Урок в предшкольном классе. по предмету художественная литература Капелька Тема: «В мире сказок

Конспект занятия по предшкольной подготовке.

Тема: Что такое дружба?

Цель: Закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Задачи:

    Обогащать лексику синонимами, эпитетами;

    учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией;

    активизировать мыслительную и речевую деятельность детей, используя проблемные и ассоциативные ситуации, схемы, модели, символы;

    формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость).

Ход занятия.

    Организационная часть

    Чтение стихотворения учителем.

Послушайте стихотворение, которое поможет определить тему нашего занятия.

Дружище, послушай слова мудреца:

Не будет поддержки от друга - льстеца.

От первой беды рассыплется в прах

Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой.

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей не измена крепка

Надёжного верного друга рука.

О чём это стихотворение?

У вас есть друзья?

Зачем человеку нужны друзья?

Как вы понимаете строчку в стихотворении: «Не будет поддержки от друга - льстеца»?

Кто такой льстец?

А с кем можно дружить?

II . Работа на уроке.

Сегодня к нам на занятия пришли педагоги, с которыми вы в скором времени подружитесь. Давайте расскажем им, что мы знаем о дружбе. Чтоб рассказ наш был наглядным, мы построим дом дружбы. Работа эта не такая простая, нам придётся выполнить не одно задание. Вы готовы?

А из чего можно построить дом?

Что бы наш дом был крепким, мы будем строить его из кирпича.

Начинаем по кирпичику строить дом.

Задание 1.

(На доске расположены картинки с настроением.)

Догадались, о чем мы сейчас будем говорить?

Какое у вас сегодня настроение?

Почему вам весело и радостно? (у нас много друзей)

Как вы думаете, с чего начинается дружба? (с доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки).

Посмотрите внимательно на лица и найдите одинокого человека.

Каким должно быть выражение его лица? (грустным, мрачным, безрадостным, печальным).

С чем можно сравнить его настроение? (с серой тучей, пасмурным небом, дождём, тающей сосулькой, увядшим цветком).

А теперь найдите человека, по выражению лица которого можно предположить, что у него много друзей.

Какое у него настроение?

С чем можно сравнить его настроение? (с солнышком, радугой, доброй птицей…)

- Молодцы! Мы прошли первый этап пути и можем заложить первый кирпичик дома дружбы.

Задание 2.

У вас на столе карточка с лабиринтом. Стрелка указывает на начало пути. Соедините буквы и прочитайте слово.

Правильно! И с этим заданием справились.

Задание 3.

У слова «дружба» есть слова - родственники.

Давайте подумаем и назовём эти слова. (Дружить, дружок, подружка, дружочек, дружище, дружелюбный, дружеский).

Закладываем третий кирпичик.

Задание 4.

Хочу предложить вам игру, которая называется «Мир без друга».

Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

    Мир без друга был бы неинтересным, потому что…

    Мир без друга был бы безрадостным, потому что…

    Мир без друга был бы скучным, потому что…

Четвёртый кирпичик в наш дом дружбы можно заложить.

Задание 5.

Сейчас попробуйте вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок о дружбе.

Задание 6.

Творческое задание.

Нужно составить рассказ по картинкам.

Вспомним, из каких частей состоит рассказ (начало, основная часть и конец).

Посмотрите на картинку и определите героев нашего рассказа?

Давайте придумаем им имена.

(Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам.)

А теперь подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу.

Рассказ получился интересным, содержательным. К вам подходит пословица «Дружба в делах помощница». Как вы думаете почему?

Задание 7.

Игра «Выбери себе в друзья сказочного героя».

(Дети встают в круг, выбирают сказочных персонажей и объясняют свой выбор.)

Представьте, что у вас нет такого большого выбора, а есть только отрицательные герои. Что бы вы решили – остаться одному или подружиться с кем-нибудь из них?

Можно подружиться, но надо научить их быть добрыми, не совершать плохих поступков.

Задание 8.

В доме дружбы могут жить лишь настоящие друзья, которых объединяют общие интересы, которые никогда не сделают друг другу не чего плохого и обидного.

А сейчас проверим, какие вы друзья поиграв в игру «Трон дружбы». (Дети под музыку бегут по кругу, с остановкой музыки кто-то садиться на стул, и все говорят ему приятные слова.)

Какие добрые, приятные, красивые слова вы говорили своим друзьям! Как доброжелательно относились друг к другу! Это значит, что дружба между вами хорошая и крепкая. Молодцы! Незаметно кирпичик за кирпичиком наш дом получился большой, красивый и светлый. Но чего-то, по-моему, в нём не хватает.

Не хватает окон.

А кого бы вы хотели видеть в окнах дома дружбы?

(Портреты своих друзей.)

Ярче солнечных лучей

Дружба в целом свете,

Ведь с друзьями веселей

На любой планете!

Приступаем к рисованию. Не забываем, что портрет поможет нам узнать характер человека и его настроение.

III . Рефлексия

Замечательные работы у вас получились! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.

    Что для жизни нужно?

    Солнце!

    Что для дружбы нужно?

    Сердце!

    Что для сердца нужно?

    Счастье!

    Что для счастья нужно?

    Мир!

Уважаемые родители!

Прочитайте, пожалуйста, это своему ребёнку.

Несколько пословиц и поговорок, посвященных добру и доброте .

    Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

    Про доброе дело говори смело.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Худо жить без ласкового слова.

    Доброе слово лечит, а злое калечит.

    Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

    Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

    Добрые слова дороже богатства.

    В ком добра нет, в том и правды мало.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Сумел провиниться, сумей и повиниться. *** Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета. Если доброта, как солнце, светит, Радуются взрослые и дети. *** В доме добрыми делами занята, Тихо ходит доброта Утро доброе у нас Добрый день и добрый час Добрый вечер, Ночь добра. Было доброе вчера И откуда спросишь ты В доме столько доброты.

«Путешествие в страну Знаний»
1 урок в классе предшкольной подготовки
Цель:
Вовлечение детей в учебно-познавательную деятельность через игру, общение;
Развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу творческой личности;
Развивать творческую личность, способную адаптироваться в современных условиях.
Дать представление о школе.

Материал: оформление доски - паровозик, зовущий в путешествие.
Дидактические игры: «Какой предмет лишний?»;
Музыкальные игры: «По кругу мы ходили»; «Как живёшь?»; «Гримасики»

I. Приветствие детей.

Вы за лето подросли,
В нулевой вы класс пришли.
Не будете лениться, всё будете успевать,
Сумеете научиться читать, считать, писать.
Ваш первый самый-самый звенит, звенит звонок!
Домой идите мамы, пора всем на урок!

А настроение у вас какое?

Музыкальная игра «Как живёшь?»

Ребята, как вы думаете, зачем дети ходят в школу? А вы хотите идти в школу?
Школа – это страна знаний! Чтобы добраться до страны знаний, нужно очень много потрудиться! И сегодня вы отправитесь в первое своё путешествие по стране Знаний. Вы готовы?

А на чём можно отправится в путешествие? (ответы детей).
А мы сегодня будем путешествовать на паровозике. Вы согласны? Тогда в путь!

Дети становятся друг за другом, повторяют слова и выполняют движения:

Чух, чух, чух,чух!
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит,
"Тороплюсь!"-гудит,
"Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь!"
Еду-еду, ту-ту-ту. Слышно, слышно за версту!
Видно, видно издалека!
Подо мною склон высокий,
А за склоном - лес густой,
Впереди команда "Стой" !

II. Станция «Знакомство»
- Ой, стоп, кто-то потерялся, отстал от нашего поезда. Нет мальчика со светлыми волосами, голубыми глазами, в белой рубашке, с черным галстуком. (дети отгадывают, ребёнок выходит вперед и отвечает на вопросы)
- Как тебя зовут?
- Как зовут твоих родителей?
- Где работают мама, папа?
- Назови свой адрес. Игра повторяется 3-4 раза с новыми детьми.
- Чтобы продолжить путь, нам нужно узнать, все ли дети знают, что нужно положить в портфель.

Игра «Да – нет!»

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: "Ура!"

Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте:
«Только ДА, и только НЕТ!»-
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите,
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.

Давайте мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе.
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать))
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далёк.
Лишь оставили дымок! Ту-ту-у-у!

II. Станция “Размышляйкино»
- Мы в портфель положили апельсин, конфеты для друзей, разноцветных кренделей, улыбку, смех. А что еще необходимо в школе для занятий? Давайте сядет и поразмышляем.

Загадки о школьных принадлежностях.

Ребята, пока мы собирали свой портфель, на нашу полянку прискакали зайчата, давайте сосчитаем, сколько их.

Счёт до 10.
Бежал зайчик вдоль равнин

И зайчик значит был …(один).

К нему зайчиха прибежала,

Тогда всего … (два) зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри!

Теперь уж зайцев стало … (три).

Мчит новый заяц: «Путь мне шире!»

Ну, стало быть, их уж… (четыре).

Ба! Вот бежит один опять –

Теперь уж зайцев стало… (пять).

Спешит ещё один из рощи –

Так, значит… (шесть), чего же проще!

Тут прибежал ещё косой –

И зайчик стал уже… (седьмой).

К ним одного ещё попросим,

Тогда всех зайцев будет …(восемь).

Прыг, новый заяц: «В сборе все ведь?»

Он все сказал: Так нас тут …(девять)!

Да, девять – молвят те в ответ.

Но вожака всё нет и нет.

А тот бежит болото месит.

Примчал и молвит нас тут…(десять).

Дидактическая игра «Какой предмет лишний?» (определение закономерностей)
- Хорошо потрудились, давайте отдохнём!
Музыкальная игра « По кругу мы ходили»

Поехали дальше! (дети встают паровозиком, повторяют слова)
III Станция “Умейкино»
Задание:
1. Штриховка вагона синим цветом.
2. Штриховка крыши красными горизонтальными линиями.
3. Штриховка нижней части зелёными вертикальными полосами.
4. Колёса в спирали коричневыми.
5. В окошечке нарисуй себя и своих друзей, кого ты возьмёшь с собой в путешествие по стране Знаний.
Дети садятся за столы, каждый работает самостоятельно.
Заключительная часть путешествия.
- Ребята, мы с вами приблизились к какому-то зданию. Давайте попробуем разобраться, что это за здание.
Нам нужно перенести буковки по стрелочкам и постараться прочитать, что у нас получится. (дети переносят по стрелочкам буковки в окошки и все вместе читают слово «школа»
- Ребята рядом со школой стоят ребята, у каждого из них разное настроение, давайте попробуем определить настроение учеников и соединить стрелочкой изображение ученика с тем портфелем, который он возьмёт с собой в школу!
Игра необыкновенные портфели
(умение определять мимическое выражение эмоций)
- А какое настроение у вас?
Музыкальная игра «Гримасики»
- Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, путешествие в страну Знаний только начинается. Для того чтобы много знать, многое уметь нужно очень много заниматься, учиться читать, считать, писать, решать задачи, выполнять разнообразные задания, учиться мыслить! Это нелегкий путь! Для того, чтобы вы его успешно прошли, ещё необходимо научиться дружить, найти себе друзей! Ведь только настоящий друг всегда придёт на помощь!
Мне очень хочется, чтобы сегодняшний день запомнился вам надолго, а лучше навсегда.
Чтоб сказкой, игрою и дружбой, и мечтою наполнились ваши учебные года

Песня «Учиться надо весело»

Учебное занятие в дошкольной группе.

УМК "Предшкола нового поколения"

Тема: Все должны спастись.

Цель: формировать умение работать с картиной.

Задачи:

Образовательные – знакомство с картиной, формирование умения работать с картиной.

Развивающие – развитие наблюдательности, умения рассуждать, прогнозировать, навыков чтения, связной речи.

Воспитательные – способствование воспитанию культурного поведения в музее, заботливого отношения к животным, уважения друг к другу.

Оборудование: рамки, лупы, книги "Кронтик осваивает звуки" (И. С. Рукавишников, Т. Г. Раджувейт, Москва, Академкнига/Учебник, 2015)

Ход занятия

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети заходят и становятся в полукруг.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем занятие.

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Стук в дверь.

Ой, кто-то стучит.

Входит почтальон.

Вам письмо! (отдаёт письмо)

Спасибо!

Ребята, нам письмо.

Рассмотрите его, как вы думаете, от кого оно может быть? (Дети по рисунку на конверте предполагают, что письмо от Кронтика и его друзей). Учитель достаёт письмо и сообщает, что наши друзья приглашают нас в Музейный дом Волшебного Леса, они пишут, что там какая-то беда. Отправимся в Волшебный Лес? Тогда давайте произнесём волшебные слова. (Дети повторяют движения)

Если мы глаза закроем

И покружимся немного

То конечно, непременно

В Лес Волшебный попадем!

Открываем глаза. И вот мы в Волшебном Лесу. Как тут хорошо и спокойно!

Прежде, чем отправиться в Музейный Дом, давайте вспомним, а как надо вести себя в музее. (Спокойно, не кричать, ничего не трогать руками, внимательно рассматривать картины, наблюдать) Верно, только соблюдая правила, мы сможем увидеть красоту картин и познать их тайны.

Пройдемте в Музейный Дом. Давайте рассмотрим картины. Правда, они очень красивые! Какие картины нам знакомы. Покажите. Как они называются? Ребята, а где же тут беда, про которую нам писали наши друзья? Я что – то не пойму! А вы здесь, среди картин, не видите никакую беду?

(Дети самостоятельно или с помощью учителя находят картину.)

Верно, ребята! На картине беда нарисована… Все очень напуганы!

Вы хотите в разобраться, что здесь происходит? И познать тайны этой картины? А что вы хотите узнать? Тогда пройдемте за столы.

3.Работа с картиной

Вы помните, чтобы познать тайну картины мы должны быть наблюдательными, рассуждать и уметь слушать друг друга.

А какими инструментами мы будем пользоваться во время работы?

Найдите в книгах картину, которую мы видели в Музейном Доме. Давайте рассмотрим её внимательно.

Что же здесь происходит? (Лесной пожар) Как вы догадались?

Возьмите Зоркое Око и покажите огонь и дым. Здесь много птиц? Покажите их с помощью разных инструментов. А как они себя ведут? Почему?

Каких диких животных вы видите? А домашних? Как ведут себя животные? Почему?

Почему животные, которых обычно нельзя увидеть вместе, оказались рядом? (Их объединила общая беда, желание спастись от пожара)

Ребята, вы не заметили ничего необычного среди животных. Посмотрите внимательно на головы животных. Вы видите животных с человеческими лицами? Покажите их лица Зорким Оком. Назовите этих животных.

А почему художник так изобразил? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.

В какой ситуации оказались животные? Как они себя ведут? Почему? А если бы люди оказались в такой ситуации, как бы они себя вели? Так что же общего в поведении животных и человека? (Страх, желание спастись)

Художник хотел показать, что у всех есть душа. Что все умеют переживать. И животные также переживают как люди. На человеческом лице это просто заметнее.

Это и есть главная тайна этой картины.

Какое же открытие мы сейчас сделали? Какую тайну открыли?

4. Гимнастика для глаз

Наши глазки были очень внимательными. Давайте встанем и сделаем гимнастику для глаз. (Команды выполняют только глазки)

Раз - налево, два – направо,

Три-наверх, четыре-вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

5. Работа с картиной. Продолжение.

Продолжим. Найдите большую корову. Рассмотрите голову коровы в лупу. Вы можете доказать, что она беспокоится, нервничает. А вы видите тех, кто помогает животным спастись от пожара? Покажите их с помощью указателей.

Как вы думаете, животные спасутся?

6. Чтение слов

Сейчас мы это проверим. Давайте подойдем к мольберту и прочитаем.

у-спе-ют

у-бе-гут

у-ле-тят

у-пол-зут

Какой же мы сделаем вывод из прочитанных слов? (Все обязательно спасутся.)

Посмотрите ещё раз на слова. Сколько в каждом слове частей? Есть ли одинаковая часть? Где она в словах находится? Произнесите её.

7. Составление рассказа «Как я помогаю животным»

Ребята, а приходилось ли вам помогать животным? Давайте присядем на полянку и побеседуем об этом.

Дети рассказывают, о том, как они помогают животным.

Молодцы ребята! Это очень хорошо, что вы помогаете животным.

8. Рефлексия. Итог занятия.

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что было интересным?

Что трудным?

А какую же тайну мы открыли на занятии, рассматривая картину. (Животные умеют переживать также как и люди. У них есть душа, они чувствуют боль. Люди должны заботиться о животных и помогать им. Ведь животные - это наши братья меньшие.)

Ребята, за хорошую работу на занятии и за то, что вы помогаете животным, вы заслужили награду.

Вручение медалек.

Давайте возвращаться в детский сад.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Лес Волшебный не забудем!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Знакомство.
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном
обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного
высказывания.
Оборудование: знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка, мягкая
игрушка,как предполагаемый символ класса.
Ход занятия


вместе с детьми.
Учитель:­ Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте поиграем? Я задам
вам вопросы, если согласны похлопайте в ладошки.
­Вы пришли из дома?
­Сейчас весна?
­ У кого сегодня хорошее настроение?
Давайте я попробую угадать. Почему вы сегодня так радуетесь.
­ Потому что вы сегодня очень нарядные и красивые?
­ Потому что вы сегодня первый раз пришли в школу?
­ Потому что вы встретились сегодня со своей учительницей?
Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной
получше правда?
Учитель: Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я
ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства, Я очень люблю детей. У
меня есть…. Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем
учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
Учитель:­ А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно! Школа - это чудесный дворец
знаний, с уроками, открытиями, учениками и тетрадками, учителями и одноклассниками.
Здесь вы познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь. Но
существует еще и сказочный Мир Знаний. Знаете, где он находится? Конечно, прежде
всего, в сказках, но и в этой комнате тоже. Хотя на первый взгляд она кажется

обыкновенной, здесь с вами будут происходить настоящие чудеса. Вы знаете, что такое
чудеса? Вы встречались с ними? (Ответы детей.)
­ Но кто это меня зовет? Вы ничего не слышите?
Учитель встает, подходит к шкафу, берет мягкую игрушку
­ А это ты …. Вот видите, чудеса уже начались.
Учитель: Обращается к детям:
­ Ребята, это…, он хозяин этой комнаты, и он очень хочет познакомиться с вами. Как же
мы будем знакомиться? (Версии детей)
Хорошо, давайте сделаем так: каждый по очереди возьмет его в руки, потрогает его,
рассмотрит. (Дети передают друг другу игрушку по кругу.)
­Какой он?
- А теперь пусть каждый снова возьмет … в руки и, глядя ему в глаза, скажет такие
слова: “Здравствуй, …, меня зовут…, Я начну первая: «Здравствуй.. Меня зовут Нина
Николаевна (Мария Ивановна, Ирина Владимировна.)».
Учитель передает игрушку рядом сидящему ребенку, тот здоровается. И передает его
следующему и т. д. Когда игрушка снова оказывается в руках у учителя, он говорит:
­А теперь я хочу познакомиться с вами получше. Я знаю, как это сделать. Сейчас я встану в
центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого я позову, Будьте внимательны! Итак,
начали:
­Ко мне бегут... мальчики. (Мальчики подбегают к учителю, у которого в руках игрушка.)
­Спасибо, молодцы, садитесь на место.
­ Ко мне бегут девочки.
­ Ко мне бегут те, у кого серые глаза.
­ Ко мне бегут те, кто любит мороженое.
­ Ко мне бегут те, у кого есть бантики.
­ Ко мне бегут те, кто живет на улице... (название улицы).
­ Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1­ом классе. (Все дети подбегают к учителю, он их
обнимает.)
­ Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые глаза.
Учитель: Со мной вы познакомились, и с нашим хранителем тоже, а как мне с вами
познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех. а вы все вместе громко назовете
свои имена.
­Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое­то Уа­уа!
­Давайте еще громче! Раз, два, три!
­Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме
поднятой руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к этому правилу.
Учитель: Послушайте дети, что предлагает нам …. ­ поднимать руку? Ребята, давайте
попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить - подними руку.

Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте
выберем, как удобнее всего поднимать руку.(введение знака)
(Таким, образом, мы вместе с детьми установил новое правило и сразу оговорили его
выполнение.)
­ Для чего нам нужно это правило?(Чтобы познакомиться).
Учитель: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
(Учитель спрашивает, трех­четырех детей используя, новое правило)
Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в
нашу школьную жизнь?
Тренинг
­Мальчик, как тебя зовут?
Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой руки. Если ребенок
сразу ответил, то, спрашивает у детей:
- Правильно ли …ответил на вопрос’? Выполнил ли он моё задание?
­Давай еще раз?
­Мальчик, как тебя зовут? (можно спросить нескольких ребят)
- Понравилось ли вам отвечать по ­ школьному?
­Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по­разному. Можно
знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Игра «Снежный ком»
Учитель: Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Маша, и прежде чем назвать свое
имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Машей, сначала назовет мое имя, потом ее, и
только лишь потом свое. И так далее. Значит, тому, кто будет говорить последним, нужно
будет назвать сначала все имена по порядку, а только потом свое, И еще: когда
произносишь чье­то имя. Нужно глядеть в глаза этому человеку. (Игра проводится в
случае, если дети еще не запомнили имена друг друга.)
Учитель: Хорошо мы поиграли? Вы доволен? А ты …­ хранитель? А можно мы осмотрим
твои владения? Ведь дети никогда здесь не были.
(Дети вместе с учителем,обходят комнату, внимательно все осматривают, что­то берут в
руки, задают вопросы. Пусть дети немного поиграют. Эта часть занятия выполняет еще и
диагностическую функцию. Учитель наблюдает за игрой детей, за их взаимодействием друг
с другом.)
Учитель: Наш класс это наш второй дом, по этому мы сделали вот такой «дом «(рис. 1),
где у каждого есть свое окно. Когда вы приходите сюда, вы можете открыть ставни на
своем окошке, и тогда будет видна ваша фотография. означает, что вы здесь, с нами.
Ставни каждый может украсить по­своему. Мы это вскоре сделаем. В то же время нам
нужно обсудить, как их оформить, чтобы было красиво и получилось единое целое. Под
окном находится кармашек это ваш почтовый ящик. Вы можете получать письма, и когда
вы научитесь писать, вы можете посылать друг другу письма, а пока вам буду писать я.

Часть этого и следующих занятий можно посвятить оформлению «дома» и обсуждению
того, кто с кем будет соседствовать. Этот прием помогает выявить межличностные
отношения и способствует их динамике.
Учитель: Ребята,пора прощаться. Игрушки хотят снова на свои места, давайте их
поставим на полки.
Учитель: Я знаю, что вы хотите поближе познакомиться с обитателями моей комнаты. Но
это будет в следующий раз, Я приготовлю для вас сюрприз.
Помните: здесь вас ждут чудеса. А сейчас давайте поиграем в игру, которая поможет мне
лучше запомнить ваши имена. Она называется «Паровозик»
Игра «Паровозик»
Все дети стоят в кругу. Первый ребенок берет на себя роль «паровозика». Он начинается
двигаться в кругу, произнося свое имя: Баня, Ваня... Затем он выбирает кого­то из круга,
подходит к нему, берег его сзади за пояс, и они уже двигаются по кругу вместе, произнося
вместе имя второго ребенка: Миша, Миша... и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все
дети не побывали в роли паровозика, В конце игры должен выстроиться длинный поезд из
всех детей.
Итог занятия
Учитель. Понравился ли вам урок?
­Интересно ли было?
­Какое у нас теперь есть школьное правило?
­Когда нужно поднимать руку?
­ Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?
­Что можно сделать,если ты забыл звать кого­то?
­Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.
Цель: Осознание нового статуса школьника.
Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости
Познакомить детей с пространством школы.
Задачи:
Ознакомление с пространством школы.
Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника.
Познакомить с правами и обязанностями школьника.
Оборудование: Карта­маршрут для экскурсии по школе, права и обязанности
школьника.
Ход занятия

Учитель встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится
вместе с детьми.
Учитель:­ Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала с чего мы
начнем наше занятие и хранитель класса предложил прочитать вам стихотворение.
А Кондратьевой « Здравствуйте» (читает учитель)
­ Здравствуйте!­
Ты скажешь человеку.
­Здравствуй!­
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
­ Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и
желают друг другу здоровья.Любая встреча начинается со слов приветствия.
­Какие слова приветствия вы знаете?
(рассказ учителя о разных способах приветствия: раскланиваться, снимать шляпу,
обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую справку о
возникновении данных форм приветствия; предлагает детям обменяться рукопожатием
мальчикам, девочкам присесть в реверансе).
­ А умеете ли вы здороваться по­ школьному? Давайте попробуем.
(Пусть дети предлагают разные варианты.)

­Мои четвероклассники меня радуют свои молчаливым приветствием. Знаете как?
(варианты детей)
­Чтобы молча поздороваться, надо встать рядом с партой. Давайте попробуем,
поздороваться,как школьники.
ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК
Ребята, недавно вы первый раз пришли в этот класс. Скажите, а как вас теперь называют?
(дети отвечают: школьники, первоклассники. Если дети сами не дают ответа, отвечает
учитель.) Правильно, теперь вы школьники, первоклассники. А что вы делали до того, как
попали в школу? (дети отвечают: ходили в детский сад, сидели дома.) А как вас тогда, до
школы, называли? (дети отвечают: дошкольники. Если дети не дают ответа, отвечает
учитель.) Когда вы еще не ходили в школу, вас называли дошкольниками. Скажите, чем
отличаются школьники от дошкольников? (Дети отвечают, учитель их поправляет,
подытоживает сказанное.Можно Правильно, школьники отличаются от дошкольников тем,
что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания. А что делают
дошкольники? (дети отвечают: играют, бегают.) А может ли школьник играть и бегать?
(Дети высказывают свои предположения.) На самом деле школьник тоже может играть и
бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как
школьник, а иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как
школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.
Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой
ситуации - как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и
ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, и будем
пользоваться правилом «поднятой руки».
(Учитель показывает напоминающий о правиле. Учитель называет ситуации, а дети
отвечают.)
Учитель: На уроке на прогулке дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В
школьной стоповой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.(Если
дети ошибаются, учитель поясняет и комментирует.)
Игра «Море волнуется раз»
Учитель: «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы
знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда - как дошкольник. А теперь
давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и
наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта
игра называется «Море волнуется, раз», но мы будем играть в нее по­ особенному. Вместо
морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет
говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура
школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется, можно ходить по
классу, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий
выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым
водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.
Дети встают и со словами учителя «Море волнуется, раз...» начинают двигаться по классу.
Учитель выбирает того, кто будет следующим водящим, продолжает контролировать ход
игры, по мере необходимости подсказывая слова или напоминая правила
В сильном классе водящий может усложнить задание, называя не роли школьника или
дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на и дома с мамой и т д..

Учитель: «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и
наоборот. А сейчас проверим, знаете ли вы, как школьник ведёт себя в школе. Встаньте,
пожалуйста, в круг и послушайте стихотворение Т. Пушкаревой.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ
Когда вы впервые приходите в школу,
Немедленно, тут же начните с футбола,
Пусть вместо мяча у вас будет портфель,
А вместо ворот ­ ваша школьная дверь.
Затем хорошо бы немного подраться,
Кого­то толкнуть и над ним посмеяться.
Мелом на стуле соседа писать,
Чем­нибудь гадким испачкать тетрадь.
Когда же вы вволю навеселитесь,
Спокойно, с ногами на парту ложитесь.
Ведь так хорошо на уроках поспать
Или о чем­то своем помечтать!
Как вам понравились эти советы!
Скажите, пожалуйста, мне по секрету.
Учитель: ­Что в этих советах –шутка?
Расскажите, а как должны вести себя школьники?
По ходу беседы озвучиваются права и обязанности школьника.
Игра «Угадай­ка»
- Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте
поиграем в игру «Угадай­ка». Вы сейчас на листе бумаги нарисуете школьника или
дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать - это ваш секрет. Дети в группах
должны будут этот секрет угадать. Договорились?
Дета самостоятельно Выполняют рисунки.
Затем приходит письмо с планом­ школы и дети отправляются на экскурсию по школе.
Итог занятия
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: развивать умение анализировать свои эмоциональные переживания на протяжении
всего занятия.
Ведущий с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как менялось их настроение
на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их состояние после занятия, и
объяснить, почему каждый выбрал именно то, что выбрал.