Русские поэты XVIII века.

Богата Россия, но и замечательными поэтами 18-20 веков, которые оставили значимый след как в русской литературе, так и в мировой. Возможно, эти русские поэты смогут стать неотъемлемой частью вашей домашней библиотеки.

Русские поэты 18 века

18 век — эпоха русского классицизма в поэзии и литературе. В это же время появились и русские поэты , положившие начало кардинальной реформе русской поэзии.

Николай Карамзин

Любовь к литературе проявилась у Карамзина еще в юном возрасте. Он стремился увести отечественную литературу от классицизма в сторону реализма. Большое влияние на поэзию Карамзина имели вопросы эстетики и философии. Поначалу он не писал о политике, но впоследствии и в стихотворениях о Павле I и Александре I, и в обращениях к царским особам («К милости») поднималась и такая тема.

Писал Карамзин и поэзию о поэзии: он восхваляет ее в одноименном стихотворении («Поэзия») и рассказывает, какое важное место она занимает в жизни, а в стихотворении «Протей» затрагивает тему долга поэта перед обществом. Поэзия же на тему любви у Карамзина имеет свою специфику - она направлена не столько на описание любовных переживаний и событий, а скорее только на сами чувства.

Михаил Ломоносов

Стихотворения Ломоносова являются отражением русской жизни в тот самый период, когда происходило утверждение нашего народа; поэт тогда так и писал о торжестве его разума, мощи и величии. Творил он в эпоху классицизма в русской литературе. Энциклопедический склад ума Ломоносова во многом определял тематику его поэтических произведений.

Основной принцип, который Ломоносов вкладывал в свою поэзию, был просветительский. «Письмо о пользе стекла» - хороший образец научно-философской лирики Ломоносова, связанный с его интересами в области химии. Так же, как и Карамзин, Ломоносов считал поэзию еще и средством выполнения гражданского долга поэта и писал о том, какую радость она приносит самому автору, если направлена на пользу общества.

Гавриил Державин

Державин был способен придумывать комбинированные живые образы, затрагивая и патриотические, и гражданские, и личные чувства, и создавая стихи обо всем на свете. Настоящие, реальные люди, их характеры и жизнь — вот что становилось главной темой поэзии Державина. Как и Карамзин, он делал попытки приблизить свое творчество к реализму. Он с удовольствием сочетал просторечную лексику с лексикой высокого стиля, использовал сатиру, выбирал самые простые сюжеты для собственных стихотворений.

Нередко Державин писал оды — лучшими из них считаются «Бог», «Фелица», «Видение мурзы». Все эти произведения также обладают сюжетом, в них больше нет абстрактных образов, а только конкретные люди. Многие русские поэты конца 18 века-начала 19 века отмечали, что творчество Державина на них очень существенно повлияло.

Русские поэты 19 века

Первую часть 19 века зовут Золотым веком русской литературы, которая открыла нам таких замечательных поэтов, как Александр Пушкин , Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Крылов, Николай Некрасов и многих других.

Михаил Лермонтов

Главным объектом лермонтовской лирики был противоречивый внутренний мир человека. Сам поэт всегда остро ощущал себя непонятым, непохожим на других, и от этого был одинок, что отражалось на творчестве. В работах Лермонтова практически нет темы дружбы, а любовь чаще всего безответна либо с трагическим финалом.

Одним из самых известных стихотворений Лермонтова является «Парус». Повествование предстает перед нами как пейзажная зарисовка, но мы понимаем, что таким образом автор делится с нами переживаниями главного героя. Еще одно стихотворение, «Смерть поэта» - отражает гибель великого русского поэта Александра Пушкина.

Раннее творчество Лермонтова относится к романтизму (юношеский период), а потом переходит в реализм (зрелый период). Многие русские поэты того времени проходили в своем творчестве через подобное переосмысление. А наибольшее влияние на творчество Лермонтова оказали работы Пушкина и Байрона.

Афанасий Фет

Творчество Фета примечательно тем, что оно является свободным и не подчиняется никаким условиям: поэт не писал про поэзию, гражданскую позицию, политику и общественные пороки, а только про то, что хотел написать сам - эстетику мира, красоту и общечеловеческие идеалы и ценности.

Он не стремился изобразить реалистичный мир, скорее наоборот, идеализировал его. Фет считал, что русские поэты должны следовать за своим воображением, иметь возможность отвлечься от переживаний и погрузиться в такой мир. И лишь в самый поздний период своего творчества Фет стал затрагивать еще и философские темы, например о гармонии человека и Вселенной.

Николай Некрасов

Жизнь и страдания простых людей, их проблемы и бедствия — о таких вещах писал Некрасов в своей лирике, словно бы говоря от лица всего народа. Не было предела возмущению поэта, что в России существовало крепостное право. Знал об этом поэт не со стороны: его отец, принадлежавший к знатному, но обедневшему роду, был очень жесток со своими крестьянами.

В правдоподобном изображении реалий крестьянской жизни и заключается сила поэта. Особенно хорошо это видно по известной поэме Некрасова под названием «Мороз, Красный Нос», где поэт рисует образ той самой русской женщины, которая и с конем на ходу справится, и с горящей избой. Беспокоят Некрасова вопросы социального неравенства и народных тягот и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», про которую уже говорят - «энциклопедия народной жизни».

Русские поэты 20 века

Конец 19-первая треть 20 века стали так называемым Серебряным веком русской литературы. В нашем списке будут те некоторые русские поэты , без которых эту эпоху представить невозможно.

Сергей Есенин

Для многих Сергей Есенин, в первую очередь, — талантливейший лирик. Поэзия этого поэта сосредоточена на природе, любви, деревне, религии, размышлениях о жизни и смерти, народных песнях и героях. После использования этих тем и исследования русского фольклора Есенина даже называли крестьянским поэтом. Его поэзия и была истинной народной поэзией России, которая вся пронизана любовью к Родине.

Есенин писал о русской природе - живой и пульсирующей в первозданной свежести, полной цветов, звуков, запахов, неотделимых от чувств поэта («Гой ты, Русь, моя родная...», «Береза», «Отговорила роща золотая...»). Ближе к последним годам жизни крестьянская лирика сменяется на любовную, наполненную восхищением женской красотой, нежными девичьими образами, драматизмом и романтическими переживаниями, и переплетается с пейзажной («Ты сказала, что Саади...», «Я помню, любимая, помню...»).

Александр Блок

Блок является ярким представителем такого направления в искусстве и литературе, как символизм. Он был очень талантливым поэтом-лириком. Блок сам поделил свое творчество на три условных цикла: в первую книгу определил «Стихи о прекрасной даме», во вторую - стихи периода 1904-1907 гг., в третью - стихи 1908-1916 гг.

Все его творчество основывалось на противоречии, а поэтический мир словно был не привязан ко времени, а растворен в вечности. Блок нередко бросал себе вызов и использовал даже стертые, тривиальные рифмы, например «Тебя-любя», чтобы придать им новый смысл, а также создавал необыкновенные метафоры («И теплятся очи, словно свечи...»).

Еще одна выдающаяся поэтесса 20 века, Анна Ахматова, называла Блока человеком-эпохой.

Владимир Маяковский

Пожалуй, поэзию Владимира Маяковского просто невозможно спутать ни с какой другой - такие насыщенные гиперболами и авторскими неологизмами, резкие, динамичные стихотворения с вызовом обществу современников не встретишь больше нигде.

Немногие русские поэты Серебряного века положительно восприняли революцию, однако Маяковский был как раз из таких - а главное, его стихотворения как нельзя лучше вписались в канву нового государственного строя. Но даже несмотря на частую политическую начинку стихотворений, нельзя не признать талант этого необычного поэта, который не сумел вписаться в стандартные рамки русской поэзии.

Предлагаем вам посмотреть документальный фильм про русского поэта Золотого века Афанасия Фета:

Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.

На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.

Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать:

  • Житийную литературу (истоки - церковная литература),
  • Панегирическую литературу (тексты восхваления),
  • Русские стихи (истоки - русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).

Реформатором отечественной литературы считают Василия Тредиаковского, первого профессионального российского филолога, получившего образование на родине и закрепившего языковое и стилевое мастерство в Сорбонне.

Во-первых, Тредиаковский заставил современников читать, а последователей писать прозу - он создал массу переводов древнегреческих мифов и европейской литературы, созданной на этой классической основе, подкинув современникам-писателям тему для будущих произведений.

Во-вторых, Тредиаковский революционно отделил поэзию от прозы, разработал основные правила силлабо-тонического русского стихосложения, опираясь на опыт французской литературы.

Жанры литературы второй половины XVIII века:

  • Драма (комедия, трагедия),
  • Проза (сентиментальное путешествие, сентиментальная повесть, сентиментальные письма),
  • Стихотворные формы (героические и эпические поэмы, оды, огромное разнообразие малых лирических форм)

Русские поэты и писатели XVIII века

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Избранные стихотворения:

Пьеса Фонвизина - классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:

  • Триединством времени, места и действия,
  • Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)

Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина - не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.

Биография:

Избранное произведение:

Время создания - 1790 год, жанр - путевой дневник, типичный для французских сентиментальных путешественников. Вот только путешествие оказалось наполненным не светлыми впечатлениями вояжа, а мрачными, трагическими красками, отчаянием и ужасом.

Александр Радищев издал «Путешествие» в домашней типографии, а цензор, видимо, прочитав заглавие книги, принял её за очередной сентиментальный дневник и выпустил без прочтения. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: в форме разрозненных воспоминаний автор описал кошмарную действительность и быт людей, встречавшихся ему на каждой станции по пути следования из одной столицы в другую. Нищета, грязь, запредельная бедность, издевательства сильных над слабыми и безысходность - таковы оказались реалии современного Радищеву государства. Автор получил многолетнюю ссылку, а повесть запретили.

Повесть Радищева нетипична для чисто сентиментального произведения - вместо слез умиления и чарующих дорожных воспоминаний, так щедро рассыпаемых французскими и английскими сентиментализмы, тут нарисована абсолютно реальная и беспощадная жизненная картина.

Избранное произведение:

Повесть «Бедная Лиза» - адаптированный европейский сюжет на русской почве. Созданная в 1792 году, повесть стала образцом сентиментальной литературы. Автор воспел культ чувствительности и чувственного человеческого начала, вложил в уста героев «внутренние монологи», раскрывающие их мысли. Психологизм, тонкая прорисовка характеров, большое внимание к внутреннему миру героев - типичное проявление сентиментальных черт.

Новаторство Николая Карамзина проявилось в оригинальном разрешении им любовного конфликта героини - русская читающая публика, привыкшая, в основном, к счастливому концу повестей, впервые получила удар в виде самоубийства главной героини. И в этой встрече с горькой жизненной правдой оказалось одно из основных достоинств повести.

Избранное произведение:

На пороге Золотого века русской литературы

Путь от классицизма до реализма Европа прошла за 200 лет, России пришлось поторопиться с освоением этого материала за 50-70 лет, постоянно нагоняя и учась на чужом примере. В то время как Европа уже читала реалистические повести, России предстояло освоить классицизм, и сентиментализм, чтобы перейти к созданию романтических произведений.

Золотой век русской литературы - время развития романтизма и реализма. Подготовка к появлению этих этапов у российских писателей прошла в ускоренном темпе, но самое важное, что было усвоено писателями 18 века - возможность возложить на литературу не только развлекательную функцию, но и воспитательную, критическую, нравственно-формирующую.

Чуткий к духу эпохи Александр Сергеевич Пушкин сравнил Россию 18 века с кораблем, спущенным на воду "при стуке топора и при громе пушек". "Стук топора" можно понять по-разному: то ли как размах строительства, переделки страны, когда и Петербург, от берегов которого отходил корабль, еще напоминал наспех сколоченную театральную декорацию, еще не оделся в гранит и бронзу на века; то ли стук топора означал, что уж очень торопились спустить на воду корабль, и на нем, уже отходящем, продолжались работы; то ли это был стук топора, рубившего непокорные головы. И уж очень торопился "экипаж" этого корабля войти в Европу: наспех рубили канаты, связывавшие судно с родным берегом, с прошлым, забывая традиции, предавая забвению культурные ценности, которые казались варварскими в глазах "просвещенной" Европы. Россия отдалялась от Руси.

И все же от себя не уйти. Можно сменить русское платье на немецкое, остричь бороду и выучить латынь. Есть традиции внешние, а есть внутренние, не видимые нам самим, выработанные нашими предками в течение сотен и сотен лет. Что же изменилось в 18 веке? Многое, но самые глубинные, самые неосязаемые и самые важные национальные ценности остались, из древней истории перекочевали в новую, из древнерусской литературы они незаметно, но уверенно вошли в литературу 18 века. Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить; это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности; это неиссякаемый патриотизм; это тесная связь с народной поэзией. Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием, литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.

По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая "изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.

Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм . Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия.

Разум и порядок должны главенствовать и в человеческой жизни, и в искусстве. Литературное произведение — это результат авторского воображения, но в то же время разумно организованное, логически, по правилам, построенное творение. Искусство должно демонстрировать торжество порядка и разума над хаосом жизни, так же как государство олицетворяет разум и порядок. Поэтому искусство имеет еще и огромное воспитательное значение. Классицизм делит все литературные жанры на "высокие" жанры и "низкие". К первым относятся трагедия, эпопея, ода. Они описывают события государственного значения и следующих персонажей: полководцев, монархов, античных героев. «Низкие» жанры — комедия, сатира, басня показывают жизнь людей средних сословий. У каждого жанра свое воспитательное значение: трагедия создает образец для подражания, а, например, ода воспевает деяния героев современности — полководцев и царей, «низкие» жанры высмеивают пороки людей.

Самобытность русского классицизма проявилась уже в том, что с самого начала он стал активно вмешиваться в современную жизнь. Показательно, что, в отличие от Франции, путь классицизма в нашей стране начинается не с трагедий на античные темы, а со злободневной сатиры. Зачинателем сатирического направления был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В своих страстных сатирах (обличительных стихотворениях) он клеймит дворян, уклоняющихся от выполнения своего долга перед государством, перед своими заслуженными предками. Такой дворянин не заслуживает уважения. В центре внимания русских писателей-классицистов - образование и воспитание просвещенного человека, продолжающего дело Петра I. И Кантемир в своих сатирах постоянно обращается к этой, сквозной для всего 18 века, теме.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) вошел в историю русской литературы как создатель од, торжественных стихотворений на "высокие" темы. Цель оды — прославление, и Ломоносов прославляет Россию, ее мощь и богатство, ее нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха.

В оде, посвященной восшествию на престол Елизаветы Петровны (1747 г.), автор обращается к новой царице, но прославление превращается в поучение, в «урок царям». Новый монарх должен быть достоин своего предшественника — Петра Великого, доставшейся ему богатой страны, а потому следует покровительствовать наукам, сохранять "возлюбленную тишину", то есть мир: Оды Ломоносова прославляют и достижения науки, и величие Бога.

"Позаимствовав" классицизм с Запада, русские писатели тем не менее внесли в него традиции древнерусской словесности. Это патриотизм и поучительность. Да, трагедия создавала идеал человека, героя, образец для подражания. Да, сатира высмеивала. Да, ода прославляла. Но, давая пример для подражания, высмеивая, прославляя, писатели поучали. Именно этот назидательный настрой делал произведения русских классицистов не отвлеченным искусством, а вмешательством в современную им жизнь.

Впрочем, до сих пор мы назвали лишь имена Кантемира и Ломоносова. А свою дань классицизму отдали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. И. Майков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин и многие другие. Каждый из них внес что-то свое в русскую литературу, и каждый отступал от принципов классицизма — настолько стремительным было развитие литературы 18 века.

Александр Петрович Сумароков (1717—1777) — один из создателей русской классицистской трагедии, сюжеты для которой он черпал в русской истории. Так, главными героями трагедии «Синав и Трувор» являются новгородский князь Синав и его брат Трувор, а также Ильмена, в которую оба они влюблены. Ильмена отвечает взаимностью Трувору. Снедаемый ревностью, Синав преследует возлюбленных, забывая о долге справедливого монарха. Ильмена выходит замуж за Синава, потому что этого требует ее отец-вельможа, а она человек долга. Не в силах перенести разлуки, изгнанный из города Трувор, а затем и Ильмена кончают жизнь самоубийством. Причина трагедии в том, что князь Синав не обуздал свою страсть, не смог подчинить чувства разуму, долгу, а именно это требуется от человека в классических произведениях.
Но если трагедии Сумарокова укладываются в целом в правила классицизма, то в любовной лирике он являлся истинным новатором, где, как известно, чувства всегда побеждают разум. Что особенно примечательно, в поэзии Сумароков опирается на традиции народной женской лирической песни, и часто именно женщина — героиня его стихов. Литература стремилась выйти за круг тем и образов, предписанных классицизмом. И любовная лирика Сумарокова — прорыв к "внутреннему" человеку, интересному не тем, что он гражданин, общественный деятель, а тем, что несет в себе целый мир чувств, переживаний, страданий, любви.

Вместе с классицизмом в Россию с Запада пришли и идеи Просвещения. Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина. Вспомним Стародума из комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 (1745) — 1792) "Недоросль" и его высказывания. Монологи и реплики героя, резонера, рупора идей автора, выявляют просветительскую программу. Она сводится к требованию справедливости в самом широком смысле — от управления государством до управления имением. Автор считает, что справедливость восторжествует тогда, когда добродетельны будут законы и люди, их исполняющие. А для этого необходимо воспитание просвещенных, нравственных, образованных людей.

Просветительскими идеями проникнута одна из самых знаменитых книг 18 века — "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищева (1749—1802), автора этого произведения, Екатерина Великая назвала "бунтовщиком хуже Пугачева". Книга построена в форме путевых заметок, жизненных наблюдений, сценок и размышлений, которые приводят автора к мысли о несправедливости всего строя жизни, начиная с самодержавия.

Литература 18 века все внимательнее всматривается не в одежду и поступки, не в социальное положение и гражданские обязанности, а в душу человека, в мир его чувств. Под знаком "чувствительности" прощается литература с 18 веком. На почве просветительских идей вырастает литературное направление — сентиментализм . Вы помните маленькую повесть Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) "Бедная Лиза", ставшую в какой-то степени переломным явлением для русской литературы. Эта повесть провозгласила внутренний мир человека основной темой искусства, продемонстрировав душевное равенство всех людей в противоположность социальному неравенству. Карамзин заложил начало русской прозы, очистил литературный язык от архаизмов, а повествование — от напыщенности. Он научил русских писателей независимости, потому что истинное творчество — глубоко личное дело, невозможное без внутренней свободы. Но внутренняя свобода имеет и свои внешние проявления: писательство становится профессией, художник отныне может не связывать себя службой, ибо творчество есть самое достойное государственное поприще.

"Жизнь и поэзия — одно", — провозгласит В. А. Жуковский. "Живи — как пишешь, пиши — как живешь", — подхватит К. Н. Батюшков. Эти поэты шагнут из 18 века в 19 столетие, их творчество — это уже другая история, история русской литературы 19 века.

в 4 вариантах с ответами

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 1

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов

А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:

1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

А4. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?

1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II Анну Иоанновну

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. Кому посвящено «Путешествие из Петербурга в Москву» ?

В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в большой обедневшей дворянской семье с глубокими религиозными и культурными интересами; русская ветвь ливонского рода»

В3. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий?

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» описывается страшная картина продажи с торгов живых людей?

В6. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?

В7. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки».

приятные места», «мрачные башни»

В9. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Потомство отомстит за меня».

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента. (5 баллов)

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов

«1» - 0-5 баллов

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 2

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Назовите фамилию русского поэта и учёного, который в 18 веке создал стройную теорию русского силлабо-тонического стихосложения.

1) Державин 2) Ломоносов 3) Карамзин 4) Фонвизин

А2. Укажите фамилию русского комедиографа, чья пьеса явилась просветительской сатирой на нравы русского дворянства второй половины 18 века:

1) Княжнин 2) Грибоедов 3) Карамзин 4) Фонвизин

А3. Укажите название литературного направления второй половины 18 века, которое характеризуется высоким гражданско-просветительским пафосом и утверждением культа человеческого разума.

А4. Кого прославлял Ломоносов в оде 1747 года?

1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II 4) Анну Иоанновну

В1. Кто из правителей, отправив в отставку, назвал причину: «Ты очень ревностно служишь»?

В2. О ком идёт речь: «Родился в небогатой, но старинной дворянской семье хилым и слабым ребёнком»

В3. Укажите жанр произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» путешественник рассуждает о характере русского человека, душа которого воплотилась в песне?

В6. Какие цветы продавала Лиза, главная героиня повести «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Узнав о судьбе её, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

В8. Укажите средство выразительности: «Душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной »

В9. Да или нет? Эраст был в армии и сражался с неприятелем.

В10. Укажите современный вариант слова «изрёк»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный выпуском журнала «Друг честных людей, или Стародум», который был запрещён; это сломило автора, он заболел и вскоре умер»

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Эраст в переводе означает «горячо любящий». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов

«1» - 0-5 баллов

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 3

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который писал, что физика – это его упражнения; стихотворство – его утеха. Укажите фамилию.

А2. Укажите фамилию русского поэта-одописца 18 века, который пытался подражать Ломоносову, но не выдержал великолепия и пышности языка, поэтому внёс элементы живой разговорной речи.

1) Фонвизин 2) Державин 3) Ломоносов 4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.

1) «Властителям и судиям» 2) «Бог» 3) «Утреннее размышление о божьем величии» 4) «Фелица»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода 1747 года?

В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в семье богатого помещика из древнего рода, был лучшим учеником в военно-учебном заведении для дворян»

В3. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?

врач не пособит, разве сам заразится»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» рассказывается о крестьянине, имеющем возможность работать на себя только по воскресеньям и по ночам?

В6. Красоты какого города описываются в начале произведения «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида , встретился ей на улице»

В8. Укажите средство выразительности: «Но скоро восходящее светило пробудило все творения»

В9. Да или нет? Лизин букет стоил один рубль.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Покрыты мздою очеса »

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь, передав эстафету творчества юному Пушкину.

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Елизавета в переводе с еврейского означает «почитающая Бога». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов

«1» - 0-5 баллов

Тест «Литература XVIII века» Вариант № 4

Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

А1. Какой русский учёный, поэт 18 века в своих одах пропагандировал идеи мирного процветания родины под руководством мудрых монархов, заботящихся о развитии науки?

А2. Назовите фамилию русского поэта 18 века, поэтическое новаторство которого проявилось в разрушении чистоты классицистического жанров: соединил элементы оды и сатиры в одном стихотворении, сочетал «высокий» и «низкий» «штили».

1) Ломоносов 2) Фонвизин 3) Державин 4) Карамзин

А3. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».

А4. Какое произведение не принадлежит?

1) «Памятник» 2) «О движении Земли» 3) «Разговор с Анакреоном» 4) «Вечернее размышление»

Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл – за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

В1. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?

В2. О ком идёт речь: «Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода, который вёл своё происхождение от татарского мурзы».

В3. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза»

В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» действует не русский царь, а «царь, шах, хан, король, бей, набаб, султан»

В6. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?

В7. Кто это? «Бедная вдова, почти непрестанно проливавшая слёзы о смерти мужа своего»

В8. Укажите средство выразительности: «...и кровь её от ужаса охладела »

В9. Да или нет? Царская водка – смесь серной и уксусной кислоты.

В10. Укажите современный вариант выделенного слова «но ниже у Господа моего дураком быть не хочу»

В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют»

С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Софья в переводе в греческого означает «мудрая». Оправдывает ли героиня своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента.

Всего – 31 балл

«5» - 30-31 балл

«4» - 24-29 баллов

«3» - балла

«2» - 6-14 баллов «1» - 0-5 баллов

Ответы. Тест «Литература 18 века»

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Александр I

Елизавета Петровна

Екатерина II

Державин

Державин

Комедия, низкий

путешествие

Ода, высокий

Державин «Бог»

Карамзин «Бедная Лиза», повесть

Фонвизин «Недоросль»

Радищев «Путешествие...», путешествие

«Медное»

«Любани»

«Спасская полесть»

утопилась

Симонов монастырь

Мать Лизы

сравнение

олицетворение

метафора

Фонвизин

Державин

Ломоносов

Митрофан

Елизавета