Развитие объема внимания у младших школьников. Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Упражнение «Селектор»

Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

6. Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Упражнение «Мой день Рождения»

Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

8. Упражнение «Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

10. Упражнение «Муха»

Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды "мухам" подаются отдельно.

11. Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

12. Упражнение «Телефон»

Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, - говорит пузырь, - пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать - хохотал, хохотал да и лопнул!

Литература:

1. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки – М.: Просвещение, 1983.

2. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


Младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

Учителя начальной школы отмечают, что переход к школьному обучению - это достаточно трудный период для детей, так как в это время происходит перестроение памяти, внимания, мышления. Под влиянием обучения познавательные процессы становятся произвольными. Такие бурные изменения часто приводят к трудностям в обучении, потому что у детей еще не до конца сформированы определенные навыки и умения, чтобы управлять произвольными процессами при помощи волевых усилий. Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на объекте, у них сохраняются повышенная отвлекаемость, наблюдается небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать иллюстрации и слушать рассказ учителя, решать задачу и запоминать правило. Они не умеют выделять главное и существенное в учебном материале, отвлекаясь на яркие второстепенные детали, например, при чтении научного текста с красочными иллюстрациями. Поэтому важной задачей в младшем школьном возрасте является интенсивное развитие внимания и внимательности.

В развитии внимания детям помогают не только учителя на уроках, но и родители в домашних занятиях. Чтобы правильно организовать своевременную поддержку маленькому ученику, родителям надо понимать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

Что важно знать родителям об особенностях внимания у маленьких школьников?

Специалисты постоянно подчеркивают, что развитие внимания - процесс длительный и сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, продолжается в начальных классах, требует постоянной систематической работы. Но учителя зачастую не имеют возможности уделять много времени развитию произвольного внимания у школьников на уроках, так как помимо психологических задач, перед ними стоят задачи обучения. Совместно со школой многое могут сделать родители, в домашней обстановке повышая возможности своего ребенка. Для этого они должны знать, как правильно развить внимательность у младших школьников. Современные методики развития внимания предлагают различные упражнения, специальные задания, которые могут стать отличной тренировкой внимания учеников.

Для того чтобы упражнения давали эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно, ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать волевые усилия при монотонной, однообразной работе;
  • продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, для школьников с неустойчивой сосредоточенностью, плохой концентрацией занятия длятся до 10 минут;
  • соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному, например, сначала ребенок выполняет действия с одним объектом, затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;
  • использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо зарекомендовали себя графические диктанты, при помощи которых можно одновременно развивать концентрацию внимания, произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно: тренировочные упражнения на внимание предполагают многократное повторение одного и того же действия для отработки определенного навыка, например, сосредоточенности на тексте. Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в дальнейшем нежелание заниматься. Чтобы заинтересовать ученика, можно ввести соревновательный элемент, например, кто быстрее зачеркнет буквы, тот получить приз.

Виды тренировочных упражнений на развитие внимания

В методике школьного обучения разработано много эффективных упражнений на внимание. Это классические задания, творческие занятия, упражнения комплексные и направленные на решение какой-либо конкретной задачи. Подбор упражнений будет зависеть от следующих причин:

  • цели, которая стоит перед родителями;
  • уровня сформированности свойств внимания у ребенка.

Графические диктанты

Классическими упражнениями для развития внимания давно уже стали графические диктанты или рисунки по клеточкам, которые учителя проводят как разминку на уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою очередь, упражнение способствует развитию зрительного восприятия, слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3 клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более сложная тематика, увеличение количества просчитанных клеточек, усложнение направлений. Темами таких заданий могут быть: животные (жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко, лимон, помидор); окружающие предметы (дом, зонт, кораблик, ключик). Взрослые могут самостоятельно придумать темы для таких заданий.

Проводятся диктанты в двух вариациях:

  • Учащемуся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем раскрасить по своему усмотрению. Этот вариант больше подходит медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое восприятие.
  • Взрослый диктует последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в каких направлениях они располагаются. Такое задание считается более сложным, предлагается школьникам, у которых развито произвольность действий.

Важно : родителям в домашних условиях лучше начинать диктанты с простых изображений, постепенно переходя к сложным, например, мышка, собака, верблюд. Для достижения хорошего результата нужен положительный настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 - 25 минут.

Развивающее упражнение «Божья коровка»

Задание очень похоже на описанные выше графические диктанты. Взрослый предлагает учащемуся стилизованного жучка (игрушка, вырезанное изображение), которого надо передвигать по клеточному полю под диктовку. Упражнение предполагает, что ребенок должен проследить путь жучка глазами, не используя подручных средств (карандаша, ручки). Задание трудное, проводится после соответствующей подготовки ребенка. Направлено на развитие произвольного внимания у младших школьников.

«Корректурная проба»

Еще одним эффективным классическим упражнением тренировки внимания является задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном бланке (правильно подобранном тексте). Учителя советуют родителям выполнять такое упражнение с младшим школьником каждый день в течение 5 минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим вариантом задания будет зачеркивание знаков разным способом, например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить кружочком первую букву. Упражнение хорошо вырабатывает навык распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть внимательным и сосредоточенным».

«Перепиши правильно»

Педагоги начальных классов часто на уроках письма или чтения проводят упражнения, в которых ученики манипулируют с буквами и словами. Популярным является задание, в котором школьникам предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи. Задание сложно для ребятишек из-за монотонности, но отлично способствует формированию концентрации, интенсивности, сосредоточенности. Для выполнения упражнения необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9 лет.

Методика Мюнстерберга

К числу эффективных и популярных заданий для развития всех свойств внимания можно отнести действия со знакомыми словами, подобранными по методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал может располагаться в таблице, строкой, столбиком. Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять периодически.

Предлагаются следующие вариации заданий:

  • Найти и подчеркнуть выделенные курсивом слова, например, слбмуха кенгсад уджалето мцбк;
  • Выделить словарные слова и исправить в них ошибки, например, мксдарога куцвчира бюдкарова с;
  • Найти и подчеркнуть лишнее слово, например, пувмогурец зескапуста дыйквишня ткбпомидор чшя;
  • Прочитать пословицу в строке без пробелов, например, безтруда невытащишь рыбкуиз пруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому первоклассникам его еще сложно выполнять, лучше начинать работу со второго класса.

Диктант с комментированием

Такое упражнение проводится с учениками 2-3 класса, когда они уже владеют произвольным поведением. Взрослый подбирает текст (на первых порах несложный для детского восприятия), затем один раз медленно читает каждое слово с проговариванием всех орфограмм (правил написания). После комментирования слово записывается ребенком. Для стимуляции школьника можно использовать поощрительный приз. Примерный текст для комментированного письма:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Упражнения с творческой направленностью

Приемы развития внимания у младших школьников, которые широко применяют учителя начальной школы, можно использовать как творческие упражнения в домашних занятиях. Они не только тренируют внимательность, но и развивают мышление, воображение, дают возможность школьнику раскрыть творческие способности.

«Угадай словечко»

Школьнику предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение развивает концентрацию, распределение внимания. Например, басока (собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое слово, главное, оно должны быть знакомо детям. Когда задание будет выполняться ребенком достаточно легко, он может сам предлагать перепутанные слоги.

«Шифр для слова»

Детям всегда нравится выполнять подобные задания, которые развивают , воображение, внимательность. Взрослый предлагает школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы. Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и составляется слово.

В упражнения с творческой направленностью также входят такие задания, когда надо выполнить определенные действия на получение творческого результата.

«Сделай по образцу»

Задание повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и выложить по образцу узор, картинку в течение определенного времени, начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются, время увеличивается. Эти задания родители могут придумывать сами или использовать детские пазлы. Главное, материал должен соответствовать возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

«Нарисуй, что запомнил»

Упражнение тренирует внимательность, память, воображение, такие свойства, как объем, концентрацию, послепроизвольное внимание. Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

  • живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);
  • растительный мир (деревья, цветы);
  • предметы быта (посуда, мебель);
  • символы (звезды, цифры, буквы).

«Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить маленького ученика призом.

Важно: все представленные тренировочные упражнения являются популярными, доступными в исполнении. Они часто используются педагогами и психологами в работе с младшими школьниками, дадут хорошие результаты, если их правильно проводить в домашних условиях. Желаем удачи в развитии ваших детей!


Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качестве главной функции определены отбор необходимых данных и отсечение ненужных сведений. Умение сосредоточиться на словах учителя или изучаемом объекте — залог хороших оценок, в то время как рассеянность ведет к снижению успеваемости. Диагностировать наличие либо отсутствие внимания можно с помощью специальных тестов, проведение которых входит в перечень обязанностей школьного психолога. При отрицательном результате родителям будет рекомендовано принятие определенных мер.

Терминология

По сути внимание представляет собой познавательный процесс, подразумевающий необходимость обработки данных. Источниками последних являются органы чувств, конечной точкой — нервная система человека. Психологи и нейропсихологи изучают особенности обработки сведений, выявляют значимые для процесса факторы и занимаются поиском способов устранения тех или иных нарушений. Наиболее значимый для развития внимания период выпадает на возраст 6-8 лет. В эти годы фиксируется становление главных свойств, присущих процессу.

На сегодняшний день внимание принято делить на:

  • произвольное , вырабатываемое в момент осознанного сосредоточения ребенка на конкретном объекте/предмете (совершенствуется в ходе развивающих игр и требует определенного волевого усилия);
  • непроизвольное , возникающее вне зависимости от воли малыша в минуты воздействия на органы чувств какими-либо раздражителями;
  • послепроизвольное , наблюдаемое при становлении/проявлении интереса к определенным объектам/предметам (фиксируемое впоследствии сосредоточение ориентировано на обслуживание конкретного увлечения).

Вниманию присущ ряд основополагающих свойств, благодаря которым удается раскрыть особенности проявления сосредоточения в период взаимодействия субъектов и объектов. Вследствие этого внимание может быть оценено с помощью следующих характеристик:

  • количества объектов/предметов, одновременно удерживаемых вниманием;
  • умения полноценного оперирования рядом объектов;
  • возможности удержания предмета/объекта в зоне сосредоточения;
  • продолжительности периода фиксации на конкретном объекте при сосредоточении;
  • возможности перенаправления функции сосредоточения на другие предметы/объекты.

Совокупность перечисленных выше свойств дает общее представление о состоянии внимательности. Благодаря этому в моменты наблюдений у человека формируется фронтальная картина суждений о мире и требующих решения задачах.

Для психологии характерно соответствие четко сформулированного понятия любому аспекту:

  • Концентрация — способность сосредоточения на предмете/объекте и удержание данного состояния;
  • Устойчивость — продолжительность сосредоточения на конкретном предмете/объекте;
  • Объем внимания — возможность одновременного сосредоточения на двух и более объектах;
  • Переключаемость — функция перераспределения внимания между несколькими различными направлениями;
  • Распределение — способность одновременного удержания в зоне внимания нескольких разноплановых предметов/объектов.

Что немаловажно, все приведенные выше свойства могут развиваться и корректироваться. Очередной важный в развитии внимательности аспект связан с невозможностью оценивания внимания с позиций распределения, переключаемости и устойчивости при отсутствии возможности оперирования хотя бы минимальными данными о предметах/объектах. Не исключено, что именно данной особенностью обусловлена необходимость проведения занятий развивающего характера с малышами дошкольного возраста (4-6 лет), пребывающими в фазе активного сбора знаний о предметах и людях. Мамы и папы обязаны развивать в детях умение сосредоточения и перераспределения концентрации в наиболее приемлемых для их развития направлениях.

9 1

Многие родители, чтобы идти в ногу со временем прямо из колыбели подсаживают малыша к монитору. Но как правильно давать малышу компьютерное образовани...

Особенности внимания, характерные для учащихся начальной школы

На протяжении первых лет школьного обучения четко прослеживается доминирование непроизвольного внимания. Навык управления вниманием у малышей данной возрастной категории развит чрезвычайно слабо, вследствие чего дети не могут концентрироваться на конкретных объектах. Препятствует этому и частое отвлечение, обусловленное повышенной впечатлительностью и склонностью к переходу в возбужденное состояние. По-разному сказываются на внимании и разновидности учебной деятельности. Ребятня не остается равнодушной к эмоционально привлекательным объектам, чего нельзя сказать о процессах запоминания стихотворений и устного объяснения материала. В последнем случае фиксируется быстрая утомляемость, что должно быть учтено педагогами.

Методы улучшения параметров внимательности

Первые шаги на пути развития основных характеристик произвольного внимания необходимо предпринимать в дошкольном возрасте. Реализация данной задачи возлагается на воспитателей и родителей. Малышам, не переступавшим школьного порога, могут быть рекомендованы следующие упражнения:

  1. Дошкольнику предлагается нарисовать рисунок на листе бумаги. По окончании работы изображение передается взрослому с целью дополнения картинки какой-либо деталью. Указанные действия малышом не отслеживаются (можно предложить ребенку отвернуться в этот момент). Положительный результат фиксируется при обнаружении дошкольником всех внесенных в рисунок изменений. Это упражнение ориентировано на развитие концентрации.
  2. Развитию свойства переключаемости способствуют игры в «съедобное — несъедобное» , предполагающие ловлю дошкольником мяча при озвучивании съедобных объектов и отбрасывание при назывании несъедобных предметов.
  3. Как ни странно, игра в «ладушки» может рассматриваться в качестве хорошего упражнения на развитие устойчивости. Сценарий для обеих рук, а также левой/правой ладошек оговаривается заблаговременно.
  4. Требует присутствия взрослого и упражнение на объем. Помимо этого придется соорудить картонную перегородку, за которой каждый из участников по очереди будет выкладывать фигуры из 8 спичек. Смысл упражнения заключается в воспроизведении увиденного. Задача осложняется тем, что на запоминание отводится лишь несколько секунд . Точное выкладывание собранной взрослым фигуры наделяет дошкольника правом выкладывания собственного изображения. Разгадывание рисунка при этом возлагается на взрослого.

У преобладающей части первоклашек уже присутствует как произвольная, так и послепроизвольная разновидности внимания. Подтверждается это оперированием определенными знаниями и наличием конкретных интересов. В то же время следует отметить, что учащиеся младшей школы не могут обходиться теми атрибутами концентрации, которых было достаточно дошкольнику. Объясняется это необходимостью длительного сосредоточения на одном либо нескольких объектах, что невозможно без наличия способностей концентрирования, удержания и переключения внимания. Доступный ребенку оперативный объем концентрации должен не только удерживать, но и обрабатывать все поступающие сведения.

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн...


Развивать внимание у школьников младших классов желательно на каждом занятии. Наиболее подходящим временем считается начало урока
. Именно в этот период рекомендовано выполнение нескольких упражнений, ориентированных на активизацию внимания. Иметь представление о способах пробуждения концентрации обязаны и родители. Умение «включения» присущих восприятию возможностей познания существенно облегчает жизнь младшего школьника. При таком подходе сокращается время, затрачиваемое на подготовку домашнего задания. Неизрасходованные силы и свободные часы ребенок может потратить на игры, хобби и общение со сверстниками.

Взрослые, опекающие учащихся младших классов, могут совершенствовать характеристики произвольного внимания с помощью специальных упражнений:

  1. Оптимальными материалами для тренировки устойчивости признаны текстовые фрагменты, содержащие бросающиеся в глаза ошибки. На их обнаружение школьнику младших классов отводится небольшой промежуток времени. На начальном этапе целесообразно ограничиться короткими текстами. На протяжении занятия можно прорабатывать от 1 до 5 текстовых отрывков. При успешном выполнении рекомендуется переход к более сложным заданиям.
  2. Улучшить концентрацию поможет пара идентичных наборов пуговиц различной формы и размера. Помимо этого ребенок и один из родителей снабжаются листами бумаги с начерченной на них квадратной сеткой. В средней части поверхности стола выставляется заграждение из картона. Далее один из участников выкладывает пуговицы в произвольном порядке на выделенном ему игровом поле. Второму участнику предстоит запомнить места нахождения фишек в период отсутствия перегородки (на это отводится несколько секунд) и воспроизвести увиденное на собственном поле.
  3. Упражнение на объем начинается с записи 10-15 чисел. По окончании указанного действия взрослый демонстрирует ребенку полученную совокупность цифр в течение нескольких секунд. Далее школьник должен озвучить то, что ему удалось запомнить. Повторение приветствуется. Количество подходов может варьироваться от 10 до 25. По окончании каждого из них практикуется добавление к последовательности дополнительного числа.
  4. Тренировать переключаемость можно посредством поиска пропущенного числа. Как правило, школьники младших классов имеют представление о простейших математических действиях, вследствие чего проявляют интерес к сложным числовым рядам. К этой группе относятся и задания, связанные с исключением «лишних» растений, птиц, предметов и т.д.
  5. В упражнении на распределение родитель/педагог направляет воображаемого жучка по полю, составленному из сегментов квадратной формы. Команды, содержащие информацию о направлении движения и количестве пройденных клеток, озвучиваются вслух. Движение по диагонали не предусмотрено. На школьника младших классов возлагается задача мысленного «ведения» жучка по клеткам. Использование карандаша/пальцев запрещено. Команда «Остановка» предполагает нанесение пометки в виде крестика на соответствующую клетку. В ходе данного упражнения развивается внимание и у взрослых.

Из других вызывающих интерес заданий может быть предложено нахождение отличий в двух картинках, поиск выхода из лабиринта, зачеркивание определенной буквы в журнале/газете и многое другое. С энтузиазмом воспринимают дети и просьбы о перечислении предметов определенной формы либо цвета. Также можно попросить ребенка отыскать слова в бессмысленном на первый взгляд ряде букв: КРНКРОТЛИМАСУКВРПРОВОДНА (КРОТ, СУК, ПРОВОД и т.п.).

5 1

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей? Какие для этого лучше всего подходят занятия и упражнения? На что родителям маленьких детей обратит...

Востребованы также игры «Лови — не лови» и «Топ-Хлоп». В первом случае малыш ловит брошенный взрослым мяч при наличии команды «Лови!». Брошенный без этой команды мяч ребенок отбивает. Во втором случае школьник должен оценить правильность произнесенных взрослым фраз и отреагировать определенным образом. Соответствующие истине слова («Зимой холодно») сопровождаются хлопком, в то время как на противоречащие здравому смыслу высказывания («Автомобиль летает») ребенок должен ответить топаньем.

Заключение

Успешность учебного процесса напрямую зависит от проявляемого младшими школьниками внимания. За полноту развития важного процесса отвечают педагоги детских образовательных учреждений и ближайшее окружение (члены семьи, родственники). Достижение положительных результатов невозможно без осознания учителями и родителями процесса восприятия детьми объектов окружающей действительности. Помимо этого взрослые должны иметь представление об особенностях данного процесса, открывающихся возможностях и категориях, определяющих его сущность.

Повышению эффективности занятий, ориентированных на развитие внимания, способствует использование в упражнениях увлечений и хобби малыша. Правильно выполненные крохой действия должны сопровождаться соответствующими эмоциональными откликами со стороны взрослого (радость, удивление, восторг). Родители и педагоги не должны забывать о том, что наилучшие результаты фиксируются при выполнении упражнений игровой направленности. В большинстве случаев дети откликаются на оригинальные и неожиданные ходы, вызывающие у них интерес. Из других важных аспектов успешного развития внимания следует отметить регулярность занятий. Проводить их можно как в домашней обстановке, так и во время прогулки. Взрослые также обязаны помнить о том, что неправильные действия малыша не должны сопровождаться руганью. При этом кроху желательно хвалить даже маленькие победы.

Отлично зарекомендовали себя в сфере формирования внимания пошаговые инструкции к заданиям. Склонных к отвлечению школьников младших классов целесообразно привлекать к продолжению выполнения упражнения в доброжелательном тоне. Довольно часто предложение о дорисовке домика оказывается эффективнее окрика «Не отвлекайся!».

1 0