Столы стоят покоем. Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап

Пожалуйста, помогите с определением сочетаемости слова "исследование"! Можно ли говорить "исследование по оценке чего-либо", ведь в словарях дано "исследование чего, о чем"?

Такое сочетание не вполне корректно. Можно сказать: исследование чего-либо, целью (задачей) которого является оценка.

Подскажите мне пожалуйста, я не могу найти ни одного примера сочинения-миниатюры по теме:Язык-лучший посредник для установления дружбы и согласия.

Ответ справочной службы русского языка

Мы тоже не знаем примера такого сочинения.

Вопрос № 265086
Здравствуйте!
Проконсультируйте, пожалуйста, как правильно:
_открываем набор на должность: продавец-консультант_ (с двоеточием)
или
_открываем набор на должность продавцА-консультантА_?
И корректно ли в этой фразе слово "открываем"?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание "открыть (открывать) набор" корректно. Лучше: открываем набор продавцов-консультантов (или набор претендентов, кандидатов на такую должность).

Вопрос № 265083
Уважаемая Грамота.
Сосем запутался. Разъясните пожалуйста, могут ли слова типа "слепой", "мертвый" и.т.п быть существительными. Или это однозначно и бесповоротно прилагательные?
С Уважением Швейк

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова могут быть субстантиватами , то есть, формально являясь прилагательными, выполнять функции существительных.

Вопрос № 265081
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, на какой слог падает ударение в слове цитрусовые: цИтрусовые или цитрусОвые? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: цИтрусовые.

Вопрос № 265078
Уважаемая грамота. Растолкуйте пожалуйста, все-таки слова "хаки", "декольте"" клеш"," гофре" существительные или прилагательные. На" грамоте" вроде как существительные (пометка С.) А по этой статье прилагательные.
http://rusgram.narod.ru/1294-1314.html
Растолкуйте пожалуйста.
С Уважением Швейк.

Ответ справочной службы русского языка

Словарная помета "с." означает не существительное, а средний род - в том случае, когда слово выступает в роли существительного.

Все названные Вами слова могут употребляться и как прилагательные (несогласованные определения), и как существительные.

Вопрос № 265074
Здравствуйте, уважаемые знатоки русского языка. Задаю свой вопрос повторно, в прошлый раз я так и не получила на него ответа. Как правильно написать слово Централизовано- с одной или двумя н в предложении:
Доставка к месту пребывания будет осуществляться централизовано автобусами.
Спасибо большое. Не оставьте, пожалуйста, без внимания мой вопрос. Юлия.

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с двумя Н.

Вопрос № 265069
Подскажите, пожалуйста, как правильно говорить: ВизовЫй экземпляр, или ВизовОй экземпляр.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: вИзовый.

Вопрос № 265063
Здравствуйте!!!
Подскажите, пожалуйста, как правильно оформлять предложения типа: Учитывая, что прирост клиентской базы составил почти 150 тысяч(!) человек... Нужен ли пробел между словом и скобками, в которые заключен восклицательный знак?
У Мильчина не нашли ответ.
Спасибо!!!

Ответ справочной службы русского языка

Пробел перед открывающей скобкой нужен.

Вопрос № 265060
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как просклонять иностранную фамилию Ларкин во множественном числе: Ларкины?..
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Если речь именно об иностранной фамилии, то во мн. ч. склонять ее не следует.

Вопрос № 265058
Здравствуйте!
Скажите пожалуйста, каким способом образовано слово Прикамье?

Ответ справочной службы русского языка

Приставочно-суффиксальным способом.

Вопрос № 265057
Уважаемые Господа!
Сообщите, пожалуйста, если на альтернативный вопрос, например, "Я могу пойти гулять или мне остаться и помочь тебе в работе?" сформулирован неполный ответ, например, "да", то по правилам русского языка "да" следует считать ответом на первую половину вопроса или на вторую? Т.е. "да" относится к "я могу пойти гулять" или "мне остаться и помочь в работе"?

Ответ справочной службы русского языка

По "правилам русского языка" такой ответ следует счесть неполным и некорректным.

Вопрос № 265054
В каких предложениях допущены речевые ошибки?
1) Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком.
2) После тяжелой работы мама приготовила для нас сытный обед.
3) Обувь фирмы «Экко» одета на всех ведущих нашей телекомпании.
4) Во время прямой линии поступило огромное количество звонков, к сожалению, не все из них удалось прочитать.

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, выполните задание самостоятельно. Пользуйтесь электронными словарями ГРАМОТЫ.РУ.

Вопрос № 265053
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, если предложение начинается со слов "Между тем...", нужно ли их отделять запятой?
Спасибо.
С уважением,
Тамара Фурманская

Ответ справочной службы русского языка

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 АЗБУКА В чем разница между чтением по слогам и чтением по складам? [ХI Всероссийская олимпиада, конкурс знатоков] Какое значение синонимичных терминов «абевега» и «буквица» дано в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля? [Рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады] Многие буквы русского (кириллического) алфавита, например, А, Е, К, М, О, Т, совпадают с буквами латинского алфавита. Как можно объяснить этот факт? В пьесе М. В. Ломоносова «Суд российских письмен» спорят «письмена» Онъ и Азъ. Онъ самоуверенно заявляет: Я значу вечность, солнцу подобен, меня пишут астрономы и химики, мною означают воскресные дни, мною великолепен язык славенский, и великая и малая Россия меня употребляет. Далее Онъ говорит Азу: Ты так презрен, что почти никаких российских слов не начинаешь. Напишите буквы Онъ и Азъ. Как вы понимаете смысл выделенных в тексте предложений? Насколько справедлив Онъ в своих высказываниях? Почему в приведенном ниже тексте виселица переносно названа словом глаголь? Какую ж видит он картину? Кругом пустыня, дичь и голь, А в стороне торчит глаголь, И на глаголе том два тела Висят (А.Пушкин. Альфонс садится на коня) В «Российской грамматике» М. В. Ломоносова говорится: Букву iо почитать должно за двуписьменное начертание, из i и о, и для того в азбуке на ряду ставить не должно, однако употреблять в нужных случаях. Каково фонетическое значение буквы iо? Приведите пример слова с этой буквой в орфографии ломоносовских времен. Какая буква пришла на смену «двуписьменному начертанию» в конце XVIII века? Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о еѐ происхождении? В какие из приведѐнных ниже слов следует еѐ вставить? Аф...ра, добряч...к, ж лчный, понож...вщина, оп...ка, тренаж...р, ман...вры, перц...вый, св...кла, шоф...р, углубленный, одноврем...нный, размеж...ванный. Почему существующая в русской азбуке буква Ё так редко употребляется на практике (в текстах)? Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв Ё буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мѐд). В каких случаях употребление Ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы? Какой графический знак выполнял функции буквы Ё до ее появления

2 в алфавите? Знаменитый роман Л. Толстого называется «Война и мир». Среди ранних произведений В. Маяковского есть поэма с таким же названием: «Война и мир». А как следует понимать в том и другом случае слово мир? Ведь это существительное может пониматься не только как антоним к слову война (т.е. в значении «спокойствие, отсутствие вражды»), но и в значении «вселенная, Земля, окружение, совокупность» (ср. выражения весь мир или мир знаний). Есть ли какие-то свидетельства в пользу того или иного толкования этих слов в составе упомянутых названий? В гг. из русской азбуки в числе других была удалена буква I, i (называемая «и десятеричное», «и с точкой»). 1) Вспомните историю букв кириллицы. В составе каких двух букв буква I, i всѐ-таки осталась после реформы? Как называются такие буквы? 2) Проанализируйте примеры: прihздъ, пiанино, Iуда, Iосифъ, сiять, прiютъ, вiѐтся, сiе, Iисусъ, армiи, синiй, обои, сваи, Луиза, Кореи. Сформулируйте правило употребления буквы I, i, действовавшее до 1917 г. [Рекомендации по проведению 3-го этапа Всероссийской олимпиады] Каково происхождение названия буквы Й «и краткое»? Каковы особенности ее употребления? Укажите возможные названия буквы Л и прокомментируйте их . У А. С. Пушкина в «Евгении Онегине» читаем: И русский «Н», как «N» французский, Произносить умела в нос. Как вы считаете, в первой строке здесь указаны звуки или буквы? А как называлась во времена Пушкина русская буква Н? В шуточном стихотворении Козьмы Пруткова «К месту печати» есть строки: Я не могу, живя на свете, Забыть «покоя» и «мыслете», И часто я, глядя с тоской, Твержу: «мыслете» и «покой»! Что обозначают выделенные слова? Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» описывается подготовка к шахматному матчу в Васюках: Однако начавшийся сеанс одновременной игры задержал растущее подозрение одноглазого шахматиста. Вместе со всеми он расставлял столы покоем. Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей.

3 Что означает здесь слово покоем? А. С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот: Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить. Ответ императрицы игра слов, каламбур, Объясните, в чем его суть. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой, идет речь? Каким объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П? Переведите на современный русский язык поучение Азбуковника XVII в.: Везде пиши пса покоем, а не псями. Кое общение псу со псалмом? Объясните значение выделенных слов и ответьте на вопрос: почему пса ни в коем случае нельзя писать псями? Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» фамилии Фѐдоров, принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах? Прочитайте отрывок из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Долго очень без места ходил, а потом на фиту попал, и оттого стало еще хуже. Как на фиту? что это значит? Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в адресный стол справщиком определил, а там у всякого справщика своя буква есть, по какой кто справке заведует. Иные буквы есть очень хорошие, как, например, буки, или покой, или како: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на фиту. Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо фиты через ферт ставит. Ищешь-ищешь его под фитою только пропащая работа, а он под фертом себя проименовал. Напишите буквы кириллического алфавита, встречающиеся в данном тексте, и укажите, какой звук ими обозначался. Приведите, пример фамилии, носитель которой мог «отлынивать» от фиты и самовластно писать себя через ферт. Когда и почему «ничтожная буква» была устранена из алфавита? Автор научно-популярных книг по лингвистике Л. В. Успенский в своей книге «По закону буквы» сообщает следующее: в балладе А. С. Пушкина «Русалка», в стихотворении «Песнь о вещем Олеге», во многих лирических стихотворениях поэта нет ни одной буквы Ф. В поэме «Полтава» из 45 тысяч слов буква эта встречается всего один раз (в слове цифра), в «Борисе Годунове» три раза, причем в одном эпизоде: царевич Федор чертит географическую карту, а порфира вот-вот готова упасть с плеч истерзанного страхом и совестью Бориса. Известно, что звуки [ф] [ф ] встречаются не реже других согласных. Почему же так не повезло букве Ф? Один из героев повести А. П. Чехова «Черный монах», садовод Егор Семенович

4 Песоцкий говорит о будущем своей дочери: Может это и эгоизм, но откровенно говорю: не хочу, чтобы Таня шла замуж. Боюсь! Тут к нам ездит один ферт со скрипкой и пиликает; знаю, что Таня не пойдет за него, хорошо знаю, но видеть его не могу! Каково значение и происхождение слов ферт и пиликать? Почему эти два слова более выразительно свидетельствуют об эгоизме отца Тани, чем его прямое признание в этом? Отгадайте загадку: У Федора с Федотом во главе, а у Филиппа вообще нет . В словаре В. И. Даля упоминается игра под названием херики-оники. О какой игре идет речь и как объяснить ее устаревшее название? Как сегодня называется игра, в которую играли ученики в романе Ф. М. Решетникова «Глумовы» (1867), почему она так называется? Объясните значение и происхождение выражения твердить азы. Ребята старательно выводили буквы, но недолго, потому что в училище не было тихо: двое твердили азы, трое твердили умножение.. Писаки начали толкать друг друга, стали играть в херики и оники. Одинакова ли роль «хвостика» в печатном варианте русских букв Ц и Щ? А в рукописном варианте Ц и Щ? Об одной из букв русского алфавита М. В. Ломоносов сказал: Немой место занял, подобие как пятое колесо! Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности? Всегда ли эта буква «молчала»? В «Стихах к Блоку» (1916) М. Цветаева писала: Имя твоѐ птица в руке, Имя твоѐ льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твоѐ пять букв. Почему М. Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта? До орфографической реформы 1918 г. в русских текстах встречались написания типа столъ и столь, ударъ и ударь, конъ и конь. При этом твердый и мягкий знаки выполняли каждый свою функцию. А чем теперь выражается твердость согласного на письме? В словаре современного русского языка слова туш («музыкальная здравница») и тушь («специальные чернила для черчения») разделены многими другими словами. А в словаре В. Даля они идут рядом, одно за другим. Почему? Какое слово пропущено в следующем стишке, который 100 лет назад заучивали российские школьники, осваивая азы науки? И почему сегодня эта подсказка устарела? Кто и шутя и скоро пожелает

5 .. узнать, число уж знает. В церковной азбуке есть буква «ук», которая состоит из двух частей, не связанных друг с другом лигатурой: ОУ. В современном алфавите сохранилась другая подобная ей составная буква. Приведите ее печатный вариант, а также древнее и современное название. Объясните появление именно такого начертания этой буквы [ВО-2011, 9 кл.]. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля использованы древние названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают? Еръ да еры упали с горы, Ерь да ять некому поднять. Изучавшим русский язык до 1918 г. рекомендовали заучивать следующий стишок Н. К. Кульмана: Белый, бледный, бедный бес Убежал голодный в лес. Лешим по лесу он бегал, Редькой с хреном пообедал, И за горький тот обед Дал обет наделать бед. Ведай, брат, что клеть и клетка, Решето, решѐтка, сетка, Вежа и железо с ять, Так и надобно писать. Наши веки и ресницы Защищают глаз зеницы, Веки жмурит целый век Ночью каждый человек Ветер ветки поломал, Немец веники связал, Свесил верно при промене, За две гривны продал в Вене. Днепр и Днестр, как всем известно, Две реки в соседстве тесном, Делит области их Буг, Режет с севера на юг. Кто там гневно свирепеет? Крепко сетовать так смеет? Надо мирно спор решить И друг друга убедить Птичьи гнезда грех зорить, Грех напрасно хлеб сорить, Над калекой грех смеяться, Над увечным издеваться Как вы думаете, какое правило можно было запомнить с помощью этого

6 стишка? М. В. Ломоносов, обосновавший уже в XVIII веке необходимость тех изменений русского алфавита, которые были осуществлены только реформой 1918 г., изложил свои мысли в виде занимательной филологической пьесы под названием «Суд российских письмен, перед Разумом и Обычаем от Грамматики представленных». Перед судом выступают «письмена» Е и Ђ («ять»). Ять жалуется, что Е его из места владения и наследия изгоняет. Однако я не уступлю! кричит Ять. Е пускай будет довольствоваться женою, а до девиц ему дела нет! Поясните, в чем суть этого «судебного дела». Буква Ђ («ять») до 1918 года писалась в некоторых словах, где по современной орфографии пишется Е. Разницы в произношении звуков, обозначаемых этими буквами, не было, поэтому, когда учились писать, слова с буквой Ђ приходилось просто запоминать. Однако употребление букв Ђ и Е описывается достаточно простым правилом. Конечно, из этого правила есть исключения, но среди приведенных ниже слов, данных в старой орфографии, их нет: бhлить, грезить, дhльный, медокъ, мhлокъ, плеть, рhка, свhтлый, селить, сельский, снhгъ, сhтка, тѐмный, щека, щѐлка. Сформулируйте это правило и напишите в старой орфографии следующие слова: беда, верить, весна, ель, лесок, плен, пчельник, резать, сера. Орфографическая реформа 1918 г. устранила из алфавита букву Ђ («ять»), так как она обозначала то же самый звук, что и буква Е. Например, при одинаковом произношении слов ели (кашу) и ели (высокие) писались они в дореволюционной орфографии по-разному: hли (кашу) и ели (высокие). Установите позицию гласного, в которой четко обнаруживается различие Е и Ђ, и определите, какие из приведенных ниже слов писались через Е, какие через Ђ. 1) Следить, отмель, течь, ведро, резать, примерить, вести, сестра, петь, медовый, пена, делить, сельский, стена, резвый, жена, слепой, осветить, тесный. 2) Пчела, лечь, весло, лесной, речка, плеть, отвечать, обед, кленовый, шуметь, сенокос, везти, лечить, седой, слеза, изменить, тесто, озеро, расцвести, лето. Почему в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля среди слов на Е нет слова есть? В. И. Даль пишет в Словаре: Буква юсъ гнусливая, слышна еще въ польскомъ и важна только для языковеда. К каким двум буквам кириллического алфавита может быть отнесено это высказывание? Напишите эти буквы. Какие звуки, уже не свойственные русскому языку, но сохранившиеся в польском, обозначались юсами в старославянском языке? Назовите самые «молодые» буквы русского алфавита. Какая из них вызвала ироническое замечание М. В. Ломоносова: Ежели для иностранныхъ выговоровъ вымышлять новыя буквы, то будетъ наша азбука съ Китайскую (Российская грамматика, 1755)?

7 М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755) утверждал, что вновь вымышленное или, справедливее сказать, старое Е, на другую сторону обороченное, в российском языке не нужно, и приводил несколько доказательств в пользу этого утверждения. Несмотря на аргументированность точки зрения Ломоносова, эта буква все же заняла свое место в нашем алфавите. В каких случаях мы употребляем букву Э? Почему написание слов типа темп, шоссе отчасти подтверждает мнение М. В. Ломоносова о том, что для чужестранных выговоров вымышлять новые буквы весьма негодное дело, когда и для своих разных произношений не редко одною пронимаемся? Как вы думаете, почему в изданиях «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля слова иконостас и ипостась оказались в разных томах? Прочитайте утверждение академика А. Шишкова: Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку. Какие фрагменты азбуки имел в виду А. Шишков, составляя приведенное суждение? [Рекомендации по проведению 3-го тура Всероссийской олимпиады] Какие реформы в области русского алфавита, проведенные в разные исторические периоды, вам известны? Прочитайте стихотворение В. Я. Брюсова «Июльская ночь» (издание 1983 года) и ответьте на вопросы: а) каков лингвистический принцип построения этого стихотворения? б) с чем связана непоследовательность воплощения этого принципа? Исправьте текст так, чтобы принцип построения был прояснѐн. Алый бархат вечереет, Горделиво дремлют ели, Жаждет зелень, и июль Колыбельной лаской млеет Нежно отзвуки пропели Разостлался синий тюль. Улетели феи холить Царство чары шаловливой, Щебет едких эпиграмм. Начинает сны неволить, Миро льет нетерпеливый, Юга ясный фимиам . Восстановите полностью стихотворение Д. Минаева, учитывая, что в нем использована точная внутренняя рифма. Прошла молва, что в граде Сгорел в избе крестьянин Дал яд вдове наш медик Сбил нос слуге помещик

8 Был пьян в суде защитник Сорвал колье с девицы Быв в кураже, исправник «Иск о козе» затеял Из-за пари с соседом Пьет бочкой эль художник Бьет окна всем чиновник Как Диоген, неряшлив Пуст, как дупло, аптекарь Из трех повес, и Есть гнев у дев, и Зла, как блоха, майорша Раз на крыльце прибила Ругнув сплеча, и Из высших сфер с княгиней Шуры-муры корнет Завел теперь в салоне В чем поощрять их стала А князь в Москве в отделе Жену свою забыл для Там пишут нам про те места Учитель с дьячком [Х Всероссийская олимпиада] Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси? Другой вариант вопроса: Иногда мы употребляем выражение от А до Я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 г.) в этом случае говорили от аза до ижицы? Что означают старые русские выражения начинать с азов, прописать ижицу, выписывать (выделывать) ногами мыслете, стоять фертом? Что их все объединяет? Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим: Расставим все точки над и. Зачем над И ставят точки? Как вы понимаете смысл поговорки из словаря В. И. Даля: Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет? Почему в ней использованы названия именно этих букв: аз и ижица? О ком раньше говорили: корову пишет через ять? Как вы понимаете выражение сделать на ять? Ср.: Раз тебе ребята доверили слово, то ты обязан сделать это на ять (Н. Островский). В описаниях поз и мимики человека в прошлом часто использовались древние названия букв славянской азбуки, например:

9 У нея ротик фитою (В. Даль). Станет фертом, ноги-то азом распялит (П. И. Мельников-Печерский). Там я барыней пройдуся, фертом в боки подопруся (Народная песенка о Наполеоне). У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н. Гоголь). Названия каких букв встречаются в данных предложениях? Напишите эти буквы. Какие звуки они обозначали? Каких из букв нет в современном алфавите и почему? Прочитайте отрывок из повести А. П. Чехова «Три года». Твердо, веди, аз! слышались со всех сторон голоса приказчиков (буквами в амбаре обозначались цены и номера товаров). Рцы, иже, твердо! Напишите буквы, названные в данном отрывке. Что должен был крикнуть приказчик, чтобы назвать товар, обозначенный буквами с, г, л, м, б, д? Какое слово читает постигающая азы грамоты Пелагея Ниловна главная героиня романа М. Горького «Мать»? И снова она, то закрывая глаза, то открывая их, шептала: Живете, иже жи, земля, наш. В черновых вариантах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сохранились строки, описывающие раздумья Татьяны Лариной над тем, как ей подписать письмо к Онегину: Подумала, что скажут люди, И подписала: Т. Л. Что значит Т. Л., это понятно очевидно, «Татьяна Ларина». Но почему в последней строке сбивается ритм и отсутствует рифма? Инициалы Онегина тоже включены в стихотворную строку. Как читаются они и почему? Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е. В повести М. Горького «Детство» рассказывается, как мальчик учился читать псалом по буквам: Буки люди аз ла бла; живете иже же блаже; наш ер блажен, выговаривал я, водя указкой по странице, и от скуки спрашивал: Блажен муж это дядя Яков?.. Какую неточность допустил писатель в передаче старых названий русских букв? Перечислите правильные названия букв, из которых состоит слово блажен (в описываемые в повести времена блаженъ). Пушкинская Татьяна Ларина, пытаясь разгадать смысл своего сна, обращается к настольной книге «Соннику» (толкователю снов) Мартына Задеки. И далее цитата: Татьяна в оглавленье кратком

10 Находит азбучным порядком Слова: бор, буря, ведьма, ель, Ёж, мрак, мосток, медведь, метель И прочая. Еѐ сомнений Мартын Задека не решит Почему обещанный автором «азбучный порядок» здесь нарушен? В частности, почему слова мрак и мосток оказались не на своем месте? В древнерусском языке буквы использовались также для обозначения чисел. А именно: буква А (аз) означала «1», В (веди) «2», Г (глаголь) «3», Д (добро) «4», Е (есть) «5» и т.д. Над буквой в таком случае ставилась специальная черточка титло. Но почему в этой последовательности пропущена буква Б (буки) она числового значения не имела?


ТАЙНЫ РУССКОЙ АЗБУКИ учащиеся 5 «Б» и 5 «В» классов Руководитель Молоснова Екатерина Николаевна Около 863 года братья Кирилл и Мефодий создали письменность для славянского языка. Новую азбуку назвали кириллицей

История славянской письменности Внеклассное мероприятие для 6 класса Учитель Романадзе И.В. Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.

День славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ ВЕЛИКИЕ СЛАВЯНСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ Создатели славянской письменности Кирилл (в миру Константин) и Мефодий - Святые Равноапостольные братья, великие славянские

Занятие 8 1. Буква Чч. Звук [ч"]. 1) Знакомство со звуком. Введение буквы. Загадка: Без ног и без крыльев оно, Быстро летит, не догонишь его. (Время) Вспомните, какие единицы времени знает ребенок (год,

Азбука кириллицы. Как в кириллице назывались все буквы алфавита? Азбука кириллицы. Как в кириллице назывались все буквы алфавита? загрузка... Действительно в кириллице буквы звучат по другому, не так как

У каждой девчонки, Любого мальчишки В портфеле есть Эта заветная книжка. Читают и ныне, Читали и встарь Чудесную книжку С названьем... (Букварь) Вместо бумаги были восковые дощечки и кора берёз береста.

ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА 1 Прочитай текст и выполни задания 10 18 По старой русской традиции со дня Наума 2 начинали учить детей грамоте. День начинали с того, что служили молебен, спрашивали благословения

Тема урока: Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер». Цели и задачи урока: подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

Тайны русского алфавита: история букв ер и ерь Автор(ы): Гришина Екатерина Игоревна Школа: Гимназия 3 Класс: 5 А Руководитель: Трифонова Н. Г. Многие учащиеся не знают происхождения русского алфавита.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015 2016 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (11 класс) Решения и система оценивания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог 9 9 10 5 7 14 8 3 7 10 82 1. Досчитать до[ шʳ]ита[т

«История буквы» Библиотечный урок по книге С.Прудовской «История букв своими руками» Буквы одно из самых гениальных изобретений человечества. Вы помните, как учились писать или читать? Обычно все помнят:

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2015-2016 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА Вариант 8 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

I. Организационный момент. Включение в урок. Мотивация на урок. - Проверили готовность к уроку. Тихо сели. - Сегодня мы выполним много различных заданий, вы должны быть внимательными, сосредоточенными,

Задания по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для первого (заочного) тура олимпиады на звание «Стипендиат АГУ» 11 класс 2009-2010 1 Перед Вами фрагмент стихотворения В. Высоцкого: Ловите ветер всеми парусами! К чему гадать?

18 1 класс (50 ч) 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Темы, входящие в разделы примерной программы Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Различение предложения,

Страница 1 из 5 Тема: Русский алфавит, или азбука. Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит? Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать

4. 4 Буква-звук Г Как ни странно, звук Г в книгах передавался всего двумя видами печатных букв-знаков: Г (глаголь), Последнее начертание позднее; Карский Е. Ф. отмечает: "в южнорусском письме в XVII веке

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» «Утверждено» Директор Православной гимназии г.калининграда / Шевченко Н.И. / Приказ от

Тема 54. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Знакомство с героем Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут

Задание 1 Олимпиада школьников «Ломоносов» по русскому языку 2017-2018 уч. года Заключительный этап 10 11 классы Вариант 1 В русской орфографии существует правило правописания предлогов с местоимениями

Сочинение на тему мое мнение о романе евгений онегин Сочинение на тему Онегин как герой нашего времени Евгений Онегин первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в Это

УДК 373.167.1:821 ББК 83.3я72 К93 Условные знаки: личностные качества; метапредметные результаты. К93 Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 кл. В 2 ч. Ч. 1: раб. тетрадь к учебнику Т. Ф. Курдюмовой / Т. Ф. Курдюмова,

Учебная программа по русскому языку 1 класс Месяц Результаты обучения. Темы, подтемы. Содержание обучения. сентябрь -умеет писать изученные элементы букв; -различает гласные и согласные звуки; -определяет

2 класс Контрольная работа по чтению, февраль Традиционная программа Уважаемые родители, распечатайте данную работу. Запишите звуковой файл (неподготовленное чтение). Ответы на вопросы, задания и тесты

Урок 5 1. Буквы Е, е, звуки [й, э], [э]. Познакомить с новыми буквами и звуком, сформировать четкое представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й, э]. -

Международный марафон знаний «Литературное чтение». Задания марафона 2015-2016 учебного года 1 Международный марафон знаний «Литературное чтение» Международный марафон знаний «Литературное чтение» проводится

Планируемые личностные результаты Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов

С.Г. Филатова, учитель начальных классов ГОУ СОШ 507 Формирование стратегии орфографической зоркости у младших школьников Развитие умения самостоятельно мыслить и действовать важно на всех этапах школьного

О церковно-славянском языке Данную часть методического пособия хочу начать с частичного цитирования Обращения к руководителям образовательных учреждений, методистам по русскому языку и литературе, педагогам-словесникам

ХАРКІВСЬКИЙ ПРИВАТНИЙ ЛІЦЕЙ «ПРОФЕСІОНАЛ» ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА СЛОВ (Праздник поэзии для учащихся старших классов) Учитель Чебослаева В.Ф. 2. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ Вступительное слово учителя:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14» г. Воркуты РАССМОТРЕНА школьным методическим объединением учителей гуманитарного цикла Протокол 1 от 30.08.2014 УТВЕРЖДЕНА

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс Временной объём 210 часов 1.Цели и задачи Обучение русскому языку на первой школьной ступени является преимущественно практическим. Его задачи состоят в том, чтобы: 1) дать детям первоначальные

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИТОГОВАЯ РАБОТА Вариант 6 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всѐм славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991 года, в России этот день является государственным праздником

Тема: Цель: Текст. Общее понятие. организовать деятельность учащихся по формированию общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков; формировать умения различать текст и отдельные предложения;

Тест по обучению грамоте и письму за I четверть 1. Определи количество предложений в тексте. Запиши цифрой. У дома рос высокий клён. Подлетели вороны. Они сели на ветки клёна. Ветки закачались. 2. Запиши

Сценарий урока русского языка в 1 классе (урок-закрепление). Тема: «Путешествие в королевство Русского Языка». Цели урока: 1) повторить изученное об ударении; 2) повторить словарные слова; 3) закрепить

Учитель русского языка и литературы Кораблина И.И. Методическая разработка урока, посвященного Дню славянской письменности «АЗ» И «БУКИ» ВВОДЯТ В НАУКИ. Цель: Воспитывать интерес и уважение к книжной культуре;

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР - детский сад «Колосок» Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе. (в рамках методической недели по плану преемственности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Знакомство с буквой Л, л Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука Цель урока: создать условия для формирования новых

5 класс. Учебно-тематический план. п/п Название глав, тем класс Количество часов по плану. История церковнославянского языка и древнерусская книжная 5 4 культура Основные события жизни свв. Кирилла и Мефодия

2 вариант Прочитай произведение и выполни задания. Старайся читать молча, не проговаривая слова. Три сына Словенская народная сказка Было у лесника трое сыновей. Настало время их к работе приставить. Повёл

Комплексный анализ текста на уроке по теме «Глагольные категории» (Урок повторения изученного в 5 классе). Цель: 1. Закрепить представление о видах глагола, умение опознавать неопределенную форму глагола

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2018 2019 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 4 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задание 1 (баллов) Составьте на основе данных словосочетаний сложные

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я хочу поговорить с вами немного об истории, о русской истории. Я думаю, что это должно быть интересно тем, кто изучает, кто учит русский язык. Как появилась Древняя

Конспект открытого урока обучения грамоте (письмо) в 1 И классе. Тема: Письмо изученных букв, слогов и слов. Учитель: Мжельская Галина Владимировна. Цель: Формирование способности принимать и сохранять

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4» АЛФАВИТ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА проектно-исследовательская работа по

Урок русского языка «Долгая дорога к письменности» Цели: познакомить ребят с историей возникновения письма, обучать их работе с дополнительными источниками, развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 Б класс МБОУ СОШ 41. Учитель: Базеева И.Н. Цель урока: закрепление умения обнаруживать удвоенные согласные в словах. Задачи: 1) знать происхождение

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Разделительный мягкий знак» Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ д. Рязановка Мусина Гузель Фандусовна Тема урока: «Разделительный мягкий знак» Цель урока:

Урок русского языка в 3 классе Тема «Род имён существительных» Выполнила учитель начальных классов МАОУ Любохонской СОШ Меницкая Галина Александровна Тема: «Род имён существительных» Тип урока: урок открытия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Старшая группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2016 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Конспект урока чтения, 8 класс. Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 часа). Цель урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Занятие 9 1. Звук [ж]. Буква Жж. Сочетания ЖИ-ШИ. 1. Рассмотреть картинку на странице 25 и определить, в какую игру играют дети. Выделить из начала слова жмурки начальный звук. Несколько раз произнести

Ленинградская область 2018 2019 учебный год Всероссийская олимпиада школьников по литературе Муниципальный этап 7 класс Уважаемые участники олимпиады! Вам предлагаются три письменных задания: тест на знание

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 Конспект пробного урока по русскому языку на тему: «Гласные и согласные звуки» во 2 «А» классе школы 1248 студентки 55 группы Мамай Анастасии

Интерактивная игра Нескучная грамматика Интерактивная игра ФОНЕТИКА 10 20 30 40 50 ЛЕСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ 10 20 30 40 50 МОРФОЛОГИЯ 10 20 30 40 50 ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ 10 20 30 40 50 О ЯЗЫКЕ 10 20 30 40 50 ФОНЕТИКА

Технологическая карта урока Предметная область Литература Класс 10 Тема урока Философская лирика А.С.Пушкина Цели урока Образовательный аспект: знание и понимание терминов «лирика», «элегия»; знание и

Страница: 1 ТЕСТ 23 Фамилия, имя Прочитай текст. Класс ЧТО СКАЗАЛА БЫ МАМА? Гринька и Федя собрались на луг за щавелем. И Ваня пошёл с ними. Ступай, ступай, сказала бабушка. Наберёшь щавелю зелёные щи

Шифр Тексты заданий для муниципального этапа олимпиады по ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ) МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Паронимы». Цели: обеспечить возможность усвоения учащимися материала по теме «Паронимы»; организовать деятельность учащихся по формированию умений различать

Викторина по сказкам А.С.Пушкина. Цель: Воспитывать интерес к произведениям великого писателя А.С.Пушкина, умение инсценировать отрывки из понравившихся сказок писателя. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников Задания: Русский язык 6 класс 1. Какой фонетический признак объединяет слова отдать, сгибаться, молотьба? Как называется противоположный признак? Придумайте

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Критерии проверки

3. Возможный вариант: Один раз // однажды // как-то раз уехали братья на базар, а бабы // их жены // невестки давай посылать его :

- Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

- Неохота!

- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну ладно.

Слез Емеля с печи, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Критерии оценивания.

1. Название сказки – 0,5 б.

2. Язык - 0,5 б.

3. Восстановление текста сказки – от 1 до 10 баллов в зависимости от точности и полноты отражения стилистического и содержательного своеобразия сказки.

Задание 4.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Итоговое количество баллов – 4.

Ответ.

1. Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).

2. Издалека из далека (места). Допоздна до поздна (часа, времени). Снова с нова (раза). Смолоду с молоду (возрасту). Засветло за светло (время).


Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.

Критерии оценивания.

1. Определение грамматических особенностей кратких прилагательных - 1 балл.

2. Восстановление одного производящего словосочетания - 0,5 балла. Комментарий – 0,5 балла. В сумме 3 балла.

Задание 5.

Какого человека называют шляпой ? Почему именно шляпой , а не шапкой , не кепкой , не беретом ?

Ответ.

Человека неловкого, нерасторопного часто называют шляпой . Шляпа – принадлежность гражданского, штатского костюма и является как бы символом штатского человека. Человека, у которого отсутствует выправка, стать и сноровка, в отличие от кадрового военного, называют шляпой, подчёркивая таким образом качества, свойственные невоенным людям.

Критерии оценивания.

Ответ на вопрос – 1 балл. Комментарий – 1 балл.

Задание 6.

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:__________________ языки,___________________________ языки,______________________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая - ________________; вторая -___________________________ ; третья - ___________________________..

Итоговое количество баллов – 22.

Ответ.

Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: восточнославянские языки , западнославянские языки, южнославянские языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая – языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий; третья – сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки . У каждого из этих языков-ветвей есть еще веточки с многочисленными «листочками» - наречиями и говорами (диалектами).

Критерии оценивания.

1. Восстановление одного наименования - 1 балл. В сумме -15 баллов.

2. Продолжение текста с указанием на членение языковых ветвей - 2 балла.

Конкретизирование членения русского языка (южнорусское и севернорусское наречие, среднерусские переходные говоры и т. д.) – до 5 баллов.

Задание 7.

Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?

Приди, о Истина, и поселись меж нами,

Приди, искорени вгнездившийся порок,

Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

Дух премудрости, и разума, и силы!

Всеобъемлющей, божественной любви!

Нас, заглохших в суете, помилуй

И своим дыханьем оживи1

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий мимо саду,

Бредет по жесткой мостовой…

Итоговое количество баллов - 10.

Ответ.

1. Молитва.

2. Соделай, помилуй, пошли (отраду) – формы повелительного наклонения, 2 лица, ед. ч.

Критерии оценивания.

1. Определение жанровой формы – 1 балл.

2. Выявление грамматических форм: одна форма – 1 балл. В сумме 2 балла.

3. Их характеристика – до 2 баллов.

4. Указание на одно из речевых действий – 1балл. В сумме – 5 баллов.

Задание 8.

Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем ? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 2.

Ответ.

Столы в кабинете стояли буквой П, которая раньше называлась покой .

Критерии оценивания.

Толкование фразы – 1 балл. Комментарий – 1 балл.

Задание 9.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов – 2.

Ответ.

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец

Критерии оценивания.

Обособление приложения скота – 2 б.

Задание 10.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж, жж)е(н, нн)ый . Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов – 6.

Ответ.

Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно:

сузить страдательное причастие

пишется как суженный;

Образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

Существительное, образованное путем перехода в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить , пишется как суженый .

Критерии оценивания

Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б. Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б.

Задание 11.

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ф. Глинка

Итоговое количество баллов – 12,3.

Ответ.

1. Мч ится: ч" не имеет пары по твердости, трой ка: обозначение мягкости не требуется, так как этот звук не имеет пары по твердости, удалая : обозначение мягкости не требуется, так как звук j не имеет пары по твердости , вдоль : при помощи мягкого знака , дорог е: при помощи буквы е, столбовой : (см. тройка), колоколь чик, ч (см. вдоль, мчится) , Валдая (см. удалая ), гуд ит: при помощи буквы и, дугой : см.тройка.

Критерии оценивания

1. Каждая верно выявленная буква – 0,1 б. В сумме – 1,3 б.

2. Каждый из способов обозначения мягкости согласных - 1 б. В сумме - 11 баллов.

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Русский язык

9 класс

Общее время выполнения работы - 3 часа (180 минут).

Задание 1.

В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик . Например : Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа... есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни истукатель .(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)

Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова. Как вы думаете, что обозначали истукатель, истуканщик в XVIII веке? Каковы их синонимы в современном русском языке? Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик , исчезнувшие из языка и замененные другими?

Итоговое количество баллов -

Задание 2.

Прочитайте фрагмент одного из разделов «Краткой российской грамматики» Е.Б.Сырейщикова, писателя, преводчика, педагога, жившего во второй половине 18 века. Отличается ли по своему содержанию и назначению грамматика современного русского языка от грамматики того времени? «Переведите» этот фрагмент на современный русский язык, внося необходимые, на ваш взгляд, коррективы.

О Грамматике и ея разделении.

Грамматика учит правильно говорить и исправно писать.

Грамматика разделяется на четыре следующие части:

I. На Правописание.

II. На Произведение слов.

III. На Сочинение слов

IV. На Произношение слов.

Количество баллов - 4.

Задание 3.

При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии - приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О ¢ кей! - сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

Количество баллов - 11 .

Задание 4.

Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление » пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Задание 5.

Какого человека называют шляпой . Почему именно шляпой , а не шапкой , не кепкой , не беретом ?

Итоговое количество баллов - 4.

Задание 6.

Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков

В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык - _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________ и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________. Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________ и ___________________________________.

Итоговое количество баллов - 22.

Задание 7.

Как бы вы определили жанровую форму приведенных ниже стихотворений? Какие грамматические формы помогают это сделать? Какие речевые действия совершаются при помощи этих форм?

Приди, о Истина, и поселись меж нами,

Приди, искорени вгнездившийся порок,

Соделай так, чтоб враги нам сделались друзьями

И чтоб невинного не гнал уж больше рок!

Н.И. Тургенев

Дух премудрости, и разума, и силы!

Всеобъемлющей, божественной любви!

Нас, заглохших в суете, помилуй

И своим дыханьем оживи1

Ю.В. Жадовская

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий мимо саду,

Бредет по жесткой мостовой...

Ф.И. Тютчев

Итоговое количество баллов - 10.

Задание 8.

Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем ? Прокомментируйте свой ответ.

Итоговое количество баллов - 2.

Задание 9.

Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Количество баллов - 2.

Задание 10.

Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый . Обоснуйте свой ответ.

Итоговое количество баллов - 6.

Задание 11.

Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ф.Глинка

Итоговое количество баллов - 12,3.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них «сосед». Подумайте, в каких словах буква с обозначает звук [с] , а в каких - другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий ?

2. Распределите данные слова на три группы: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге:

Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, дефис, ателье, цемент, глобус, прогресс, модель, алфавит, километр, углубить, квартал, силос, звонит, столяр, досуг, магазин, начать ,

3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания.

Ледник-ледник; накладной - накладный; отзыв- отзыв; переводной -переводный; складной - складный.

4. Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.

Вещий, внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.

5. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий - …… редкостный; 2) Дерзкий - …… дерзостный; 3) Лень - …. ленивец; 4) Угол - …. угловатость; 5) Корысть - …. бескорыстность 6) Цена - …. бесценность.

6. Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление

7. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.

Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

8. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

9. Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ.

А) Имя существительное, неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл., ед.ч., вин. п.

Б) Имя существительное, одушевленное, нарицательное, ср.р., разносклоняемое, ед.ч., тв. п.

В) Имя существительное, одушевленное, собственное, м.р., 2 скл., ед.ч., дат.. п.

10. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся.

Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.

11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.

Красна речь слушаньем. Сонный да ленивый - два родные братца. Не тешь меня тем, чего я не ем. Горяч на почине, да скоро остынет.

12. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса и т.д.

Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне…

Теперь слушать и слушать!..

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф.И. ______________________________________

1. Восстановить фразеологизмы, указать их значение:

Филькина, эзопов, авгиевы, ахиллесова, дамоклов, Демьянова, медвежья, прокрустово, сизифов, Тришкин, крокодиловы.

2. Составьте предложения со словами : напасть, запал, запас, заводи - так, чтобы эти слова были разными частями речи. Разобрать слова по составу. Обозначить часть речи.

3. Разбейте следующие словосочетания на две разные группы исходя из их значения.

Собака Пети, учитель брата, дом отца, хранитель печати, раб императора, убийца президента.

Попадут ли в эти группы словосочетания врач сестры, сын директора и тренер команды ? Обоснуйте своё решение.

4. Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме.

Ор(?)ентир, и (л,лл)юстрация, те(р,рр)итория, экз..мпляр, тр..буна, конве..р, ад…ютант, к..м..тет, ..тм..сфера, пр..т..ндент, о(к,кк)упация, х..р..ктеристика, пр..з..дент, ..гре(с,сс)ия.

1. Для того, чтобы не заблудиться выбрать правильное направление, нужны … .

2. Пространство с четко очерченными границами называют … .

3. Офицера, состоящего при начальнике для выполнения особых поручений, называют … .

4. Большая удача для коллекционера - приобрести редкостный … .

5. На должность, даже на руку и сердце нужно найти … .

6. Желая описать отличительные свойства кого-либо, дают ему … .

7. Земной, дружеской и приятной, доверительной или семейной может быть … .

9. Какое слово (слова) образовано от славянского слова ОКО, имеющего значение «глаз»? Выпишите. Аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

10. Сколько раз встречается [з ]в предложении

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

11. Замените синонимами устаревшие слова.

Чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.

12. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

13. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Обоснуйте свой выбор.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

14. Поставьте ударение и составьте словосочетания со словами:

Плачу …………………………… плачу…………………………

Пили ……………………………… пили ………………………

Полки …………………………… полки ………………………

Гвоздики ………………………… гвоздики …………………………

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф.И. ______________________________________

1. Напишите слова согласно современным орфографическим правилам русского языка и объясните, почему часто ошибаются в данных словах В вазе цветы ВПЕРЕМЕ…КУ. - Машины двигались ВПЕРЕМЕ…КУ.

2. Определите три разные синтаксические роли инфинитива «курить» в предложениях:

а) Он пошёл курить, хотя привычка курить сильно ему вредила.

б) Он часто приговаривал: «Курить - здоровью вредить».

3. 1) Сделайте наблюдение над грамматическим «поведением» слова НЕТ. В роли каких частей речи оно употребляется в русском языке?

Нет, я не согласен.

Нет никаких моих сил больше.

На нет и суда нет.

2) Историки языка называют слово нет (нету ) сращением. Как вы думаете, что с чем «срослось»?

3) Чем являются по отношению друг к другу НЕТ (отрицание) и НЕТ («Интернет»)?

4. Какого человека называют шляпой ? Почему именно шляпой , а не шапкой, не кепкой, не беретом?

5. Как вы понимаете фразу Столы в кабинете стояли покоем? Прокомментируйте свой ответ.

6. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (две запятые)

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

7. Выберите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с,сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый .

суженный ссуженный

суженый ссужженный

суженный сужженый

Обоснуйте свой ответ.

8. При создании литературных (чаще всего поэтических) произведений их авторы иногда обращаются к травестии - приему, основанному на гротескно-комическом «переиначивании» классических текстов. В современной литературе травестийный прием может реализоваться в виде имитации обратного перевода: редактор или переводчик переводит произведение иноязычного автора на свой язык, а затем вновь переводит на исходный.

Перед вами отрывок из русской народной сказки в таком «обратном переводе». Что это за сказка? С какого языка она вновь переведена на русский язык? Восстановите её исходный текст, стараясь отразить национальный (народный) колорит языка сказки.

Как-то раз уехали братья в таун, а их герлфренды говорят:

- (Имя), организуй доставку воды с реки!

- Не в кайф!

Тогда герлфренды и говорят:

- Если ты не выполнишь наше поручение, братья вернутся и не привезут тебе презента с распродажи.

- О, кей! - сказал (имя), спустился с камина, на котором обычно лежал часами, взял тару и направился организовывать доставку воды.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ф.И. ______________________________________

1. Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого.

2. Сколько звуков [с] в предложении: Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? Свой ответ аргументируйте при помощи транскрипции.

3. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорок? Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами (не менее 3х).

4. Слова простой ипростой - омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду?

5. Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее. (4 б.)

6. Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? Выпишите.

7. Расставьте в предложении необходимые знаки препинания, подчеркните слова как члены предложения.

Рочник грюмил расчиквающее дытирем стягло.

8. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

9. Найдите ошибки в предложениях, взятых из языка современных СМИ. Запишите предложения правильно. Свой ответ аргументируйте

а) Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче.

б) По приезду домой мы сначала отправились в магазин, а затем навели порядок в комнатах.

в) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

г) Порывы ветра достигали пятнадцать-двадцать метров в секунду.

д) К праздничному столу я купила пять килограмм банан.

10. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы ? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

11. Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

12. В каждом из данных ниже предложений зашифровано имя существительное, которое сочетается с указанными словами. Определите, что это за существительное.

А. В него вступают и его поддерживают, он завязывается и идёт, но может прерваться.

Б. Её строят и создают, ей предаются, ею можно обольщаться, тешиться и даже жить.

В. В него вступают, он обостряется и ослабевает, его избегают и улаживают, урегулируют и прекращают.

Г. Перед ней стоят или её выдвигают, её можно затрагивать и на неё можно указывать, её решают и ставят, или она встаёт сама.

Д. Его можно обнаружить и проявить, заметить, направить и поддержать, чтобы не пропал, его открывают и зарывают в землю, перед ним преклоняются.

Е. Его производят, создают и вызывают, кто-то может за ним гоняться, а кто-то его добиться, что-то может его дать, он может быть положительный и грандиозный, шумовой и дешёвый.