Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению. Социально - психологическая готовность детей к школе как

Первый год в школе для ребенка достаточно сложный и переходный момент в жизни. Меняется его распорядок дня, уклад жизни, растет нагрузка и психологическая, и эмоциональная. Беззаботные игры сменяются ежедневными занятиями.

Современная действительность предъявляет жесткие и строгие требования к ребенку-первокласснику. Здесь очень важна правильная подготовка малыша к школе. Раньше считали, что дети должны получать знания и умения только с первого класса. Однако сейчас все стало сложнее. Современные школы набирают детей только после проведения с ними предварительного собеседования, а также тестирования. Они помогают учителям и психологам узнать способности и умения будущих первоклассников. Сейчас ребенок, поступая в школу обязательно должен уметь читать по слогам и писать, но печатными буквами. Уметь знать цифры и считать до десяти, иметь представления об окружающем мире. Также в школах проверяю логическое мышление ребенка, память и внимание. Прохождение тестирования становится стрессом для семьи. И конечно обязательно необходимо готовить к этому ребенка заранее.

Но это является только одной стороны. При поступлении ребенка в первый класс учитывается социальная, психологическая и коммуникативная готовность ребенка к учебному заведению. Усложняющиеся с каждым годом программы и школьное обучение меняет жизнь ребенка кардинально. Меняется самооценка ребенка и отношения как к взрослым, так и к сверстникам.

Первый год обучения требует от ребенка требуется напряженного умственного труда, сосредоточенная работа на уроках. Ребенок сталкивается с новыми детьми и взрослыми. Ему необходимо установить контакты с одноклассниками, учителем, выполнять требования дисциплины. Опыт показывает, к этому готовые не все дети. Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, поскольку ребенок вначале не может сразу адаптироваться к школьному режиму, школьным нормам поведения и брать на себя школьные обязанности.

Социальная готовность ребенка к школе включает в себя готовность к совсем другому общению, другому отношению к себе, окружающему миру. Если ребенок перед приходом в школу не посещал детский сад и его общение сводилось только к общению с родителями он, конечно же, не будет знаком с правилами общения со сверстниками. Такой ребенок может сразу же стать изгоем в классе. Здесь задача социального развития заключается в формирование коммуникативных навыков посредством игры, учебы, бытовых ситуаций.

Ребенок в первую очередь должен понять, что он больше не сможет следовать только по своему желанию. Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других и воздержаться от собственных мыслей. Очень важно приучить ребенка слушать, а также выслушать до конца. Социальная готовность к школе заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться друг с другом.

Жизнь класса не проходит без конфликтов. Здесь очень важно научить детей решать эти конфликтные ситуации. Учить их разговаривать друг с другом, совместно искать пути их решения и др.

Формирование у ребенка принятия позиции школьника считается психологической подготовкой к школе. Психологическая готовность к школе в свою очередь обязывает занять особое положение в обществе. Такая готовность выражается в особом отношении ребенка, во-первых, к школе, затем к учителю и учебе, к сверстникам, родителям и близким, а также к себе. Особое отношение к учебному заведению включает в себя следование правилам школьного режима, то есть вовремя приходить на занятия, тщательно выполнять все школьные задания и домашнюю работу. Правильно воспринимать урок, истинный смысл действий преподавателя, его профессиональную роль.

Психологи выделяют следующие типы психологической готовности малыша к школе — это личностная готовность и интеллектуальная. В интеллектуальном плане будущий школьник должен быть подготовлен к изменению социальной позиции, иметь определенный уровень интересов, а также желание учиться. Ребенок может с огромной радостью посещать школу, но это не будет означать, что у него появилось желание учиться. Необходимо научить ребенка таким навыкам и умениям, как доводить дело до логического конца, преодолевать различные трудности.

Очень важны для школы и такие аналитические навыки, как умение обобщать, анализировать и делать выводы, сравнивать, сопоставлять. Нужно приучать ребенка к анализу. Например, прочитав книгу он должен попытаться ее пересказать своими словами. Для будущего первоклассника очень важны такие качества, как внимание, память, любознательность, сосредоточенность, усидчивость, умение регулировать поведение и др.

Достаточно важной предпосылкой готовности детей считается коммуникативная готовность ребенка к школе, то есть способность ученика общаться с учителем на осознанном уровне.

Первые задатки поведения ребенок получает в семье. Ведь именно родители учат детей искусству общения. Ведь взрослые могут научить детей общению на собственном примере. Например, если в семье принято в корректной форме просить о помощи, а также предлагать ее, то и ребенок будет демонстрировать это в соответствующих условиях. Он как бы впитывает в себя все это. Если взрослые часто рассказывают в семье о своих интересах и увлечениях, проблемах, а также внимательно выслушивают собеседника, то ребенок естественно научится этим навыкам, которые станут неотъемлемой частью индивидуального коммуникативного стиля ребенка.

Очень важным моментом считается и отношение в семье к ребенку. Если ему постоянно говорят, чтобы он не вмешивался тогда, когда говорят взрослые, то навряд ли ребенок будет в общении с учителем проявлять большую инициативу. Но должна быть исключена и такая крайность, когда ребенок постоянно перебивает взрослых, и не относится с уважением к родителям.

Несколько советов родителям, готовящимся отдать ребенка в школу. Очень важным является психологическая подготовка ребенка. Было бы правильно перед началом первого учебного года вместе с ребенком посетить будущую школу, показать ему, как и где проходят занятия, перемены, где находится буфет. Ребенок должен знать, что школа — это не только постоянные уроки, но еще и разнообразные веселые игры, новые друзья. Также психологи советуют родителям показать малышу свои школьные фотографии и рассказать ему увлекательные истории, связанные со школой.

Постоянное общение с ребенком поможет ему преодолеть стрессовые ситуации, которые появятся в первые дни обучения. Обязательно внушайте ребенку, что он всегда может положиться на взрослых, ему всегда будет оказана помощь и поддержка. Стоит отметить, что не будет лишним обратиться перед школой обратиться за помощью к соответствующим специалистам, если вдруг у ребенка имеются какие-либо хронические заболевания. Необходимо в первые месяцы, когда ребенок в школе, понаблюдать за ним. Возможно, он станет агрессивным, плаксивым и вспыльчивым. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то в этом должен помочь школьный психолог.

Подготовка к школе требует от родителей массу сил, нервов и времени. Желательно, чтобы ребенок не замечал всей этой суеты. Пусть поход в первый класс станет для ребенка естественным процессом, но не событием мирового масштаба. Также не стоит угрожать ребенку школой. Не стоит также пугать его наказанием, если он будет плохо учиться. Родителям нужно всегда помнить, что окончательные итоги в первом классе являются чаще всего не показателями успеваемости или неуспеваемости малыша, а результат родительской работы, проведенной по его подготовке к школе. Соблюдение режима, забота о его здоровье, психологический настрой ребенка, а также родительская любовь помогут вашему ребенку тогда, когда он пойдет в первый класс.

Важно помнить, что детям нужно будет привыкнуть к новому статусу, ведь у них теперь новый статус школьника, куда включены более строгие правила поведения, соблюдение новых требований, выполнение новых обязанностей. Учителям необходимо привыкнуть к новым детям, в их обязанности входит выстраивание отношений с каждым ребенком, и отношений между детьми, которое требует необходимого времени. Родителям же нужно изменить требования к ребенку, относится к ним по-взрослому. Быть готовыми, что детям быстро надоест школа, научиться выслушивать проблемы и справляться с ними. Родителя просто необходимо набраться терпения, никогда не спешить, не давать малышу таких заданий, которые превышают его интеллектуальный уровень.

Не нужно заставлять ребенка выполнять упражнения, если он устал. Важно постараться увеличивать длительность занятий постепенно с каждым разом и предоставить ребенку возможность заниматься любимым занятием. Необходимо избегать неодобрения, находить слова поддержки, хвалить ребенка, поощрять. Не стоит подчеркивать его слабости и сравнивать с другими детьми. Ребенок должен быть всегда уверен в своих силах. И самое главное, не нужно воспринимать как тяжелый труд занятия с ребенком. Необходимо всегда радоваться и получать удовольствие от общения с ним. Важно сохранять чувство юмора.

Конечно, на первый взгляд, все очень сложно. Однако родители должны помнить, что на эту подготовку выделяется целых семь лет. Фактически все семь лет он развивается и живет для того, чтобы пойти в школу, а школа в свою очередь считается специальной подготовкой к институту и взрослой жизни.

В заключении можно сказать, что важно верить в возможности своего ребенка и в себя. Ребенок очень быстро адаптируется к новым условиям. Главное, соблюдать терпение и понимание, правильно отреагировав на любую ситуацию.

Социальная готовность детей к обучению в школе

Лаврентьева М. В.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший школьный возраст через призму кризиса семи лет.

В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20-е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерные чередования стабильных и критических периодов.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

В переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что система применяемых к нему педагогических требований не соответствует новому уровню его развития и его новым потребностям. Иными словами, изменения педагогической системы не поспевают за стремительными изменениями личности ребенка. Чем значительнее этот разрыв, тем острее протекает кризис.

Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, как таковые, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Кризисов совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.

Психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психического развития ребенка заключаются в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меняется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание. Изменяются не только отдельные психические функции и процессы, но перестраивается и функциональная система сознания ребенка в целом. Появление в поведении ребенка симптомов кризиса свидетельствует о том, что он перешел на более высокую возрастную ступень.

Следовательно, кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов – это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а эти изменения (возрастные новообразования) остаются.

Кризис семи лет был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший школьный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения: паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям – это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об "утрате детской непосредственности". Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: "захотел - сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и может быть описано другой схемой: "захотел – осознал - сделал". Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т. д.

Следует заметить, что возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей седьмого года от младших детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе – большие, а в детском садике – только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие – то их обязанности, стать помощником в семье.

В последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже в 5,5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса.

Во-первых, изменения социально-экономических и культурных условий жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, следовательно, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Если еще недавно к шестилетке относились как к дошкольнику, то теперь на него смотрят как на будущего школьника. От шестилетнего ребенка требуют умения организовать свою деятельность, выполнять правила и нормы, более приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении. Его активно обучают знаниям и умениям школьного характера, сами занятия в детском саду нередко приобретают форму урока. Большинство учащихся первых классов к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни.

Во-вторых, многочисленные экспериментальные исследования показывают, что познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризиса семи лет на более ранние сроки.

В-третьих, старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом "вытягивания в длину". В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это тоже сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.

В результате изменения объективного положения шестилетних детей в системе общественных отношений и ускорения темпов психофизического развития нижняя граница кризиса сместилась на более ранний возраст. Следовательно, потребность в новой социальной позиции и новых видах деятельности теперь начинает формироваться у детей значительно раньше.

Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Дети 6-7- летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются некритичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы и хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1. опыт общения ребенка со взрослыми;

2. опыт общения со сверстниками;

3. индивидуальный опыт ребенка;

4. его умственное развитие.

Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

Сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;

Оценка его деятельности и поведения;

Формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

Побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т. д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной снижается детский эгоцентризм.

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве "сравнительного материала". Поведение и действия других детей (в сознании ребенка "таких же, как он") как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе "ребенок – физический мир предметов и явлений", когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе "ребенок – другие люди". При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является в конечном счете успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие ставят перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.

Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

В 6-7-летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т. п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии – способности анализировать себя и свою деятельность.

Новый уровень самосознания, возникающий на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является основой для формирования "внутренней социальной позиции" (Л.И. Божович). В широком смысле внутреннюю позицию личности можно определить как относительно устойчивое осознанное отношение к себе в системе человеческих отношений.

Осознание своего социального "Я" и формирование внутренней позиции является переломным пунктом в психическом развитии дошкольника. В 6-7-летнем возрасте ребенок впервые начинает осознавать расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Это выражается в стремлении к новому, более взрослому положению в жизни и новой общественно значимой деятельности, в частности в стремлении к социальной роли школьника и учению в школе. Появление в осознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст.

Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: "Хочу в школу!" Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Это новое (школьное) содержание занятий, новый (школьный) тип взаимоотношений со взрослым как учителем и сверстниками как одноклассниками. Такая положительная направленность ребенка на школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Оксана Марченко
Выступление на семинаре «Социальная готовность ребенка к обучению в школе»

Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все : и дети, и их родители, и отношение семьи к школе . Они говорят о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений.

Члены семьи все меньше времени проводят друг с другом

Дома люди в основном не беседуют друг с другом, смотрят телевизор и проводят время за компьютером

У многих родителей в связи с занятостью на работе и при наличии вредных привычек и зависимостей совсем не остается времени для детей

Часто учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные» как раньше. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, с трудом внимательно слушают других.

Эта проблема не только школы , но и дошкольных учреждений . Переукомплектованность групп, в особенности в старшем дошкольном возрасте , приводит к тому, что на занятии педагог вынужден больше времени уделять дисциплине, и приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге : им приходится работать все с большим количеством беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и «неуправляемыми» .

Еще одна из проблем - социальный заказ родителей . Акцентируя свое внимание на интеллектуальное подготовке детей к школе , родители иногда упускают из вида эмоциональную и социальную готовность , включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи .

Что же представляет собой социальная или личностная готовность к обучению в школе ?

Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения .

Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе . Необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса 7 лет.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник , но и уже не школьник . Давно замечено, что при переходе от дошкольного к щкольному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативная симптоматика кризиса проявляется в полной мере (негативизм, упрямство, строптивость и пр) . Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности : нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничание, вертлявость, клоунада. Выготский Л. С. отмечал это как «утрату детской непосредственности» Причина – разделение в сознании ребенка его внешней и внутренней позиции.

До 7 лет ребенок поступает в соответствии с актуальными для него в этот момент переживаниями. Желания и выражения этих желаний в поведении (то есть внутреннее и внешнее) представляет собой неразделимое целое : «захотел – сделал» .

Утрата непосредственности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого «интеллектуального компонента» , который вклинивается между переживаниями и действием. Поведение становится осознанным : «захотел – осознал – сделал» . Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих, свое отношение к ним и самому себе, свой опты, результаты собственной деятельности. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего «Я» , формирований внутренней социальной позиции .

Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей и тем, каковы его реальные возможности и желания. Ребенок стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни, выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально -значимой для него деятельности, в желании выполнять поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности.

Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе . Если ребенок прошел кризис до поступления в школу , обучение и адаптация будут более успешны. Кроме того, следует отметить, что кризис в наше время помолодел.

Социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта , осуществляемый в общении и деятельности.

Какие же приемы и средства должен применять педагог, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребенка- дошкольника ? Одним из основных понятий, используемых педагогами в процессе воспитания, является «Дисциплина» . Латинское значение этого понятия – обучение , воспитание. Таким, образом, дисциплина – это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация .

Цель дисциплины в гораздо большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе.

Мы в своей работе используем следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества.

1. Чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека;

2. Приводить в пример тех детей, которые делятся игрушками, сотрудничают, помогают и пр;

3. Рассказывать детям ситуации из вашей жизни, в которых содействие и помощь другим людям помогли решить сложную проблему;

4. Прочтите несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей и животных;

5. Поощряйте стремление детей договориться при возникающих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувства, вместо того, чтобы разрешать проблемы силой;

6. Привлекайте внимание к случаям нравственного поведения ребенка ;

7. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обращайте внимание на ребенка , который ведет себя хорошо;

8. Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с особенно желательной игрушкой;

9. Четко объясняйте последовательность действий в режимные моменты, подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правильного поведения за столом;

10. Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры (игровой материал, пространство в группе) ;

11. Вовлекайте менее популярных или изолированных детей в совместную деятельность;

12. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку (улыбка, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимика) .

Я бы выделила 2 компонента в социальном воспитании : интеллектуальный и коммуникативный.

Интеллектуальный : формирование достаточного объема знаний, обеспечивающих ориентировку в окружающем и социальную уверенность . Что мы для этого делаем? Прежде всего это создание материальной базы и методического обеспечения. Далее это организация работы по ознакомлению с окружающим (занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместные игры на прогулке, спектакли старших ребят для малышей)

Коммуникативный : коммуникация (от греч. Communucato) – делать общим, связываться, общаться. Коммуникативное умение – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. Формируется в результате социально -нравственного воспитания дошкольника ). Для этого мы используем различные методические пособия :

Азбука общения

Развитие социальной уверенности у дошкольника

Учим детей общаться

Развитие социальной уверенности (М. Безруких) . Мы использовали в работе несколько программ занятий. В частности это :

«Я и другие»

Цель : развитие умения воспринимать другого человека, эмоциональное усвоение детьми социального опыта , в основе которого эмоциональное переживание. При реализации данной программы занятий широко используются игры с ладошками, хороводные игры, игры, развивающие умение синхронно двигаться в паре, группе, подстраиваться под ритм движения сверстника; игры-диалоги, инсценировки; игры на взаимодействие («Солнышко» , «Ветерок приглашает погулять» - см. карточки);обрядовые русские игры («Ручеек» , «Веночек» см – карточки).

В результате занятий дети испытывают радость общения со сверстниками, интерес к ним, осознают свое единство с ними, умеют проявлять свое внимание и симпатию.

«Звездная страна» .

Цель : формирование у детей навыков сотрудничества.

Дети учатся навыкам совместной групповой деятельности – ориентироваться на поставленную перед группой задачу, вступать в контакт с другими детьми, объединяться с ними, проявлять к ним внимание; обсуждать, планировать совместные действия, договариваться, определять свой вклад в общее дело; взаимодействовать, согласовывать свои действия с действиями партнера, переживать групповой успех как свой собственный.

При реализации данной программы занятий мы использовали прием «превращения» детей в различных персонажей, например, в лесовичков, звездных человечков и пр. Широко используются игры, например игра «Гусеница» , в которую я предлагаю сейчас поиграть. (Проводится игра, см. карточку) Эта игра учит доверию. Успех продвижения в команде зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями других участников.

Новый эмоциональный опыт (переживание радости от общения со сверстниками, от перевоплощения в роли альтруистического характера) нейтрализует негативные эмоциональные проявления, формирует новые социальные побуждения и потребности, новые положительные качества и стремление к взаимодействию с другими.

Интерес представляет и следующая технология :

Римашевская. Технология развития навыков взаимодействия.

Мы в работе используем отдельные приемы : пиктограммы, говорящие куколки (проблемные ситуации взаимодействия предлагаются детям от лица любимых персонажей, мимическая гимнастика, азбука настроений и пр. Очень нравится детям прием «Волшебные очки» - передавая друг другу воображаемые волшебные очки, надевая которые можно увидеть много нового и интересного, назвать по имени, вспомнить как можно больше позитивных особенностей. Или «Ты самый-самый…» - передавая по кругу игрушку. Завершают предложение «Ты самый-самый…» (добрый, смелый, отзывчивый и пр)

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Личностная и психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Задание. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Что в школе интересного?

3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Задание. Проведите тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы

сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", то согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с

тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", то согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: "Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше".

Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Задание. Проведите тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: "Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие дети". В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности , связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему").

В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

Ребенок должен:

1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.

3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

Задание. Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом - рисовать, лепить, мастерить и т.д.

Наиболее эффективны занятия конструированием для совершенствования системы произвольной саморегуляции. Начать конструирование можно по образцу: например, ребенок должен воспроизвести из деталей реально построенный дом. Ребенок учится правильно выбирать необходимые детали блоков, соотносить их по размеру, форме и цвету.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему следует собрать самостоятельно по образцу.

Проведите наблюдение по плану:

1. Характер и последовательность строительства дома.

2. Соблюдается ли определенная последовательность сборки?

3. Удерживает ли заданную цель (предложенный образец)?

4. Выдержано ли соответствие постройки по размеру, цвету, форме блоков конструкции?

5. Как часто сверяет свои действия и их результат с эталоном?

По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание. Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования. В дальнейшем можно постепенно усложнять задание по конструированию: вместо образца рисунок, план, замысел и т.п.

Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант.

Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку. Он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Такою работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т.п.).

Задание. У ребенка должно быть произвольное (управляемое) поведение. Он должен уметь подчинять свое поведение воле, а не чувствам . Ему непросто следовать как чужой, так и своей воле. Проведите игры по развитию произвольности (управляемости) поведения.

а) Игра "Да и Нет не говорить"

Требуется подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? и т.д.

Изредка задавать вопросы, требующие утверждения либо отрицания.

- "Ты девочка?" и т.п.

Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: "черное", "белое" и др.

б) Режим и порядок

Изготовьте из ватмана полоску с желобком, куда вставьте кружечек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем.

Прикрепите полоску на видное место на стене. Объясните ребенку: сделал дело - передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца - получи приз, сюрприз, что-то приятное.

Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и др. Правило, последовательность действий благодаря внешним ориентирам из внешних превращается во внутреннее (умственное), в правило к самому себе.

В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).

в) Донесение

Пусть ребенок представит, что он разведчик и "пишет" зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель - "связной". Ребенок должен предметы зашифровать символами - значками, которые напомнят ему о предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.

МЕТОДИКА 1. (определение мотивов обучения)

Стоит провести этот тест с дошкольником, для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе и чего можно ожидать от него после 1-го сентября. Также, если возникают проблемы с уже первоклассниками, посредством этой методики можно понять истоки этих проблем.

Для 6-летних детей характерными являются следующие мотивы:

1. учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности (хочу все знать!)

2. социальный, основанный на социальной необходимости обучения (все учатся и я хочу! Это нужно для будущего)

3. «позиционный», стремление занять новое положение в отношениях с окружающими (я взрослый, я уже школьник!)

4. «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (мне мама сказала, что пора учиться, папа хочет чтобы я учился)

5. игровой мотив, неадекватный, перенесенный в школьную сферу (возможно ребенка отдали в школу слишком рано, стоит и можно было еще подождать)

6. мотив получения высокой отметки (обучение не ради знаний, а ради оценки)

Сядьте вместе с ребенком, чтобы вас ничто не отвлекало. Прочитайте ему инструкцию. После прочтения каждого абзаца, покажите ребенку рисунок, соответствующий содержанию.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ

Мальчики или Девочки (говорите о детях того же пола, какого ваш ребенок) разговаривали про школу.

1. Внешний мотив.

Первый мальчик сказал: « Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил», покажите или выложите рисунок 1.

2. Учебный мотив.

Второй мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки, даже если бы не было школы, я бы все равно учился», покажите или выложите рисунок 2.

3. Игровой мотив.

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми весело играть.», покажите или выложите рисунок 3.

4. Позиционный мотив.

Четвертый мальчик сказал « Я хожу в школу, потому что хочу быть большим, когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а раньше я был маленьким», покажите или выложите рисунок 4.

5. Социальный мотив.

Пятый мальчик сказал: я ходу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься, можешь стать кем захочешь», покажите или выложите рисунок 5.

6. Мотив получения высокой отметки.

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки», покажите или выложите рисунок 6.

После прочтения рассказа, задайте ребенку следующие вопросы:

Кто из ребят, по-твоему, прав? Почему?

С кем бы из них ты хотел бы поиграть? Почему?

С кем бы ты из них хотел бы вместе учиться? Почему?

Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание ответа поступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

После выбора и ответов ребенка на вопросы, попробуйте проанализировать ответы, и понять его мотивы обучения. Это поможет вам лучше узнать ребенка, помочь ему в чем-то, или понять, нужна ли консультация психолога относительно настоящей или будущей учебы в школе. Не пугайтесь, психолог – это не врач, это человек, который помогает людям, детям и им родителям правильно построить свои отношения и отношение к какой-либо проблемной сфере жизни.

Например, ребенок, отвечая на вопросы, выбирает одну и ту же карточку с мальчиком или девочкой. Например, ребенок выбирает карточку 5 (социальный мотив) отвечая на все вопросы. То есть он считает, что ребенок, который учится для того, чтобы много знать, чтобы впоследствии стать кем-то в жизни, много зарабатывать, прав. Он бы хотел с ним же и играть, и учиться. Скорей всего ребенком в обучении двигает именно социальный мотив.

Если же ребенок выбирает, например, правым ребенка с внешним мотивом (1), играть бы хотел с ребенком с игровым мотивом, а учиться с ребенком с мотивацией к высокой оценкой, то скорей всего, ваш ребенок не готов идти в школу. Он воспринимает школу как то место, куда его водят родители, но интереса к учебе у него нет. Он хотел бы играть, а не ходить в то место, которое ему неинтересно. А если все-таки ему приходится или придется идти в школу, по желанию матери или отца, то он хочет, чтобы его там замечали и ставили хорошие оценки. В таком случае, стоит больше уделить внимания ребенку, может быть вместе заняться чем-нибудь, изучить что-нибудь (английский язык, породы собак, кошек, окружающую природу и т.п). Показать, что учеба это не прихоть родителя, а очень интересный, нужный, познавательный процесс. Чтобы ребенок в будущем не ждал всегда отличной оценки, хвалите его только в тех случаях, когда он действительно заслуживает похвалы. Пусть ребенок поймет, что хорошую оценку можно получить только за хорошие знания.

Поступление в школу - переломный момент в жизни родителей и ребёнка. На смену игре как основному занятию приходит стремление запастись багажом знаний. Многие мамочки будущих первоклассников с трепетом узнают, что психологическая готовность ребёнка к школе - это неумение прилично читать и писать. Более того, некоторые программы обучения в начальной школе могут давать преимущества детям, не умеющим читать. Например, многие программы серии РО - развивающее обучение. Как же узнать, готов ли малыш к перипетиям школьной жизни?

Дело в том, что психологическая готовность - широкое понятие, включающее в себя множество аспектов. И для классификации требуемых умений и навыков специалистами выделены особые пункты готовности:

  • интеллектуальная готовность;
  • социально–личностная готовность;
  • эмоционально–волевая готовность;
  • мотивационная готовность.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе

  1. Словарный запас - это уже не главный показатель интеллектуального развития ребёнка. Сейчас этот миф развенчан и при приёме в школу проверяют три основных пункта: мышление, память, внимание. Это три кита, на которых выстраивается база определения интеллектуальной готовности.
  2. При оценке мышления обычно задаются вопросы на общую эрудицию. Как минимум ребёнок должен уметь рассказать о себе основную информацию (полное имя, адрес месте жительства, имя мамы и т.д.). Также проверяется умение обобщать - объединять предметы по определённому признаку, и классифицировать - разделять предметы по общему признаку. Образное и словесно-логическое мышление традиционно проверяется по заданию «составь цельный рассказ по отдельным картинкам».
  3. Память. Бывает долговременная и кратковременная память. Психологи настаивают, что у кратковременной памяти средний показатель - семь единиц, плюс-минус три. То есть если произнести десять слов и попросить ребёнка воспроизвести как можно больше из них, то семь слов - это норма. Десять слов - идеальный показатель. Четыре - на крайней границе нормы.
  4. Умение сосредоточиться на словах учителя, не отвлекаясь на посторонние вещи - это едва ли не главная задача хорошего ученика. Специалисты называют это произвольным вниманием. Его проверяют таким образом. Называют пары слов и просят назвать то, которое было длиннее. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, то у него на достаточном уровне развито произвольное внимание. Если же он постоянно переспрашивает, то данная способность нуждается в корректировке.

Также психологическая готовность ребёнка к школе зависит от качества восприятия, развитости воображения и речи.

К восприятию относятся слух, зрение. обычно подвергается только косвенной проверке. Например, в таком популярном тесте, как рисунок несуществующего животного. Речь её насыщенность также оценивается косвенно, при общении.

Социально–личностная готовность ребёнка к школе

Социально–личностная составляющая включает волевой компонент.

Воля ребёнка - важный аспект школьного общения. Он должен трудиться для достижения поставленной учителем цели. Для этого ему понадобится управлять своим поведением, тормозить некоторые спонтанные реакции волевым усилием. В школе нельзя отвечать на поставленный вопрос сразу, надо поднять руку и подождать, пока тебя спросят. С позиции взрослого это мелочь, но для младшего школьника это становится серьёзным испытанием.

Волевые процессы помогают довести дело до конца, не бросать дело на половине пути.

При поступлении в школу необязательно иметь полностью сформированные волевые процессы. На первых порах учитель будет помогать ребёнку контролировать своё поведение речью. Затем речь будет являться связующим звеном. Ребёнок сам будет управлять своими волевыми процессами с помощью речи. Немного позже речь станет внутренней.

Чтобы проверить, насколько развиты волевые качества у вашего ребёнка, достаточно за ним понаблюдать. Доводит ли он до конца начатое дело? Умеет ли организовать пространство для работы? Бросает ли игру, если потерпел поражение? Возможно, на первых порах ему потребуется помощь, но со временем необходимо больше места отводить под самостоятельные действия ребёнка. нужно уделять особое внимание.

В целом социально-личностная готовность определяется:

  • положительным отношением ребёнка к самому себе;
  • дружелюбное отношение к окружающим людям;
  • настрой на изучение окружающего мира;
  • коммуникативной компетентности;
  • социальной компетентности детей.

Главный показатель, по которому стоит ориентироваться в этом аспекте - это готовность самого ребёнка к принятию новой позиции в обществе. Позиция школьника выражается определённым отношением ребёнка к учёбе, к другим детям, учителям, родителям, к самому себе. Если ваш ребёнок начал играть в школу с познавательными мотивами (узнать, что внутри, как устроено, почему двигается), значит, он по социально–личностной составляющей готов к школьному обучению. Также одним из показателей будет являться вступление ребёнка в стадию кризиса семи лет.

Особенности мотивационной готовности ребёнка к школе

Мотивация поступления в школу у первоклассников встречается самая разная. Если ребёнок хочет в школу, потому что там не надо спать днём или потому что ему купили красивый портфель, то это - неправильные установки. В конечном итоге такой ученик разочаруется в том, что ему предлагали и учёба резко пойдёт на спад. А все из-за того, что вовремя никто не поинтересовался, что именно было для малыша привлекательного в школе. Обычно к семи годам формируется устойчивый интерес к познаванию окружающего мира. Приобретение новых знаний - вот какая мотивационная основа будет залогом успешной школьной жизни. По крайней мере, в начальной школе.

В целом к поступающим в первый класс детям не предъявляется непосильных требований. Все вполне выполнимо. Если ребёнок не был педагогически запущен, имеет хорошее здоровье и благоприятную семейную атмосферу, то с большой долей вероятности можно утверждать, что к семи - восьми годам он вполне готов к школьному обучению. Другой вопрос, что родители дошкольника иногда чересчур заботятся о его судьбе и всячески стараются смягчить жизненный путь ребёнка. Отпустить чадо бывает трудно, но это необходимо для благополучия всей семьи.

Поступление в первый класс - это огромный стресс. Растерянность, тревога и беспокойство при этом - нормальные чувства. Поддерживая друг друга и не забывая обращаться за помощью к специалистам, семья вполне способна перешагнуть этот новый рубеж на пути к взрослой жизни своего малыша.

Видео сюжет для родителей о психологической готовности ребёнка к школе: