План по самообразованию воспитателя. Тема: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через экспериментирование»

Елена Хавшабо
План по самообразованию «Исследовательская деятельность детей средней группы»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема : «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ».

воспитатель :

Хавшабо Елена Ивановна

г. Майкоп

Тема : «Исследовательская деятельность у детей средней группы »

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников , протекающая в форме экспериментальных действий.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности , способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач :

Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;

Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей инициативы , сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности .

Форма работы с детьми : групповая .

Методы и приемы работы с детьми : практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога :

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов , конспектов образовательной деятельности по теме ;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе ;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Знакомство с передовым педагогическим опытом;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

Активное участие в работе методического объединения района;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию . Предполагаемый результат работы над темой самообразования .

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются : основы педагогического мастерства :

Умение анализировать научно-методическую литературу;

Умение применять полученные знания на практике;

Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся : самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы :

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры , центры игровой деятельности и пр .).

2. Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми .

4. Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы :

«Организация детского экспериментирования.»

«Научите ребенка любить природу» .

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки :

-«Правила поведения в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Добрые дела»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему : «Лаборатория-волшебника» .

Анкета для родителей :

Цель : выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей .

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации :

«Развитие исследовательской деятельности у детей средней группы »;

«Требования к проведению наблюдений» .

Открытый показ НОД «Удивительное рядом» .

Анкета для педагогов :

Цель : изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

План реализации сроки Форма работы Содержание

Подготовительный. 1. Изучение проблемы в научно-методической работе.

2. Создание предметно- развивающей среды .

Сентябрь- октябрь

Использование методики «Выбор деятельности » Л. Н. Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. 1. Изучение места детского экспериментирования.

2. Создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.

Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители) . Ноябрь 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.

Основной.

Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) Ноябрь - апрель Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности

детей средней группы Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный. Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ) Май- июнь «Круглый стол»

«Шаг за шагом»

«Хочу всё знать»

«Эти удивительные камни»

«Мое дерево» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Создание «копилки опытов и экспериментов» .

Папка-передвижка для родителей и детей .

(поиск интересной информации о явлениях природы) .

Создание мини-музея камней

Создание коллекции гербария.

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки» . В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике» , изготовлены дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

1. безопасность для жизни и здоровья детей ;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям :

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

Активности, стимулируемой взрослым.

Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания .

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности , умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе ;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности .

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем , первооткрывателем.

Список литературы :

1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес : - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.

3. Организация деятельности детей на прогулке . Средняя группа/авт . -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 330 с.

4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

7. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность » изд. «Детство-пресс» , 2007г.

8. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 4 «Теремок» города Новопавловска План работы по самообразованию по теме: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытноэкспериментальной и исследовательской». Разработала воспитатель Сухоплещенко Анастасия Анатольевна 2014 г.

2 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Л.С. Выготский. Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка - дошкольника одним из ведущих видов: Деятельность экспериментирования всё больше пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию опытно-экспериментальной и исследовательской развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в опытно-экспериментальной и исследовательской дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Этапы работ по самообразованию: 1 этап информационно - аналитический (г г.) 2 этап практический (г г.) 3 этап обобщающий: представление опыта работы по теме (г г.) Цель самообразования: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

3 Задачи: - Сформировать личный практический опыт по организации опытноэкспериментальной и исследовательской с детьми дошкольного возраста. - Создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской детей в группе. - Развить устойчивый познавательный интерес дошкольников в поисковоисследовательской - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Формировать представления у детей о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. - Поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира. Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ. Три уровня овладения детьми навыками экспериментирования: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем. педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент. постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. План работы 1 этап информационно-аналитический (г г.) Содержание работы Период. Результат. Изучение нормативноправовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий. Декабрь 2014 года Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы. Изучение передового педагогического опыта по организации опытноэкспериментальной и Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта

4 исследовательской дошкольников (интернет-ресурсы). Посещение открытых показов организации НОД педагогов ДОУ, наставников Посещение районных методических объединений воспитателей ДОУ. Изготовление пособий. Оформление дидактических игр. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Оформление папкипередвижки «Экспериментальная деятельность детей». Изготовление буклета «Познавательноисследовательская деятельность» Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой и пр.) Разработка перспективного планирования опытноэкспериментальной с детьми. Сентябрь по данному направлению Повышение уровня профессионального мастерства в организации воспитательнообразовательного процесса в ДОУ Дидактический и наглядный материал Выставка дидактических игр Обобщение опыта детей средней группы в экспериментальной. Исследовательская деятельность детей в течение года. Интерес детей к исследовательской. Организация работы по опытно - экспериментальной и исследовательской с дошкольниками

5 План работы 2 этап- практический (г г.) Деятельность. Период. Результат. Работа с родителями: Анкетирование родителей на тему: «Организация поисковоисследовательской дошкольников дома» Консультации:«Игры с водой и песком. Это интересно!», «Значение экспериментальной для детей», «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем». Семинар-практикум: Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста». Фотовыставка: «Мы экспериментируем». Совместная опытно экспериментальная деятельность «Найди бусинку» Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» Пополнение уголка детского экспериментирования. Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок» Оформление наглядной информации в В течении года. Формирование у родителей представлений о познавательном развитии детей посредством опытноэкспериментальной и исследовательской

6 родительском уголке: «Опыты с водой и бумагой». Опытноэкспериментальная деятельность с детьми: НОД по таким темам: "Какой вода имеет цвет?", "Песочные часы", "Где можно найти воздух" и т.д. Наблюдения на прогулке: "Какие бывают камни", «Зачем деревьям свет», «Где появляются первые проталинки?» и т.д. Опыты на прогулке: "Нужен ли растениям зимой снег", "Как согреть руки","свет вокруг нас" и т.д. Выступление на семинаре по теме: «Познавательноисследовательская деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей Эксперименты с живой и не живой природой. Исследовательский опыт год Преставление опыта работы, обмен опытом Проект «Радуга открытий» В течении года Оформление и презентация проекта. Вступление на педагогическом совете по теме: «Особенности организации познавательноисследовательской в среднем дошкольном возрасте» г. Обмен опытом Проведение открытого г. Обмен опытом

7 просмотра НОД по познавательно - экспериментальной на тему: «Мывоздухоисследователи». Открытая прогулка с экспериментальной деятельностью: Тема: «В гости к солнышку». Мастер-класс для педагогов ДОУ «Лэпбук, как средство развития познавательноисследовательской дошкольников» Тема: «Мой край» Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательноисследовательской». (РМО воспитателей ДОУ) Участие во Всероссийском фестивале педагогических проектов «Шаг в будущее» г. Практический выход проект по теме: «Радуга открытий» г. Обмен опытом г. Обмен опытом г. Диплом Участие в подготовке воспитанников к районной интеллектуальной миниолимпиаде «Знай-ка» Март-апрель Вручение медалей, дипломов воспитанникам.

8 План работы 3 этап обобщающий (представление опыта работы) (г г.) Содержание работы Период Результат Участие в районном этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2017» Письменный отчёт о проделанной работе с методическими материалами в портфолио. Обобщение педагогического опыта (создание личной страницы на сайте ДОУ) Февраль апрель май Диплом Материал для аттестации Материал для аттестации Литература: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г. Н.В.Исакова/ Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет./ Волгоград: «Учитель» 2009г. Санкина Л.К./ Нетрадиционные техники рисования в детском саду./ М.: «Скрипторий» 2013г. Давыдова Г.Н./ Организация детей на прогулке /издательство «учитель» 2013г.Т.Г.Кобзева/ Интернет ресурсы по теме: «экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы». Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание 2, 2000 г.

9 Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. Волгоград: Учитель, 2009.


«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Демушкиной Светланы Александровны Воспитатель I кв.

Примерный план взаимодействия с родителями по На группах раннего возраста Время октябрь тема С какими материалами для мы будем работать в течении Привлечение к созданию познавательноразвивающей среды в

«Организация работы по экспериментированию в ДОУ» Поисково исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование, как

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей Шестакова Светлана Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

Согласовано: Утверждаю: зам. зав. по УВР заведующий Стонт С.В. МБДОУ 303 Цыганкова О.С. план работы по самообразованию на 2017 2018 учебный год Тема: «Создание условий для развития познавательных способностей

Цель. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Задачи на 2015 2016 учебный год 1. Проектный метод как ресурс развития дошкольников в условиях реализации

Информационно - аналитический отчет об исполнении функций наставника музыкальным руководителем Горюновой Е.В. МБДОУ «Родничок» с.быков Педагогическое наставничество предусматривает систематическую индивидуальную

План работы старшего воспитателя на 2014 2015 учебный год Срок проведения Сентябрь Содержание методической работы 1. Установочный педсовет. 2. Консультация: «Планирование воспитательно образовательного

Методическое объединение вторых младших и средних групп. Руководитель методического объединения Козырева Лидия Ивановна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад

Цель методической работы: Развитие педагогического потенциала, повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ через систему организационных мер по развитию передового и инновационного педагогического

Инновационные подходы в организации экспериментальноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Л. В. Титова Е. В. Андреева Е. В. Попова Инновационная деятельность в дошкольном учреждении

Инновационный педагогический опыт Аношкиной Елены Анатольевны, воспитателя МДОУ «Детский сад 79 комбинированного вида» «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

Образовательная область «Познавательное развитие» (в соответствии с ФГОС ДО) Погольская Елена Ивановна, старший воспитатель ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада 37 Приморского района Санкт-Петербурга

Анализ методической деятельности по реализации годовых задач в 2013-14 уч.г. Подготовила: Краснова Г.В., старший воспитатель МДОАУ 145 Июнь, 2014 Программно-методическое обеспечение: Детский сад комбинированного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

План работы старшего воспитателя ГБДОУ детского сада Центрального района Санкт-Петербурга «Радуга» на 2016 2017 учебный год Содержание методической работы Недели месяца 1 2 3 4 1 2 3 4 5 СЕНТЯБРЬ 1.Проведение

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ СОШ 2035 ДО Проект «Такая разная вода». Разработчики: Воспитатели группы 10СП Агагулян Н. Ф. Виноградова А.Ю. г.москва.

ПРИНЯТ на педагогическом совете ПРОТОКОЛ 1 от «25» 08 2016г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ д/с «Теремок» О. А. Цыганова 2016 г. ГОДОВОЙ ПЛАН работы МБДОУ детский сад «Теремок» на 2016 2017 учебный год п. Лев

ПОЛОЖЕНИЕ о самообразовании педагогических кадров муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 31» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано

План мероприятий в рамках Года экологии (2017) в МБДОУ детском саду «Ладушка» п/п Дата Мероприятия проведения 1. Работа с педагогами Ответственные 1.1 Оформление выставки методической литературы и пособий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«детский сад «Родничок» с. Быков Долинского района Сахалинской области Справка образовательного учреждения об исполнении функций наставника воспитателем

Анализ работы методического объединения воспитателей за 2014-2015 учебный год В прошедшем учебном году МО воспитателей работало по теме: «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение

Алгоритм организации экспериментирования в ДОУ. Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ 2» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Климахиной Татьяны Владимировны ТЕМА: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного

Отчёт о проделанной работе «Школы молодого педагога» за 2014-2015 учебный год Составила воспитатель Парахина Г.А. В детском саду ведется непрерывная работа с молодыми педагогами. Работа осуществляется

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» ПЛАН по самообразованию старшего воспитателя Пуртиной Татьяны Владимировны на 2015-2016 учебный

МАДОУ «ДС 62 г. Челябинска» Проект для детей 5-7 лет Тема: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» Автор проекта: Шешукова Н.М., воспитатель высшей квалификационной категории 2015-2016 учебный год Тип

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 24» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» ГРУППЫ 2 МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ Выполнили: Воспитатели 1 младшей группы Андреева Ю.А. Батюнина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 23 Экологический проект на тему «Мы юные исследователи» Подготовили: Ефимова С.В. Кортукова Н.О. Одинцово, 2017 Полное название проекта: «Мы

Индивидуальная образовательная траектория педагога Пиримовой Салихат Гаджирамазановны «Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присуще чувство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад «Сказка» / Е.Н. Шамаева «03» Августа 2015г План методической

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Теремок» УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ детского сада 1 «Теремок» Л.И.Речкина 01.09.2015 ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ Смирнова Людмила

МБДОУ Д/С 16 План самообразования воспитателя на тему: «Использование нетрадиционной техники рисования, средств экопластики в развитии художественного вкуса и творческих способностей у детей с ОВЗ в соответствии

План работы «Школы молодого педагога ДОУ» на 2016-2017 учебный год. Месяц Сентябрь Октябрь Мероприятия Консультационный пункт «Педагогическая гостиная»: 1. Перспективы изменений в профессиональной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Белина Елена Алексеевна воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад 14 «Оляпка» г. Соликамск, Пермский край ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Заседание клуба молодых педагогов Тема: Кадровое обеспечение реализации образовательной программы: Самообразование педагога. Самообразование это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ МБДОУ д/с 71 НА 2015-2016уч.г Старший воспитатель Костина Татьяна Ивановна Годовые задачи: 1 Развивать познавательную активность детей в игровой деятельности, как ведущей в дошкольном

Комитет по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края План работы муниципального методического объединения педагогов дошкольных образовательных учреждений Петропавловского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 3 Барабинского района Новосибирской области Выступление на РМО старших воспитателей ДОУ «Формы работы с молодыми

Экологический проект «Дерево моего ребенка» Белова Марина Владимировна зам.зав.по ВМР МБДОУ «ДСОВ 16» Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования нового экологического

Месяц Годовой план работы с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный период группа младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Домовенок» воспитатели: И.В. Горбунова Т.Н. Ичеткина Направление и формы

Информационная карта проекта. Полное название педагогического проекта: «Сказка в гости к нам пришла». Автор проекта: Ларина Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад 69 комбинированного вида. Продолжительность

П л а н Воспитательно-образовательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 51 «Родничок» г. Находки. I. Цель и задачи на 2016 2017 учебный год. В основу

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ - КРЫШКИНЫ» Название проекта: «Экологический десант - крышкины» Тип проекта: познавательно - исследовательский Продолжительность: краткосрочный проект Участники: 10

Принято на Педагогическом совете Утверждено приказом 198/ОД от «30» сентября 2015 г. 1 от «30» сентября 2015 г. Согласовано на заседании родительского комитета от «30» сентября 2015 г. 1 Положение об организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ТЕРЕМОК» Г. ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Проект «Безопасность на прогулке в зимнее время года» (для детей

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 22 «РОМАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГОРОДА НОВОТРОИЦКА

Анализ деятельности методического объединения воспитателей средних групп ДОУ 2016-2017 учебный год Руководитель МО: Давыдова И. А. /старший воспитатель «Детский сад 17» 1. Число членов МО: Первое МО -

Утверждаю заведующий МБДОУ «Детский сад с. Алексеевка» О.В.Мякишева План методической работы МБДОУ«Детский сад с.алексеевка» на 2016-2017 уч.год Цель работы: формирование у педагогов умения квалифицированно

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 Калининского района Санкт-Петербурга УТВЕРЖДАЮ ГБДОУ д/с 83 Е.А.Смирнова «28» февраля 2014 года ПЛАН РАБОТЫ на МАРТ 2014 года

Проект «Хочу всё знать!» Вторая младшая группа «Капелька» г. Волжский 2016 год Подготовили воспитатели: Вершинина Г.Н. Колодяжная М.А. Цель проекта: Развивать интересдетей младшего дошкольного возрастак

Годовой план работы педагога дополнительного образования Мальцевой М.С. на 2015 2016 учебный год Годовой план работы педагога дополнительного образования составлен с учетом всех направлений деятельности.

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение (частное учреждение) Детский сад «Золушка» ПОРТФОЛИО Воспитателя НДОУ (ЧУ) Детский сад «Золушка» Ботт Любовь Алексеевна Бийск, 2014 г. Ботт Любовь

Выступление на РМО по теме «Инновационная площадка» Тема выступления «Формирование проектной культуры участников Слайд 1 образовательного процесса в ДОУ» На базе нашего МДОБУ «Агалатовский ДСКВ 1» была

УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад 22» 30 от 31.08.2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ПРИНЯТ решением Педагогического совета протокол 1 от 30. 08. 2017 г. г. Гатчина Цель: создание благоприятных

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы МБДОУ детский сад 17) Еремина Г.Н., заведующая Бородина О.Ю., старший воспитатель Гринева Л.Г., воспитатель МБДОУ детский сад 17, г. Ливны Сенсорное

Анализ работы методического объединения воспитателей ДОУ Велижского района за 2015-2016 учебный год Руководитель: Васильева Т.И. 2016 г. Работа районного методического объединения воспитателей ДОУ в 2015-2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 100 г. ЧЕЛЯБИНСКА 454021, г. Челябинск, улица Аношкина, 8-а, тел.: 724-06-41 ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ Новикова Елена Валерьевна Фамилия

Анализ работы экспериментальной площадки МБДОУ 56 за 2015-2016учебный год. В текущем году была выдвинута тема года: Обобщение результатов работы по проблеме развития речи детей в процессе ознакомления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 12 городского округа Самара. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

План работы районного методического объединения воспитателей МКУ «Управление образования Администрации Таштагольского муниципального района» На 2014-2015 учебный год Руководитель объединения - Коробова

Годовой план МБДОУ «Детский сад 142» на 2013 2014 учебный год УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад 142» С.Н.Тихонова СЕНТЯБРЬ Разделы плана Форма работы Исполнитель Коррекция 1.Установочный педсовет

Семинар - практикум «Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС» Цель: Систематизировать знания воспитателей об организации дополнительного образования

Краевая Наталья Валерьевна Воспитатель МБДОУ д/с 1 пгт. Никель «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА» Проблема активизации познавательной деятельности

Галина Ирина
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»

План работы по самообразованию

воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны

2016 – 2017 г. г.

Тема : «Экспериментирование , как

Актуальность темы : Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно -исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно -исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы .

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития .

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

-развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

Предполагаемый результат :

Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности .

Формирование умений у детей : анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Этапы работы

1 Теоретический план .

1. Изучение методической литературы по данной проблеме :

Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 5-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2009.

2. Поиск материала в интернете

В течении года

3 Практическое решение проблем .

1. Изучение литературы об экспериментировании , как средстве развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста.

2. Составление перспективного плана работы .

3. Разработать систему занятий по данной теме.

4. Организация занятий и мероприятий по плану .

Оценочный этап.

Анализ работы по теме самообразования .

Сентябрь

Октябрь – Ноябрь

В течении года

Выводы : данная работа построена так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности , умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире

Перспектива : сформировать у детей познавательную активность , поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Перспективный план работы

Тема : «Экспериментирование , как средство развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста»

(2016/2017) 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

2. Проведение мероприятий по плану

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях ».

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно -исследовательской деятельности».

Оформление картотеки экспериментов

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь-октябрь 2016г.

Ноябрь-декабрь 2016г.

Январь 2017г.

Февраль 2017г.

Март 2017г.

Апрель 2017г.

План НОД по теме самообразования (старшая группа)

№ НОД Дата

1 НОД «Учимся показывать фокусы» 17.10.2016.

2 Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» 19.12.2016г.

3 НОД «Этот удивительный воздушный шарик»

4 НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» 24.03.2015г.

5 НОД по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (творчество воспитанников)

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

«Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры - как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2014-2015 учебный год

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии 1503 г. Москва (СП детский сад 1964)
Описание материала:
В течение учебного года 2014-2015 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год. Отчет по самообразованию будет полезен педагогам дошкольных организаций. Надеюсь, что данная тема заинтересует многих педагогов, а также родителей.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Содержание:
Детское экспериментирование должно строиться самим ребёнком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребёнка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они бы сами могли всё новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом (у нас имеется детский микроскоп, который подарили нашим детям родители).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствие посещаем НЛО (научную лабораторию открытий) , оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в здании ДОО.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НООД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На сайте ПЕДКОПИЛКА мной выложены эксперименты с водой, проводимые с моими детьми в этом году. Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на текущий год. В структуру детского экспериментирования входят:
1.Постановка проблемы, которую следует решить.
2.Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме « Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года: «Украшение участка к новогоднему празднику» - где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками;

«Наши зубки» - где проводились эксперименты с воздушными шарами и мы с детьми наблюдали за ростом зубов;


«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.




Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование»:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.

План работы по самообразованию на 2015 - 2016 уч. год

Воспитатель ИМАМИЕВА А.М. группы № 3 МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Литература :

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».

8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.

9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.

11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.

12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.

14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Форма работы

выполнения

Участники

(дети, родители, педагоги)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме.

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме.

3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи».

5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь –

родители-

педагоги-

Консультация для родителей

«Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми»

Оформление информационных материалов по теме.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

Анализ изученной литературы.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете.

2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы:

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе.

6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня.

Октябрь –

педагоги-

родители-

Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».

Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение.

Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

- Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Экологический проект «Моё дерево»

Проект «Хочу всё знать!»

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4. Диагностика

5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

родители, дети-

педагоги-

Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».

Фотовыставка «Юные исследователи».

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Доклад на педагогическом совете детского сада.

Проведение открытой ООД (коллективный просмотр)

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выступление на семинаре-практикуме.

1.Продолжить работу с детьми по теме.

2.Корректировка планов.

3.Работа с литературой

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.