Соотношение международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних. Прочие международные соглашения, касающиеся защиты детей

Одной из важнейших проблем современного общества, имеющих глубокие социальные корни, является использование труда несовершеннолетних. Законодательное закрепление особого отношения общества к подрастающему поколению - это тенденция, характеризующая многие страны мира.

Среди других прав несовершеннолетних право на труд и его безопасные условия находит юридическое закрепление в правовых актах международного и национального законодательства. Несмотря на вполне естественное стремление законодателей многих государств ограничить использование труда несовершеннолетних, это не всегда согласуется с реальными условиями жизни общества. Прежде всего, использование труда несовершеннолетних привлекает работодателей, т.к. труд этой категории работников, как правило, малооплачиваемый, малолетние работники не в состоянии отстоять свои трудовые права. Однако существует и обратная сторона этой проблемы. Труд является формой индивидуализации личности, и многие подростки стремятся самоутвердиться посредством работы. Кроме того, это позволяет заработать карманные деньги и тратить их без разрешения родителей, что повышает мотивацию детского труда. По данным Международного бюро труда, большинство из работающих детей трудится в сельском хозяйстве - 75 - 80%, около 10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные - в ресторанах, магазинах, кафе и других точках бытового обслуживания населения.

Во многих странах детский труд рассматривается в качестве средства профессиональной подготовки, познания жизни и становления личности. Например, в Германии в свободное от учебы время трудятся примерно 45% школьников старших классов, хотя сам по себе детский труд строго регламентирован национальным законодательством.

Тенденция ограничения детского труда нашла отражение в международной инициативе, именуемой Программой искоренения детского труда, к которой присоединяется все больше и больше государств.

Основные проблемы, подлежащие разрешению как в национальном законодательстве, так и на международном уровне, сводятся к установлению предельного возраста, с которого возможен труд несовершеннолетних, запрещению использования их труда на тяжелых, вредных работах, установлению гарантий при приеме на работу и увольнении с нее подростков. В частности, 9 октября 1946 г. под эгидой Международной организации труда (МОТ) в Монреале была принята Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах. В соответствии со ст. 1 Конвенции ее нормы применяются к детям и подросткам, работающим за заработную плату или работающим непосредственно или косвенно за вознаграждение на непромышленных работах. Государства, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что они пригодны для такой работы.

Вопросам ограничения ночного труда подростков посвящены: Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946 г., и Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 10 июля 1948 г.

Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на "непромышленные работы", под которыми понимались все работы, за исключением таких, какие рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы. В то же время допускалось, что на основании национальных законов или правил Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица. Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста. Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.

Как видно из текста Конвенции, дифференциация условий труда несовершеннолетних проводилась в зависимости от факта посещения школы: дети старше 14 лет, которые больше не обязаны посещать школу полное учебное время, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 12 последовательных часов, включая промежуток времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Из этого правила делалось исключение, предусмотренное ст. 3 Конвенции, где декларировалось, что при наличии особых обстоятельств, отражающихся на определенной отрасли деятельности или определенном районе, компетентные власти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся установить в отношении детей и подростков, занятых в этой отрасли деятельности или районе, промежуток времени между 11 часами вечера и 7 часами утра вместо промежутка времени между 10 часами вечера и 6 часами утра. Наряду с этим ночной труд мог быть допустим в силу климатических условий, а также в силу чрезвычайных обстоятельств, что закреплялось в ст. 4 Конвенции.

Конвенция МОТ N 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.) стала еще одним шагом на пути укрепления международных гарантий в отношении труда подростков. Конвенция устанавливала ограничения ночного труда несовершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:

а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;

б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;

в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;

г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, в складах или аэропортах.

Термин "ночь" трактовался как "период продолжительностью, по крайней мере, в двенадцать последовательных часов" (ст. 2 Конвенции). Его начало и окончание, т.е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РФ.

В отношении подростков, достигших возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом власти, продолжительностью, по крайней мере, в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.

В соответствии со ст. 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.

В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных профессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет. В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью, по крайней мере, в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу.

Так же, как и Конвенция 1946 г., рассматриваемый документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Как уже было сказано, одним из направлений социальной защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с которого возможен прием на работу. Указанной проблеме были посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают: Конвенция МОТ N 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.), Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.), Конвенция МОТ N 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 30 апреля 1932 г.), Конвенция МОТ N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 22 июня 1937 г.), Конвенция МОТ N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 22 июня 1965 г.).

Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст в определенной сфере производства.

Определяющим фактором начала трудовой деятельности по общему правилу выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения. Например, Конвенция МОТ N 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что дети старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:

а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;

б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;

в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.

Вполне естественным является минимальный возраст - 16 лет, установленный Конвенцией МОТ N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.

Особое место среди других занимает Конвенция МОТ N 138 о минимальном возрасте для приема на работу. Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Конвенция призывает каждое государство, для которого настоящая Конвенция находится в силе, осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.

Минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный. К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования. Снижение минимального возраста в России было связано с введением в действие Закона РФ "Об образовании", принятого 10 июля 1992 г., в котором в качестве обязательного вводилось неполное среднее девятилетнее обучение. В связи с этим появилась правовая возможность отчислять из школы подростков после окончания 9 классов, т.е. достигших 14-летнего возраста. Таким образом, введение в действие Закона "Об образовании" косвенным образом повлияло на увеличение армии безработных за счет отчисляемых из школ подростков. В свою очередь, эта причина побудила законодателя снизить возраст приема на самостоятельную работу.

Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., в соответствии со ст. 32 данной Конвенции государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности.

<*> Kazakova L.S. Correlation of international law and national law in the sphere of rights of minors.

Казакова Людмила Сергеевна, адъюнкт кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции.

В статье рассматривается вопрос о соотношении международного права и внутригосударственного законодательства в сфере прав несовершеннолетних, рассмотрен ряд основных документов по правам детей, проведено их сравнение с российскими законами. Дан авторский анализ имеющихся недостатков в исследуемой проблеме.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, права детей, международное право.

In article the question on a parity of international law and the interstate legislation in sphere of the rights of minors is considered, a number of the basic documents by the rights of children is considered, their comparison with the Russian laws is spent. The author"s analysis of available lacks of an investigated problem is given.

Key words: the rights of minors, the rights of children, international law.

Свое юридическое оформление основы статуса несовершеннолетних находят прежде всего в общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, в Конституции РФ, в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Сопоставление международно-правовых, конституционно-правовых и иных источников показало существование значительного числа терминов, применяемых по отношению к несовершеннолетним (ребенок, подросток и т.д.). Среди них "несовершеннолетний" представляется наиболее устоявшимся и удачным в российском праве.

Согласно предписанию ч. 4 ст. 15 Конституции РФ законодатель вводит в российскую правовую систему две категории международно-правовых норм.

Во-первых, это общепризнанные принципы и нормы международного права, имеющие универсальный характер, установленные и признанные всеми или почти всеми членами международного сообщества государств и обязательные для всех или почти всех государств. Источниками их выражения являются такие нормативные акты, как Декларация о защите прав детей 1924 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.

Во-вторых, это нормы, содержащиеся в международных договорах и соглашениях <1>. Специальные принципы конституционно-правового статуса несовершеннолетних детализируются в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г. <2>.

<1> Шемахова Н.С. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. МВД РФ СПбУ. СПб., 2006. С. 30.
<2>

Некоторые нормы, закрепленные в данной Декларации в качестве принципов, следует отнести скорее к правам <3>. Следует отметить, что деятельность международных правовых организаций в области регламентации конституционно-правового статуса несовершеннолетних началась довольно давно.

<3> Декларация прав ребенка 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 279.

Так, еще в 1924 г. Лига Наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития <4>. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой" <5>.

<4> Декларация о защите прав детей. Лига Наций. 1924.
<5> Декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г. // Правозащитник. 1998. N 4. С. 46 - 50.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей <6>. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

<6> Декларация прав ребенка 1959 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 256.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях <7>. Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, являются "Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних" <8>. В период с 1979 по 1989 г. Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 15 сентября 1990 г. В Российской Федерации она ступила в силу 15 сентября 1990 г. <9>. Таковы в самых общих чертах международные положения, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, члена семьи и гражданского общества, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

<7> Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеей от 3 декабря 1986 г. // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сб. международных документов. М., 1989. С. 275.
<8> Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) от 14 декабря 1990 г. // Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сб. нормативных документов. М., 2003. С. 62.
<9> Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2003. С. 306 - 323.

В общем массиве документов, имеющих международное значение и закрепляющих статус несовершеннолетних детей, Конвенция "О правах ребенка" занимает особое место. Идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией вольности для детей", "Мировой Конституцией прав ребенка" <10>.

<10> Борисова Н.Е., Дмитриев Ю.А., Захаров С.В. Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации. М., 1998. С. 19.

Российское законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус несовершеннолетних, представляет собой систему нормативных актов различных по юридической силе.

Согласно действующему российскому законодательству конституционно-правовые нормы являются основной базой для формирования такого института, как конституционно-правовой статус несовершеннолетних. При этом нельзя не согласиться с мнением авторского коллектива Н.Е. Борисовой, Ю.А. Дмитриева, С.В. Захарова, что содержание ныне действующей Конституции не в полной мере отвечает поставленной выше задаче в части регламентации статуса несовершеннолетнего <11>.

<11> Там же. С. 10.

Выполнение Конвенции о правах ребенка является одним из приоритетов в ходе осуществляющегося пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права содержатся в новом Трудовом кодексе Российской Федерации. В Налоговый кодекс Российской Федерации включена норма социальных налоговых вычетов (выведение из-под налогообложения части доходов родителей в связи с воспитанием, лечением и обучением детей). Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства. При принятии части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации сохранены нормы, гарантирующие права наследования детей, в том числе и внебрачных.

Продолжается развитие международного сотрудничества России, направленное на содействие осуществлению целей Конвенции. Укрепляется в большинстве случаев на программной основе взаимодействие с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Советом Европы и другими международными организациями. Процесс интеграции России в мировое сообщество, прежде всего вступление в Совет Европы, оказал позитивное воздействие на совершенствование политики по имплантации международных норм в российское законодательство и практику, и учет европейского законодательства, в том числе Европейской социальной хартии <12>.

<12> Изложение проблем ратификации Европейской социальной хартии приводится в отдельном материале Вестника.

Рассмотрим общие принципы правовой политики в отношении основных прав детей, провозглашенные преамбулой Конвенции о правах ребенка, и Конституции России. Общим аспектом является то, что, так же как и Конституция РФ, преамбула вышеуказанного международного акта не называет возраст среди признаков, запрещающих дискриминацию людей. Между тем в абзаце 3 преамбулы Конвенции, где идет об этом речь, последним из перечисленных признаков назван такой признак, как "рождение", смысл которого достаточно размыт, но близок к представлению о возрасте человека <13>. Что касается соотношения российской правовой действительности в плане соответствия требуемым международным стандартам, то можно констатировать гарантированность правовой защиты и реальной обеспеченности права на жизнь и здоровье ребенка в России только после появления его на свет.

<13> Подробнее см.: Козубова И.И. Права ребенка в национальном и международном праве // Всеобщая декларация прав человека: правовое регулирование и правоприменение: Материалы научно-практической конференции (6 декабря 2002 г., г. Ставрополь). Ставрополь, 2003. С. 39 - 40.

И.И. Козубова справедливо считает что необходима разработка доступного механизма обеспечения права ребенка на самостоятельную защиту своей жизни, здоровья, иных основных прав <14>.

<14> Козубова И.И. Указ. соч. С. 44 - 46.

Современное российское законодательство, используя положительный международный опыт по регламентации и обеспечению прав несовершеннолетних, приводит свое законодательство в соответствие с международными нормами права. Однако большинство правозащитных норм нуждается в специальном механизме, обеспечивающем их реализацию в процессе правоприменительной деятельности <15>.

<15> Солдатов А.П., Середа Л.М. Обеспечение прав несовершеннолетних органами местного самоуправления: Монография / Под ред. д-ра юрид. наук А.П. Солдатова. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007. С. 50.

За годы, прошедшие с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38) гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН <16>.

<16> Кравчук Н.В. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. N 4. С. 49.

Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства - законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних целую главу (гл. 11 СК РФ). Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе отражают требования Конвенции.

Неизбежность "неясности" в терминологии международных договоров, в частности Конвенции ООН о правах ребенка, может быть объяснена двойственностью обязательств государства - ведь оно несет ответственность не только за соблюдение и защиту прав и интересов ребенка, но и за соблюдение прав и интересов родителей. Разрешить этот вопрос на международном уровне сложно, и именно поэтому государству предоставляется возможность искать оптимальные решения.

Во избежание негативных последствий чрезмерно широкой трактовки Конвенции и для осуществления контроля над государствами в рамках ст. ст. 44, 45 Конвенции была установлена система отчетности, обеспечиваемая Комитетом по правам ребенка ООН, членами которого являются эксперты с опытом работы в области прав детей. Контроль за соблюдением обязательств в области защиты прав ребенка осуществляется в виде международного и внутригосударственного контроля.

Подводя итог сравнению законодательной базы, регламентирующей конституционно-правовой статус несовершеннолетних в России, исходящей из конституционных положений и международно-правовых стандартов, можно сделать следующие выводы:

во-первых, законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус несовершеннолетних в России, представлено на трех уровнях: международном, федеральном и региональном;

во-вторых, следует отметить, что законодательство Российской Федерации как полноправного члена международного сообщества в определенной степени соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным обязательствам, взятым нашей страной в области прав человека, однако вместе с этим имеет определенные пробелы и в некоторых вопросах требует серьезных доработок.

Правовое положение несовершеннолетнего в трудовых отношениях регулируется как международными нормативными актами, так и трудовым законодательством Российской Федерации.

Ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка предусмотрено, что госу­дарства-участники признают право ребенка на защиту: от экономической эксплуатации; от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им об­разования либо наносить ущерб его здоровью, а также физическому, ум­ственному, духовному, моральному и социальному развитию.

На государства возлагаются следующие обязанности:

Устанавливать минимальный возраст приема на работу;

Определять необходимые требования о продолжительности рабоче­го дня и условиях труда;

Предусматривать соответствующие виды наказаний или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований данной статьи.

Важную роль в правовом регулировании детского труда играет Меж­дународная организация труда (МОТ), принимающая соответствующие конвенции в этой области.

Проблемам ограничения минимального возраста приема на работу детей в различных отраслях трудовой деятельности посвящены следующие нормативные документы:

Конвенция МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г);

Конвенция МОТ № 10 о минимальном возрасте для допуска детей на работу в сельское хозяйство (Женева, 25 октября 1920 г.);

Конвенции МОТ № 33 и № 60 о допуске детей в возрасте 12 лет на непромышленные работы (Женева, 12 апреля 1932 г. и 3 июня 1937 г);

Конвенция МОТ № 123 о допуске детей с 16 лет на подземные ра­боты в шахтах и рудниках (Женева, 2 мая 1965 г.) и др.

Конвенция МОТ №78 (Монреаль, 19 сентября 1946 г.) регулирует обязательность медицинского освидетельствования детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах.

Конвенция МОТ № 79 (Женева, 9 октября 1946 г.) ограничивает ис­пользование ночного труда детей и подростков на непромышленных рабо­тах. Дети в возрасте до 14 лет, которые не учатся, и дети старше 14 лет, ко­торые еще учатся в школе, не используются на работах в ночное время в течение периода 14 последовательных часов, включая промежуток вре­мени между 8 ч вечера и 8 ч утра.

Конвенция МОТ №90 (Сан-Франциско, 17 июня 1948 г.) ограничи­вает использование ночного труда подростков в промышленности:

На шахтах, карьерах и других предприятиях по добыче полезных ископаемых из земли;

Предприятиях, где предметы производятся, изменяются, очищают­ся, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к про­даже, разрушаются или уничтожаются;

Предприятиях, на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансфор­мации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;

Предприятиях, занятых строительством и гражданскими инженер­ными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;

На предприятиях, занятых перевозкой лиц или товаров по шос­сейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на при­чалах, пристанях, в складах или аэропортах.

Подростки, не достигшие возраста 18 лет, на таких работах в ночное время не используются, за исключением целей обучения учеников или профессионального обучения с 16 лет в определенных отраслях промыш­ленности с круглосуточным или непрерывным характером работ, после проведения консультаций с заинтересованными организациями.

Ночное время в Конвенции определяется продолжительностью не менее 12 последовательных часов с 22 ч вечера. Для подростков с 16 лет продолжительность ночного времени составляет не менее 7 последователь­ных часов между 10 ч вечера и 7 ч утра, в определенных случаях с разре­шения компетентного органа власти и проведения консультации с органи­зациями предпринимателей и трудящихся ночной промежуток времени мо­жет устанавливаться после 23 ч.

Конвенция МОТ № 138 (1973 г), посвященная проблемам установле­ния минимального возраста для приема на работу, в частности, предусмат­ривает, что минимальный возраст не должен быть ниже возраста оконча­ния обязательного школьного образования и ниже 15 лет. Для государств с недостаточно развитой экономикой и системой образования установлен минимальный возраст в 14 лет .

Существует международная программа по искоренению детского труда, созданная в 1992 г. с целью координации деятельности МОТ по борьбе с детским трудом. Правительство Германии стало первым спонсо­ром этой программы, в которой первоначально участвовало 6 государств. В настоящее время число спонсоров достигло 25, осуществление програм­мы происходит в 75 странах.

В ст. 63 Трудового кодекса РФ возраст приема на работу установлен с 16 лет, но с рядом условий, допускающих прием на работу в более ран­нем возрасте:

1. В случае получения основного общего образования либо оставле­ния в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреж­дения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет

2. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащи­мися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не наруша­ющего процесса обучения.

3. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концер­тных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудо­вого договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в соз­дании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравствен­ному развитию.

В некоторых региональных законах, устанавливающих права ребенка, минимальный возраст приема на работу несовершеннолетних ниже 14 лет.

Трудовой кодекс РФ в гл. 41 регулирует особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями в целях обеспечения нормального дето­рождения и дальнейшего ухода за ребенком как матери, так и других лиц, осуществляющих семейные обязанности (отцов, опекунов, попечителей несовершеннолетних и др).

Ст 253 ТК РФ содержит запрет на применение труда женщин на работах, связанных с вредными и опасными условиями труда, а также с подъемом и пе­ремещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Тем самым в данной статье реализуется право ребенка на рождение.

В гл. 41ТКРФ предусматриваются гарантии и льготы, связанные с защитой прав женщин и лиц с семейными обязанностями, а также регу­лируются вопросы:

Перевода на другую работу беременных женщин и женщин, име­ющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ);

Предоставления отпусков по беременности, родам и уходу за ре­бенком (ст. 255,256 ТК РФ);

Предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка (ст. 257ТКРФ);

Перерывов для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ);

Гарантий при направлении в служебные командировки, привлече­нии к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК РФ);

Гарантий женщинам при установлении очередности предоставле­ния ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 260 ТК РФ);

Гарантий беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении трудового договора (ст. 261 ТК РФ);

Предоставления выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства (ст. 262 ТК РФ);

о предоставления дополнительных отпусков без сохранения заработ­ной платы лицам, осуществляющим уход за детьми (ст. 263 ТК РФ);

Гарантий и льгот лицам, воспитывающим детей без матери (ст. 264 ТК РФ).

Правовое регулирование указанных проблем обеспечивает реализа­цию права ребенка на рождение и благополучное социальное развитие.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет предусмотрены гл. 42 ТК РФ и требуют более детального рассмотрения.

Ст. 265 ТК РФ содержит следующий перечень работ, на которых ис­пользование труда несовершеннолетних в возрасте до 18 лет запрещено:

Работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

Подземные работы,

Работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нрав­ственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работа в ночных

кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами);

Переноска и передвижение тяжестей, превышающих установлен­ные предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда несовер­шеннолетних, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в поряд­ке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трех­сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В ст. 266 ТК РФ за счет средств работодателя предусмотрены обяза­тельные медосмотры несовершеннолетних перед приемом на работу, а также проведение таких медосмотров ежегодно до достижения ими возраста 18 лет.

Согласно ст. 267 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск несовершеннолетним предоставляется продолжительностью 31 календар­ный день в удобное для них время.

Запрещается направление несовершеннолетних в служебные команди­ровки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в вы­ходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работни­ков, работников средств массовой информации, организаций кинематогра­фии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональ­ных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 268 ТК РФ).

Расторжение трудового договора с несовершеннолетними по иници­ативе работодателя (за Исключением случая ликвидации организации) по­мимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответ­ствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

В соответствии со ст. 270 ТК РФ нормы выработки для несовершен­нолетних устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорцио­нально установленной для этих работников сокращенной продолжитель­ности рабочего времени, а также могут утверждаться пониженные нормы выработки согласно действующему законодательству.

При повременной оплате труда заработная плата несовершеннолет­ним работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, хотя работодатель за счет собственных средств может производить

им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих катего­рий при полной продолжительности ежедневной работы. Сдельные работы оплачиваются по установленным сдельным расценкам. Несовершеннолет­ним, работающим в свободное от учебы в образовательных учреждениях время, оплата труда производится пропорционально отработанному време­ни или в зависимости от выработки. В обоих случаях работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счет собственных средств (ст. 271ТКРФ).

Ст. 272 ТК РФ устанавливает, что особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются Трудовым кодексом РФ и иными феде­ральными законами, коллективным договором, соглашением.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабо­чего времени не может превышать 40 ч в неделю, для несовершеннолетних согласно ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени сокращена:

На 16 ч в неделю - для работников в возрасте до 16 лет и составля­ет не более 24 ч;

На 5 ч в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет и сос­тавляет не более 35 ч.

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, уста­новленных ст. 92 ТК РФ.

Согласно ст. 93 ТК РФ работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной жен­щины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет).

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превы­шать: для работников в возрасте от 15 до 16 лет- 5 ч; в возрасте от 16 до 18 лет- 7ч; для учащихся общеобразовательных учреждений, образова­тельных учреждений начального и среднего профессионального образова­ния, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16лет-2,5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет-4 ч (ст. 94ТКРФ).

Согласно ст. 95 ТК РФ к работе в ночное время не допускаются: бе­ременные женщины; работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключе­нием лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым

кодексом и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, уста­новленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супру­га (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанно­го возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их пись­менного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомле­ны со своим правом отказаться от работы в ночное время.

С несовершеннолетними не может быть заключен договор о полной мате­риальной ответственности (ст. 244 ТК РФ); полная материальная ответствен­ность несовершеннолетних предусмотрена ст. 242 ТК РФ лишь в случаях:

Умышленного причинения ущерба;

Ущерба, причиненного в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Ущерба, причиненного в результате совершения преступления или административного проступка

Материальная ответственность предусмотрена за прямой действи­тельный ущерб. Под ущербом понимается реальное уменьшение налично­го имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имуще­ства (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излиш­ние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой дей­ствительный ущерб, так и за ущерб, возникший у работодателя в результа­те возмещения им ущерба иным лицам (ст. 238 ТК РФ).

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится не позднее од­ного месяца со дня окончательного установления работодателем размера ущерба, причиненного работником.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить ущерб, причиненный работодателю, а сумма причиненного

ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний ме­сячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке (ст. 248ТКРФ).

К возмещению ущерба, причиненного несовершеннолетним в сфере трудовых отношений, в случае отсутствия у несовершеннолетнего необхо­димых средств привлекаются родители или лица, их заменяющие (ст. 1074, 1075 ГК РФ).

В соответствии со ст. 192ТКРФ за совершение дисциплинарного проступка к несовершеннолетнему могут быть применены следующие дис­циплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответству­ющим основаниям.

За каждый проступок может быть применено только одно дисципли­нарное взыскание, не считая мер материального воздействия.

Основные права и обязанности работника предусмотрены ст. 21 ТК РФ и включают в себя право:

На заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами;

Предоставление работы, обусловленной трудовым договором;

Рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным го­сударственными стандартами организации и безопасности труда и коллек­тивным договором;

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в со­ответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и ка­чеством выполненной работы;

Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжитель­ности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных про­фессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

Полную достоверную информацию об условиях труда и требовани­ях охраны труда на рабочем месте;

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном ТК РФ и иными федераль­ными законами;

Объединение, включая право на создание профессиональных со­юзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и закон­ных интересов;

Участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информа­цию о выполнении коллективного договора, соглашений;

Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;

Возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а право на компенсацию морального вреда - в порядке, установленном ТК РФ и федеральными законами;

На обязательное социальное страхование в случаях, предусмотрен­ных федеральными законами.

Работник обязан:

Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложен­ные на него трудовым договором;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять установленные нормы труда;

Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопаснос­ти труда;

Бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

Незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

Изложенные права и обязанности распространяются и на несовер­шеннолетних работников.

Юридические механизмы защиты трудовых прав несовершеннолет­них включают в себя:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства;

Защиту трудовых прав работников профессиональными союзами;

Самозащиту работниками трудовых прав (ст. 352 ТК РФ).

Государственный надзор и контроль осуществляют органы феде­ральной инспекции труда, федеральные органы исполнительной власти по

надзору в установленной сфере трудовой деятельности, органы исполни­тельной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, органы прокуратуры РФ.

Компетенция профессиональных союзов по защите трудовых прав работников предусмотрена ст. 370 ТК РФ.

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также от­казаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федераль­ными законами. На время отказа от указанной работы за работником сох­раняются все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными актами (ст. 379 ТК РФ).

Под индивидуальными трудовыми спорами понимаются неурегули­рованные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, о которых заявлено в ор­ган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ).

Такими органами согласно ст. 382 ТК РФ являются комиссии по тру­довым спорам и суды.

Защиту трудовых прав несовершеннолетних могут осуществлять их родители и законные представители, а также органы опеки и попечитель­ства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В настоящей статье мы рассмотрим международно-правовые нормы, регламентирующие правовой статус несовершеннолетнего, проанализировав для этих целей нормы международного законодательства. Обратимся мы и к российскому законодательству, потому что Российская Федерация, будучи участницей целого ряда конвенций по исследуемой проблематике, обязана привести свои внутренние нормы в соответствие с принятыми стандартами.

Поворотным моментом в регламентации специального правового статуса несовершеннолетних стал XX, когда были приняты основные международные документы. Отметим, что уже в рамках Лиги Наций в 1924 году была принята Женевская декларация, которая призывала создавать условия для нормального духовного физического развития детей по всему миру .

При этом отметим, что важнейшим событием в развитии права прав человека и прав ребенка в частности явилось создание Организации Объединенных Наций (далее – ООН), целью которой является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Так, 11 декабря 1946 года в рамках ООН был создан Фонд под наименованием Международный чрезвычайный детский фонд (далее - ЮНИСЕФ). Изначально он создавался для помощи детям, которые пострадали в период Второй Мировой войны, предполагалось, что его деятельность будет носить временным характер. Однако он функционирует до сих пор под названием Детский Фонд ООН.

В 1948 году был принят один из фундаментальных документов по правам человека - Всеобщая декларация прав человека, положения которой провозгласили право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства.

Кроме того, п. 5 ст. 25 Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» .

Вторым шагом на пути становлениям международной защиты детства стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года Декларации о правах ребенка. В Преамбуле было указано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения . Отметим, что данный документ сыграл огромную роль в деле защиты прав детей. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Главным недостатком данной Декларации стало то, что многие ее положения так и оставались призывом, ведь, известно, что декларации не носят обязательный характер. Тем не менее именно Декларация о правах ребенка стало основой для разработки Конвенции о правах ребенка 1989 года, а также ряда положений действующего Семейного кодекса Российской Федерации, посвященных правам несовершеннолетних.

Работа над текстом данного документа длилась целое десятилетие, с 1979 года, и завершилась 20 ноября 1989 года принятием Конвенции о правах ребенка, универсального документа, признающего за детьми весь комплекс прав человека. Эта Конвенция очень быстро получила необходимое количество ратификаций и действительно является универсальной по количеству участвующих в ней государств. О чем свидетельствует этот факт? Прежде всего о том, что предметами дискуссии могут быть различные аспекты защиты прав ребенка, однако право детей на особую защиты не подвергается никаким сомнениям, это своего рода аксиома.

Согласно статье 1 Конвенции, ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» . Следовательно, несовершеннолетний человек с позиций международного права рассматривается как ребенок.

При этом важно помнить, что Конвенция о правах ребенка закрепила верхний возрастной предел в 18 лет с оговоркой «если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» .

В данном случае следует иметь в виде международные договоры, которые касаются определенного аспекта жизни ребенка. Так, Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г. и Европейская конвенция о признании и исполнении решений в области опеки над детьми и восстановления опеки над детьми 1980 г. для целей данных Конвенций признают, что ребенком является личность до достижения 16 лет (соответственно ст. 1 и 4). Далее Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. не устанавливает минимальный брачный возраст, оставляя это на усмотрение государств-участников (ст. 2) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в международном праве не закреплен точно определенный возраст, с которого личность перестает считаться ребенком. В то же время принятие Конвенции о правах ребенка 1989 года, а также пересмотр возрастных критериев в ряде договоров (например, в международном гуманитарном праве) позволяют говорить о том, что с позиции международного права возраст в 18 лет считается наиболее принятой нормой для определения момента, с которого правовая защита ребенка прекращается.

Рассмотрим, какое место занимают права ребенка в общей системе прав человека. Права ребенка – это права человека применительно к детям.

Такую краткую формулировку нам предлагает энциклопедический юридический словарь. Принимая во внимание тот факт, что общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим (конституционным) статусом человека и гражданина, о чем мы писали в предыдущем параграфе, данное определение считаем в целом корректным. Однако, как мы уже также отмечали, правовой статус ребенка специфичен, характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с правовым статусом личности, статья же эти особенности не раскрывает, хотя и упоминает их.

По мнению авторов словаря, необходимость выработки специальных норм, регламентирующих международное сотрудничество в этой области, обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они согласно внутреннему законодательству государств не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.д.

Данное утверждение можно подтвердить следующим примером: согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. При этом, поскольку избирательное право распространяется только на совершеннолетних граждан, несовершеннолетний, в силу возраста, им не обладает. Среди специфических прав выделим «право жить в семье», «право на заботу со стороны своих родителей», «право на совместное с ними проживание», которые закреплены исключительно для детей ст. 54 СК РФ.

В конце словарной статьи указано, что есть целый ряд международно-правовых документов, специально посвященных правам ребенка. К ним относятся, прежде всего, Конвенция о правах ребенка 1989 года, а также Декларация прав ребенка 1959 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г., ряд Конвенций Международной Организации Труда (далее – МОТ) (№ 10, 11, 15, 58, 59, 60, 112) и др. Наличие данных документов подтверждает то, что несовершеннолетний обладает специальным (родовым) правовым статусом.

Несмотря на то, что статья не раскрывает характерные особенности прав ребенка, в целом тезис о том, что права ребенка – это права человека применительно к детям, верный. То есть мы можем рассматривать права ребенка сквозь призму прав человека и гражданина.

Само понятие прав человека возникло в эпоху буржуазных революций. Они неотчуждаемы, внетерриториальны и вненациональны, принадлежат человеку от рождения, их признание, соблюдение и защита –забота мирового сообщества в целом, а не внутреннего дело какого-либо государства.

Всю совокупность прав человека подразделяют на абсолютные и относительные, иначе – основные и другие общепризнанные права, и свободы.

Важнейшие международно-правовые документы в области защиты прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) в своих положениях закрепили универсальный перечень основных прав и свобод, который в единстве с конституционными правами призван обеспечить нормальную жизнь человека.

Как отмечает Лукашева Е.Л., в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности, в Международном Билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартии. В случае, когда какое-либо основное право не вошло в конституцию государства, оно должно быть признано данным государство независимо от его конституционного закрепления, так как приоритет международного права по отношению к внутри государственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Правовой статус человека и гражданина включает в себя все многообразие прав, охватывающих различные сферы его деятельности. В соответствии с данными сферами можно определить структуру и характер прав, составляющих его правовой статус. Данная структура следует из международно-правовых документов по правам человека, прежде всего из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, и включает в себя: гражданские (личные), политические, социальные и экономические, культурные права. Аналогичным образом изложены права и свободы человека и гражданина во 2 Главе Конституции Российской Федерации.

Гражданские права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и

осуществление государственной власти.

Экономические и социальные права призваны обеспечить человеку достойный уровень жизни. Культурные права гарантируют доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

При классификации прав не всегда то или иное право можно однозначно отнести к конкретной категории, то есть любое разделение прав на категории в какой-то степени условно.

Список литературы

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Сб. документов. – М.: Норма; ИНФРА-М, 1998. – 39 с.

2. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1386 (ХIV) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml - Дата доступа: 04.03.2016.

3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (принят в Женеве 8 июня 1977 года.) [Электронный ресурс] // Международный Комитет Красного Креста - Режим доступа: https:// - Дата доступа: 04.03.2016.

4. Женевская декларация прав ребенка 1924 г. [Электронный ресурс] //Wikipedia – Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/Женевская_- декларация_прав_ребёнка – Дата доступа: 04.03.2016.

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml – Дата доступа: 04.03.2016.

6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Бюл. междунар. договоров. – 1995. – № 2. – С. 3.

7. Михеева, Л.Ю. Защита прав ребенка в современной России / Л.Ю. Михеева; под ред. А.М. Нечаевой. – М.: Ин-т государства и права РАН, 2005. – 107 с.

дипломная работа

2.1 Влияние норм международного права на осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" поставило перед судами задачу обеспечить правильное и единообразное применение судами России норм международного права при осуществлении правосудия Судебная практика по уголовным делам // Сост. Ю.А. Данилов.-М., 2006.-с.159.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации // Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года. Одобрен Советом Федерации 05 июня 1996г. Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» от 13.06.1996г. № 63-ФЗ., с изменениями на 08.04.2008г. .

К основному международному документу, регулирующему данный вопрос, следует, без всякого сомнения, отнести Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. Также данный вопрос регулируют отдельные положения Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

В ст. 1 УК РФ "Уголовное законодательство РФ" данное конституционное положение интерпретировано следующим образом: "Настоящий Кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права".

При сравнительном анализе норм российского уголовного законодательства (в частности, положений гл. 14 УК РФ, регулирующей особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних) с вышеперечисленными международно-правовыми актами выявляется, что некоторые положения данных актов более полно защищают права несовершеннолетних, чем отечественное законодательство. В частности, к положениям, более полно защищающим права несовершеннолетних, следует отнести ст. 17 Пекинских правил, содержащую руководящие принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия. Так, согласно п. "А" ч. 1 ст. 17 Пекинских правил "меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетних, а также с потребностями общества", также согласно п. "d" указанной нормы при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.

Статьи 87 УК РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних" и 89 УК РФ "Назначение наказания несовершеннолетнему" руководящих принципов вынесения судебного решения и выбор мер воздействия в таком полном объеме не содержат.

Так, в ч. 2 ст. 87 УК РФ указано, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования.

Статья 89 УК РФ устанавливает, что при назначении наказания несовершеннолетнему дополнительно должны учитываться условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц, несовершеннолетний возраст оценивая как смягчающее обстоятельство.

Как видно из анализируемых статей, закрепление принципов и приоритетов уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в них четко не выражено.

Большой объем гарантий в отношении несовершеннолетних содержится в п. "С" ч. 1 ст. 17 Пекинских правил, согласно которому "несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если он только не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также при отсутствии другой соответствующей меры воздействия", и в ст. 19 Пекинских правил, устанавливающей, что "помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока".

В ст. 88 УК РФ указания на то, что лишение свободы применяется только в крайних случаях, не имеется, не содержится ограничений, установленных в вышеприведенной международной норме.

Статья 18 Пекинских правил содержит такой вид воздействия на несовершеннолетних, как пробация, отсутствующий в отечественном законодательстве.

Возникает вопрос: может ли российский правоприменитель напрямую на практике применять положения международно-правовых норм, более полно защищающих права несовершеннолетних?

Представляется, что при существующей структуре уголовного законодательства ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного Кодекса РФ. Новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс, в ст. 3 УК РФ подчеркивается, что "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом".

Анализируя данную коллизию статей УК РФ и конституционное положение о приоритете норм международного права, З.А. Незнамова указывает, что поскольку "нормы международного права не могут иметь прямое действие на территории России, постольку коллизии норм международного и национального уголовного права должны разрешаться в пользу последних" Незнамова З.А. Коллизии в уголовном праве. -М., 1995.- С. 23 - 24. . Большая часть ученых, разрабатывавших эту тему, сходится в том, что, "если нормы международно-правовой конвенции не вошли непосредственно в национальное уголовное законодательство, правоприменитель не способен напрямую применить соответствующую конвенцию. И в этом случае фактически сохраняется приоритет внутригосударственных норм по отношению к нормам международного права" Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. -1995.- N 6.- С. 55. .

Возникает следующий вопрос: должны ли нормы Пекинских правил, более полно защищающие права несовершеннолетних, быть включены в российское уголовное законодательство? Представляется, что ответ на этот вопрос должен быть положительным.

В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" под "общепризнанной нормой следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного" Судебная практика по уголовным делам / Сост. Ю.А. Данилов.-М., 2006.-с.159. . Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Пекинские правила как раз и относятся к подобным документам ООН. Принимая Пекинские правила 29 ноября 1985 г. на 96-м планерном заседании, Генеральная Ассамблея ООН в п. 5 текста резолюции предложила "государствам-членам привести в соответствие с Пекинскими правилами в тех случаях, когда это необходимо, свое национальное законодательство, политику и практику» Шибков О.Н. Принципы и нормы международного права как источники уголовного права. -М., 2000.- С. 9. .

О.Н. Шибков, более детально разрабатывающий тему принципов и норм международного права как источников уголовного права, указывал, что "нормы международного права являются источниками уголовного права России в случае непосредственной отсылки положений уголовного закона к нормам международного права (что является исключением положений ч. 1 ст. 1 УК РФ) либо путем рецепции либо имплементации международно-правовых норм в Уголовный кодекс. Последние два способа являются разновидностями инкорпорации норм международного права во внутреннее законодательство" Там же. С. 147. . Развивая эту мысль далее, О.Н. Шибков указывает: "Изменение Уголовного кодекса РФ при вступлении в силу международного акта, имеющего уголовно-правовое значение, может производиться двумя способами:а) рецепцией, то есть прямым (формальным) включением положений международно-правового акта в Уголовный кодекс; б) имплементированием, то есть внесением в Уголовный кодекс изменений, соответствующих не по форме, а по своей сути положениям международно-правового акта. И при рецепции, и при имплементации норм международного права в Уголовный кодекс общим для международного и внутреннего права является объект уголовно-правовой охраны.

Представляется, что в целях наиболее полного воплощения принципа законности и конституционного положения о применении общепризнанных международных норм нормы Пекинских правил, наиболее полно защищающие права несовершеннолетних, должны быть имплементированы в Уголовный кодекс РФ.

Несколько сложнее вопрос непосредственного применения судами норм Пекинских правил, относящихся к уголовно-процессуальному законодательству.

Дело в том, что в ч. 3 ст. 1 УПК РФ установлено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора".

Согласно ст. 8 Пекинских правил "право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинений ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего нарушителя» Журавлев А.В. О необходимости изменения законодательства о рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних с учетом общепризнанных норм международного права.//Российский судья.-2006.-№8.-С.34. . В соответствии со ст. 21 Пекинских правил "материалы дел несовершеннолетних должны храниться строго конфиденциально и не должны передаваться третьим лицам" Там же. .

УПК РФ хотя и принят сравнительно недавно, но не воспринял полностью это положение.

В соответствии со ст. 241 УПК РФ "закрытое судебное разбирательство допускается на основании постановления суда в случаях, когда рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет", в иных случаях разбирательство во всех судах открытое.

Таким образом, несовершеннолетние с 16 до 18 лет менее защищены национальным законодательством, чем в общепризнанных международных нормах.

Представляется, что препятствий для непосредственного применения норм международного права в этом случае не имеется. Вряд ли нужно оступившемуся ребенку прилюдно приклеивать ярлык "вора" или "хулигана", который может быть сохранен на всю жизнь и неосознанно толкать осужденного на совершение аналогичных преступлений.

Э.Б. Мельникова указывает, что "существует концепция стигмации ("клеймения") несовершеннолетнего обвиняемого, подсудимого с "помощью" судебного процесса; особенно открытого, когда имя подростка и его правонарушение до вынесения приговора обрастает слухами, домыслами, что может отрицательно затем сказаться на его судьбе и ему самому нанести психическую травму" Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Учебное пособие.- М., 2001. -С. 91. .

Действительно, прилюдное рассмотрение преступления для несовершеннолетнего, особенно впервые совершившего преступление, само по себе является наказанием.

Эр-Риядские руководящие принципы в ст. 5 отмечают, что политика по предупреждению преступности несовершеннолетних должна предусматривать сознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей"

В целом можно сделать следующий вывод: юристы (следователи, судьи, адвокаты), участвующие в рассмотрении уголовных дела в отношении несовершеннолетних, должны знать содержание международных норм, регулирующих данные отношения, руководствоваться ими, участвуя в рассмотрении дел.

В целях формирования единообразной практики и правильного применения необходимо включение в отечественное как уголовное, так и уголовно-процессуальное законодательство тех положений общепризнанных норм международного права, которые более полно защищают права несовершеннолетних.

Взаимодействие систем международного и внутригосударственного права складывается из исторической объективности первичного влияния внутригосударственного права на международное в процессе формирования его норм и последующего влияния уже...

Взаимодействие международного и внутригосударственного права

Существует ряд областей государственной жизни, в которых влияние международного права на национально-правовое регулирование проявляется наиболее активным и заметным образом. Прежде всего, это сфера фундаментальных основ...

Кодификация норм международного права - это систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм...

Международно-правовые нормы в системе международного права

Реализация -- это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписании. В официальных документах ООН...

Международное публичное право (международные споры)

Международные военные трибуналы: Нюрнбергский и Токийский трибуналы

Нормативная система международного права

2.1 Общие положения Нормы международного права разнообразны и отличаются друг от друга по содержанию и иным признакам, позволяющим классифицировать их по различным основаниям...

Нюрнбергский и токийский трибуналы: их роль в развитии международного права

В этой главе рассматриваются, во-первых, последующее развитие сформулированных в Нюрнберге и Токио понятий преступлений - преступлений против мира, военных преступлений и преступлений против человечности и, во-вторых, создание...

Основы международного права

Из принципа добросовестного выполнения международных обязательств вытекает необходимость реализации норм международного права. Необходимость реализации норм международного права обязанность государств...

Особенности производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними

В соответствии с УПК уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей Кодекса, но с изъятиями, предусмотренными гл.50 (ч.2 ст.420 УПК). Исходя из этого...

Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Российское судопроизводство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних построено в соответствии с современными международными договорами, касающимися данной категории лиц...

Права несовершеннолетних

В XIX веке с развитием идей гуманизма и свободного воспитания личности возникла и мысль об учреждении особых, специализированных судов, которые рассматривали бы дела о несовершеннолетних правонарушителях...

Соотношение Конституции РФ и норм международного права

Применение общепризнанных норм международного права не должно осуществляться в отрыве от международной нормативной системы. Общие нормы о правах человека являются одной из разновидностей общепризнанных норм международного права...

Взаимодействие международного права и национального права выражается в их взаимовлиянии в процессе нормотворчества. Влияние национального права на международное право исторически является первичным, т.к. сначала возникли государства...

Соотношение международного права и внутреннего права государств

Современный характер национального нормотворчества делает влияние международного права необходимым элементом модификации и совершенствования национального законодательства. Это обусловлено, во-первых...