Постоянные признаки прилагательного. Морфологические признаки прилагательных

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? чей ? чья ? чьё ? чьи ? и обозначает признак предмета.
Синтаксическая функция: в предложении является определением и именной частью составного именного сказуемого.
Морфологические признаки имени прилагательного
Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма - полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.
Разряды прилагательных по значению
Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький );
по возрасту (молодой );
по цвету (яркий );
по весу (легкий );
по внешнему виду (милый );
по внутренним качествам (ленивый ) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой );
краткую форму (зол - зла - злы );
синонимы, антонимы (сердитый, добрый );
могут образовывать наречия на -о , -е : зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой ; отвлеченные существительные: злость .
Относительные прилагательные называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
по месту (украинский язык - язык украинцев );
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя );
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году );
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки ) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
Притяжательные прилагательные называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей ? чья ? чьё ? чьи ?
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:
Полные и краткие прилагательные
Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые ;
в предложении выполняют роль определения:
Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы ;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .
Степени сравнения прилагательных (только у качественных прилагательных)
Выделяют сравнительную и превосходную степени сравнения . Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше () , другие основы (хороший - лучше , плохой - хуже , маленький - меньше более , менее и прилагательного в полной форме (более удобный , менее интересный ).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший , плохой - худший , маленький - меньший ). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый , наиболее , наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный , наиболее правильный , наименее заметный ).
Склонение имён прилагательных (твердое, мягкое, смешанное)
В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:

В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:

В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х :
Морфологический разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п., ед. ч., муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
число;
полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих , прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п., ед. ч., муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф., ед. ч., муж. р.
3. . 

Постоянные признаки

Правда, речь пойдет всего об одном – о разряде. Только он является постоянным для этой части речи. Разберемся, что такое разряд.

По своему значению имена прилагательные принято делить на три группы. Каждая из них имеет особые грамматические характеристики. Группы таких прилагательных и называют разрядом.

  • Качественные.

Этот тип, исходя из своего названия, разделяет прилагательные, обозначающие какое-либо качество. Например, красивый (внешность), добрый (черта характера), зеленый (цвет), круглый (форма). Эта группа самая многочисленная и легко отличается от других. Только качественные прилагательные могут изменяться по степеням сравнения (маленький – меньше – наименьший). Еще один отличительный признак в том, что они могут иметь краткую форму, чего не могут остальные разряды (хороший – хорош).

  • Относительные.

Такая группа прилагательных обозначает признак, выражающий различные отношения к предмету: к месту (плавательный), ко времени года (зимний), к материалам (каменный, хлопковый), к числу (двойной).

Этот разряд не имеет, в отличие от качественных, краткой формы и не сравнивается по степеням.

  • Притяжательные.

Имеют важное отличие: такие прилагательные единственные, отвечающие на вопрос «чей?». Это относится как к людям (мамин, сестрицын), так и к животным (медвежий, волчий).

Непостоянные признаки прилагательного

А вот их гораздо больше. Для всех разрядов общими будут являться:

  1. Род. Как известно, их в русском языке три: мужской, средний и женский. Каждое из прилагательных будет иметь все три формы, например, желтый – желтое – желтая (качественное); деревянный – деревянная – деревянное (относительное); заячий – заячье – заячья (притяжательное).
  2. Число. Единственное (умный) и множественное (богатые) есть у всех разрядов.
  3. Падеж. Прилагательные легко изменяются по падежам. Особый тип склонения имеют лишь притяжательные.

Для качественных прилагательных добавляются такие признаки прилагательного, как степень сравнения, а также краткая форма.

Причастие и прилагательное: как не перепутать?

Многие до сих пор с трудом отличают эти части речи. А все потому, что они имеют один общий вопрос «какой?» и другие сходные черты. Что за признаки прилагательного у причастия, выясним детально.

Помимо вопроса, который их объединяет, они имеют общий тип склонения. Поскольку внешне они практически неразличимы и имеют общий облик (умный – прилагательное, думающий – причастие), то и по падежам, числам и всем трем родам изменяться будут одинаково. То есть делаем вывод, что все непостоянные признаки прилагательного причастие переняло себе.

Кроме того, обе части речи отличаются наличием краткой формы: темный – темен (прилагательное), сделанный – сделан (причастие). Краткие формы, как и полные, изменяются не только по родам, но и по числам.

Если рассматривать не только признаки прилагательного и причастия, но и их синтаксическую функцию, то можно с уверенностью сказать, что их роли в предложениях очень схожи. В полной форме обе части речи будут определениями, а их краткие формы будут выполнять роль сказуемого или являться его частью.

Заключение

Зная, какие признаки у прилагательного, каждый без труда сможет выполнить морфологический разбор этой части речи. Это будет очень легко, если знать несколько простых правил, описанных в нашей статье.

Не стоит также забывать, что прилагательное внешне схоже с причастием. Чтобы их не перепутать, помните, что последнее образуется от глагола. А прилагательное чаще всего берет свои истоки от имен существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)

Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)

Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.

Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.

Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические пары да нет нет
6) Имеют особые суффиксы - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) - ин(?), - ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами
прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки
    качественных, относительных и притяжательных
    прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником,
    представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять
    прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес,
    речь, через связанные ответы на вопросы, память,
    внимание, развивать умения находить имена
    прилагательные в тексте, определять их роль в
    произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как
    аккуратность; стремление к знаниям, интерес к
    изучению русского языка, бережное отношение к
    окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.

– Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые
приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко
приспосабливается к любому предмету. Какое слово
разыскивается? (Имя прилагательное.)

– Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой?
чей?; согласуется с именем существительным.)

– Свойства, которые вы назвали, общие для всех
прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя
только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

– Вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет? Одни
обозначают качества предмета по вкусу, другие –
по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит,
кроме общих признаков, по которым имена
прилагательные отличаются от слов других частей
речи, есть признаки, по которым одни
прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема
урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату
и тему урока: “Морфологические признаки имени
прилагательного. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные”.

– Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных
    разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён
    прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в
    тексте.

– Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую
лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – учреждение для проведения
научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация
исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к
работе, он тщательно изучает литературу по
интересующей его теме. Я вас приглашаю к
исследованию. Вы найдёте нужный для вашего
исследования материал в учебнике. Работать
будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит
рассказ об одном из разрядов прилагательных как
представление результатов исследования другим
группам, ответ строите по плану на слайде; данные
для ответа заносите в таблицы (они у вас на
столах); примеры можно взять из теоретического
материала на странице 101 – 102, листах – помощника
(Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение
различные качества предмета
Отвечают на вопросы какой?. Обозначают
признак предмета через его отношение к другому
предмету
Отвечают на вопросы чей?. Обозначают
принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в
большей или меньшей степени (наличие степеней
сравнения)
да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с
наречиями очень, весьма
да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические
пары
да нет нет
6) Имеют особые суффиксы – ан(ый), – ян(ый), – ск(ий), – ов(ый) – ин(?), – ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых
исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп
учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в
индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между
прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён
прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных
имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для
определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с
целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно
подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит
кому – то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть
суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка
определения разряда имен прилагательных, умения
доказывать их принадлежность к данному разряду,
употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре
словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена
прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте
небольшой текст с использованием имён
прилагательных разных разрядов.

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».

К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

  • 2. Морфологические признаки:
    • · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
    • · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
  • 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.