Греческая философия. Философия древней греции

Философия Древней Греции является ярким периодом в истории этой науки и является самой завораживающей и таинственной. Именно поэтому такой период назвали золотым веком цивилизации. Античная философия играла роль особого философского направления, которое существовало и развивалось с конца 7 века до нашей эры и до 6 века нашей эры.

Стоит отметить, что рождению древнегреческой философии мы обязаны великим мыслителям Греции. В их время они были не так известны, но зато в современном мире о каждом из них мы слышали со времен школы. Именно древнегреческие философы внесли в мир свои новые знания, заставляя по-новому взглянуть на бытие человека.

Известные и мировые философы Древней Греции

Когда идет речь о древнегреческой философии, на ум приходит Сократ-один из первых мыслителей, который использовал философию как способ познания истины. Его главным принципом было то, что для познания мира человеку требуется по-настоящему узнать себя истинного. Иными словами, он был уверен, что с помощью самопознания любой желающий сможет достигнуть настоящего блаженства в жизни. В учении говорилось о том, что человеческий разум толкает людей на добрые поступки, ведь мыслитель никогда не будет совершать дурные дела. Собственное учение Сократ преподносил в устной форме, а его знания записывали в свои сочинения ученики. А благодаря этому мы сможем прочесть его слова в наше время.

“Сократический” способ ведения споров давал понять, что истина познается только в споре. Ведь именно с помощью наводящих вопросов можно заставить обоих противников признать свое поражение, а потом заметить справедливость слов своего оппонента. Сократ также считал, что человек, который не занимается политическими делами, не имеет права осуждать деятельную работу политики.

Философ Платон ввел в свое учение первую классическую форму объективного идеализма. Такие идеи, среди которых была высшая (идея блага), были вечными и неизмененными образцами вещей, всего . Вещи же в свою очередь играли роль отражения идей. Эти мысли можно найти в сочинениях Платона, таких как “Пир”, “Государство”, “Федр” и др. Ведя диалоги со своими учениками, Платон часто говорил о прекрасном. Отвечая на вопрос “Что есть прекрасное”, философ давал характеристику самой сущности красоты. В итоге Платон пришел к выводу, что своеобразная идея играет роль всего прекрасного. Познать это человек сможет только во время вдохновения.

Первые философы Древней Греции

К философам Древней Греции относится и Аристотель, который был учеником Платона и воспитанником Александра Македонского. Именно он стал основоположником научной философии, ведя учения о возможностях и осуществления человеческих способностей, материи и форме мыслей и идей. В основном его интересовали люди, политика, искусство, этнические взгляды. В отличие от своего учителя Аристотель видел прекрасное не в общей идее, а в объективном качестве вещей. Для него истинной красотой были величина, симметрия, пропорции, порядок, иными словами, математические величины. Поэтому Аристотель считал, что для достижения прекрасного человек должен заниматься математикой.

Говоря о математике нельзя не вспомнить о Пифагоре, который создал таблицу умножения и собственную теорему с его именем. Этот философ был уверен, что истина кроется в изучении целых чисел и пропорций. Даже было развито учение о “гармонии сфер”, в котором указывалось, что весь мир представляет собой отдельный космос. Пифагор со своими учениками задавался вопросами музыкальной акустики, которые были решены соотношением тонов. Вследствие этого был сделан вывод, что красота является гармоничной фигурой.

Ещё одним философом, который искал красоту в науке, был Демокрит. Он открыл существование атомов и посвятил свою жизнь поиску ответа на вопрос “Что есть красота?”. Мыслитель утверждал, что истинной целью существования человека является его стремление к блаженству и благодушию. Он считал, что не стоит стремиться к любому наслаждению, и нужно познать лишь к тому, которое хранит в себе красоту. Определяя красоту, Демокрит указал, что к прекрасное имеет свою меру. Если её переступить, то даже самое настоящее наслаждение превратится в мучение.

Гераклит видел красоту пропитанной диалектикой. Мыслитель видел гармонию не статичным равновесием, как Пифагор, а постоянно пребывающее в движении состояние. Гераклит утверждал, что красота возможна только с противоречием, которое является созидателем гармонии и условием существования всего прекрасного. Именно в борьбе между согласием и спором Гераклит видел образцы истинной гармонии красоты.

Гиппократ-это философ, труды которого стали известными в области медицины и этики. Именно он стал основателем научной медицины, написал сочинения о целостности человеческого организма. Учеников он учил индивидуальному подходу к больному человеку, вести истории болезней, врачебной этике. Ученики учились у мыслителя обращать внимание на высокий моральный облик врачей. Именно Гиппократ стал автором известной клятвы, которую дает каждый, кто становится врачом: не навреди пациенту.

Периодизация древнегреческой философии

По мере того, как древнегреческие философы сменяли друг друга и становились представителями новых учений, в каждом веке ученные находят яркие отличия в изучении науки. Именно поэтому периодизацию развития философии Древней Греции принято делить на четыре главных этапа:

  • досократовская философия (4-5 вв до н.э.);
  • классический этап (5-6 вв до н.э.);
  • эллинский этап (6 век до н.э-2 век н.э.);
  • римская философия (6 век до н.э.-6 век н.э.).

Досократовский период-это время, которое было обозначено в 20 веке. В этот период существовали философские школы, которые вели философы до Сократа. Одним из них был мыслитель Гераклит.

Классический период-это условное понятие, которое обозначало расцвет философии в Древней Греции. Именно в это время появились учения Сократа, философия Платона и Аристотеля.

Эллинский период-это время, когда Александр Македонский образовал государства в Азии и Африке. Для него характерно рождения стоического философского направления, рабочая деятельность школ учеников Сократа, философия мыслителя Эпикура.

Римский период-это время, когда появились такие известные философы, как Марк Аврелий, Сенека, Тут Лукреций Кар.

Философия в Древней Греции появилась и усовершенствовалась в период появления рабовладельческого общества. Тогда такие люди делились на группы рабов, которые занимались физическим трудом, и на общество людей, которые занимались умственным трудом. Философия не появилась бы, если своевременно не произошло развитие естествознания, математики и астрономии. В античное время естествознания никто ещё не выделял как отдельную область для человеческого познания. Каждое знание о мире или о людях включалось в философию. Поэтому древнегреческую философию прозвали наукой наук.

Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.

Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну — космологию.

Сократ

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Аристотель

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.

Первая философская школа Древней Греции

Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.

Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

Основополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту , милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.

Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.

Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях. Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский. Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической , хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.


Особенности философии Древней Греции

Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.

Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса. К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.

В период расцвета происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.


Периоды философии Древней Греции

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым . Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия. Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

В V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.

Последним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть , в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

  1. Школа эпикуреизма , представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
  2. Направление скептицизма , последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
  3. Учение Зенона Китийского , получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
  4. Неоплатонизм , который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.

Древнегреческая философия


История философии как наука исследует процесс становления философского знания, закономерности и фазы этого развития, борьбу философских школ и направлений.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация.


Философские школы досократического периода


Милетская (ионийская ) философская школа - древнейшая материалистическая школа в Греции. Милет в то время (6 в. до н.э.) был крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило появление таких мыслителей как Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Им принадлежат открытия в области математики, географии, астрономии. Началом, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное - воду, воздух и т.п. философы милетской школы были стихийными материалистами и также стихийными диалектиками.

Фалес - (ок. 624 - 547 г.г. до н.э.) - первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. В античной традиции - один из «семи мудрецов». По преданию, Фалес овладел математическими и астрономическими познаниями в Египте и Вавилоне. Ему приписывают предсказание солнечного затмения 585-585 г. до н.э. Фалес - основатель стихийно-материалистической милетской школы. Он искал в многообразии вещей единое первоначало, рассматривая его как телесное, чувственно данное вещество. Согласно его учению, первоосновой всего сущего является вода.

Анаксимандр - ученик Фалеса, автор первого в Греции философского труда «О природе». Первоначалом всего сущего считал «апейрон». Его заслуга в том, что он один из первых создал космологическую теорию о том, что Земля находится в центре Вселенной, имея форму плоского цилиндра, тогда как вокруг Земли вращаются 3 небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции: человек, подобно другим живым существам, произошел от рыбы.

Анаксимен - ученик Анаксимандра считал, что все сущее происходит из первоматерии - воздуха - и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и наконец, землю и камни, разрежаясь - превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все. Он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. Анаксимен учил, что звезды - это огонь, но мы не ощущаем тепла, т.к. они далеко. Анаксимен дал близкое истинному объяснение затмения Солнца и Луны.

Качественно новый шаг в философии сделал Гераклит из Эфеса (ок. 544 - ок. 483 до н.э.). Первоначало Гераклита - всегда существующий огонь, который то разгорается, то гаснет и тем самым обеспечивает непрерывность рождения и исчезновения в мире природы. Все изменяется и изменяется постоянно. Вот дошедшее до нас высказывания Гераклита: «Все течет, все изменяется». «Солнце новое ежедневно», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Единое имеет свои противоположности - это основа существования и гармонии мира. Гераклит - родоначальник стихийной диалектики.

Альтернатива учению Гераклита возникла на противоположной окраине эллинского мира - в Италии. Пифагорейцы говорят, что всё вечно повторяется. С образом Пифагора тесно связана идея меры и порядка: некоторые античные авторы даже приписывали ему введение мер и весов. Структуру мироздания пифагорейцы связывали с существованием такого явления, как число . Именно числа выражают точные, не зависящие ни от какого произвола соотношения величин. «Число владеет вещами» - учили они. Изучить, понять то или иное явление - значит измерить его. Это правило, последователи Пифагора, распространяли не только на природные явления, но и на область морали, на нормы человеческого поведения. Справедливость в пифагореизме определялась как «число, помноженное само на себя».

Элейская школа . У элеатов субстанция - бытие всего. Организовал эту школу Ксенофан . Он впервые высказал мысль, что Боги - творение человека. Бог Ксенофана не подобен людям ни телом, ни мыслью. Бог Ксенофана - чистый ум - он не физичен, у него нет телесной силы, его сила в мудрости. Наиболее ярким представителем элеатов был Парменид Он жил в Элее, разрабатывал законы. Главное сочинение - философская поэма о природе. Он учил о неизменности бытия. В центре внимания вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об определении бытия и мышления. Мир для него - единое, вечно существующее бытие. Он неизменен, постоянен, всегда один и тот же.

Ученик Парменида Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апорий , доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущийся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоится», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие его апории, как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Левкиппа и Демокрита . Демокрит написал около 70 сочинений. Бытие есть нечто простое, неделимое - атом - греч. «не рассекаемое». Материалистическая трактовка: атом - неделимая физическая частица и таких атомов бесконечное множество. Атомы разделены пустотой. Пустота - небытие и поэтому непознаваема. Демокрит различает мир атомов как истинный, поэтому познаваем лишь разумом и мир чувственных вещей - всё видимое. Атомы невидимы, они только мыслимы, они различаются по форме и величине. Двигаясь в пустоте, они сцепляются между собой, т. к. их форма различна. Из атомов образуются тела, доступные для восприятия. Демокрит первоосновой мира объявляет атом - материальную неделимую частицу причиной и сущностью всего существующего. Благодаря атомистической концепции оказалось возможным объяснить, почему, несмотря на рождение и смерть отдельных тел, мир в целом продолжает существовать, сохранятся.

Эмпедокл (490 - 430) - врач, философ, политик, глава демократического полиса. Он считал, что разнообразие в мире происходит от различного сочетания элементов. Сложное состоит из простого и все элементы делимы. Говорит о притяжении и отталкивании. Любовь, вражда - это и характеризует космос, человеческие отношения.


Сократ и сократические школы (Афины 470-399 гг. до н.э.)


Сократ (470-399 до н.э.) - выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ - представитель реалистического религиозно-нравственного мировоззрения. В молодости, во время войны между Спартой и Афинами, Сократ доблестно воевал, а в мирное время добросовестно исполнял гражданские обязанности. Большую часть времени посвящал беседам с учениками, с которых, в отличие от софистов, не брал денег.

В 70-летнем возрасте был обвинен в нечестии и развращении юношества - за то, «что выдумывает новых богов, ниспровергая старых». Суд приговорил его к смертной казни. Несправедливое осуждение не стало основанием представленной возможности побега, Сократ не позволил себе идти против закона. Умер он, выпив чашу с ядом.

Центральная проблема в философии Сократа - человек и человеческое сознание. Главная задача познания - самопознание: «познай самого себя». Познание - главная цель и способность человека, ибо в процессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии.

Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием.

Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» - посредством наводящих вопросов и логических приемов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. «Ирония» и «майевтика» - по форме, «индукция» и «определение» - по содержанию.

Специфика - анализируются понятия, т.е. как человек осмысливает то, что есть человек. Философы занимаются тем, что через понятия познают космос. В понятиях, по Сократу, проявляется не частное, а общее и всеобщее знание. Всеобщее само по себе не существует как таковое, но оно есть. Сократ обнаружил характеристики понятий, то есть прекрасное не адекватно прекрасной девушке, природе и т.п., но оно как таковое есть.

Знание по Сократу есть мысль, понятие об общем. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой происходит поиск истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки». Этот прием получил название майевтика , что в буквальном переводе с греческого означало повивальное искусство. Сократ полагал, что помогая рождению истины в других людях, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты.

Основной предмет познания Сократ выразил формулой «Познай самого себя». Современники считали Сократа самым мудрым из людей, но сам Сократ считал себя недостаточно сведущим в жизненных вопросах. Знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Он считал, что дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле. Его учениками были Платон, Антисфен, Аристипп, Эвклид из Мегары.

Понятия софистика и софисты происходят от греческого слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, знаток, мастер». Софисты (V - первая половина IV вв. до н.э.) - платные «учителя мудрости». Они обучали искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное - искусству опровергать суждения противной стороны. Софисты сыграли большую роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для развития логики. Софизмы - логические приемы, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Наиболее известными из софистов: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий.

Софизм «рогатый»

Первая посылка: то, что ты не потерял, ты имеешь.

Вторая посылка: Ты не потерял рога.

Заключение: следовательно, ты имеешь рога.

Ошибка состоит в принятии первой посылки как истинной.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и зло. Среди добродетелей Сократ признает:

храбрость - это знание того как преодолевать страх;

справедливость - это знание того, как надо выполнять законы божественные и человеческие;

умеренность - это знание того, как обуздывать свои страсти.

Сократическое философствование находит свое продолжение у киников, киренаиков, мегариков.

Киники: (4 в. до н.э.) Антисфен, Кратет, Диоген. Утверждали безграничную духовную свободу индивида. На этой основе социальный космос - полис выступал как вторичный. Вся сила бытия - в человеке, в нем самом - весь микрокосм. Социальная связь не волновала их.

Киренаики: (5 в. до н.э.) Аристипп из Кирены, ученик Сократа основал школу в 4 в. до н.э. Феодор, Гегесий, Анникерид - усиливается момент внимания к индивиду, просматривается принцип субъективизма. Это отличает их от Сократа.

Мегарики. Основатель Евклид из Мегары. (450 - 380 г.г. до н.э.). Эвбулид, Диодор, Кронос. Евклид - благое есть, неблагого нет: речь идет о началах космоса. Начало не может рассматриваться как неблагое. Когда Сократ провозгласил призыв к рассмотрению понятий, его подхватили софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Критий, Антифонт. Основное внимание обращается не на космос, а на человека.


Платон и Аристотель

античный философия сократ аристотель

Наивысшего расцвета античная философия достигла в классический период, в период, когда жили и творили Платон и Аристотель.

Платон (428/427 - 347 до н.э.) был одним из самых преданных учеников Сократа. Подлинное имя Аристокл, Платон - прозвище, означающее «широкоплечий». Написание более 30 диалогов было связано с именем учителя - Сократа. Они были основаны на темах бесед учеников с Сократом. Среди самых известных следующие диалоги: «Теэтет», «Софист», «Парменид», «Государство», «Протагор», «Пир», Федр», «Критон», «Апологии Сократа» и др.

Платон открыл в Афинах философскую школу «Академию». Название «академия» возникло в связи с тем, что школа помещалась в роще, посвященной мифическому герою Академу.

Платон явился основоположником объективного идеализма, чему способствовали жизненные перипетии великого мыслителя.

Написал более 30 диалогов

В «Диалогах» Платона, Издательства «Феникс», 1998 г. дано предисловие знаменитого русского философа Соловьева Вл. Сергеевича, в котором автор попытался раскрыть жизненную драму Платона. Учитель Платона - Сократ должен был умереть как преступник и это явилось трагическим ударом в самом начале жизненной драмы Платона. Смертью Сократа Платон был поражен и долгое время не мог жить в том обществе, которое казнило доброго и умного человека.

Смерть Сократа убеждала Платона в том, что мир, в котором праведник должен умереть за правду, не есть настоящий, подлинный мир. Существует другой мир, где правда живет. Вот жизненное основание для Платона в истинно-сущем идеальном космосе, отличном и противоположном призрачному миру чувственных явлений. Свой идеализм, по признанию В.С. Соловьева, Платон вынес из глубокого душевного опыта, которым началась его жизнь. Жизнь навевала грустные мысли: Мир весь во зле лежит; тело есть гроб и темница для духа; общество есть гроб для мудрости и правды; жизнь истинного философа есть постоянное умирание. Платон бежит из родного города и на несколько лет поселяется в Мегаре с другими сократовцами. Возвращается в родной город он через 5 лет после смерти Сократа, где долгое время не занимается общественными делами, вскрывая пессимистическое настроение в своих диалогах: «Горгий», «Менон», «Федон», 2 книге «Государство» и т.п.

Немногочисленные свидетели говорят, что до встречи с Сократом Платон писал любовные стихи. И не по наивному недоразумению с именем Платона связано представление о высокой и чистой, идеальной - платонической любви.

Платон создает учение об идеях, где истинный мир - царство идей, отличает от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Царство идей, по Платону, - это мир благих сущностей. Чувственный мир - изменчив, множественен с отрицательными явлениями. Материя, по Платону, телесна, вечна, но мертва, бесформенна и непознаваема. Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи определяют развитие вещей. Вещь у Платона «инобытие идеи, ее копия».

5. Платон признает наличие Ума-демиурга, который является творцом - устроителем мира. Он порождает Мировую душу, организует материю, творит других богов. Космос, по Платону: «живое существо, наделенное душой и умом». Тело космоса материально. Космос конечен, шарообразен. В центре мира находится земной шар, вокруг него небесная сфера, где по разным окружностям вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Небесные тела - это боги, обладающие телом и душой.

Душа, по Платону, бессмертна. После смерти человека она возносится в царство идей, пребывая какое-то время там. Затем падает на землю и вселяется в тело новорожденного.

Мировая душа - объединяет телесный мир и мир идей. У него есть и индивидуальная душа - это микровоплощение мировой души. Индивидуальная душа воспроизводит космос.

Платон утверждает, что о чувственных вещах и явлениях может быть не знание, а «мнение». Чувственный мир по Платону - порождение «идей» и «материи». Между идеями и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания - диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратный путь нисхождения от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. Познание по Платону это «припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то видела».

В перечне его знаменитых произведений философско-политическое сочинение «Государство», в котором философ выражает свое видение идеального государства. По политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»); Государством правят философы; его охраняют «стражи», или «воины»; Ниже этих разрядов свободных граждан - «ремесленники». В этом понимании разделения труда К.Маркс и усматривает гениальность Платона.

Учение Платона легло в основу всей идеалистической философии. Платонизм доминировал в средневековье вплоть до XIII века, затем соперничал с аристотелизмом (в виде томизма). Интерес к нему возникает и в эпоху Возрождения и в Новое время. Особый интерес проявляется у Шеллинга и Гегеля.

Аристотель (Стагирит) (384 - 322) - ученик Платона, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Родился во Фракии в г. Стагире (на берегу Эгейского моря). Учился и преподавал в Академии Платона, пробыв там 20 лет. После смерти Платона несколько лет странствует, а в 335 г. до н.э. возвращается в Афины и:

Открывает свою философскую школу - «Ликей », которая располагалась в роще, посвященной Апполону Ликейскому.

Учеников и последователей Аристотеля часто называли «перипатетиками», то есть, прогуливающимся, так как в Лике философией было принято заниматься во время прогулок по роще.

Аристотеля справедливо называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания: логику, психологию, биологию, политологию, экономику, историю философии, поэтику, этику и др.

Аристотель считал, что умозрительные науки выше созидающих. По Аристотелю, люди, занимающиеся практической деятельностью «исследуют не вечное» и хотя от философии мы не получаем непосредственной пользы, тем не менее, она - наиболее ценная из наук, ибо существуя ради самой себя, направлена на познание истины (первопричин, сущего и вечного).

5. Центральную часть его наследия образует философия, названная через несколько веков после его смерти «Метафизикой» (буквально - «после физики»). Это наука «о причинах и началах».

Сущность, по Аристотелю, способна к самостоятельному существованию. Форма какой-либо вещи - суть каждой вещи - это первая причина сущности. Первые две причины - форма и материя - достаточны для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Причем при соотношении материи и формы Аристотель придерживается понимания, что «материя пассивна, а форма - активна». Две другие - деятельная (или двигательная) и финальная (или целевая) причины - позволяют объяснить реальность в динамике.

Бог, по Аристотелю, существует вечно, как чистая мысль, счастье, полное самозавершение. Бог - есть целевая причина всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

Философия Аристотеля содержит ряд гениальных догадок, которые впоследствии нашли себе подтверждение. Например, аристотелевская иерархия первоэлементов (земля, вода, воздух, огонь и эфир) в скрытом виде содержит идею всемирного тяготения.

Аристотель, исходя из единства тела и души, считал чувственные влечения и страсти свойствами души, ее неразумной части. В соответствии с этим в господстве разума над чувственными влечениями он видел необходимое условие для правильного выбора человеком своего предназначения, а также целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека, достижение им высшего блага и свободы, происходит, по Аристотелю, через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.

Аристотель подвергает критике Сократа (косвенно и Платона) за стремление интеллектуализировать нравственность, а в частности, тезис «Никто не делает зла по своей воли». Аристотель считает, что человек властен над собой и должен нести ответственность за свои поступки. Он уважал Платона, но критиковал его: « Платон мне друг, но истина дороже ».

Он приходит к выводу о том, что платоновская идея блага нереальна и недоступна человеку. Реальное благо - это благо, достижимое человеком, то есть осуществленное в его действиях и поступках. Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным чувством к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам.

Человек у Аристотеля «существо общественное, государственное». Ему присуща «разумность». Однако, Аристотель отрицает платоновское построение государства в отношении чрезмерного единства, в частности, обеспечения единомыслия граждан. Он сторонник не абсолютного, а относительного единства.

Аристотель рассматривает человека как ответственного за свою судьбу и благополучие. Добродетель по Аристотелю, предполагает активную волевую деятельность и «известное душевное состояние», необходимое для «сознательного» и намеренного действия. Человека Аристотель считает «политическим животным»

В философии Аристотель различал: теоретическую часть - учение о бытии, его частях, причинах и началах; практическую деятельность - о человеческой деятельности и поэтическую - о творчестве. Так, в своей «Поэтике» Аристотель разрабатывает теорию трагедии и катарсиса - очищение души посредством искусства.

14. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, сохранившую власть над умами вплоть до гелиоцентрической теории Коперника.

Аристотель понимает человеческое счастье как самосовершенство.

Аристотель - основоположник европейской (классической логики). Он выделил и сформулировал три закона правильного мышления: закон тождества, закон исключенного третьего и закон недопущения противоречия. Ему принадлежат определения истины и лжи, разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения - силлогизмов). Работы по логике были объединены в книгу «Органон» (Орудие), т.е. необходимым орудием познания во всех философских направлениях. Логика для Аристотеля была введением ко всем наукам.

Знание, по Аристотелю выступает прежде всего знанием общего и причин всего сущего. Это постигается только разумом, а не чувствами.

Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».


Эллинистическая и римская философия (III в. до н. э. - VI в. н.э.)


Эпикурейская школа . Эпикур (341-270 до н. э.) Тит Лукрецкий Кар (95-55 до н.э.).

Цель философии - счастье человека. Мир вполне познаваем умом человека. Познание мира может привести к счастью в реальной жизни. Главное для достижения счастья условие - постижение себя самого. Ни Бог, ни государство счастья не дают. Счастье в самом человеке. Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики.

Основная идея - этика, приводящая к счастью (эвдемонизм) через состояние духовной стабильности (атараксии), которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. Эпикур - древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Эпикура». Написал около 300 сочинений. Его девиз: «Проживи незаметно!».

Эпикур делил науки на физику, гносеологию (канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы. Он развивает атомистическое учение Демокрита. Однако в идею всеобщей обусловленности (детерминизма), Эпикур вносит момент случайности, свободы, при которой движение атомов может самопроизвольно изменяться, случайно отклоняться, что приводит к обоснованию возможности свободы воли у человека (индетерминизм). Атомы, по Эпикуру вечны и неизменны, количество миров бесконечно. Боги существуют в межмировом пространстве и не вмешиваются в дела людей.

Душа человека атомистична, она «разлита» по всему телу, способствует ощущениям.

Высшее благо в жизни - наслаждение. Наслаждение, по Эпикуру - это, прежде всего, есть отсутствие страданий, а не чувственные удовольствия .

Стоицизм - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон Китионский (родом с острова Кипр). Название произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики.

Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др.

Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождающей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве "неподвижных положенных форм". Однако главной частью их учения , сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Только жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель - это и есть воля . Стоицизм, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.

Вопрос в тестах: Высказывание «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно - обрести высокое мужество. Достойное добродетельного человека и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит и отдаться воле законов природы» характеризует философскую позицию: стоицизма.

Неостоицизм также уделял огромное внимание проблемам морали. Главная задача философии - нравственное исцеление, воспитание добродетели. Главная ценность - любовь к другим людям, она внушена человеку Богом.

Скептики (skeptomai - сомневаюсь). Заложен принцип сомнения, недоверия, что противостоит догматизму. Творческий потенциал человека, по мнению скептиков может выразиться только в обнаружении недостоверности всякого знания, т.е. человек может критически относится к действительности. Скептицизм проявляется в разных учениях. Элейцы критиковали Гераклита, софистов. В античной философии критика, скептицизм помогал философам отрабатывать свои положения.

В трактатах скептиков Пиррона, Платона, Агриппа, Секста Эмпирика выражено воздержание от суждений, возвращение к ощущениям, чувствам. В этом - шаг назад.

Крайняя форма скептицизма - агностицизм - отрицание познаваемости мира.

Неоплатонизм: Плотин, Аммоний, Саккас, Прокл (3-6 вв. н.э.) - продолжение платонизма.

Основная линия античности - осмысление целостности мира . Там, где такой ориентации нет, можно говорить о наступлении кризиса в античном сознании. Кризис связан с социальными коллизиями: а) с завоеванием греческих полисов; б) распадом Римской империи.

Итак, в центре внимания античной философии анализ связи человека с миром, а также соответствующий ему способ миропонимания. Философское осознание отношения человек - мир является практической необходимостью человеческого разума. Философия вначале зарождается как форма знания и как форма реакции на необходимость установить реальное содержание связи человек - мир.

Для древней философии характерна нацеленность на рассмотрение всего сущего в единстве . Вопрос о единстве - это вопрос о целостности.

1. Специфика философского знания той эпохи заключается в выявлении всеобщего характера исследуемых характеристик. Частными характеристиками философия не занимается;

2. Особенности философствования в древнем мире связаны с особым социальным жизнеустройством. Например, понятие «космос» (перевод с древнегреческого как «порядок») с точки зрения древнего грека - это мир близкий, ограниченный, в котором живет человек, т.е. под космосом мыслилось человеческое существование, его вселенная, которую он освоил через деятельность;

Античность характеризуется тем, что философское знание и сознание представляет собой воплощение всякого знания, любого знания, в котором в этот период не произошло окончательного расчленения философии и специальных наук, поэтому мы обнаруживаем в философии античности интерес к закономерностям природы, общества, способам и методам познания в нерасчлененном виде. Так, например, Пифагор в своих трактатах выписывал не только математические вещи, но занимался философией. Философская диалектика числа была положена в основу математических закономерностей. Демокрит как родоначальник атомистической теории делает попытку определить природное основание всего сущего через атом. Для Демокрита атом - всеобщая характеристика строения всего. Через идею атома Демокрит видит мир как целое;

Для античности характерен субстратно-субстанциональный подход. Субстрат - то из чего состоит что-либо. Субстанция - творящее начало; первоначало всего сущего в античности - есть саморазвивающееся начало;

Специфической чертой античности является синкретизм (нерасчлененность сознания) позитивность его в том, что философия до конца не превратилась в натурфилософию (философию природы), а спец. науки еще не потеряли единую почву. Основанием выступало философское знание;

Человек в античной философии не выступает предметом специального рассмотрения. Он является моментом космоса. Появляется концепция микрокосма. Например, в Милетской школе о космосе говорится как о существовании первовещества, которое пронизывает все сущее. Человек как микрокосм не избегает этой участи и также пронизан дыханием мира, этой первоосновой. Гераклит: «одно из всего и все из одного».


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом обществе конца VII в. до н.э. - Начале VI в. н.э. как целостное и самобытное явление, своеобразный образец не только духовной культуры древней Греции, но и философской мысли человечества в целом. Особенности возникновения и становления Г.ф. определенной степени обусловлены влиянием философских идей народов Африки и Передней Азии, в большей степени - Вавилона и Египта, в меньшей

Лидии, Персии и т. Весь период существования Г.ф. можно условно разделить на три этапа. На первом (досократовских) - конец VII в.

Середина V в. до н.э. - Доминирует натурфилософским проблематика; на втором (середина V в. - IV в. до н.э.), начиная с софистов как переходного звена ко второму этапу, и Сократа, центр внимания смещается на человека. Кроме того, Г.ф. постепенно превращается из моноцентричной на поле центрическую. Так, у Платона и Аристотеля философия является уже не только человекоцентричной, но и социоцентрическую и (уже на новом сравнению с досократиков уровне и в другом смысле) космоцентричний. Наконец, на третьем этапе, который начался после Аристотеля, в Г.ф. приоритетной становится философско-историческая, антропологическая, морально-этическая и религиозно-духовная проблематика. Философия начинается в различных регионах древней Греции не вдруг и развивается неравномерно. Возникает она в Милете как узловом ионийском городе

Малой Азии, а не в автохтонных греческих земледельческих общинах юга Балканского полуострова. Сочетание благоприятных материальных (тогдашнее город Милет - богатый промышленный и торговый центр) и духовных (близость к восточной философии и культуры в целом), интенсивность, напряженность и четкость проявления общественных процессов обусловили также содержательную насыщенность, скорость развития, разнообразие и классическую совершенство форм Г.Ф. . на периферии - милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), выходцев из Эфеса (Гераклит), Колофона (Ксенофан), Самоса (Пифагор, мелисса), Элеи (Парменид, Зенон), Клазомен (Анаксагор). Лишь с середины V в. до н.э. (по мере превращения Аттики из отсталой земледельческой в экономически мощную и политически передовую страну во главе с таким мощным экономическим, социально-политическим и духовным центром, как Афины) фокус развития философской мысли смещается на собственное греческую землю, правда, и в настоящее время вне Балканами сохраняется несколько ячеек Г.ф. - Абдеры (Левкипп, Демокрит, Протагор), Сицилия (Эмпедокл, софистическая школа) и др.

Существенно меняется на этом этапе и смысловая ориентация представителей Г.ф. В досократиков доминирует космологическая проблематика, мыслители этого периода возникают в роли своеобразных посвященных в сакральное пророков, а философия еще не выделяется из синкретического комплекса тогдашних человеческих знаний о себе и окружающем мире. Свои усилия первые представители Г.ф., начиная с Фалеса, который был еще одним из полулегендарных семи мудрецов и одновременно первым из философов, сосредоточивали на поисках того субстрата, першоречовины, с которой все происходит и в которую все возвращается, то есть - першоначала возникновения, существования и изменения всех вещей. Першоначала, субстанция истолковывалась при этом не только и не столько как неподвижная, мертвая материя, сколько как вещество, жива в целом и в своих частях, своеобразная органическая целостность, одаренный душой и движением, тоже делится на такие же целостности. Среди представителей милетской школы Фалес таким першоначала считал воду, Анаксимандр - алейрон (неопределенное, безграничное, неисчерпаемый), Анаксимен - воздух; Гераклит из Эфеса - огонь, Анаксагор - ум (нус), Эмпедокл - все четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю, приобретают у него статуса первоэлементов ("корней всех вещей"). Из сочетания этих "корней" в разных пропорциях благодаря любви и вражды происходят все проявления сущего, включая живые организмы как высшую ступень последних. И, наконец, Ксенофан первоисточником считал "землю" или космос в целом, толкуемый как божество.

Метафизический монизм, очерченный в общих чертах в монотеистической теологии пантеистического толка Ксенофана, нашел конкретную разработку в школах элеатов (Парменид, Зенон Элейский, Мелисс), где говорилось уже не о тех или иных чувственно заданные измерения сущего (Архит

Тарентский), а о собственном умопостигаемого бытия, и пифагорейцев (Пифагор, Филолай. Алкмеон), которые заложили основы монадологии, осуществили одну из первых попыток системного анализа проблем гармонии, меры, числа. Своеобразным завершением досок рати ВСК космологии можно считать атомистику Левкиппа и Демокрита, уже на несколько лет даже моложе Сократа. В то же время на завершающей стадии первого этапа Г.ф. в философии софистов (Протагор, Гиппий, Горгий, Продик и др.) состоялся антропологический поворот, поставил в центр философской внимания уже не першоначала, космос и бытие как таковое, а человека. Программной в этом смысле тезис Протагора о том, что именно "человек есть мера всех вещей - существующих, что они существуют, несуществующих, - что они не существуют". Однако, создавая возможности для кардинального переосмысления места и роли человека в универсуме, характера соотношения субъекта и объекта в процессе познания, софисты этих возможностей еще не реализуют. Акцентируя значение человека, софисты фокусируют внимание не на субъектных, а на субъективных характеристиках ее чувственно-предметной и познавательной деятельности, на относительности всех представлений и понятий людей о мире природы и общества. Закономерным следствием этого было вырождения софийным философы в софистике, в индивидуализм, субъективизм и релятивизм во всех отраслях человеческого познания и культуры в целом.

Рассматривая (как и софисты) в значении фундаментальной проблемы философии не космологическую, а антропологическую, Сократ, в отличие от софистов, избегал релятивизма и индивидуализма, проявляя именно то, что при всем разнообразия людей, их статусов, образов жизни, способностей и судеб объединяет их может быть выражено соответствующим единым и общим понятием и отражает объективный смысл этого понятия. Основные усилия Сократа сосредоточены прежде всего на выяснении того, "что есть благочестивым, а что - нечестивым, прекрасным и безобразным, справедливым и несправедливым» (Ксенофонт. Воспоминания., 11,16). Путь к решению этих задач он видел в преодолении произвольного толкования понятий в процессе постижения истины, поскольку именно истинное познание, по его мнению, является предпосылкой нравственного поведения и аутентичного понимания прекрасного, то есть - калокагатийного образа жизни, к которому должен стремиться каждый.

Этика Сократа рационалистическая, основанная на знании, и все же, по Сократу, и звание должны включать в себя как конститутивное начало моральную составляющую, без которой они становятся просто мыслью. Среди сократовских школ мегарская (основана Евклидом) и в определенной степени Элидо-эретрийская получили существенного влияния элеатов и софистов, но стремились преодолеть релятивизм. Многие сторонников имели и сократовские школы киренаиков (Аристип, Эвгемер и др.), Что исповедовали гедонизм и атеизм, и киников (Антисфен, Диоген Синопський, Дион Хризостом), что признавали автаркию, внутреннюю независимость и самодостаточность индивида, пренебрегали достижениями цивилизации и часто вели нищенское существование. Платон, сохраняя и развивая свойственную для Сократа человекоцентричность философствования, впервые в Г.ф., совершил на этой основе универсальный обобщающий синтез философских знаний, создав их целостную систему, дифференцированную время по широкой совокупности учений. Все они отличаются четкой антропосоциального детерминированностью, которая иногда граничит с антропоморфизмом. Так, даже космогония Платона, основанная в немалой степени на его учении о космической душу, толкует последнюю по аналогии с душой человека, хотя сам Платон, наоборот, трактовал индивидуальные человеческие души как олицетворение космической души, то есть производные по ней. Безусловная антропосоциокультурна обусловленность и направленность философии Платона проявляется и в его учении о умопостигаемого мир идей, постижение которого делает возможным познание и достижения истины, добродетели и красоты, а также в том первом месте, которое занимает в его системе учение об обществе, политике и государство.

Учение Платона получило непосредственного развития его учениками и сторонниками, которых еще Платон объединил в школу, которая называлась Академией. Кроме этого, древней Академии (348-270 до н.э.), выделяют еще среднюю (315-215 до н.э., важнейшие представители - Аркесы-лай и Карнеад) и новую (160 до н.э. - 529 н.е., Цицерон, Марк Теренций Варрон) Академию. Как относительно автономное образование выделяют еще "средний" (в отличие от неоплатонизма) платонизм (представители - Плутарх Херонейской (ок. 45-120) и Фрасилл). Социокультурный колорит определяет также своеобразие философии (сначала ученика, а позже и идейного оппонента Платона - Аристотеля), одним из основных предметов которой является душевная и духовная, прежде всего разнообразна познавательная деятельность человека, акцентировано на разработке проблем логики как общей методологи научного познания.

Однако и онтологическое учение Аристотеля, прежде всего его "Первая философия", "Метафизика", с обоснованием, системной разработкой и применением принципа соотношения формы и материи, пронизано и в значительной степени определено само антропосоциального интенциями. Ведь носителем активного, ведущего начала, а следовательно, и создателем всех вещей возникает субъект, который, правда, выступает у Аристотеля не только и не столько в аутентичной, сколько в превращенной форме, например, в виде перводвигателя, демиурга. Кроме того, не основной сферой использования принципа соотношения материи и формы у него учение о человеке, где душа трактуется как форма тела, а разум - как форма души. Такой подход в свою очередь составляет фундамент нравственного и социально-политической теории Аристотеля. Ведь его этика основана на трактовке человека как существа, разумной по своей природе; совершенствование же последней рассматривается им как единственный путь достижения счастья - высшего блага, главной цели человеческой жизнедеятельности. При этом этические добродетели основываются на понимании действия, дианоэтические - на разумном мышлении, реализация же обеих разновидностей добродетелей предполагает воспитание воли. С этикой, по Аристотелю, неразрывно связано учение об обществе, политике и государство, поскольку человек, будучи "политическим животным", только в обществе себе подобных, причем организованном в государство, может достичь морального совершенства.

В 455 до н.э. Аристотель объединил своих последователей в школу, получившую название перипатетичнои, или Ликей. Среди первых перипатетикив - Феофраст, Дикеарх, Аристоксен; среди более поздних - Стратон, Аристарх Самосский, Клавдий Птолемей, Гален, Андроник Родосский.

Наконец, на третьем, завершающем этапе Г.ф. одним из основных предметов философского мышления становится уже культура древней Греции как определенная целостность с самобытным духовным миром. Поэтому на этом этапе на первый план в общей системе философских знаний выходят проблемы философии истории, духовности, свободы и морали, после того, как все неблагоприятного становятся внешние условия поздней истории древнегреческого общества, внимание людей, в том числе и философов, сосредотачивается постепенно на их внутреннем, духовном мире. Именно такое смещение характерно, в частности, для трех основных направлений эллинистической философии - эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, - для которых характерно не только возникновения (с потерей политической самостоятельности греческими, в частности Афинским, полисами) нового, космополитического мышления, но и все более заметное преобладание этической проблематики. В контексте же последней социальная этика постепенно вытесняется из центра на периферию, а ее место занимает этика индивидуальная, адресованная непосредственно личности. Вопрос натурфилософии и логики не остаются без внимания и здесь, но и они, во-первых, отходят на второй план, во-вторых же, в той или иной степени также наполняются социокультурным содержанием. Так, Эпикур, основавший собственную школу ("Сад Эпикура") и стал основоположником соответствующего направления поздней Г.ф., будучи последователем атомизма Демокрита, при этом не только признает за движением атомов свободное отклонение, бегло обосновывая таким образом свободу воли человека, но и наполняет атомистику, как хорошо показал молодой Маркс, социальным смыслом. Подобная тенденция наблюдается и в другой течения поздней Г.ф. - Стоицизме. Если ранней стоицизм (Зенон Китионський, Клеанф, Хрисипп, III-II вв. До н.э.) уделяет еще немало внимания вопросам теоретической философии (логика и физика), хотя еще в Хрисиппа центральной частью философской системы является этика, то на этапе средней Стой (Панеций, Посидоний, II-I вв. до н.э.) Панеций подчеркивает практический характер уже всей философии. Представителей позднего стоицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин, муссоны Руф, Гиерокл-Стоик - 1-II ст. Н.э.) проблемы логики и физики сами по себе уже вообще обходят достаточно мало, поскольку они все больше тяготеют к сакрализации, морализаторства религиозного толка или по крайней мере стремятся утешать людей средствами житейской мудрости.

Третий основное направление писляаристотеливськои Г.ф. - Скептицизм (Пиррон, Аркесилай, Карнеад, Енезидем, Агриппа, Секст Эмпирик - IV вв. До н.э. - II в. Н.э.) вообще доказывал невозможность истинного познания и на этой основе - необходимость содержания (эпохэ) от любой -Какого суждения, стремление к апатии и атараксии (невозмутимости). Если же человек оказывается вынужденной то действия, то они должны основываться на таких "нестрогих" основаниях, как вероятность, привычка и традиция.

Наконец, для заключительной, переходной от древней Г.ф. к философии средневековой характерно доминирование уже не чисто философских, а религиозно-философских и, собственно, религиозных поисков.