Карта расселения славянских. У истоков славянской письменности

Во II в. до н. э. под напором кельтов праславяне расселились из районов Вислы в Припятское Полесье и близлежащие среднеднепровские земли. Там сформировались «зарубинецкая», а позже «киевская» культуры (названия даны по археологическим памятникам), население которых испытало влияние балтов, скифов, местных племен. К культурным достижениям ран­него славянства прибавился очаг, двухскатная соломенная или глиняная крыша, железный серп, коса, топор, долото, рыболовные крючки, шило, иг­лы, бронзовые украшения и т. п. Что касается Киевской культуры, то ее насе­ление в большей степени использовало кость, а не железо, а также глиняные пряслица, тигли и очень редко жернова и каменные зернотерки.

Население этих посёлков употребляло провинциальные римские изде­лия: гончарную посуду, фибулы (специальные застежки для одежды), пряж­ки, стеклянные бусы, костяные гребни, серебряные монеты. Киевское насе­ление, кроме того, использовало украшения с выемчатой эмалью, что свиде­тельствовало о контактах с балтами, которые владели соответствующей тех­нологией.

В районе Дуная и Прикарпатья во II−V вв. н. э. проходили процессы ассимиляции славянами готского и скифо-сарматского населения. В результате такого этнического симбиоза родилась славянская общность, которую пись­менные источники называют антами. Этноним имеет не славянское, а скорее всего индо-иранское происхождение («живущие на окраине», иран., или аntas – «край», «конец», инд.)

В IV−V вв. началось активное расселение всех народов Европы, в том числе и славянских. Что же заставило племена сдвинуться с освоенных мест? Историки отмечают несколько причин «великого переселения народов». Во-первых, в очередной раз природа преподнесла сюрпризы. Резкое похолода­ние, увеличение увлажненности почвы, повышение уровня рек и озёр застав­ляли людей покидать обжитые места. Во-вторых, восточные кочевые племе­на – гунны – начали свое продвижение на запад. В 70-е годы IV в. они вторг­лись в ареал славянских и германских племен, а также в пределы Римской империи. Под влиянием вышеперечисленных факторов славянская культур­ная общность начала распадаться.

Консолидация славянских племенных союзов. Славянские протогосударства и ранние государства

Выделилось несколько крупных группировок славянства. Пражско-Корчакская славянская группировка расселилась на реках Сава, Висле, Днестре, именно её Иордан назвал славинами. Это было первое упоминание славян под своим этническим именем. По поводу этого этнонима в исторической науке есть несколько предположений. Наиболее убедительной представляет­ся гипотеза о его происхождении от понятия «слово», что означало в те вре­мена «ясно говорящие» в отличие от немцев, т. е. «немых». В этой группе были также дулебы, висляне (в районах Верхнего и Среднего течения Вис­лы), поляне (Верхнее и Среднее течение Варты), ленчицане и середзяне, слензяне (Средний и Верхний Одер), дедошане и бобряне (по реке Бобр). Именно эти племена составили основу будущей польской народности. В Среднем Подунавье складывались народности чехов и словаков, основой которых стали славянские племена сепдличан, лучан, дечан, пшован, дулебов, чехов, моравов и др. Между верхним течением Западного Буга и Днепра рас­селились дулебы, от которых в VII−IX вв. отпочковались волыняне, древляне, поляне и дреговичи.

На юго-востоке раннесредневекового славянского мира выделилась племенная группировка антов. Они имели специфическую лепную керамику, земляные жилища, характерные только для них фибулы для женской одежды − пальчатые застежки с маскообразными основаниями. Интересно то, что анты имели только групповые могильники. В V−VI вв. анты рассели­лись в левобережной части Среднего Поднепровья и достигли Северского Донца, а в западном направлении − Дуная и Азовского моря.

Согласно описаниям Прокопия Кесарийского, анты и славины пользовались одинаковым языком, имели сходный быт, общие верования и даже похожую внешность. После 602 г. имя антов не встречается в письменных источниках. Одни исследователи считают, что анты были истреблены ава­рами, другие – что на их основе сформировались новые славянские племена (тиверцев, уличей, хорватов). Археологические раскопки подтверждают ско­рее вторую версию, нежели первую.

В начале VII в. произошла новая волна славянского расселения, вызван­ная вторжением в Европу аваров. По приглашению Византийского импера­тора Ираклия славянские племена сербов и хорватов поселились на опусто­шенных аварами землях Византийской империи. Во второй четверти VII в. в Среднем Подунавье создается крупное политическое объединение славян во главе с сербами, которое вскоре стало частью аварского каганата. Здесь на основе этнического синтеза сербов, аваров, наречан, захлумян и др. славян­ских племен складывается сербская народность. В борьбе с аварами рожда­лась хорватская народность. В середине VII в. хорваты создали свое протогосударство – княжество в Далмации. Оно находилось под верховной властью франков. Названия «сербы» и «хорваты» – иранские. Слово «хорваты» произошло, скорее всего, от иранского «страж скота», однако, возможно и от этнонима «сарматы» («женские», «изобилующие женщинами»).

Наряду с венетами и антами, в середине I тыс. н. э. формировалась третья большая культурно-племенная группа славян. Часть славянских племен под влиянием природно-климатических факторов в IV−V вв. переселилась из районов Среднего Повисленья в Новгород-Псковские земли. Страх перед разливами рек заставлял их селиться на возвышенностях и вдали от водоёмов. На новом местеони входили в контакты с местным финно-балтийским населением, которое, в отличие от пришельцев, не знало земле­делия и скотоводства. Поселки славян не были укреплены и состояли из домов − срубов. Поселенцы использовали подсечно-огневую систему земледе­лия и по диалекту (языку) были ближе к балтам, чем другим славянам. Инте­ресно то, что на новом месте пришельцы создали новый погребальный обряд. Остатки кремации (трупосожжения) хоронили в невысоких курганах. Мо­гильники были коллективные, поэтому курганы были достаточно длинными, до 10−100 метров.

С конца VI в. на северо-западе Европы наблюдались серьезные клима­тические изменения. Наступало потепление, уменьшалась влажность, пони­жалось зеркало Балтийского моря, осушались болотистые местности. Все это позволяло славянам северных областей Европы продвинуться на 200−300 км вглубь Русской равнины. В VII в. они осели в бассейне озера Ильмень и реки Волхов и стали называться ильменскими словенами. Теперь уже люди сели­лись чаще по берегам рек, озер, не опасаясь наводнений. Кроме традицион­ных земледельческих поселков, у них были укрепленные городские поселе­ния (Старая Ладога, Новгород). У истока реки Волхов из озера Ильмень словене соорудили племенное святилище. На Перынском холме, в священной роще стояла огромная деревянная статуя бога грозы и молнии − Перуна.

Словене имели специфический погребальный обряд. Остатки трупосожжения хоронили в высоких крутобоких насыпях, т. н. «сопках». Это были коллективные могильники, принадлежавшие большой семье, но росли они не в длину, а в высоту и ширину. В исторической науке есть несколько версий о происхождении ильменских словен. Одни ученые склонны считать их при­шельцами из Западной и Средней Европы, другие видят их родство с балтийскими народами. На самом деле по антропологическому типу ильменские словене близки балтам (низкое или низко-среднее узкое лицо).

Видимо, балтийские славяне, отправившись в северное путешествие, задержались в псковско-новгородских землях, ассимилировали и захватили с собой местное население, прибыли в район озера Ильмень и реки Волхов и сформировали здесь союз ильменских словен. Оставшаяся часть псковских и новгородских жителей стала называться кривичи («отрезанные»). В резуль­тате расселения других славянских групп образовались новые племенные союзы вятичей, северян, радимичей, дреговичей. Восточно-славянская народность − непосредственные предки русских – складывалась в рамках древнерусского государства на основе этнического синтеза венетов, актов, славян псковско-полоцких и словен ильменских.

Расселившиеся в юго-западном направлении (в северной Германии и северной Польше) славянские племена полабов, вагров, варнов и ободритов участвовали в складывании этнокультурной общности ободритов (что означало по однойверсии – «живущие по обе стороны Одера» и по другой – «те, кто грабит, обдирает»). Ободриты были союзниками Восточно-Франского госу­дарства. Они построили много укрепленных городов, центров политической жизни, ремесла и торговли.

В VI−VII вв. на Нижнем Одере поселилось племя велетов. Название его говорит само за себя. Славянский корень «вел» использовался для образова­ния таких слов как «великан», «богатырь». Видимо, эти богатыри отличались суровым нравом, ибо вторым этническим названием племени было «лютичи» (т. е. лютые).

В тесном контакте с германцами проходил этногенез словенцев. Славяне активно осваивали Балканский полуостров. Неслучайно византийские источни­ки называют целый ряд политических союзов, т. н. «славиний» или «славий» племенных союзов, создававшихся как с оборонительными, так и с захватническими целями. После болгарского завоевания балканских территорий местные славянские союзы были покорены. Однако славяне ассимилировали завоевателей, приняв их этническое имя.

С VI в. славяне попали в Грецию. В IХ−Х вв., когда Греция вошла в Ви­зантийскую империю, славянство было ассимилировано народами империи. Наконец, славяне проникли в восточные области Франкского государства. В бассейне реки Майна (правого притока Рейна) они создали первое славянское государство под руководством Само (сер. VII в.). Ещё в IX в. этот район был известен как «Terra Slavorum». Впоследствии местное славянское население было полностью ассимилировано представителями романо-германской куль­туры.

Таким образом, в IV−VII вв. славяне пережили несколько миграцион­ных волн, следствием чего стало ускорение процессов этногенеза.

Миграции способствовали консолидации племен. Они же приводили к появлению дружины, воинов. Появлялись благоприятные условия развития и возвышения княжеской власти. Постепенно союзы племен стали делиться на большие и малые племена и лишь в последних сохраняется вече – народное собрание. Большие племенные союзы хорватов, сербов, дулебов, кривичей занимали огромные территории. Некоторые славянские князья старались подражать византийскому императору, носили богатые одежды и умели го­ворить по-гречески. У некоторых племен (сербов, хорватов, полян) появи­лись княжеские династии. Однако вторжения и завоевания кочевников пре­рывали этот естественный процесс внутренней эволюции племен к государ­ственности. Так, например, случилось с балканскими славянами, когда они попалипод болгарское управление. Дальнейшее развитие государственности шло здесь в условиях славяно-болгарского синтеза в Первом Болгарском царстве.

Внутренние тенденции к объединению славянских племен и росту са­мостоятельности княжеской власти нашли отражение в образовании госу­дарства Само в Центральной Европе, о котором уже упоминалось на страни­цах данного пособия. На территории Моравии, Чехии, Словакии в VII−VII вв. племена оставались в пределах издавна занимаемых территорий. Политиче­ские процессы не форсировались миграцией. Катализатором их послужил на­тиск аварского каганата сюга и Франкской империи − с запада. Легенда гла­сит, что к славянам пришел франкский купец Само. Он возглавил восстание против аварского господства, сбора дани, пленения жен и детей. После ус­пешного восстания он правил в течение 35 лет, был богат, имел 12 жен и 37 детей. Таким образом, правителем государства был избран уважаемый чело­век, по его заслугам, доблести и мудрости. Это было типичное варварское королевство эпохи раннего средневековья.

Следующий этап складывания славянской государственности прихо­дится на VII−Х вв. Складывались и развивались Первое Болгарское царство, Сербское государство Рашка, Раннее польское государство, Великоморавское государство и, наконец, Древняя Русь. В VII−X вв. славянские народы созда­ли ранние государственные образования или вошли в иноэтнические полити­ческие союзы. Болгары, покорив славян, основали Первое Болгарское царство. С VII в. известны также раннее сербское, хорватское, польское государство. В VII−IX вв. набирало силу Великоморавское княжество. В это же время скла­дывались племенные княжения восточных славян, территории которых в IX в. были объединены в государство − Киевскую Русь. Таким образом, политогенез славянских племен протекал практически синхронно, может быть с некоторым опозданием (на 1−2 столетия) у восточных славян.

Каковы особенности ранних славянских государств?

Во-первых, все они достаточно долго переживали стадию перехода от племенной к государственной структуре. Фактически все славянские госу­дарства были союзами племен. Традиции племенной жизни были еще силь­ными: кое-где сохранялось всеобщее вооружение всех мужчин, вече – народное собрание, тысячная организация населения и т. п.

Во-вторых, в племенных союзах активно шел процесс складывания надобщинных, надплеменных государственных структур − княжеской власти, выделение княжеской дружины, княжеской администрации. Сущест­венные изменения претерпевала социальная структура племен. Значение ста­рой племенной знати уходило в прошлое. Формировалась новая знать, отбо­ром которой занимался зачастую сам князь. При этом решающую роль игра­ла служба князю, а не принадлежность к знатному роду, племени и т. п. В не­которых славянских государствах богатые люди также формировали новую знать.

В отличиеот уравнительной социальной структуры племени раннее го­сударство уже знает социальное неравенство. Наряду с племенной верхуш­кой, существовало значительное количество свободных земледельцев, а так­же зависимых людей (должников, например) и рабов.

В-третьих, в славянских государствах распадалась родовая община и формировалась соседская. Особенно быстро этот процесс протекал в Хорва­тии, Великой Моравии. Здесь появилось много городов, что является следст­вием и одновременно фактором распада родовой общины.

В-четвертых, в большинстве славянских политических союзов верховным титульным собственником земли считалось государство. Где-то, напри­мер в Хорватии и Великой Моравии, князь выступал лишь как политический держатель государственных земель, а поземельные отношения строились на основе частного и бенефициального права (т. е. условного землевладения), а где-то, как например, в Сербии или Болгарском царстве, экономическая сво­бода землевладельцев ограничивалась государством. Эти различия, наряду с другими причинами, объясняются близостью или отдаленностью славянских государств к тем странам, где поземельные отношения строились на основе римского частного права.

В-пятых, ранние славянские государственные институты выполняли следующие функции: организовывали борьбу с кочевниками, защищали сла­вянские территории, взимали подати, организовывали выполнение повинно­стей (например, строительной), регулировали социальные отношения (в большинстве славянскихстран государство препятствовало обнищанию сво­бодных общинников − потенциальных воинов и источник податей), вводили законы (например, «Закон судный людем» − раннее христианское законодательство, имевшее хождение во всех славянских странах), создавали благо­приятные внутренние и внешние условия хозяйственной деятельности, уст­раняли остатки племенного сепаратизма, вводя для этого, например, территориальное деление государства вместо племенного и т. п.

В-шестых, христианство начинало оказывать существенное влияние на жизнь, быт, общественные отношения ранних славянских государств. Раннее польское, хорватское, моравское общество находилось под преимуществен­ным влиянием западной христианской церкви, а сербское и русское общество − византийской христианской церкви.

Таким образом, на исходе раннесредневековой эпохи славяне создали государственность. Ряд факторов, в том числе близость к тем или иным оча­гам цивилизации (Византии, империи Карла Великого и т. п.) зачастую опре­деляла социокультурные и политические ориентации молодых политиче­ских союзов.

Основой мировоззрения славян было язычество.Следует отметить, что о славянской религии до VI−X вв. осталось мало свидетельств. Язычество содержало в себе аниматические верования. Славяне были убеждены, что всё в природе живое: и камень, и огонь, и дерево, и молния. Анимические представления (представления о душе) покоились на убежденности в трансцедентности души, в ее способности переходить в другую плоть. Славяне ве­рили в способность сверхъестественной силы к метаморфозам, превращени­ям, обращениям человека то в козла, то в собаку. По их воззрениям сверхъес­тественной и, прежде всего, нечистой силой была населена вся вселенная. Постепенно из этой сверхъестественной силы, видимо, выделились языче­ские божества. К VI в. славяне имели не только пантеон богов, но и были близки к единобожию. Скромное влияние на культуру славян оказало хри­стианство. В IХ−Х вв. большинство славянских народов принимает креще­ние.

На первом месте стояло обожествление сил природы. У славян насчиты­валось до 400 языческих персонажей. Каждое племя поклонялось своим бо­жествам. Наиболее известны были боги: Сварог − бог Неба, Хорс − бог Красного Солнца, Ярило − бог зрелого солнца, Дажбог − (Дающий бог) − божество Солнца, Световид − бог света. Велес − бог скота. Славянским Зевсом был бог грома и молнии Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами − домовыми, банниками, лесавками, русалками. Особо почитались родоплеменные божества и духи. Сородичи поклонялись мифическому родоначальнику − Деду. Отзвуки древнего заговора, обра­щенного к деду-пращуру, слышатся в современной детской присказке − «Чур! (т. е. Пращур) не меня!»

Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвопри­ношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почи­тания была земля, которую называли «матерью». Предметы, принесшие ко­гда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того, чтобы ото­гнать темные силы. Религиозные верования не могли не влиять на образ жиз­ни славян. Они не знали понятие «греха». «Умыкание девиц» (воровство не­вест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось.

Особой церемонией сопровождалось погребение. В некоторых местностях трупы сжигали на костре, пепел собирали в специальную урну,которую вы­ставляли на столбе, на перекрёстке дорог. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могутпосещать дом, потому для них выставлялась жерт­венная пища. Погребение сопровождалось тризною – поминками, которые состояли в пиршествах и воинственных играх. По истечение положенного срока урну хоронили. Как и многим варварским народам, славянам не был чужд обычай кровной мести.

Огромное влияние на культуру славян оказало христианство. Большой вклад в распространение христианского вероучения среди славян внесли гре­ческие миссионеры, святые Кирилл и Мефодий, а также их ученики (IХ−Х вв.). Мефодий и Кирилл принадлежали к знаменитому роду города Фессалоники. Они с детства научились славянскому языку. Мефодий сначала был на военной службе и управлял славянской областью, а позднее постригся в монахи. Кирилл получил образование при Константинопольском дворе, принял духовный сан и остался в столице. Позднее он поступил в Олимпийский мо­настырь, настоятелем которого к тому времени был Мефодий. По просьбе великоморавского князя в 862 г. византийский император послал братьев не­сти слово божие западным славянам. Братья перевели Святое Писание на славянский язык, составили славянскую азбуку, вели проповеди на славян­ском языке. Трудной была борьба между немецкими и греческими миссионе­рами. Немцы преследовали Кирилла и Мефодия и их учеников. В начале X в. Великоморавское государство попало под германское влияние, местные на­роды приняли крещение по Римскому обряду. Католичество утвердилось также среди ляхов (поляков), живших на реках Висле и Варге. Ученики Ки­риллаи Мефодия способствовали распространению православной веры в Болгарском царстве. В IХ−Х вв. большинство славянских народов приняли христианство, либо в католической, либо в православной его версиях.

К IX−X вв. четко определилось деление славян на западных, восточных и южных. Предками русских людей стали восточные славяне. Совсем недав­но господствующей была точка зрения об исходном единстве восточного славянства, о распространении всех восточных славян из единого центра, ко­торым, как правило, считалось Поднепровье. Единым считался и язык вос­точных славян, который, как полагалось, стал диалектным лишь во времена феодальной раздробленности. Однако, как показали исследования, такой подход является упрощенным и не-точным.

Все больше сторонников находит точка зрения Д.К. Зеленина, выска­занная им ещё в начале ХХ в. о полицентризме и полиэтнической базе фор­мирования восточного славянства. Д.К. Зеленин писал, что южнорусское на­селение отличается от севернорусского значительно больше, чем от белору­сов. Этнические корни этого явления он видел в том, что славянство, прини­мавшее участие в складывании восточнославянской народности, не было од­нородным. Полочане, словене новгородские имели генетическое родство с западными и балтийскими славянами. Сейчас доказано, что словене ильменские по 20 важнейшим признакам отличались от днепровских славян (см. разд. «О происхождении и расселении славян»).

15 славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи сохранили их названия. На севере Восточно-Европейской равнины, около озера Ильмень и реки Волхов, жили, как нам уже известно, словене. Племенным центром их был город Новгород. Почвы севера оказались малопригодны для земледелия, поэтому здесь развивались ремес­ла, торговля, промыслы.

На плодородных землях долины реки Днепр расселились поляне (поле). Их городом был Киев, название которого напоминает об его легендарном основателе − Кие (по одним источникам славянский князь, по другим − перевозчик на днепровской переправе). Как правило, славяне селились по берегам рек. Это было удобно для ведения земледельческого хозяйства и торговли.

По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Верховье Западной Двины, Волги, Днепра заняли кривичи и полочане. По реке Оке и Москва-реке – вятичи. По Соже и Десне − радимичи. По Десне, Сейме и Северскому Донцу – северяне, по Буту − бужане, волыняне, дулебы. Часть племен разместилась в Причерноморье (тиверцы, уличи).

Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависи­мости от местности славяне занимались земледелием, скотоводством, зве­роловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме дере­вянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славян­ское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы произво­дились на месте лесных вырубок. Первые два–три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место.

Славяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, го­рох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Неслучайно былины прославляли пахаря-богатыря Микулу Селяниновича. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, вынос­ливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напи­ток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное – наки­дывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. Широко использовались деревянные копья и стрелы.В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы – дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне ухо­дили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).

Геополитические условия (срединное положение между Востоком и Западом, однотипность природы, оторванность от морей, а значит, от миро­вых торговых путей, удаленность от «осевых цивилизаций», слабая заселен­ность территории, короткий цикл сельскохозяйственных работ) не способст­вовали индивидуализации хозяйственной и социальнойжизни, наоборот, обусловили консервацию родовых отношений и длительное сохранение об­щины − коллектива родственников или соседей, ведущих, как правило, ча­стное хозяйство на земле, право распоряжения которой принадлежало всему коллективу.

Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельхозугодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплочённость, преданность харизматическим (т. е. наделенным божественной благодатью)лидерам, склонность не к праву, но к воле. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община)тору сдвинем», «С миру по ниткеголому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и воен­ные вожди, а также народные собрания − вече.

На востоке соседями славян были тюркские народы, которые уже соз­дали свои государства. Это Тюркский, Хазарский, Аварский каганаты, Волж­ская Булгария. Часть тюркских народов приняли ислам. Правители этих го­сударств − каганы – имели неограниченную власть. В Хазарии официальной религией был иудаизм, что позволило Л. Гумилеву сделать предположение о том, что Хазарское государство было основано евреями, проделавшими в свое время путь из Вавилона через Кавказ в долину реки Волги и основав­шими здесь свои поселения, в том числе крупнейший торговый город сред­невековья Итиль.

Славяне время от времени были данниками тюркских народов и хазар. На северо-востоке славяне мирно уживались с финно-угорскими народами (мордвой, весью, муромой, чудью). Финны были невысоки ростом, занима­лись звероловством, жили в землянках и шалашах, обменивали меха и кожи на оружие и арабские ткани, привозимые из Волжской Булгарии. Славяне се­лились среди финно-угорских племен, строили города Изборск, Белоозеро и другие.

Достаточно активными деятелями конца I тыс. н. э. были жившие на Скандинавском полуострове германские племена норманнов, которых евро­пейцы называли «викингами», а славяне − «варягами». Это были отважные мореплаватели и воины. Известно, что один из норманнских конунгов (воен­ных вождей) Лейф Счастливый уже в Х в. на своих ладьях (так называ­лись корабли скандинавов) добрался до берегов Северной Америки. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их.

Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торго­вых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пере­секал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, реку Днепр и завершался в Византии. В рассматриваемое время норманны переживали процесс рас­пада родовой общины. Молодые конунги рвали традицию и искали опоры не столько среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пас­сионариев выплескивалась в завоевательные походы. На Западе земли пред­ков россиян граничили с территориями западных славян и балтийских наро­дов. И те, и другие все чаше попадали под католическое влияние.

Наконец, богатым и авторитетным соседом славян была Византия. Во­енные походы в Константинополь (Царьград) становились делом чести сла­вянских князей. Реципрокные раздачи награбленного имущества поднимали авторитет племенных вождей, создавались возможности для выдвижения «способных и честолюбивых» на руководящие роли в общине.

К концу I тыс. н. э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне иликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийст­венного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако племен­ной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.

«Славяне» - это формация, понятие только языковое, а не антропологическое. Его основой был именно готский этносубтракт. В Полябье , где окончили к VI веку свой поход готы и гепиды, появился праславянский язык. Расселение славян на все более обширные территории естественным образом вело к становлению славянских наций/народностей, развитию местных наречий и отказу от славянского-латинского языков как не народных для данной страны (до XVI-XVIII веков европейские страны использовали два языка в качестве государственных: латынь и церковнославянский-солунский, оба вымершие), часть из которых затем претерпела превращение в самостоятельные языки - создаются официальные национальные языки: польский, чешский, словацкий, литвинский-беларуский, русинский-украинский, и т.д.. Церковные книги были переведены на национальные языки.

Однако, применительно к древним славянам, нам хотелось бы знать, где находилась так называемая прародина славян.


Прародину (славян, и не только славян) не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина - это условная, с размытыми рубежами территория, на которой происходил как правило запутанный и трудноопределимый этногенический процесс.

В вопросах славянского этногенеза существует значительная разноголосица: процесс формирования народности настолько сложен и многообразен, что ожидать полной определенности, точности этнических границ, чёткости этнических признаков, разумеется, нельзя. Антропология, исследующая многообразие физических типов человека, показала, что полного совпадения с лингвистическими ареалами нет, что язык и физический тип могут совпадать, но могут и не совпадать.

Одних историко-лингвистических материалов, на которые опирались ученые XIX в., было недостаточно для решения проблемы этногенеза. Значительно более устойчивые данные были получены при сочетании лингвистических материалов с антропологическими и археологическими. Таким серьезным обобщением был труд Л.Нидерле. Прародина славян, по Нидерле (применительно к первым векам н.э.), выглядела так: на западе она охватывала верхнюю и среднюю Вислу, на севере граница шла по Припяти, на северо-востоке и востоке включала в себя низовья Березины, Ипути, Десны и по Днепру доходила до устья Сулы. Южный рубеж славянского мира шел от Днепра и Роси на запад по верховьям Южного Буга, Днестра, Прута и Сана. В последующее время другие исследователи предпочитали и западную половину - на запад от Буга и Вислы до Одера (т.е. на территории современной Польши). Степень убедительности аргументов висло-днепровской и висло-одерской гипотез примерно одинакова. Отсюда возникала мысль о возможности объединения обеих гипотез с тем, что прародиной славян можно считать все пространство от Днепра до Одера.


Древнеевропейццы и становление славян во II и начале I тыс. до н.э

Облако этногенеза славян в период зарождения и их соседей - ок. 1000 г. до н.э.


Старинная карта Европы → Увеличить .


Районы, населенные славянами в начале средневековья на немецком карте.


Славяне в высоком средневековье - около 800-950 годов → Увеличить .


Археологические культуры восточной части Европы в V-IV вв. н.э.

Расселение племён в V-IV вв. н.э. → Увеличить .


VI в.


Славянская формация и их соседи


Начало большого расселения славян . V - первая половина VI в. н.э.. На карте освещены события , к которым привело завоевание протогосударства остроготов гуннами . → Увеличить .


Киевская Русь в IХ в.


Великое Княжество Литовское ХII-ХV вв. н.э.. См. больше → .


ВКЛ при Гедымине, 1341 год. См. больше → .

Великое Княжество Литовское до 1462 года → Увеличить . См. больше → .


Речь Посполита, 1572 год. См. больше → .


Этнографическая карта русинского (украинского) племени, 1903 год → Увеличить .

Территория Украины до 1954 года → Увеличить . См. больше → .


Этнографическая карта беларуского племени, 1903 год → Увеличить . Читать больше → Беларусы - древнейшие жители Европы .

Имеющиеся историко-лингвистические, археологические, антропологические материалы и современные генетические исследования, на которые опираются ученые, не уменьшают дискуссии и споры касающиеся формации и этногенеза славян.

Перетягивание ордынской Московией/Россией на себя всего славянского и так называемого «русского» - возвеличивание придуманной «великорусской» нации, объясняется просто: с целью захвата территорий Европы, лишить национальной идентичности славянские народы Европы, для опеки их с высоты своего «высокородного» положения и ассимилировать их в метрополию « » на правах младших братьев - колониальных народов.

Доказано, что так называемые . Нельзя на основании некоторых славянских черт в так называемом "русском" языке - смешение финно-угорских, тюрских, и др. языков с болгарским (церковно-славянским) книжным (привнесённый религией извне, отнюдь не преобладающих в лексике и грамматике так называемого «русского» языка), относить его к «славянским».

Никакой единой славянской общности и(или) «древнерусской народности» никогда не существовало. Формирование славянских народов происходило на разных территориях и с участием разных этнических компонентов. Не было в прошлом и никаких «русичей». Идеологи ордынской Московии/России в XIX веке выдумали слово «русич», потому что в реальности принадлежность человека Руси определялась в средние века совсем другим словом: «русин». Оно означало вовсе не русских (тогда московитов), а только одних русинов (украинцев) - жителей Киевщины, Подолья, Волыни, Галиции. Этот научный факт не афишируется в России только потому, что он полностью опровергает миф о «Русском мире» и каком-то общем происхождении угро-финской и азиатской ордынской Московии/России с исторической формацией славянских народов Европы.

Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Учёные не имеют и жалких крох информации о тех временах — временах седой древности. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

славянин славянка

На каждую каплю твёрдого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды.

Прародина славян и их расселение


Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру во времена древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.).

Учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью.

анты

Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Соседство славян в V—VII вв. было настоящим бедствием для Византии. Долгие века могущество Римской империи останавливало у её границ нашествия варварских народов. Но шло время, и империя угасала. Она распалась на две половины — западную и восточную, в каждой из которых правили собственные императоры. Западная империя пала под натиском диких германцев. Восточная империя, получившая впоследствии название Византия, устояла против многих врагов, когда вооружённой силой, а когда тонкой дипломатией отводя угрозу вторжения на свою территорию. Но вот на её границах появились славяне. Их постоянные набеги держали византийцев в страхе.

Ужас, внушаемый славянами неприятелю, сравним с тем трепетом, который в иные времена заставляли испытывать своих врагов гунны, викинги или монголо-татары. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьёзным противником. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне в конце концов широким потоком полились на её земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до Малой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

бой славян с печенегами

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т. д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Лишь болгары не переставали воевать с византийцами, но и они испытывали сильнейшее влияние византийской культуры. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

С. В. Иванов. «Жильё восточных славян».

На протяжении полутысячелетия восточные славяне осваивали эти бескрайние просторы. Территория Восточной Европы в VII—VIII вв. была покрыта густыми лесами. На границе леса и степи со славянами соперничали, борясь за территорию, кочевые народы. Но и те земли, которые относились к лесной полосе, нельзя назвать свободными. Их задолго до прихода славян населяли балтские и угро-финские племена (весь, чудь, меря, мурома, мещёра, мордва и т. д.). Казалось бы, какую область России иначе и не назовёшь, как исконно русской? Это Русский Север. Ростов, Вологда, Архангельск, Белоозеро — как много говорят названия этих древних городов русскому сердцу! Но тысячу лет назад славян в этих местах проживало абсолютное меньшинство. Поселения были расположены здесь столь редко, что славянам поначалу даже не приходилось вступать в конфликты с местным балтским и угро-финским населением, и мирное соседство приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

славянский посёлок

Однако не всегда это соседство было только мирным. Летописи хранят свидетельства о вспыхивавшем время от времени вооружённом противоборстве славян и местных племён.

Восточнославянские союзы племён

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.

Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.

От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.

«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

памятник основателям Киева

По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».

С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.

древний Новгород

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

княжеская дружина

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Обычаи восточных славян в древности

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.

Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.

тризна

А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Хозяйство восточных славян


Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия — их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту.

Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили («перекладывались») на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употреблялось в пищу (их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу), а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья.

княжеская охота

Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество — сбор мёда диких пчёл.

Восточные славяне в сочинениях византийцев

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.

Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.

Другой византийский писатель VI в., Маврикий Стратег, рассказывал о склавинах и антах, которые были многочисленны, выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.

С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».

Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов. А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.

Славянские поселения VI—VIII вв. Славяне возвращаются с охоты в сопровождении византийских торговцев.

Каждый воин у славян был вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться.

Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

штурм славянами византийской крепости

Продолжение смотрите на сайте: Для продвинутых - Язычество восточных славян.

Древнерусское государство образовалось в IX в. на землях восточных славян. Восточные славяне - это общие предки русского, украинского и белорусского народов. В VI-IX вв. восточные славяне расселялись на большой территории от Балтийского моря до Чёрного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги (см. карту). Восточные славяне делились на различные племенные союзы: поляне, древляне, кривичи, вятичи и другие. Во главе каждого племени стоял князь. Власть князя была наследственной. Князья создавали вооружённые отряды - дружины.
Соседями восточных славян были финские племена - на севере, западе и востоке; литовцы и поляки - на западе; племена кочевников - на юге. На протяжении нескольких веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В VI в. на славян напали гунны. Затем появились авары и хазары. Важную роль в истории славян IX-X вв. играли отношения с двумя странами. Это были Скандинавия на севере и Византия на юге. Выходцев из Скандинавии на Руси называли варяги.


К IX в. у восточных славян появились первые города. Наиболее крупными из них были Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Муром. К началу IX в. вокруг Киева объединились сла- вянские племена, которые жили по берегам реки Днепра. Другим центром объединения восточных славян стал Новгород. Вокруг Новгорода объединились племена, которые расселялись вокруг озера Ильмень.
В 862 г. жители Новгорода пригласили варяга - князя Рюрика на княжение в Новгород (т.е. управлять Новгородом). Рюрик положил начало династии Рюриковичей, которая правила Россией до конца XVI в.



После смерти Рюрика в 879 г. править Новгородом стал его родственник Олег. Он недолго оставался в Новгороде. В 882 г
Олег со своей дружиной приплыл по реке Днепр к Киеву. В это время в Киеве правили варяги Аскольд и Дир. Олег убил их и стал княжить в Киеве. Он подчинил себе все восточнославянские и некоторые финские племена, а затем объединил под своей властью новгородский север и киевский юг. Так образовалось Древнерусское государство, которое получило название "Киевская Русь". Олег стал первым правителем Древнерусского государства.
Правители Древнерусского государства носили титул "Ве-
ликий князь киевский". Первыми киевскими князьями были:
Святослав (сын Игоря и Ольги).


Олег, Игорь (сын Рюрика), княгиня Ольга (жена князя Игоря) и
Игорь Ольга Святослав


Деятельность киевских князей была направлена:
на объединение славянских племен под властью Киева;
на охрану торговых путей;
на установление выгодных торговых отношений с другими государствами;
на защиту Руси от внешних врагов.
Князь был верховным правителем на Руси. Он издавал законы ("уставы"), судил население, осуществлял административную и военную функции. Однако князь не принимал ни одного решения без "княжеского совета". В княжеский совет входили близкие князю бояре. Важную роль в политической жиз-ни Руси играло вече. Так называлось народное собрание. Вече могло изгнать плохого князя и пригласить нового. Вече также собирало народное ополчение.
Основным источником доходов князя и его дружины была
дань, которую собирали с местного населения. Дань собиралась деньгами или мехами. Часть дани в качестве товара отправляли в Византию. Традиционными русскими товарами бы-
ли меха, мёд, воск, а также рабы. Русские денежные единицы назывались "гривны" и "куны". Часть дани в качестве товара отправляли в Византию. Традиционными русскими товарами были меха, мёд, воск и пленные рабы. Иноземные купцы привозили в Киев оружие, сукно, шёлк, дорогие украшения. Главный торговый путь по реке Днепр назывался путём «из варяг в греки». Он вёл из Скандинавии в Византию.
Расцвет Киевской Руси приходится на время правления князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.



С именем князя Владимира связано такое важное событие в русской истории, как крещение Руси, т.е. превращение христианства в господствующую религию на Руси. Точная дата крещения Руси не установлена. Принято считать, что это произошло около 988 г. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, который назначался из Константинополя. Всё население Руси было обязано платить налог в пользу церкви - десятину.
Крещение Руси явилось важным фактором в объединении русских земель. Оно способствовало:
укреплению центральной власти;
консолидации древнерусской народности;
формированию единой древнерусской культуры;
распространению письменности на Руси;
развитию ремесла;
укреплению международных связей Киевской Руси.
При Ярославе Мудром Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы. В городе насчитывалось около 400



церквей. Символом могущества Руси стали соборы Святой Софии, построенные в Киеве и Нов-городе. При Ярославе Мудром появились первые библиотеки на Руси. С именем Ярослава Мудрого связано составление "Русской Правды" - первого свода русских законов. В годы правления Яро-слава Мудрого укрепился международный авторитет Киевской
Руси. Киев вёл широкую торговлю с Византией, Польшей, Гер-манией, с государствами Кавказа и странами Востока. Родства и дружбы с Ярославом Мудрым искали многие государи Европы.
Однако после смерти Ярослава Мудрого начинается распад Древнерусского государства и наступает новый период в русской истории.


.