Разработки занятий по подготовке детей к школе. Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра

Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Детей 5-6 лет пора начинать готовить к переходу в первоклассники. Залог успешной учебы в школе закладывается в указанном возрасте. Развивающие занятия помогут осуществить качественную подготовку ребенка, как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке.

    С 5-ти летнего возраста дети обучаются с удовольствием

    Занятия с детьми позволят повысить интерес к процессу обучения и школе, если будут организованы интересно и качественно. Учителями начальной школы отмечается, что дети 5-6 лет, при обучении которых применялись развивающие методики, отличаются повышенной работоспособностью, позитивным настроем, аккуратностью и организованностью.

    Особенности развития малышей в 5,6 лет

    Занятия, нацеленные на развитие мышления, логики, познания мира разнообразны. Знания и умения пятилетнего малыша уже немалые. В пять лет ребенок достаточно хорошо владеет речью, умеет анализировать ситуации, дает объяснения некоторых явлений и отстаивает свое мнение. У ребенка есть навыки счета, он умеет сравнивать и выполнять задания по инструкциям. У детей в этот период «взрослеет» сознание и повышается ответственность.


    В 5-6 лет у ребенка вырабатывается ответственность и понимание необходимости учиться

    Наблюдения за детьми показывают, что у ребенка все в большей степени проявляется самостоятельность, возникают новые интересы, воодушевление успехами в творчестве.

    Но психика ребенка еще не сформировалась окончательно. Он все еще впечатлителен, эмоционален, сравнивает себя с другими детьми.

    В 5-6 лет все еще продолжается процесс познания мира. Развивающие процессы все еще проходят посредством игр и общения. Но уже идет постепенный переход на обучающие занятия, которые предполагают учебный процесс с установленными правилами и требованиями и, конечно, оценкой результата.

    Что должны знать родители

    В возрасте пяти лет родителям надо оценить, как развивается их малыш. Надо проследить, как складываются взаимоотношения между ребенком и окружающим миром.

    Игра на развитие произношения

    За детьми следует понаблюдать по следующим направлениям:

    • поведение ребенка в домашних условиях, на улице, в общественных местах;
    • общение с окружающими людьми;
    • какие у детей друзья, понимание и восприятие дружеских отношений;
    • насколько развита речь детей, есть ли у ребенка проблемы с произношением, как он строит предложения.

    Важным моментом является комфорт и гармония в семье, поскольку подготовку к школьной жизни надо начинать с привития таких навыков, как порядок, ответственность, которые ребенком усваиваются, в первую очередь, в семье. , помимо получения новых знаний, помогут настроить детей на правильное восприятие мира, скорректировать поведение.

    Целевая направленность занятий

    Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно, перевести игровые формы в обучающие. Такой переход осуществляется без напряжения и без проблем.


    Развивающая игра для детей 5-6 лет

    Задания представлены в виде разгадывания загадок, раскрашивания картинок. Затем ребенком осваиваются прописи. Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.

    В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

    • развивать познавательный интерес;
    • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
    • задания должны способствовать положительному отношению к будущему школьному обучению.
    Игра на тренировку памяти

    В программе для указанной возрастной группы должны быть задания:

    • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную базу при обучении чтению, русскому языку, развивают речь детей.
    • математического направления - начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
    • по формированию интереса к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по экологии.
    • по исследованию физической составляющей простейших бытовых явлений и астрономических знаний.

    Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

    Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

    В пять-шесть лет детей можно занимать различными делами до двух часов – они не устанут. Причем концентрация внимания в течение этого времени не снижается. Детей можно привлекать к занятиям в течение этого времени. Только задания нужно менять и делать небольшие перерывчики.

    Что нужно учитывать при организации занятий

    Обучение должно быть организовано по всем видам деятельности детей. Они должны совершенствовать навыки лепки, конструирования, рисования. Но в 5-6 лет начинается постепенный переход к стилю обучения, когда детей надо научить выполнять требуемые задания. Дети все еще чувствуют потребности в игровой деятельности. На основании этого процесс обучения хотя и становится целенаправленнее, но включает в себя и элементы игры.

    Интеллект ребенка определен такими познавательными процессами, как внимание, воображение, восприятие и память.

    Вниманию детей 5-6 лет характеризует непроизвольность; Малыш еще не в состоянии руководить своими эмоциями, концентрировать и направлять внимание на важные вещи. В силу этого может оказаться под внешними впечатлениями. Данные впечатления выражаются в том, что ребенок быстро отвлекается, он не может сосредоточить внимание на каком-то одном предмете или действии, а деятельность должен часто менять. Руководство со стороны взрослых направляется на то, чтобы постепенно повышать уровень концентрации внимания. Ребенок при таком отношении будет развивать ответственность за результаты своих действий.


    Надо учить ребенка пересказывать прочитанное

    Данная направленность действий предполагает то, что ребенком будут добросовестно и тщательно выполняться любые задания, причем независимо от того интересно оно или нет.

    Особенности восприятия информации в 5-6 лет

    Важнейшие характеристики внимания, которые предстоит развивать у ребенка – это:

    • проявление устойчивости внимания, то есть способности длительный период сохранять концентрацию;
    • умение переключать внимание, вырабатывать быструю ориентацию в разных ситуациях и перестраиваться с одного вида деятельности на другой;
    • распределение внимания на два и более объекта.

    Для развития функции внимания очень важно влияние эмоциональных факторов, выработка интересов к выполняемым действиям, ускорение мыслительных процессов и формирование волевых качеств. Указанные свойства прекрасно развиваются в процессе выполнения развивающих упражнений.


    Игра на понимание ситуации

    Развитие восприятия у ребенка присутствует с первых месяцев. Но в 5-6 лет уровень восприятия находится на пике. Ребенок впитывает в себя новое, воспринимает информацию из окружающего мира. Но наиболее полно входит в сознание то, что ему интересно. Поэтому основная цель взрослых – это заинтересовать детей в тех знаниях, которые они должны получить.

    Какие формы занятий наиболее подходящие

    Использование для развивающего обучения игрушки и различные игры. Большим преимуществом является то, что дети играют и обучаются одновременно на совершенно добровольной основе. Они заинтересованы в результатах, не переутомляются. Так развитие логики прекрасно прогрессирует на играх Никитина. Настольные игры постепенно обучают математике, правилам движения, . В процессе игры у детей формируется усидчивость, терпение и навыки достойного поведения.


    Художественное творчество - великолепный способ развития способностей

    Творчество в этом возрасте лучше всего проявляется в конструировании и выполнении поделок. Причем задания должны постепенно усложняться, включая элементы самостоятельного моделирования. Ребенок учится созиданию. Он учится мыслить и размышлять логически, развивает мелкую моторику.

    Развивающее обучение в 5-6 лет лучше всего осуществляется через игровую деятельность. Ребенок должен в процессе развития подготовиться к традиционной школьной системе обучения.

    Похожие материалы

    Когда родители начинают задумываться о подготовке ребенка к школе, многие из них идут в книжный магазин, чтобы купить необходимые пособия. Уже в магазине они понимают, что пособий по подготовке к школе очень много, и на каком из них остановиться, решить за несколько минут бывает очень сложно. Предлагаем вам обзор некоторых пособий, которые помогут вам при подготовке вашего ребенка к школе.

    О. Холодова «За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей» (5-6 лет), ФГОС

    Уже с первых страниц рабочая тетрадь О. Холодовой: За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) ФГОС очень расположила к себе. Приобрести ее можно в Лабиринте и Озоне . Пособие формата А4, в мягком переплете, 80 страниц.

    В самом начале предлагается краткий список того, поступающему в первый класс, а также описывается принцип работы по данной тетради.

    Пособие предназначено для занятий с детьми 5-6 лет для успешной подготовки ребёнка к поступлению в 1 класс. И действительно, задания, представленные в данной тетради, помогут развить память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки.

    Для увеличения изображения — кликните на него мышкой

    В пособии представлено 36 занятий, которые имеют определенную структуру. Если рассматривать, что должен уметь и знать будущий первоклассник до поступления в школу, то занимаясь по данному пособию, вполне можно подготовить ребенка и устранить какие-либо пробелы. Каждое занятие (а оно занимает две странички — разворот) состоит из трех блоков: отвечайка, выполняйка и нарисуйка, но, к сожалению, данные блоки никак не связаны между собой, отсутствует единый игровой момент.

    В блоке Отвечайка представлен круг вопросов, который помогает повысить уровень общих знаний, кругозор. Например, какого цвета заяц зимой? узнай по описанию: это еда, белый, сладкий, твёрдый? и т.д. Также, отвечая на вопросы из этого блока, ребенок учится давать полные ответы.

    В блок Выполняйка включены задания на развитие внимания, памяти, мышления (например: найди отличия, найди одинаковые предметы, найди лишний предмет, дорисуй недостающие части, раскрась по образцу, восстанови последовательность и т.д.). Также здесь встречаются и задания, помогающие определить уровень лексического запаса ребенка и определить, насколько у ребенка развита логика. На работу в данном блоке авторы рекомендуют отводить 15 — 20 минут.

    Блок Нарисуйка полностью направлен на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух. Здесь встречаются и графические диктанты разной сложности и соединения по образцу, и обведение узоров по пунктиру. Данный блок помогает готовить ребенка писать под диктовку.

    Все задания в данной тетради очень разнообразны, а материал постепенно усложняется.

    Заключительное задание 36 можно использовать как мини-тест по определению уровня подготовки ребенка к школе.

    Минусом данного пособия могу отметить лишь то, что использовалась очень тонкая бумага, через которую просвечивают следующие страницы. Это может отвлекать вашего ребенка от выполнения задания. Также авторы предлагают после блока Выполняйка ребенку отдохнуть 1-2 минуты, выполняя разминку для пальчиков или гимнастику для глаз. Но вот небольших стишков или рекомендаций я не нашла. Может быть, стоило добавить еще блок Отдыхайка.

    Жукова О.С. «Учим считать, читать и думать будущего отличника»

    Это одна из книг серии «Клуб веселых дошколят», направленной на подготовку ребенка к обучению в школе.

    Данную книгу (Лабиринт ), (Озон ) можно использовать как тетрадь, так как встречаются задания раскрасить, обвести лишнее. Страницы достаточно плотные, оформлены в едином стиле, возможно, очень большие поля, которые могут отвлекать. В книге, а это 80 страниц, представлены разделы: учимся читать, учимся считать, учимся думать. Давайте рассмотрим каждый подробнее.

    Занимаясь по разделу «Учимся читать», ваш малыш изучит в первую очередь , попробует слепить из пластилина данную букву, найдет ее в словах. Мне несколько не понятно, в каком темпе предлагается работать, так как одни буквы занимают целую страницу, а другие встречаются по две на странице, и общей характеристики они не имеют.

    Например, буквы Д и Е, В и Ы (согласная и гласная) или Л и П (похожи лишь по написанию, но не будет ли потом их путать ребенок?). Те, кто уже знаком с Азбукой Жуковой, встретят и здесь «беговые дорожки». На мой взгляд, они хорошо помогают научить ребенка сливать слоги.

    В разделе «Учимся считать» представлены задания, направленные на освоение счета в прямом и обратном порядке, отработку понятий «предыдущее» и «следующее» число, числовой ряд, на закрепление понятий о геометрических фигурах. Присутствуют задания на развитие логического мышления.

    Раздел «Учимся думать» содержит такие задания, как:

    Ребенок узнает или повторит такие темы, как дикие и , птицы, мамы и детеныши, овощи и фрукты. Удобно, что каждый разворот (2 страницы) соответствуют одной теме. На мой взгляд, задания достаточно просты, мы с моим сыном (а ему 4,5 года) многое уже прошли и, скорее всего, ему будет не интересно.

    Из минусов — задания в данной книге мне показались слишком простыми, но если вы только начинаете подготовку к школе, то вполне возможно использовать данное пособие как дополнение к своим занятиям или для проверки каких-либо знаний.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет»

    Наверное, уже многим знакомо пособие для дошкольников Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет» (Лабиринт и Озон )

    В пособии 64 страницы, в которых весь материал разбит на 32 занятия. В каждом занятии по 6 заданий, в некоторых есть и по 7 (зависит от сложности). Материал усложняется от занятия к занятию. Каждое занятие выделяется определенными цветовыми полями, что очень удобно.

    В пособии представлено много разных заданий, направленных на освоение счета в пределах 10, на умение ориентироваться в пространстве, на закрепление таких понятий как форма предметов, количество, величина.

    На изучение одной темы отводится от двух до трех занятий, что даёт ребенку хорошо усвоить тему. Задания в занятии располагаются так, что ваш ребенок не успеет устать.

    Сначала ему предлагается ответить на вопросы, доказав свое мнение, потом раскрасить, что-то посчитать, продолжить узор и т.д. И все эти задания он выполняет в игровой форме, «помогая» каким-либо героям. То он подбирает нужные ленты для шляпы Незнайки, то помогает пчёлкам собрать мед, то помогает найти Пятачку нужную фотографию и тому подобное.

    В данной тетради вы встретите много заданий на развитие логического мышления, творческих способностей. Занимаясь со своим ребенком по данному пособию, вы научите его анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

    Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет»

    Еще одно из пособий, которое также может пригодиться при подготовке к школе, — Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет» (Лабиринт ).

    Сейчас при поступлении в школу необходимо, чтобы ребенок уже считал в пределах 10, а где-то и решал простые задачи. Данное пособие, рассчитанное на детей 5 — 7 лет, содержит как раз множество различных задач.

    Задания в книге представлены в виде кроссвордов, выполненных в несколько необычной манере. В качестве вопроса приводится математическая задача на сложение или вычитание в пределах 10, а ответ надо написать в кроссворд, записывая числа прописью (например, ОДИН). Удобно, что в начале книги есть образец написания печатных букв. При решении кроссворда полностью в выделенных клетках ребенок сможет прочитать зашифрованное слово. Очень понравилось то, что кроссворды все тематические, и задачи связаны между собой. Также к каждой теме на странице имеются достаточно яркие иллюстрации.

    Всего в книге представлено 33 кроссворда, а в конце на каждый приводятся ответы.

    Кроме математических кроссвордов в пособии предлагаются:

    • разнообразные лабиринты;
    • штриховки;
    • обведение рисунков по контуру;
    • копирование рисунков по клеточкам;
    • задания на ориентирование в пространстве;
    • задания на соблюдение последовательности действий и многие другие.

    Занимаясь по данной книге, ваш ребенок будет анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты.

    Книга будет интересна и полезна для отработки умения решать задачи не только при подготовке к школе, но и на ступени первого класса.

    Узорова О.В. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»

    В данном пособии (Лабиринт ) представлено 50 занятий на 102 страницах. Каждое занятие имеет определенную структуру, всего по 7 заданий, которые последовательно усложняются.

    В пособии представлены разнообразные практические задания, направленные на развитие внимания, памяти, логики, нестандартного мышления. Очень много заданий на постановку руки: нарисовать, раскрасить, дорисовать, повторить рисунок, приклеить, вырезать мелкие предметы и даже пришить.

    Смущает только то, что бумага данного пособия не только серая, но ещё и очень тонкая, и выполнить некоторые задания мне кажется невозможно. Например, пришить пуговицу. Ребенку 6-7 лет очень сложно пришивать пуговицу на ткань, а на тонкую бумагу, которая может быстро порваться, и того сложнее. Также в некоторых заданиях, где необходимо вырезать, встречаются достаточно мелкие детали. Такие детали и второкласснику иногда бывает сложно вырезать.

    В целом, если вы ищете пособие для подготовки руки к письму, то данная тетрадь вам поможет.

    Это всего лишь часть тех пособий, что предлагаются нам в магазинах. Было бы интересно узнать, какие пособия используете вы при подготовке ребенка к школе.

    Выбирая пособие для подготовки своего ребенка к школе, вы должны ориентироваться на знания и способности ребенка, ведь пособие должно увлечь не только вас, но и будущего первоклассника.

    И помните, ваши занятия должны быть интересны ребенку и увлекать его. Как говорит Лев Ландау «Делайте все с увлечением — это страшно украшает жизнь».

    Клуб «Детство» приглашает посетить занятия для дошкольников. Подготовка проводится по специально-разработанной программе опытными педагогами при поддержке психологов. Ребенок, прошедший курсы подготовки к школе в клубе «Детство», пойдет в школу с удовольствием и порадует родителей хорошими оценками.

    Подготовка ребенка к школе в экспресс-режиме

    На курсы приглашаются дети 6 – 7 лет. Экспресс подготовка к школе занимает всего месяц, но при этом гарантирует получение стойкого результата. Каждый ребенок получает все необходимые навыки, знания и умения, которые помогут быстро адаптироваться к сложной школьной программе и с легкостью ее осваивать.

    Почему отдать дошкольника на подготовку лучше всего в клуб «Детство»?

    • продуманная до мелочей программа, гарантирующая усвоение навыков и умений в оптимально сжатые сроки;
    • профессиональные педагоги с большим опытом работы, хорошо подготовленные к занятиям и легко находящие общий язык с детьми;
    • проведение бесплатной диагностики уровня подготовки к школьной программе.

    Педагоги клуба «Детство» учат малыша не только считать, писать, читать, но и адекватно реагировать на стресс, с минимальными потерями переносить его. Тот объем знаний и навыков, который чадо получит у нас, поможет ему уверенно чувствовать себя на уроках и среди одноклассников. Опытные педагоги проведут подготовку по окружающему миру, научат правильно работать с тетрадью, подготовят к творческой деятельности.

    Математика

    Логика

    Чтение

    Окружающий
    мир

    Обучение
    грамоте

    Развитие
    мелкой моторики

    Творчество

    Конспекты занятий по подготовке к школе написаны методистами нашего клуба.

    Методистом и генеральным директором клуба Тимофеевой Софьей, которая более 10 лет преподавала на кафедре педагогики и психологии начального обучения РГПУ им.А.И.Герцена (г.С-Петербург) и является автором 30 научных работ, автором книги «Детский клуб: с чего начать, как преуспеть».

    Методистом клуба Анастасией Шевченко, профессиональным логопедом.

    Благодаря интенсивной программе у ребенка повысится скорость чтения, увеличится словарный запас, речь станет более грамотной. Повысится уровень внимания, улучшится память. Увеличится скорость решения математических операций.

    А главное, занятия по данной программе позволят ребенку чувствовать себя уверенно в школе.

    Ждем будущих первоклассников на занятия!

    Подготовительные занятия к учебному процессу малышей от 4 лет

    Начинать посещать подготовительные занятия к школе рекомендуется как можно раньше. Возраст – 4 года считается оптимальным для адаптации ребенка к сложному учебному процессу. В этот период малыш активно развивается, впитывает в себя знания и навыки подобно губке. Клуб «Детство» поможет вашему малышу сесть за школьную парту с уверенностью в собственных силах и самостоятельно выходить из любой сложившейся ситуации.

    Методисты, педагоги, психологи, логопеды быстро найдут индивидуальный подход к каждому ребенку, проработают все вопросы, которые прямо и косвенно могут повлиять на конечный результат. Клуб «Детство» создает все условия, чтобы дети эмоционально, интеллектуально и социально развивались.

    На выбор есть:

    • утреннее
    • дневное
    • вечернее время.

    Занятие длится 45 минут 2 раза в неделю. Есть абонементы на 4 и 8 занятий.

    Дополнительно можно сделать акцент на отдельный курс по интересующему предмету.

    Мы так же предлагаем индивидуальные занятия.

    Чтобы оценить работу педагогов и комфортные условия клуба, приглашаем записать ребенка на подготовку в школе – первое занятие бесплатно!

    Записаться на
    экспресс
    подготовку к школе

    Как проводится подготовка?

    Дети делятся на небольшие группы с учетом возрастных особенностей. Занятия по подготовке детей к школе проводятся в игровой, непринужденной форме с использованием частой смены деятельности, с выполнения упражнений на развивающие игры. Программы между собой отличаются, в том числе и по уровню нагрузки.

    На выбор родителям предлагаются утренние, дневные и вечерние курсы. Другими словами, в клубе «Детство» ждут детей в любое удобное время. Длительность занятий – 45 минут. Они проводятся 2 раза в неделю. Купить абонемент можно на 4 и 8 занятий. Если мама или папа хочет, чтобы педагоги сделали особый акцент при подготовке на конкретном направлении или предмете, в клубе «Детство» примут во внимание такое пожелание и разработают программу обучения ребенка с его учетом. Можно также посещать индивидуальные занятия. Первое занятие в клубе «Детство» — бесплатное!

    Курс по подготовке к учебному процессу детей от 4 лет: что включает?

    Программа, по которой проводится обучение, отвечает всем требованиям ФГОС. Другими словами, ваш ребенок по окончанию курса получит все те навыки, которые потребуются ему в начальных классах.

    Занятия проводятся по таким направлениям:

    • Развитие и формирование речи
      Работа над словарным запасом, логическое построение фраз, формирование предложений и правильных высказываний, работа над артикуляцией.
    • Математика
      Геометрические фигуры, ориентирование в пространстве, соотношение предметов, задачи, счет.
    • Подготовка руки к письму и труду, развитие мелкой моторики рук
      Рисование, лепка, т. д.
    • Развитие психики
      Внимание, память, мышление, общение в социуме.
    • Любовь к учебному процессу
      Формирование у ребенка заинтересованности в учебе, развитие таких качеств, как трудолюбие, ответственность и упорство.

    Дисциплины, входящие в курс: логика, математика, грамота, чтение, творчество, развитие мелкой моторики рук, окружающий мир.

    Процесс подготовки: особенности и нюансы

    Дети распределяются по группам. В каждой группе от 6 до 8 человек. Групповой процесс дошкольной подготовки помогает адаптировать малыша к социуму, научить находить общий язык и взаимодействовать со сверстниками. При этом в окружении чада не так много незнакомых лиц, поэтому даже скромные ребята в такой атмосфере чувствуют себя комфортно, а значит, с легкостью воспринимают информацию и осваивают новые навыки.

    Педагог со своей стороны делает все возможное, чтобы ребенок поступил в выбранную гимназию или школу. Он учит его познавать окружающий мир самостоятельно, развить интерес к учебному процессу, уметь внимательно слушать и выполнять поставленные учителем задачи.

    Нужно понимать, что мы не обучаем ребят школьной программе, а только подготавливаем к ней. На занятиях ребенок получит обширную базу знаний, которая поможет ему с легкостью учиться в сильной гимназии или школе, не скучать в процессе учебы, не потерять интерес к ней.

    Записывайтесь на первое бесплатное занятие!

    Фотографии с занятий

    Республика Крым

    Симферопольский р-н

    МБОУ «НОВОАНДРЕЕВСКАЯ ШКОЛА»

    РАЗРАБОТКА

    ЗАНЯТИЙ КУРСА

    «ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ»

    ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

    6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

    К ШКОЛЕ

    ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНІХ КЛАССОВ

    ПИДРОНОВА Е.И.

    РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ КУРСА «ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ» ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

    6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ

    Ребенок, испытавший радость творчества

    даже в самой минимальной степени,

    становится другим, чем ребенок,

    подражающий актам других.

    Б. Асафьев

    Объяснительная записка

    Предлагаемый курс начальной ма­тематики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсив­но развивать познавательные способ­ности детей, интеллект, творческое начало; развивать все виды речевой деятельности (умение слушать и го­ворить, читать и писать); прививать навыки культуры речевого общения; развивать интерес к языку, речи и ли­тературе; совершенствовать эстети­ческое и нравственное отношение к окружающему.

    Курс подготовки к школе вводит­ся в связи с потребностью общества в том, чтобы, по возможности, каж­дый ребенок хорошо учился, не уста­вал, не болел, был весел и жизнера­достен. Это возможно, если помочь ребенку, подготовить его к обуче­нию в школе.

    Цели курса:

    Вооружить детей знаниями, уме­ниями, навыками, необходимы­ми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач; воспитать у детей самостоятельность, ини­циативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

    Дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

    Целенаправленно развивать по­знавательные процессы, вклю­чающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в раз­личном, отличать главное от вто­ростепенного, находить законо­мерности и использовать их для выполнения заданий. Строить про­стейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по за­данному принципу;

    Научить раскрывать причинные связи между явлениями окружа­ющей действительности;

    Развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, четко из­лагать свои мысли;

    Развивать творческие способности: умение самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим при­знаком;

    Развивать внимание, наблюдатель­ность, логическое мышление;

    Развивать способность к обоб­щению и абстракции: развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном рас­положении предметов);

    Научить ориентироваться в тет­ради;

    Научить слушать и выполнять ра­боту самостоятельно;

    Взаимосвязано изучать родной язык с развитием коммуникатив­но-речевых и творческих способ­ностей учащихся, с формировани­ем у них духовно-нравственных ценностей;

    Интенсивно развивать виды рече­вой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях об­щения;

    Работать над развитием речи уча­щихся, формировать у детей созна­тельные, в меру их возраста, возмож­ные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоя­тельность, способствующие умствен­ному и речевому развитию;

    Развивать интерес к учебным за­нятиям;

    Развивать фонематический слух;

    Обогащать словарь учащихся, раз­вивать их речь.

    Что мы знаем о способностях сво­их будущих учеников, приходящих на курсы подготовки к школе?

    Как и чему мы должны их обучить, зная о предстоящих в школе труд­ностях?

    Какой из предметов будет самым слож­ным? Как помочь уже сейчас преодо­леть трудности?

    Эти вопросы мы, учителя, задаем себе, задумываясь о своих будущих учени­ках. Им предстоит пройти сложный путь познания, где мы должны бу­дем стать не просто учителями, а еще и помощниками, друзьями, к которым можно обратиться за помощью.

    Исходя из педагогического опыта мно­гих учителей, мы приходим к выводу, что одним из самых сложных предме­тов, вызывающим наибольшие труд­ности, является русский язык, а на первом году обучения в школе - еще и чтение.

    Данная программа поможет педаго­гу подготовить дошкольников к изу­чению вышеуказанных предметов и смягчит грядущие трудности и про­блемы.

    Кроме того, используя данную про­грамму, учитель сможет активизи­ровать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их сло­варный запас, ознакомить с элемента­ми школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноцен­ной личности.

    Продолжительность занятий с ре­бенком 6 лет не должна превышать 25 минут, поэтому занятия будут про­водиться 1 раз в неделю по 25 минут на каждый из 2 блоков с 10 минут­ным перерывом.

    План работы школы развития

    Примечание

    Математика

    Счёт от 1-10. Ряд чисел

    Обучение грамоте

    Звуки и буквы. Гласные звуки (без употребления терминологии)

    Математика

    Ряд чисел. Соседи числа

    Обучение грамоте

    Звуки и буквы. Согласные звуки (без употребления терминологии)

    Математика

    Соседи числа. Состав числа 2

    Обучение грамоте

    Твёрдые и мягкие звуки

    Математика

    Соседи числа. Состав числа 3

    Обучение грамоте

    Слог. Деление слов на слоги

    Математика

    Состав числа 3. Сравнение чисел по наглядности

    Обучение грамоте

    Ударение

    Математика

    Сравнение числа по наглядности. Состав числа 4

    Обучение грамоте

    Предложение. Члены предложения. Схема предложения

    Математика

    Состав числа 4.

    Знакомство со знаком «–»

    Обучение грамоте

    Слова - названия предметов

    Математика

    Состав числа 5.

    Знакомство со знаком «+»

    Обучение грамоте

    Слова, обозначающие действие предмета

    Математика

    Состав числа 5. Знаки «+» и «–»

    Обучение грамоте

    Слова, обозначающие признак предмета

    Математика

    Повторение состава изученных чисел

    Обучение грамоте

    Повторение и закрепление изученного материала


    Начальный курс математики и логика

    Основой данного курса является фор­мирование и развитие у дошкольни­ков приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, класси­фикации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе усвоения ма­тематического содержания. Эти при­емы можно рассматривать как:

    Способы организации деятельно­сти дошкольников;

    Способы познания, которые ста­новятся достоянием ребенка, ха­рактеризуют его интеллектуаль­ный потенциал и познавательные способности;

    Способы включения в процесс познания различных психичес­ких функций: эмоций, воли, вни­мания; в результате интеллектуаль­ная деятельность ребенка входит в различные соотношения с други­ми сторонами его личности, пре­жде всего с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т. е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее де­ятельности. Это обеспечивается:

    1. Логикой построения содержания курса начальной математики, ко­торая, с одной стороны, учитыва­ет опыт ребенка и его психическое развитие. С другой - позволяет ребенку сопоставлять и соотно­сить изучаемые понятия в самых разных отношениях и аспектах, обобщать и дифференцировать их, включать в различные цепоч­ки причинно-следственных связей. Устанавливать как можно больше связей между новыми и изучен­ными понятиями.

    2. Интересными методиками изу­чения математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи из­менения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выяв­ление закономерностей и различ­ных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как са­мостоятельность, глубина, кри­тичность, гибкость.

    Начальный курс математики и логи­ка состоят из нескольких разделов: арифметического, геометрическо­го, а также раздела содержательно-логических задач и заданий.

    Первые два раздела - арифметический и геометрический - являются основ­ными носителями математического содержания курса, т. к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.

    Третий раздел в содержательном пла­не выстраивается на базе двух первых разделов и представляет собой систе­му содержательно-логических задач и заданий, направленных на разви­тие познавательных процессов, сре­ди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте на­иболее важными являются: внима­ние, восприятие, воображение, па­мять и мышление.

    Ведущую роль играют логические при­емы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

    В связи с актуальностью проблемы развития пространственного мышле­ния дошкольников возникла необходимость разработки системы геомет­рических упражнений, выполнение которых способствовало бы адекват­ному восприятию пространства, фор­мированию пространственных пред­ставлений, развитию воображения.

    Восприятие пространства осуще­ствляется в результате субъективно­го опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложне­но тем, что пространственные при­знаки слиты с воспринимаемым со­держанием, они не выделяются как отдельные объекты познания.

    Слово как ориентир позволяет из со­вокупности признаков объекта выде­лить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной при­знак. Поэтому целесообразно вклю­чать упражнения не на характерис­тику пространственных признаков предмета, а на вычленение единич­ного признака из совокупности об­щих на основе выявления закономер­ности признаков с использованием приемом умственных действий: срав­нения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения…. Это задания с формулировками: «Разга­дай правило, по которому расположе­ны фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «В чем схо­жесть? Отличие?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови при­знаки, по которым изменяются фи­гуры в каждом ряду», «Выбери фи­гуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай зако­номерность и нарисуй следующую фигуру» и т. д. Так в задании «Что из­менилось? Что не изменилось?» вы­страиваются в ряд различные по цве­ту прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в верти­кальном направлении, что описы­вается отношениями «вверху - вни­зу», «между».

    Начальный курс обучения грамоте

    У каждого ребенка есть способнос­ти и таланты. Дети от природы любо­знательны, и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умное руководство. Разнообразные

    игры не только помогут приобрес­ти основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мыш­ления, логичного рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.

    Смена видов деятельности детей внут­ри каждого занятия позволяет не­сколько увеличить длительность при­вычного занятия.

    Хорошо известно, насколько слож­на и объемна программа начальных классов и как порой трудно ребен­ку, не умеющему читать, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обуче­ния, им комфортнее на первой сту­пени образования.

    В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, зара­нее подбирая наглядный, дидактичес­кий и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизи­ровать мышление детей и поддержи­вать их интерес и внимание на про­тяжении всего занятия.

    Программа предусматривает исполь­зование поисковых вопросов, раз­личных способов работы с нагляд­ностью.

    Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развивают­ся творческие способности личнос­ти. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные уп­ражнения, фонетические, лексичес­кие, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персо­нажи, сюрпризные моменты.

    Главное место в обучении отводит­ся работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточ­но времени уделять звуковому вос­приятию слова, формируя фонети­ческий речевой слух ребенка. Для совершенствования речевого ап­парата, целесообразно включать арти­куляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.

    Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождаю­щихся иллюстративным или игро­вым материалом.

    Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и т. д.

    Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной гра­мотностью учащихся. Чтобы преду­предить возникновение подобных проблем или помочь детям преодо­леть подобные трудности, необходи­мо как можно раньше начинать рабо­ту по развитию их орфографической зоркости. Целенаправленное обуче­ние обнаружению орфограмм начи­нается, главным образом, в процессе звукобуквенного анализа слов.

    ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

    Занятие № 1

    Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки

    Цель: дать понятие о звуках и бук­вах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; уста­навливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фо­нематического слуха; учить писать эле­менты букв; развивать фонематичес­кий слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.

    Оборудование: предметные картин­ки, карточки-схемы, фишки, иллюс­трации.

    ХОД УРОКА

    I . Организация детей

    II. Основная часть

    1. Мотивация обучения учащихся.

    Беседа.

    Пушок и Чича столкнулись с про­блемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга - из бумаги; дом - из кирпича; салат - из овощей. А из чего состоит наша речь?

    Сегодня на занятии мы и познако­мимся с тем, что же является строи­тельным материалом для слов.

    3. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

    Беседа.

    Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.

    А из чего «сделаны» слова, кото­рые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Мол­чанка».

    4. Игра «Молчанка».

    (В тишине учитель незаметно скри­пит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)

    Что вы слышали?

    Какие звуки вы можете услышать на улице?

    5 . Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

    Нас окружает много звуков: ше­лест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые зву­ки. С их помощью невозможно по­строить слово. Только звуки чело­веческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определён­ном порядке, получится слово.

    Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)

    - А сейчас я эти звуки построю в оп­ределённом порядке: [с] [о] [м].

    Что получилось? Что значит это слово?

    Условно мы будем обозначать зву­ки схемами.

    Согласные: –, =

    Гласные: ○.

      Физкультминутка.

    Мы ногами топ-топ,

    Мы руками хлоп-хлоп!

    Мы глазами миг-миг,

    Мы плечами чик-чик!

    Раз - сюда, два - туда,

    Повернись вокруг себя.

    Раз - присели, два - привстали,

    Руки кверху все подняли.

    Сели - встали, сели - встали,

    Ванькой-встанькой словно стали.

    III. Обобщение и систематизация зна­ний.

    1. - Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других

    Звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.

    Звук получается гласный.

    2. Письмо элементов букв.

    3. Игра «Не ошибись».

    Я называю звук, а вы - слова, кото­рые с него начинаются: [л], [б], [а].

    Я называю слова, а вы хлопками дол­жны поймать последний звук. Но хло­пать будете только тогда, когда пос­ледним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Про­изнести слово)

    Молоток, дом, игрушка, восток, ка­пуста, пятак, цветок, луна.

    III . Итог урока

    С чем познакомились на уроке?

    Чему научились?

    Занятие № 2

    Тема. Звуки и буквы.

    Согласные звуки

    (без употребления терминологии)

    Цель: дать понятие о согласных зву­ках; учить различать гласные и соглас­ные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями глас­ных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать лю­бовь к обучению.

    Оборудование: иллюстрации, сюжет­ные картинки.

    ХОД УРОКА

    I . Организация детей

    II . Основная часть

    1. Актуализация опорных знаний.

    Беседа.

    Из чего состоит наша речь? Пред­ложения?

    Кого вы видите на картинке? {Рыбу)

    Составьте предложение с этим сло­вом.

    О ком вы составили предложе­ние?

    Что обозначает это слово?

    Из чего состоит слово?

    Повернитесь друг к другу и по очере­ди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.

    Все слова мы произносим при по­мощи органов речи: губ, языка, зу­бов, нёба.

    2. Сообщение темы и задач заня­тия.

    Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, да­дим названия, будем учиться их раз­личать. Продолжим работу со звуко­выми моделями.

    3. Восприятие и осознание нового материала.

    1) Практическая работа.

    О ком мы составили предложе­ние? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?

    При помощи чего вы его произ­несли? Что заметили? {Кончик язы­ка дрожит.)

    Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило пре­пятствием на пути прохождения воз­духа?

    Продолжаем проговаривать сло- во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении ка­ких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])

    А какие препятствия встретили зву- 1 ки? ([р] и [б])

    2) Рассказ учителя.

    Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких препятствий. Эти звуки называют­ся ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, ко­торые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СО­ГЛАСНЫХ.

    4. Заучивание стихотворения.

    Воздух свободно идёт через рот,

    Звук получается гласный.

    А согласные... согласны

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    5. Физкультминутка.

    Рыбки весело резвятся

    В чистой тёпленькой воде,

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    6. Повторение изученного ранее ма­териала.

    Давайте вспомним, как мы обозна­чаем гласные и согласные звуки.

    Игра «Учитель»

    Каждый из вас выступит в роли учи­теля. Вы получите карточку, на кото­рой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача - проверить пра­вильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?

    (Выполнение работы.)

    8. Письмо элементов букв.

    / / /

    / / /

    9. Обобщение и систематизация зна­ний.

    Игра «Рыболов»

    Я рыболов, а вы - быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы пра­вильно покажите звуковую схему пер­вого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь - вы у меня на крючке.

    Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.

    III . Итого урока

    Что нового узнали о звуках?

    Почему гласные и согласные зву­ки так называется?

    Чему научились на уроке?

    Занятие № 3

    Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Цель: дать понятие о мягких и твёр­дых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мяг­ких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершен­ствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.

    Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для инди­видуальной работы, мячик.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I . Организация детей

    П. Основная часть

    1. Беседа.

    На какие группы делятся звуки?

    Какие звуки мы называем глас­ными?

    Чем согласные звуки отличаются от гласных?

    Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.

    2. Работа с наглядностью.

    Рассмотрите рисунки. Соедините кар­тинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

    3. Проверка выполнения задания.

    Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и са­молёт. Согласны? Почему?

    Потом они соединили зайца и звез­ду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?

    Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за ва­шими губами.

    Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м"]). Что вы заме­тили?

    4. Сообщение темы и задач урока.

    На занятии мы научимся опреде­лять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначе­ниями звуков.

    ■ - согл. зв., мягкий

    □ - согл. зв., твердый

    ○ - гласи, зв.

    5. Сообщение учителя.

    В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Пред­ставьте себе, если бы не существовало звука [м"], как бы звучало слово миш­ка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.

    Игра «Озорники»

    Чтобы услышать, как меняется значе­ние слова, если путать мягкие и твёр­дые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предло­жение, а вы находить звук - «озор­ник».

    Корабль сел на мел.

    В каком слове спрятался звук-озор­ник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

    (Мель - неглубокое место в реке, озе­ре, море.)

    Девочка поставила веник в уголь.

    Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.

    Кто такой хорь?

    (Хорь - хорёк, хищный зверёк с цен­ным мехом.)

    6. Физкультминутка «Ванька-встань­ка».

    7. Работа в тетрадях.

    8. Игра «Ремонт слов».

    Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испор­тил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.

    III . Итог занятия

    Что нового было на занятии?

    Чему научились?

    Занятие № 4

    Тема. Слог. Деление слов на слоги

    Цель: дать понятие о слоге; учить де­лить слова на слоги; различать одно-, двух-

    и трёхсложные слова; совер­шенствовать артикуляционный аппа­рат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.

    Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I . Организация детей

    II . Основная часть 1.

    Беседа.

    Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглаша­ют вас «поболеть» за них. А что зна­чит «болеть» за спортсменов?

    Кто из вас был на соревнова­ниях?

    Где они проходят?

    Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

    Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики - за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

    Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

    Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

    Когда вы кричали имена спорт­сменов, как звучало слово? (По час­тям)

    Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награжда­ем их медалями.

    2. Практическая работа.

    А теперь представьте, что вы «бо­леете» за друга. Шёпотом постарай­тесь скандировать его имя. А теперь - по очереди вслух. Что вы заметили?

    3. Сообщение темы и задач заня­тия.

    На занятии мы узнаем, как называ­ются эти части слова и для чего нуж­но уметь делить слова на части.

    4. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала. Практиче­ская работа.

    Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

    5. Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

    Значит, в слове рыба две части. На­зовите первую часть. Назовите вто­рую.

    Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

    А сколько слогов в словах Чича, Пу­шок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?

      Физкультминутка.

    Каждый день по утрам

    Делаем зарядку.

    Очень нравится нам всё

    Делать по порядку:

    Весело шагать,

    Руки поднимать,

    Руки поднимать,

    Приседать и вставать,

    Прыгать и скакать.

    7. Игра «Помогай-ка».

    Рыдают слоги не понарошку:

    «От наших слов -

    одни лишь крошки.

    Но если вы хотите,

    Тогда нам помогите».

    Я называю первый слог. Ваша за­дача - дополнить его недостающим слогом или слогами.

    Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.

    Слоги: ба-, ри-, ко-.

    8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».

    Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столь­ко же раз прыгнуть.

    Слова: рябина, стол, балкон, мали­на, земля, барабан, блины, учени­ки, самолёт.

    9. Работа в тетрадях.

    Игра «Рассади пассажиров»

    (На доске - паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

    Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий кон­тролёр велел им занять места в ваго­нах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

    III . Итог занятия

    Что нового узнали на занятии?

    Каким способом мы делили сло­ва на слоги?

    Сколько слогов может быть в сло­ве?

    Может ли быть два гласных зву­ка в слоге?

    Занятие № 5

    Тема. Ударение

    Цель: дать понятие об ударение; вы­рабатывать умение выделять ударе­ние в словах; на примерах показать

    роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать лю­бовь к школе, обучению.

    Оборудование: предметные картин­ки, игрушки, иллюстрации.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I . Организация детей

    II : Основная, часть

    1. Беседа.

    С чем мы познакомились на про­шлом уроке?

    Расскажите Чиче и Пушку, как вы делите слова на слоги.

    Что вы можете рассказать о глас­ных в слоге?

    2. Игра «Магазин».

    На столе выставлены игрушки. Правильно выполнив задание, вы сможете «купить» игрушку у Пушка - он продавец.

    Пушок. Продаю игрушки, назва­ния которых состоят из одного сло­га. (Мяч, слон, волк, тигр)

    Пушок. Названия этих игрушек состоят из двух слогов. (Кукла, зай­чик, лиса, ёжик, ослик)

    Пушок. Продаются игрушки, в на­звании которых три слога. (Собака, машина, автобус, самолёт)

    Пушок. Магазин закрыт. Почему вы не купили черепаху?

    3. Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали -

    Это деревья в лесу.

    Руки нагнули, кисти встряхнули -

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем -

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем -

    Крылья сложили назад.

    4. Сообщение темы и задач за­нятия.

    Сегодня на занятии мы узнаем, что такое ударение и как определить удар­ный слог. Для этого мы с вами отпра­вимся в лес и понаблюдаем за жиз­нью некоторых животных.

    5. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

    Работа над загадкой.

    Всю ночь летает,

    Мышей добывает,

    А станет светло,

    Спать летит в дупло. (Сова)

    - Почему вы решили, что это сова?

    Добродушен, деловит,

    Весь иголками покрыт.

    Слышишь топот шустрых ножек?

    Это наш приятель... (ёжик).

    - Как вы догадались, что это ёжик?

    6. Практическая работа.

    И сова, и ёжик - животные леса. Оба охотятся за мышами, ведут ноч­ной образ жизни. А днём отсыпают­ся. Поэтому мы их сейчас не видим. А давайте их позовём. Сначала сову. Сколько слогов в этом слове? Ещё позовём сову, а вы обратите внима­ние на то, какой слог мы проговари­ваем громче, как бы ударяем гром­че голосом.

    Сверху наклонной чертой отмечается слог, который произносится с большей

    Чтобы появился ёжик, нужно и его позвать. Делим слово на слоги. Зовём ёжика. Какой слог произносится сильнее?

    - Ёжик и сова помогли нам, позна­комится с ударением. Ударение - это выделение слога силой голоса. На­клонная чёрточка сверху-это значок ударения. А слог, на который падает ударение, называется ударным.

    7. Заучивание стихотворения.

    Ударный слог, ударный слог,

    Он назван так недаром.

    Эй, невидимка-молоток,

    Отметь его ударом!

    И молоток стучит, стучит,

    И чётко речь моя звучит.

    8. Физкультминутка.

    9. Работа в тетрадях.

    10. Обобщение и систематизация зна­ний.

    Игра «Посели в домик»

    У вас на столах находятся карточки со слоговыми схемами. Это домики для слов - названий животных.

    (Силуэтные рисунки животных выда­ются детям.)

    Расселите этих живот­ных в домики соответственно схемам.

    (Работа выполняется коллективно.)

    Картинки: заяц, павлин, корова, мыш­ка, олень, собака.

    III . Итог занятия

    Что нового вы выучили на уроке?

    Как найти ударный слог в слове?

    Для чего нужно уметь ставить уда­рение в словах?

    Занятие № 6

    Тема. Предложение. Члены предложения. Схема предложения

    Цель: дать практическое представ­ление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из пред­ложения; познакомить с раздели­тельным знаком - точкой в конце предложения и условными обозна­чениями слов в предложении; учить

    писать элементы букв; развивать фо­нематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, тру­долюбие, старательность.

    Оборудование: сюжетные иллюстра­ции, предметные картинки.

    ХОД УРОКА

    I . Организация детей

    II . Основная часть

    1. Актуализация опорных знаний. Беседа.

    Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

    Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейчас - сюрприз!

    В чистом поле - теремок,

    Он не низок, не высок.

    Шла Лягушка из болота,

    Видит: заперты ворота.

    Эй, замочек, отвались, отвались!

    Теремочек, отворись, отворись!

    О чём я рассказала?

    Почему вы меня поняли? Верно. Мы всё умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слу­шать и понимать нашу речь.

    А из чего состоит наша речь?

    Выдумаете, что из слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не по­няли их. Почему?

    2. Сообщение темы и задач заня­тия.

    На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

    3. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

    Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое: «Здрав­ствуйте дорогие! дети! шлём вам при­вет мы живём! хорошо сушит грибы! белочка наедается мёда! медведь ле­тает по ночам! сова до свидания».

    Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?

    Я прочту письмо Дятла:

    «Здравствуй­те, дорогие дети. Шлём вам привет.

    Мы живём хорошо. Сушит грибы бе­лочка.

    Наедается мёда медведь.

    Лета­ет по ночам сова. До свидания».

    Теперь вы поняли, о чём письмо? По­чему письмо Сороки было таким запу­танным? А каким было письмо Дятла? Почему вы поняли его смысл?

    Какую мысль мы будем называть пред­ложением?

    На доске висит иллюстрация зайца.

    Что делает заяц? (Заяц прыгает.) Вам понятна эта мысль? Мы построили предложение о зайце.

    Как вы думаете, из чего состоит предложение?

    Сколько слов в этом предложении?

    (Дети считают количество слов в пред­ложении с помощью хлопков.)

    Схематически мы будем обозначать предложение так: ׀ _________ _________.

    Первое слово в предложении будет писаться с большой буквы. А схема­тически мы будем показывать пер­вое слово с дополнительной верти­кальной чертой.

    4. Физкультминутка.

    Раз, два, три, четыре, пять,-

    Начал заинька скакать.

    Прыгать заинька - горазд,

    Он подпрыгнул десять раз.

    5. Закрепление и осмысление зна­ний учащимися.

    Игра «Не ошибись»

    Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложе­ния. После каждого предложения хлопайте.

    (Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)

    Сорока и Дятел живут в лесу.

    Соро­ка целый день стрекочет.

    Она первой узнаёт лесные новости.

    Дятла назы­вают санитаром леса.

    6. Письмо элементов букв.

    7. Обобщение и систематизация зна­ний.

    Игра «Ещё одно словечко»

    Чича предлагает вам игру. Он назы­вает предложение. Ваша задача - до­бавить одно слово.

    Ира читает....

    Белка грызёт....

    Маша идёт....

    III . Итог занятия

    Что нового выучили на уроке?

    Чему научились?

    Занятие № 7

    Тема. Слова - названия предметов

    Цель: закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражне­ний; развивать речь учащихся; воспи­тывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.

    Оборудование: иллюстрации с вида­ми родного края, предметные кар­тинки, карточки-схемы.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I . Организация детей

    II . Основная часть

    1. Сообщение темы и задач заня­тия.

    - Как вы думаете, где самое лучшее место на Земле?

    Сегодня на уроке мы сможем отве­тить на этот вопрос. Будем составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударения.

    2. Восприятие и осознание нового материала.

    Рассмотрите иллюстрации на­шего города. Чем вам дорог родной край?

    Наши сёла, города прекрасны в лю­бое время года. Но леса, поля, сады наши богаты и волшебны. Я пред­лагаю вам отправиться в путь и по­смотреть, чем же одарила нас наша Родина.

    (Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы, выделяя ударе­ния в словах, составляют коллектив­но предложения.)

    Работа с загадками

    Красный нос в землю врос,

    А зелёный хвост - снаружи.

    Нам зелёный хвост не нужен,

    Нужен только красный нос. (Мор­ковь),

    Летом в огороде - Свежие, зелёные,

    А зимою в бочке - Жёлтые, солёные. (Огурцы)

    Он большой, как мяч футболь­ный.

    Если спелый - все довольны.

    Так приятен он на вкус!

    Что за шар это? (Арбуз).

    Сидит дед, в сто шуб одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слёзы проливает. (Лук)

    Раскололся тесный домик на две половинки,

    И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)

    Сто одёжек,

    И все - без застёжек. (Капуста)

    (Картинки-отгадки выставляются на доске. Дети делят слова на слоги, выделяют голосом ударный слог).

    Можно ли предметы назвать одним словом? Какой предмет лишний?

    Арбуз - это самая большая ягода.

    Скажите, а все эти предметы могут двигаться, дышать, издавать звуки? (Нет)

    Все эти предметы - неживые и от­вечают на вопрос что? А есть пред­меты, которые двигаются, дышат, говорят. Например, человек, соба­ка, белка и т. д. и отвечают на воп­рос кто?

    4. Игра «Съедобное - несъедоб­ное».

    Ребёнку бросается мячик и задаётся вопрос кто"? или что? А ученик при­думывает слово на данный вопрос.

    5. Физкультминутка.

    Представим с вами, что сейчас мы - не мальчики и девочки, а ска­зочные цветы.

    Наши нежные цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет. Наши милые цветки

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    6. Работа в тетрадях.

    7. Закрепление и осмысление зна­ний учащимися.

    Что нового вы узнали о словах?

    На какие вопросы отвечают сло­ва-названия предметов?

    Игра «Бывает - «е бывает»

    - Я буду говорить, а вы вниматель­но слушайте. Если такое бывает, ки­вайте головой. Если не бывает тако­го - приседаете.

    Мама моет посуду.

    Кролик ест траву.

    У курицы пять ног.

    Слон очень маленький.

    Собака грызёт кость.

    Коровы летают в небе.

    Котлеты жарят на сковороде.

    Школа стоит на облаке.

    Учитель старше первоклассников.

    Бабушка моложе внука.

    III . Итог занятия

    В какие игры можете поиграть с родными?

    Занятие № 8

    Тема. Слова, обозначающие действие предмета

    Цель: дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.

    Оборудование: иллюстрации, предмет­ные картинки, карточки-схемы.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I . Организация детей

    II . Основная часть

    1. Беседа.

    Посмотрите на рисунок. Назови­те слова, обозначающие предметы. Отвечайте: кто?- девочка; что?- краски.

    2. Актуализация опорных знаний.

    Работа над загадками

    Хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами.

    Песни распевает,

    Время считает. (Петух)

    Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живёт,

    В деревне кур крадёт. (Лиса)

    Мохнатенький, усатенький,

    Лапки мягоньки, а коготки

    остры. (Кот)

    Какие слова вам помогли отгадать загадки?

    На какие вопросы отвечают сло­ва-отгадки?

    Что они обозначают? (Названия животных)

    3. Сообщение темы и задач урока.

    Чтобы рассказать сказку, нам недо­статочно было слов-названий пред­метов. Нужны и другие слова: уходит, прощается, несёт, выручает. Сегод­ня на уроке мы узнаем, что обозна­чают эти слова, на какие вопросы от­вечают. Познакомимся со сказкой «Колосок».

    4. Физкультминутка.

    Давай с тобой попрыгаем,

    Попрыгаем, попрыгаем

    И ножками подрыгаем,

    Подрыгаем, подрыгаем.

    В ладоши мы похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем.

    И ножками потопаем,

    Потопаем, потопаем.

    5. Беседа.

    Что мы с вами делали? (Прыгали, дрыгали, хлопали, топали)

    На какой вопрос отвечают эти слова?

    Что они обозначают, называют?

    - Что делать? Что делаю? Что делали? другие вопросы,- это названия действий. Слова-названия действий рассказывают, что делает предмет.

    6. Работа парами.

    Вы будете работать парами. Один ученик называет предмет, а другой подбирает к нему слово-название дей­ствия. А затем - наоборот. Посмотри­те, как это сделают Чича и Пушок.

    Ч и ч а. Цветок - что?

    Пушок. Что делает?- Растёт.

    Пушок. Кто?- Мама.

    Чича. Что делает?- Убирает.

    7. Работа в тетрадях.

    8. Закрепление и систематизация знаний.

    Игра «Ещё одно словечко»

    Я буду бросать вам мячик и гово­рить слово, а вы будете добавлять сло­во, которое обозначает действие.

    Ира... (читает). Белка... (грызёт). Маша... (идёт) и т. д.

    9. Беседа по содержанию сказки «Ко­лосок».

    Кто герои сказки?

    Что делали Круть и Верть?

    Что делал Петушок?

    Почему Петушок не удерживал за столом мышат?

    III . Итог занятия

    Что нового вы узнали на заня­тии?

    Что вам понравилось?