«Лекарственные растения родного края. Тест «Растения родного края Весенние растения родного края

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений родного поселка, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Изучить возможность использовать растения взамен химических препаратов. Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

Образовательные задачи. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, об их истории и ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении: на территории детского сада и родного посёлка. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Достигнутые результаты за последний год:

Осознано правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

Изучены правила поведения в лесу.

Развит интерес к природе.

Социальная значимость проекта:

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку. Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения. Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации. На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, мы решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками был разработан экологический проект «Лекарственные растения родного поселка».

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Мероприятия, проведенные с октября 2017-март 2018 (участвовали воспитатель и дети подготовительной к школе группы):
- Беседы о лекарственных растениях: «О чем рассказал цветок мать-и-мачехи?», «Душистая мята от всех болезней приятна!», «Подорожник – великий путешественник!», «Обыкновенная календула», «Скромный одуванчик», «Полезная крапива», «Ромашка – «белая рубашка», «Как хорош сегодня наш лопух!».
- НОД «Растения вокруг нас. Лекарственные растения», «Аптека на подоконнике: лекарственные растения». - Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Какая часть растения целебная?», «Математические пазлы», «Зеленая аптека», лото «Растения», «Вершки-корешки», «Узнай по описанию», «Угадай, какое ты растение».
- Чтение художественной литературы: загадок, стихов, пословиц, произведений - Т.Крюкова «Лесная аптека», М.А.Кузнецова, А.С.Резникова «Сказания о лекарственных растениях», М.М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»; В.Бианки «О травах»; А.Стрижов «Огород на опушке». - --Наблюдение за лекарственными растениями.
- Выращивание и высадка рассады на участок детского сада, уход за ней. - Ведение дневника наблюдений за растениями.
- Рисование лекарственных растений.
- Аппликация «Одуванчик», «Ромашковое поле»
Мероприятия, проведенные в апреле 2018 (участвовали воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители):
- Создание альбома лекарственных растений, составленный из детских рисунков, «Здоровье в лукошке».
- Картотека «Аптека на подоконнике: лекарственные комнатные растения».
- Книжки-малышки «Лекарственные растения», сделанные родителями с детьми.
- Викторина «Знатоки лекарственных растений».
- Театрализованное представление «Путешествие в сказочный лес».

Охват проекта:

Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, возраст 6-7 лет


МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

«Лекарственные растения
родного края»,
посвящённый 535-летию
села Осташёва

Подготовила: учитель начальных классов
Стадникова Валентина Ивановна

с. Осташёво
2012 г.
Осташёво- край изумрудный и сказочный.
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,
-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать
местные лекарственные растения;
-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.
Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.
Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая
·
·, президент Российской академии наук,
талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:
(Слайды 1 и 2).
Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой.
И бело – розовый, в нем отраженный
Напротив сельский храм над крутизной
Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями. (Слайды 3,4)
Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой
работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.
1-ученик.
Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.
2-ученик.
Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.
3 ученик.
Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад
Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),
другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)
Звучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик. (Ученик в костюме Лесовика)
Лесовик.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,Что пригодны для леченья.
Лекарственные свойства различных растений.
Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.
Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).
Подорожник. (Слайд 6)
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).
Тысячелистник. (Слайд 8)
Тысячелистник собери в цветенье,
Ускорит раны заживленье -
А растертый стебелек
И отвара внутрь глоток
Успокоит кровоток.
Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Мох. (Слайд 10).
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Это мох-сфагнум.
Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).
Липа. (Слайд 12)
Липа – средство от простуды
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).
Ромашка аптечная. (Слайд 14)
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. (Слайд 15)
Землянику знают все
И калину тоже.
Соком этим ты намажь
Веснушчатую кожу.

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).
Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.
Березка. (Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,
но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,
ожоги (мазь Вишневского).
Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)
Сосна.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).
1 - ученик. Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».
2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое
производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!
Стихотворение «Бабушкина аптека» - инсценирование.
-Пойду – ка я в аптеку.
-Куда же ты пешком?
-За реку, внук, за реку,
Березовым мостом.
Там есть сыра поляна
Отсюда не видна.
Мне, внучек, валерьяна
Сердешная нужна
Пойдем, милок, со мною,
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Калган отыщешь в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля-
Пойдем со мной, милок!
Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле
или на даче.
Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие (Слайд 18) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван - чай (кипрей). Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.
Лесовик. А вот загадка из кузовка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу- ка в карманчик
Бывший (Одуванчик). (Слайд 19).
Одуванчик. (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).
Здравствуйте, ребята!Видеть я вас рада!
Ведь вопросов у меня тьма
Разболелась голова.
Вы вопросы разберите
И ответы мне скажите.
Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»
Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».
1Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.
И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла.(Лопух)
3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина).
5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.
Словно там набросаны красные горошины.(Клюква)
6.Головка голубая
И длинный стебелек
Ну кто его не знает? Это (Василек).
7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).
8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки
этого растения. (Мат ь - и- мачеха).
Ведущий: Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
(Слайды 20 – 25).
Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.
Часть растений оставлять для их воспроизводства.
Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.
Корни и корневища – ранней весной, осенью.
Кору в апреле – мае.
Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.
Лесовик. А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.
Веселые частушки.
1.Я природный материал
летом собирала,
И теперь квартира наша
Стала сеновалом!
2.Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
4.Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы –
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
В раз накормит нас с тобой.
6.Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили.
Витамины все, что есть
Запасли мы на зиму.
Лесовик. Вы, ребята, должны помнить:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.
Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.
Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

1.А.А Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»//
Москва, «Просвещение», 2007 год.
2.Е.А.Постникова «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» //Москва,«Владос», 2001 год.
3.С.Алиева «Лесная аптека»//Йошкар-Ола, 1999 год.
4.Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы»//
Москва, «Новая школа», 2001 год.
5.И.Д.Агеева «500 новых детских частушек»//Москва, «ТЦ Сфера», 2001 г.
6.О.Журба «Травник»//Москва «Арнадия», 1998 год.
7.А.Ю.Нестеровская, Т.Д. Рендюк «Целебные растения вашей звезды»//Москва «Армада», 1995 год.
8. Интернет – ресурсы.

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

13PAGE 14615

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815


Приложенные файлы

наиля грибанова
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»

Конспект НОД в старшей группе

Тема : «Растения – лекари родного края »

Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края

Цель :.

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом .

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе .

Материал : Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав .

Предварительная работа :

Беседа о лекарственных травах , чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход НОД:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас ?

Игра с мячом «Назови дерево»

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую

Под моим окном То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике

Точно серебром С платочками в карманчиках

И стоит берёза С красивыми застёжками,

В сонной тишине С зелёными серёжками.

И горят снежинки Люблю её, нарядную,

В золотом огне. Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Почему берёзу называют «Доктор» ? (из берёзовых почек приготавливают лекарства , берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева» .

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут . Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение . Она растёт в саду , в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение . Она растёт везде – в саду , огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение , он растёт везде , по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение . Сначала у мать мачехи вырастают цветы . Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение . Где люди ходят, там и подорожник растёт . Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти ,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Публикации по теме:

«Промыслы родного края» Конспект ООД по краеведению в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с традиционными народными промыслами родного края; Научить делать детей народную тряпичную куклу-закрутку. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи - расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.

Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект по речевому развитию в старшей группе по региональному компоненту составление рассказ «Осенние краски родного края» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (05.09.2016) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Составление рассказа «Осенние.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №12 «Счастливый островок» РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ

АИР БОЛОТНЫЙ Аир растёт по берегам рек и водоёмов на илистой, песчаной почве. В корне находится эфирное масло напоминающее пряный запах. В листьях находится витамин С. Корни используются в производстве ликёров, горьких водок, фруктовых эссенций, сиропов (как заменитель имбиря, корицы, мускатного ореха). Используется в парфюмерии и мыловарении. Из оснований листовых пластинок варят ароматное варенье. Отвар аира используют для возбуждения аппетита как у человека, так и у животных.

Брусника Не пихта и не ель я, Но в родном лесном краю Круглый год я зеленею, Холодов не признаю. (брусника)

Берёза Берёзы очень высокие. Стволы белые с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Очень любит солнечный свет, простор, не боится морозов. Живёт очень долго 150-180 лет. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок (медведь, муравьи, бабочки, зяблики, малиновки, синицы, дятлы).Берёзовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц. Из берёзовой бересты плели лапти, лукошки, туески для ягоды и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. В далёкие времена люди писали на бересте письма.

Вороний глаз Подул ветерок, закачались травинки, и будто глянул на тебя из травы чёрный внимательный птичий глаз. Это ягода. Только брать её в рот нельзя, очень опасно - ОНА ЯДОВИТА.

Васильки Смотрят в небо васильки Синими глазами. Золотятся колоски. Ходит рожь волнами. Украинская легенда рассказывает: полюбила синеглазого крестьянского паренька Василия красавица русалка, стала звать его с собой в реку. Но как ни любил её Василёк, а не мог, не хотел оставить своё поле, землю. «Ах, так, - рассердилась русалка, - ну и будь ты вечно в своём поле!». И превратила его в синий цветок. Но время от времени поднимается она над голубой волной, всматривается в поле. Чтобы увидеть синие глаза василька.

Дуб Задевая тучи головой седою, Дуб стоит могучий с думой вековою. Буря птицей чёрной вдруг засвищет кроне. Дуб стоит спокойный, словно царь в короне. Смотрит в поднебесье всех в округе выше! Много знает песен, много сказок слышит.

Душица Лекарственное растение.

Ель Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (ель) Еловая древесина идёт на лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк, шерсть, кожу, спирты, глицерин, пластмассы. Белая, слегка блестящая древесина ели незаменима при изготовлении музыкальных инструментов.

Земляника На земле в траве краснеет Слаще делается, спеет Вкусная, да невеличка Ягода та...(Земляника) Ягода приятная, Очень ароматная. Ты под кустик загляни-ка, Там краснеет - ...(земляника)

Ива Ещё в лесу туманно, глухо, Но над рекою, под обрывом Оделась золотистым пухом И распустила кудри ива. Как будто облако спустилось С небес на маленькие почки, Зазеленело, превратилось В живые тёплые комочки. У ивы гладкий серебристый ствол, узкие продолговатые листья. Цветы (вербы) покрыты пушистыми волосками Ива любит влажную почву и растёт по берегам рек, озёр, и ручьёв, на склонах оврагов. Иву ценят за ранний ивовый мёд, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов. Человек использует ивовые ветки для плетения корзин, коробов, мебели.

Крапива Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков, в них находятся стрекательные клетки, содержащие едкую жидкость. Её побеги и листья съедобны, они богаты витаминами А,С,К. Крапива останавливает кровотечения.

Клён Закружила осень рыжие метели, Золотые листья с клёнов полетели. Закрыжился листьев пёстрый хоровод, Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Колокольчик Динь-дон, динь-дон! Льётся нежный перезвон, Так звенит в глуши лесной Колокольчик луговой.

Липа Липа – средство от простуды. Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет, Но полезней чая нет, При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай.

Ландыш По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко, тогда как Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. Сказки утверждают, что ландыш – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки и счастливый серебряный смех русалки Мавки, жемчужинами раскатившийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.

Малина От простуды всем на диво Выросла в саду … (малина)

Мать-и-мачеха Распускается раньше всех трав. Невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Цветы собраны в крупное соцветие, потому что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью. Растёт на солнечных глинистых оврагах,на грядке. Проснувшиеся после долгой зимы пчёлы и шмели летят к цветкам мать-и-мачехи за мёдом. Листья, приложенные к груди, притягивают жар. Полезно пить настой (чай) для очищения лёгких.

Одуванчик Уронило солнце лучик золотой Вырос одуванчик первый молодой У него зелёный. золотистый цвет Он большого солнца маленький портрет.

Подорожник Лекарь вырос у дороги – он больные лечит ноги. (подорожник) Многолетнее травянистое растение. Назвали так за то, что селится по разным дорогам, не боится жары. Лист подорожника используют в виде примочек для заживления ран.

Рябина Ствол со светло-серой гладкой корой. Листья ажурные, круглые, с зубчатыми краями. Цветёт в мае. Плоды ярко-красные, с сочной мякотью. Светолюбива. Ягодами рябины питаются дрозды, синицы, скворцы, свиристели, вороны, ежи, лоси, медведи. Из рябины приготавливают варенье, сок. Рябина зацветает – пора сеять лён. Рябина цветёт рядно – много будет овса. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет хороша.

Ромашка Стоят в поле сестрички, Жёлтый глазок, Белые реснички.(ромашка) Многолетнее растение. Размножается семенами и делением корневища. В природе растёт на солнечных лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах и полях. Человек выращивает на клумбах. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку издалека и летят к ней за мёдом.

Сосна Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Сосна)

Тополь Тополь – высокое стройное дерево с зеленовато – серыми гладкими стволами и густой зелёной кроной. В конце мая на деревьях появляются соцветия-серёжки. Затем они созревают и лопаются, и тополиная метель заметает улицы. Тополь неприхотливый и очень быстро растёт. Из древесины тополя делают бумагу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов.

Хвощ полевой Предпочитает песчаные, довольно богатые, умеренно влажные почвы. Растение обладает кровоостанавливающим действием. Порошком хвоща присыпают раны и язвы у домашних животных. Побеги съедобны. Окрашивает шерсть в жёлтый и зелёный цвет.

Черёмуха Цвети черёмуха зелёная, цвети! Словно царевна в сказочном наряде, По ветру разметав соцветий пряди, Душистыми мелками шелести! И пусть никто не занесёт топор, Тебя не срубит и не искалечит, И не сомнёт твой свадебный убор – Убор Весны-царевны подвенечный. Ствол покрыт тёмной шершавой корой, продолговатые листья. Расцветает в мае и стоит, словно невеста в белом кружевном наряде. Запах черёмухи сильный и дурманящий, оттягивает от дерева мух, комаров, убивает многие вредные микробы. Из ягод варят варенье, кисели.

Шиповник Я на розу так похож, Разве что не так хорош, Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. Кустарник с острыми колючками. Цветёт белыми или розовыми цветками. Растёт в лесу, а также может выращиваться человеком. Плоды красного цвета, очень витамины. Масло из шиповника применяют для лечения ран и ожогов.


>>Весенние явления в жизни растений


§ 61. Весенние явления в жизни растений

Весна - пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге раньше, а на севере позднее 1 марта.

Весеннее движение соков у деревьев и кустарников - первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начнет поступать во все органы растения. В это время листьев еще нет. Вода, скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам . Уже в начале марта, раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее - у березы.

Второй признак весны - цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Первой в средней полосе европейской части СССР зацветает ольха серая. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны 123 . Стоит только дотронуться до ветки ольхи с сережками, как ветер подхватывает целое облачко желтой пыльцы.

Пестичные цветки ольхи собраны в маленькие серовато-зеленые соцветия. Рядом с ними обычно хорошо заметны сухие, почерневшие шишечки прошлогодние соцветия.

Почти одновременно с ольхой зацветает орешник, с которым вы знакомились еще осенью. Тычиночные цветки орешника развиваются в соцветиях - сложных сережках, а красноватые рыльца пестичных цветков высовываются из генеративных (цветочных) почек.

Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений - хорошее приспособление к жизни в лесу. Голые безлистные ветви не затрудняют опыления. Пыльца, подхваченная ветром, свободно переносится с одного растения на другое.

Цветение мать-и-мачехи тоже признак наступившей весны. Это многолетнее травянистое растение растет на открытых, освещенных солнцем местах, на железнодорожных насыпях, берегах рек, крутых склонах и обрывах. Чуть только стает снег, а уже появляются ее чешуйчатые стебли - цветоносы с ярко-желтыми соцветиями, похожими на соцветия одуванчиков 124 . Крупные листья мать-и-мачехи вырастают после того, как созреют и рассеются ее пушистые плодики.

Свое необычное название мать-и-мачеха получила за своеобразие листьев. Их нижняя сторона покрыта белыми мягкими, как войлок, волосками, а верхняя сторона листьев - гладкая и холодная.

Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года. Питаясь этими запасами, растут цветочные побеги и образуются плоды.

Третий признак весны - цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. В районах средней полосы они цветут почти одновременно с мать-и-мачехой. Первыми в лесу зацветают печеночница благородная с лазоревыми цветками и медуница лекарственная, затем ветреницы дубравная и лютичная 125 , хохлатки 119 , чистяк весенний 126 , первоцвет весенний 127 . Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.

В жизни некоторых раннецветущих травянистых растений леса очень интересен их подснежный рост. Такие растения, как пролеска, или подснежник, растут еще зимой под снегом.

Весной многие из них выходят из-под снега с зелеными листьями и с бутонами, образовавшимися еще прошлой осенью. Они часто зацветают до того, как сойдет снег 128 . Вот почему эти растения называют подснежниками.

Растения, цветущие ранней весной, всегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляя большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Растения, у которых оборваны цветоносные побеги, не дают плодов и семян. Это затрудняет их размножение. Многие из растений стали большой редкостью, например печеночница благородная, сон-трава. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки