегодня например, для размещения радиолокационных станций.

К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.

Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или в экономическом плане. Зато территориальные претензии могут стать способом набирания политических очков в предвыборной борьбе.

Кто и на что претендует

Сегодня практически все знают о том, что некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии. Но не только Япония предъявляет территориальные претензии к России.

Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или поднимают и другие соседи, не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска.

После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в "коллективном бессознательном" наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире v 60 тысяч километров.

Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом.

Россия v США

У России и США самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.

Россия v Япония

Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Японцы увязывают его заключение с решением проблемы Южных Курил.

Россия v Северная Корея

Действует соглашение о демаркации (обозначении на местности) границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, о которых писали СМИ в 1990-х годах, - рабочие, бежавшие с принадлежащих КНДР леспромхозов в России.

Россия v Китай

Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом).

В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы ротяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны так и не сумели договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Здесь не удалось даже делимитировать границы (обозначить их на карте), не говоря уже о демаркации.

На западной границе Китая с Россией протяженностью около 50 км действует соглашение по делимитации. Начата демаркация.

Россия v Монголия

Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.

Россия v Казахстан

Вопрос о границе пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная "межреспубликанская граница".

Каспийское море

Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства v Азербайджан, Туркмения и Казахстан v требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

Россия v Азербайджан

Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых участках по обе стороны границы проживают лезгины v народ оказывается разделенным.

Россия v Грузия

С 1993 г. работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований v Абхазии, Южной Осетии (Грузия) и Чечни (Россия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.

Россия v Турция

Все пограничные проблемы были решены еще в советский период.

Россия v Украина

Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины. Киев же настаивает на его разделе. Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.

Россия v Белоруссия

Вопрос о границе между двумя государствами пока не ставится.

Россия v Латвия

Латвия после обретения независимости в 1991 году ставила вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в середине 1990-х годов вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.

Россия v Эстония

Несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет претензий к России.

Калининградская область

Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей и Литвой. Пограничных проблем здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве растет популярность идеи аннексии области.

Россия v Литва

Подписан договор о демаркации границы. Однако Россией этот договор пока не ратифицирован.

Россия v Финляндия

Действует договор о госгранице, подписаны документы о ее демаркации.

Россия v Норвегия

Сухопутная граница и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений v разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская Lграница полярных владений¦ должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного отстояния границы от островных владений обеих стран.

Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны все чаще делают заявления о его неправомерности.

Насколько реальны претензии

Маловероятно, что кто-либо из нынешних соседей России способен ввязаться в войну, чтобы реализовать свои территориальные притязания. Однако в современном мире существует много других способов добиваться своих целей. Российские эксперты очень любят заниматься построением сценариев типа:

"Возможны пограничные конфликты, возня из-за демаркации границы, как это было в ситуации с пограничным пунктом Верхний Ларс на границе с Грузией"
"Нельзя не брать в расчет возможное провоцирование этнических и межэтнических конфликтов на территории России извне. Как это происходит сейчас на Кавказе в связи с Чечней, на границе с Дагестаном, с Абхазией и Грузией."
"Возможно постепенное изменение не в пользу российских граждан этнического баланса на прилегающих дальневосточных территориях в связи с проникновением и расселением там граждан Китая".
"Своего рода "экономический шантаж" как реакция на внутренний катаклизм в России. Если у нас что-нибудь случится, некоторые из наших соседей могут предъявить России, как векселя к оплате, свои отложенные территориальные претензии".

Это интересно

Кроме того, по подсчетам журналистов, в самой России в последние 10 лет проявилось порядка 30 территориальных претензий субъектов Федерации друг к другу.

Москва спорит с Московской областью о принадлежности аэропортов Шереметьево и Внуково, Тверская область спорит с Ярославской об островах на реке Молога. Шадринский и Долматовский районы Курганской области тяготеют к Свердловской области. Из-за спорных территорий враждуют Калмыкия и Астраханская область. И это далеко не полный список.

Особую опасность представляют такие регионы, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в которых уже давно звучат призывы к разделению.