Понятие трудовой занятости и ее обеспечение. Коллективный договор можно заключить

Экономика Российской Федерации все больше и больше принимает рыночный характер, что оказывает воздействие и на социальную сферу. В жестких условиях плановой экономики не было возможности развиваться специфическим формам трудовых отношений. Рыночные реформы исправили это положение, позволив выделить новые формы и виды трудоустройства. Благодаря этому рынок занятости стал более оптимизированным. Государственный сектор имеет достаточную популярность среди населения. Частный, хоть и занимает определенную нишу на рынке, однако не в том объеме, чтобы подавлять государственный. В данном материале будут описаны понятие и виды трудоустройства.

Что включается в понятие трудоустройство?

Множество определений описывает понятие «рациональное трудоустройство». Виды представляют собой абсолютно непохожие определения. Но в широком смысле суть заключается в комплексе определенных мероприятий, которые имеют различный характер. Это действия, связанные с организацией, финансами и правом. Все они направлены на то, чтобы обеспечить жителей государства работой.

Все виды трудоустройства в России представляют собой лишь разрешенные законом формы деятельности. Сюда входят также и такие виды, которые характеризуются индивидуальным обеспечением. Это, например, частное предпринимательство или фермерское хозяйство. Также виды трудоустройства - это такие формы деятельности, которые можно осуществлять благодаря имеющейся лицензии от государственных органов или частных организаций.

Что подразумевает собой понятие занятость?

Занятость - это деятельность человека, цель которой заключается в удовлетворении личных потребностей (преимущественно материальных), то есть получении дохода. Эти действия должны соответствовать государственным нормативно-правовым актам. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на то, чтобы распоряжаться рабочими ресурсами и творческим потенциалом по собственному усмотрению. Именно выполнение таких требований необходимо для того, чтобы охарактеризовать рациональное трудоустройство. Виды занятости, вне зависимости от своих особенностей, не подразумевают под собой никаких принудительных мер. Конституция Российской Федерации говорит о том, что реализация права на труд должна быть инициирована самим лишь человеком и осуществляется им в свободной форме.

Занятые слои населения

Понятие занятости и трудоустройства (их виды) не может быть полным без описания круга лиц, которые являются субъектами подобных отношений. Субъектами трудовых отношений считаются граждане, которые устраиваются на работу, а также работодатели.

Все виды трудоустройства на работу - это целенаправленные действия в отношении какого-либо субъекта. Занятая личность представляет собой человека, являющегося гражданином Российской Федерации, который работает благодаря заключению договора, закрепляющего трудовые отношения. Список таких лиц является достаточно обширным, и в него включаются следующие категории:

  1. Люди, которые выполняют определенный набор действий, имеющих платную основу. Работнику выплачивается вознаграждение за проделанный труд, который он осуществляет в рамках полного или сокращенного рабочего дня. Сюда можно отнести как постоянную службу, так и временные, сезонные виды трудоустройства.
  2. Лица, имеющие статус частных предпринимателей и занимающиеся коммерческой деятельностью.
  3. Подсобные рабочие, суть заработка которых заключается в сбыте товаров согласно заключению договоров на поставку.
  4. Лица, которые заключили договора, имеющие гражданско-правовую основу. Составляются они относительно выполнения работ или оказания услуг. Сторонами договора могут быть индивидуальные предприниматели.
  5. Люди, получившие должность или назначение, за которое полагается вознаграждение.
  6. Лица, задействованные в силовых структурах, таких как пожарная служба, органы внутренних дел, уголовных органах.
  7. Люди, состоящие на военной или альтернативной гражданской службе.
  8. Студенты и учащиеся общеобразовательных заведений, начальных, средних и высших профессиональных учреждений.
  9. Лица, которые по определенным причинам не могут вести привычную для них трудовую деятельность. Среди таких факторов можно перечислить отсутствие трудоспособности, прохождение курсов повышения квалификации, отпуск, больничный, перепрофилирование, временную остановку работы учреждения, подготовку к службе в вооруженных силах и другое.
  10. Люди, которые являются учредителями организаций. Исключение из этого пункта составляют религиозные, общественные и благотворительные организации, потому что имущественных прав в отношении подобных созданных структур нет.

Каким образом осуществляется трудоустройство?

Все виды трудоустройства в России имеют общую суть, которая заключается в порядке, состоящем из последовательных шагов, которые в конечном итоге должны привести к получению рабочего места. В более узком смысле это определение означает содействие государственных органов своим гражданам в виде предоставления вакансий. Это включает в себя не только помощь в поиске соответствующей работы, но и переподготовку, и переквалификацию, и перевод. То есть это те действия, которые направлены на реализацию человеком своего права на свободный труд. Но в то же время законом не воспрещается осуществлять действия по поиску рабочего места лицом в индивидуальном порядке. Из этого следует вывод, что виды трудоустройства на работу по такому классификационному признаку, как способ осуществления, бывают следующие:

  • самостоятельный;
  • посредством государственных органов.

Этот процесс играет важную роль в общественной и социальной жизни, так как он помогает человеку воспользоваться своим правом на получение работы. Со стороны работодателей это является плюсом в плане подбора квалифицированных рабочих кадров или необходимой силы. Еще одним преимуществом трудоустройства является хороший коэффициент полезного действия, то есть человек с максимальной пользой реализует свое рабочее время без потерь на поиск вакансии.

Каким образом осуществляется это процесс при помощи государственных органов?

Данный процесс может осуществляться при помощи специальных органов. К ним относятся преимущественно такие учреждения, как службы занятости. Такой способ осуществления этого действия носит название специальный. Его отличительной особенностью является то, что, в отличие от самостоятельного варианта, он характеризует лишь виды официального трудоустройства.

Хоть труд считается, согласно законодательству в Российской Федерации, свободным, но жесткие меры могут характеризовать осуществление данного процесса при помощи государственного воздействия. Например, сюда можно отнести набор, который осуществляется в организованном порядке, и направление лиц на объекты. Это было более популярно в период активного развития плановой экономики и практически отсутствует в данный период времени. Это применялось для того, чтобы сделать данную сферу более рациональной и обеспечить человеческими ресурсами те регионы, где их катастрофически не хватает.

Также под специальным трудоустройством понимается направление студентов, окончивших профессиональные учебные заведения. Это осуществляется благодаря заключению соответствующего рода договоров с предприятиями и учреждениями, которые подразумевают собой прием на работу молодых сотрудников.

Еще одним плюсом в осуществлении данного процесса при помощи государственных органов является то, что они имеют право подвергать рабочие места квотированию. Это позволяет трудоустраиваться особым слоям населения.

Какие категории граждан имеют право на льготные рабочие места?

Некоторые слои населения имеют право на социальную защиту в виде помощи на реализацию права на труд. Список таких людей включает в себя следующие категории:

  • те, кто имеет инвалидность;
  • те, кто побывали в местах лишения свободы;
  • те, кто не достиг восемнадцати лет;
  • те, кому осталось доработать до выхода на пенсию два года;
  • переселенцы и беженцы;
  • матери-одиночки и многодетные;
  • родители, воспитывающие ребенка с инвалидной группой;
  • те, кто занимается поиском вакансии в первый раз;
  • те, кто окончили специализированные образовательные учреждения.

Как осуществляется этот процесс трудоустройства инвалидов?

Виды трудоустройства инвалидов являются очень важным в социальной сфере, так как именно эти люди составляют особую категорию трудоустраиваемых. Квотирование распространяется на такие вакансии, которые могут позволить работать людям с ограниченными возможностями. Эти лица не могут проявлять активность в обществе на все сто процентов. Именно поиск работы помогает инвалидам вновь обрести свое место в социуме, восстановиться морально и стать полноценными членами общества. Благодаря данному процессу человек может вновь почувствовать себя нужным и важным, ощутить, что он приносит пользу другим людям.

Квотирование представляет собой официально закрепленное требование, относящееся ко всем частным предпринимателям. Предприниматели должны выделять определенную долю вакансий под людей с группой инвалидности. Однако установленный законодательством процент в России достаточно низкий.

Как осуществляется данный процесс для несовершеннолетних?

Виды трудоустройства несовершеннолетних занимают свою отдельную нишу на рынке занятости. Данный процесс осуществляется относительно этой категории граждан по специфическим правилам. В большинстве стран мира для лиц, не достигших восемнадцати лет, возможность получения работы регламентируется законодательством отдельно.

Согласно российским нормативно-правовым актам, возможность заключать договор с работодателями появляется при достижении шестнадцати лет. Но исключение составляют пятнадцатилетние подростки, которые получили среднее школьное образование или обучаются по индивидуальной программе. Им разрешается выполнять несложные задачи, которые не оказывают негативного влияния на здоровье и не мешают развитию и жизнедеятельности. Более младшая возрастная категория может быть задействована в рабочем процессе лишь в качестве неполной занятости. Труд должен позволять подростку продолжать обучение. Но такой возрастной категории разрешено данное действие лишь при наличии согласия от родителей или опекунов.

То есть лица, которые не достигли совершеннолетия, могут быть задействованы в любых видах работ, за исключением учреждений игорного типа, ночных клубов. Им запрещено иметь дело с сигаретами, алкоголем и психотропными веществами. Им нельзя быть занятыми трудом, который потенциально может нанести вред здоровью. То есть перенос тяжестей и грузов ограничен определенным весом.

Все виды трудоустройства, связанные с несовершеннолетними, сопровождаются прохождением медицинской комиссии, которая должна вынести свое заключение.

Подростки не могут быть задействованы на работе в праздничные дни и ночное время. Работа сверх нормы также для такой категории находится под запретом. Не разрешено отправлять их в командировку.

Для таких работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Для лиц в возрасте до шестнадцати лет это число составляет двадцать четыре часа. Для подростков от шестнадцати до восемнадцати лет это время равно тридцать пять часов в неделю.

Несовершеннолетние работники обладают дополнительными гарантиями. То есть работодатель не может добровольно уволить подростка. Это возможно осуществить лишь с помощью государственной инспекции труда.

Работодатель, нанимающий к себе несовершеннолетнего должен понимать, что обязан предоставлять ежегодный отпуск. Он должен быть не меньше одного месяца. И за него положена финансовая компенсация.

Вознаграждение за проделанный труд для подростков начисляется относительно проработанных часов.

Как осуществляется данный процесс без трудовой книжки?

Виды трудоустройства без трудовой книжки - это вполне реальный вариант в Российской Федерации. Данный вариант находится в рамках закона. Однако трудовая книжка - это тот документ, который подтверждает то, что человек был задействован в рабочем процессе. В ней указана полная информация о человеке, которая необходима для дальнейшего осуществления такой деятельности. То есть это сведения об образовании, полученной специальности, датах приема на работу и наименовании организации. В документе указывается должность и причины увольнения.

Трудовой книжкой подтверждается факт занятости. Но вполне возможны варианты, когда предоставление этого документа не обязательно. Это вполне реально, но при этом требует оформления другого документа, которым является гражданско-правовой договор. Вторым способом является работа по совместительству. То есть одна основная работа оформлена согласно трудовой книжке, а вторая - по специальному соглашению.

Последним вариантом устройства без этого документа являются все виды трудоустройства по найму. То есть это труд, предоставленный по соглашению с физическим лицом. Если осуществлять это в законном порядке, то между работодателем и наемным лицом должно оформляться соглашение. При этом тот, кто платит за предоставление услуги, должен делать и отчисления в такие организации, как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Но чаще всего учреждения, не делающие записи в трудовой книжке, таким образом пытаются укрыться от закона. Преимущественно это обусловлено укрытием действующего финансового положения, то есть неоплатой взносов.

Те, кто соглашается работать на подобных условиях, чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие отпуска, оплаты больничного и декрета. Да и быть уверенным в стабильности такой работы на сто процентов нельзя.

Важным моментом является то, что договор, который заключается вместо записи в трудовую книжку, имеет гражданский характер, а не трудовой. Стороны в нем - это заказчик и исполнитель. Такие договора бывают нескольких видов:

  • авторский;
  • агентский;
  • на выполнение подрядных работ.

У всех вышеперечисленных типов имеются общие черты. Например, они должны быть в двух экземплярах, закреплять реквизиты сторон, сроки выполнения и размер вознаграждения.

Какие существуют виды трудоустройства?

Виды трудоустройства в РФ представлены четырьмя основными категориями. Наиболее распространенной является работа, имеющая постоянную основу. Именно она приносит стабильный доход. Её предпочитают, так как этот вид дает определенные социальные гарантии. Человек является защищенным, как с социальной, так и с юридической стороны. В случае потери рабочего места или безработицы такое лицо может претендовать на получение пособия. Определенный процент от зарплаты поступает на баланс Пенсионного фонда, что обеспечивает материальную поддержку в старости. Плюсом такого вида занятости также является возможность оформления кредита.

Второй вид представляет собой частичную занятость. Чаще всего это подработка, которая приносит небольшой доход. Такое трудоустройство распространено у студентов.

Третий вид - это работа согласно контракту. Сумма, прописанная в нем, является фиксированной, и из нее не делается никаких отчислений. Налоговые сборы должны в этом случае оплачиваться самостоятельно.

Виды трудоустройства не обязательно предусматривают материальное вознаграждение. Таким примером является волонтерство. Оно хоть и не дает никакой финансовой выгоды, но его преимущество состоит в приобретении полезных навыков и связей.

На данный момент можно выделить еще несколько видов занятости. К ним можно отнести фриланс и удаленную работу через интернет. Специалисты во многих отраслях могут предоставлять свои услуги работодателям со всех уголков мира.

Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.

Содержащееся в пункте 1 статьи 1 Закона от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» Российская газета. 1996. 6 мая (с последующими изм. и доп.) Далее по тексту - закон о занятости. определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей им, как правило, заработок, трудовой доход, все же не совсем конкретно. В частности, из него следует, что речь идет о легальных видах занятости, но (и самое главное) не ясно, о каких именно - трудовой, учебной или иной.

Тем более что абзаце 8 статьи 2 указанного нормативного правового акта, законодатель относит к занятым трудоспособных граждан, проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и иных соответствующих образовательных учреждениях. Другими словами, здесь уже однозначно имеется в виду учебная занятость, в то время как в других абзацах статьи 2 перечисляются формы трудовой занятости, занятость на военной службе, в органах внутренних дел и т. д.

Приведенный пример лишний раз свидетельствует, что законодатель в силу каких-то причин четко не отграничил основные виды занятости. Высказываются и другие претензии относительно легального определения занятости и занятых граждан См., например: Чураков В. Стартовые условия формирования рынка труда в России // Человек и труд. 1993. №4. С.38..

Не останавливаясь на анализе имеющихся в науке (прежде всего экономической, ведь «занятость» - это экономическая категория) суждений по теоретическим аспектам занятости вообще и полной занятости в частности Основные из них в сжатой форме приведены, например, в учебнике: Андреева Л.А., Медведев О.М. Правовое регулирование обеспечения занятости в России / под. общ. ред. О.М.Медведева. - М.: МГИУ, 1997. С. 11-16., постараемся сразу сделать некоторые выводы.

Занятость - это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.

В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.

Вновь вернемся к статье 1 и 2 Закона о занятости. На наш взгляд, в статье 2 перечислены виды и формы занятости общественно полезной деятельностью, но далеко не все, а только те, охват граждан которыми не дает им права на получение пособия по безработице. В частности, отсутствуют такие важные формы занятости, как воспитание детей, уход за нетрудоспособными, занятость в домашнем хозяйстве и др. Иными словами, в статье 1 сформулировано такое понятие занятости общественно полезной деятельностью, которое в совокупности с содержанием статьи 2 позволяет лишь установить, когда граждан нельзя признать безработными и назначить им пособие по безработице.

Полагаем, что условно все виды занятости общественно полезной деятельностью в зависимости от ряда критериев, в том числе от целевой направленности, можно отнести к трем основным видам: учебная; на военной службе и службе в органах внутренних дел; трудовая. При этом, естественно, принималось во внимание и содержание статей 1 и 2 Закона о занятости.

Трудовая занятость - это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Из приведенного определения видно, что нужно различать, в свою очередь, как минимум два вида (подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Каждый из них имеет свои формы. Так, основными формами второго вида являются: воспитание детей, уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение домашнего хозяйства и другое.

Трудовая занятость первого вида - это и есть занятость людей в сфере производства или в экономическом значении Она и рассматривается в дальнейшем.. Под ней следует понимать удовлетворение потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

Формы трудовой занятости в экономическом значении - это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.

Приведенное определение трудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципе одновременно является и понятием полной трудовой занятости. Полагаем, что основное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда и т. д. Если потребность удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.

Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он и в литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.

На первый взгляд, можно прийти к выводу, что обеспечение занятости сводится к гарантиям права на труд. Да и само слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство. Гарантировать - значит, обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии См.: Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. - М.: Юридическая литература, 1969. С. 8..

Может быть, это обстоятельство позволило В. Н. Толкуновой См.: Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации / под ред. К.Н.Гусова. - М.: ИТД-Грачев С.М., 1996. С. 101. дать определение обеспечения занятости, прежде всего как комплекса социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд и тому подобное.

С экономической точки зрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость, или непосредственная занятость, то есть использование рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементы представлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы перехода трудовых ресурсов из одного состояния занятости в другое. Привлечение трудовых ресурсов и высвобождение трудовых ресурсов - непрерывные процессы, которые идут одновременно и без которых невозможно понять собственно занятость См.: Чембровский В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. - Кишинев: Штиинца, 1973. С.13-17..

Причем доминирующее значение принадлежит собственно занятости, или непосредственной занятости. Именно на достижение собственно занятости (включение работника в совокупную рабочую силу и соединение со средствами производства) направлены два других элемента - привлечение и высвобождение трудовых ресурсов.

Вот почему, на наш взгляд, если под обеспечением занятости понимать все то, что направлено на ее достижение, то применительно к приведенной структуре занятости в обеспечение можно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также их высвобождение.

Теперь постараемся выделить границы обеспечения занятости в воспроизводственном процессе рабочей силы. Он, как известно, характеризуется единством его фаз - производства, обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение с экономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей силы в совокупности представляют собой формирование рабочей силы. А вот с позиций механизма государственно-правового воздействия на процесс формирования рабочей силы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства (распределение) и отчасти первую (ее третий момент - только производство квалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой рабочей силы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрения государственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовки и распределения.

Занятость не является особой или самостоятельной фазой процесса воспроизводства рабочей силы.

В литературе принято считать, что отношения занятости охватывают все фазы, а эффективность последней из них, на которой происходит использование трудовых ресурсов, зависит от целенаправленной деятельности общества на предшествующих этапах воспроизводства.

Хотя параллельное употребление этих понятий имеет определенные основания: занятость не может осуществляться без использования трудоспособного населения в процессе труда. В то же время есть качественные и количественные отличия См., например: Злупко С.Н. Теоретико-управленческие аспекты занятости в развитом социалистическом обществе. - Киев: Наукова думка, 1985. С.13-14..

Таким образом, с позиции воспроизводства рабочей силы обеспечение занятости охватывает фазы производства, обмена и распределения. Именно они направлены на достижение занятости или использования трудовых ресурсов. А в совокупности все фазы воспроизводства выражают занятость.

Конечно, отнесение к категории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятости в процессе использования трудовых ресурсов.

Вот почему представляется более правильным рассматривать обеспечение занятости одновременно в двух аспектах: широком и узком (собственном) значениях. В первом значении под обеспечением занятости следует понимать совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Другими словами, это понятие касается обеспечения занятости на всех фазах воспроизводства рабочей силы и всех составных элементов структуры занятости.

Обеспечение занятости во втором аспекте, т.е. в собственном значении этого слова - это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Именно это значение нас интересует в дальнейшем.

Для более полной характеристики понятия «обеспечение занятости» целесообразно кратко остановиться на его организационно-правовых формах.

Под ними следует понимать установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть «охваченными» определенной формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию или иную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

К основным организационно-правовым формам можно, например, отнести трудоустройство через органы федеральной государственной службы занятости, перевод в другую организацию либо в другую местность, организованный набор рабочей силы, сельскохозяйственное переселение и другие формы распределения трудовых ресурсов или виды трудоустройства, профессиональную ориентацию, подготовку кадров К формам обеспечения занятости мы относим следующие основные формы подготовки кадров: подготовку кадров в учреждениях профессионального образования, непосредственно на производстве, через органы службы занятости, переподготовку, повышение квалификации. Причем каждая из них может быть подразделена на более дробные формы в зависимости от различных критериев классификации. и так далее.

Таким образом, если понятие «форма занятости» означает, где и как гражданин реализует право на труд, то понятие «форма обеспечения занятости» имеет несколько другое значение - каким образом он это сделает (при помощи каких дополнительных механизмов) или какими иными установленными способами и средствами, направленными на оказание помощи в правильном выборе области профессиональной деятельности или формы занятости воспользуется (имеется в виду профессиональная ориентация, подготовка кадров и другое).

Что же касается неполного рабочего времени, многосменного режима работы, работы на условиях сокращенного рабочего времени, бригадной организации труда и некоторых других категорий, которые нередко именуют формами (или видами) занятости или обеспечения занятости См., например: Управление трудовыми ресурсами / под общ. ред. Л.А.Костина. - М.: Экономика, 1987. С.28, 31., то здесь правильнее говорить о формах организации труда на предприятии и его режиме или об организационных формах занятости.

Занятость представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.

Субъектами отношений являются безработные граждане, работодатели и государство.

Эти правоотношения действуют в правовом пространстве Российской Федерации и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.

Из-за миграции населения правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рыйке труда – обеспечение его законной и цивилизованной формы.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых относятся следующие граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонную, временную работу;

2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

3) самостоятельно обеспечивающие себя работой;

4) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

5) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);

6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

8) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

9) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Какие же права имеют граждане в сфере занятости? Прежде всего, это право на выбор места работы. Это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места Работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Во-вторых, это право свободы договора. Содержание принципа свободы трудового договора характеризуется сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.

Далее граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

И, наконец, граждане имеют право на профессиональную деятельность за пределами Российской Федерации (ст. 10 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).

Правовое положение граждан на рынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным в ст. 11 этого же Закона правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Виды занятости

  • Введение 3
    • 1. Определение занятости 4
    • 2. Виды занятости 4
  • Заключение 9
  • Список литературы 10

Введение

Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Данная работа как раз и раскрывает понятие занятости и рассматривает различные классификации занятости. Некоторые виды занятости, выделенные в законодательстве, до сих пор являются темой для споров в России.

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

1. Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально - квалификационный признак:

- стаж работы;

- уровень образования;

- степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

- личное подсобное хозяйство;

- индивидуальная трудовая деятельность;

- работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

- служба в армии;

- работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

- предприниматели;

- рабочие;

- управленческий персонал;

- инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости. О.В. Ромашов "Социология труда" с. 48.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении: Общероссийский классификатор информации о населении.

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость К.Г. Кязимов "Рынок труда и занятость населения" с.56. .

Полная занятость - это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким В.А. Павленков "Рынок труда. Занятость. Безработица" с.124. .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения с.61. .

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" .

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Заключение

Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:

* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;

* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;

* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.

3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

Закон о занятости населения Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)

Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы"

Основная литература:

Рынок труда. Занятость. Безработица.В.А. Павленков - М.: Изд-во МГУ, 2004

Рынок труда и занятость населения.К.Г. Кязимов. - М.: Перспектива, 2005

Социология труда. О.В. Ромашов. - М.: Гардерики, 2003

Периодические издания:

Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61

Интернет-ресурсы:

http: // www. aup. ru/docs/klasif/pop11. htm - Общероссийский классификатор информации о населении (в редакции на 1 сентября 1999 года). Дата введения 1996-07-01

Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. Текст Рекомендации размещен на официальном сервере Международной Организации Труда www. ilo. ru

Подобные документы

    Понятие занятости в сфере труда. Правовой статус безработного. Гарантии государства в области занятости. Система регулирования занятости населения. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    Причины создания служб занятости. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости. Значение негосударственных служб занятости. Занятость населения: тенденция и перспективы. Технология деятельности служб занятости.

    реферат , добавлен 08.12.2007

    Теоретические основы исследования рынка труда и занятости. Формирование и развитие рынка труда. Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России. Возможна ли полная занятость. Виды занятости. Сущность занятости населения.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2006

    Разработка рекомендаций по совершенствованию работы службы занятости населения Московской области по обеспечению занятости молодежи. Пути повышения эффективности работы службы занятости со слабозащищенными слоями населения (на примере молодежи).

    дипломная работа , добавлен 21.06.2015

    Общая характеристика неформальной занятости. Аутстаффинг как кадровая технология полуформальной занятости. Социально-демографические характеристики неформально занятого населения. Понятие, сущность и виды аутстаффинга, преимущества его использования.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Рынок труда, его характеристика и субъекты, особенности рынка труда и занятости в современной России. Государственная политика занятости населения, ее цели и задачи, регулирование рынка труда. Структура и основные направления развития системы занятости.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2010

    Проблемы занятости населения. Иерархия трудовых мотивов населения Тюменской области. Исследование статистики занятости и безработицы. Динамика экономически активного населения. Анализ особенностей рынка труда, его тенденции и перспективы развития.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2013

    Изучение истории развития государственной службы занятости населения. Определение функций (содействие в поисках работы, выплата помощи безработным) и услуг (консультация, информация, поддержка, отбор персонала) Федеральной службы по труду и занятости.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Вопрос занятости и безработицы является проблемой номер 1 для всего мира. Основная характеристика тенденций развития международного рынка труда. Состояние и перспективы в сфере занятости. Безработица среди молодежи.

    реферат , добавлен 22.04.2007

    Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости. Особенность и динамика рынка труда и занятости населения. Необходимость государственного контроля и регулирования, нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда.

Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права чело­века «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1).

Занятость населения – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане (ст.2 Закона о занятости):

● работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

● самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (исключая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;

● избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

● военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;

● трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

● временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);

● выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).

Различают следующие виды занятости.

Продуктивная занятость – это занятость на населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.

Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми, больными родственниками, которых этот закон занятыми не считает).

Полная занятость – это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Рациональная занятость – определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально-полезной. Уровень рациональной занятости – гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.

Эффективная занятость – теоретической понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость нужно максимизировать.

Скрытая занятость – это занятость людей, находящаяся в не сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.

Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлено для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительностью трудовой нагрузки работникам дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость – такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, для работ по ликвидации, сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость – форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда такими, как:

● нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

● нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работников;

● нестандартные способы работы и рабочие места, к которым относятся надомный труд – выполнение производственного задания в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;

● самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и др. гибкие формы занятости.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости. Происходившие перемены в экономике осуществлялись не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической

4.4.БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПО ЕЕ СОКРАЩЕНИЮ.

Безработица – это общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода, а с другой стороны, отсутствием такой работы. По аналогии с понятием занятости безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного доходного занятия при наличии желания иметь такую работу.

В Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дается следу­ющее развернутое определение условий признания граждан безработными.

"Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поис­ка подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их
заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

3.Безработными не могут быть признаны граждане :

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации на­значена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государ­ственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальнос­ти) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характе­ра. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессио­нальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их реги­страции в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установ­ленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработ­ных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

Продолжительность безработицы - это период поиска работы (неделя, месяц, год), в течение которого безработный ищет работу, используя разно­образные пути (знакомства, родственные связи, объявления, частные, обще­ственные и государственные учреждения трудоустройства и т.п.), с момента начала поиска работы до устройства на работу.

Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы за­нятости по вопросам трудоустройства, включает:

Большое число лиц, потерявших по различным причинам работу и об­ратившихся в данный период в службы занятости за содействием в трудоустройстве;

Значительное число лиц, поставляемых потенциальным рынком труда
по экономическим причинам и прошедших стадию первоначальной профессионально-квалификационной подготовки, а также учащихся, нуждающихся в заработке в свободное от учебы время;

Значительное число лиц, занятых на работе, но желающих сменить ее
на более приемлемую работу либо желающих иметь вторую работу в сочетании с первой, т.е. иметь вторичную занятость, и др.

Численность трудоустроенных граждан - это общая численность лиц, по­лучивших в данный период работу при содействии органов государственной службы занятости (учитывается отдельно от тех, кто трудоустроился, минуя государственную службу занятости).

Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках - это число вакансий, сообщенных предприятиями и организациями в органы государственной службы занятости, которое, как правило, меньше реально­го числа вакансий.

Виды безработицы.

Различают несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, скрытая, застойная, нормальная (естественный уровень безработицы), оптимальная, институциональная, хро­ническая и др.

Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком места работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания временной работы.

Безработицу, которая явилась следствием названных выше причин, называют фрикционной, ее можно было бы назвать ситуационной, т.к. она вызывается ситуацией, понуждающей людей искать другую работу.

Фрикционная безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате такой безработицы многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности.

Фрикционную безработицу можно назвать нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она как правило кратковременна – не более одного-двух месяцев.

Структурная безработица означает, что спрос и предложение на одни и те же виды труда в различных фирмах, отраслях и регионах не совпадают. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой – изменением структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса.

Структурная безработица – это в большей части безработица устаревших профессий.

Современные темпы развития экономики связаны с научно-технической революцией, которая непрерывно изменяет отраслевую структуру хозяйства. Возникают новые технологии во всех отраслях, изменяется их удельный вес. Сокращается число занятых в сельском хозяйстве, промышленности, и растет их число в сфере услуг, в наукоемких производствах и т.п. Поэтому струк­турная безработица существует в современной рыночной экономике непре­рывно, ее значение в рамках рынка труда возрастает и требует поэтому расширения системы переподготовки работников. Возникает настоятельная потребность в непрерывном повышении квалификации, переподготовке персонала на предприятиях.

Циклическая безработица - это постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. Масштабы и продолжительность ее достигают пика при спаде (кризисе) экономики и минимума при подъеме. Она приносит наиболее разрушительные последствия, вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. В таких условиях многие предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказываясь банкротами. При циклической безработице издержки общества на преодоление ее негативных последствий весьма существенны.

Циклическую безработицу можно охарактеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего хаос в экономике.

По характеру проявления различают безработицу открытую скрытую.

Открытая б. не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, кото­рые работают по найму но:

а) неудовлетворены работой и подыскивают другое место ос­новной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претен­зий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в админист­ративный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.

Уровень скрытой безработицы определяется специальными об­следованиями, а также экспертной оценкой руководителей круп­ных предприятий, органов управления, специалистов службы за­нятости населения, ученых.

По продолжительности безработица подразделяется на кратко­временную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная, безработица продолжительностью один-два месяца характерна для фрикционной ее разновидности.

Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев.

Застойная безработица включает в себя самый устойчивый слой безработ­ных. Это нищие, опустившиеся, бродяги, потерявшие всякую надежду на работу (бомжи) и т.п. Иногда к застойной безработице относят работающих по найму на дому на том основании, что этот наемный труд носит сезонный характер и сами работники по состоянию здоровья или по семейным обстоя­тельствам не могут работать на рабочих местах фирмы. Однако вряд ли право­мерно эту часть наемного труда относить к какой-либо разновидности безра­ботицы.

Длительная безработица получила свое название в связи с продолжитель­ным существованием работника в качестве безработного в течение 12-18 ме­сяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние на професси­ональную работоспособность и уровень квалификации, способность интен­сивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утрате работником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплек­сованности и озлобленности. С этим связаны определенные трудности воз­вращения работника к нормальной трудовой деятельности, требующие по­мощи ему со стороны специалистов - социологов и психологов, а также внимания государственной службы занятости в предоставлении ему возмож­ностей трудоустройства.

Женская безработица - разновидность безработицы, связанная с особен­ностями женской рабочей силы и положением женщин на рынке труда, по­скольку:

Женщины играют особую роль в воспроизводстве населения, рождении
и воспитании детей, в домашнем хозяйстве. Это является основной причиной
того, что женщины рабочих профессий имеют, как правило, менее высокий
по сравнению с мужчинами уровень квалификации;

Уровень безработицы среди женщин более высок, поскольку женщины
в силу специфики их способностей к наемному труду не могут конкурировать
с мужчинами, к которым работодатели предъявляют более жесткие требования, а это приводит к первоочередному увольнению женщин. Поэтому на
рынке труда женщины подвергаются социальной дискриминации вопреки
п.2 ст.6 Конституции РФ, ст.З Трудового кодекса РФ, Конвенции ООН
"О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и ряда кон­венций МОТ.

Институциональная безработица порождена чрезмерными социальными выплатами пособий по безработице, различного рода вспомоществованиями, которые снижают трудовую мотивацию и культивируют иждивенческую пси­хологию, снижая предложение рабочей силы на рынке труда и способствуя увеличению уровня безработицы. Чем больше размеры пособий по безработи­це, тем продолжительнее поиск работы, дающей заработок, превышающий пособие. Этот вид безработицы может быть вызван высоким гарантированным минимумом заработной платы, несовершенством системы налогообложения, если она, сокращая трудовые доходы, делает их сопоставимыми с выплатами по социальному вспомоществованию. Естественно, это ограничивает предло­жение наемной рабочей силы на рынке труда, поскольку некоторые не видят смысла работать, и сроки безработицы удлиняются.

Полная занятость в условиях рыночной экономии, достигается при естественном уровне безработицы. В этом суть рыночного понимания занятости, которое было сформулировано еще Дж.М.Кейнсом.

Под полной занятостью в кейнсианских работах понимается ее состояние при так называемом нормальном, естественном уровне безработицы, а от­нюдь не ее полная ликвидация. Это такой масштаб безработицы (примерно 3-6% от общего числа занятых), который достаточен для выполнения функ­ции давления на заработную плату рабочих, но который, вместе с тем, не представляет серьезной опасности для существования капитализма.

Естественная норма безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной за­нятости в экономике.

Социально-экономические последствия безработицыи меры по еесокращению

Фрикционная и структурная безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению за исключением того, что необходима организация переобучения персонала в соответствии с требовани­ями рынка труда.

Циклическая безработица , сопровождающаяся длительной и застойной ее формами, -- наиболее разрушительна для общества, она наносит населению значительный экономический, моральный и социальный ущерб и требует активных мер государства по.ее преодолению, недопущению застойной безработицы или сокраще­нию ее уровня.

Одним из негативных последствий безработицы является не­выпущенная продукция в силу нерабочего состояния трудоспо­собных граждан, имеющих желание работать, и, как следствие, -- снижение темпов экономического роста, отставание объемов про­изводства валового национального продукта (ВНП). Американ­ский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уровнем безработицы и объемом ВНП, со­гласно которому превышение уровня безработицы над ее нор­мальным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию произ­водства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).

Длительная и застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граж­дан, подрывается физическое и моральное здоровье общества: те­ряются квалификация и практические навыки, возникает психоло­гическая депрессия, в обществе растет социальная напряжен­ность, жестокость и преступность, увеличивается распад семей, растет число нервных, психических и сердечно-сосудистых забо­леваний, возрастает количество случаев суицида и других негатив­ных явлений.

Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в странах, когда на волне всеобщего недовольства активизируют деятельность экстремист­ские группировки и партии, растет шовинизм, совершаются госу­дарственные перевороты. Поэтому своевременные и эффективные меры по предотвращению или снижению негативных последствий массовой длительной безработицы должны быть приоритетными в социально-экономической политике государства.

Можно измерять все те издержки, которые несут занятые наемные работники, работодатели и государство на содержание армии безработных и их семей, содержание органов занятости и других учреждений социальной поддержки безработных - это немалые средства, которые тратятся сверх по­терь от того, что не производится самими безработными, и тоже относятся к ущербу, который терпит общество от безработицы.

Социальные гарантии по безработице в странах с развитой рыночной экономикой установлены законодательно. Это:

Пособия по безработице;

Помощь по безработице (денежная помощь не имеющим работы);

Показатели безработицы:

Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, квартальных, полугодовых, годовых) статистических материалов Госкомстата. На основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, которые проводятся с 1992 года, а также на основе статистических бюллетеней и других материалов.

Среди показателей безработицы наиболее общими являются следующие:

Уровень официально зарегистрированной безработицы как отношение числа зарегистрированных безработных к численности ЭАН на основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату.

УЗБ год = ЗБ год /ЭАН год *100 %

где: УЗБ год – уровень зарегистрированной на определенной территории безработицы в среднегодовом исчислении, %

ЗБ год – среднегодовая численность зарегистрированных безработных, чел

ЭАН год – среднегодовая численность экономически активного населения, чел.

Уровень общей безработицы как отношение общего числа безработных, рассчитанных на определенной территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату к численности ЭАН на эту дату:

УОБод =Обод / ЭАНод * 100 %

где: УОБод – уровень общей безработицы на определенной территории по состоянию на определенную дату, %

Обод – общая численность безработных, рассчитанных на территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату, чел.;

Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных как отношение числа зарегистрированных на определенную дату безработных к общему числу безработных, рассчитанных на территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату:

УБод = ЗБод / Обод * 100 %

Коэффициент напряженности на рынке труда как отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату.

НРТод = ЗБод / ЗВод.


Похожая информация.