Внеклассное мероприятие "необычное путешествие". Игра «Поле чудес» на тему «Кулинарное путешествие по России

1. Название какого фрукта с латинского языка буквально переводится «зернистый»? (Гранат)

2. Название какого блюда буквально переводится с французского как «уксус»? (Винегрет)

3. Название какого блюда в латинском языке буквально означало «посоленное морской водой»? (Маринад)

4. Пить с кем-то вино в знак установления тесной дружбы и приятельского перехода на «ты» называется немецким словом «брудершафт». А как оно переводится? (Братство)

5. Скажите по-немецки «хлеб с маслом». (Бутерброд)

6. Название какого фрукта восходит к латинскому языку и буквально значит «скороспелый»? (Абрикос)

7. Название какого фрукта в голландском языке буквально означает «яблоко из Китая»? (Апельсин)

8. Название какого овоща произошло от латинского слова «голова»? (Капуста)

9. Название какого овоща в греческом языке означает «неспелый, незрелый»? (Огурец)

10. Какой овощ итальянцы назвали «золотое яблоко»? (Помидор)

11. Какой мясной продукт получил свое название от русского слова «ветхая», «старая»? (Ветчина — это мясо, заготовленное впрок, а значит, не является свежим)

12. Название какого блюда образовано от удмуртских слов «ухо» и «хлеб»? (Пельмени. Пель — ухо, нянь — хлеб)

13. Название какого пищевого продукта родилось в Древней Индии и буквально означает «песок, гравий»? (Сахар)

14. Название какой сладости восходит к латинскому языку и первоначально означало «приготовленное лекарство»? (Конфеты — от «конфектум»)

15. Мы заимствовали название этой сладости из французского языка, где оно означало «пастила из айвы». Назовите ее. (Мармелад)

16. Название какого мучного изделия в переводе с греческого означает «масляная лепешка»? (Оладьи)

17. Название какого мясного блюда в переводе с немецкого означает как «обрезок бумаги, стружка»? (Шницель)

18. Какая крупа получила свое название за жемчужный цвет зерен? (Перловка — от перл— «жемчужина»)

19. Название какого блюда из творога, в который вводят взбитые в густую пену яичные белки, во французском языке имеет еще и значение «пощечина»? (Суфле)

20. Название какого холодного супа говорит о том, что он сварен из свеклы с ботвой? (Ботвинья)

21. Какой овощ очень хорошо хранится до весны, и поэтому в Великий Пост его на Руси съедали больше, чем репы, капусты и моркови, за что он получил название «покаянный овощ»? (Редька)

22. Название какого жира с латинского языка буквально переводится как «перламутровый»? (Маргарин)

23. Название какого напитка переводится с английского языка как «петушиный хвост»? (Коктейль)

24. Сырье для какого напитка бывает черным и зеленым? (Чай)

25. В грузинской деревне можно увидеть такую картину: на дороге лежит кожаный мешок с какой-то жидкостью. Каждый, кто проходит мимо этого мешка, должен его пнуть. Какой напиток готовится таким способом? (Кефир — мацони)

26. Как называется напиток, получаемый из молока кобылиц? (Кумыс)

27. В названии каких напитков ясно видно, что они сделаны из цитрусовых? (Лимонад и оранжад)

28. Какой целебный напиток можно добыть в весеннем лесу? (Березовый сок)

29. Русское церковное вино с французским названием? (Кагор)

30. Какой напиток получится, если залить водой обжаренные куски хлеба и добавить сахар? (Квас)

31. Какой напиток можно приготовить из «арабики»? (Кофе)

32. Что превращает черный кофе в капуччино? (Сливки)

33. Как называют на Востоке сгущенный сироп из фруктов и прохладительный напиток из фруктового сока и сахара? (Шербет)

34. Горячий напиток из меда и пряностей? (Сбитень)

35. Название какого кисломолочного напитка говорит о том, что его очень легко приготовить? (Простокваша)

36. Назовите три продукта, с повышенным потреблением которых связывают шесть из десяти заболеваний, заканчивающихся смертельным исходом? (Соль, сахар, животные жиры)

37. Что на Руси подавали вместо соусов? (Взвары)

38. Где были созданы все классические соусы? (Во Франции в семнадцатом -восемнадцатом веках)

39. Какой дорогостоящий деликатес северонемецких городов в четырнадцатом-пятнадцатом веках успешно конкурировал на мировом рынке с пушниной и льном из России, винами Франции и английской шерстью? (Балтийская сельдь специального посола)

40. Кто изобрел майонез и по имени какого города он назван? (В 1757году при осаде англичанами Маона французские повара разнообразили меню осажденных новым блюдом, приготовленным из яиц и прованского масла. Назван майонез по имени столицы острова Менорка — Маон)

41. Каким способом можно избавиться от горечи плода грейпфрута? (Надо снять полупрозрачную кожистую пленку, одевающую чехольчиком каждую дольку плода, в которой и сосредоточены главным образом хинная кислота и горчащие гликозиды)

42. Какой молочный продукт один из самых старых рукописных лечебников «Прохладный вертоград» рекомендовал использовать как противоядие при острых отравлениях? (Сквашенное молоко — простоквашу)

43. Что называли на Руси напитками? {Кофе, какао, шоколад, чай. Напитки не пили, а кушали)

44. Название какого молочного продукта у кавказских народов происходит от слова «здоровье»? (Кефир от слова «кеф» — «здоровье»)

45. Какие две ягоды поэтично называют «северным виноградом»? (Клюкву и крыжовник)

46. Чем отличается курага от урюка? (Курага — разрезанные вдоль пополам и высушенные без косточек на солнце плоды зрелых абрикосов. Урюк — сушеные плоды абрикосов с косточками. «Куру» с тюркских языков переводится «сухой»)

47. Из какого злака делают перловую крупу? (Из ячменя. А назвали ее так за ее перламутровый цвет)

48. Как одним кулинарным словом можно назвать печень, селезенку, сердце, язык, мозг, кишки, почки, кости сельскохозяйственных животных? (Субпродукты)

49. Известное блюдо итальянской кухни, названное по имени не менее известного города? (Пицца. Пиза)

50. Откуда произошло слово «суп»? (От итальянского «уппа», что означает нечто мягкое, то, что пьют)

51. Отсутствие какого ежедневного блюда на столе в некоторых старинных книгах считалось свидетельством неблагополучия в доме? (Суп)

52. Какой продукт использовали в античные времена вместо сахара? (Мед и сироп из сока прессованных фиников)

53. О каком продукте поэт Средневековья Виктор Мэзи оставил нам такие слова: «...ты поэзия, букет нашего обеда. Что бы означала жизнь, если бы тебя не было»? (О сыре)

54. Какой продукт врачи и ученые характеризуют так: «пища, не знающая запретов», «совершенный продукт», «природный концентрат полезных свойств молока», «наиболее мягкий продукт питания», «диета для всех»? (Творог)

55. Мясо какой свиньи считалось в Древней Греции деликатесом? (Умершей от переедания)

56. В какой стране появились вегетарианцы? (В Индии около 1 000 лет до нашей эры)

57. Где впервые появилась лапша и когда? (В Китае в первом веке нашей эры)

58. С какой водой смешивали вино в Древней Греции? (С морской водой)

59. Где появились самые первые в мире рестораны? (В Китае, в 1153 году в Кайфыне)

60. Как по-другому называется черемша? (Медвежий лук)

61. Какое из яиц наиболее полезно: сырое, сваренное всмятку, сваренное вкрутую или жареное? (Сваренное всмятку)

62. Где была создана самая первая поваренная книга? (В Месопотамии в 1700 году до нашей эры)

63. В какой воде шампанское быстрее охлаждается — в сырой или кипяченой? Кому принадлежит это открытие? (В кипяченой. Это открытие принадлежит Нерону)

64. Где появилась жевательная резинка и когда? (В Центральной Америке в XIII—XIV веках)

65. Где появилось какао? (В Мексике)

66. Какао + красный острый перец + кукурузная мука + вода. Какой напиток готовили ацтеки из этой смеси? (Какао)

67. Когда появился кофе и где он произрастал? (Кофе упоминается впервые в десятом веке нашей эры. Произрастал он в Эфиопии)

68. Когда и где начали употреблять пиво? (В Месопотамии и Египте в третьем тысячелетии до нашей эры)

69. Что такое гювеч? (Блюдо болгарской кухни из овощей, запеченных в духовке с бараниной)

70. Как буквально переводится слово «симпозиум»? (От греческого слова «symposion», буквально — пиршество)

71. Как первоначально называли кушанья, которые для засолки клали в морскую воду? (Маринад)

72. Китайские повара утверждают, что можно приготовить еду из чего угодно, кроме... Назовите поэтический образ того, из чего нельзя приготовить еду, какой называют китайские повара. (Из отражения луны в озере)

73. Рыба, которой все косточки пересчитали и удалили. (Филе)

74. Что растет в поле, о котором можно сказать, что это непочатый край початков? (Кукуруза)

75. Приправа, задающая перцу едокам. (Аджика)

76. Какое слово роднит маленький мандарин со здоровенным грейпфрутом? (Цитрус)

77. Мясо рыбного царя. (Осетрина)

78. Как называется загулявшее тесто? (Опара)

79. Какой продукт дал название месяцу, которого нет в календаре? (Мед. Медовый месяц проводят молодожены после свадьбы)

80. Как называется одичавшая клубника? (Земляника)

81. Кулинарное украшение для ушей. (Лапша)

82. О каком кулинарном изделии можно сказать, что это «накрученное кушанье»? (Рулет)

83. Какую часть яйца отвергло безе, но привлек гоголь-моголь? (Желток)

84. Назовите самую распространенную птичку-леденец. (Петушок)

85. Упрощенный вариант колбасы для хот-дога. (Сосиска)

86. Какая ягода получила свое название из-за вонючих листьев? (Смородина — от слова «смрад» — неприятный запах)

87. Каким одним словом, но не «еда», можно назвать и борщ, и суп, и уху, и ши? («Первое»)

88. Она хороша и под шубой, и без нее. (Селедка)

89. Невидимая, но полезная часть еды. (Витамин)

90. Фруктовая взрывчатка. (Гранат)

91. Суп с салатом в одном флаконе. (Окрошка)

92. Съедобная мумия арбузной корки. (Цукат)

93. Какой рассольник на Руси ели руками? (Пирог с солеными огурцами)

94. Как называется мясная закуска, которая дрожит? (Студень, холодец)

95. Какой праздничный наряд носит селедка? (Шуба)

96. Как называют грибы, появляющиеся на варенье? (Плесень)

97. Она на вкус прекрасная, хоть черная, хоть красная. (Икра. Смородина)

98. Какую ягоду дачник может вырастить, лишь превратив свои шесть соток в болото? (Клюкву)

99. Как называют «клей» для студня, не желающего застывать? (Желатин)

100. Как называется спрут, не вышедший ростом, но вышедший вкусом? (Кальмар)

101. Какие конфеты, любимые многими детьми, содержат слово «мел»? (КараМЕЛь, МарМЕЛад)

102. Какое блюдо готово у стряпухи в любую минуту дня и ночи? (Уха — стряпУХА)

103. Как одной крошкой накормить всю семью? (Добавить к ней букву «О», и получится «окрошка»)

104. В какие прямоугольные кубики играют на кухне современные женщины? (Бульонные кубики)

105. Как кислый кефир сделать сладким без сахара и варенья? (Заменить букву «К» на «3»: кефир — зефир)

106. Какой салат можно найти среди французских имен? (Оливье)

107. Что очень холодное есть внутри селедки? (Лед — сеЛЕДка)

108. Назовите окончательно свернувшееся кондитерское изделие. (Рулет)

109. Скажите по-французски «палка». (Батон)

110. Хлеб кавказской национальности? (Лаваш)

111. Какой деликатес в Италии и Франции отыскивают свиньи? (Грибы трюфели)

112. Каких «червячков» любят в России не меньше, чем в их родной Италии? (Вермишель. «Вермичелло» по-итальянски «червячки»)

113. Что варят, но потом не едят? (Чугун, сталь, лавровый лист)

114. Кто целый день печет, жарит, а блинами не угощает? (Солнце)

115. Какие страшные монстры едят только глаза? (Дым, мыло, шампунь)

116. Что хозяйки тушат, а есть никому не дают? (Свет, свечи)

117. Трюфель, но не гриб; ирис, но не цветок? (Конфета)

118. «Заоблачный сад», где яблоко оказалось тем еще фруктом. (Рай)

119. Плавленый сырок с теплыми человеческими отношениями в своем названии. («Дружба»)

120. Какое мясное блюдо должен уметь готовить каждый кок? (Макароны по-флотски)

МКОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа»

Игротека программы
«Разговор о правильном питании»
Викторина «Поле чудес» на тему:

Провела: Мехонцева Н.Г.

Тема: «Кулинарное путешествие по России».
Форма работы: викторина для учащихся младших классов
Задачи:
- сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа;
- расширить представление о кулинарных традициях своего народа;
- изучать историю быта своего народа, используя самое важное и полезное;
- расширять кругозор;
- прививать культуру здорового питания.
Основная цель реализации программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Результаты работы программы подтверждают ее эффективность: программа помогает укреплению здоровья детей.
В ходе занятий дети получают знания о пищевой ценности продуктов, о полезности или вреде употребления, узнают основные медико-биологические данные о витаминах, минеральных веществах, их влиянии на организм. Знания, которые даются, адаптированы под определенный возраст. Ребята с большим удовольствием получают новую информацию.
Задача этих мероприятий - рассказать ребятам в игровой форме о важности правильного питания, а также убедить их в том, что здоровое сбалансированное питание - это полезно, вкусно и весело.
Какими бы полезными и интересными ни были занятия, детям нужен праздник – выразительный, запоминающийся.
Увлекательный сценарий викторины позволит детям легко усвоить основные правила здорового питания в разных регионах нашей страны в прошлом и настоящем.

Оборудование: мультимедийный проектор, детская игрушка «Юла» со стрелкой, карточки с цифрами, физическая карта России, картинки продуктов, призы.

Ход мероприятия:

Ведущий.
-Здравствуйте, уважаемые участники викторины! Сегодня мы с вами совершим необычное кулинарное путешествие по России, во время которого вы узнаете, какие продукты, блюда были на Руси, чем была полезна еда наших предков. Наше занятие будет проходить в форме игры «Поле чудес». Для отбора участников проводим блиц – турнир по загадкам о продуктах питания. За правильный ответ получают жетон. Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками игры соответственно 1, 2, 3 туров.

Загадки о продуктах питания.

1. Комковато, ноздревато и губато, и горбато,
И твердо, и мягко, и кругло, и ломко.
И черно, и бело, и всем людям мило.(хлеб)

2. Сидит на ложке, свесив ножки.(лапша)

3. Белая бочка, а в ней ни сучочка.(яйцо)

4. В воде родится, но воды боится.(соль)

5. В городе Торжке продают бабу в горшке.(каша)

6. Дедушка смеется, на нем шубонька трясется.(кисель)

7. Что всегда поверх воды?(масло)

8 Белая беляна,

По полю гуляла,

Домой пришла,

По рукам пошла.(мука)

9. Мы с ватрушкою друзья, куда она, туда и я.(творог)

10. Дорогой капитал все души напитал.(борщ)

12. Чем больше ешь, тем больше остаётся.(орех)

13. Золотое решето чёрных домиков полно,
Сколько чёрненьких домков – столько беленьких жильцов. (подсолнух)

14. Чёрная макушка, желтая опушка.

Ведущий.
- По подсчётам жетонов выявлены участники викторины.
Итак, задание 1 тура.
Слайд 2.

Картофель на Руси раньше не знали. Заменял его другой овощ. Его запекали в печи, ели сырым. Как он называется? Слово из 4 букв.

Ведущий.
- Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении многих веков в Центральной России. О нём осталось много свидетельств в русском языке («дешевле пареной репы», «лук репчатый», «репница» - старинная похлебка из репы с солодом, и многое другое). Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Существует много разновидностей растения, которые различаются по форме, цвету и размеру корнеплодов.
Слайд 3.
(Учащиеся прикрепляют на карту России картинку репы.)
Ведущий.
Приглашаются следующие участники. Слушаем внимательно задание 2 тура.
Слайд 4.
На Руси её ели сырую, сушённую, мороженную, квашенную, солёную или варёную. Что же это за необычный продукт? На табло 4 буквы.

Ведущий.
- Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии северных народов. Рыба, разумеется, была пищевым сырьем и в других регионах России. Это Заволжье, Зауралье, Дон, Кубань.
Но рыбные блюда различались не только степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что ее ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную, но и тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись по-разному, разными методами.
Слайд 5.
(Ученики помещают на карту России картинку с изображением рыбы)

Участникам 3 тура придётся вспомнить сказки А.Пушкина. Вот задание: как назывался древнейший вид зерна, из которого варили каши, о которой упоминается в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде». Слово из 5 букв.

Ведущий.
Слайд 7.
-В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда говорит попу:
«В год за три щелчка по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу»
Полба (спельта) – это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней.
В полбе, в отличие от пшеницы, самое большое количество белка. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно для детей. В полбе более высокое содержание железа, протеина и витаминов группы В, чем в обычной пшенице.
Содержащиеся в полбе особые растворимые углеводы обладают способностью укреплять иммунную систему. Кроме этого, полба очень легко и быстро усваивается организмом (отсюда быстрое насыщение после ее "поедания").
Полба содержит практически все питательные вещества, в которых нуждается человек, в гармоничном и сбалансированном сочетании и не только в оболочке зерна, а равномерно во всем зерне. Это означает, что она сохраняет питательную ценность даже при самом тонком помоле.

Полба – в противоположность другим выращиваемым видам зерновых – генетически очень здоровое растение; ее ценность для здоровья и ее внутренняя сила несравнимо выше. Она устойчива к радиоактивности и заражениям окружающей среды, так как зерно плотно покрыто несколькими слоями (мякиной). Она была единственной культурой, которая после атомной катастрофы в Чернобыле осталась невосприимчивой к излучению. Кашу из этого зерна готовили в Сибири, на Урале.
(Ученик наносит на карту России картинку с полбой)
Ведущий.
- А теперь- - игра со зрителями.
Слайд 8.
-Мы – жители большого и хлебосольного казачьего края. Как же называется блюдо, появившееся на Кубани вместе с запорожскими казаками, поселившимися на Кубани в 18 веке.

Ведущий.
Слайд 9.
- Да, это Его Величество - Кубанский борщ.
Борщ на Кубани, с одной стороны, блюдо совершенно повседневное, а с другой - блюдо абсолютно особенное, и в нем даже есть нечто ритуальное.
Традиционный обед на Кубани обязательно начинался с борща. Но иногда мог им и заканчиваться. Всякое бывало, бывало и так, что в доме хоть шаром покати и на стол, кроме хлеба и сала с чесноком, хозяйке и поставить было нечего, но если она всё же успевала приготовить кастрюлю наваристого кубанского борща, - считайте, что обед удался, и краснеть хозяйке уже не приходилось.
(Ученик прикрепляет к карте России картинку с этим блюдом)
-Ребята, знаете ли вы пословицы о борще?
(Предполагаемые ответы детей)
Слайд 10.
Борщ и капуста – в доме не пусто.
Борщ без каши – вдовец, каша без борща –вдова.
Борщ да каша – пища наша.
У одной хозяйки борщ всегда разный.
Ведущий.
- Вот мы и подошли к финалу. В этот тур вышли ребята, знающие кухню разных народов России. Задание на финал.
Слайд 11.
Как в старину на Руси называлась сильно разваренная каша, разжиженная водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука. Слово из 6 букв.

Ведущий.
Слайд 12.
- К кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как мучные кисели овсяный, гороховый, ржаной. Кащицы и разные кисели любят готовить в Центральной России, на Урале, в Сибири. В то же время в некоторых районах Предуралья и Зауралья сохранилось употребление и русских кислых «твердых» киселей ржаного и овсяного, которые едят как сладкое блюдо, лакомство, холодными, с медово-ягодной подливой.
(Ученик прикрепляет к карте картинку с киселём)
- Кто из сидящих в зале знает пословицы о киселе, таком простом и полезном продукте.
Слайд 13.
(Предполагаемые ответы детей)
Киселём брюха не испортишь.
Кисель досыта – бабья еда.
Киселю да царю всегда есть место.

Ведущий.
Слайд 14.
-В предлагаемой супер – блиц игре финалист должен отгадать, как назывался хлеб северокавказской кухни, который можно взять с собой, надолго уходя из дома, так как он сохраняет свою свежесть.

Ведущий.
Слайд 15.

Это лепёшка. Традиционно лепешки не режутся ножом, а ломаются руками. Причем, класть отломанные куски лепешки «лицом» вниз строго запрещено столовым этикетом: это считается непочтительным отношением к хлебу.
Существует обычай, согласно которому путник, покидающий родной дом, берет с собой часть лепешки, которая хранится дома до его возвращения.
(Ученик на карте отмечает место картинкой с изображением лепёшки)
Ведущий.
-Вот и подошло к концу наше увлекательное кулинарное путешествие по России. Я думаю, участники викторины и зрители почерпнули для себя много нового, интересного и полезного о продуктах питания в разных регионах нашей страны.
Победитель викторины получает в подарок «фруктовую» корзину, а остальные участники - рецепты кубанской кухни.
Большое всем спасибо!
Слайд 16.

13PAGE 14615

"Кулинарное путешествие
по России"Times New Roman

Единица содержания : знакомство с необычными музеями мира.

Цели занятия:

Обучающий аспект.

  • познакомить учащихся с необычными музеями мира (познавательные универсальные учебные действия);
  • применить знания при создании пригласительного билета в необычный музей (познавательные универсальные учебные действия).

Развивающий аспект.

  • развивать мышление при сравнении разных типов музеев (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать монологическую речь при ответах (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • развивать умение работы в группе (коммуникативные универсальные учебные действия);
  • осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы (регулятивные универсальные учебные действия);

Воспитывающий аспект.

  • воспитывать интерес к мировой культуре.
  • формировать личностное восприятие эмоционального отношения к разнообразию музеев мира (личностные универсальные учебные действия).
  • воспитывать культуру общения со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип занятия: Изучение новых знаний.

Этапы занятия:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (Пг);
  • усвоение нового материала (Усв);
  • первичная проверка усвоения (Пп);
  • итог на рефлексивной основе (Ит).

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • ноутбук;
  • раздаточный материал с напечатанными заданиями;
  • заготовки приглашений;
  • канцелярские принадлежности.

1. Организационный (1 мин.).

Задача : настроить на работу.

2. Мотивационный (3 мин.).

Задача : включение в деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность педагога: организует беседу.

Деятельность учащихся: вступают в диалог.

– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время? (ответы детей)

– Правильно, ковер-самолет, машина времени.

– Существует ли «машина времени» в действительности? … Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующему стихотворению:

Есть место, где всегда живет история,
Предметы, вещи и дела минувших лет.
И мы, входя на эту территорию,
Стараемся на все найти ответ.
Нам в этом месте каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Там нам подарят много впечатлений
Научат нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Там будут бережно хранить!
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся…. в музей !

– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)

3. Актуализация знаний. (10 мин)

Задача : повторить понятие «музей».

Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами были?

  • Битцевский парк;
  • Музей народной игрушки;
  • Дарвиновский музей;
  • Музей декоративно-прикладного искусства;
  • Школьный музей.

Что вы узнали нового, посетив эти музеи? Что запомнили?....

Кто ответит, что такое музей?

Музей (от греч. - храм музы) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших залах?»

Варианты ответов: одежда, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

Музейные экспонаты – это предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Туда могли входить разные интересные коллекции: оружия, книг, украшений, картин, посуды и т. д. Эти вещи хранились в соборах и монастырях. Но их могли увидеть не все желающие.

Одним из первых музеев принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. В Александрийском музее находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. К сожалению, с конца IV века мы не имеем известий ни о музее, ни о знаменитой библиотеке.

В России царь Петр1 впервые стал собирать редкие и интересные вещи в помещении для общего обозрения, которое называлось Кунсткамера, она находится в г.Санкт-Петербурге.

Какие бывают музеи? (Архитектурные, исторические, художественные, науки и техники, театральные, литературные, музыкальные, мемориальные, заповедники, краеведческие).

Музеи бывают разные. Например, музеи зоологические, в них собраны чучела животных разных стран, коллекции насекомых и бабочек.
Геологические, где собраны коллекции минералов и камней.

Музеи ботанические, театральные, музыкальные, литературные и т.д.

В краеведческом музее можно узнать об истории своего края, в историческом музее можно узнать не только, но и увидеть прошлое и настоящее своего народа.

Немало у нас музеев, которые посвящены выдающимся писателям, композиторам, ученым, артистам.

Назовите музеи, которые вы знаете.

Во всем мире и в нашей стране существуют огромное количество музеев.

Мы с вами совершим необычное путешествие – находясь в классе, посетим сразу несколько музеев.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ МИРА

Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге (Россия)

Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира.

Государственная Третьяковская Галерея и Оружейная палата в России

Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов.

Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1844-1851 г.г. на территории Кремля.

Из разных стран мира приезжают в нашу страну туристы, чтобы познакомиться с этими коллекциями.

Музей Прадо в Испании (Мадрид)

Один из крупнейших музеев, представляющий собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также шедевры мастеров испанских, итальянских и других школ.

Музей Лувр в Париже (Франция)

Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.

Музей восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне (Великобритания)

Фигуры в музее мадам Тюссо представлены не только историческими личностями. Здесь находятся экспонаты, отражающие изменения в окружающем нас мире. В музее можно сфотографироваться с восковыми фигурами легендарных певцов, музыкантов, политиков, комиков и ученых.

Галерея Уффици во Флоренции (Италия)

Это одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ МУЗЕИ

Существуют необыкновенные музеи. Например:

Музей картофеля (Бельгия)

Город Брюссель славится Музеем картофеля , в котором представлена богатая история этого бесценного продукта. Мы узнаем, как корнеплод попал в Европу, где поначалу был наречен “плодом дьявола”. В музее можно увидеть картину Ван Гога “Едоки картофеля”, а также послушать музыкальную пьесу Баха, написанную в честь картофеля.

Музей бананов (Калифорния, США)

В коллекции Кена Баннистера есть бананы на любой вкус. Игрушки, лампы, часы, стулья и масса других предметов в форме банана. Есть здесь и уникальные экспонаты, такие, как сделанная из банана курительная трубка или жемчужина коллекции – окаменелый банан.

Музей шпионажа

Самый большой из таких музеев находится в финском городе Тампере. Первое, что вы увидите в этом музее – себя на экране. Но найти скрытую камеру вам не удастся. Здесь есть множество прослушивающих, подсматривающих и передающих устройств. Но среди всех “шпионских” штучек внимание привлекает детектор лжи, причем любой желающий может проверить себя на этом аппарате.

Музей воды

Музей воды был открыт в 2003 году. Музей Вселенная воды находится в петербургской Водонапорной башне и занимает несколько этажей.

Музей кошки. В музее представлены разнообразные экспонаты с котами, а кроме выставок здесь проводят аукционы, показы кинолент, песенные конкурсы, показы мод для мохнатых модников и кошачьи шоу. В музее обитают два «оживших» экспоната – сибирский кот Бонифаций и кошка Массия, которые будут сопровождать вас на протяжении всей экскурсии.

Музей Чебурашки. Один из самых миниатюрных в Москве. Занимает две комнаты. Первая часть экспозиции фактически размещается в старинной телефонной будке. Собрание включает в себя многочисленные изображения известного героя: игрушки, открытки, значки, книги, посуда, одежда и т.д. Коллекция собрана из экспонатов, предоставленных поклонниками Чебурашки. Представлены изображения других героев сказки и мультфильма.

4. Физкультминутка. (1 мин)

Аист, Аист, длинноногий.
Покажи домой дорогу.
Топну правою ногой.
Топну левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой
И тогда приду домой.

5. Творческая работа. Работа в группах.(15 мин)

Задача: формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.

Мы с вами познакомимся еще с тремя необычными музеями, которые существуют. О каких музеях пойдет речь, вы расскажете друг другу сами.

Учащиеся класса делятся на три группы. Каждой группе дается задание, как представить название музея, чтобы другие группы учеников догадались, о каком музее пойдет речь.

1 группа. «Музей снежинок»

Задание: необходимо выбрать из предложенных загадок те, которые подходят к названию музея и загадать их участникам других групп.

  • Я, как песчинка, мал и землю покрываю, я из воды рождён и сам её рождаю.
  • Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
  • Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
  • Висит груша, нельзя скушать.
  • Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка - был цветок – и нет цветка.

Есть единственный музей в мире - музей снежинок. В Японии на острове Хоккайдо. Основатель музея снежинок - Накая Укитиро, учёный, чье имя и носит музей.

Музей создан прямо в пещерах. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах. Первый человек, сумевший сфотографировать снежинки фермер из США Уилсон Бентли. Издал в 1931 г. альбом с этими уникальными снежинками (всего 2500 снимков).
Двух одинаковых снежинок не бывает. Но почти все они имеют шестиконечную форму. Снежинки с четырьмя, пятью или восемью лучами в природе не встречаются. А с тремя или двенадцатью лучами изредка встречаются. Форма снежинок зависит от температуры воздуха. Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 г. 30 апреля в Москве. Они закрывали собой ладонь и походили на страусиные перья.

2 группа. «Музей шоколада»

Задание : опорными словами описать шоколад. О чем пойдет речь. Например: сладкий, темный, белый, пористый, с начинкой и т.д.

Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории любимого всеми продукта – шоколада. Самый первый Музей шоколада появился в германском городе Кельне.

В музее имеется миниатюрная шоколадная фабрика, где через окна можно увидеть, как производится шоколад.

Работает небольшой конвейер, из которого на глазах посетителей сыплются конфеты. Самый впечатляющий экспонат – это огромный шоколадный фонтан высотой 3 метра, в котором циркулирует около 200кг жидкого шоколада. Его может попробовать любой желающий.
Среди 7000 экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада; детские игрушки, наполненные шоколадом; выросло даже шоколадное дерево.

3 группа. Музей живых бабочек «Тропический рай»

Задание : мимикой и жестами показать, о каком насекомом пойдет речь.

Музей живых бабочек «Тропический рай» находится в Санкт-Петербурге и состоит из трех уютных залов, в которых среди тропических растений порхают огромные живые бабочки из Америки, Азии и Африки.

Одновременно в музее можно наблюдать до 40 разновидностей тропических бабочек, а также полюбоваться тропическими растениями и садом камней-самоцветов.

Можно увидеть, как из куколок появляются бабочки, понаблюдать над первым полетом «новорожденных».

Как рождаются бабочки, чем питаются, где живет самая большая и самая маленькая на планете бабочка, можно узнать, посетив этот музей.

Индивидуальная работа. (7-10 мин.)

В какой музей вы бы хотели пригласить наших гостей? Давайте нарисуем для них пригласительные билеты.

6. Рефлексивный. (5-7 мин.)

Подведение итогов: о чем сегодня шла речь? О каких музеях вы сегодня узнали?

Самооценка:

  • Я узнал (-а)…
  • Мне понравилось…
  • Мне бы хотелось…

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.