Вешается люстра. Как подвесить люстру к потолку: разные способы крепления на разные случаи

Тема урока:

Дигибридное
скрещивание
Практическая работа № 1
«Решение простейших генетических задач»
1

“Воспроизведение жизни это и есть
наследственность, в ней проявляется
принцип сохранения жизни и
инвариантная сторона жизненных
явлений”. Академик Н.П.Дубинин
О ком это?
 Успех его работы
объясняется тем, что он
обладает двумя
существенными качествами,
необходимыми для учёного:
способностью задавать
природе нужный вопрос и
способностью правильно
истолковывать ответ
природы. В дополнение к
этому он был исключительно
трудолюбив и аккуратен».
Грегор
Мендель

Найдите допущенные ошибки, выпишите и объясните их.
1. Генетика –
Ошибки:
наука о
наследственно
сти и
изменчивости.
2. Рецессивный
ген –
подавляемый,
уступающий.
3. Доминантный
ген –
преобладающи
й,
подавляющий.
4. Расщепление
3:1 это второй
закон
Г.Менделя.
 Продолжаем мы, ребята, разговор вести
Про генетику ­ науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось
запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не
жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный ­ значит, будет
отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к
трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления ­
Это правило единообразия первого
поколения.
­

Соотнеси понятия:
1. Наследственность
2. Изменчивость
3. Ген
4. Гомозигота
5. Генотип
6. Гетерозигота
7. Фенотип
8. Доминантный аллель
9. Аллели
10. Рецессивный аллель
Критерии оценивания:
0 ошибок – 5б
1­2 ошибки – 4 б
3­5 ошибок – 3 б
Более 5­ти ошибок – 2б.
А. Свойства организма передавать признаки
будущему поколению.
В. Совокупность всех генов вида или
популяции.
С. Аллель, проявляющийся, фенотипически
только в гомозиготном состоянии.
Д. Зигота, получившая оба одинаковых
гомологичных хромосом.
J. Участок молекулы ДНК.
1­А; 5­ В; 9 – I ;
2­Е; 6­ F; 10 –С.
3­J; 7­ G ;
4­D; 8­ H ;
аллеля.
признаки.
Е. Свойства организма приобретать новые
F. Зигота, получившая два разных аллеля.
G. Совокупность всех внешних и внутренних
признаков организма.
H. Подавляющий аллель.
I. Гены находящиеся в одном участке

Знаешь ли ты законы наследственности?
Вставь пропущенные слова, цифры.
1. При______________ скрещивании гибриды
моногибридном
первого поколения одинаковы
фенотипически и _____________________.
генотипически
2. Чистые гаметы или чистые линии, несут только
один
признак
_________ аллельный_____________из пары.
3. При моноибридном скрещивании у гибридов
второго поколения происходит расщепление
признаков в соотношении _________по фенотипу и по
генотипу___________.
1:2: 1
3: 1
4. В гетерозиготном первом поколении доминантный признак
доминирования
преобладает. Это I закон Г.Менделя – закон _______________.
Во втором поколении происходит расщепление признаков.
5. Потомков, полученных от скрещивания Г.Мендель назвал
_____________.
гибридами
Критерии
оценивания:
0 ошибок – 5б
1 ошибка – 4 б
2 ошибки – 3 б
3 ошибки – 2б.

Реши задачу(моногибридное скрещивание):
Критерии оценивания:
Правильное решение ­ 5 б
Ошибки в оформлении – 4б
Ошибки в решении – 3б

У крупнорогатого скота ген
комолости (безрогости)
доминирует над геном рогатости.
Какой фенотип и генотип будет
иметь потомство от скрещивания
рогатого быка с гомозиготными
комолыми коровами?

Решение:
P…… x ……
Дано:
А ­ безрогие
а ­ рогатые
­ АА♀
Р
­ аа♂
Р
F1……?
G x
F1 ……
Ответ:
В F1 по фенотипу:
по генотипу:

А уровень ­ Выберите один верный вариант ответа
1. Как называется способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение?
А. изменчивость Б. приспособленность В. наследственность Г. уникальность
2. При скрещивании двух серых кур получено 119 серых и 41 белый цыпленок. Какой закон иллюстрирует этот результат?
А. единообразия Б. расщепления В. независимого наследования признаков Г. сцепленного наследования
3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом Аа: А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4
4. Ген – это участок молекулы: А. ДНК Б. РНК В. белка Г. углевода
5. Совокупность внешних признаков организма – это: А. генотип Б. фенотип В. Геном Г. Ген
6. Элементарной единицей наследственности является: А. молекула ДНК Б. ген В. генотип Г. гомозигота
7. Гены, расположенные в одной хромосоме, могут оказаться в разных гаметах, в результате
А. митоза Б. кроссинговера В. эволюции Г. конъюгации
8. Скрещивание особей, различающихся по одному признаку, называется
А. моногибридным Б. дигибридным В. сцепленным Г. близкородственным
9. Какой метод использовал в своей работе Г. Медель?
А. исторический Б. гибридологический В. случайное скрещивание Г. компьютерное моделирование
10. Признак, который проявляется у гетерозигот, называется
А. аллельным Б. гомологичным В. доминантным Г. рецессивным
11. Аллельными являются
А. гены голубых и карих глаз В. ген голубых глаз и высокого роста
Б. ген голубых глаз и свертываемости крови Г. ген высокого роста и свертываемости крови
Критерии
оценивания:
А уровень:
0 ошибок – 5б
1­2 ошибка – 4 б
3­5 ошибки – 3 б
Более 5 ошибок –
2б.
В уровень:
0 ошибок – 5б
1 ошибка – 4 б
2 ошибки – 3 б
3 и более – 2б
С уровень:
Дано, решение, все
обозначения
генотипов,
фенотипов
родителей и
потомства
В уровень ­ Выберите несколько верных вариантов ответов или найдите соответствие.
1. Выберите три верных варианта ответа От брака родителей правшей родился ребенок левша. Какие выводы можно сделать?
А. мать гетерозиготна Г. мать гомозиготна
Б. отец гетерозиготен Д. праворукость – доминантный признак
В. мать гомозиготна Е. праворукость – рецессивный признак
2. Выберите три верных варианта ответа Г. Мендель сформулировал следующие закономерности наследования признаков:
А. биогенетический закон Г. закон единообразия
Б. закон сцепленного наследования Д. закон независимого наследования
В. закон расщепления Е. закон зародышевого сходства
С уровень – решите задачу на моногибридное скрещивание. Скрещивались коричневые норки с серыми. В первом поколении все потомки были
коричневыми. Во втором поколении родилось 45 коричневых и 15 серых норок. Какой признак доминирует и сколько во втором поколении
гомозиготных особей?

Тема урока:
«ДИГИБРИДНОЕ
СКРЕЩИВАНИЕ»
Практическая работа №1
Цель урока:
Изучить, какое скрещивание называется дигибридным и
выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. А также
продолжить формирование навыков решения генетических
задач.
Гены отвечающие за признаки могут находится в одной паре
хромосом или в разных парах. Рассмотрим случай, когда
гены определяющие разные признаки находятся в разных
парах гомологичных хромосом.

Дигибридное скрещивание
Дигибридным
называют скрещивание
двух организмов,
отличающихся друг от
друга по двум парам
альтернативных
признаков.
Для дигибридного
скрещивания Мендель
брал гомозиготные
растения гороха,
отличающиеся по
окраске семян (желтые и
зеленые) и форме семян
(гладкие и
морщинистые).

А В
А В
Р ♀
G
Ж. Г.
А
В
а в
а в
х ♂
З. М.
ав
F1
АаBb
дигетерозигота
100% единообразное
поколение по фенотипу и
генотипу
АВав

Признаки
А­ желтый
а­ зеленый
В­ гладкий
в­ морщинистый
Гены отвечающие за
признаки: цвет и форму
расположены в разных
парах гомологичных
хромосом
х
ААВВ
аавв

Дигомозигота
по
доминантному
признаку
Дигомозигота
по
рецессивному
признаку
ААВВ
аавв
АВ
АВ
ав
ав
Дигомозигота дает
один тип гамет
Дигомозигота дает
один тип гамет
АаBb

А
В
ав
Дигетеро
зигота
АаВв
А
в
а
В
Дигетерозигота дает
4 типа гамет
ДигетерозиготаАаВвАВАваВав

AaBb (ж.г)
Гаметы: AB Ab aB ab

AB
♀ ♂
AB
Ab
Решетка Пеннета
aB
ab
Ab
aB
ab

Дигибридное скрещивание
Р ♀ АаВb
G АB Ab
х ♂ AаBb
Ж. Г.
Ж. Г.
АB
аB
аb
Ab
аB
аb
F2
9: 3: 3: 1
ж.г. ж.м. з.г. з.м.

3 закон Менделя «Закон
независимого наследования»
Каждая пара контрастных признаков
наследуются независимо друг от
друга в ряду поколений;
в результате среди гибридов второго
поколения появляются потомки с
новыми комбинациями признаков в
соотношении 9: 3: 3:1
т. е. происходит независимое
наследование признаков
(при этом образуется девять
генотипических групп –
1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1)
­9 частей из 16
будут иметь семена
желтые­гладкие
­3 части из 16
зеленые­ гладкие
­3 части из 16
желтые­
морщинистые
­1 часть из 16
зеленые­
морщинистые

Поурочный план Дата Класс: 10

Урок 45 биологии

Учитель

Тема урока Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Тип урока: комбинированный

Цели: познакомить учащихся с третьим законом Менделя.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о дигибридном скрещивании, выяснить сущность третьего закона Г.Менделя;

Развивающие: продолжить развивать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символики при решении генетических задач; записывать схему скрещивания и решетку Пиннета;

Воспитательные: воспитывать всесторонне развитую личность через использование полученных знаний основных понятий генетике для объяснения законов Менделя; аккуратность при решении задач.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг.

момент

Приветствие. Отсутствующие.

Коллект

II . Актуализация знаний

А). Устно

Актуализация знаний: проверка основных понятий генетики.

Б), Решение задач

    Каковы генотипы родителей (Р) морских свинок, если в их потомстве было 50%

гладких и 50% мохнатых морских свинок?

(Ответ: P : Аа х аа)

    У кролика черная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (белая шерсть и

красные глаза).

Какая окраска шерсти будет гибридов первого поколения (F 1 ), полученного в результате скрещивания гетерозиготного черного кролика с альбиносом?

Ответ: 50% черных, 50% альбиносов.

    Определить вероятность рождения светловолосых детей в следующих случаях, если

светлые волосы рецессивный признак:

А). Оба родителя гомозиготные темноволосые;

Б). Один гетерозиготный темноволосый, другой светловолосый;

В). Оба гетерозиготные по признаку темноволосости;

Г). Оба родителя светловолосые.

Ответы:

А). P : АА х АА. 100% темноволосых и 0% светловолосых;

Б). P : Аа х аа. 50% темноволосых и 50% светловолосых;

В). P : Аа х Аа. 75% темноволосых и 25% светловолосых

Г). Р: аа х аа. 100% светловолосых детей.

Фронтал

Индивид

III . Мотивация

С помощью моногибридного скрещивания и явления доминирования Г.Мендель установил закономерности наследования одного признака. Однако в природных условиях организмы отличаются по двум и более признакам, Г.Мендель начал изучать наследование признаков, за которые отвечают две пары аллельных генов.

Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков.

Откройте тетради и запишите тему урока:

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Цель раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Коллект

IV . Изучение н/м:

А). Понятие дигибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание греч. «ди» - дважды и «гибрида» - помесь) – скрещивание двух организмов, отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.

Например, цвет семян (желтый и зеленый) и форма семян (гладкая и морщинистая) у гороха.

Результаты дигибридного скрещивания зависят от того, лежат ли гены, определяющие рассматриваемые признаки, в одной хромосоме или в разных.

Если в дигибридном скрещивании гены находятся в разных парах хромосом, то соответствующие пары признаков наследуются независимо друг от друга, т.е. аллели разных генов случайно попадают в одну или разные гаметы.

Б). Независимое наследование.

Рассмотрим опыт Г.Менделя, в котором он изучал независимое наследование признаков у гороха.

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

    Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными, а какая рецессивными у

растения гороха?

    доминантные - желтая окраска (А), гладкая форма (В);

    рецессивные – зеленая окраска (а), морщинистая форма (в).

Скрещивая растение с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 .

    Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F 1 ?

Генотип – АаВв (дигетерозигота), фенотип – желтые, гладкие семена (100%).

В результате скрещивания чистых линий гибриды F 1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

    Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий?

Закон единообразия гибридов F 1 .

При самоопылении или скрещивании между собой гибридов F 1 произойдет расщепление.

Во втором поколении (F 2 )было получено 556 семян, из которых

315 семян желтых гладких,

101 – желтое морщинистое,

108- зеленых гладких и

32 – зеленых морщинистых.

F 2 фенотипе 9АВ: 3Ав: 3аВ: 1ав

Образующиеся при этом генотипы

1:2:2:1:4:1:2:2:1

Анализируя полученное потомство, Г.Мендель обратил внимание на то, что наряду с сочетанием признаков исходных сортов (желтые гладкие и зеленые морщинистые семена гороха), при дигибридном скрещивании появляются новые сочетания признаков (желтые морщинистые и зеленые гладкие семена гороха).

Г.Мендель обратил внимание на то, что расщепление по каждому отдельно взятому признаку соответствует расщеплению при моногибридном скрещивании.

Проведенное исследование позволило сформулировать закон независимого наследования (третий закон Менделя):

При скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Третий закон Г.Менделя справедлив только в случаях, когда анализируемые гены находятся в разных гомологичных хромосомах.

В). Цитологические основы закона независимого наследования (3 закона Менделя).

А- ген, отвечающий за развитие желтой окраски семян, а – зеленой окраски, В- гладкой формы семян, в – морщинистой.

Дано: Решение:

А- желтый цвет г Р ♀ ААВВ х ♂ аавв

а –зеленый цвет фР ж.гл з.м.

В-гладкая форма

в-морщинистая G

гР♀ ААВВ х ♂ аавв гF 1 АаВв х АаВв

фР ж.гл з.м фF 1 ж. гл ж. гл

Фенотипы и

генотипы F 1 - ? F 2 - ?

При скрещивании двух гомозиготных растений гороха, отличающихся по двум парам альтернативных признаков (желтые гладкие и зеленые морщинистые), гибриды F 1 с генотипом (АаВв), фенотипом - желтые гладкие (100%). Этот результат подтверждает, что 1 закон Менделя (закон единообразия гибридов F 1 ) проявляется не только при моногибридном скрещивании, но и при ди- и полигибридном скрещивании.

Полученные гибриды F 1 (АаВв) будут давать четыре типа гамет в равном соотношении (по 25%):

АВ, Ав, аВ, ав.

Во время оплодотворения каждый из четырех типов сперматозоидов может оплодотворить любую из четырех типов яйцеклеток

Следовательно, возможно 16 вариантов их сочетания.

Для удобства записи пользуются решеткой Пиннета, в которой по горизонтали записывают мужские, а по вертикали – женские гаметы:

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

Ав

аВ

ав

Работа в группах по заданию:

1) заполните решетку Пиннета .

2) Проведите анализ полученных результатов скрещивания:

    подсчитайте, количество генотипов образовавшихся при скрещивании;

    определите количество фенотипов;

    подсчитайте количество особей каждого фенотипа;

    отдельно подсчитайте число желтых и зеленых семян, гладких и морщинистых семян.

3) Сделайте вывод о наследовании признаков.

(ответы учащихся).

    Проверка заполнения решетки Пиннета по слайду презентации:

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ж.гл.

ААВв

ж.гл.

АаВВ

ж.гл.

АаВв

ж.гл.

Ав

ААВв

ж.гл.

ААвв

ж. м

АаВв

ж.гл.

Аавв

ж.м

аВ

АаВВ

ж.гл.

АаВв

ж.гл.

ааВВ

з.гл.

ааВв

з.гл.

ав

АаВв

ж.гл.

Аавв

ж.м

ааВв

з.гл.

Аавв

з.м.

    При анализе результатов видно, что

    по генотипу возникает 9 различных генотипов в следующих числовых соотношениях:

1ААВВ:2ААВв:2АаВВ:4АаВв:1ААвв:2Аавв:1ааВв:2ааВв:1аавв;

    по фенотипу потомство делится на четыре группы:

9 желтых гладких, 3 желтых морщинистых, 3 зеленых гладких и 1 зеленых морщинистых.

Если проанализировать результаты расщепления по каждой паре признаков в отдельности, то получится, что отношение числа желтых семян к числу зеленых – 3: 1 (12:4), отношение числа гладких к числу морщинистых – 3:1 (12:4).

3. Таким образом, при дигибридном скрещивании каждая пара признаков при расщеплении в потомстве ведет себя, как при моногибридном скрещивании, т.е. независимо друг от другой пары признаков.

Г). От чего же зависит результат дигибридного скрещивания?

Для проявления третьего закона Менделя необходимо соблюдение условий:

    доминирование должно быть полным;

    не должно быть летальных (приводящих к смерти) генов;

    гены должны локализоваться в разных негомологичных хромосомах.

Д). Полигибридное скрещивание.

Скрещивание особей, отличающихся друг от друга по трем и более признакам, называется полигибридным скрещиванием. Расщепление у них происходит сложнее, чем при дигибридном скрещивании. Генотип родительской особи будет обозначаться, например ААВВСС или ааввсс. А гибридного организма – АаВвСс.

Такой гибрид образует восемь разных гамет – АВС, АВс, АвС, Авс, аВС, аВс, авС, авс.

ИП

МК

НО

ЧП

ИП

НО

ЧП

НО

Индивид

Индивид

Индивид

Работа в группах

Коллект

V . Физминутка

Физминутка для глаз (флипчарт, страница 20 или слайд 20).

МК

НО

Индивид

VI .

Закрепление

Решение задачи.

Учащиеся решают в тетрадях, один учащийся у доски.

    Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей

кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого мужчины с другой кареглазой правшой родилось 8 кареглазых детей, все правши. Каковы генотипы всех трёх родителей.

    У человека ген лопоухости доминирует над геном нормальных прижатых ушей, а ген

нерыжих волос над геном рыжих. Какого потомства можно ожидать от брака лопоухого рыжего, гетерозиготного по первому признаку мужчины с гетерозиготной нерыжей с нормальными прижатыми ушами женщиной.

    У человека ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз, а умение владеть правой

рукой над леворукостью. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если: отец левша, но гетерозиготен по цвету глаз, а мать голубоглаза, но гетерозиготна в отношении умения владеть руками.

НО

Индивид

VII . Подведение итогов

    Скрещивание по двум парам альтернативных признаков называется дигибридным скрещиванием.

    При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся по двум парам признаков, получили потомство с дигетерозиготным генотипом (АаВв).

    Наблюдая за потомством растений гороха, различающихся по цвету и форме семян, Г.Мендель выявил идущее независимо расщепление в F 2 по доминантным и рецессивным признакам в соотношении 3:1 (3 желтых: 1 зеленый; 3 гладких: 1 морщинистый); при этом в фенотипе образуются четыре группы особей, согласно формуле 9АВ: 3Ав: 3аВ: 1ав

(на 9 желтых гладких (АВ) приходиться 3 желтые морщинистые (Ав), 3 зеленые гладкие (аВ) и одна зеленая морщинистая (ав).

Образующиеся при этом генотипы распределились в следующем соотношении:

1:2:2:1:4:1:2:2:1

Коллект

VIII.

Д/З:

§ 45

Решение задач стр. 231 № 2, 4, 5

Индивид

IX .

Рефлексия

Игра «5 пальцев»

    Информация была интересна.

    Я знаю особенности строения эукариот разных царств.

    Мне понравилось, как я работал на уроке.

    Я удовлетворен работой своей группы.

    Я готов к выполнению домашней работы.

    Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно.

    Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке.

    Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы.

Индивид

Литература:

    Т.Касымбаева. Общая биология. 10 класс. Алматы «Мектеп», 2014, 368с

    Ж.Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 10 класс. Алматы, 2013, 12с.

    А.О.Рувинский. Общая биология. учебник для 10- 11 кл с углубленным изучением биологии. Москва, «Просвещение», 1993, 544с.

    Богданова Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.

    М.Гуменюк. Биология. 9 класс. Поурочные планы, Волгоград, 2008, 331с.

    А.Пименев. Уроки биологии. 10 (11) класс.Ярославль, 2001, 272с.

    Заяц Р.Г. и др. Биология для поступающих в вузы, Мн.: Высшая шк., 2000, 526с.

Приложение:

Задача №1.

Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидные плоды. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?

(Ответ: Р: ааВВ х ААвв; потомство АаВв; белая окраска и дисковидная форма доминируют).

Задача № 2.

У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

(Ответ: Р: аавв х АаВв; 25% серых, без щетинок; 25% серых, со щетинками; 25% желтых, со щетинками; 25% желтых, без щетинок).

Задача № 3.

Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

(Ответ: Р: АаВа х АаВв; нормальные раннеспелые; 9 норм.раннесп., 3 норм. позднесп., 3гигант.раннесп., 1 гигант.позднесп.).

Задача №4.

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?

(Ответ: доминантные: черный цвет и наличие хохла; бурых без хохла цыплят (аавв - 6%); генотипы Р: ааВВ х ААвв; генотип F 1 – АаВв).

Задача № 5.

Мохнатую белую морскую свинку, гетерозиготную по первому признаку, скрестили с таким же самцом. Определите численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

(Ответ: доминируют мохнатая форма шерсти и темная окраска; Р: Аавв х Аавв; генотип F 1 : 1ААвв: 2Аавв: 1аавв; фенотип F 1 : 3мохн: 1 глад; 100% белые).

Задача № 6.

У кошек черный цвет доминирует над белым, а короткая шерсть над длинной. Какую долю составляют черные короткошерстные котики, в потомстве особей дигетерозиготных по обоим признакам?
(Ответ: Р: АаВа х АаВв; по фенотипу: 9 черные, короткошерстные, 3 черные, длинношерстные;3 белые, короткошерстные; 1 белый, длинношерстный).

Урок биологии по теме: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.

Цели урока:

    формирование знаний о дигибридном скрещивании;

Задачи:

    закрепить основные понятия генетики;

    изучить особенности дигибридного скрещивания;

    объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;

    продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

    продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

    формировать навыки решения генетических задач;

    прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование:

    фрагмент видеофильма по общей биологии (раздел: Генетика.),

    презентация к уроку с основными моментами урока;

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    таблица - решетка Пеннета,

    карточки с заданиями,

    лист успеха для самооценки;

    фотографии детей.

Основное понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.

Требования к уровню подготовки выпускников:

должен знать/понимать

сущность законов Г.Менделя;

сущность гибридологического метода;

биологическую терминологию и символы;

уметь

объяснять родство живых организмов;

объяснять причины сохранения и изменяемости признаков и свойств видов;

решать элементарные биологические задачи;

составлять элементарные схемы скрещивания;

сравнивать биологические объекты; делать выводы на основании сравнения;

изучать явления на моделях, схемах;

находить, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы проведения: беседа, индивидуальные опрос, работа с динамической моделью, самостоятельная работа, работа с текстом учебника, работа в группах, составление и работа с различными схемами скрещивания, решение генетических задач.

Ход урока

I . Актуализация знаний.

1.Оргмомент. Приветствие. Подготовка аудитории к работе.

2. Актуализация знаний. Эмоциональный настрой класса.

На столах стихотворение, послушайте его и найдите в тексте ошибки
1)Стих (уч-ль):










Это первый Менделя закон.
Ну а если в F 1 нет расщепления -




Что ж, удачи вам, дерзайте!

Уч-ль: сколько ошибок нашли? (3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя).

2) «История науки в лицах» (отрывок текста). Портрет Г.Менделя (показ слайда).

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

Успех его работы объясняется тем, что он обладает двумя существенными качествами, необходимыми для учёного: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. В дополнение к этому он был исключительно трудолюбив и аккуратен».

Ответ: австрийский учёный Иоганн Грегор Мендель (слайд). Показ портрета Г.Менделя.

Слова – вывод учителя: Именно он на основании обширных опытов по гибридизации различных сортов гороха впервые открыл, обосновал и сформулировал основные закономерности теории наследственности.

3)Индивидуальная работа у доски. Выложить на доске 1 закон Менделя.

4)Знание символики.
Вопрос уч-ля, учащийся показывает карточку с условным обозначением – символом (карточки у каждого на столе).

а АА Аа

И т.д. (за правильные ответы – баллы выставляют в лист успеха).

Ученый, который ввел в генетику данную буквенную символику? Г.Мендель.

Итог. Эти условные обозначения мы будем использовать для записи схем скрещивания …

Подведение итогов работы по карточкам.

5)Карточки с заданием, в котором нужно соотнести понятия.

Соотнесите понятия:

2. Фенотип

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

5. Генотип

Проверяется правильность выполнения задания с помощью проектора.

Выясняется, какое понятие встретилось впервые – это дигибридное скрещивание.

II . Изучение нового материала.

Тема “Дигибридное скрещивание” записывается на доске.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Сообщение темы, постановка цели урока.
Что мы сейчас повторили? (Основные понятия генетики).

С какой целью? (Знание данных понятий необходимы для дальнейшего изучения генетики).

Как вы считаете, чем мы сегодня будем изучать на уроке …(?) ……… учащиеся сами формулируют цель урока ……… (Слайд).

Перед началом просмотра видеофильма по дигибридному скрещиванию учащиеся делятся на три группы (3 ряда) и знакомятся с вопросами, на которые им нужно ответить, просматривая фрагмент.

Вопросы к фильму.

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Какое скрещивание называется дигибридным?

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? Почему не произошло расщепления признака?

2 группа

2. Как происходит наследование разных признаков по отношению друг к другу?

3 группа

После просмотра фрагмента кинофильма в каждой группе обсуждают ответы на поставленные вопросы и сообщают результаты другим группам. (Учащиеся третьей группы используют для ответа заранее приготовленную решетку Пеннета и заполненную во время просмотра фильма и обсуждения)

III . Закрепление материала.

Решение задачи на закрепление третьего закона Г.Менделя

У человека узкий нос (А) по форме доминирует над широким носом (а), а каштановые волосы (В) – над светло – русыми (в). Определите генотипы и фенотипы гибридов F1 от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам.

Проверка решения задачи по готовому слайду ………

IV . Домашнее задание.

Составить описание своего фенотипа и генотипа по двум выбранным признакам.

Рефлексия.

Уч-ль подводит итог рефлексии ……………..

Определим ПОГОДУ в классе:

Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой.

Если многое непонятно, решать задачи мне трудно – тучка с молнией.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

ЗАДАЧА 1.

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой кролихой, гетерозиготной по первому признаку.

ЗАДАЧА 2.

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

ЗАДАЧА 3.

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей.

А –курч. Ж ааВВ * м. ААВВ

а – пр гам. аВ АВ

В – весн АаВВ

F 1 -?

ЗАДАЧА 4.

Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды, дало потомство с белыми дисковидными плодами, с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3: 3: 1: 1. Определите генотипы родителей.

ЗАДАЧА 5.

Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.

Р ж АаВв* м ааВв

На столах у каждого учащегося лист самооценки. Инструктаж по самооценке на уроке.

Приложение.

Лист успеха

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

(8 баллов).

(каждый закон по 3 балла).

Всего баллов:


«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:

Лист успеха

Фамилия Имя

Виды деятельности на уроке:

Баллы и оценка:

1. За нахождение ошибок и терминов в стихотворении

(8 баллов).

2.За знание символики (7 баллов).

3.За знание определений генетических понятий
(по 1 баллу за каждое; всего 4 балла).

4.За знание формулировок законов Г. Менделя.

(каждый закон по 3 балла).

5. Работа в паре (3 балла); решение задачи.

6. Работа в группе по вопросу к фильму (3 балла).

7. За работу у доски (3 балла).

Всего баллов:

Оценка ставится по примерной шкале баллов за урок:
«5» - от 24 и больше;
«4» - от 19 до 23 баллов;
«3» - от 14 до18 баллов;
«2» - менее 13 баллов.

Поставьте себе оценку:

Продолжаем мы сегодня разговор вести
Про генетику – науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.

Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный – значит, будет подавлять,
Доминантный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше вы решать.

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F 1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Победителем в начале будет тот,
Кто ошибки в этом стихотворении найдет!
Кто запомнил больше терминов – считайте!
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Продолжаем мы сегодня разговор вести
Про генетику – науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.

Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный – значит, будет подавлять,
Доминантный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше вы решать.

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F 1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Победителем в начале будет тот,
Кто ошибки в этом стихотворении найдет!
Кто запомнил больше терминов – считайте!
Что ж, удачи вам, дерзайте!

Соотнесите понятия:

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Соотнесите понятия:

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

Соотнесите понятия:

А. Совокупность всех генов организма.

2. Фенотип

Б. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

3. Моногибридное скрещивание

В. Участок молекулы ДНК.

4. Дигибридное скрещивание

Г. Скрещивание по одной паре признаков.

5. Генотип

1 группа

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

1 группа

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта? ________________

2. Какое скрещивание называется дигибридным?___________________________________

3.Какими по фенотипу были горошины 1-го поколения? _____________________________

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

2 группа

1. Каково соотношение разных по фенотипу горошин во 2-ом поколении?

Ж.г. - желтый гладкий горох; ж.м. - желтый морщинистый;

З.г. - зеленый гладкий горох; з.м. - зеленый морщинистый.

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?

3 группа

1. Какие типы мужских и женских гамет образовались при скрещивании гетерозиготных растений? Какие горошины образовались во 2-ом поколении?