Рынок транспортных услуг. Особенности рынка транспортных услуг

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Требования, предъявляемые потребителями к услугам транспорта. Требования, которым должны отвечать показатели качества транспортной услуги. Экономические показатели эффективности грузовых перевозок. Жизненный цикл продукции. Процесс перевозки грузов.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Повышение окупаемости пассажирских перевозок. Анализ городской маршрутной сети и организации пассажирских перевозок в г. Речица. Структура парка подвижного состава. Разработка нового варианта маршрутной сети работы городского пассажирского транспорта.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Планирование показателей работы вагонного депо. Расчет производственной программы ремонта узлов и деталей вагонов на проектируемом участке. Планирование эксплуатационных расходов участка вагонного депо. Основные показатели эффективности работы участка.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2010

    Технология работы участка подготовки пассажирских составов в рейс на вагонном участке "Ярославль". Разработка сетевого графика. Техническое обслуживание, ремонт пассажирских вагонов. Внедрение вагономоечной машины. Мероприятия по очистке сточных вод.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2013

    Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Определение показателей транспортной подвижности населения. Неравномерность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. "Дерево причин" убыточности пассажирских перевозок.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2009

    Анализ регулярных перевозок автомобильным транспортом. Методики управления качеством пассажирских перевозок в г. Перми. Проблемы городского транспорта. Рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере обеспечения транспортных перевозок.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2017

    Современное состояние пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации. Особенности взаимодействия власти и бизнеса для создания условий развития новой эффективной системы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2013

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние и тенденции международного рынка транспортных услуг. Основные участники рынка. Анализ международной деятельности ОАО "Владивосток Авиа". Конкурентные преимущества и приоритетные направления деятельности. Пути повышения конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Общая характеристика рынка медицинских услуг. Современное понимание здоровья. Экономический, социальный и институциональный аспекты медицинских услуг. Взаимодействие спроса и предложения. Интересы субъектов рынка. Современное состояние российского рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Особенности рынка как механизма взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, совокупности отношений производителей и потребителей, формируемых через отношения обмена, решения об уровнях производства, ценах и методах конкурентной борьбы.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Понятие образовательных услуг. Правовое и государственное регулирование рынка образовательных услуг. Проблемы сферы образования. Перспективы развития рынка образовательных услуг в РФ. Образование как экономическая субстанция и производственный процесс.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Формирование рынка транспортных услуг в России, его структура и перспективы развития. Классификация отраслей транспорта. Статистический анализ грузооборота и пассажирооборота с помощью группировки, показателей вариации, рядов динамики, индексного метода.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

Рынок - это сфера обмена по законам товарного производства, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложений, т.е. товаров или услуг).

Производить товар начинают с возникновения спроса на него и в соответствии с потребностями рынка (см. тему 3.3.). Цены определяются производителями на свой товар, но при этом они должны выбирать транспортные организации по предлагаемым ценам доставки этого товара. Товаропроизводители при неблагоприятных обстоятельствах, зависящих не только от них самих, но и от цены услуг и качества работы транспортников, могут перейти в разряд банкротов 1 и уйти с рынка.

Сегодня в сфере транспортного рынка наряду с рынком перевозок стал развиваться рынок инфраструктурных услуг (аутсорсинг ) - экспедирование, перегрузка, предоставление складов, терминалов и др., что дает возможность транспортным организациям сделать процесс перевозки более независимым от грузовладельцев и получать дополнительные доходы при улучшении качества обслуживания.

Предприятие должно постоянно работать над эффективностью своей ценовой политики, изменяя ее в зависимости от типа рынка, условий на рынке, оценки спроса и предложений, анализа цен и товаров

(услуг) конкурентов и т.д., для чего нужно шире применять маркетинговые исследования ситуаций на рынке.

Например, для удержания или завоевания нового клиента, для борьбы с конкурентом предприятие может снизить вплоть до уровня себестоимости цену на свою продукцию. Такой прием используется как временная мера, потому что без определенной прибыли предприятие существовать не может. При этом для других клиентов или других видов груза оно может завысить цену. В случае выхода на рынок с новой услугой предприятие может установить на определенный период времени максимальную цену до появления конкурентов с аналогичной услугой.

Цены на рынке зависят от специфики производства и потребления транспортных услуг, т.е. типа рынка, в котором работает данный вид транспорта.

Существует четыре типа рынка:

  • 1. Свободной (чистой) конкуренции - множество продавцов и покупателей однородной продукции. В этой ситуации никто не может серьезно повлиять на рыночную цену.
  • 2. Монопольный рынок - один потребитель устанавливает цену многим производителям, что заставляет производителя устанавливать объем своих продаж (производств). При наличии такого рынка имеется, как правило, государственное регулирование на федеральном или местном уровнях.
  • 3. Монопольный конкурентный рынок - разновидность монопольного при дифференциации товаров по различным признакам, что создает монополию на всем рынке или его определенном сегменте.
  • 4. О лигопольный рынок - небольшое число производителей, не дающих простой возможности проникновения других на данный рынок при множестве потребителей.

Различают рынки оптовых и розничных услуг, например, грузовые перевозки - это оптовые услуги; пассажирские - розничные.

Роль транспорта на рынке нельзя считать неизменной. Здесь надо обратить внимание на определенные свойства транспортной продукции и политику в экономике страны. Например, как сказано ранее (см. тему 2.4), у речного транспорта исторически особая роль в России, однако внимание к нему не всегда было достаточным для интенсивного развития, тем более что организационно управление этим видом транспорта сосредоточено в одном Департаменте с морским транспортом. Но в Транспортной стратегии до 2030 г. ему будут выделены значительные средства. Изменение роли транспорта на рынке транспортных услуг можно продемонстрировать и таким примером: одно время в США был значительный перевес в сторону автомобильного транспорта для быстроты доставки грузов при наличии дорог высокого качества, что привело к резкому сокращению роли железнодорожных перевозок. Однако ухудшение экологии в стране, связанное с работой тех же автомобильных транспортных средств, в настоящее время приводит к возврату и более широкому применению железнодорожного транспорта, работающего на электроэнергии, чему способствует также резкое повышение скоростей его движения,

На цену транспортной услуги влияет тип рынка. Стратегия ценообразования заключается в установлении такой цены и варьированием последней в зависимости от ситуаций на рынке, чтобы удовлетворить свои нужды и цели, не ущемляя интересов потребителя, который может отказаться от данного транспортного предприятия.

В связи со спецификой сфер обслуживания, технологий производства и других особенностей каждый вид транспорта работает в своем пространственном рынке. По исследованиям отечественных и зарубежных ученых, установлен уровень, при котором субъект рынка может определять ценовую политику, т.е. уровень монополизма. Так, монополистом в нашей стране считается предприятие, доля которого на рынке превышает 35%, в других странах это может быть 25,50 и даже 75% при определенных условиях, зависящих в том числе от количества крупных предприятий-игроков на рынке.

Железнодорожный транспорт в нашей стране является естественным монополистом. Объективность его монополизма исходит из того, что, во-первых, большая часть страны связана широкой сетью железных дорог в единое пространство при максимальном обеспечении грузопотоков определенных регионов. А во-вторых, железная дорога осваивает более 35% грузооборота всей транспортной сети страны.

Автомобильный транспорт имеет отраслевой и региональный характер, большая часть предприятий частных (индивидуальных), что создает условия для работы на рынке свободной конкуренции. Благодаря своим достоинствам - большей скорости доставки и возможности перевозки «от двери до двери» - автомобильный транспорт в региональном обслуживании играет все более значимую роль, отвоевывая новые сегменты рынка и конкурируя с другими видами транспорта. Это подтверждается мировым опытом работы автомобильного транспорта за рубежом, где эффективное расстояние его перевозок значительно больше отечественных. Это связано в том числе с большей грузоподъемностью подвижного состава.

Надо заметить, что значение автомобильного транспорта на рынке страны сильно зависит от наличия современных автомобилей, работающих на бензинах и дизельном топливе уровня ЕВРО 4-6, особенно на международных маршрутах. Отсутствие отечественных большегрузных автомобилей вынуждает отрасли, особенно для строительства крупных объектов, обращаться к услугам иностранных перевозчиков.

Речной транспорт в силу своей специфики монополист в районах прилегания к рекам и в сезон для определенной группы грузов.

Морской транспорт работает в двух типах рынка. При трансконтинентальных перевозках (загранплавание) он входит в небольшое число международных перевозчиков, работающих на олигопольном мировом фрахтовом рынке; при региональных перевозках внутри страны (каботажное плавание) морской транспорт естественный монополист, прежде всего в районах Крайнего Севера (Северный морской путь) и Дальнего Востока из-за отсутствия других видов транспорта. Правительство обеспечивает так называемый северный завоз продуктов в эти регионы.

Воздушный транспорт является монополистом по перевозкам пассажиров на большие расстояния и по специфическим видам работ (сфер деятельности). Необходимо вводить систему штрафов за нарушение качества обслуживания, что делается во всем цивилизованном мире. В настоящее время вносятся поправки в Правила перевозок на воздушном транспорте, в которых однозначно определяется штраф и его характеристики. Безопасность полетов может быть обеспечена, в частности, системой лизинга при обновлении парка подвижного состава.

Трубопроводный транспорт является естественным монополистом при транспортировке газа и жидких грузов, к тому же доля его в грузообороте более 50%.

Транспорт энергии также является монополистом, сосредоточен в РАО ЕЭС России.

Мировые транспортные рынки являются частью мировых товарных рынков. Все отношения транспортников и обслуживаемой клиентуры строятся на основе специальных соглашений и конвенций, которые подписываются на уровне правительств стран, участвующих во внешней торговле. Внешнеторговые взаимоотношения на рынке регулируются государством, например, может быть наложен запрет (эмбарго) на ввоз или вывоз отдельных видов продукции или товаров из отдельных стран, изменены таможенные пошлины для того, чтобы ввозимый (вывозимый) товар был неконкурентноспособен на рынке. При особых политических ситуациях может быть закрыт вход на рынок страны любых товаров из недружественной страны.

Естественно, что рынки играют важнейшую роль в экономике страны, значительно зависят от политической ситуации на конкретный момент времени, как внутри страны, так и за ее пределами. Рынки всегда должны находиться в поле зрения государства для оперативной корректировки ситуации. Это делается, прежде всего, для защиты собственного производителя.

  • Банкрот - несостоятельный должник вследствие разорения.
  • Аутсорсинг - новое направление в деятельности предприятий различных отраслей по предоставлению дополнительных услуг, повышающих качество обслуживания.

Рынком автотранспортных услуг называется сектор экономики, в котором предприятия и предприниматели автомобильного транспорта продают свои услуги потребителям.

Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер определяет рынок как сферу потенциальных обменов, формулируя одновременно следующие пять обязательных условий существования ситуации обмена:

1) наличие сторон с несовпадающими интересами;

2) наличие у каждой из сторон чего-либо, что может представлять интерес для другой стороны;

3) свобода общения сторон в поиске взаимовыгодного решения

4) свобода каждой стороны заключить сделку или отказаться от нее;

5) целесообразность и выгодность заключения сделки для сторон.

Основной разновидностью реализуемых услуг на рынке являются автомобильные перевозки грузов и пассажиров, для которых также применимы эти условия.

Для правильного понимания задач, стоящих перед ПАТ при организации перевозок грузов на рынке автотранспортных услуг, необходимо учитывать ряд важных особенностей.

Первой особенностью является наличие интенсивной конкуренции между ПАТ. Автомобильные перевозки грузов сравнительно легко доступны для предпринимателей. Покупка или аренда нескольких грузовых автомобилей не требует значительного начального капитала, а получение от государственных органов лицензии, не сопровождается в России, как и в большинстве других стран

Поэтому на рынке автомобильных перевозок грузов всегда действует множество независимых предприятий - перевозчиков и экспедиторов, а предложение услуг, как правило, превышает спрос.

Это приводит к высокому уровню конкуренции на данном рынке. Кроме того, в секторах междугородных и международных перевозок они испытывают дополнительную конкуренцию со стороны предприятий других видов транспорта.

Второй особенностью является свободное ценообразование. В большинстве стран государство, как правило, лишь в отдельных случаях ограничивает уровень тарифов на отдельные виды грузовых автомобильных Перевозок. В Российской Федерации в настоящее время эти тарифы не ограничены. При системе свободных тарифов каждое предприятие, устанавливая по своему усмотрению цены на перевозки и другие услуги, должно учитывать собственные издержки, уровень платежеспособности конкретного потребителя, уровень цен и качество услуг, предлагаемых в данный момент конкурентами, другие условия. Таким образом, автотранспортные предприятия, действуя в условиях рынка, постоянно решают "задачу выбора оптимального уровня тарифов.

Третьей особенностью рынка автотранспортных услуг является разнообразие и изменчивость условий, в которых заключаются и реализуются сделки между ПАТ и грузовладельцами. Обслуживание каждого потребителя имеет свои особенности, которые должны быть изучены коммерческой службой автотранспортного предприятия, отражены в условиях договора и учтены при организации обслуживания потребителя. С течением времени рыночная конъюнктура изменяется, что заставляет постоянно вносить необходимые коррективы как в обслуживание отдельных потребителей, так и в коммерческую стратегию автотранспортного предприятия в целом.

Четвертой особенностью является тесная взаимосвязь рынка автотранспортных услуге товарными рынками, на которых действуют грузоотправителии грузополучатели. В условиях рыночной экономики требования к качеству услуг автотранспортного предприятия диктуются фактически не столько правилами перевозок, сколько объективными рыночными потребностями грузовладельцев. Скорость и сроки доставки, партионность груза, вид упаковки, цена, которую готов уплатить за перевозку грузовладелец, и другие условия договора перевозки зависят, прежде всего, от того, где и при каких условиях происходит реализация товара, предъявляемого к перевозке. Поэтому для успешной деятельности на рынке коммерческая служба ПАТ должна хорошо знать особенности и отслеживать текущее состояние тех товарных рынков, на которых работают потребители услуг предприятия.

Таким образом, успешная работа грузового автотранспортного (транспортно - экспедиционного) предприятия, независимо от его специализации, во многом зависит от правильного учета всего комплекса рыночных условий, в которых действуют само транспортное предприятие и потребители его услуг.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Экономическая деятельность и структура автотранспортного предприятия

Гоу спо рыбницкий политехнический техникум курсовая работа на тему экономическая деятельность и.. оглавление.. введение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Основной особенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышение предложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условиях свободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренция автотранспортных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги. К транспортному рынку конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг, которые требуются потребителю.

Для малых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортные компании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большую часть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущих клиентов.

Большинство малых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они были бы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должны предоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны и отличались от услуг конкурентов.

Оценивая свою конкурентоспособность, предприятие прежде всего определяет своих главных конкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю на рынке в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы их увеличения и т.д. Сбор информации о конкурентах - достаточно сложная задача. Определенную роль здесь играет изучение коммерческих и рекламных материалов, финансового состояния (при наличии возможности), но часто необходимые сведения можно получить от своих клиентов, которые поддерживают отношения с конкурентами. Транспортным предприятиям целесообразно проанализировать в какой степени их услуги по сравнению с услугами конкурентов отвечают предъявляемым потребителями требованиям по гарантированности, срочности, применяемой технологии доставки, уровню тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов при выборе альтернативных услуг и т.п. На междугородных перевозках автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, с железнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей и сезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара, грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременность и сохранность его перевозки. Более высокая стоимость автомобильных перевозок во многих случаях компенсируется соблюдением графиков и сокращением времени доставки "от двери до двери", доступностью обслуживания и обеспечением требуемой частоты отправок. Кроме того, важным фактором, побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желание избежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожного транспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки, обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д. Выгодные для многих отправителей смешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны без взаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта. Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие в различных формах. Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и не ценовый способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующие услуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), то возможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечь дополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортного рынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижение тарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемости предприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков и сезонных изменений потребностей клиентов. При неценовой конкуренции акцент делается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполнения и доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано с дополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов. Разумное применение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличить количество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или, наоборот, его снизить. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает целесообразность ограничения доступа предпринимателей в отдельные сегменты рынка с высоким уровнем конкуренции. С этой целью может ограничиваться как общее число соответствующих лицензий, так и устанавливаться их повышенная стоимость или дополнительные лицензионные требования (к качеству предоставляемых услуг, профессиональной пригодности перевозчика и др.). В соответствии с антимонопольным законодательством и Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей" не допускается недобросовестная конкуренция перевозчиков, в том числе:

Введение клиентуры в заблуждение относительно характера услуг перевозчика и цен на эти услуги;

Предоставление услуг, не предусмотренных имеющейся у перевозчика лицензией;

Использование доминирующего положения перевозчика в определенном виде деятельности для оказания давления на клиентуру при реализации других услуг;

Использование средств государственной поддержки в целях развития деятельности, не являющейся объектом этой поддержки;

Заключение между отдельными перевозчиками соглашений, имеющих целью установление фактического монопольного контроля над определенным сегментом рынка.

Таким образом, в процессе государственного регулирования идет постоянный поиск решений, которые с одной стороны не приведут к оттоку предпринимателей и недовольству действующих на рынке предприятий, а с другой - исключат появление на рынке недобросовестных предприятий, неквалифицированного транспортного обслуживания, неоправданно высокой конкуренции.