Причастие и прилагательное примеры. Что такое отглагольное прилагательное: значение и правописание

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? чей ?

Например: холодный; ломаный.

Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ?

Например: сломанный, ломанный руками .

Прилагательные могут образовываться от имен существительных (холод - холодный;

стекло - стеклянный ) и от глаголов (ломать - ломаный ).

Прилагательные, образованные от глаголов, следует отличать от причастий.

прич. п прилаг.

Сравните: Француз говорил на ломаном русском. - Вязанка дров была собрана из ломанных мною веток.

Основные признаки различения отглагольных прилагательных и причастий

У отглагольных прилагательных отсутствуют приставка (кроме НЕ ) или зависимое слово.

прилаг. причастие причастие

Сравните: крашеный (некрашеный) пол - крашенный кистью пол - по крашенный пол.

Отглагольные прилагательные могут быть образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида, а причастие - от бесприставочных глаголов совершенного вида.

прилаг. причаст.

Сравните: ношеный костюм - купленный костюм.

носить - несов.в. купить - сов.в.

Слова с суффиксами -ованн-/-еванн- без приставок или зависимых слов являютс отглагольными прилагательными.

прилаг. прич.

Сравните: кованый сундук - подкованный конь.

Некоторые причастия могут переходить в прилагательные. Чтобы их различить, определим лексическое значение этих слов.

Например: назвАный (брат) - нАзванный выше брат . Подбираем синонимы: побратим и тот, который назван выше . Мы видим, что лексическое значение слов разное. В причастии сохраняется связь с глаголом.

Примеры отглагольных прилагательных:

- посажЁный отец - исполняющий роль отца на свадьбе;

- смышлЁный малыш - умный, понятливый, на лету схватывает.

Обратите внимание на ударение в этих словах.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Как отличить причастие от прилагательного? ().
  2. Русский язык в схемах и таблицах. Правописание суффиксов причастий ().
  3. Девятова Н.М.. Причастия и отглагольные прилагательные ().
  4. Дидактические материалы. Раздел «Причастие» ().
  5. Образование причастий ().

Домашнее задание

Задание № 1

Распределите словосочетания в две колонки: причастие или отглагольное прилагательное.

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно - сея...ая мука, стриже...ый мальчик - стриже...ые под ноль волосы - остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо.

Задание № 2. Образуйте от каждого глаголы все возможные варианты причастий и отглагольных прилагательных по образцу:

прилаг. прилаг. прич. прич.

Красить: крашеный пол - некрашеные доски - крашенная краской скамья - выкрашенные

стены - рамы не покрашены.

Глаголы: варить, путать, ткать, сушить, тушить, печь, пугать, жарить.

Задание № 3. Произнесите словосочетания. Обоснуйте место ударения в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных.

Баловать ребёнка - балованный ребёнок; газировать воду - газированная вода; гофрировать юбку - гофрированная юбка; датировать рукопись - датированная рукопись; декольтироваться - декольтированное платье; дозировать лекарство - дозированное лекарство; заблокировать решение - заблокированное решение; компостировать билет - компостированный билет; замаскировать вход - замаскированный вход; запломбировать вагон - запломбированный вагон; избаловать собаку - избалованная собака; копировать документы - копированные документы; костюмированный бал, нормировать рабочий день - нормированный день; сгруппировать предложения - сгруппированные ошибки; смонтировать оборудование - смонтированное оборудование; сформировать команду - сформированная команда; шаржированное изображение; экипировать команду - экипированная команда.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Шацкова Татьяна Викторовна

МОУ СОШ № 43 г. Волгограда

Интерактивная доска Smart Board

Тема «Причастие как часть речи».

Тема урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

прилагательных».

урока в теме: 18

Урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board .

Структура урока:

I. Оргмомент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІV. Активизация пройденного материала.

V. Обобщение теоретического материала.

VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

VІІ. Контроль полученных знаний.

VIІІ. Домашнее задание.

ІX. Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.

Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.

Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.

Третий - записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)

От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

(От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.

Внимание на произношение следующих причастий. Рис.1(приложение 2)

Рис.1

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2(приложение 2)

Сообщение целей урока.

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.

1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3 (приложение 2)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный

оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.

Затем следует проверка.

Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4 (приложение 2)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.

Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

1 вариант - размешанный,

2 вариант - продуманный.

Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

Рис.4

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.

Фронтальная беседа.

Назовите признаки прилагательного у причастия.

Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

(Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)

От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. Рис.6

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.

По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6 (приложение 2)

Таблицы заранее подготовлены учителем.

Рис.5

Рис.6

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. Рис.7 (приложение 2) Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8 (приложение 2). Далее делаются выводы.

Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рис.9 (приложение 2)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.

Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный. Выясняетсяего лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

Рис.9

3 . Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». Рис.10 (приложение 2)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

Не ладно скроен... (, но ладно сшит).

Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).

Пуганая ворона… (куста боится).

Повинную голову… (меч не сечёт).

Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.

Затем следует самопроверка. «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

Рис. 10

3.2. Определите значение метафоры. Рис.11(приложение 2)

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).

Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах.

Рис.11

Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.12(приложение 2). Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

Рис.12

4. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений . Рис.13(приложение 2)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

Почему от глагола купить образуются только причастия?

(Это глагол совершенного вида).

Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы

сдаются на проверку. Рис.14(приложение 2)

Рис.14

Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

Используется затемнение экрана.

Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку . Рис.15(приложение 2)

Рис.15

Рис.15

VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16 (приложение 2)

Проверка – на следующем уроке.

Рис.16

Упражнение 124.

Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IΧ. Рефлексия.

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

Рис.17(приложение 2)

Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

Как хотели бы работать?

Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.

Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18 (приложение 2)


Рис.18

Что такое отглагольное прилагательное? В чём состоит отличие этой части речи от причастий, образованных, казалось бы, тем же способом? Какое значение имеет происхождение прилагательного для правописания его суффикса?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определиться с терминами и с тем, что они обозначают.

Прилагательным принято называть часть речи, которая обозначает независимый признак предмета. Слова этой морфологической группы либо являются непроизводными (их происхождение другими лексическими единицами не мотивировано), либо образованы от (отыменные).

Причастия одновременно совмещают свойства прилагательных и глаголов. Их роль в языке - обозначение признака, обусловленного действием.

Отглагольное прилагательное - это особенное слово, которое может при некоторых условиях становиться причастием или выражать самостоятельный признак предмета. Как такое возможно?

Для понимания этого феномена следует вспомнить, что страдательные причастия образуются исключительно от Действие, которому подвергался некий объект, является законченным, и теперь результат этого процесса выражен причастием:

  • пережаренная рыба - пережарить (сов.в.);
  • покрашенный забор - покрасить (сов.в.).

Отглагольное прилагательное, напоминающее произошло от Действие, на котором основан признак предмета, не является завершённым. Поэтому отсылка конкретной характеристики к произошедшему с объектом процессу теряет смысл:

  • вязаный свитер - вязать (несов.в.);
  • плетёная корзина - плести (несов.в.).

Такой признак разрывает связь с формой, от которой произошло отглагольное прилагательное, и теперь слово указывает на конечное состояние предмета, без учёта его происхождения: "точёный карандаш", "рваный башмак", "маринованные огурцы".

Правописание отглагольных прилагательных - камень преткновения русской орфографии. Проблема состоит в различении омонимичных частей речи.

Учащиеся не понимают, почему в одном и том же слове может писаться как «н», так и «нн»:

  • рублен ое мясо;
  • рубленн ое топором мясо.

На самом деле всё очень просто. По умолчанию прилагательных, кроме исключений на «ованный» и «ёванный», пишутся с одной буквой «н». Но при появлении зависимых слов или приставки эта часть речи становится страдательными причастиями, в полной форме которых «н» по правилу удваивается.

  • Ношен ое платье (от глагола «носить» несов.вида, зависимых слов и приставки нет);
  • Ношенн ое (кем?) дедом пальто (есть зависимое слово);
  • Заношенн ые брюки (от глагола «заносить» сов.вида, есть приставка).

Конечно, как и в любом правиле русского языка, у этого алгоритма существуют свои особенности. Например, под это правило не подходит слово «раненый», образованное от бесприставочного глагола совершенного вида.

Опираясь на правило, регулирующее написание двух похожих частей речи, можно полностью исключить в суффиксах этих слов.

Которая не спрягается и обозначает признак по действию (процессуальный признак)». Поэтому причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано. Например, построенный дом – дом, который построен.

Разграничивай отглагольное прилагательное и действительное причастие настоящего времени:
- есть зависимое слово. Например: блестящие (от чего?) от радости глаза – причастие;
- прилагательное можно заменить другим прилагательным. Например: блестящие (причастие) от радости глаза – блестящие (прилагательное) выступления (блестящие выступления – великолепные, эффектные, удачные, отличные);
- термины всегда являются прилагательными (пишущая машинка);
- частица НЕ снижает глагольность, поэтому слово употребляется уже в роли (неподходящие условия – прилагательное).

Отличай прилагательное и действительное причастие прошедшего времени:
- причастия на –ШИЙ часто переходят в прилагательные (истекший год – прилагательное);
- причастия , которые образованы от основ непереходных глаголов совершенного вида, приобретают качественное значение и становятся отглагольными прилагательными. Например: потухшие (от потухнуть – непереходный совершенного вида, прилагательное) глаза, но потухший (причастие) костер.

Разграничивай отглагольное прилагательное и страдательное причастие настоящего времени (на –МЫЙ):
- слово является прилагательным, если образовано от глагола совершенного вида и от непереходных глаголов вида;
- слово является причастием, если образовано от глагола несовершенного вида;
- если есть зависимое слово в творительном падеже (субъект), то главное будет причастием. Например: нелюбимые (прилагательное) игрушки, не любимые (причастие) ребенком (субъект) игрушки.

Отличай прилагательное и страдательное причастие прошедшего времени:
- если слово можно заменить глаголом, не изменив сути словосочетания, и подставить зависимое слово в творительном падеже, то это причастие (изысканные резервы - изыскать резервы, изысканные (кем?) начальником резервы);
- если можно заменить другим прилагательным, применить степени сравнения или от слово на –О, то это прилагательное (изысканные манеры – благородные манеры, крайне изысканные манеры, изысканно);
- отличайте прилагательное в переносном значении (открытая (страдательное причастие прошедшего времени с суффиксом -Т-) дверь – открытое (прилагательное) лицо).

Пиши с -Н- и -НН-:
-Н- в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без слова (вязаная шапочка);
-НН- в причастия х, образованных от глаголов несовершенного вида, с зависимым словом (вязанная шапочка);
-НН- в причастия х, образованных от глаголов совершенного вида (связанный (связать) жакет);
-НН- в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида на -ОВА-, -ЕВА- (маринованные (мариновать) огурцы).

Источники:

  • отглагольные прилагательные это

Для того, чтобы найти причастие среди других частей речи, необходимо знать, что отличает его от них. Во-первых, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Во-вторых, оно имеет признаки глагола и прилагательного.

Вам понадобится

  • 1. Слова
  • 2. Причастия

Инструкция

Посмотрите, какой имеет данное слово. Если это действительные причастия настоящего времени, то вам встретятся –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ. Например, выпускающий. Если это страдательные причастия настоящего времени, то это суффиксы -ем-, -им-. Например, выпускаемый.

Правильно определяйте действительные причастия прошедшего времени. Для них характерны суффиксы –вш-, -ш-. Например, читавший, принесший. Для страдательных прошедшего времени характеры суффиксы –нн-, -т-, -енн-. Например, нарисованный, обиженный, спетый.

Источники:

  • «Современный русский язык», Белошапкова В.А. 1989.

Причастия и деепричастия , равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.

Инструкция

Причастие ( оборот) обязательно относится к определяемому слову – имени существительному или местоимению, зависит от него, изменяется по числам, родам и , имеет полную и – некоторые – краткую форму.
Например: улыбающийся человек; нас, подписавшихся под данным документом, …
В качестве определяемого слова могут выступать и другие именные части речи, если они в значении существительного.
Например: прибранная столовая; «154-й», попросивший посадку, ... (о ).Деепричастие или деепричастный оборот относится только к глаголу-сказуемому и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом. В отличие от причастия, деепричастие – неизменяемая словоформа.
Например: лежал, не шевелясь; мёрзли, стоя на ветру.

Причастие и функции определения – одиночного или распространенного, согласованного или несогласованного, обособленного или необособленного.
Например: Успокоившиеся бесшумно и покорно роняли желтые .
Причастия в краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.
Напр.: Волосы посеребрены ранней сединой.Деепричастие и деепричастный оборот выступают в роли различных обстоятельств.
Бледнея, заря затихает (И. Никитин).

Формальными признаками, различающими причастия и деепричастия , являются суффиксы.
В школьных классах вся информация о суффиксах сведена в таблицы, которые размещены на . Для удобства их можно выписать, например, на обложку тетради.
Словообразовательные суффиксы действительных причастий: -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ); -вш-, -ш-; страдательных: - ом-(-ем-), -им-; -енн-, -нн-, -т-.
Словообразовательные суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида: -а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Причастие – это особая глагольная форма, имеющая одновременно свойства глагола и прилагательного. От глагола у причастия вид, переходность, возвратность и залог, а от прилагательного – изменение по падежам, числам и родам, а также согласование с существительным. Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета.

Грамматические признаки причастия

Как особая форма имеет некоторые признаки этой части речи. Они совершенного и несовершенного вида: « – побудившая», «волновать – волнуемый»; возвратными и невозвратными: «решившийся», «засыпающая»; настоящего и прошедшего времени: «думающий», «пробежавший».

В отличие от глагола, причастие не имеет форму будущего времени.

Обозначая признак предмета, причастие подобно прилагательным грамматически зависит от и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».

Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными : -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».

Здравствуйте, друзья! Когда перед вами встанет вопрос, как отличить отглагольные прилагательные от причастий? В первую очередь, при решении заданий с Н и НН на экзамене или уроке. Практика показывает, что это задание является одним из самых сложных. Неслучайно его традиционно включают в большинство контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Почему так важно не ошибиться в определении части речи.

  • От того, что перед нами, причастие или отглагольное прилагательное, будет зависеть количество Н в суффиксах как полной, так и краткой форм. Так в суффиксах полного страдательного причастия прошедшего времени всегда пишутся НН (суффиксы -ЕНН- и -НН-). А в суффиксах полных отглагольных прилагательных – одна Н (кроме желанный, священный, невиданный, неслыханный , нежданный, негаданный ).
  • Вспомните правила:
  • «В суффиксах кратких страдательных причастий пишем одну Н»
  • «В суффиксах кратких прилагательных пишем столько Н, сколько их было в полной форме»

Сравните: « память о жертвах войны свящеННа » — краткая форма прилагательного свящеННый и «сессия продлеНа » — краткая форма причастия продлённый.

Почему же возникает затруднение в определении части речи?

Действительно, отличить отглагольные прилагательные и причастия бывает непросто по следующим причинам:

  • обе эти части речи образованы от глагола;
  • обе обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какой? и в предложении являются определением;
  • обе склоняются, то есть изменяются по падежам, родам и числам;
  • имеют схожий морфемный состав, а значит, похожий «внешний вид».

То есть причастия и отглагольные прилагательные очень похожи.

Значит, следует особенно хорошо запомнить, чем они отличаются друг от друга.

Что отличает отглагольное прилагательное от причастия.

  • обе части речи образованы от глагола, НО:

— от глаголов совершенного вида ВСЕГДА образуются причастия

— от глаголов несовершенного вида мы получаем причастия, если у них есть зависимое слово(слова), то есть на лицо причастный оборот.

Условно говоря, вам надо определить а) вид исходного глагола, б) если вид был несовершенный, посмотреть наличие зависимых слов.

Проверьте себя. Перед вами глагол ЖАРИТЬ (что делать?) несовершенного вида. Получить от него причастия мы можем только двумя способами:

  • изменить вид, прибавив приставку: (что сделать?) ПОЖАРИТЬ. Какой бифштекс? ПОЖАРЕННЫЙ
  • добавить хотя бы одно зависимое слово. ЖАРЕННЫЙ (на чем? в чем?) в масле бифштекс.

Если не менять вида и не добавлять зависимых слов, от глагола ЖАРИТЬ можно получить только прилагательное: ЖАРЕНЫЙ бифштекс.

  • обе части речи обозначают признак предмета, НО :

— прилагательное обозначает, скажем так, морфологические, отличительные признаки предмета: по росту, цвету, весу, материалу, характеру и т.п.);

— причастие обозначает признак предмета по действию.

Сравните. Пожаренный, жаренный в масле бифштекс – это тот, который жарили, т.е здесь признак по действию. Жареный – это отличительный признак бифштекса. Ведь он может быть и сырым, свежим, говяжьим, вкусным, жестким.

Итак, чтобы отличить отглагольное прилагательное от причастия, достаточно сделать предложенные выше несложные шаги.

Как рассуждать при образовании краткой формы прилагательного и причастия.

Здесь есть маленький нюанс или секрет, если хотите. Краткая форма отвечает на вопросы каков? каково? какова? каковы? Проблема с Н и НН может возникнуть, если вы неправильно определите часть речи, ведь у краткого причастия всегда одна Н, а у краткого прилагательного столько, сколько в полной форме. Теперь у вас есть безошибочный способ определить часть речи, НО:

ВАЖНО!!! В русском языке есть такое понятие, такой способ образования слов, как переход одной части речи в другую. То есть, не изменяя своего внешнего вида одна часть речи может выполнять в предложении функции другой. Самый простой пример всем вам хорошо знаком: «Купи мне мороженое », — просит дочка. Заметьте, слово мороженое отвечает на вопрос что? , а значит, обозначает предмет (язык не поворачивается называть такую вкуснятину предметом) и принимает на себя все синтаксические функции существительного. Но ведь это же отглагольное прилагательное: морозить мороженое мясо! Второй пример: причастие провожающие (люди)? Мы чаще используем его как существительное: (кто?) провожающие стояли на перроне.

Какое отношение это явление русского языка имеет к нашей проблеме.

Возьмем глагол ВОСПИТАТЬ . Это глагол совершенного вида, значит, мы смело можем получить от него причастие ВОСПИТАННЫЙ (т.е. тот, которого воспитали).

Пример. Девочка, воспитанная в антисанитарных условиях, часто потом болела.

Но мы можем использовать это причастие как прилагательное. При этом в нем сохранится весь фонемный состав, две НН в том числе.

Пример . Какая воспитанная девочка! Воспитанная, то есть вежливая, скромная, тактичная. Чувствуете разницу?

А вот теперь при образовании краткой формы мы применим наше правило.

Краткое причастие – Н : девочка воспитана в антисанитарных условиях.

Краткое прилагательное – НН, как в полной форме: девочка вежлива, воспитанна, тактична.

Думаю, теперь, когда вы знаете, как отличить отглагольные прилагательные от причастий и какие есть подводные камни в этой теме, вам легче будет выполнять практические задания.

Помните! Не надо путать отглагольные и отымённые прилагательные. Для их правописания существуют разные правила .

Спасибо, что поделились статьёй в социальных сетях!